Клинико-психологические характеристики детей с психическим недоразвитием

В клинике психологическое недоразвитие рассматривается как синдром тотальной ретардации. В базе данной формы психологического дизонтогенеза лежит недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности, потребностно-мотивационной сферы и пр. Но ведущая роль в структуре неспециализированного психологического недоразвития в собственности недоразвитию познавательной деятельности. Обычной моделью психологического недоразвития есть умственная отсталость.

В Интернациональной классификации заболеваний (МКБ, 10-й пересмотр) дается следующее определение умственной отсталости: «Умственная отсталость — это состояние задержанного либо неполного развития психики, которое, первым делом, характеризуется нарушением свойств, проявляющихся во время созревания и снабжающих неспециализированный уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных свойств» (с. 222). «Определение интеллектуального уровня должно быть основано всей дешёвой информации, включая клинические эти, адаптивное поведение (с учетом культурных изюминок) и продуктивность по психометрическим тестам» (с. 223).

Как особенная форма психологического недоразвития умственная отсталость может появиться у ребенка благодаря разных обстоятельств. По этиологии их возможно условно поделить на две главные группы: эндогенную, обусловленную в большинстве случаев генетическими факторами, и экзогенную, обусловленную внешними факторами (заразы, отравления, травмы и пр.), — появившиеся на разных стадиях развития ребенка.

В отечественной психиатрии в базу классификации умственной отсталости положены этиопатогенетические характеристики (Сухарева Г. Е., 1973; Ковалев В. В., 1979 и др.).

В. В. Ковалев выделяет следующие главные формы умственной отсталости:

1. Умственная отсталость при хромосомных заболеваниях.

2. Наследственные формы умственной отсталости.

3. Смешанные по этиологии (экзогенно-эндогенные) формы.

4. Экзогенно обусловленные формы.

Классификация В. В. Ковалева по этиопатогенетическому показателю имеет несомненное значение для клинического анализа умственной отсталости. Но для психолого-педагогического анализа интеллектуального недостатка при умственной отсталости в практике чаще употребляется классификация М. С. Певзнер, которая выделяет пять форм умственной отсталости:

1. Неосложненная форма умственной отсталости.

2. Умственная отсталость с нарушениями нейродинамики.

3. Умственная отсталость в сочетании с нарушениями анализаторов.

4. Умственная отсталость в сочетании с неотёсанными нарушениями личности.

5. Умственная отсталость в сочетании с психопатоподобны-ми формами поведения.

Психологическое недоразвитие в детском возрасте проявляется в бессчётных синдромах ранней и стойкой неспециализированной отсталости. Г. Е. Сухарева выделяет два показателя неспециализированного психологического недоразвития: это преобладание интеллектуального недостатка и отсутствие прогродиентности (Сухарева, 1974).

Психопатологическим стержнем психологического недоразвития у взрослых, подростков и детей младшего школьного возраста есть слабость абстрактного мышления в виде недостаточной свойстве к обобщению, пониманию причинно-следственных взаимоотношений, конкретно-ситуативного мышления (Выготский Л. С, 1984).

Но для квалифицированной диагностики слишком мало ориентироваться лишь на показатели интеллектуального недоразвития, замечаемые у ребенка с рождения либо пара позднее (до 2-3 лет). Классификация дизонтогенетических расстройств по ре-

комендациям ВОЗ (ВОЗ) предусматривает четыре главных направления (оси) диагностики. Первое направление — это черта клинического синдрома. Второе — по определению интеллектуального уровня от легкой до глубокой отсталости. Третье — учитывает биологические факторы дизонтогенеза, т. е. этиологический диагноз. Четвертое — черта сопутствующих психосоциальных влияний (нарушение домашних взаимоотношений, стиль домашнего воспитания, социальная и психологическая депривация и пр.).

Представленные выше направления классификации умственной отсталости включают в себя не только биологические, но и социально-психотерапевтические факторы, воздействующие на развитие ребенка с психологическим недоразвитием.

Как отмечают клиницисты, неспециализированное психологическое недоразвитие при умственной отсталости довольно часто сочетается с неспецифическими нарушениями. Это смогут быть нарушения черепно-мозговой иннервации, пирамидная недостаточность, парезы, нарушение мышечного тонуса, диэнцефальные расстройства, в частности церебрально-эндокринная недостаточность. В соматическом статусе у многих детей, в особенности с серьёзной формой умственной отсталости, часто наблюдаются разные странности развития и дисплазии — нарушения и деформации соотношения размеров черепа, расположения и аномалии строения ушных раковин, глаз, зубов, укорочение фаланг пальцев, заячья губа, синдактилии. При умственной отсталости, которая связана с нарушениями эмбрионального развития, довольно часто наблюдаются пороки развития внутренних органов: сердца, легких, мочеполовых органов, желудочно-кишечного тракта, а в некоторых случаях, системные нарушения, к примеру, костной совокупности, кожи и пр.

При классификации умственной отсталости принципиально важно учитывать не только форму клинической картины психологического недоразвития, и уровень психологического развития ребенка и его сложную внутреннюю структуру.

Степень слабоумия при психологическом недоразвитии традиционно подразделяется по выраженности интеллектуального и личностного недостатка. По МКБ 10-го пересмотра ВОЗ выделяются следующие степени умственной отсталости:

F70 Легкая умственная отсталость.

Легкая умственная отсталость, которая характеризуется умеренной отсталостью, но свойством применять обращение в повседневных целях. Лица с легкой умственной отсталостью способны себя обслуживать (прием пищи, умывание, одевание, контроль за функциями мочевого пузыря и кишечника). Главные затруднения в большинстве случаев наблюдаются в сфере школьной успеваемости, в особенности при усвоении письма и чтения. Они способны к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. «В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и появляющаяся в связи с ними потребность в поддержке и терапии значительно больше напоминают неприятности у людей с обычным уровнем интеллектуальности, нежели своеобразные неприятности у лиц с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости». Уровень интеллекта у лиц,с легкой степенью умственной отсталости находится в диапазоне 50-69.

F71 Умеренная умственная отсталость.

У лиц данной категории, не обращая внимания на замедленное понимание и развитие речи, отмечается задержка в ее развитии. Отстает и развитие моторики и навыков самообслуживания. Ограничены школьные удачи, но часть больных осваивает главные навыки, нужные для чтения, счёта и письма. Кое-какие из лиц с умеренной умственной отсталостью нуждаются в надзоре всю жизнь. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью в большинстве случаев способны к несложной практической работе при обеспечении и тщательном построении заданий квалифицированного надзора. Совсем свободное проживание достигается редко. Однако такие люди в общем абсолютно мобильны и физически активны, большая часть из них выявляют показатели социального развития. Коэффициент умственного развития в большинстве случаев находится в диапазоне от 35 до 49. У одних лиц с умеренной умственной отсталостью отмечается большой уровень оценок по тестам на зрительно-низкие оценки и пространственные функции по речевым тестам, у других — напротив. Другими словами одни больные смогут учавствовать в несложных беседах, а другие владеют речевым запасом, достаточным только для сообщения о собственных главных потреб-

ностях. Кое-какие больные ни при каких обстоятельствах не применяют обращение, не смотря на то, что и смогут осознавать простые руководства. У многих лиц с умеренной умственной отсталостью возможно распознана органическая этиология.

F72 Тяжелая умственная отсталость.

По клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. У многих больных наблюдаются двигательные нарушения либо другие сопутствующие недостатки. Коэффициент умственного развития в большинстве случаев находится в пределах от 20 до 34.

F73 Глубокая умственная отсталость.

У больных данной рубрики коэффициент умственного развития ниже 20, что свидетельствует, что больные очень ограничены в свойствах к пониманию либо исполнению требований либо руководств. Большая часть таких больных неподвижны либо быстро ограничены в подвижности, страдают недержанием кала и мочи, и с ними вероятны только самые примитивные формы невербальной коммуникации. Они неспособны либо неспособны заботиться о собственных главных потребностях и нуждаются в надзоре и постоянной помощи, они не смогут учавствовать в домашних и практических делах.

F78 Вторая умственная отсталость.

Эта категория обязана употребляться лишь в тех случаях, в то время, когда оценка степени интеллектуального понижения при помощи простых процедур затруднена либо неосуществима из-за сопутствующих сенсорных либо соматических нарушений, к примеру, слепоты, глухонемоты и при тяжелых поведенческих расстройствах либо соматической инвалидизации.

Р79 Неуточненная умственная отсталость.

Неуточненная умственная отсталость устанавливается в тех случаях, в то время, когда нет достаточной информации по отнесению больного к одной из названных выше категорий.

Многие клиницисты и отечественные педагоги обращали внимание на дисгармонию в развитии личности у некоторых детей, страдающих умственной отсталостью (Озерецкий Н. И., 1924; Зан-ков Л. В., 1939; Мнухин С. С, 1961 и др.). Многообразие форм проявлений умственной отсталости очень громадно. Поэтому

особенный интерес представляет собой классификация психологического недоразвития, представленная Д. Н. Исаевым (1982). Применяя клинико-психолого-педагогический анализ, создатель выделяет четыре главные формы психологического недоразвития у детей.

Астеническая форма характеризуется поверхностным нарушением интеллекта. В структуре интеллектуального недостатка у детей отмечается нарушение школьных навыков, каковые диагностируются, в большинстве случаев, в начале школьного обучения. В раннем детстве и в дошкольные годы родители таких детей не подмечают отставания в их умственном развитии. У многих из них наблюдаются недоразвитие речи и эмоционально-волевая неустойчивость. В структуре интеллектуального недостатка у данной группы детей преобладают недоразвитие зрительно-пространственных функций, трудности установления последовательных умозаключений в рассказах, сниженный уровень обобщений.

В данной группы Д. Н. Исаев выделяет пара клинических подгрупп:

1) брадилалический вариант, при котором отмечается замедленный темп психологических процессов, в особенности в речи и мышлении;

2) дислалический вариант, в то время, когда ярко выражено недоразвитие речи;

3) диспраксический вариант с заметным нарушением узкой моторики;

4) дисмнемический вариант, при котором отмечается быстро выраженное нарушение памяти.

Атоническая форма. Наровне с интеллектуальной недостаточностью различной степени глубины у детей с данной формой психологического недоразвития отмечается аспонтанность, бедность, невыразительность чувств. Это проявляется в сниженной потребности в’эмоциональных контактах, в межличностных коммуникациях. Помимо этого, на фоне умственной отсталости, у детей данной группы отмечается выраженная неспособность к психологическому напряжению, что проявляется в чрезмерной отвлекаемости, в двигательном тревоге и пр. В данной группы создатель выделяет:

• аспонтанно-апатический вариант, что характеризуется понижением активности, ограничением заинтересованностей;

• акатизический вариант, в то время, когда у ребенка проявляется тщетная активность, двигательное беспокойство и непоседливость;

• мориоподобный вариант, проявляющийся в нарушении поведения на фоне эйфории, в склонности к дурашливости.

При дисфорической форме психологического недоразвития у детей на фоне умственной отсталости отмечается выраженная аффективная напряженность.

Стеническая форма психологического недоразвития характеризуется неравномерным созреванием интеллектуальных, мнемических и эмоционально-волевых процессов. У больных бросче выражены и стойкие побуждения, и влечения, что содействует формированию у них упорства в преодолении появляющихся препятствий. В данной группы различают два главных варианта: уравновешенный и неуравновешенный. У последних отмечается сочетание интеллектуальной недостаточности с суетливостью, двигательным тревогой, эмоциональной неустойчивостью.

Представленная классификация отличается содержательными чертями, отражающими сложную психопатологическую структуру недостатка при психологическом недоразвитии, и она, на отечественный взор, возможно эргономичным ориентиром при качественном психотерапевтическом анализе недостатка у больных с данным вариантом психологического дизонтогенеза.

Возрастная динамика психологического развития с психологическим недоразвитием отличается крайней замедленностью развития высших психологических функций. На первом году судьбы отмечается вялость, выраженное недоразвитие моторных функций, часто отмечается бодрствования ритма и нарушение сна. Недоразвитие моторики замедляет развитие интерсенсорных связей «рука-глаз», «глаз-ухо». Недостаточность эмоционально-волевых реакций проявляется в позднем формировании комплекса оживления, существенно позднее появляются эмоциональные реакции на разные стимулы: звук, свет, лицо матери и пр.

В возрасте 2-3 лет недостаточность познавательной деятельности у детей с психологическим недоразвитием проявляется в изюминках их поведения. В структуре их психологического недостатка привлекают внимание выраженные психомоторные расстройства,

каковые проявляются в вялости либо в психомоторной растормо-женности. Отмечается недоразвитие речи, навыков опрятности, несформированность игровой деятельности и слабовыраженная познавательная активность.

У здоровых детей в раннем возрасте происходят стремительные трансформации в физическом и психологическом развитии. Уже на втором году судьбы отмечается бурное развитие предметных действий, а на третьем — предметная деятельность делается у детей ведущей. В ходе становления предметной деятельности начинается ориентировочная реакция на новый предмет типа: «Что это?», а после этого появляется вторая ориентировочная реакция: «Что с ним возможно делать?» (по выражению Д. Б. Эльконина). Наровне с этим ребенок начинает выделять предметы, усваивает методы действия с ними. У него формируется ориентировка на качества и свойства предметов. Этот процесс формирования поисковых действий и оказывает решающее влияние на ход психологического развития. Также идет активное развитие речи: сначала появляются отдельные слова, а на втором году судьбы — фразы. Пробуждается интерес к продуктивным видам деятельности: рисованию, конструированию.

Что же касается развития детей с умственной отсталостью, то у них развитие моторики идет с громадным опозданием. Походка их продолжительно остается неустойчивой, не хорошо координированной, отмечаются лишние перемещения. В большинстве случаев, у них продолжительно не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действиях обеих рук. Предметными действиями эти дети вовремя не овладевают, в этом возрасте у них появляются только манипуляции, т. е. хаотичные, нецеленаправленные двигательные реакции. Значительно чаще эти манипуляции не соответствуют назначению предмета, с которыми ребенок совершает действия. Не отмечается кроме этого ориентировки на новые предметы не только типа «Что с ним возможно делать?», но и довольно часто и «Что это?». Эти дети не могут подражать действиям взрослого, т. е. они самостоятельно не овладевают главным методом усвоения публичного опыта.

В дошкольный период отмечается позднее развитие речи, затруднения в формировании навыков самостоятельности, стереотипные игровые действия, т. е. малосодержательное, однообразное мани-

пулирование с предметами. Контакт со сверстниками у них эпизодический и нестойкий. В дошкольном возрасте дети с умственной отсталостью редко задают вопросы: «что такое?», «по какой причине?», «кто это?». У них слабо дифференцированы эмоции, отсутствуют высшие чувства (сочувствие, сострадание, дифференцированное чувство привязанности). Обращение, в большинстве случаев, аграмматичная, с ограниченным словарным запасом.

В младшем школьном возрасте на первый замысел в структуре психологического недостатка выступает недоразвитие абстрактного мышления. Мышление отличается конкретно-ситуативными суждениями, слабостью либо невозможностью обобщений, неспособностью выделения значительных явлений и признаков предметов. Особенно четко интеллектуальная недостаточность проявляется в ходе обучения: дети кроме того с поверхностной умственной отсталостью еле овладевают счетными операциями.

В подростковом возрасте не считая интеллектуальной недостаточности на первый замысел выступает незрелость личности, которая проявляется в неспособности самостоятельно решать житейские обстановки, в некритичности поведения, в неадекватных притязаниях. У подростков с умственной отсталостью отмечается нарушение поведения, которое в значительной мере определяется не только внешней обстановкой, но их аффективными побуждениями, влечениями.

педагогов и Исследования психологов продемонстрировали, что психологическое недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный темперамент, охватывает все сферы психики: сенсорную, моторную, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, что есть определяющей чёртом умственной отсталости. Тотальность недоразвития психики есть определяющей чёртом умственной отсталости. В структуре психологического недостатка у детей с умственной отсталостью имеют место недостаточность в развитии гнозиса, праксиса, чувств, памяти и других психологических функций, каковые, в большинстве случаев, проявляются меньше, чем недоразвитие мышления. К примеру, изюминкой восприятия у детей с умственной отсталостью есть недоразвитие синтеза и анализа принимаемых сигналов.

В бессчётных изучениях отечественных и зарубежных психологов были отражены разные изюминки восприя-

тия предметов у детей с умственной отсталостью. Последовательность авторов в собственных изучениях отразили не сильный свойство детей с умственной отсталостью к дифференцированию неспециализированных, особенных и единичных показателей предметов (Л. В. Занков, 1939; Э. С. Бейн, 1940; И. М. Соловьев, 1965 и др.). Другие авторы отметили недоразвитие скорости принимаемых сигналов у детей с умственной отсталостью (К. И. Вересотская, 1940; С. Я. Рубинштейн, 1979), и понижение количества принимаемого материала (М. М. Ну-дельман, 1940).

Во многих из перечисленных работ, к сожалению, не учитывается форма и степень тяжести психологического недоразвития. Поэтому в накопленном эмпирическом материале по изюминкам восприятия при психологическом недоразвитии мы видимся со многими взаимоисключающими и противоречивыми чертями.

Дабы глубже осознать специфику нарушений восприятия при психологическом недоразвитии, нужно обратиться к работам Ж. Пиаже (1969). Ж. Пиаже выделяет две главные характеристики восприятия: перцептивные структуры и перцептивную деятельность. Перцептивная структура — это первичная иллюзия, самый элементарный феномен восприятия. Перцептивные структуры являются сохранными у детей с психологическим недоразвитием. Перцептивная деятельность рассматривается Ж. Пиаже в зависимости от развития интеллекта и обнаруживает глубокие изменения. Развитие восприятия Ж. Пиаже разглядывает как деятельности ребёнка и прогрессивное усиление.

Изучения онтогенетического развития процессов восприятия, совершённые отечественными психологами, продемонстрировали, что сначала сам процесс восприятия неотделим от внешних практических действий ребенка. По мере усложнения интеллекта и развития ребёнка его деятельности отмечается сокращение моторных компонентов восприятия. Перцептивные действия в ходе восприятия покупают форму одномоментного охвата показателей предмета Эти трансформации обусловлены выработкой у ребенка целой совокупности своевременных сенсорных эталонов и единиц восприятия, каковые рассматриваются как необычные чувственные мерки для систематизации особенностей окружающей действительности (А. В. Запорожец, 1986; и др.).

Нами были изучены особенности формирования перцептивных действий у дошкольников с умственной отсталостью в ходе осязательного восприятия предметов в возрасте 5-7 лет (И. И. Мамайчук, 1978). Изучения продемонстрировали наличие примитивных манипуляций с предметами в ходе ощупывания у умственно отсталых детей в сравнении со здоровыми дошкольниками, что очень плохо отражалось на качестве и динамике формирования образа восприятия. Подобные эти были взяты нами при изучении у них изюминок восприятия в зрительной модальности. Анализ картинок распознал трудности выделения значительных признаков и свойств предметов, отражение их пространственных черт.

Так, недоразвитие перцептивных действий есть значительным причиной, отражающимся на эффективности восприятия у детей с умственной отсталостью.

При психологическом недоразвитии отмечаются памяти и развития своеобразные особенности внимания. Пассивное внимание у детей с психологическим недоразвитием более сохранно, чем активное. Это обусловлено, с одной стороны, патологической инерцией нервных процессов, нарушением их подвижности, иначе, нарушением баланса между возбудительными и тормозными процессами (М. С. Певзнер, 1959). Патогенное влияние на формирование активного внимания у детей с психологическим недоразвитием оказывают:

— недостаточная познавательная активность;

— слабость ориентировочной реакции..

Это обусловлено неполноценностью коры головного мозга у детей с психологическим недоразвитием.

Изучения изюминок развития памяти у детей с психологическим недоразвитием продемонстрировали недоразвитие смысловой памяти при относительной сохранности механической (Л. С. Выготский, 1983; С. Я. Рубинштейн, 1979 и др.). Слабость интеллектуальной деятельности, мешающая детям с психологическим недоразвитием выделить значительное в запоминаемом материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные побочные ассоциации, быстро снижает уровень качества их памяти. Помимо этого, при умственной отсталости отмечаются такие особенности памяти,

как замедленный темп усвоения нового, воспроизведения информации и непрочность сохранения.

В бессчётных изучениях дефектологов и психологов продемонстрировано, что при относительной сохранности элементарных чувств у детей с психологическим недоразвитием отмечается выраженное недоразвитие более сложных эмоциональных проявлений, формирование которых тесно связано с интеллектуальным развитием.

Подобные закономерности наблюдаются в развитии двигательных функций у детей с психологическим недоразвитием. В собственных работах Бернштейн (1947) продемонстрировал, что двигательный акт имеется сложное, многоуровневое построение, складывающееся из ведущего уровня (смысловая структура) и последовательности фоновых уровней (технические компоненты перемещений). Н. П. Вайзман (1976) применял концепцию Н. А. Бернштейна для оценки двигательных возможностей детей с умственной отсталостью. самый древний в филогенезе и созревающий раньше остальных руброспинальный уровень регуляции перемещений (уровень А по классификации Н. А. Бернштейна) снабжает бессознательную, непроизвольную регуляцию тонуса мускулатуры посредством проприорецепции. Перемещения этого уровня выступают в форме непроизвольных перемещений (вздрагивание, дрожь от холода, стучание зубами и пр.). Руброспинальный уровень регуляции перемещений есть фоновым и начинает функционировать с первых дней судьбы ребенка. Позднее в онтогенезе начинает функционировать таламо-паллидарный уровень штампов и синергии (уровень В). В 4-5 месяцев ребенок пробует схватить предмет рукой, и у него отмечается масса нецелесообразных перемещений — синкинезий, сопутствующих схватыванию. Во втором полугодии синкинезии изменяются на синергии, снабжающие вспомогательные перемещения для выработки навыка. Поражение уровня В ведет к диссинергиям и асинергиям, к гипердинамическим и гипо-динамическим расстройствам. При гипердинамии наблюдаются разные гиперкинезы, а при гиподинамии отмечается скудность, бедность перемещений. Уровень В важен за развитие ясности перемещений, мимики, пластичности. Афферентная недостаточность этого уровня организации перемещений ведет к их ослаблению. Во втором полугодии судьбы ребенка вступает в воздействие пирамидно-стриальный уровень (уровень С). Сенсорная коррекция

этого уровня снабжает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации. Происхождение первых осмысленных действий связано с созреванием теменно-премоторного кортикального уровня организации перемещений (уровень D). Проприорецепция на этом уровне играется подчиненную роль, ведущая афферентация не связана с рецептор-ными образованиями, а опирается на смысловую сторону действия с предметом. К примеру, при недоразвитии коркового уровня нарушается реализация движений и смысловая организация по типу также-, теряется либо затрудняется возможность выработки новых навыков. Познание речи, письмо связаны с деятельностью уровня Е.

Поуровневый анализ развития двигательных функций у детей с психологическим недоразвитием разрешил Н. П. Вайзману продемонстрировать сложность, мозаичность этих нарушений, раскрыть механизмы разных психомоторных нарушений. На базе исследований автором были предложены научно обоснованные правила коррекции психомоторики. К примеру, при недоразвитии коркового уровня организации перемещений неосуществима смысловая организация двигательного акта, и перемещения формируются у ребенка первым делом по подражанию. Овладение перемещениями должно происходить с опорой на более сохранные нижележащие церебральные уровни. При сохранности коркового, смыслового уровня организации перемещений, но недоразвитии пирамидно-стри-ального уровня, коррекционная работа направлена на формирование двигательных качеств, временных и пространственных параметров перемещений.

В данном изучении была убедительно доказана значимость учета структурно-уровневых черт психологических функций чтобы повысить эффективность психотерапевтической коррекции.

Нарушение мышления, являясь ядерным симптомом при психологическом недоразвитии, мешает развиваться всех других психологических функций. Причем это влияние может осуществляться «сверху вниз», т. е. недоразвитие мышления мешает формированию более элементарных психологических процессов. Но, как справедливо отмечает В. В. Лебединский, нельзя исключить

и тормозящее влияние «снизу вверх», обусловленное недоразвитием более элементарных функций. Весьма серьёзен дифференцированный подход к проблеме первичного и вторичного недостатка при психологическом недоразвитии. Недоразвитие речи, мышления, высших форм памяти при умственной отсталости Л. С. Выготский разглядывал как вторичные недостатки, обусловленные затруднениями усвоения социального опыта благодаря биологической недостаточности мозга Предстоящие изучения отечественных и зарубежных нейрофизиологов и психологов продемонстрировали, что недостаточность высших психологических функций у детей с умственной отсталостью обусловлена недоразвитием лобно-теменных отделов головного мозга, и это есть первичным недостатком при психологическом недоразвитии. Но при анализе сложной структуры недостатка у детей с умственной отсталостью нельзя не учитывать и такие социальные факторы, как ранняя психологическая депривация, неправильное домашнее воспитание, социальная депривация умственно отсталого ребенка в более старшем возрасте и пр. Все это в значительной мере замедляет развитие личности ребенка с психологическим недоразвитием, искажает его самооценку, содействует формированию эмоционально-волевой неустойчивости.

Причины, диагностика и лечение речевых расстройств у детей. Невролог Краснова


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: