Использование целенаправленно воспитывающих ситуаций в работе классного руководителя.чебоксары. 1998.

Диагностирование уровня неспециализированного физического развития школьника.

4.Диагностика классного и школьного коллективов:

а) определение социально — психотерапевтического климата в школе и классе;

б) определение уровня нравственного развития классного коллектива.

5.Диагностирование состояния учебного процесса в классе и в школе:

а) определение уровня познавательной деятельности;

б) определение мотивации получающих образование познавательной деятельности.

6. Диагностирование воспитательных возможностей семьи школьника:

а) определение нравственной направленности семьи;

б) определение уровня педагогической культуры своих родителей;

в) определение психотерапевтической коммуникабельности участников семьи.

Более подробное изложение материалов по педагогической диагностике вы имеете возможность отыскать в методических советах Соловьёвой З.В. — зав. кафедрой педагогики и психологии. В них помещено более 50 конкретных методик изучения личности обучающихся, классного коллектива и родителей. Методические советы “ Педагогическая диагностика” , 2 — е издание ( 2003 г.) вы имеете возможность купить на кафедре.

Дополнительная литература

по теме” Педагогическое диагностирование обучающихся”:

1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития Книга 11 — Казань,1998

2.Гуткина Л.Д. Настольная книга классного начальника — М.,2000

3.Диреклеева Н.И. Классный начальник.Главные направления деятельности — М.,2000

4. Максимов В.Г. Программа подготовки преподавателя — воспитателя к профессионально — педагогической деятельности. — М., 1993

5. Маленкова Л.И. Человековедение. — М.,2000

6.Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе — М.,2000

7. Степанов П.В.,Григорьев Д.В.,Кулешова И.В. мониторинг и Диагностика процесса воспитания в школе.М.,2003.

8.Третьяков П.И. Управление школой по итогам : практика педагогического менеджмента — М.,1998

9.. Щуркова Н.Е. Диагностика культурности. Педагогические методики. — М.,1992

.

11. СИСТЕМНО — РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Автором концепции есть казанский доктор наук, врач педагогических наук Николай Михайлович Таланчук . Воспитание он разглядывает как процесс человековедения ( человековедение — вести к людской идеалу),протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью совокупности социальных ролей.

Цель воспитания — формирование гармонически развитой личности,готовой и талантливой полноценно делать совокупность социальных ролей.Задача воспитания — формирование у обучающихся способности и готовности делать социальные роли, взятые в деятельности и конкретных условиях жизни и с учётом этапов развития личности.

В каждом возрасте существует выполнения и определённая возможность освоения социальных ролей.

Социальные роли обучающегося:

1.Межличностные роли: приятель, собеседник, поклонник, соперник, ассистент, спаситель, мучитель, жертва.

2.Групповые роли: фаворит, соперник фаворита, советник фаворита, отщепенец, шут, козёл отпущения, изгой.

3.Бытовые роли: сын, дочь, брат, сестра, племянник, тётя, дядя, сосед.

4. Организационные роли: организатор коллективных дел в классе, в школе. подчинённый, партнёр, клиент.

Выходя за рамки данной классификации , создатель осуществляет сообщение делаемых человеком социальных ролей и воспитывающих задач по их освоению.

Социум самовоспитания и Задачи Социальные роли воспитания
Семья Супружеская Отцовско — материнская Сыновне — дочерняя Формирование супружеской культуры формирование педагогической культуры ответственности чувства и формирование долга перед родными и родителями
Коллектив Профессионально — трудовая Экономическая Организаторская Коммуникативная педагогическая Формирование профзнаний, умений и трудолюбия и навыков Формирование экономической культуры Формирование организаторской культуры Формирование коммуникативной культуры Формирование педагогической культуры
Общество Патриотическая Национально — интернациональная Политическая Правовая Классовая — интерклассовая Нравственная Экологическая Воспитание патриотизма Воспитание национально — интернациональной культуры Формирование политической культуры Формирование правовой культуры Формирование классовой — интерклассовой культуры Воспитание нравственности Формирование экологической культуры
Мир Геосоциальная Интерсоциальная Формирование геосоциальной и интерсоциальной культуры ( политической, правовой, эстетической, коммуникативной, педагогической,экологической.
Я — сфера Материально — потребительская Духовно — потребительская Субъект учения Самовоспитательная Субъект творчества Психосаморегуляция Целеутверждающая Воспитание здоровых материальных потребностей Воспитание духовных потребностей Формирование умений самообразования Формирование знаний, умений, навыков самовоспитания Формирование творческих свойств Формирование знаний, навыков и умений психологической саморегуляции Формирование способностей и умений ставить жизненные цели и достигать их.

Базу содержания воспитания образовывает совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных сокровищ, каковые нужно освоить ребёнку в том либо другом возрасте. Только осваивая и делая те либо иные роли социальные роли, он развивает и формирует собственное сознание, мировоззрение, цели, мотивы, интересы. эмоции. личностно и социально значимые потребности, т.е. делается личностью.

Классным начальникам, воспитателям, педагогам дополнительного образования рекомендуется педагогическое обеспечение усвоениям растущим человеком знаний, совершенств, отношения и норм поведения между людьми в домашней сфере его жизни.

Коллектив создатель разглядывает в качестве эргономичного и действенного “ тренажёра” для создания готовности детей к исполнению социальных ролей в профессионально — трудовой сфере жизнедеятельности.

Школьное сообщество не имеет возможности оставаться в стороне от публичных неприятностей и от работы по формированию готовности детей к исполнению социальных ролей в публичной сфере жизнедеятельности

Составной частьюпо мнению автора, будет интерсоциальное воспитание, т.е.формирование личности в духе общечеловеческих интересов и ценностей.

Эгосфера ( Я — сфера) содействует воспитанию здоровых материальных и духовных потребностей, формированию знаний, умений и самовоспитания и навыков самообразования, формированию творческих свойств, овладению мастерством психологической саморегуляции, мастерством ставить жизненные цели и достигать их.

Классному начальнику предлагается один из разделов воспитательной деятельности составить следующим образом:

Сферы жизнедеятельности обучающихся Главные дела 1-я семь дней Главные дела 2-я семь дней Главные дела 3 -я семь дней Главные дела 4 — я семь дней
Семья
Коллектив
Общество
Мир
Я — сфера

Осваивая и делая названные роли, ребёнок сперва впитывает в себя все существующие в обществе социальные сокровища, т.е. как бы их “ присваивает себе”, а после этого в ходе собственной созидательной деятельности их приумножает.

Литература

по изучению концепции “ Системно — ролевая теория

формирования личности ребёнка”:

1.Азаров Ю.П. Мастерство воспитывать . М.,1985

2.Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1991

3. Газман О.С. педагогическая поддержка и Воспитание детей в образовании.М.,1996

4. Захарова Л.Н. социализация и Воспитание получающих образование образовательном пространстве. Н.Новгород,2000

5.Левин А.Я. Социализация . Н. Новгород,1995

6.Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского. .М., 1995

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.М.,1996

8. Таланчук Н.М.Архитектоника воспитательного процесса : теория воспитания и современная концепция. В 2 -х ч.Казань,1990

9.Таланчук Н.М. реальность и Идеалы интерсоциального воспитания: примерная концепция изучения // Сов. педагогика.1989.№1.

10 Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику.Пособие для педагогов — новаторов.М.,1991.

111.ФОРМИРОВАНИЕОБРАЗАЖИЗНИ, ХОРОШЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Создателем данной концепции есть доктор наук Надежда Егоровна Щуркова . Образ судьбы, хорошей Человека — это бытие человека в мире, стремящегося к Истине, ДобруиКрасоте.

Воспитание создатель определяет как целенаправленное, организованное специалистом — педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие свойства жить в нём и сознательно строить собственную жизнь, хорошую Человека. Согласно точки зрения Н.Е.Щурковой ,цель воспитания — это личность, талантливая строить собственную жизнь, хорошую Человека,это что-то разумное,моральное , созидательное, талантливое творить и выполнять миссию Человека.

В этом содержится триединство — разумного,духовного и творческого в жизни человека. Иначе говоря жизнь, хорошая Человека, — это жизнь, выстроенная на Истине, Красоте и Добре.Научить школьников мастерству поиска смысла жизни , оказать помощь ему не только в ситуации нравственного выбора, но и выбора лучшего себя — опытный долг подлинного воспитателя.

Проповедуя диалогическое воспитание, создатель рекомендует воспитателям организовывать размышления детей над собственными ощущениями, переживаниями, действиями и мыслями.Это сообщения детей о том, что случилось с ними за последний час, сутки, месяц,

четверть, год. Воспитатель, приобретая представления детей о жизни, объединяя разрозненные факты их жизни в что-то цельное, направляет их к поиску Истины, Красоты и Доброты.

Дабы процесс формирования образа судьбы, хорошей Человека, осуществлялся целенаправленно и действенно, Н.Е.Щуркова предлагает педагогам применять в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьников.В программе выяснены педагогические задачи в работе с получающими образование соответствии с их возрастом, и содержание, формы и способы сотрудничества, содействующие их ответу.

Литература

по изучению концепции “ Формирование образа судьбы, хорошей Человека”:

1.новые технологии и Воспитание детей / Под ред. Н.Е.Щурковой. М.,1997 в школе: новые подходы

2.Щуркова Н.Е. Воспитание : новый взор с позиции культуры. М.,1997

3. Щуркова Н.Е. Классное управление: Теория, методика, разработка.М.,1999

4.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.М.,1998

5.Щуркова Н.Е. Образ судьбы, хорошей Человека, и его формирование у школьника.Смоленск,1995

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО Начальника , ВОСПИТАТЕЛЯ ( По Н.Е.Щурковой )

Сейчас практика воспитания находится в переходной стадии — воспитатели ещё не трудятся по отлично отлаженной научной технологии, но понемногу отходят от интуитивного ответа воспитательных задач. Процесс воспитания носит целостный темперамент, его тяжело порвать на отдельные операции, осуществлять формирование раздельно забранных качеств. Воспитательное сотрудничество происходит комплексно. Личность не формируется “ по частям”. И лишь личность создаёт личность, потому воспитатель ведёт технологический процесс от начала до конца.

Термин “ педагогическая разработка” употреблялась лишь применительно к обучению, а сама разработка понималась как обучение с помощь ТСО. .На данный момент педагогическую разработку знают как последовательную взаимосвязанную совокупность действий педагога, направленных на решение педагогических задач.

Педагогическая разработка — строгое точное воспроизведение и научное проектирование обеспечивающих успех педагогических действий.

Педагогические разработки смогут быть представлены как технологии обучения ( дидактические разработки) и технологии воспитания. Существуют неспециализированные, частные и более частные педагогические разработки.

Слово “ разработка” применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, в то время, когда внимание экспертов обратилось к мастерству действия на личность ребёнка.В современном обществе психотерапевтическая напряжённость личности так громадна, что прикосновение воспитателя должно быть очень узким, искусным.Главное назначение педагогического действия содержится в переводе ребёнка в позицию субъекта.Для этого педагогу нужно обладать техническим и технологическим инструментарием, разрешающим ему выстраивать и осуществлять действие при сотрудничестве с ребёнком с целью его личностного развития.

Воспитательная разработка — это совокупность научно методик и обоснованных приёмов, содействующих установлению таких взаимоотношений между воспитанником и воспитателем, при

которых достигается заданная цель — приобщение обучающихся к общечеловеческим культурным сокровищам.

Осуществление воспитательной разработке существенно сложнее, т.к. в базе их лежат отношения между воспитанником и воспитателем и они требуют от педагога умения вести за собой школьников.

К главным слагаемым педагогической разработке создатель относит следующие:

1. Педагогическое общение с обучающимся.

2. Педагогическая оценка поведения обучающегося.

3.Педагогическое требование к обучающемуся.

4. Информационное действие на обучающегося.

5.создание конфликта и Педагогическое разрешение в классе, группе.

6. Создание психотерапевтического климата в классе, группе.

7. Групповая деятельность в классе.

8. Создание неуспеха и ситуации успеха.

9. Педагогическая реакция на поступок обучающегося.

10. Этическая защита ученика.

Продемонстрируем на примере, как составляется разработка в предъявлении педагогическихтребований:

а) любое педагогическое требование должно быть увеличено до логического финиша;

б) требование подкрепляется чёткой инструктивной программой;

в) требование должно быть дешёвым сейчас развития ребёнка;

г) строгое соблюдение педагогического такта;

д) решительный, энергичный. побуждающий к действию тон, произношения;

е) разумность и целесообразность требований.

Литература

по изучению темы:” Педагогические разработки в работе классного начальника, воспитателя”:

1.Воспитание детей в школе: новые новые и подходы разработки / Под ред. Н.Е.Щурковой. М. ,1997

2. Краткий справочник по педагогической разработке / Под ред. Н.Е.Щурковой. М.,1997

3. Питюков В.Ю. Базы педагогической разработке. М., 1999

4. Соловьёва З.В. Инновационная деятельность классного начальника. Чебоксары, 2001

5. Титова Е.В. В случае, если знать, как функционировать. М., 1993

6. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической разработке. М., 1998

7. Щуркова Н.Е. Педагогическая разработка ( педагогическое действие в ходе воспитания школьника) М., 1992.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА Преподавателя

Педагогическая техника есть необходимым условием реализации педагогической разработке.

Педагогическая техника — совокупность навыков и умений, нужных для стимулирования активности обучающихся — умение выбирать тон и правильный стиль в общении с обучающимися. руководить их вниманием, чувство темпа и др. Умения педагогической техники — нужное условие овладения педагогической разработкой общения.

Существуют 4 группы умений:

1. Речевые либо вербальные — голос, дикция, интонация, темпо — обращение и др.

2. Неречевые либо невербальные — мимика, пластика, ортикуляция, жестикуляция, перемещение педагога по классу и др.

3. Социально — перцептивные — восприятие, внимание, наблюдательность, воображение и др.

4.Управление эмоциональным состоянием — снятие психотерапевтического напряжения, саморегуляция, аутотренинг и релаксация, самовнушение, содание творческого самочувствия.

Через педагогическую технику, как через некую призму, преломляется реализация всех остальных элементов педагогической разработке.

-если преподаватель имеет невнятную дикцию — ему тяжело разъясняться с детьми;

— если он излишне жестикулирует — это отвлекает обучающихся от восприятия;

— если он вспыльчив — то это отражается на характере взаимоотношений с обучающимися.

Преподаватель может сам производить у себя технические умения, занимаясь дыхательной гимнастикой, ораторским мастерством, тренируя выносливость собственного голоса, проводя самоанализ собственной деятельности и обращаясь к аутогенной тренировке и самовнушению и т.д.

А.С. Макаренко писал:” Я сделался настоящим мастером лишь тогда, в то время, когда обучился сказать “ ИДИ Ко мне” с 15 — 20 оттенками и в то время, когда обучился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса”. Он сказал, что не может быть хорошего воспитателя без умения обладать собой, сдерживать собственное настроение, без умения обладать мимикой, жестами, придавать собственному голосу разные интонации , лицу — нужное выражение без умения по — различному посмотреть на ученика, пройти по классу, находиться и т.д.

Мастерство педагогического поведения требует умения быть непредсказуемым в собственных реакциях.Существуют в деятельности педагога и парадоксы:

— преподаватель говорит “ отлично” , а сам тяжелеет;

— преподаватель говорит “ неточность”, а сам легчает;

— преподаватель говорит “ я тут где — то совершил ошибку” , а наряду с этим расслабляется,демобилизуется

— мобилизуясь, произносит “ на данный момент отдыхайте”.Все подобные моменты и создают поле действия, определяющие стиль судьбы детей на занятиях. Но дать единых рецептов поведения для каких — то повторяющихся педагогических обстановок , к сожалению, запрещено. Преподавателю в этом случае рекомендуется совершить диагностику собственного опытного поведения. Понаблюдать за собой. В каком “ весе” вы входите в класс?В каком уходите с него?К каму из детей вы сейчас пристраивались? А к кому — как в любой момент?В какой момент занятия вы были мобилизованы в громаднейшей степени?

Умения и навыки педагогической техники:

— руководить своим психо — физическим аппаратом;

— снимать мышечное напряжение;

— приводить к удивления, эйфории, бешенства и т.д.

— обладать техникой интонирования — просьбы, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.

— располагать к себе ученика;

— образно передавать данные и др.

Литература

к изучению темы: “Педагогическая техника преподавателя”:

1. Андреев В.И. Деловая риторика. М., 1995

2.Аллан Пиз. Язык телодвижений.Как просматривать мысли вторых по их жестам.Нижний Новгород, 1992

3.Аллан Пиз. Язык жестов. Воронеж, 1992

4. Гленн Вилсон,Крис Макклафлин Язык жестов — путь к успеху. ”Питер”, 2000

5. Ершов П.М.,Ершова А.П.,Букатов В.М. Общение на уроке, либо режиссура поведения на уроке.М.,1998

6. Ж “ Классный начальник”. М., 2000, №8

7. Краткий справочник по педагогической разработке / Под ред Н.Е.Щурковой .М., 1997

8. Сластёнин В.А. и др. “Педагогика. М., 1998

9 .Столяренко Л.Д. Базы психологии. Ростов — на — Дону, 1996

10. Самыгин С.И.,Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов — на Дону, 1999

11.Сухарев В.А. Психология интеллекта. Донецк, 1997

12. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической разработке.М.,1998

1У. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯПОДДЕРЖКА

РЕБЁНКА И ПРОЦЕССАЕГОРАЗВИТИЯ

Концептуальные положения о педагогической помощи созданы Олегом Семёновичем Газманом в 1995 году. О педагогической помощи ребёнка в образовании напечатано в особом издании“ Классный начальник” ( 2000, № 3 ). Создатель концепции утверждал, что школы и их педагогические коллективы очень слабо снабжают процесс индивидуализации.

Под педагогической помощью О.С.Газман осознавал как своевременную помощь в ответе их личных неприятностей, которые связаны с физическим и психологическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении. в принятии школьных правил; с действенной рабочий и межличностной коммуникацией; с жизненным, опытным, этическим выбором ( самоопределением).

Раскрывая сущность явления “ педагогическая помощь” , разработчики концепции , продолжающие идею коллеги и ученики О.С.Газмана,подчёркивают, что суть помощи пребывает в том, что поддерживать возможно только то,что уже имеется в наличии.Главными предметами помощи педагогов есть субъективность ( “ самость”, самостоятельность) и индивидуальность, т.е. неповторимое сочетание в ученике неспециализированных, особых и единичных линия, отличающее его от вторых обучающихся. Он считал,что воспитательное сотрудничество между ребёнком и педагогом направляться строить на базе гуманистических правил.

О.С.Газман подчёркивал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и настоящая цель. В качестве совершенной цели он считал формирование гармоничной, всесторонне развитой личности обучающегося., а настоящая цель воспитания — дать каждому школьнику базисное образование и культуру и на их базе дать условия для развития тех сторон личности, каковые ученик развивает в себе по собственному жажде и по возможностям семьи, школы, общественности, власти на местах.

Базой содержания воспитания , согласно точки зрения автора, есть базисная культура ученика. Центральное звено базисной культуры — культура жизненного самоопределения личности получающего образование четырёх наиболее значимых сферах: человек, общество,природа,ноосфера ( продукты людской деятельности). О.С.Газман предлагал разрабатывать и осуществлять пять целевых программ: “ Здоровье”, “ Общение”, “ Учение”, “ Досуг”, “ Образ судьбы”.Возможно их применять в качестве разделов замыслов работы классных начальников.

Целевые программы Декабрь Первая декада Декабрь Вторая декада Декабрь Третья декада
Здоровье
Общение
Учение
Досуг
Образ судьбы

Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, что воспитание имеется не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. его учениками и Автором создан поэтпный механизм педагогической помощи ребёнка в ответе крайне важных для него неприятностей. Он складывается из взаимсвязанных педагога и действий школьника, делаемых на пяти этапах: 1 этап — диагностический, 11 этап — поисковый, 111 этап — договорной, 1У — деятельностный, У этап — рефлексивный.

Решение проблем судьбы ребёнка, формирование качеств его личности происходит тогда, в то время, когда воспитателями создаются благоприятные условия дляразвитияшкольника в учебной, производственной, и досуговой деятельности, в общении со средствами массовой коммуникации, с мастерством, со взрослыми и сверстниками, в обыденной ( бытовой ) сфере.

Условия для действенного ответа проблемных обстановок:

— до тех пор пока ребёнок не заметит собственную проблему ( не совершит рефлексию) он “ незряч” и “ глух” к внешним сотрудничествам ( либо реагирует на них неадекватным образом).

-то же возможно сообщить и о педагоге. Если он не воображает себе содержания и объёма неприятности ребёнка, он действует только на основании собственных мифов, каковые смогут быть далекими от настоящего состояния ребёнка.

Тактики педагогической помощи:

— “ Защиты” — педагог защищает права ребёнка развиваться;

— “ Помощь “ — педагог достраивает деятельность ребёнка, доделывает то, что не имеет возможности сделать ребёнок, но у ребёнка должно остаться чувство того, что это он придумал;

— “ Содействие” — педагог обучает ребёнка ответу собственной неприятности, предоставляет ему средства( знания, умения) для независимого решения проблемы;

— “ Контракт” — открытое партнёрское обсуждение ребёнком и педагогом его неприятностей , совместный поиск обоюдно устраивающего распределения и решения ответственности в действиях по решению проблемы.

Формы помощи смогут быть как личными. так и групповыми.

Осуществление педагогической помощи действенно, в случае, если педагог стремиться осваивать, осмыслять, обучаться деятельности педагогической помощи.

Литература по изучению концепции “ Педагогическая

помощь процесса и ребёнка его развития”:

1.Анохина Т.В. Педагогическая помощь как действительность современного образования // Классный начальник.2000.№ 3.

2. Газман О.С. обретения и Потери. Воспитание в школе по окончании десяти лет перестройки // Первое сентября.1995.21 ноября.

3. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости?. Учит. газета.1997.13 мая.

4. Крылова Н.Б. Педагогическая, психотерапевтическая и нравственная помощь как

пространство личностных трансформаций ребёнка и взрослого // Классный начальник.2000.№ 3.

5.Концептуальные базы содержания деятельности классного начальника ( классного воспитателя ) // Вестник образования. 1991. № 8.

6. Шустова И.Ю. Педагогическая помощь самоопределения старшеклассников средствами самоанализа.Ульяновск.2001.

7. Воспитание — 2001. Педагогическая помощь . Выпуск 1.Ульяновск.2001.

Разработка РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ОБСТАНОВОК

В ходе появления какой — или неприятности обязательно появляется педагогическая обстановка. Верно отреагировать на поведение обучающегося, отыскать верный выход из создавшейся педагогической обстановки, организовать и профессионально грамотно разрешить её — наиболее значимая сторона деятельности педагога. В этом проявляется педагогическая помощь обучающегося.

Разрешение обстановки — процесс организации в ней воспитанников и деятельности воспитателей, ведущий к трансформации их самих и ситуации в целом, к происхождению ,по сути дела, новой ситуации.

Разработка разрешения любой педагогической ситуации включает в себя следующие этапы:

1. анализ и Диагностика ситуации её результатов.

2.Выдвижение педагогических задач.

3.Моделирование новой ( новых ) обстановок.

4.Проектирование ответа задач.

5.Действия педагога.

6.оценка и Анализ разрешения обстановки, выдвижение новых педагогических задач.

Более детально о технологии разрешения педагогической обстановке возможно отыскать в следующих методических советах Соловьёвой З.В.:

Применение целенаправленно воспитывающих обстановок в работе классного начальника.Чебоксары. 1998.

Новости Лицея №44 г.Чебоксары, Зимние Университеты 2019


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: