Ii.4 дизартрия как один из симптомов дцп.

Клиническая черта ДЦП. Формы ДЦП и их проявления. Расстройства перемещения как ведущее нарушение в структуре сложного недостатка при церебральном параличе. Структура двигательного недостатка и оценка его тяжести. Разнообразие двигательных нарушений по степени и структуре выраженности, их зависимость от распространённости и локализации поражения головного мозга. Речевые нарушения в клинике ДЦП, их патогенетическая общность с двигательными расстройствами. основные формы и Механизмы речевых расстройств у детей с ДЦП. Нарушения артикуляционной моторики, дыхания, голоса, звукопроизношения у детей, страдающих ДЦП. Частота речевой патологии при детском церебральном параличе, разнообразие ее клинических форм.

Замысел лекций Замысел семинарских занятий
Лекция 7
Тема 2.1Критерии клинических и психолого–
педагогических классификаций дизартрий.
Кол-во часов: 2
Замысел:
1. Правила классификации
дизартрий.
2. Классификация дизартрии с учетом
принципа локализации поражения
3. Синдромологический подход к
проблеме классификации
дизартрии.
4. Формы дизартрии по степени
понятности для окружающих.
5. Черта дизартрии по
степени поражения: легкая
дизартрия, дизартрия средней
степени тяжести, тяжелая
дизартрия.
6. Симптоматика разных форм
дизартрии.
Перечень литературы:
[2; 3; 4; 21; 25; 29]
Информационное сопровождение:
Мультимедийная презентация « Классификация
дизартрии с учетом синдромологического подхода»
Лекция 8 Практическое занятие 4
Тема 2.2Формы дизартрий на базе Тема 2.2.Формы дизартрий на базе
неврологического подхода. неврологического подхода.
Кол-во часов: 4 Кол-во часов: 4
Замысел: Форма проведения:
Формы дизартрий на базе Изучаемые вопросы:
неврологического подхода: 1. Симптомокомплекс
1. Корковая дизартрия. речедвигательных расстройств.
Дискуссионные вопросы 2. Экстропирамидная дизартрия.
выделения ее показателей. Симптоматика, терапия, прогноз.
2. Нарушения устной речи при 3. Особенности
эфферентной форме корковой звукопроизносительной стороны
дизартрии. речи при подкорковой дизартрии и
3. Нарушения устной речи при их сообщение с дистонией мышц
афферентной форме корковой речевого аппарата.
дизартрии. 4. Мозжечковая дизартрия.
4. Черта псевдобульбарной Клинические проявления.
дизартрии. Формы. Особенности 5. Функции мозжечка и его сообщение с
речевых нарушений. вторыми структурами мозга.
5. Спастический парез как основной 6. Темперамент нарушения мышечного
патогенетический механизм двигательных рефлексов и тонуса
дизартрии. Клинические показатели при мозжечковой дизартрии.
спастического паралича, 7. Особенности произносительной
избирательность поражения стороны речи при мозжечковой
произвольных перемещений. дизартрии.
6. Бульбарная дизартрия. 8. Специфика речевых нарушений
Разграничение от паретической при разных формах дизартрии.

псевдобульбарной дизартрии. 9. Сравнительная черта
7. Вялый парез как основной главных форм дизартрии.
патогенетический механизм
бульбарной дизартрии. Перечень литературы:
Клинические показатели вялого [2; 3; 4; 21; 25; 29; 36; 39]
паралича. Информационное сопровождение:
Мультимедийная презентация ««Симптомокомплекс
Перечень литературы: псевдобульбарной дизартрии»
[2; 3; 4; 21; 25; 29]
Информационное сопровождение:
Мультимедийная презентация «Симптомокомплекс
корковой дизартии»

Лекция 9
Тема 2.3.Синдромологический подход к
классификации речевых расстройств у детей с
дизартрией.
Кол-во часов: 2
Замысел:
1. формы и Классификация речевых
расстройств у детей с ДЦП на базе
синдромологического подхода.
2. Черта главных форм
дизартрии:
а) спастико – паретическая,
б)спастико – ригидная,
в) спастико – гиперкинетическая,
3. Ведущий синдром при разных формах
дизартрии.
4. Главные проявления нарушений
мышечного тонуса, артикуляционного
праксиса при разных формах дизартрии
на базе синдромологического подхода.
5. Сравнительная черта.
Перечень литературы:
[2; 3; 4; 21; 25; 29]
Информационное сопровождение:
Мультимедийная презентация « Черта
форм дизартрии»
Лекция 10 Практическое занятие 6
Тема 2.5.Организация работы по проведению ТемаОрганизация работы по проведению
логопедического обследования детей с логопедического обследования детей с
дизартрией. дизартрией.
Кол-во часов: 4 Кол-во часов: 2
Замысел: Форма проведения:
1. Системный подход к обследованию Изучаемые вопросы:
речи у детей с дизартрией. 1. Дифференциальная диагностика
2. методы и Принципы обследования дизартрий по степени поражения.
ребенка с дизартрией. 2. Диагностика дизартрий по
3. Ранняя диагностика дизартрий на локализации очага поражения.
базе оценки неречевых 3. Структура речевой карты.
нарушений. 4. Клинический диагноз. Выставление
4. Диагностика стертых, логопедического заключения.
минимальных проявлений Перечень литературы:
дизартрий. Функциональные [2; 3; 4; 21; 25; 29; 36; 39]
пробы. Информационное сопровождение:
Перечень литературы: Мультимедийная презентация»Структура речевой
карты при дизартрии»
[2; 3; 4; 21; 25; 29]
Информационное сопровождение:
Мультимедийная презентация « Схема
обследования при дизартрии»
Лекция 11 Практическое занятие 7
Тема 2.6.Дифференциальная диагностика ТемаДифференциальная диагностика
дизартрии от вторых речевых нарушений. дизартрии от вторых речевых нарушений. Кол-
Кол-во часов: 2 во часов: 2
Замысел: Форма проведения:
1. Сравнительная черта Изучаемые вопросы:
дизартрии от вторых речевых 1. Сравнительная черта дизартрии и
нарушений. дислалии.

2. Три ведущих синдрома 2. Проявление стертых форм дизартрии и
диагностики дизартрий. Главные способы их диагностики.
показатели диагностики дизартрий. 3. Дифференциальная диагностика дизартрии и
3. Дифференциальная диагностика алалии.
сходных речевых патологий
бульбарной формы дизартрии от Перечень литературы:
псевдобульбарной. [2; 3; 4; 21; 25; 29; 36; 39]
4. Проявление стертой дизартрии и Информационное сопровождение:
способы ее диагностики. Мультимедийная презентация
«Дифференциальная диагностика главных
5. Вопросы выставления
форм дизартрии»
логопедического заключения.
Перечень литературы:
[2; 3; 4; 21; 25; 29]
Информационное сопровождение:
Мультимедийная презентация
«Дифференциальная диагностика дизартрии от
дислалии»

Лекция 12 Практическое занятие 9
ТемаДизартрия как один из признаков ДЦП. ТемаДизартрия как один из признаков ДЦП.
Кол-во часов: 2 Кол-во часов: 4
Замысел: Форма проведения:
1. Функциональное значение разных 1. Структура речевого недостатка при ДЦП.
отделов мозга для речевой деятельности. 2. основные формы и Механизмы речевых
2. Клинические проявления ДЦП. расстройств при ДЦП.
3. Влияние патологии ДЦП на психофизическое 3. Нарушение артикуляционного праксиса
развитие ребенка. у детей с ДЦП.
4. Психотерапевтические изюминки детей с 4. Нарушение дыхания.
церебральным параличом. Нарушение высших 5. Состояние голосовой функции у детей,
психологических функций. страдающих ДЦП и дизартрией.
Перечень литературы: 6.Звукопроизношение у детей с ДЦП.
[2; 3; 4; 21; 25; 29] Изучаемые вопросы:
Информационное сопровождение: Перечень литературы:
Мультимедийная презентация «Клинические [2; 3; 4; 21; 25; 29; 36; 39]
проявления ДЦП» Информационное сопровождение:
Мультимедийная презентация «Клинические
формы ДЦП»
2.3 Замысел лекционного курса
Независимая работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема II.1Критерии клинических и психолого– 1. Мультимедийная
педагогических классификаций дизартрий. презентация:
«Черта
1. Составление таблицы «сравнительный анализ форм
главных форм
дизартрии с учетом степени понятности речи для
дизартрии» — 5
окружающих»
2. Составление пособия
3 балла
«Папка для начинающего
логопеда» -5
[2; 29; 36; 39] 3. Обзор материалов сайтов по
проблеме – 5
Тема II.2Формы дизартрий на базе неврологического
подхода
2. составление таблицы «Сравнительная черта
главных форм дизартрии по принципу учета локализации
поражения»
баллов
Тема II.3Синдромологический подход к классификации
речевых расстройств у детей с дизартрией.
3. составление таблицы «Сравнительная черта форм
дизартрии с учетом синдромологического подхода»

Баллов

Тема II. 4Организация работы по проведениюлогопедического обследования детей с дизартрией

4.Регистрация результатов логопедического обследования в речевых картах

Баллов

[2; 3; 4; 21; 25; 29; 36; 39]

5.составление вопросника для беседы с родителями

Тема II. 5Дифференциальная диагностика дизартрии отдругих речевых нарушений

6.Составление таблицы «Сравнительная черта

нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, алалии и нарушениях голоса»

Тема II.6.Дизартрия как один из признаков ДЦП.7. Мультимедийная презентация:

«Клинические проявления дизартрии при ДЦП»

5 баллов

8. Контрольная работа по разделу

Баллов

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства (либо её части) и ее формулировка

ОПК-3: 3.1 — Устный опрос по теме «Формы дизартрий на базе
.З.1– неврологического подхода и особенности организации»
воспитания и содержания обучения в 2. Проверка исполнения аналитических заданий: таблица
ДОУ для детей с нарушениями речи «сравнительный анализ форм дизартрии с учетом
степени понятности речи для окружающих»
— Контрольная работа.
ПК-1 Проверка исполнения аналитических заданий: таблицы
У.2 – определять диагностические и «Сравнительная черта нарушений речи при
прогностические показатели речевого
дизартрии, дислалии, ринолалии, алалии и нарушениях
развития лиц с дизартрией;
ПК-3 голоса»
У.4– разбирать структуру недостатка
при разных формах дизартрии — результатов логопедического обследования в речевых
У.4– разбирать структуру недостатка картах
при разных формах дизартрии
— вопросник для беседы с родителями
— Личное собеседование.
— Контрольная работа.
ПК-3 Таблица «Сравнительная черта главных форм
В.3 – Методами анализа дизартрии по принципу учета локализации поражения»
результатов обследования в — Групповое собеседование по темам независимой работы.
качестве базы для перспективного — Контрольная работа.
планирования личных
занятий

3 Раздел III. (38 часов) Совокупность коррекционно – педагогической работы при дизартрии.

3.1 Требования к итогам освоения раздела: ПК-1: В.2

ПК-3 :З .3; У.3

3.2 Содержание раздела
II.1. Специфика коррекционно-педагогической работы при дизартрии
этапы и Специфика коррекционно – педагогической работы при дизартрии: подход к
формированию речи как целостной психологической деятельности. Цели, задачи и
планирование работы логопеда. Комплексный темперамент совокупности логопедического
действия. Ключевые принципы, определяющие последовательность и совокупность
коррекционно – развивающего сопровождения логопедической работы.

Алалия, дизартрия, СДВГ, эпилепсия, ДЦП и аутизм


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: