Источники финансирования организаций культуры равно как и ресурсы организаций культуры делятся на привлеченные, национальные и личные. Разнообразие источников финансирования организаций культуры оптимальнее разглядеть на примере США, где структура финансирования сферы культуры отличается самой высокой степенью диверсификации.
По оценке Р. Редфорда совокупные источники финансирования некоммерческих организаций культуры США достигли в 2003 г. 134 млрд. амер. долл., а также личные источники финансирования — 81 млрд. амер. долл., из которых 24 млрд. амер. долл. были перечислены в качестве налогов на доходы организаций культуры обратно в федеральный, регальный и местный бюджеты.
А) Привлеченные источники финансирования.
Привлеченные средства являются большим источником финансирования сферы культуры США. в течении последних двадцати лет они составляли около 50% всех денежных поступлений сферы культуры. В 2001 г. средства от коммерческого сектора и населения
Рис. 4 Привлеченные источники финансирования организаций культуры США |
в бюджете некоммерческих организаций культуры достигли 52,2 млрд. амер. долл., в то время как национальные субсидии — всего 1,45 млрд. амер. долл.
С 1970 до 2001 гг. наблюдаются следующие тенденции привлеченного финансирования в американской сфере культуры.
Во-первых, в сфере культуры США наметилась устойчивая тенденция, с одной стороны, повышения благотворительных взносов населения и, иначе, понижения темпов роста благотворительных вкладов коммерческого сектора. Благотворительные взносы населения в сфере культуры в процентах к личным доходам населения возросли с 1,95% в 1970 г. до 2,23% в 2001 г. Благотворительные вклады корпораций, стабильно возраставшие за период с 1970 г. по 1980 г. от 0,8 млрд. долл. до 5,6 млрд. долл., остановились в собственном росте с 1980 г. В следствии, благотворительные взносы компаний в 1980 г. и 1999 г. составили одну и ту же цифру — 5,6 млрд. долл.
Распознанную тенденцию возможно растолковать трансформациями в политике коммерческих структур, то есть сменой форм филантропии. Как справедливо отмечает сотрудник Коммерческого Комитета Помощи Искусств под руководством Национального Индустриального Совета США Д. Йедлик, налицо « отход от понятия чистой филантропии к той позиции, в то время, когда образуется альянс бизнеса со сферой культуры для достижения обоюдных деловых целей». В случае, если в 1970- е годы в благотворительной политике предпринимательских структур имела место чистая филантропия, т. е. свободное жертвование средств организациям культуры без преследования каких-либо коммерческих целей, то с 1980- х годов наметилась тенденция к планированию и анализу всех направлений затрат компаний, среди них и благотворительных.
В регулярное обращение вошел термин корпоративные социальные инвестиции, обозначающий отчисление средств коммерческими структурами на публично-нужные цели.
Любая статья социальных затрат корпорации обязана планироваться заблаговременно и сопровождаться определенной отдачей. С позиций некоммерческих организаций культуры корпоративные социальные инвестиции принимают форму спонсорских средств.
На протяжении спонсирования организации культуры покупают нужные для исполнения уставной деятельности материальные и финансовые ресурсы, возможности применения современных видов связи, оборудования, и увеличения квалификации сотрудников.
Спонсоры, в соответствии с материалам Американского Коммерческого Комитета Помощи Искусств, разглядывают корпоративные социальные инвестиции как «составляющие программы связей с общественностью, направленной на расширение внешних контактов и создание благоприятного имиджа компании». Помимо этого, спонсорство выступает как «недорогое средство доступа и рекламы к респектабельным развлекательным программам». Вправду, некоммерческие организации культуры в ответ на спонсорский взнос включают наименование компании в собственные печатные издания; помещают логотип компании на входных билетах, информационных проспектах; берут на реализацию продукцию компании; предоставляют компании право применения собственной марки, площадей, и возможности участия в культурных мероприятиях и т. д. К примеру, одной из популярных форм работы со спонсорами есть продажа организациями культуры так называемых именных мест, где за определенную сумму возможно взять право разместить собственный имя. Это возможно надпись на стене («донорские стенки»), колонне, постаменте и т. д. Так, Метрополитен музей в Нью-Йорке, наибольший музей изобразительного исскуства США, реализовал 5000 кровельных черепиц по 500 долларов за каждую, на которых могли быть выгравированы имена спонсоров.
Так, пользы спонсоров возможно поделить на прямые и косвенные. К прямым пользам относятся получение рекламы, доступ к современным источникам информации и т. д. Косвенные пользы спонсорства заключаются в завоевании лояльного отношения правительства и видных политических деятелей, улучшении имиджа компании в обществе, что в целом содействует созданию благоприятной среды для бизнеса.
Но выделенные пользы спонсорства свойственны не только сфере культуры, но и распространяются кроме этого на такие области, как образование, здравоохранение и др. Необыкновенная привлекательность сферы культуры как объекта спонсирования содержится в том, что она разрешает компаниям выходить на тяжело досягаемые рынки . С одной стороны, некоммерческие организации культуры снабжают проникновение компаний на рынок потребителей с большим уровнем доходов и образования, т. е. интеллектуальной и денежной элиты общества. Иначе, принимая к сведенью половозрастной состав потребителей культурных одолжений, возможно утверждать, что организации культуры разрешают коммерческим компаниям выходить на рынок, где главными клиентами являются дамы. В соответствии с итогам изучения социолога Джона Робинсона из университета штата Мэриленд, «дам на 100% больше, чем мужчин, среди зрителей балета, на 25% больше в музыкальных театрах и на 27% больше на симфонических концертах».
Помимо этого, поддерживая искусства и сферу культуры, спонсоры смогут скоро поднять собственный престиж в глазах потребителей, собственного персонала и партнёров. В этом случае весьма интересно процитировать слова начальника американской корпорации «Мобил» Р. Уорнера-младшего: «Мастерство разрешает отечественным клиентам, сотрудникам и партнёрам ощущать тот же поиск совершенства и идеального качества, что питает многие из отечественных деловых ответов». Спонсорство в сфере культуры разрешает, так, отождествлять имя компании с чем-либо выдающимся.
Еще один фактор привлекательности сферы культуры как объекта спонсирования содержится в широких возможностях действенного управления персоналом компании. Посещение выставок, концертов, фестивалей, творческих вечеров, экскурсий разрешают компании не только организовывать досуг собственных сотрудников, но и повышать сплоченность, преданность коллектива компании, и снабжать развитие творческих свойств персонала, нужных для действенной работы.
В следствии, корпоративные социальные инвестиции компаний формируют новую форму филантропии, которую возможно назвать стратегической.
Во-вторых, громадное влияние на развитие сферы культуры оказывают фонды социальной помощи. США отличаются постоянным ростом числа фондов социальной помощи и их активов. Так, в случае, если в 1980 г. в стране насчитывалось 22,5 тыс. фондов социальной помощи, то к 2001 г. их число удвоилось и составило 46,9 тыс. Еще более большим есть рост активов фондов за этот период — более чем в шесть раз — с 41,6 млрд. долл. до 269,2 млрд. долл. Показательным являются и темпы повышения числа предоставленных сфере культуры грантов. В 2001 г. они достигли 10798 ед. на сумму 792 млн. американских долларов, что в 4,3 раза выше уровня 1980 г.
фонды социальной помощи как правило предпочитают заниматься долговременными программами искусства и развития культуры, к примеру, образовательными проектами, развитием новых направлений мастерства, созданием информационной сети и т. д. Но это не свидетельствует, что фонды абсолютно финансируют выбранные программы. Их субсидии во многих случаях носят частичный, разовый либо непродолжительный темперамент и ставят целью оказать помощь формированию проекта на первом этапе.
К тому же, помощь сферы культуры фондами социальной помощи не исчерпывается лишь предоставлением грантов. Сейчас громадную популярность приобрел таковой вид помощи фондов социальной помощи как консалтинг. По словам И. М. Шеймана, «большие фонды социальной помощи все чаще делают функции научно-консультационных центров по широкому кругу неприятностей». Вправду, сотрудники фондов занимаются в сфере культуры экспертными оценками программ, участвуют в отборе и ранжировке проектов, разрабатывают советы по действенной реализации работ в организациях культуры и т. д.
Так, фонды социальной помощи оказывают помощь некоммерческим организациям культуры не только в форме денежной, но и научно-консультацион- ной помощи.
В связи с новыми функциями фондов научный сотрудник ИМЭМО РАН И. Городецкая настаивает на необходимости применения понятия «научно- и культурно-бла- готворительный фонд (НКБФ)» вместо определения «фонд социальной помощи». Но, на отечественный взор, данное определение есть вряд ли более успешным.
В-третьих, ключевую роль в финансировании сферы культуры играются членские взносы. Так, в доходах Метрополитен музея членские взносы в 2002 г. составили 15% всех поступлений (см. рис. 5).
Коммерческая Входная плата, деятельность экскурсии, лекции 22% Резервные взносы Рис.5 Источники финансирования. Метрополитен. Музея в 2002 г. Источник: The Metropolitan Museum of Art. Annual Report for the Year 2001-2002. |
В зависимости от типов участников выделяются два вида членства — личное (для физических лиц) и корпоративное (для юрлиц). С позиций сроков членства отмечаются три вида — годовое, срочное (5,10,15, 20, 25 лет) и бессрочное членство. В зависимости от суммы финансового вклада выделяются категории несложных и привилегированных участников организации культуры и др.
В ответ на членские взносы организации культуры предоставляют участникам определенный пакет одолжений. Простые члены есть в праве на бесплатное информационное обслуживание, посещение выставок, концертов, клубных мероприятий, как на территории организации культуры, так и за ее пределами, скидки на печатную и сувенирную продукцию организации культуры. Привилегированные члены, кроме прав несложных участников, смогут покупать эксклюзивные права на посещение закрытых экспозиций, VIP-ложи на клубных мероприятиях и концертах в организациях культуры.
Помимо этого, привилегированные члены смогут принимать яркое участие в деятельности организации культуры. Так, в Метрополитен привилегированные члены приобретают право голоса на Совете Клуба Друзей, главном органе управления Клубом, наравне с персоналом музея. На совещаниях Совета, каковые проходят пара раз в год, привилегированные члены участвуют в рассмотрении направлений и задач деятельности Клуба, утверждении его доходов и бюджета расходов, а также в анализе результатов работы Клуба.
Так, популярность совокупности членства возможно растолковать тем, что она есть необычной формой участия в деятельности организации культуры и предусматривает много привилегий для участников.
В-четвертых, среди привлеченных источников финансирования организаций культуры особенное место занимают заемные средства. В качестве заемных источников финансирования выступают кредиты банков, денежных университетов, интернациональных организаций и др.
Отдельное место в совокупности заемного финансирования некоммерческих организаций культуры занимают не облагаемые налогом муниципальные облигации, именуемые мунисами (munis).
Муниципальными облигациями именуют облигации, производимые для финансирования деятельности некоммерческих организаций муниципальными властями и фактически некоммерческими организациями.
За границей существует пара типов мунисов. В зависимости от сроков выделяют кратковременные и долговременные мунисы. Кратковременные муниципальные векселя употребляются по большей части для преодоления временных финансовых затруднений некоммерческих организаций культуры, в то время как долговременные муниципальные облигации — для финансирования инвестиционных проектов некоммерческих организаций культуры.
Помимо этого, в зависимости от видов обеспечения существует три типа мунисов. Муниципальные облигации, обеспеченные абсолютной гарантией республиканских либо местных властей, т. е. всеми налоговыми поступлениями данного уровня. Особые налоговые облигации, выплаты по которым гарантируются посредством отдельных налогов, и муниципальные прибыльные облигации, для которых обеспечением выступают активы самих некоммерческих организаций культуры.
Но муниципальные облигации и другие заемные средства не всегда используются организациями культуры. Привлечение заемных средств оправдано, если они содействуют реализации высокодоходных проектов, денежные поступления от которых будут быть больше цену заемного капитала. Применение заемных средств для финансирования главной некоммерческой деятельности допустимо при тяжелого экономического положения организации культуры как единственно вероятный вид финансирования, и, в случае, если заемные средства ведут к увеличению качества услуг, расширению некоммерческих видов деятельности, что разрешит в будущем расширить доходы от главной деятельности.
В-пятых, в 90-е гг. в сфере культуры взяло развитие новое направление привлеченного финансирования — резервные взносы (reserve endowment). В 2002 г. резервные взносы Метрополитен Музея достигли 22% от суммарных доходов.
Резервные взносы воображают особенную форму привлечения средств физических и юрлиц в организацию культуры для продвижения и сохранения культурного наследия в обществе. Так, цель аналогичных взносов Метрополитен Музея содержится в «сохранении имеющегося культурного достояния для поколений, а также в доступе предметов и изучении искусства к ним самых широких слоев населения».
В отличие от других типов взносов, резервные взносы размещаются организацией культуры на квитанциях банков и инвестиционных университетов с целью получения стабильных процентов. Основной изюминкой резервных взносов есть запрет на применение самой суммы взноса на финансирование затрат организации культуры. Организация культуры вправе распоряжаться лишь накопленными процентами. Контроль за применением резервных доходов и взносов от них осуществляет совет попечителей организации культуры. Он каждый год определяет лимит затрат созданного фонда исходя из средней ставки процентов по вкладам и в соответствии с замыслом работы организации культуры. Наряду с этим применение накопленных процентов от резервных взносов может идти на покрытие как капитальных, так и текущих затрат.
Резервные взносы смогут привлекаться в разных формах. Одной из таких форм есть мемориальный взнос, посвященный какой-либо дате либо событию. Популярность данной формы резервного взноса разъясняется тем, что частное событие отмечается в рамках организации культуры. К примеру, организация культуры может публиковать данные о наступившем событии в собственных печатных изданиях, высылать поздравления и подарки от собственного имени, предоставлять площади под проведение банкетов и др.
Весьма интересно остановиться на чёрте лиц, делающих резервные взносы. Автором было совершено исследо-
45-54 года Рис. 6 Возрастная структура резервных вкладчиков Метрополитен музея, в 2001 г. |
вание демографической и опытной структуры резервных вкладчиков на базе данных Метрополитен Музея на 1 июля 2001 г. (рис. 6).
Неспециализированное число резервных вкладчиков Метрополитен образовывает 1300 человек. Из них 63% — это дамы. Большая часть резервных вкладчиков — это люди от 35 до 64 лет. Главную долю среди них составляют 45-54-летние лица (31%). Оставшаяся часть практически равномерно распределяется между двумя группами — лицами в возрасте от 35 до 44 лет (26%) и от 55 до 64 лет (25%). Мельчайшую долю резервных вкладчиков составляют юные люди в возрасте от 15 до 24 лет (1%), и пожилые граждане старше 74 лет (2%). Как видно, среди населения громаднейший интерес к резервным взносам Метрополитен предъявляют люди зрелого и преклонного возраста (рис. 6).
Опытная структура резервных вкладчиков свидетельствует, что в их качестве выступают по большей части лица, занятые в сфере бизнеса: банковские служащие (28%), финансовые консультанты и аудиторы (14%), сотрудники страховых компаний (9%).
Приложение 1 ПОЛОЖЕНИЕ О РЕЗЕРВНЫХ ВЗНОСАХ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ
Резервные взносы — форма привлечения средств от физических и юрлиц в организацию культуры с целью получения регулярного дохода от предоставленных его использования и средств на культурные, образовательные, благотворительные и иные публично-полез- ные цели.
Резервные взносы привлекаются организацией культуры в финансовой форме в рублях либо зарубежной валюте методом расчета наличными либо безналичным переводом.
Резервные взносы дифференцируются по суммам взносов и категориям доноров.
Для физических лиц предлагаются личные резервные взносы. Минимальный личный резервный взнос рекомендуется в размере 3500 руб.
В зависимости от суммы взноса физические лица вправе рассчитывать на определенные привилегии.
В ответ на минимальный личный резервный взнос физические лица приобретают пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры (вход в музей, просмотр концерта, спектакля и т. п.) не более трех раз в год, 10% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры. При личном резервном взносе от 6000 руб. физические лица приобретают на двух человек пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры не более трех раз в год, 15% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры.
Для юрлиц предлагаются корпоративные резервные взносы. Минимальный корпоративный резервный взнос рекомендуется в размере 35000 руб.
В зависимости от суммы взноса юридические лица вправе рассчитывать на определенные привилегии.
В ответ на минимальный корпоративный резервный взнос юридические лица приобретают на пять сотрудников компании пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры (вход в музей, просмотр концерта, спектакля и т. п.) не более шести раз в год, 10% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры. При корпоративном резервном взносе от 60000 руб. юридические лица приобретают на десять сотрудников компании пожизненный бесплатный доступ к услугам организации культуры не более шести раз в год, 15% скидки на сувенирную и печатную продукцию, услуги кафе и ресторанов организации культуры.
Резервные взносы размещаются организацией культуры на депозитах Сберегательного банка РФ с целью получения ежемесячных (годовых) процентов. Сама сумма резервного взноса не может быть использована организацией культуры. Направления расходования процентов определяются физическими и юрлицами при внесении средств в организацию культуры.
Рекомендуемые направления применения доходов:
1) Культурные проекты.
2) Образовательные программы.
3) Реставрационные проекты.
4) Реконструкция строений, помещений.
5) Научные изучения.
6) Приобретение оборудования, экспонатов.
7) охраны и Система безопасности.
Издательская деятельность
Физические и юридические лица не вправе рассчитывать на возврат внесенных резервных взносов.
Внешний контроль за применением резервных доходов и взносов от них может осуществлять попечительский (консультационный) совет организации культуры.
Б) Национальные источники финансирования.
Вторая несколько доходов организаций культуры, объединяющая разные виды национального финансирования, есть классическим источником поступлений сферы культуры США. К национальным источникам финансирования относятся регулярные субсидии страны на развитие и содержание организаций культуры, и разовое финансирование, которое связано с реализацией отдельных проектов, программ и др. Это смогут быть национальные гранты, кредиты либо тендерное финансирование (табл. 3).
Национальное финансирование имеет гораздо меньшие количества если сравнивать с привлеченными средствами, что связано с сложностью и длительностью процессов получения бюджетных средств, и с громадной работой по сбору информации для обоснования необходимости денежной помощи. В 2001 г. национальные средства в сфере культуры оценивались в 1,45 млрд. американских долларов, что образовывает 1,2% от общих денежных поступлений организаций культуры. Но приведенные результаты не учитывают непрямое национальное финансирование.
Во-первых, бюджетные субсидии федерального американского правительства на развитие сферы культуры через правительства отдельных штатов и местные власти, каковые вправе сами определять направления затрат и круг
Та б л и и, а 3 Национальные источники финансирования организаций культуры США |
Прямые | Косвенные |
? бюджетные субсидии организациям культуры ? гранты ? тендерное финансирование ? национальные кредиты | ? распределение бюджетных средств на культуру через фонды и другиеорганизации ? распределение бюджетных средств на культуру через другие организации и фонды ? распределение бюджетных средств на культуру через другие организации и фонды ? налоговые льготы организациям культуры ? налоговые льготы для благотворителей ? льготы организациям культуры по арендной плате и коммунальным платежам ? дотации отдельным категориям населения на пользование одолжениями в сфере культуры ? гарантии по кредитам организаций культуры |
организаций культуры, и через особые внебюджетные фонды и иные некоммерческие организации. Внебюджетные фонды смогут кроме этого формироваться за счет налоговых отчислений, поступаемых среди них и от доходов организаций культуры (к примеру, от доходов кинотеатров, телевизионных компаний, выручки от предпринимательской деятельности организаций культуры).
Помимо этого, косвенное национальное финансирование организаций культуры может осуществляться за счет доходов от проведения лотерей национальных компаний, каковые в правовом поле обязаны отчислять определенный процент от прибыли на финансирование сферы культуры.
Во-вторых, национальные дотации частным лицам на культурно-просветительские цели либо предоставление гражданам права свободного посещения аналогичных организаций. В некоторых штатах громадное распространение взяли так именуемые ваучеры, каковые распределяются местными властями среди определенных категорий населения (пенсионеров, студентов) и дают право их обладателям безвозмездно пользоваться одолжениями организаций культуры. В Соединенных Штатах в 2001 г. на возмещение затрат потребителей приходилось до 18% средств, предоставляемых федеральным правительством на развитие сферы культуры.
В-третьих, наделение некоммерческих организаций культуры льготами по уплате налоговых, таможенных и иных сборов. К последним может относиться полное либо частичное освобождение организаций культуры от платы за пользование национальным либо муниципальным имуществом. Налоговые льготы в сфере культуры определяются Работой Внутренних Доходов США (The Internal Revenue Service), которая разрабатывает так называемый Шифр Доходов (The Internal Revenue Code). Доходы организаций культуры освобождаются от налогообложения, если они взяты от некоммерческой деятельности и не подлежат распределению между ее участниками.
В некоторых штатах доходы от коммерческой деятельности структур культуры кроме этого не подлежат налогообложению. Это мотивируется громадными административными затратами на разделение коммерческой и некоммерческой деятельности. Так, за 2001 г. руководство США получило от сбора налогов на доходы некоммерческих организаций 28,9 млн. американских долларов, что составило менее 0,04% от общих поступлений бюджета страны. К тому же, практически 1% работников работы налогового управления был занят определением размеров доходов от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
Помимо этого, к косвенному госфинансированию относятся налоговые льготы на доходы благотворителей, каковые выделяют на безвозмездной базе средства в поддержку организаций культуры.
С 1980-х гг. в национальной политике США четко прослеживается тенденция перехода от прямого к совместному финансированию проектов и программ в сфере культуры. Как справедливо отмечает БогачеваО. В., «совместное национальное финансирование направлено не только на реализацию денежных целей, но и задач привлечения дополнительных средств в сферу культуры».
Выделяются два вида совместного финансирования сферы культуры.
Первый вид — это долевые субсидии. Национальные средства в этом случае предоставляются лишь при условии дополнительного финансирования проекта за счет собственных либо привлеченных средств организации культуры. К примеру, громадную популярность в Соединенных Штатах с конца 1970-х гг. взяли так именуемые субсидии «1:3» и «1:4», применяемые для финансирования соответственно текущих и капитальных затрат организаций культуры, в которых на одну долю национальных инвестиций приходится три либо четыре доли частных вложений.
Второй вид — возвратные субсидии. Государство в этом варианте выделяет средства некоммерческим организациям культуры лишь в том случае, если они обязуются компенсировать частично или полностью предоставленное финансирование. Возвратные субсидии как правило употребляются для реализации высокорентабельных долговременных проектов, доходы от которых существенно превышают количество субсидий. Так, возвратные субсидии возможно разглядывать в качестве беспроцентного национального кредита. Посредством для того чтобы механизма финансирования государство разрешает организациям культуры реализовывать проекты с высокой денежной отдачей в будущем.
Итак, совместное национальное финансирование сферы культуры призвано не только покрывать затраты организаций культуры, но и повышать их устойчивость и экономическую самостоятельность на рынке.
В) Личные источники финансирования.
Третья несколько источников финансирования организаций культуры объединяет доходы, от собственной деятельности, к которой смогут относиться как главные (выставочная, образовательная, концертная деятельность и т. д.), так и дополнительные (коммерческая деятельность и др.) направления работы.
При анализе данной группы доходов принципиально важно четко проводить различие между поступлениями от некоммерческой и предпринимательской деятельности. Доходы от некоммерческой деятельности смогут складываться из выручки
Т а б л и ц а 4 Личные источники финансирования организаций культуры США
Доходы от некоммерческой деятельности | Доходы от предпринимательской деятельности |
? входная плата в организацию культуры ? доходы от экскурсионного обслуживания ? доходы от лекционного обслуживания ? выручка от реализации билетов на иные мероприятия и концерты ? доходы от организации выставок, гастролей, конференций, семинаров ? доходы от работы студий, кружков, школ, образовательных направлений ? доходы от совместных проектов | ? выручка от работы кафе, ресторанов ? доходы от реализации печатной и сувенирной продукции ? доходы от фото- и видеосъемки ? доходы от реализации авторских прав ? доходы от участия в деятельности коммерческих фирм ? доходы от операций с ценными бумагами ? арендная плата ? доходы от лотерей ? доходы от аукционов, конкурсов ? доходы от оценки и экспертизы произведений искусства ? доходы от реставрации произведений искусства ? доходы от заказов на изготовление декораций, костюмов, копий произведений искусства |
от реализации билетов, проведения экскурсий, лекций, консультаций, семинаров, конференций, работы студий, образовательных направлений, выездных выставок, гастролей и т. д. (табл. 4). В целом, они занимают важное место в бюджете организаций культуры. Так, в 2001 г. доходы от главной деятельности американских некоммерческих организаций культуры составили 22,4 млрд. амер. долл., либо 17,9% от общих денежных поступлений. На уровне отдельной некоммерческой организации культуры подобные доходы не превышают 30%, но для музеев эта цифра существенно ниже и образовывает около 15%. Так, часть средств от главной деятельности в бюджете Метрополитен составила в 2002 г. 11% (см. рис. 6).
Наровне с некоммерческой деятельностью организации культуры уделяют громадное внимание формированию предпринимательских направлений работы. Предпринимательская деятельность организаций культуры включает реализацию печатной и сувенирной продукции; авторских прав и прав нафото- и видеосъемку; одолжений кафе, ресторанов, автостоянок и развлекательных центров; исполнение заказов на изготовление декораций, копий и костюмов произведений искусства, и реставрацию, оценку и экспертизу произведений искусства. К доходам от предпринимательской деятельности относятся кроме этого поступления от сдачи в аренду организацией помещений и культуры зданий, доходы от операций с ценными бумагами и участия в деятельности коммерческих фирм.
В развитии предпринимательской деятельности организаций культуры США возможно выделить следующие тенденции.
Во-первых, с 1980-х гг. громадную популярность в сфере культуры США взяли такие виды предпринимательской деятельности, как лотереи, аукционы и конкурсы. Возможности получения доходов от таких мероприятий довольно большие и зависят от масштабов их проведения. Призами в конкурсах и лотереях, и предметами аукционов смогут выступать не только материальные блага, но и услуги, права. В этом случае на конкурс либо аукцион выставляется, к примеру, право визита какого-либо мероприятия, встреча с культурным деятелем и т. д. Не обращая внимания на привлекательность аналогичной деятельности она требует важных затрат, в первую очередь, нарекламу, развитие связей с общественностью и т. д. Поэтому организации культуры как правило стремятся заручиться помощью муниципальных властей либо коммерческих структур, и привлечь для участия влиятельных и известных лиц.
Во-вторых, организации культуры в Соединенных Штатах предпочитают юридически разграничивать некоммерческую и предпринимательскую деятельность. Это возможно растолковать тем, что количества коммерческих поступлений структур культуры, ограничиваются со стороны муниципальных властей. Подобное разделение деятельности достигается двумя методами.
Первый, для ведения предпринимательской деятельности при некоммерческой организации культуры создается отдельное предприятие, контрольный пакет акций которого в собственности организации культуры.
Второй, организация культуры предоставляет собственные площади, торговые марки и другие права компаниям, занимающимся коммерческой деятельностью, а те, со своей стороны, отчисляют от взятой прибыли определенный процент.
В целом, прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций культуры США не превышает 11% их бюджета. К примеру, в Метрополитен прибыль от коммерческой деятельности достигла в 2002 г. 9%.
Изучение структуры финансирования американских организаций культуры получает особенную актуальность для русского сферы культуры, развивающейся в условиях становления рынка.