Способы логического мышления
1.критическое мышлениеЧаще всего под критическим мышлением знают процесс оценки достоверности, точности либо ценности чего-либо, свойство оценки искать и обнаружить обстоятельства и другие точки зрения, восприниамть обстановку в целом и поменять собственную позицию на базе аргументов и фактов. Его еще именуют логическим либо аналитическим мышлением. Значительно чаще обученные нами дети стремятся к однозначности определений, взглядов и классификаций на одну и ту же проблему, и как принципиально важно, дабы они обучились осознавать, что отсутствие однозначности довольно часто не есть недочётом либо проблемой, а напротив хорошей возможностью глубже пробраться в сущность вещей, больше определить. Критическое мышление — разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на ответе того, во что верить и что делать.«В то время, когда мы мыслим критически, — поясняет Д.Халперн, — мы оцениваем результаты собственных мыслительных процессов — как верно принятое нами ответ либо как удачно мы совладали с поставленной задачей. Критическое мышление кроме этого включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, каковые привели к нашим выводам, либо тех факторов, каковые мы учли при принятии ответа». Критическое мышление время от времени именуют направленным мышлением, потому, что оно направлено на получение желаемого результата. В этом смысле оно противопоставляется ненаправленному, либо автоматическому, мышлению, т.е. не направленному на достижение определенной цели.
Д. Клустер выделяет пять качеств, отличающих критическое мышление от вторых его типов.
1. Критическое мышление имеется мышление независимое.
2. Информация есть отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание формирует мотивировку, без которой человек не имеет возможности мыслить критически.
3. Критическое мышление начинается с уяснения проблем и постановки вопросов, каковые необходимо решить. Критическое мышление пытается к убедительной аргументации.
4. Критическое мышление имеется мышление социальное.
2.Аналитическое мышление. Интуитивное и аналитическое мышление — Слово употребляется довольно часто в двух разных значениях. В одних случаях говорят, что человек думает интуитивно, в то время, когда, трудясь продолжительно над какой-то проблемой, он внезапно нежданно находит ответ, которое он еще формально не проверил. В других случаях говорят, что этот человек владеет хорошей интуицией, если он может скоро делать весьма успешные догадки о том, какой из нескольких подходов к ответу задачи окажется действенным. Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы четко выражены и думающий может поведать о них второму человеку. Аналитически мыслящий человек полно поймёт как содержание собственных мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в собственном крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода. Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается в большинстве случаев на свернутом восприятии всей неприятности сходу. Человек в этом случае достигает ответа, что возможно верным либо ошибочным, мало либо вовсе не осознавая тот процесс, при помощи которого он взял данный ответ. В большинстве случаев интуитивное мышление основывается на знакомстве с главными знаниями в данной области и с их структурой, и это дает ему возможность осуществляться в виде скачков, стремительных переходов, с пропуском отдельных звеньев. Исходя из этого выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами. Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга. При помощи интуитивного мышления человек довольно часто может решить такие задачи, каковые он вовсе не решил бы либо, в лучшем случае, решил бы более медлительно при помощи аналитического мышления. Интуиция свидетельствует акт схватывания структуры задачи либо ситуации без опоры на развернутые аналитические средства. Но правильность либо ошибочность интуиции устанавливается в конечном итоге не самой интуицией, а способом проверки. Но конкретно интуиция разрешает скоро выдвинуть догадку либо выделить значительные изюминки понятий перед тем, как делается известной их сокровище. Применение аналогий, разных эвристических приемов ответа задач, не обеспечивающих правильности ответа, содействует формированию интуитивного мышления.
3. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на яркое восприятие предметов, настоящее преобразование в ходе действий с предметами.
4. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на образы и представления; функции образного мышления связаны с понятием изменений и ситуаций в них, каковые человек желает взять в следствии собственной деятельности, преобразующей обстановку. Очень важная изюминка образного мышления – становление непривычных, немыслимых их свойств и сочетаний предметов. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении обстановка преобразуется только в плане образа.
5. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление
6. Реалистическое мышление направлено по большей части на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией жажд человека (кто из нас не выдавал желаемое за вправду существующее). Время от времени употребляется термин эгоцентрическое мышление, оно характеризуется в первую очередь невозможностью принять точку зрения другого человека.
Индукция , её виды и структура.
Индукция-это умозаключение в котором рассуждение идёт от частных конкретных фактов к обобщениям ( от частного к неспециализированному) на базе знания о том, что часть предмет данного класса владеет каким-то показателем, делается вывод от том что и все предметы этого класса смогут владеть таким-же показателями. В индукции узнается повторяемость показателей данного предмета .
Структура индукции-это посылки об отдельных явлениях, фактах, событиях, заключениях. Заключение т.е. суждение о классе предмета мыслей в целом.
Главные требования к правильности индукции.
1.наличие значительных показателей предмета мыслей потому что обобщение возможно верным лишь на базе обобщения таких показателей.
2.Индуктивное обобщение распространяется лишь на мыслей каковые объективно сходны.
Виды индукции .
1.Полная индукция.
2.Не полная.
3.Популярная.
4.Индукция через отбор фактов.
5.Научная.
Полная-это умозаключение в котором неспециализированный вывод о классе предмета в целом делается на базе изучения значительных показателей всех предметов этого класса, причём данный вывод относится лишь к предмету рассмотренной посылки.Для применения полной индукции необходимо!!!!
1.Совершенно верно знать количество предметов требующих изучение.
2. Убедиться, что показатель по которому определяется сходство этих предметов имеется у каждого из них.
Схема.
S имеется P, S¹ имеется Р, S? имеется Р, S¹и S? исчерпывают S. Все S имеется Р.
Неполная индукция-это умозаключение в котором вывод о показателе всех предметов данного класса делается только на базе изучения части предмета данного класса. Неполная индукция используется в то время, когда нельзя рассмотреть все предметы данного класса т.к. их число громадное и в то время, когда изучение каждого предмета может привести к его смерти.
Популярная индукция—это умозаключение в котором на основании повторения одного и того же показателя у последовательности однородных предметов данного класса и отсутствие противоречий случая делается предположение о том что все предметы данного класса владеют данными показателями.
Индукция через отбор фактов—это умозаключение в котором вывод делается на базе изучения фактов,явлений,событий,каковые отобраны по определённой методике ,замыслу,совокупности.
Научная индукция—умозаключение, в посылках которого наровне с повторяемостью показателя у некоторых явлений класса содержится кроме этого информация о зависимости этого показателя от определенных особенностей явления. Выводы научной индукции не только дают обобщенные знания, но и раскрывают причинную сообщение, что воображает особенную сокровище процесса познания.
Этапы научной индукции:
1) планомерный и методический отбор предметов для изучения;
2) установление их значительных особенностей, нужных для самих предметов;
3) раскрытие внутренней обусловленности этих особенностей (показателей);
4) сопоставление взятых выводов с другими положениями науки в данной области.
Способы научной индукции.
Научная индукция дает вывод высокой степени достоверности. Способом индукции устанавливаются первым делом причинно-следственные связи между явлениями. самые употребительными являются следующие индуктивные способы установления причинно-следственных связей:
= способ сходства;
= способ различия;
= соединенный различия и метод сходства”
= способ отсутствующих измерений;
= способ остатков.
Способ сходства: в случае, если два и более случая исследуемого явления сходны лишь в одном событии, то это событие, возможно, и имеется обстоятельство (часть обстоятельства) данного явления.
К примеру:
При условиях АВС появляется явление а
При условиях АDЕ появляется явление а
При условиях АFG появляется явление а
Возможно, событие А имеется обстоятельство а
Способ различия: в случае, если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, отличаются лишь одним событием, то последнее, возможно, и имеется обстоятельство (часть обстоятельства) исследуемого явления.
К примеру:
При условиях АВС появляется явление а
При условиях ВСD появляется явление а
Возможно, событие А имеется обстоятельство а
Способ сопутствующих трансформаций: в случае, если какое-либо явление изменяется в некотором роде всегда, в то время, когда изменяется предшествующее ему явление, то эти явления, возможно, находятся в причинной связи между собой.
К примеру:
При условиях A1ВС появляется явление а1;
При условиях А2ВС появляется явление а2;
При условиях А3ВС появляется явление а3;
Возможно, событие А имеется обстоятельство а
Способ остатков: в случае, если из сложного явления (аbс), вызываемого комплексом событий (АВС), вычесть изученную часть, зависящую от уже известных событий, то остаток этого явления будет следствием оставшихся из комплекса АВС событий.
К примеру:
Явление аbс вызывается событиями АВС Часть b явления авс вызывается событием В
Часть с явления авс вызывается событием С
Возможно, часть а явления аbс находится в причинной зависимости с событием А
В большинстве случаев, все рассмотренные способы используются в разных сочетаниях, подкрепляя и дополняя друг друга.
Применяя индуктивные способы направляться не забывать об неточностях, появляющихся при индуктивном выводе. самые характерные из них:
1) Поспешность обобщения.
Появляется, в то время, когда желаемое выдается за настоящее.
2) Обобщение без основания.
Появляется, в то время, когда обобщают по случайным, нетипичным показателям, либо при неоднородности исследуемых явлений, предметов.
3) Подмена причинной связи внешним порядком
Появляется, в то время, когда простая последовательность каких-либо явлений во времени принимается за их причинную сообщение. Это неточность по формуле “post hos ergo propter hoc” — затем, следовательно, исходя из этого.
4) Подмена условного абсолютным.
Появляется, в то время, когда забывают о зависимости того либо иного положения от конкретных условий, и относительное выдают за абсолютное.
42.Умозаключение по аналогии. виды и Структура аналогии.
Умозаключения по аналогии либо легко аналогия (от греч. analogia — соответствие) — это умозаключения, в которых на базе сходства предметов (объектов) в одних показателях делается вывод об их сходстве и в других показателях. К примеру:
Планета Земля расположена в нашей системе, на ней имеется воздух, жизнь и вода.
Планета Марс расположена в нашей системе, на ней имеется вода и атмосфера.
Виды аналогии.
По характеру уподобляемых объектов различают два вида аналогии: (1) аналогию отношений и (2) аналогию предметов.
(1) Аналогия предметов — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым показателем — свойства этих предметов.
В случае, если обозначить знаками а и b два единичных предмета либо события,а Р, Q, S, Т — их показатели, то вывод по аналогии возможно представить следующей схемой:
Посылки:
а свойственны Р, Q, S, Т
b свойственны Р, Q, S
Заключение: b свойственно Т
Примером таковой аналогии может служить объяснение в истории физики механизма распространения света. В то время, когда перед физикой встал вопрос о природе светового перемещения, математик и голландский физик XVII в.Гюйгенс, основываясь на сходстве звука и света в таких особенностях, как их прямолинейное распространение, отражение, интерференция и преломление, уподобил световое перемещение звуковому и заключил , что свет кроме этого имеет волновую природу.
(2) Аналогия взаимоотношений — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым показателем — свойства этих взаимоотношений.
Виды догадок.
В зависимости от степени общности научные догадки возможно поделить на неспециализированные, частные, единичные.
Неспециализированная догадка — это научно обоснованное предположение о обстоятельствах, закономерностях и законах природных и публичных явлений, и закономерностях психологической деятельности человека. Неспециализированные догадки выдвигаются с целью объяснения всего класса обрисовываемых явлений, выведения закономерного характера их связей во всякое время и в любом месте.
Примерами неспециализированных догадок могут служить: развитая в восемнадцатом веке М.В.Ломоносовым догадка об атомическом строении вещества, современные догадки акад.
О.Ю.Шмидта и акад. В.Г.Фесенкова о происхождении небесных тел, догадки об органическом и неорганическом происхождении нефти.
Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются полезным вкладом в развитие научных знаний.
Личная догадка — это научно обоснованное предположение о обстоятельствах, происхождении и о закономерностях части объектов, выделенных из класса разглядываемых объектов природы, публичной жизни либо психологической деятельности человека.
Частные догадки применяются как в естествознании так и в публично-исторических науках. Атхеолог, к примеру, выдвигает личную догадку о времени принадлежности и происхождения найденных при раскопках предметов. Историк ставит догадку о связи между конкретными историческими событиями либо действиями отдельных лиц.
Частными догадками являются и те предположения, каковые используются в судебно-следственной практике, потому что тут приходится умозаключать о единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с правонарушением.
Единичная догадка — научно обоснованное предположение о обстоятельствах, закономерностях и происхождении единичных фактов, конкретных событий либо явлений. Доктор сооружает единичные догадки на протяжении лечения конкретного больного, подбирая для него лично лекарства и их дозировку.
На протяжении доказательства неспециализированной, личной и единичной догадки люди строят рабочие догадки.
Рабочая догадка — это предположение, выдвигаемое, в большинстве случаев, на первых этапах изучения. Рабочая догадка конкретно не ставит задачей выяснение настоящих обстоятельств исследуемых явлений, а помогает только условным допущением, разрешающим сгруппировать и систематизировать результаты наблюдений в определенную совокупность и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений.
В судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов либо совокупности событий довольно часто выдвигают последовательность догадок, по-различному растолковывающих эти факты. Такие догадки именуют предположениями.
Спор. Виды спора.
Спорпредставляет собой столкновение точек зрения либо позиций, на протяжении которого стороны приводят доводы в поддержку собственных убеждений и осуждают несовместимые с последними представления второй стороны. Спор есть частным случаем аргументации, ее самая острой и напряженной формой. Спор предполагает активное отстаивание и противоположные мнения каждой из его сторон собственной позиции, несовместимой с позицией второй стороны. В случае, если противоположности либо столкновения точек зрения нет, то нет и самого спора, а имеется какая-то другая форма аргументации.
Спор как одна из вероятных обстановок аргументации имеет характерные показатели:
— на тезис пропонента оппонент отвечает противоположным утверждением, антитезисом («столкновение точек зрения»);
— и пропонент, и оппонент выдвигают какие-то аргументы в поддержку собственных позиций;
— любой из спорящих подвергает критике позицию неприятной стороны.
Виды спора:
Дискуссия — спор, направленный на достижение истины и применяющий лишь корректные приёмы ведения спора.
Полемика — спор, направленный на победу над противоположной стороной и применяющие лишь корректные приёмы.
Эклектика — спор, имеющий собственной целью достижение истины, но применяющий для этого и некорректные приемы.
Софистика — спор, имеющий собственной целью достижение победы над противоположной стороной с применением как корректных, так и некорректных приемов.
Способы логического мышления
1.критическое мышлениеЧаще всего под критическим мышлением знают процесс оценки достоверности, точности либо ценности чего-либо, свойство оценки искать и обнаружить обстоятельства и другие точки зрения, восприниамть обстановку в целом и поменять собственную позицию на базе аргументов и фактов. Его еще именуют логическим либо аналитическим мышлением. Значительно чаще обученные нами дети стремятся к однозначности определений, взглядов и классификаций на одну и ту же проблему, и как принципиально важно, дабы они обучились осознавать, что отсутствие однозначности довольно часто не есть недочётом либо проблемой, а напротив хорошей возможностью глубже пробраться в сущность вещей, больше определить. Критическое мышление — разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на ответе того, во что верить и что делать.«В то время, когда мы мыслим критически, — поясняет Д.Халперн, — мы оцениваем результаты собственных мыслительных процессов — как верно принятое нами ответ либо как удачно мы совладали с поставленной задачей. Критическое мышление кроме этого включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, каковые привели к нашим выводам, либо тех факторов, каковые мы учли при принятии ответа». Критическое мышление время от времени именуют направленным мышлением, потому, что оно направлено на получение желаемого результата. В этом смысле оно противопоставляется ненаправленному, либо автоматическому, мышлению, т.е. не направленному на достижение определенной цели.
Д. Клустер выделяет пять качеств, отличающих критическое мышление от вторых его типов.
1. Критическое мышление имеется мышление независимое.
2. Информация есть отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание формирует мотивировку, без которой человек не имеет возможности мыслить критически.
3. Критическое мышление начинается с уяснения проблем и постановки вопросов, каковые необходимо решить. Критическое мышление пытается к убедительной аргументации.
4. Критическое мышление имеется мышление социальное.
2.Аналитическое мышление. Интуитивное и аналитическое мышление — Слово употребляется довольно часто в двух разных значениях. В одних случаях говорят, что человек думает интуитивно, в то время, когда, трудясь продолжительно над какой-то проблемой, он внезапно нежданно находит ответ, которое он еще формально не проверил. В других случаях говорят, что этот человек владеет хорошей интуицией, если он может скоро делать весьма успешные догадки о том, какой из нескольких подходов к ответу задачи окажется действенным. Аналитическое мышление характерно тем, что его отдельные этапы четко выражены и думающий может поведать о них второму человеку. Аналитически мыслящий человек полно поймёт как содержание собственных мыслей, так и составляющие их операции. Аналитическое мышление в собственном крайнем виде принимает форму тщательного дедуктивного (от общего к частному) вывода. Интуитивное мышление характеризуется тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается в большинстве случаев на свернутом восприятии всей неприятности сходу. Человек в этом случае достигает ответа, что возможно верным либо ошибочным, мало либо вовсе не осознавая тот процесс, при помощи которого он взял данный ответ. В большинстве случаев интуитивное мышление основывается на знакомстве с главными знаниями в данной области и с их структурой, и это дает ему возможность осуществляться в виде скачков, стремительных переходов, с пропуском отдельных звеньев. Исходя из этого выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами. Интуитивное и аналитическое мышления взаимно дополняют друг друга. При помощи интуитивного мышления человек довольно часто может решить такие задачи, каковые он вовсе не решил бы либо, в лучшем случае, решил бы более медлительно при помощи аналитического мышления. Интуиция свидетельствует акт схватывания структуры задачи либо ситуации без опоры на развернутые аналитические средства. Но правильность либо ошибочность интуиции устанавливается в конечном итоге не самой интуицией, а способом проверки. Но конкретно интуиция разрешает скоро выдвинуть догадку либо выделить значительные изюминки понятий перед тем, как делается известной их сокровище. Применение аналогий, разных эвристических приемов ответа задач, не обеспечивающих правильности ответа, содействует формированию интуитивного мышления.
3. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на яркое восприятие предметов, настоящее преобразование в ходе действий с предметами.
4. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на образы и представления; функции образного мышления связаны с понятием изменений и ситуаций в них, каковые человек желает взять в следствии собственной деятельности, преобразующей обстановку. Очень важная изюминка образного мышления – становление непривычных, немыслимых их свойств и сочетаний предметов. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении обстановка преобразуется только в плане образа.
5. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление
6. Реалистическое мышление направлено по большей части на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией жажд человека (кто из нас не выдавал желаемое за вправду существующее). Время от времени употребляется термин эгоцентрическое мышление, оно характеризуется в первую очередь невозможностью принять точку зрения другого человека.
Индукция , её виды и структура.
Индукция-это умозаключение в котором рассуждение идёт от частных конкретных фактов к обобщениям ( от частного к неспециализированному) на базе знания о том, что часть предмет данного класса владеет каким-то показателем, делается вывод от том что и все предметы этого класса смогут владеть таким-же показателями. В индукции узнается повторяемость показателей данного предмета .
Структура индукции-это посылки об отдельных явлениях, фактах, событиях, заключениях. Заключение т.е. суждение о классе предмета мыслей в целом.
Главные требования к правильности индукции.
1.наличие значительных показателей предмета мыслей потому что обобщение возможно верным лишь на базе обобщения таких показателей.
2.Индуктивное обобщение распространяется лишь на мыслей каковые объективно сходны.
Виды индукции .
1.Полная индукция.
2.Не полная.
3.Популярная.
4.Индукция через отбор фактов.
5.Научная.
Полная-это умозаключение в котором неспециализированный вывод о классе предмета в целом делается на базе изучения значительных показателей всех предметов этого класса, причём данный вывод относится лишь к предмету рассмотренной посылки.Для применения полной индукции необходимо!!!!
1.Совершенно верно знать количество предметов требующих изучение.
2. Убедиться, что показатель по которому определяется сходство этих предметов имеется у каждого из них.
Схема.
S имеется P, S¹ имеется Р, S? имеется Р, S¹и S? исчерпывают S. Все S имеется Р.
Неполная индукция-это умозаключение в котором вывод о показателе всех предметов данного класса делается только на базе изучения части предмета данного класса. Неполная индукция используется в то время, когда нельзя рассмотреть все предметы данного класса т.к. их число громадное и в то время, когда изучение каждого предмета может привести к его смерти.
Популярная индукция—это умозаключение в котором на основании повторения одного и того же показателя у последовательности однородных предметов данного класса и отсутствие противоречий случая делается предположение о том что все предметы данного класса владеют данными показателями.
Индукция через отбор фактов—это умозаключение в котором вывод делается на базе изучения фактов,явлений,событий,каковые отобраны по определённой методике ,замыслу,совокупности.
Научная индукция—умозаключение, в посылках которого наровне с повторяемостью показателя у некоторых явлений класса содержится кроме этого информация о зависимости этого показателя от определенных особенностей явления. Выводы научной индукции не только дают обобщенные знания, но и раскрывают причинную сообщение, что воображает особенную сокровище процесса познания.
Этапы научной индукции:
1) планомерный и методический отбор предметов для изучения;
2) установление их значительных особенностей, нужных для самих предметов;
3) раскрытие внутренней обусловленности этих особенностей (показателей);
4) сопоставление взятых выводов с другими положениями науки в данной области.
Способы научной индукции.
Научная индукция дает вывод высокой степени достоверности. Способом индукции устанавливаются первым делом причинно-следственные связи между явлениями. самые употребительными являются следующие индуктивные способы установления причинно-следственных связей:
= способ сходства;
= способ различия;
= соединенный различия и метод сходства”
= способ отсутствующих измерений;
= способ остатков.
Способ сходства: в случае, если два и более случая исследуемого явления сходны лишь в одном событии, то это событие, возможно, и имеется обстоятельство (часть обстоятельства) данного явления.
К примеру:
При условиях АВС появляется явление а
При условиях АDЕ появляется явление а
При условиях АFG появляется явление а
Возможно, событие А имеется обстоятельство а
Способ различия: в случае, если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, отличаются лишь одним событием, то последнее, возможно, и имеется обстоятельство (часть обстоятельства) исследуемого явления.
К примеру:
При условиях АВС появляется явление а
При условиях ВСD появляется явление а
Возможно, событие А имеется обстоятельство а
Способ сопутствующих трансформаций: в случае, если какое-либо явление изменяется в некотором роде всегда, в то время, когда изменяется предшествующее ему явление, то эти явления, возможно, находятся в причинной связи между собой.
К примеру:
При условиях A1ВС появляется явление а1;
При условиях А2ВС появляется явление а2;
При условиях А3ВС появляется явление а3;
Возможно, событие А имеется обстоятельство а
Способ остатков: в случае, если из сложного явления (аbс), вызываемого комплексом событий (АВС), вычесть изученную часть, зависящую от уже известных событий, то остаток этого явления будет следствием оставшихся из комплекса АВС событий.
К примеру:
Явление аbс вызывается событиями АВС Часть b явления авс вызывается событием В
Часть с явления авс вызывается событием С
Возможно, часть а явления аbс находится в причинной зависимости с событием А
В большинстве случаев, все рассмотренные способы используются в разных сочетаниях, подкрепляя и дополняя друг друга.
Применяя индуктивные способы направляться не забывать об неточностях, появляющихся при индуктивном выводе. самые характерные из них:
1) Поспешность обобщения.
Появляется, в то время, когда желаемое выдается за настоящее.
2) Обобщение без основания.
Появляется, в то время, когда обобщают по случайным, нетипичным показателям, либо при неоднородности исследуемых явлений, предметов.
3) Подмена причинной связи внешним порядком
Появляется, в то время, когда простая последовательность каких-либо явлений во времени принимается за их причинную сообщение. Это неточность по формуле “post hos ergo propter hoc” — затем, следовательно, исходя из этого.
4) Подмена условного абсолютным.
Появляется, в то время, когда забывают о зависимости того либо иного положения от конкретных условий, и относительное выдают за абсолютное.
42.Умозаключение по аналогии. виды и Структура аналогии.
Умозаключения по аналогии либо легко аналогия (от греч. analogia — соответствие) — это умозаключения, в которых на базе сходства предметов (объектов) в одних показателях делается вывод об их сходстве и в других показателях. К примеру:
Планета Земля расположена в нашей системе, на ней имеется воздух, жизнь и вода.
Планета Марс расположена в нашей системе, на ней имеется вода и атмосфера.