Игры со звуками, буквами и словами 4 глава

Внук нежный, внучка нежнее, а дочка (самая лас-
ковая).

Дед дорогой, бабушка дороже, мама (самая дорогая).

Ответьте на вопросы.

Кто самый старший в вашей семье?
Кто самый младший в вашей семье?
Кто тебе дороже всех?

Глагол

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕ-
МЕНИ

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
ЖИТЬ живет, -ут жил будет жить
дарить дарит, -ят дарил будет дарить
хвалить трудиться хвалит, -ят трудится, -ятся хвалил трудился будет хвалить будет трудиться
расти растет, -ут рос будет расти

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

Неизвестная форма Прошедшее время Будущее время
оказать помощь помог окажет помощь
поздороваться поздоровался поздоровается
приласкать приласкал приласкает
поссориться поссорился поссорится
помириться помирился помирится

Ответьте на вопросы.

Что делает мама в выходной сутки?

Что ты делал(-а) в детском саду?

Что делают твои родители на работе?

Что вы станете делать в отпуске?

Что сделает отец со сломанным утюгом?

«Я могу — не могу».

Я могу подметать пол. Я могу мыть посуду. Я могу
протирать пыль.

Я не могу варить обед. Я не могу стирать. Я не могу
гладить.

Загадайте желание.

Я желаю, дабы моя мама…
Я желаю, дабы мои родители…
Я желаю, дабы моя бабушка…

¦ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Послушайте и запомните слова помогать, гордиться, дружить,
хотеть

Сообщите о себе. (Я помогаю, дарю, дружу, хочу.)
Что мы делаем? (Мы помогаем, дарим, дружим, хотим.)
Спросите у приятеля. (Ты помогаешь, даришь, дружишь,
хочешь?)

Сообщите обо мне, что я делаю. (Вы помогаете, дарите,
дружите, хотите.)

Сообщите, что делает Оля либо Коля. (Он (-а) оказывает помощь,
дарит, дружит, хочет.)

Что они делают? (Они оказывают помощь, дарят, дружат, же-
лают.)

¦ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Отечественные просьбы, пожелания и рекомендации участникам семьи. Приду-
майте собственные.

Любите друг друга!
Не ссорьтесь!

По окончании ссоры непременно помиритесь!
Помните принести свои извинения!
Будьте внимательны друг к другу!
Чаще дарите друг другу подарки.
Не скупитесь на хорошие и нежные слова!
Чаще помогайте маме в домашних делах!
Играйтесь с младшей сестренкой!
Уважайте собственных своих родителей!
Не обижайте мелких!

¦ СОЧЕТАЕМОСТЬ ГЛАГОЛОВ С НАРЕЧИЯМИ

Исключите лишнее слово.

Говорить необходимо (со злобой, культурно, доброжела-
тельно).

Жить нужно (дружно, счастливо, строго).
Относитесь друг к другу (пристально, уважительно,
поровну).

Игры со звуками, словами и буквами

(Задания выполняются с применением наглядного материала.)

Назовите первый звук в словах мама, отец, дочка, бабушка, внучка. Назовите последний звук в словах портрет, праздник, уют. Как именуются эти звуки? (Жёсткие согласные звуки.)

Какие конкретно гласные звуки имеется в словах брат, внук, сын!

В каких словах — заглавиях участников семьи имеется звук р! (Брат, сестра, прабабушка, прадедушка, родитель, родственник.) Назовите слова со звуком л’. (Родители, племянник, племянница, наследник.)

Какой звук потерялся в словах …адушие, …аска, …або-та, …ежностъ, …уткость?

Засуньте пропущенные гласные буквы: бр…т, вн…к, д…дя.

Засуньте пропущенные согласные буквы: ба…ушка, …ама, …апа, де…ушка.

Составьте слова из «рассыпанных» звуков: н, с, ы (сын); а, т, р, б (брат). Выясните количество согласных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки в словах мама, дочка. Назовите гласные звуки в каждом слове.

Измените одну букву в словах точка, сыр так, дабы оказались новые слова — заглавия участников семьи. (Дочка, сын.)

