На современных автомобилях мы видим рукоятки, педали, штурвалы (органы управления) и устройства (они смогут показывать давление пара, расход горючего, скорость и т. д.).
Аппаратчица кислородного цеха металлургического завода у щита управления.
В то время, когда конструктор создаст машину, он располагает ее части в определенном месте: устройства перед глазами трудящегося, кнопки и рукоятки управления около его рук, педали — у ног. Одни части автомобили наряду с этим помогают как бы продолжением органов человека, другие — мобилизуют его внимание и заставляют направлять взор то в одну, то в другую сторону. От устройства автомобили зависит, как человек будет трудиться, какие конкретно он будет выполнять перемещения, в какой последовательности, и направлении, как он будет смотреть за ходом работы. Машина как бы организует деятельность человека. Само собой разумеется, личные различия в работе наряду с этим остаются.
Но в любой момент ли машина удобна для человека, что руководит ею? Так как совсем небезразлично, скажем, какое упрочнение обязан делать человек при вращении рукоятки либо нажиме на рычаг. Современные автомобили все больше освобождают ноги и руки человека от перемещений, требующих громадных физических упрочнений. Простейшее кнопочное устройство часто заменяет ручные рычаги. Небезразлично кроме этого, в каком направлении будут совершаться ног и движения рук, в особенности в случае, если в одно да и то же время приходится делать пара перемещений.
Попытайтесь в один момент вращать правую руку в вертикальной плоскости по часовой стрелке, а левую — против часовой стрелки. Вы довольно часто станете сбиваться. Руки нечайно будут вращаться в одну сторону. Выясняется, не все перемещения легко согласовать.
В то время, когда летчик ведет самолет на посадку, он дает ручку от себя, а при взлете тянет ручку на себя. Представим себе такую конструкцию самолета, в которой рули управления были бы устроены напротив. Человеку, обучающемуся управлению самолетом, непросто было бы привыкнуть к этому.
Легче обучиться руководить автомобилем, в то время, когда направление его перемещения сходится с направлением перемещения руля и, значит, руки. Представим действия рулей при повороте: в то время, когда необходимо развернуть автомобиль налево, конечно, и руками оптимальнее сделать перемещение также налево, а в то время, когда необходимо развернуть его направо, то и руками эргономичнее сделать перемещение направо. Перемещения человека имеют собственную логику. Конструктор автомобили обязан с данной логикой принимать во внимание.
Управление машиной требует от человека напряжения не только ног и рук, но и зрения, слуха, и вторых органов эмоций.
У правление работой продольно-фрезерного станка.
Современные автомобили требуют от человека большой наблюдательности. В некоторых случаях эти требования такие высокие, что человек скоро ощущает утомление глаз. Это особенно отлично показывает работа с радиолокатором. Перед глазами трудящегося все время мелькают зигзагообразные либо волнообразные линии. Человек обязан зорко смотреть за ними, дабы одновременно с и верно заметить показатели, по которым он делает выводы о том либо другом явлении (к примеру, о приближении самолета, его расположении и т. д.). Потерянная секунда может сыграть роковую роль. Исходя из этого в таковой работе к напряжению зрительного внимания присоединяется бдительности и повышенное чувство ответственности.
Конструктору имеется над чем поразмыслить, в то время, когда он формирует проект приборной доски. Глаз человека по-различному утомляется в зависимости от того, приходится ли ему в один момент смотреть за показаниями многих устройств либо лишь одного-двух. внимания и Напряжение зрения кроме этого изменяется в зависимости от того, довольно часто либо редко приходится глазу перебегать с одной точки пространства на другую.
Приведем таковой пример: выстроен прибор, на нем подвижная стрелка и циферблат. Работник обязан смотреть за ее перемещениями. В то время, когда стрелка переходит какую-то границу, это показывает, что в работе автомобили случились нежелательные трансформации, что необходимо что-то предпринять.
Работа глаза, смотрящего за перемещением стрелки, весьма непростая. В случае, если в течение рабочего дня приходится все время следить за положением стрелки не одного, а нескольких устройств, то глаза больше утомляются и хуже различают показания устройств. Значит, крайне важно продумать устройство циферблата: небезразлично, сколько на нем делений, отлично ли эти деления различаются, какой формы стрелки и т. д. Нужно знать, как создать стрелки и циферблаты, наиболее удобные для работы глаз, смотрящих за показаниями устройств.
Дабы правильно решить данный вопрос, поставили испытания. Оказалось, что на циферблате с меньшим числом делений показания воспринимаются легче. Разъясняется это тем, что зрение не так очень сильно напрягается, в то время, когда оно не загружено рассматриванием солидного числа небольших подробностей. А что лучше — вертикальная либо горизонтальная шкала? И на данный вопрос отвечает опыт: горизонтальная шкала лучше читается и неточностей при чтении ее меньше. Глазу эргономичнее двигаться слева направо и справа налево, чем сверху вниз и снизу вверх. Так как просматривая книги, мы уже приучили глаза к перемещению в горизонтальном направлении. Весьма распространены круглые шкалы. При чтении их еще меньше неточностей. Помимо этого, они эргономичны тем, что занимают мало места.
А как лучше расположить пара устройств на одной панели? Так как замечать устройства приходится время от времени подолгу. Испытания помогли узнать и это. Удачнее поместить в центре самые серьёзные устройства. Менее ответственные возможно расположить по сторонам.
Опробование установки для ультразвуковой обработки материалов. Два человека внимательно всматриваются в экран осциллографа.
Так, ход за шагом удается узнать, как оптимальнее конструировать устройства, какие конкретно делать стрелки и циферблаты, сколько делать делений и т. д. Все это крайне важно знать. Так как от этого зависит успех в работе человека. мозг и Наши органы чувств весьма утомляются, в то время, когда от них требуют громадного напряжения. А постоянный шум — разве не устаем мы от него, как от трудной работы? Вот по какой причине нужно отлично продумывать конструкцию каждой автомобили, каждого прибора и всего рабочего места. Они должны быть удобны для отечественных рук, ног, глаз, для всех отечественных органов, участвующих в труде. Конструктору нельзя забывать, что в социалистическом обществе машина создается не только для увеличения производительности труда, но и для большого- облегчения его. В то время, когда отечественная деятельность организована самый целесообразно, работа идет стремительнее, лучше, производительность труда растет.
На одном заводе решили поменять окраску шкафов, в которых рабочие держали инструменты: чёрный цвет заменили более ярким. Через некое время увидели, что производительность труда рабочих повысилась. Стало ясно, что цвет как-то оказывает влияние на работу человека.
Затем и на многих вторых фабриках ставились подобные испытания. К примеру, на одном заводе пол выложили белыми плитами. Стенки окрасили так, дабы на их фоне лучше различались обрабатываемые подробности. Помимо этого, одни станки окрашивали в один цвет, а другие — в второй. В то время, когда удалось отыскать наилучшее сочетание цветов, производительность труда заметно повысилась.
По какой причине цвет оказывает влияние на работу человека? Ученые стали изучать данный вопрос. Стало известно, что зеленый цвет содействует обычному кровенаполнению сосудов, понижает давление в глаза а также делает слух острее. Сравнили работу руки при зеленом цвете и при красном. Оказалось, что рука трудится лучше при зеленом и хуже при красном цвете.
Люди, изучавшие природу цвета, нашли, что одни цвета как бы приближают предмет (он выступает вперед), другие — как бы удаляют его (он уходит вглубь). Выяснилось кроме этого, что имеется цвета, успокаивающие нервную совокупность, и цвета, возбуждающие ее. К примеру, красный цвет возбуждает, светло синий и зеленый успокаивают. светло синий и зеленый цвета связаны с эмоцией прохлады, а красный и оранжевый — с эмоцией теплоты.
Посредством цвета возможно направлять внимание рабочего на необходимые подробности. К примеру, в случае, если на определенные кнопки пульта управления необходимо обращать больше внимания, их окрашивают в более броский цвет. В случае, если необходимо переключать внимание с одного места на второе, то подбирают такие сочетания цветов, каковые облегчают глазу данный переход.
Использование чёрных цветов содействует созданию таковой обстановки, которая мало отвлекает внимание. В одной ленинградской поликлинике стенки операционной окрасили в чёрный цвет. Это помогало врачам сосредоточиваться.
на данный момент на производстве часто возможно встретить архитекторов и художников. Это не просто экскурсанты, пришедшие осматривать завод. Вместе с рабочими и инженерами они обдумывают, как лучше окрасить стенки цеха, в какой цвет окрасить станки и отдельные их части (см. цветной рисунок ниже). Это дело еще новое, но оно уже приносит собственные плоды. Отлично продуманные расположение и окраска оборудования сказываются на итогах работы и на здоровье трудящегося. Человек трудится стремительнее, продуктивнее и меньше устает, в то время, когда внешняя ситуация радует и успокаивает глаз.
Научно обоснованная окраска помещений, станков и подробностей автомобилей повышает производительность труда.
Окраска помещений имеет значительное значение не только на промышленном предприятии. Она серьёзна и в школе и в поликлинике.
Из всего сообщённого возможно сделать очень важный вывод: конструкция автомобилей, условия труда, организация рабочего места — все это оказывает влияние на работу. И в случае, если свойства человека, законы его психологической деятельности учитываются планировщиком, конструктором, инженером, то и труд человека облегчается, делается более качественным, производительным. А ведь довольно часто от людей, трудящихся у автомобилей, приходится слышать, что и рычаги неудобные, и согласование перемещений вычислено неудачно, и весьма утомляется слух и зрение. От этого человек стремительнее устает, работа замедляется, производительность труда понижается. Переделать готовую конструкцию тяжелее, чем заблаговременно предусмотреть, комфортно ли будет трудиться человеку при той либо другой приборов и конструкции машины.
Перед инженером-конструктором, так, появляется множество новых вопросов, казалось бы, совсем не «инженерных». Сейчас от него требуется знание человека, его психологии. Исходя из этого с некоторых пор стали обучать инженеров психологии. Появилась новая наука. Ее именуют инженерной психологией. В социалистическом обществе она помогает заинтересованностям человека. Выше мы и разобрали кое-какие задачи, каковые решает эта наука.
Эксперт в области инженерной психологии знает не только законы работы автомобили, он знает и психологию человека. В одном лице соединяются психолог и инженер. Для современной науки такое явление стало простым. Жизнь ставит на каждом шагу вопросы, каковые, выясняется, не под силу решить лишь одному эксперту. Требуются общие усилия разных наук. Все более развиваются такие сложные науки, как биофизика, геохимия, геоботаника. К числу сложных наук относится и инженерная психология.