Клиническая черта ДЦП. Формы ДЦП и их проявления. Расстройства перемещения как ведущее нарушение в структуре сложного недостатка при церебральном параличе. Структура двигательного недостатка и оценка его тяжести. Разнообразие двигательных нарушений по степени и структуре выраженности, их зависимость от распространённости и локализации поражения головного мозга. Речевые нарушения в клинике ДЦП, их патогенетическая общность с двигательными расстройствами. основные формы и Механизмы речевых расстройств у детей с ДЦП. Нарушения артикуляционной моторики, дыхания, голоса, звукопроизношения у детей, страдающих ДЦП. Частота речевой патологии при детском церебральном параличе, разнообразие ее клинических форм.
Замысел лекций | Замысел семинарских занятий | ||||||||||
Лекция 7 | |||||||||||
Тема 2.1Критерии клинических и психолого– | |||||||||||
педагогических классификаций дизартрий. | |||||||||||
Кол-во часов: 2 | |||||||||||
Замысел: | |||||||||||
1. | Правила классификации | ||||||||||
дизартрий. | |||||||||||
2. | Классификация дизартрии с учетом | ||||||||||
принципа локализации поражения | |||||||||||
3. | Синдромологический подход к | ||||||||||
проблеме классификации | |||||||||||
дизартрии. | |||||||||||
4. | Формы дизартрии по степени | ||||||||||
понятности для окружающих. | |||||||||||
5. | Черта дизартрии по | ||||||||||
степени поражения: легкая | |||||||||||
дизартрия, дизартрия средней | |||||||||||
степени тяжести, тяжелая | |||||||||||
дизартрия. | |||||||||||
6. | Симптоматика разных форм | ||||||||||
дизартрии. | |||||||||||
Перечень литературы: | |||||||||||
[2; 3; 4; 21; 25; 29] | |||||||||||
Информационное сопровождение: | |||||||||||
Мультимедийная презентация « Классификация | |||||||||||
дизартрии с учетом синдромологического подхода» | |||||||||||
Лекция 8 | Практическое занятие 4 | ||||||||||
Тема 2.2Формы дизартрий на базе | Тема 2.2.Формы дизартрий на базе | ||||||||||
неврологического подхода. | неврологического подхода. | ||||||||||
Кол-во часов: 4 | Кол-во часов: 4 | ||||||||||
Замысел: | Форма проведения: | ||||||||||
Формы дизартрий на базе | Изучаемые вопросы: | ||||||||||
неврологического подхода: | 1. | Симптомокомплекс | |||||||||
1. | Корковая | дизартрия. | речедвигательных расстройств. | ||||||||
Дискуссионные | вопросы | 2. | Экстропирамидная | дизартрия. | |||||||
выделения ее показателей. | Симптоматика, терапия, прогноз. | ||||||||||
2. | Нарушения | устной | речи | при | 3. | Особенности | |||||
эфферентной | форме | корковой | звукопроизносительной | стороны | |||||||
дизартрии. | речи при подкорковой дизартрии и | ||||||||||
3. | Нарушения | устной | речи | при | их сообщение с дистонией мышц | ||||||
афферентной | форме | корковой | речевого аппарата. | ||||||||
дизартрии. | 4. | Мозжечковая | дизартрия. | ||||||||
4. | Черта псевдобульбарной | Клинические проявления. | |||||||||
дизартрии. Формы. Особенности | 5. | Функции мозжечка и его сообщение с | |||||||||
речевых нарушений. | вторыми структурами мозга. | ||||||||||
5. | Спастический парез как | основной | 6. | Темперамент | нарушения | мышечного | |||||
патогенетический | механизм | двигательных рефлексов | и | тонуса | |||||||
дизартрии. Клинические | показатели | при мозжечковой дизартрии. | |||||||||
спастического | паралича, | 7. | Особенности | произносительной | |||||||
избирательность | поражения | стороны | речи | при мозжечковой | |||||||
произвольных перемещений. | дизартрии. | ||||||||||
6. | Бульбарная дизартрия. | 8. | Специфика речевых | нарушений | |||||||
Разграничение от паретической | при разных формах дизартрии. | ||||||||||
псевдобульбарной дизартрии. | 9. Сравнительная | черта | |
7. Вялый парез как основной | главных форм дизартрии. | ||
патогенетический механизм | |||
бульбарной дизартрии. | Перечень литературы: | ||
Клинические показатели вялого | [2; 3; 4; 21; 25; 29; 36; 39] | ||
паралича. | Информационное сопровождение: | ||
Мультимедийная презентация ««Симптомокомплекс | |||
Перечень литературы: | псевдобульбарной дизартрии» | ||
[2; 3; 4; 21; 25; 29] | |||
Информационное сопровождение: | |||
Мультимедийная презентация «Симптомокомплекс | |||
корковой дизартии» |
2. | Три | ведущих | синдрома | 2. | Проявление стертых форм | дизартрии и | |||
диагностики дизартрий. Главные | способы их диагностики. | ||||||||
показатели диагностики дизартрий. | 3. | Дифференциальная диагностика дизартрии и | |||||||
3. | Дифференциальная | диагностика | алалии. | ||||||
сходных | речевых | патологий | |||||||
бульбарной | формы | дизартрии | от | Перечень литературы: | |||||
псевдобульбарной. | [2; 3; 4; 21; 25; 29; 36; 39] | ||||||||
4. | Проявление | стертой | дизартрии | и | Информационное сопровождение: | ||||
способы ее диагностики. | Мультимедийная | презентация | |||||||
«Дифференциальная диагностика главных | |||||||||
5. | Вопросы | выставления | |||||||
форм дизартрии» | |||||||||
логопедического заключения. | |||||||||
Перечень литературы: | |||||||||
[2; 3; 4; 21; 25; 29] | |||||||||
Информационное сопровождение: | |||||||||
Мультимедийная презентация | |||||||||
«Дифференциальная диагностика дизартрии от | |||||||||
дислалии» |
Лекция 12 | Практическое занятие 9 | ||||||
ТемаДизартрия как один из признаков ДЦП. | ТемаДизартрия как один из признаков ДЦП. | ||||||
Кол-во часов: 2 | Кол-во часов: 4 | ||||||
Замысел: | Форма проведения: | ||||||
1. | Функциональное значение разных | 1. Структура речевого недостатка при ДЦП. | |||||
отделов мозга для речевой деятельности. | 2. | основные формы и Механизмы речевых | |||||
2. Клинические проявления ДЦП. | расстройств при ДЦП. | ||||||
3. Влияние патологии ДЦП на психофизическое | 3. | Нарушение | артикуляционного праксиса | ||||
развитие ребенка. | у детей с ДЦП. | ||||||
4. Психотерапевтические изюминки детей с | 4. | Нарушение дыхания. | |||||
церебральным параличом. Нарушение высших | 5. | Состояние голосовой функции у детей, | |||||
психологических функций. | страдающих ДЦП и дизартрией. | ||||||
Перечень литературы: | 6.Звукопроизношение у детей с ДЦП. | ||||||
[2; 3; 4; 21; 25; 29] | Изучаемые вопросы: | ||||||
Информационное сопровождение: | Перечень литературы: | ||||||
Мультимедийная презентация «Клинические | [2; 3; 4; 21; 25; 29; 36; 39] | ||||||
проявления ДЦП» | Информационное сопровождение: | ||||||
Мультимедийная | презентация «Клинические | ||||||
формы ДЦП» | |||||||
2.3 | Замысел лекционного курса | ||||||
Независимая работа | |||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||||
Тема II.1Критерии клинических и психолого– | 1. | Мультимедийная | |||||
педагогических классификаций дизартрий. | презентация: | ||||||
«Черта | |||||||
1. | Составление таблицы «сравнительный анализ форм | ||||||
главных форм | |||||||
дизартрии с учетом степени понятности речи для | |||||||
дизартрии» — 5 | |||||||
окружающих» | |||||||
2. | Составление пособия | ||||||
3 балла | |||||||
«Папка для начинающего | |||||||
логопеда» -5 | |||||||
[2; 29; 36; 39] | 3. Обзор материалов сайтов по | ||||||
проблеме – 5 | |||||||
Тема II.2Формы дизартрий на базе неврологического | |||||||
подхода | |||||||
2. составление таблицы «Сравнительная черта | |||||||
главных форм дизартрии по принципу учета локализации | |||||||
поражения» | |||||||
баллов | |||||||
Тема II.3Синдромологический подход к классификации | |||||||
речевых расстройств у детей с дизартрией. | |||||||
3. составление таблицы «Сравнительная черта форм | |||||||
дизартрии с учетом синдромологического подхода» |
Баллов
Тема II. 4Организация работы по проведениюлогопедического обследования детей с дизартрией
4.Регистрация результатов логопедического обследования в речевых картах
Баллов
[2; 3; 4; 21; 25; 29; 36; 39]
5.составление вопросника для беседы с родителями
Тема II. 5Дифференциальная диагностика дизартрии отдругих речевых нарушений
6.Составление таблицы «Сравнительная черта
нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, алалии и нарушениях голоса»
Тема II.6.Дизартрия как один из признаков ДЦП.7. Мультимедийная презентация:
«Клинические проявления дизартрии при ДЦП»
5 баллов
8. Контрольная работа по разделу
Баллов
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства (либо её части) и ее формулировка
ОПК-3: 3.1 | — Устный опрос по теме «Формы дизартрий на базе | |
.З.1– неврологического подхода и | особенности организации» | |
воспитания и содержания обучения в | 2. Проверка исполнения аналитических заданий: таблица | |
ДОУ для детей с нарушениями речи | «сравнительный анализ форм дизартрии с учетом | |
степени понятности речи для окружающих» | ||
— Контрольная работа. | ||
ПК-1 | Проверка исполнения аналитических заданий: таблицы | |
У.2 – определять диагностические и | «Сравнительная черта нарушений речи при | |
прогностические показатели речевого | ||
дизартрии, дислалии, ринолалии, алалии и нарушениях | ||
развития лиц с дизартрией; | ||
ПК-3 | голоса» | |
У.4– разбирать структуру недостатка | ||
при разных формах дизартрии | — результатов логопедического обследования в речевых | |
У.4– разбирать структуру недостатка | картах | |
при разных формах дизартрии | ||
— вопросник для беседы с родителями | ||
— Личное собеседование. | ||
— Контрольная работа. | ||
ПК-3 | Таблица «Сравнительная черта главных форм | |
В.3 – Методами анализа | дизартрии по принципу учета локализации поражения» | |
результатов обследования в | — Групповое собеседование по темам независимой работы. | |
качестве базы для перспективного | — Контрольная работа. | |
планирования личных | ||
занятий |
3 Раздел III. (38 часов) Совокупность коррекционно – педагогической работы при дизартрии.
3.1 Требования к итогам освоения раздела: ПК-1: В.2
ПК-3 :З .3; У.3