Категории высказываний
Контент-анализ произведений своих родителей разрешил выделить последовательность категорий высказываний, специфичных для каждого блока разбираемых показателей.
Обобщенный перечень категорий контент-единиц по блоку «Образ ребенка», относящихся к представлениям своих родителей о настоящем и совершенном ребенке
Значимые характеристики, качества:
1) личностные изюминки; 2) волевая сфера, самоконтроль; 3) когнитивная сфера; 4) коммуникативная сфера; навыки; 5) эмоциональная сфера; 6) самостоятельность; | 7) наружность, физическое развитие; самообслуживание, бытовые 9) здоровье; 10) вкусовые предпочтения. |
Интересы, деятельностные предпочтения:
1) природа (животные, растения); 2) культурные мероприятия; 3) ТВ; 4) компьютер; (математика, языки); 5) игра; 6) продуктивные виды деятельности; 7) чтение; | спорт, танцы; 9) музыка, пение; 10) интеллектуальные занятия 11) прогулки; 12) обучение, поступление в детский сад / школу / вуз. |
Особенности взаимоотношений:
1) послушание; 2) близость, симбиоз; | 3) совместность во сотрудничестве; 4) внешние влияния. |
Тяжёлые жизненные обстановки:
1) потеря, сепарация; | 2) развод, конфликт, переезд. |
Дополнительные категории:
1) обобщенные высказывания; | 2) переживания своих родителей. |
В блоке «Образ взаимоотношений в семье» среди выделенных категорий не представлены категории, отражающие качества ребёнка и значимые характеристики, и более дифференцированы категории, характеризующие качественные различия в чёрте детско-родительских взаимоотношений.
Обобщенный перечень категорий по блоку «Образ взаимоотношений в семье»
Интересы, деятельностные предпочтения:
1) отдых, прогулки; 2) совместность в деятельности (без конкретизации вида деятельности); 3) бытовое сотрудничество; 4) межличностное общение; 5) культурные мероприятия; | 6) игра; 7) продуктивные виды деятельности; чтение; 9) музыка, пение; 10) занятия, обучение. |
Темперамент взаимоотношений с ребенком:
1) дружба; 2) любовь; 3) доверие; | 4) познание; 5) послушание/подчинение; 6) близость, симбиоз. |
Дополнительные категории:
1) обобщенные высказывания; | 2) шаблон «мы — дружная семья». |
Категории высказываний по «Открытой» шкале:
1) чувство «принадлежности» ребенка; 2) условный симбиоз; 3) личностные качества; 4) коммуникативные качества; 5) волевые качества; 6) навыки самообслуживания; 7) эмоциональные проявления; способности; 9) обучение, профессия; | 10) наружность; 11) детско-родительские отношения; 12) послушание; 13) сравнительная оценка; 14) внешние влияния; 15) телесный контакт; 17) обобщенные высказывания; 16) переживания родителя; 18) сензитивность к состоянию ребенка. |
Эмоциональный символ отношения
Эмоциональная составляющая высказываний своих родителей отражает изюминке принятия ребенка родителем (хороший, отрицательный, амбивалентный, нейтральный, эмоциональные символы высказывания).
Эмоциональный символ высказываний не анализируется по шкалам «Вероятные страхи, опасения», «Обстоятельства трудностей» (предполагает отрицательный символ), «Интересы, предпочтения ребенка» (предполагает нейтральный символ), «Настоящие требования» (предполагает нейтральный и отрицательный символы).
3. Временная возможность образа
Временная отнесенность образа ребенка, себя как родителя либо взаимоотношений с ребенком (на прошлое, настоящее, будущее) определяется по «Открытой» шкале. По вторым шкалам временная направленность высказываний задана изначально. В высказываниях своих родителей смогут видеться исключения, и они увлекательны для разбора личных случаев.
4. Темперамент центрированности высказываний
Определение высказываний и характера (на ребенке, на родителе, на отношениях родителя с ребенком) допустимо кроме этого лишь по «Открытой» шкале. По вторым шкалам центрированность высказываний по большей части задана изначально. Отражением центрированности высказываний на родителе помогает выраженность по группе в блоке «Образ ребенка» таковой категории, как «переживания самого родителя». Отражением центрированности на отношениях с ребенком помогает выраженность по группе в блоке «Образ ребенка» таких категорий, как «послушание», «близость, симбиоз», «совместность во сотрудничестве».
Распространенность описания
Коэффициент распространенности описания (Краспр.) — показатель степени полноты, подробности совершенного и настоящего образов Ребенка; образа особенностей и самого родителя его воспитательной Позиции; образа детско-родительских взаимоотношений.
Краспр. = кол-во контент-единиц по блоку / кол-во чел. (по группе)
Значимость блоков «Образ совершенного ребенка», «Образ настоящего ребенка», «Образ взаимоотношений в семье»
Показатель предпочитаемой ориентации своих родителей на настоящий, совершенный образы ребенка либо на образ взаимоотношений с ним. Коэффициент значимости (Кзнач.) образа отражает степень значимости определенного блока высказываний для своих родителей.
Кзнач. = Краспр. / количество вопросов в блоке
В отечественном изучении были представлены пять групп испытуемых, различающихся по типам ребёнка и взаимодействия родителя (табл. 1). Деление на группы осуществлялось методом применения кластерного анализа результатов пробы на совместную деятельность способом К-средних. Сопоставление групп между собой с применением U-критерия Манна-Уитни продемонстрировало, что выделенные группы значимо различаются по определенным переменным, отражающим деятельностный и эмоциональный компоненты сотрудничества.
Таблица 1. Типы ребёнка и взаимодействия родителя
Наименование группы | Темперамент сотрудничества |
1. Конфликтный тип | несогласованное «Мы» |
2. Гармоничный тип | комплементарное «Мы» |
3. Дистантный тип | сотрудничество «рядом» |
4. «Родитель-диктатор» | доминирование—подчинение |
5. «Ребенок-диктатор» | доминирование—подчинение |
На основании взятых данных нами обрисованы особенности родительской позиции при разных типах сотрудничества с ребенком.
Сравнительная оценка ребенка
2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста … как все.
12. В то время, когда мы с ним/ней бываем среди вторых детей … она лидирует, руководит.
Значимые характеристики в оценке ребенка
22. Самое основное в характере моего ребенка … упрямство, целеустремленность.
23. Мой ребенок силен в … спорте, имеется удачи.
Хорошие изюминки ребенка
3. Я обожаю, в то время, когда мой ребенок … отлично кушает, не капризничает, занят делом.
13. Мне нравится в моем ребенке … все: наружность, красота фигуры, серьезность.
Совершенные ожидания
4. Я желал (а) бы, дабы … в жизни у нее было все отлично.
14. Я постоянно мечтал(а) о том, что … она будет заниматься спортом, и она занимается.
24. Я был(а) бы рад(а), если бы … все у нее в 1-м классе было отлично.
26. Мой ребенок достаточно способен, дабы … у нее все было отлично.
Вероятные страхи, опасения
5. Меня тревожит в нем/ней … время от времени капризы.
15. Я опасаюсь, что … она будет болеть.
25. Мне бы не хотелось, дабы … она капризничала.
Настоящие требования
6. Мне бы хотелось, дабы мой ребенок больше уделял внимания … чтению.
16. Хотелось, дабы он/она прекратил(а) … капризничать.
Обстоятельства трудностей
7. Я весьма раздражаюсь, в то время, когда … она без причины ревет.
17. Мне не нравится в нем/ней … КАПРИЗЫ.
27. Пологаю, что ему/ей мешает … лень.
Анамнестические эти
8. В то время, когда он/она рос(ла) …
18. В то время, когда он/она был(а) мелким(ой) … она была, как кукла: красивыеголубые глаза, кудрявые волосы.
28. Самое тяжёлое, что пережил мой ребенок …
Интересы, предпочтения ребенка
9. Моего ребенка интересует … спорт (горные лыжи), ходит в секцию.
19. Мой ребенок обожает … рисовать, играться в куклы, ее хобби — это спорт.
29. Он/она предпочитает … отдых в Турции, на юге.
Обстановка «Мы-сотрудничества»
10. Мне приятно, в то время, когда мы с моим ребенком … совместно.
20. Мой ребенок и я … крайне привязаны друг к другу, все свободное время ясней.
30. Отечественные отношения с ребенком … мы любим друг друга.
Сравнительная оценка ребенка
2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста … мой ребенок владеет английским языком.
12. В то время, когда мы с ним/ней бываем среди вторых детей … она время от времени стесняется и не знает, как начать играться с другими детьми.
Значимые характеристики в оценке ребенка
22. Самое основное в характере моего ребенка … доброта.
23. Мой ребенок силен в … рисовании и пении.
Хорошие изюминки ребенка
3. Ялюблю, в то время, когда мой ребенок … сидит у меня на коленях.
13. Мне нравится в моем ребенке … то, что она хорошая и нежная.
Совершенные ожидания
4. Я желал(а) бы, дабы … вырос умным и хорошим.
14. Я постоянно мечтал(а) о том, что … дабы она занималась танцами.
24. Я был(а) бы рад(а), если бы … я отыскала для нее все кружки, каковые было у меня в планах (танцы, английский язык , рисование).
26. Мой ребенок достаточно способен, дабы … развиваться во всех направлениях.
Вероятные страхи, опасения
5. Меня тревожит в нем/ней … здоровье.
15. Я опасаюсь, что … довольно много чего.
25. Мне бы не хотелось, дабы … мы все поскорее приспособились к нашему новому месту жительства (в этом случае респондентка переформулировала вопрос. — А.Ш.).
Настоящие требования
6. Мне бы хотелось, дабы мой ребенок больше уделял внимания … уборке собственных игрушек.
16. Хотелось, дабы он/она прекратил(а) … не легко ложиться дремать и не легко подниматься по утрам.
Обстоятельства трудностей
7. Я весьма раздражаюсь, в то время, когда… мне приходится сказать собственному ребенку одно да и то же (к примеру, убрать игрушки) и все без толку.
17. Мне не нравится в нем/ней… то, что она повторяет за мной то, что мне не нравится в себе (к примеру, как она повышает голос, в случае, если ей что-то не нравится).
27. Пологаю, что ему/ей мешает … отсутствие каких-либо родных друзей, с которыми бы она убивала время вне садика (к примеру, в парке).
Анамнестические эти
8. В то время, когда он/она рос(ла) … она была различной.
18. В то время, когда он/она был(а) мелким(ой) … мы довольно много путешествовали.
28. Самое тяжёлое, что пережил мой ребенок … двухнедельную разлуку со мной и двухмесячную с моим мужем.
Совершенные ожидания
4. Я желал (а) бы, дабы … он был здоров.
14. Явсегда грезила о том, что … дабы он вырос хорошим человеком, грамотным.
24. Я был(а) бы рад(а), если бы … он отлично получал образование школе.
26. Мой ребенок достаточно способен, дабы … хорошо получать образование школе.
Вероятные страхи, опасения
5. Меня тревожит в нем/ней … неусидчивость к занятиям.
15. Я опасаюсь, что … он заболеет.
25. Мне бы не хотелось, дабы … он рос не сильный, беспомощным, не дающим отпора своим недругам.
Настоящие требования
6. Мне бы хотелось, дабы мой ребенок больше уделял внимания … чтению.
16. Хотелось, дабы он/она прекратил(а) … очень сильно баловаться.
Обстоятельства трудностей
7. Я весьма раздражаюсь, в то время, когда… он не убирает за собой собственные вещи, игрушки.
17. Мне не нравится в нем/ней … некая лень.
21. Пологаю, что ему/ей мешает … невнимательность.
Анамнестические эти
8. В то время, когда он/она рос(ла) …
18. В то время, когда он/она был(а) мелким(ой) … он был весьма спокойным ребенком, до трех лет делал все сам (наряжался, раздевался, ел, выливал собственный горшок, убирал игрушки), мне не разрешал ничего за ним убирать.
28. Самое тяжёлое, что пережил мой ребенок …
Совершенные ожидания
4. Я желал (а) бы, дабы … она была более терпеливой и обучилась ожидать.
14. Я постоянно мечтала о том, что… дабы она отлично кушала и слушалась.
24. Я был(а) бы рад(а), если бы … она почаще прислушивалась к тому, что ей говорят либо что от нее требуют.
26. Мои ребенок достаточно способен, дабы … делать небольшую домашнюю работу, обслуживать себя, содержать собственные вещи в порядке.
Вероятные страхи, опасения
5. Меня тревожит в нем/ней … проявление лидерских качеств, в командном тоне; ее нередкие ОРЗ.
15. Я опасаюсь, что…
25. Мне бы не хотелось, дабы … она болела, капризничала беспричинно.
Настоящие требования
6. Мне бы хотелось, дабы мой ребенок больше уделял внимания … занятиям (логопедические, подготовка к школе).
16. Хотелось, дабы он/она прекратил(а) … капризничать.
Обстоятельства трудностей
7. Я весьма раздражаюсь, в то время, когда … дочь меня не слушает либо нехочет слышать, что я ей говорю либо прошу сделать что-либо.
17. Мне не нравится в нем/ней … нетерпеливость.
27. Пологаю, что ему/ей мешает … ее лень.
Анамнестические эти
8. В то время, когда он/она рос(ла) … она ни при каких обстоятельствах ни 60 секунд не имела возможности сидеть тихо на одном месте, и вследствие этого с ней происходило довольно много различных историй, не весьма хороших.
18. В то время, когда он/она был(а) мелким(ой)…
28. Самое тяжёлое, что пережил мой ребенок … в то время, когда ее папа уехал в долгую командировку (около трех месяцев).
Совершенные ожидания
4. Я желал (а) бы, дабы … моя дочь обучилась обнаружить неспециализированный язык с людьми, дабы у нее были хорошие приятели.
14. Я постоянно мечтала о том, что … мой ребенок будет учиться в РФ, т.к. отечественное образование во многом лучше зарубежного.
24. Я был(а) бы рад(а), если бы … она меньше спорила, а больше слушала. 26. Мой ребенок достаточно способен, дабы … добиться в жизни успеха.
Вероятные страхи, опасения
5. Меня тревожит в нем/ней … чрезмерное упрямство.
15. Я опасаюсь, что… получение этого образования будет через чур дорогим через пара лет.
25. Мне бы не хотелось, дабы… моя дочь имела секреты от своих своих родителей.
Настоящие требования
6. Мне бы хотелось, дабы мой ребенок больше уделял внимания … в то время, когда вырастет, спортивным занятиям.
16. Хотелось, дабы он/она прекратил(а) … расстраиваться до слез из-за небольших неудач.
Обстоятельства трудностей
7. Я весьма раздражаюсь, в то время, когда … в некоторых обстановках не всегда знаю, как растолковать, сообщить, успокоить…
17. Мне не нравится в нем/ней … то, что не всегда начатое дело доводите до конца.
27. Пологаю, что ему/ей мешает … упрямство (и в общении, и в занятиях).
Анамнестические эти
8. В то время, когда он/она рос(ла) … интересы изменялись (они еще будут изменяться неоднократно), но просматривать обожала и обожает и, надеюсь, будет обожать.
18. В то время, когда он/она был(а) мелким(ой) … то была значительно неспокойнее, чем на данный момент.
28. Самое тяжёлое, что пережим мой ребенок… на сегодня — это переезд из мелкого города в Москву.
Литература
- Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психотерапевтический подход в консультировании детей и подростков. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Семья в психотерапевтической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Педагогика, 1989,
- Эйдемиллер Э.Г. Способы домашней психотерапии и диагностики. Методическое пособие. — М.: Фолиум, 1996.
Приложение 1
Советы к проведению методики «Родительское произведение»
Модифицированная методика «Родительское произведение» в форме незаконченных предложений разрешает распознать особенности образа ребенка глазами родителя, особенности принятия ребенка родителем. Посредством методики «Родительское произведение» допустимо изучение многих качеств отношения родителя к ребенку, переживания и восприятия родителем характера сотрудничества с ребенком.
Методика дает возможность приобрести описание трудностей и родительского видения проблем в развитии ребенка, распознать общности и зоны конфликтности в родительско-детском сотрудничестве, выяснить особенности типа домашнего воспитания, и собрать анамнестическую данные, отражающую историю развития ребенка. Помимо этого, «Родительское произведение», как и каждая проективная методика, разрешает распознать личностные изюминки самого родителя.
Применение методики «родительское произведение» в диагностике детско-родительских взаимоотношений в дошкольном возрасте.
издание Психотерапевтическая диагностика 2005, № 4, Стр. 70 — 103 Создатель: Шведовская А.А. |
Неприятность комплексного изучения детско-родительских взаимоотношений ставит перед психологом расширения и задачи накопления методического арсенала в области домашнего и возрастно-психотерапевтического консультирования. Одной из информативных диагностических техник в обнаружении родительской позиции есть методика «Родительское произведение» [1—3], но проективный темперамент методики приводит к определённым трудностям при ее интерпретации и проведении взятых результатов.
Диагностическую сокровище традиционно применяемой методики свободного сочинения на заданную тему («Мой ребенок», «Я как родитель» и т.д.) во многих случаях значительно ограничивает недостаточный культурно-образовательный и интеллектуальный уровень своих родителей, и, первым делом, уровень развития у обследуемых своих родителей способности и письменной речи к рефлексии, что видится достаточно довольно часто в современных неблагополучных, дисгармоничных, проблемных семьях.
К трудностям проведения методики относятся нередкие отказы своих родителей от исполнения задания из-за его сложности либо отсутствия времени. Чаще всего отказываются от исполнения задания родители, не имеющие опыта и постоянной практики письменного изложения собственных чувств и мыслей. В этих обстоятельствах отказ может сопровождаться другими предложениями со стороны родителя поведать о проблемах и ребёнке более детально, ответить на все вопросы психолога, заполнить анкеты и опросники.
Как правило непривычность и необычность задания, долгое время, требующееся для его исполнения, рвение родителя к уединению в ходе написания произведения ведет к тому, что родитель требует написать произведение дома, в форме «домашнего задания». Это не разрешает психологу осуществить наблюдение за изюминками эмоционального отношения родителя к заданию, фиксировать речевые комментарии родителя в ходе написания произведения и проч. Помимо этого, при интерпретации взятых данных с целью проведения контент-анализа текста произведения от психолога требуется высокая квалификация и большие временные затраты.
Опыт говорит, что модифицированный вариант методики «Родительское произведение» в форме незавершенных предложений снимает интерпретации результатов и основные трудности проведения. Родители легче и охотнее соглашаются на диагностическое сотрудничество с психологом, выясняясь в привычной обстановке опросников и заполнения анкет. Заданность и последовательность предъявления диагностического материала разрешает актуализировать исследуемые изюминки родительско-детских взаимоотношений: отражённые оценки и прямые ребенка; ценностные ориентации родителя, включающие совокупность совершенных ожиданий, настоящих требований и вероятных страхов и опасений; особенности совместной деятельности ребёнка и родителя.
По итогам методики «Родительское произведение» делается вероятным обнаружение родительской позиции в семьях дошкольников, сложившегося образа ребенка у родителя, переживания и особенностей восприятия родителем взаимодействия и характера отношений с ребенком. Методика разрешает кроме этого получить информацию об лично-личностных изюминках родителя.
В применяемом нами модифицированном варианте методики «Родительское произведение» в форме незаконченных предложений изюминки родительской позиции выявляются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Хорошие изюминки ребенка», «Совершенные ожидания», «Вероятные страхи, опасения», «Настоящие требования», «Обстоятельства трудностей», «Анамнестические эти», «Интересы, предпочтения ребенка», «Обстановка Мы-сотрудничества».
1.«Открытая» шкала выявляет неспециализированный спектр проявлений изюминок родительской позиции посредством ненаправленных незаконченных предложений. Результаты разрешают взять дополнительную данные о переживаниях родителя, значимых чертях сложившегося образа ребенка у родителя.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- — В то время, когда я думаю о собственном ребенке, то …
- — Вероятнее, он/она …
- — Я постоянно замечал(а) …
2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» разрешает распознать отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: изюминки социальных стандартов и оценок родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном сотрудничестве, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала разрешает кроме этого распознать степень признания родителем самоценности ребенка.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
- — По сравнению с другими детьми его/ее возраста …
- — В то время, когда мы с ним/ней бываем среди вторых детей …
3. Шкала «Значимые характеристики ребенка» разрешает выделить свойства ребёнка и основные качества, являющиеся значимыми для родителя.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
- — Самое основное в характере моего ребенка …
- — Мой ребенок силен в …
4. Шкала «Хорошие изюминки ребенка» выявляет принимаемые родителем качества и свойства ребенка. Обрисовываемые качества смогут включать в себя внешность ребёнка и физические особенности; его знания, умения, навыки либо успехи; деятельности и особенности поведения; исполнение требований своих родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности тендерной идентичности.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
- — Я обожаю, в то время, когда мой ребенок …
- — Мне нравится в моем ребенке …
5. Шкала «Совершенные ожидания» выявляет декларируемые либо ценности и реальные цели родительского воспитания, восприятие отношений развития и перспектив ребёнка с ним, предпочитаемые качества ребенка.
Шкала включает в себя четыре незаконченных предложения:
- — Я желал(а) бы, дабы …
- — Я постоянно мечтала о том, что …
- — Я был(а) бы рад(а), если бы …
- — Мой ребенок достаточно способен, дабы …
6. Шкала «Вероятные страхи, опасения» выявляет территории вероятной обеспокоенности, тревоги, вины, страха родителя по отношению к перспективам и ребёнку его развития. Разрешает распознать степень переживания родителем ответственности за появляющиеся тяжёлые обстановки в жизни ребенка и вероятные фрустрации в детско-родительских отношениях.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- — Меня тревожит в нем/ней …
- — Я опасаюсь, что …
- — Мне бы не хотелось, дабы …
7. Шкала «Настоящие требования» выявляет изюминке воспитательной позиции родителя, ее ресурсы и эффективность, особенности практики воспитательных действий родителя на поведение ребенка.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
- — Мне бы хотелось, дабы мой ребенок больше уделял внимания …
- — Хотелось, дабы он/она прекратил(а) …
8. Шкала «Обстоятельства трудностей» выявляет не принимаемые родителем качества и свойства ребенка. Шкала разрешает распознать конфликтные территории во взаимоотношениях с ребенком.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- — Я весьма раздражаюсь, в то время, когда …
- — Мне не нравится в нем/ней …
- — Пологаю, что ему/ей мешает …
9. Шкала «Анамнестические эти» направлена на получение информации, разрешающей более полно реконструировать историю развития ребенка, распознать значимые события в генезисе развития ребенка и темперамент переживания родителем этих событий.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- — В то время, когда он/она рос(ла) …
- — В то время, когда он/она был(а) мелким(ой) …
- — Самое тяжёлое, что пережил мой ребенок …
10. Шкала «Интересы, предпочтения ребенка» разрешает осознать особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка, распознать сферу заинтересованностей ребенка «глазами родителя», предпочтений принятия ребёнка и особенности Интересов родителем.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- — Моего ребенка интересует …
- — Мой ребенок обожает …
- — Он/она предпочитает …
11. Шкала «Обстановка Мы-сотрудничества» разрешает выяснить территории принятия ребенка в значимых для родителя сферах. Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- — Мне приятно, в то время, когда мы с моим ребенком …
- — Мои ребенок и я …
- — Отечественные отношения с ребенком …
Методика разрешает выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ взаимоотношений в семье, образ самого родителя.
Блок «Образ ребенка» включает в себя совершенный и настоящий образы ребенка.
Совершенный образ ребенка отражается в декларируемых родителями ценностях и целях воспитания, их представлениях о будущем ребенка (учеба, профессия, личностные изюминки, сравнение ребенка с родителем), опасениях и страхах своих родителей (шкалы 5, 6, 7).
Настоящий образ ребенка включает в себя представления своих родителей о качествах ребёнка и значимых особенностях, его заинтересованностях, изюминках взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Настоящий образ ребенка складывается из образа ребенка в прошлом (анамнестические сведения, шкала 9) образа ребенка в настоящем — оценочный (сравнительная оценка и прямая ребенка, шкалы 2, 4) и констатирующий (значимые характеристики, интересы, трудности, шкалы 3, 8, 10) компоненты образа.
Блок «Образ взаимоотношений в семье» включает в себя воспитательные требования своих родителей, особенности совместной деятельности ребёнка и родителя, эмоциональный компонент взаимоотношений ребенка с родителями, особенности взаимоотношений с другими взрослыми в семье (шкала 11).
Определенную данные дают результаты ответов своих родителей на нейтральные незаконченные предложения (шкала 1). По данной шкале родители имеют возможность высказаться о самый важном и значимом для них в довольно свободной форме.
Произведения своих родителей анализируются по следующим параметрам: распространенность среди высказываний определенных содержательных категорий, их эмоциональный символ, особенности временной возможности высказываний (временная направленность на настоящее, прошлое, будущее) и центрированность высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях между родителем и ребёнком). Подсчитываются кроме этого коэффициент распространенности значимости и коэффициент описания блоков «Образ совершенного ребенка», «Образ настоящего ребенка» и «Образ взаимоотношений в семье».
Полное описание методики приведено в Приложении 2.
В совершённом нами исследовании[1] (2004 — 2005 г.г.) было проанализировано 61 произведение своих родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские дошкольные учреждения и живущих в г. Москве.
Общее число контент-единиц по выборке составило 1720.
Категории высказываний
Контент-анализ произведений своих родителей разрешил выделить последовательность категорий высказываний, специфичных для каждого блока разбираемых показателей.