«Цепочка слов». В данной игре нужно услышать последний звук сообщённого слова и придумать собственный, которое начинается с этого звука. (Возможно именовать города, имена, овощи и др.) К примеру: мама — альбом — мальчик — котенок и т. д.

Предугадайте слова, в которых пропущены слоги: сест…, внуч…, род…, фа…лия.

Предугадайте слова по перепутанным слогам: я-семь, ти-де, ка-моч-ма, ка-поч-па.

«Слово в слове». Отыщите запрятанные слова: дед (душ), семья (семь, я), сестричка (три, сестра), папочка (почка, отец).

Кто больше придумает слов, начинающихся с гласных звуков а, у, о, и, э? Это смогут быть имена, заглавия городов, государств либо каждые другие слова.

Кто-либо именует три слова, относящиеся к определенной родовой группе, к примеру: тарелка, чашка, блюдце. Следующий повторяет эти три слова и додаёт еще одно: тарелка, чашка, блюдце, чайник. Игра может длиться до тех пор, пока не будут исчерпаны слова у игроков.

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Семья». Составьте мини-диалоги.

Прислушайтесь к звучанию слова семья. Из каких двух слов состоит слово семья? (Семь, я.) Назовите участников собственной семьи. Кто в вашей семье старший по возрасту? Кто самый глубокоуважаемый человек в вашей семье? какое количество у тебя бабушек? Бабушка — папина либо мамина мама? какое количество у тебя дедушек? Дед — папин либо мамин папа? Кто твои родители для бабушки и дедушки? Кем для тебя являются дедушкины родители? (прадедушкой и Прабабушкой.) Кем были для бабушки и дедушки твои прабабушка и прадедушка? (мамой и Папой, родителями.) Кто в вашей семье моложе дедушки и бабушки? Кто самый младший в вашей семье?

какое количество тебе лет? какое количество лет тебе будет через один год? Через два года? Как именуют тебя папа и мама — дочкой либо сыном? Как именуют тебя бабушка и дедушка и внучкой либо внуком?

Кем приходятся друг другу два мальчика в семье — сестрами либо братьями? (Братьями.) Кто в семье их именует братьями? Кем приходятся друг другу в семье две девочки? (Сестрами.) Имеется ли у тебя брат либо сестра? Чем вы похожи? На какое количество лет они старше либо моложе тебя? Имеется ли у тебя двоюродные братья либо сестры? Чьи они дети? Имеется ли у тебя тетя? Чья она сестра? Имеется ли у тебя дядя? Чей он брат?

Назовите собственную фамилию. Однообразная ли фамилия у твоих своих родителей? У каждого человека имеется имя, отчество и фамилия. Фамилия возможно одна у всей семьи, а отчество и имя у каждого человека собственный. От какого именно слова случилось слово отчество? (Слово отчество случилось от слова папа.) От слова папа случилось и слово отчизна. Что означает отчизна? (Место, где человек появился либо живет.)

Для чего люди придумали фамилии и имена? (Если бы у нас не было имен, мы не знали бы, кому направлено обращение. Если бы не было фамилий, человек не знал бы, к какому роду он в собственности. Фамилия прибавляется к личному имени человека. Это наследственное домашнее наименование. Фамилия в собственности определенному роду. Любой род имеет собственный начало. В слове отчизна мы также слышим это коротенькое слово род.) Составлено ли родословное древо вашей семьи?

Сообщи, кто ты. (Девочка, мальчик, ребенок, человек, сын, дочь, внук, внучка.) Назови собственный имя. Каким нежным именем именуют тебя в семье? Какими еще нежными словами именуют тебя твои родные? По какой причине тебе дали такое имя? Что обозначает твое имя? Назови собственный отчество. Назови отчество и имя участников собственной семьи: мамы, папы, бабушки и дедушки. На кого из них ты похож? Чем отличаются дети от взрослых? Чем ты отличаешься от своих братьев и сестер?

Какая у вас семья? (Маленькая, громадная, дружная, радостная, радушная, трудолюбивая, гостеприимная.) Какие конкретно традиции имеется в вашей семье? Как вы отмечаете дни и праздники рождения? Чем вы занимаетесь в выходные дни? Как вы принимаете гостей? Ходите ли вы сами к себе домой? Все ли родственники живут в вашем городе? Ездите ли вы к ним к себе домой? Приобретаете ли вы от них письма? Пишете ли им сами?

Какая у тебя мама? Какой у тебя отец? За что ты их обожаешь? Кто из участников семьи уделяет тебе больше внимания? Кто отвечает на твои вопросы? Кто просматривает тебе книги? С кем тебе хочется оставаться дома? Как вы распределяете домашнюю работу? Кто больше всех трудится в вашей семье? Имеется ли у тебя обязанности по дому? Как ты помогаешь маме? Как вы заботитесь приятель о приятеле? Обижаетесь ли вы друг на друга? Бывают ли в вашей семье ссоры? По какой причине? Просите ли вы прощения приятель у приятеля? Бываешь ли ты непослушным? За что тебе не редкость стыдно перед родителями? Приходилось ли тебе огорчать собственных родных? Что означает быть послушным? Что означает быть вежливым? Что означает быть уважительным? Рассказываете ли вы друг другу комплименты?

В то время, когда в вашей семье говорят такие слова: будьте хороши, прошу вас, простите, простите меня, хорошее утро, хороший сутки, спокойной ночи, в добрый путь, будьте как дома, рады вас видеть?

Кому и в то время, когда вы рассказываете слова поздравляю, поздравляем? Придумайте поздравления с праздником и днем рождения, применяя слова хочу, хотим, дарю, дарим, обожаю, любим.

Кем трудятся твои родители? Какую работу они делают? Был ли ты у них на работе и что ты в том месте видел? Чему ты желал бы обучиться у собственных своих родителей?

Имеется ли у вас дома животные? Как ты о них заботишься? Возможно ли назвать кошку либо собаку участником семьи?

Какое сокровенное желание имеется у вашей семьи? Что бы ты желал захотеть участникам собственной семьи?

Что вы должны сделать, в случае, если почувствовали запах газа? (Необходимо сказать об этом взрослым, позвонить в газовую работу по телефону 04, поскорее выйти из квартиры на улицу.)

Что нужно делать, в случае, если в квартире появился пожар? (Нужно позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить об этом соседям и как возможно стремительнее покинуть помещение.)

Что нужно сделать, в случае, если кому-то из участников семьи стало не хорошо либо он утратил сознание? (Нужно привести «к скорой помощи» по телефону 03.)

Возможно ли говорить по телефону с чужими людьми в отсутствие взрослых и информировать что-либо о собственной семье? Возможно ли именовать посторонним людям собственный домашний адрес и говорить что-либо о вашей жизни? По какой причине этого нельзя делать?

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Поведайте,
о чем идет обращение в каждом стихотворении.

МОЯ СЕМЬЯ

Задам себе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Мамуля, сестра и папа,
Дедуля, брат и бабушка.
У нас порядок, чистота
и лад. А по какой причине?
Две мамы имеется у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший — я.

В. Витка

Я И МАМА

Радуюсь я, как мама.
Так же хмурюсь я упрямо.
У меня такой же шнобель
И такой же цвет волос

Ростом ниже я. Но все же
И глаза у нас похожи.
Кроме того отец мне сообщил:

— Легко мамины глаза!

Ходим в ногу я и мама.

— Как похожи! — говорят.
Лишь мама наблюдает прямо,
А я налево и направо

И еще наблюдаю назад.

О. Дриз. Перевод Г. Сатира

* * *

Прожила на свете мама
Уж много лет,

Никого дороже мамы

В целом мире нет.

Позднее всех она ложится,

Раньше всех поднимается,

По дому целый сутки хлопочет,

Хоть и устает.

Ты живи на свете, мама,

Довольно много, много лет.

Никого тебя роднее

В целом мире нет!

К. Тангрыкулиев

ДВЕ СЕСТРЫ Смотрят НА БРАТЦА

Две сестры смотрят на братца:

Мелкий, неловкий,

Не может радоваться,

Лишь хмурит бровки.

Младший брат чихнул спросонок —

Радуются сестры:

— Вот уже растет ребенок —

Он чихнул, как взрослый!

А. Барто

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ БАБУШКА

Бабушка отечественная
Весьма хороша.
Бабушка отечественная
Стала ветха…
В случае, если на лбу
Появляется шишка,
Пуговки нет,
Изорвется пальтишко
Либо вторая
Какая беда,—

Бабушка нам
Оказывает помощь в любой момент.
Бабушка утепленные
Варежки свяжет,
Бабушка вечером
Сказку поведает,
Слушать ее
Мы готовы часами!
Что позабудет,
Посоветуем ей сами.

Е. Трутнева

* * *

Не терпит мой скуки и папа безделья,
У папы умелые сильные руки!
И в случае, если кому-нибудь нужно оказать помощь,
Мой отец постоянно поработать не прочь.

Е. Серова

* * *

Имеется в доме любом
Домашний альбом.
Как в зеркале,
Мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы прекрасны,
Но эти фото — правдивы.
Хранится альбом в отечественном доме,
И снимки сохраняются в альбоме.
Их довольно много — и ветхих и новых —
У нас,

У семейства …

Н. Голь, Г. Григорьев

ПРОСТОЕ СЛОВО

На свете слов живет много.

И всех лучше и серьёзнее одно —

Из двух слогов — простое слово: «Мама».

И нет слов нужнее, чем оно!

И. Мазин

ФУТБОЛ

Сообщила тетя:

— Фи, футбол!
Сообщила мама:

— Фу, футбол!

Сестра сообщила:

— Ну, футбол…
А я ответил:

— Во футбол!

Г. Сатир

ЛЕМЕЛЕ ХОЗЯЙНИЧАЕТ

Мама уходит,
Торопится в магазин.

— Лемеле, ты
Остаешься один,—
Мама сообщила.

— Ты мне услужи:

— Вымой тарелки,

— Сестру уложи,
Дрова наколоть

Не забудь, мой сынок.
Поймай петуха
И закрой на замок.
Сестренка, тарелки,
дрова и Петух…

У Лемеле лишь
Одна голова!
Схватил он сестренку
И закрыл в сарай.
Сообщил он сестренке:
— Ты тут поиграй!
Дрова он усердно
Помыл кипятком,
Четыре тарелки
Разбил молотком.
Но продолжительно было нужно
С петухом сражаться —
Ему не хотелось
Ложиться в кровать.

Л. Квитко

МОЯ МАМА

Довольно много мам на белом свете,
Всей душой их обожают дети.
Лишь мама имеется одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.

В. Руссу

МОЙ Дедушка

У меня имеется дед, как зима седой,
У меня имеется дед с белой бородой.
На зарядке солнышко рядом видит нас.
Поднимаем руки мы по команде: «Раз!»
И водой холодною, прямо из ручья,
Совместно умываемся: дед и я.
Я вопросы различные задаю ему:
Где? Для чего? А не так долго осталось ждать ли?
какое количество? По какой причине?

Мне на все мой дед может дать ответ.
И не стар мой дед, хоть ему сто лет!

Р. Гамзатов

ПРОСТИТЕ

Отец разбил
Драгоценную вазу.
Дед с мамой
Нахмурились сходу,
Но отец нашелся:
Посмотрел им в глаза
И неуверено и негромко:
— «Простите»,— сообщил.

И мама молчит,
Радуется кроме того.
— Мы приобретём другую.
Имеется лучше в продаже.
«Простите», казалось бы,
Что в нем для того чтобы?
А вот так как какое
Прекрасное слово!

В. Юсупов

МОЯ РОДНЯ

Мама с папой — моя родня,

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных собственных весьма обожаю,

Не так долго осталось ждать всем подарки куплю!

Папе будет моторная лодка,

Маме — в кухню чудесная щетка,

Молоток настоящий — братишке,

Мяч — сестренке, конфета — Тишке.

Я. Аким

ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

Кто-то делает вот так —
Рубит дерево вот так:

— Тук-тики,
Тук-тики,
Так!

Кто-то делает вот так —
Молотком стучит вот так:

— Дзинь-тики,
Дзинь-тики,
Так!

Кто-то делает вот так —
Тесто шлепает вот так:
— Шлеп-тики,

Шлеп-тики,
Так!

Кто-то делает вот так:

— Топ-тики,

Топ-тики,

Лбом о столик —

Тук-тики,

Чашку на пол —

Дзинь-тики,

Около стены —

Шлеп-тики.

Так!

В. Орлов

ФЕДЮША

Отец устал… На диван он прилег…
Негромко играется Федюша-сынок —
Он на трубе в данный час не трубит
И в барабан, как в любой момент, не стучит.
Знает отечественный Федя, хоть весьма он мелок,—
Отец на работе тяжелой устал —
Желает сейчас отдохнуть он часок…
Смирно играется Федюша-сынок!

А. Сашин

поговорки и Пословицы

Выучите наизусть поговорки и пословицы.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
Без корня и полынь не растет.
При солнышке тепло, при матери добро.
На что и клад, коли в семье лад.
Братская любовь лучше каменных стен.
Вся семья совместно, так и душа на месте.
Материнский бешенство что весенний снег: и довольно много его вы-
падет, да не так долго осталось ждать растает.

ПИЩА

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ хлебобулочные и мучные изделия мука хлеб батон булка рогалик бублик баранка сушка плюшка ватрушка пирожок пирог макароны вермишель лапша мед кондитерские изделия сахар конфета шоколад печенье вафли пряник зефир лакомство сладости молочные продукты молоко сливки сметана кефир творог простокваша ряженка йогурт масло сыр мороженое мясные продукты мясо говядина свинина баранина крольчатина мясо птицы дичь фарш бекон сало колбаса сосиски сардельки ветчина тушенка рыбные продукты рыба кальмар омар краб креветки раки икра растительная пища овощи фрукты сухофрукты курага чернослив изюм подсолнечник кукуруза горох фасоль морские водоросли
крупы манка геркулес овсянка ячменная крупа пшено греча рис соя яйцо напитки чай кофе какао заглавия блюд котлеты жаркое гуляш бефстроганов соус бутерброд салат творожник сырник пюре рагу плов бульон суп борщ рассольник каша запеканка оладьи блины яичница омлет кисель компот приправы, пряности соль перец гвоздика корица ванилин горчица аджика профессии повар кондитер кулинар мукомол хлебопек пекарь официант продавец кассир место хранения продуктов элеватор база склад подвал погреб кладовка холодильник тара ящик мешок коробка банка бумага картон упаковка кулек продажи и место производства кухня кулинария кондитерская кафе столовая ресторан булочная магазин магазин время приема пищи ланч обед полдник ужин ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ продуктовый хлебный мучной молочный сливовый мясной рыбный куриный яичный сырой вареный жареный овощной фруктовый подсолнечный кукурузный соевый рисовый гречневый овсяный
манный ржаной пшеничный перловый тёплый холодный свежий мягкий черствый сладкий кислый соленый неприятный крепкий копченый жидкий густой ГЛАГОЛ варить жарить тушить запекать взбивать печь готовить питаться имеется кушать хранить просеять замесить подогреть остудить разрезать сохранить поперчить попытаться ПРИЧАСТИЕ приготовленный размороженный охлажденный испеченный пережаренный прокисший загустевший высушенный НАРЕЧИЕ сладко горько кисло горячо полезно вредно вкрутую всмятку близко жидко понемногу достаточно мало голодно сытно

Психогимнастика

¦ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕС-
КОГО СОСТОЯНИЯ

Представьте, что вы пробуете на вкус кислый лимон,
сладкий чай, неприятный перец, соль, весьма тёплый суп и
весьма холодное мороженое, вкусную и невкусную пищу.

¦ ДЕЙСТВИЯ С МНИМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Продемонстрируйте, как вы чистите лук, картошку, заваривае-
те чай, наливаете чай в чашку, размешиваете сахар в
чашке, делаете бутерброды.

¦ ОБЫГРЫВАНИЕ ОБСТАНОВКИ

«Печем пирожки»: месим тесто, лепим пирожки, ста-
вим их в духовку, перекладываем тёплые пирожки с
противня на тарелку, а позже пробуем на вкус.

Изобразите масло, кипящее на сковородке; пирожок,
что требует: «Съешь меня!»

¦ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Игра «Предугадайте, что я делаю». Один ребенок изобра-
жает действия мамы на кухне, остальные — отгадывают,
а после этого повторяют их.

Изобразите, как варят «суп из топора». «Попытайтесь»
его на вкус и продемонстрируйте, понравился ли он вам.

Пластический этюд с применением стихотворения
«Простокваши дали Клаше». Изобразите жестами и ми-
микой сердитую, обиженную, а после этого радостную и радост-
ную Клашу.

Простокваши дали Клаше—
Обижена Клаша:

— Не желаю я простокваши,
Дайте легко каши!

Дали вместо простокваши
Каши отечественной Клаше.

— Не желаю я легко каши,
Так — без простокваши!

Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше отечественной.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей,
А покушала — поднялась,
Благодарю не сообщила.

Е. Благинина

Развитие небольшой моторики.
Координация речи с перемещением

Делайте движения и действия пальчиками и руками в со-
ответствии со смыслом текстов стихотворений.

На первые семь строчков имитируем перемещения точиль-
щика, проводя ладонью правой руки взад-вперед по ладо-
ни левой (с переворотом), на последующие строчки — по-
очередно загибаем пальчики.

точильщики

Точим,
Точим,
Точим нож!
Будет весьма
Он оптимален.

Будет резать он

Припасы:

Масло,

Сало,

Хлеб,

Колбасы,

Помидоры,

Огурцы…

Угощайтесь, молодцы!

О. Дриз

Четыре пальца лежат на столе, указательный —
немного поднят. Именуемые пальчики поочередно соприка-
саем с громадным.

— Пальчик,
Пальчик,
Непоседа,
Где ты бегал,
Где обедал?

— Я с мизинцем
Ел калинку,

С безымянным

Ел малинку.

Ел со средним

Землянику.

С указательным —

Клубнику.

— Братец, принеси дрова!

— Заболела голова!

— Средний, ты наколешь дров?

— Я сейчас не здоров!

— Ну, а ты затопишь печку?

— Ой, болит мое сердечко!

— Ты, меньшой, свари обед!

— У меня силенок нет!

— Что же, сделаю все сам,
Но обеда вам не дам!
Недоедать готовы?

— Мы уже здоровы!

И. Лопухина

Формирование
лексико-грамматического строя речи

¦ синонимы

Подберите родные по значению слова — «слова-друзья».

еда — пища, кушанье, продукты питания

¦ АНТОНИМЫ

Придумайте слова с противоположным значением — «слова-
неприятели».

нужный — вредный
холодный — тёплый
пресный — соленый
постный — жирный
густой — жидкий
свежий — черствый
снять — поставить
поднести — унести

насыпать — высыпать
налить — вылить
рассыпать — собрать
наполнить — опустошить
крупно — мелко
всмятку — вкрутую
полезно — вредно

Какого именно слова не достаточно? Дополните предложения.

Молоко жидкое, а сметана (густая).
В жару приятно имеется (холодное) мороженое, а в хо-
лод — выпивать (тёплый) чай.

¦ МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВ

О чем возможно сообщить свежий? (Хлеб, ветер, батон, но-
мер издания.)

О чем возможно сообщить тёплый? (Чай, воздушное пространство, чайник,
утюг, человек.)

Что возможно чистить? (Кастрюлю, сковороду, картош-
ку, обувь, дорогу от снега.)

¦ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите слова. Какая неспециализированная часть имеется в род-
ственных словах? Исключите лишнее слово.

хлеб, хлебница, хлебный, рогалик

сахар, сахарница, засахаренный, конфета
сладость, сластена, сладкий, подсластить, сливки

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

¦ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ и СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

Сообщите нежно.

хлеб — хлебушек
булка — булочка
пряник — пряничек
творог — творожок
сыр — сырок

конфета — конфетка
колбаса — колбаска
жидкий — жиденький
свежий — свеженький
тёплый — горяченький

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Составьте новое слово из двух.

человек, что печет хлеб (хлебопек)

продукты из рыбы (рыбопродукты)

мучные изделия — булки и хлеб (хлебобулочные)

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

Дополните предложение.

Чай сладкий, варенье еще слаще, а мед (самый слад-
кий).

Кисель густой, йогурт еще гуще, а тесто для пирогов
(самое густое).

¦ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ Посредством ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

печь — запечь, испечь, выпечь
имеется — съесть, покушать
жарить — пожарить, поджарить,
пережарить, зажарить

Игры со звуками, буквами и словами 4 глава

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

¦ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один — довольно много».

один батон — батоны — довольно много батонов

одна булка — булки — довольно много булок

одна сушка — сушки — довольно много сушек

одна ватрушка — ватрушки — довольно много ватрушек

одно пирожное — пирожные — довольно много пирожных

одно яйцо — яйца — довольно много яиц

Ответьте на вопросы.

Без чего не испечешь хлеб? (Без муки.)
Без чего не сваришь кашу? (Без крупы.)

¦ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки со словом пирожок.

Ок-ок-ок, вот румяный (пирожок).
Ка-ка-ка, съешь кусочек (пирожка).
Ку-ку-ку, дочка счастлива (пирожку).
Ком-ком-ком, попьем чаю с (пирожком).
Ке-ке-ке, вкусная начинка в (пирожке).

Сочините чистоговорки со словами батон, пирог, шоколад,
сушка, творог.

Ответьте на вопросы.

Повару на обед нужно приготовить котлеты.
Из чего возможно сделать фарш? (Фарш возможно сделать
из мяса.)

Без чего котлеты будут невкусными? (Котлеты будут
невкусными без соли и лука.)

На чем жарят котлеты? (Котлеты жарят на сковороде.)

Без чего нельзя поджарить котлеты? (Котлеты нельзя
поджарить без масла.)

¦ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О каких продуктах питания возможно сообщить мой? (Хлеб,
батон, рогалик, пирог, кефир, творог, сыр, йогурт.)

О каких продуктах питания возможно сообщить моя? (Ка-
ша, колбаса, сметана, сосиска, сарделька.)

О каком напитке возможно сообщить мое? (Какао, молоко.)

О каких продуктах питания возможно сообщить мое? (Пе-
ченье, пирожное, мороженое, пюре.)

О каких сладостях возможно сообщить мои? (Конфеты, ваф-
ли, пирожные, пряники.)

¦ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
Причастиями и ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

Сосчитайте.

три (йогурта)
пять (тортов)
семь (конфет)

четыре (сушки)
два (пирожных)
три (мороженых)

Подберите слова.

жареный (картофель, лук, баклажан, пирожок)
жареная (рыба, колбаса, сосиска)
жареное (мясо, сало)
жареные (котлеты, пирожки, пончики)
вкусное (мороженое, пирожное, молоко)
вкусные (конфеты, макароны, пироги, вафли)
пересоленный (суп, борщ, салат)
размороженная (рыба, говядина)
прокисшее (молоко)

испеченные (батоны, булки, рогалики, сушки)

Имя прилагательное

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ и РОДАМ

Подберите четыре слова.

сыр (какой?) (соленый, круглый, нужный, жёсткий)

торт (вкусный, бисквитный, песочный, сладкий, рас-
сыпчатый)

конфета (какая?) (сладкая, вкусная, шоколадная, мягкая)
каша (молочная, манная, гречневая, пшенная)
мороженое (какое?) (холодное, вкусное, сладкое, шо-
коладное)

пюре (картофельное, свежее, горячее)

булочки (какие конкретно?) (свежие, тёплые, мягкие, ароматные)

пряники (медовые, рассыпчатые, шоколадные, черствые)

Глагол

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

Неопределен- ная форма печь Единственное и множест- венное число настоящего времени печет, -кут Прошедшее время пек Будущее время будет печь
готовить готовит, -ят готовил будет готовить
питаться питается, -ются питался будет питаться
имеется ест, едят ел будет имеется
кушать кушает, -ют кушал будет кушать

Развивающие мультфильмы — Азбука для малышей


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: