Игры со звуками, буквами и словами 10 глава

О каких бытовых предметах возможно сообщить моя, твоя,
отечественная! (Электропечь, кофемолка, люстра, соковыжи-
малка.)

Как верно сообщить о бра — мой либо мое! (Мое бра.)
О каких предметах, находящихся в доме, возможно ска-
зать мои, твои, отечественные! (Телевизоры, плееры, телефоны.)

¦ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫ-
МИ И ПРИЧАСТИЯМИ

Подберите слову несколько.

кухонный (комбайн)
электрический (утюг)
газовая (плита)

настольная (лампа)
электронные (часы)
бытовые (автомобили)

Игры со звуками, словами и буквами

(Задания выполняются с применением наглядного материала.)

Назовите первый и последний звуки в словах холодильник, пылесос, кипятильник, торшер. Как именуются эти звуки? (Согласные жёсткие звуки.)

Назовите последний звук в словах бра, утюги, люстры. Как именуются звуки а, и, ы? (Гласные звуки.)

Предугадайте слово. В этом слове первый звук т’, последний — р. Что это? (Телевизор.) В слове первый звук л, последний — а. (Лампочка.) В слове первый звук ш, последний — р. (Шнур.)

Какое это слово? В слове имеется согласные звуки п, л’, с, с. Что это? (Пылесос.) В слове имеется согласные звуки л’, с, т, р. (Люстра.)

В заглавиях каких электроприборов либо бытовых электромашин имеется звук р? (Электрочайник, тостер, электросамовар, картофелечистка, электропечь.)

В заглавиях каких электрических устройств и автомобилей слышится первый звук э? (Электроплита, электропечь, электромясорубка, электрочайник и др.)

Какого именно гласного звука (какой буквы) не достаточно в словах …тюг (у), п…лесос (ы), телеф…н (о)?

Засуньте пропущенные согласные буквы в слова видео…амера, теле…изор, компью..ер.

Составьте слова из «рассыпанных» звуков: а, р, б (бра); ф’, н, э (фен); р, ш, у, н (шнур). Выясните количество согласных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки в словах радио, прибор, кабель. Назовите гласные звуки каждого слова.

Какого именно слога не достаточно в словах …ника (тех), при…ры (бо), те..визор (ле)?

Предугадайте слова по перепутанным слогам: ни-то-фон-волшебник (магнитофон), сос-пы-ле (пылесос).

«Слово в слове». Отыщите новые слова в следующих словах: кофемолка (кофе, кол, дескать, мел, кафе), холодильник (мороз, льдинки, лодки).

Развитие познавательных процессов

¦ Восприятия и РАЗВИТИЕ Ощущения

«Экскурсия» по квартире.

Потрогайте и сравните поверхность железных, пластмассовых и древесных предметов домашнего обихода. У какого именно предмета поверхность самая теплая, самая холодная, самая ровная?

Какую бытовую машину нельзя поднять одному человеку? Что тяжелее — пылесос либо стиральная машина? Какие конкретно предметы возможно легко поднять и перенести?

Что мы слышим? (Звуки радио, магнитофона, шум мотора холодильника, щелканье выключателя и т. д.)

Сравните различные приборы и электрические машины. Что больше — холодильник либо стиральная машина, телевизор либо радио?

Отыщите в квартире электроприборы прямоугольной формы. (Холодильник, стиральная машина и т. д.)

¦ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Кто знает, пускай продолжает.

Я знаю такие электроприборы: пылесос, холодильник ….

Назовите предметы бытовой техники, каковые не смогут трудиться без электричества.

Запомните и повторите пары слов.

телевизор — наблюдать радио — слушать пылесос — убирать

кофемолка — молоть миксер — взбивать плита — варить

Воспроизведение глаголов по слову-подсказке, к примеру: миксером (взбивают), радио (слушают), телевизор (наблюдают), на газовой плите (варят).

Посмотрите, запомните и сообщите.

Где у вас дома стоят холодильник, пылесос и стиральная машина?

¦ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

ОТНЕСЕНИЕ ЕДИНИЧНОГО ПРЕДМЕТА К СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ГРУППЕ

Сообщите, к чему относится тот либо другой электроприбор.

Телевизор — это видеотехника, а настольная лампа — осветительный прибор.

Электрочайник — бытовая техника, а торшер — осветительный прибор.

Камера — оптический прибор, а электромассажер — бытовая техника.

Назовите одним словом.

Стиральная машина, кофемолка, соковыжималка, электромясорубка, электрочайник — это (электроприборы).

¦ ПОИСК НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ РАЗЛИЧИЙ и ПРИЗНАКОВ

Игра «Четвертый лишний». Что между ними неспециализированного? Чем они отличаются?

бра, лампочка, свеча, люстра солнце, торшер, фонарик, телефон

Работа с картинами.

¦ УСТАНОВЛЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ И АССОЦИАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ

Назовите неспециализированный показатель у данных предметов.

Мясорубка, кухонный процессор, кофемолка. (Они измельчают продукты.)

Электрочайник, кофеварка, электросамовар. (С их помощью возможно скоро приготовить тёплые напитки.)

Стиральная машина, пылесос. (Они облегчают домашний труд.)

Холодильник, погреб, лед. (Сохраняют холодными продукты.)

Веник, щетка, пылесос. (С их помощью возможно сделать уборку.)

Фен, полотенце. (С их помощью возможно высушить волосы.)

Бра, фонарик, свеча. (Светят в темноте.)

Электроплита, газовая плита, микроволновка. (С их помощью возможно приготовить еду.)

Радиоприемник, книга, телевизор. (С их помощью возможно определить довольно много нового.)

Отыщите парные предметы.

кофе чай яблоки масло хлеб белье платье паркет стиральный порошок соковыжималка кофеварка холодильник тостер электрочайник утюг пылесос стиральная машина электрополотер

Игра «Чего на свете не бывает». Придумайте предложения-небылицы со словами телефон, телевизор, утюг, кофемолка, фотоаппарат, к примеру: «Телевизор наблюдает мальчика», «Белье гладит утюг», «Кофе мелет кофемолку».

¦ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Придумайте диалоги между Телевизором и Утюгом, Бельём и Стиральной машиной, Газовой плитой и Электроплитой.

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Электроприборы». Составьте мини-диалоги.

Какие конкретно электроприборы имеется у вас на кухне? В ванной помещении? В гостиной?

По какой причине кое-какие автомобили и устройства именуются электрическими? Какие конкретно неспециализированные части имеется у электроприборов? (вилка и Электрический провод.) По какой причине большая часть электроприборов издают гудящий звук? (Это трудится их мотор.) Без чего не смогут трудиться электроприборы? (Без электричества.) По какой причине люди предпочитают пользоваться электроприборами и электрическими машинами? Что освещает отечественные квартиры и дома? Как они освещались до появления электричества?

Для чего нужен холодильник? По какой причине продукты лучше сохраняются в холодильнике, чем при комнатной температуре? Как люди раньше обходились без холодильника? Что может заменить холодильник? Для чего нужна стиральная машина? Возможно ли обойтись без стиральной машины? По какой причине лучше чистить ковер пылесосом, а не веником? Для чего нужен телевизор? Отлично либо не хорошо жить без телевизора? Для чего нужен электроутюг? В любой момент ли были такие утюги, как на данный момент? Как они нагревались? (В одни утюги клали тёплые угли, а другие ставили на тёплую печь.)

По какой причине так назвали эти предметы: кофеварка, скороварка, соковыжималка, электробритва, электромассажер? Чем взбивают крем? Каким миксером эргономичнее взбивать — ручным либо электрическим? Что еще возможно делать миксером? Где стремительнее закипит вода — в электрочайнике либо на электрической плите? Что произойдёт, в случае, если одновременно с не отключить чайник?

Чем, не считая тепловых батарей, возможно обогревать помещение? (Электрообогревателем.) Чем сушат волосы? (Феном.) Посредством чего возможно запечатлеть надолго знаменательные события нашей жизни? (Посредством видеокамеры и фотоаппарата.)

Куда направляться обратиться при поломке электроприборов и бытовых автомобилей? (В мастерскую, телеателье, к телевизионному мастеру.) Кто ликвидирует неполадки в работе электроприборов? Какими словами вы встретите пришедшего к вам мастера? Что вы сообщите ему по окончании того, как он починил сломанную вещь? Что свидетельствует слово умелец?

Что обозначает слово экономить? Как обучиться экономно расходовать газ и электричество? По какой причине нужно обучаться быть экономными?

Что вы должны предпринять, в случае, если почувствуете запах горелой резины? Что нужно сделать, в случае, если заметишь искрящийся провод? По какой причине нельзя засовывать в розетку различные предметы?

Что может произойти, в случае, если на долгое время отключится электричество? Что делать, в случае, если вечером погас свет? (Возможно зажечь свечу, керосиновую лампу либо фонарь, посветить фонариком.)

Без каких бытовых автомобилей и устройств нельзя обойтись современному человеку?

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Поведайте,
о чем идет обращение в стихотворениях.

Дабы самовозгоранья
В доме не случилось,
Выходя из помещенья,
Уноси с собой утюг,
Пылесос, электроплитку,
торшер и Телевизор,
Лучше с лампочками совместно
Вынеси в соседний двор.
И вдобавок надежней будет
Перерезать провода,
Чтобы во всем твоем районе
Сходу вырубился свет.
Тут уж можешь быть уверен
Ты наверняка,
Что от самовозгоранья
Дом надежно уберег.

Г. Остер

МИША-МАСТЕР

Чинит сам розетки,
Лампы, плитки, утюги…
Мишу знают все соседки,
Довольно часто просят:

— Помоги!

— В случае, если сможем,
То поможем! —
Отвечает он в любой момент.

В отечественном доме плитки греют,
Не провисли провода.
Все звонки в квартирах отечественных
Издают приятный звон…
Миша — мастер настоящий!
Дело твердо знает он.

Г. Ладонщиков

— Пылесос, пылесос,
Ты куда суешь собственный шнобель?

— Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!
Я порядок навожу!

А. Масленникова

ЭЛЕКТРИК

Станкам, автомобилям, поездам
Он разрешит войти ток по проводам,
Придет он в село и город
Один, а всем кругом светло.

В. Степанов

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

По бокам коробки —
Кругленькие кнопки.
Тут же рядом в уголке —
Ручка с трубкой на шнурке.

(Телефон)

Именуется «патрон»,
Но стрелку не нужен он:
Нет в нем пороху и пули —
Пузырек в него ввернули.

(Электрический патрон)

У меня что год
Ежик в помещении живет.
В случае, если пол намазать воском,
Он натрет его до лоска.

(Электрополотер)

Он на столике стоял,

Все, что слышал, повторял.

(Магнитофон)

Стоит прекрасный сундучок,
Его не прикоснёшься — он молчок.
Но стоит ручку повертеть,
Он будет сказать и петь.

(Радиоприемник)

Пришел день назад монтер ко мне,
Повесил ящик на стене.
Сейчас в любое время дня
Я говорю с приятелями.
А что за коробку у меня,
Вы мне сообщите сами.

(Телефон)

Дом на ножках,
Среди — окно.
Засветится окно —
Покажется кино.

(Телевизор)

Налюбуйся, взгляни,
Полюс Северный в!
В том месте блещет лёд и снег,
В том месте сама зима живет,
Окончательно нам эту зиму
Привезли из магазина.

(Холодильник)

Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
броским пламенем зажжется.

(Электрическая лампочка)

Совершили под потолок
Необычный шнурок.
Привинтили пузырек —
Загорелся огонек.

(Электрическая лампочка)

Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым,
А загудит его мотор —
Глотает он и пыль, и сор.

(Пылесос)

ГОРОД

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ город улица наименование район центр окраина площадь переулок площадка двор проспект проспект тротуар мостовая дорога асфальт перекресток переход переезд проезд подъезд светофор символ остановка стоянка газон клумба парк дерево сквер фонарь станция вокзал причал стадион театр кинотеатр музей рынок магазин ларек киоск столовая ресторан кафе фабрика завод монумент фонтан набережная пригород зоопарк окрестность поселок деревня село столица страна население жители дети обитатели земляки односельчане школьники люди пенсионеры студенты другие слова новостройка озеленение местонахождение благоустройство глава горадминистрации регулировщик милиционер постовой ограда пост
транспорт ворота совет въезд адрес достопримечатель- ность ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ муниципальный проезжий загородный подземный деревенский пешеходный деревенский ночной уличный бульварный парковый исторический асфальтированный шумный негромкий старый древний современный дисциплинированный внимательный ГЛАГОЛ жить ходить ездить передвигаться переезжать отдыхать трудиться обучаться подметать чистить поливать разбивать благоустраивать выстроить заасфальтировать поселиться ПРИЧАСТИЕ живущий отдыхающий трудящийся подметающий заасфальтированный озелененный убранный выстроенный НАРЕЧИЕ убого негромко шумно зелено многолюдно пустынно

Психогимнастика

¦ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Продемонстрируйте, как тихо и с уверенностью пешеходы ходят
по улице.

Два пешехода случайно столкнулись между собой.

Выразите мимикой и жестами чувство вины от слу-
чившегося происшествия.

Изобразите недисциплинированного пешехода, перехо-
дящего улицу на красный свет.

Передайте состояние заблудившейся девочки, ее мамы,
прохожих и милиционера.

¦ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ.

Изобразите светофор. Продемонстрируйте жестами и мимикой
отношение светофора к дисциплинированным и недис-
циплинированным пешеходам. Что имел возможность бы сообщить крас-
ный, желтый и зеленый свет светофора этим пешехо-
дам?

¦ ДЕЙСТВИЯ С МНИМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.

Придумайте действия к заданным обстановкам: Что мы
делаем на улице? Что мы видели на улице? Дворник под-
метает улицу и поливает газоны.

Развитие небольшой моторики.
Координация речи с перемещением

Делайте перемещения пальчиками в соответствии с текстом
стихотворения.

Мы по улице шагаем,

Этажи в зданиях вычисляем:

Раз этаж, два этаж —

Двухэтажный домик отечественный.

По проспекту мы шагаем,

Липы с кленами вычисляем:

Одна, две, три, четыре, пять…

Тяжело нам их сосчитать.

Поспешим, прибавим ходу,

Подойдем мы к переходу.

К светофору подошли,

Красный свет мигнул нам: «Ожидай!»

Вот уж желтый свет погас,

Зеленый — пропускает нас.

Е. Еголаева

Формирование
лексико-грамматического строя речи

¦ синонимы

Подберите слова, родные по значению,— «слова-друзья».

старый — древний, ветхий
пустынный — пустынный

¦ АНТОНИМЫ

Назовите противоположные по значению слова — «слова-не-
друзья».

шумный — негромкий
старый — юный
пустынный — многолюдный
внимательный — невнимательный
современный — древний
узкая — широкая

¦ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

Ответьте на вопросы.

О чем либо о ком возможно сообщить ветхий? (Ветхий го-
род, дед, дом, автобус, пень.) Юный? (Юный
месяц, город, человек.)

О каких предметах возможно сообщить нечистый? (Нечистый
дом, пол, город, костюм.) Узкий? (Узкий переулок, про-
движение, тротуар, движение, рукав, ручей.)

О чем либо о ком возможно сообщить негромкая? (Негромкая улица,
ночь, погода, девочка, река.) Шумный? (Шумный город,
ребенок, мотор.)

Что возможно разбить? (Разбить клумбу, стекло, стакан,
чашку, лицо, зеркало.)

¦ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите «слова-родственники». Исключите
лишнее слово.

город, житель, город, городище, муниципальный, го-
родить, гордый
улица, переулок, уличный, улитка
движение, пешеход, переход, ходули, поход, пешеходная,
ходить, ухоженный

село, сельчанин, деревенский, селиться, сели

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

¦ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ и СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

Сообщите нежно.

город — город, городишко
деревня — деревенька
ларек — ларечек
магазин — магазинчик
фонарь — фонарик
улица — улочка

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Ответьте на вопросы.

Как именуют людей, каковые ходят пешком? (Пеше-
ходы.)

Как возможно назвать людей, живущих в одном селе?
(Односельчане.)

Как именуется дом, складывающийся из нескольких этажей?
(Многоэтажный.) Улица, на которой мало людей? (Мало-
людная улица.) Город, в котором довольно много людей? (Довольно много-
людный город.)

¦ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

старый — древнее — самый старый (старейший)
древний — древнее — самый древний (старин-
нейший)

громадный — огромнее — самый громадный (огромнейший)
прекрасный — прекраснее — самый прекрасный (прекраснейший)

¦ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИСТАВОЧНЫХ ГЛАГОЛОВ

Составьте новые слова.

ходить, переходить, выходить, заходить, входить, ухо-
дить, отходить…

мести, подметать, выметать, сметать…

Игры со звуками, буквами и словами 10 глава

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

¦ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один — довольно много».

один город — города — довольно много городов

один переход — переходы — довольно много переходов

один светофор — светофоры — довольно много светофоров

одна площадка — площадки — довольно много площадок

одна улица — улицы — довольно много улиц

одно кафе — кафе — довольно много кафе

Ответьте на вопросы.

Без чего не бывает городов? (Без домов, улиц, магази-
нов, дворов.)

Без чего не бывает улиц? (Без домов, магазинов, дво-
ров, детских площадок.)

¦ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки со словами светофор и пешеход.

Ходы-ходы-ходы, мы с тобою (пешеходы).
Ор-ор-ор, на перекрестке (светофор).
Ора-ора-ора, три глаза имеется у (светофора).
Кричу-кричу-кричу, подошли мы к (светофору).
Ор-ор-ор, взглянуть на (светофор).
Ором-ором-ором, постоим под (светофором).
Оре-оре-оре, зеленый свет на (светофоре).
Ход-ход-ход, иди тихо, (пешеход).

Скажите коротенькие слова-предлоги.

Бабушка отправила Аню … магазин. Магазин был
совсем близко … их дома. Нужно лишь перейти … ули-
цу. Аня выбежала … двор. Улица была рядом … их
двором. … улице скоро спешили машины. Девочка
подошла … переходу. Она подождала, пока загорится
зеленый свет, и тихо перешла улицу. Возвратившись
… магазина к себе, Аня поведала младшей сестре, как
нужно переходить улицу. (В, от, через, во, с, по, к, из.)

¦ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О чем возможно сообщить мой, твой, отечественный, его, ее? (Город,
район, поселок.)

О чем возможно сообщить моя, твоя, отечественная? (Улица, стан-
ция, фабрика.)

О чем возможно сообщить мое, твое, отечественное? (Селение, село.)

О ком возможно сообщить мои, твои, отечественные, их! (Земляки,
жители.)

¦ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

Подберите слову несколько.

внимательный (пешеход) пешеходный (переход)

муниципальный (рынок) загородный (дом)

проезжая (часть улицы) дисциплинированные (пешеходы)

Имя прилагательное

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ и РОДАМ

Сообщите верно.

Переход подземная(-ый).

Обитатель городская(-ой), деревенская(-ой).

Площадь громадной(-ая), прекрасный(-ая).

Ответьте на вопросы какой? какая?

город (какой?) (большой, мелкий, древний, но-
вый, современный, зеленый)

двор (какой?) (зеленый, чистый, негромкий, шумный, уют-
ный)

улица (какая?) (широкая, узкая, прямая, оживлен-
ная, соседняя, основная, городская, деревенская, зеленая)

Глагол

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
жить живёт, -ют жил будет жить
переезжать переезжает, -ют переезжал будет переезжать
трудиться трудится, -ют трудился будет трудиться
обучаться обучается, -атся обучался будет обучаться

¦ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

Неизвестная форма Прошедшее время Будущее время
выстроить выстроил выстроит, -ят
заасфальтировать заасфальтировал заасфальтирует, -ют
забетонировать забетонировал забетонирует, -ют
переехать переехал переедет, -какое количество
поселиться поселился поселится, -ятся

Скажите необходимое слово.

Мой дорогой друг Вова … в громадный город. Его семья … в
огромном многоэтажном доме. Сейчас они будут … на
главном проспекте города. какое количество отец устроился … на
громадный завод. (Переехал, поселилась, жить, трудиться.)

Загадайте желание.

Я желаю, дабы мой город стал…

Я желаю, дабы в моем городе выстроили…

¦ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Ответьте на вопросы.

Что я делаю? (Я живу, обучаюсь, тружусь.)
Что мы делаем? (Мы живем, обучаемся, трудимся.)
Спросите у приятеля. (Ты живешь, обучаешься, трудишься?)
Сообщите обо мне, что я делаю. (Вы живете, учитесь,
трудитесь.)

Сообщите, что делает Оля либо Коля. (Он(-а) живет,
обучается, трудится.)

Что они делают? (Они живут, обучаются, трудятся.)

¦ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Придумайте просьбы, пожелания, рекомендации пешеходам и горо-
жанам.

Глубокоуважаемые пешеходы, переходите улицу по переходу!

Не бросайте мусор на улице.

Не перебегайте улицу на красный свет!

Держитесь правой стороны улицы.

Будьте внимательны к прохожим.

Не толкайтесь!

Приезжайте к нам отдыхать.

Живите дружно!

Игры со звуками, словами и буквами

(Задания выполняются с применением наглядного материала.)

Назовите первый и последний звуки в словах двор, проезд, проспект, подъезд, тротуар. Какие конкретно это звуки? (Согласные жёсткие звуки.)

Определите слова по первому и последнему звуку. Какое это слово, в случае, если в нем первый звук г, заключительный — д? (Город.) В слове первый звук п, последний — к. (Парк.) В слове первый звук д, последний — р. (Двор.) В слове имеется согласные звуки л’, ц. (Улица.) В слове имеется согласные звуки д, р, г. (Дорога.)

Какое слово я задумал(-а)? В слове имеется один гласный звук о? (Двор.) В слове один гласный звук а. (Символ.) В слове два гласных звука и, о. (Киоск.)

Соберите «рассыпанные» звуки (буквы) в слово: д, м, о (дом); л’, ц, у, и, а (улица); ф, н, о, р’, а (фонарь).

Какие конкретно слова я задумал(-а)? В словах имеется звуки р, р’. (Центр, двор, тротуар, дорога, переезд, переулок и др.)

Определите слова по первому и последнему слогу. В слове три слога, первый слог де, последний — ня. Какое это слово? (Деревня.) В слове три слога, первый слог ста, последний — он. (Стадион.) В слове пять слогов, первый слог на, последний — я. (Набережная.)

Определите слово по одному слогу. В слове три слога, в середине имеется слог ли. Какое это слово? (Улица.) В слове три слога, последний — движение. (Переход.) В слове три слога, последний — га. (Дорога.)

Составьте слова из перепутанных слогов: щадь-пло (площадь), зал-вок (вокзал), чал-при (причал), ка-сто-ян (стоянка).

«Слово в слове». Отыщите коротенькие слова и составьте новые из букв следующих слов: светофор (свет), дорога (рог, рога, дог), магазин (газ, Зина), зоопарк (пар, парк, кора), столовая (стол, лов), поселок (село, пол).

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте вопросы друг другу по теме «Город». Составьте мини-диалоги.

Как именуется место, в котором вы живете,— деревня, поселок, село либо город? Чем отличается город от деревни? Как именуется ваш город (ваше село, ваша деревня)? Где он расположен — на севере, юге, западе либо востоке страны? Ваш город (поселок) громадной либо мелкий? Ваш город ветхий либо юный? Как именуется ваша улица? Понимаете ли вы собственный полный домашний адрес? Как именуется главная улица вашего города? Какие конкретно площади имеется в вашем городе?

Имеется ли в вашем городе парк либо сквер? Имеется ли проспекты? Фонтаны? Монументы? Музеи? Какие конкретно достопримечательности имеется в вашем городе? О каких исторических местах вы имеете возможность поведать?

Красив ли ваш город? Как заботятся обитатели о красоте и чистоте вашего города? Куда вы денете бумажку от съеденной конфеты, в случае, если на улице нет урны,— кинете под ноги, положите в мамину сумку либо к себе в карман? Что вы имеете возможность сделать, дабы город стал чище и прекраснее?

Какие конкретно предприятия имеется в вашем городе? Какие конкретно учреждения имеется в вашем городе? Имеется ли фабрика либо завод? Что на них производят? Люди каких профессий трудятся в вашем городе? Какую профессию вы бы желали взять? Кем бы вы желали трудиться в собственном городе?

Какие конкретно виды транспорта имеется в вашем городе? На чем вы ездите в детский сад (в школу)? На чем ваши родители добираются на работу? На какой свет возможно переходить улицу? По какой причине нельзя переходить улицу в неустановленном месте? Для чего нужен подземный переход? С какой стороны необходимо обходить стоящий автобус — спереди либо позади? Какие конкретно правила должны выполнять пешеходы при ходьбе по тротуару? (Ходить по правой стороне тротуара.) Что может произойти с теми, кто не выполняет правил дорожного перемещения? Для чего необходимы дорожные символы?

Что может произойти, если вы станете переходить улицу на красный свет? Кататься на велосипеде по проезжей части улицы? Обходить стоящий автобус позади? Уходить на большом растоянии от дома?

Что нужно сделать, в случае, если случайно потеряешься в парке либо в магазине? К кому направляться обратиться первым делом? Что нужно сделать, если вы ушли на большом растоянии от дома и не понимаете, как отыскать дорогу? Какую опасность воображают для людей покинутые на улице открытые люки? По какой причине нельзя играть с мячом вблизи проезжей части улицы?

Что вы сообщите детям, каковые звучно кричат под окнами домов? Бросают мусор на улице? Рвут цветы на газоне? Бросают в открытые окна бумажки? Не закрывают за собой двери подъезда? Звучно рукоплещут дверью?

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Поведайте,
о чем идет обращение в стихотворениях.

УЛИЦА

Утром солнышко поднимается,
Всех на улицу кличет.
Выхожу из дома я:
— Здравствуй, улица моя! —
Я пою в тишине,
Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

— Ты скорей, друг, расти.
Отвечаю травам я, отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:

— Здравствуй, отчизна моя!

К. Ивряев

АПАТИТЫ

За далеким Белым морем
Среди тундровых озер
На буграх белеет город
У подножья светло синий гор.
Приезжайте, посмотрите
На прославленный трудом
Апатиты, известный
Заполярный город.
Тут в снегу печалятся осины,
А в Москве пришла весна.
Длится Российская Федерация
Кроме того севернее нас

И. Давыденко

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Долгой шеей поверчу —
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут, положу,
Человеку я помогаю.

(Подъемный кран)

Вот утюг — так утюг!
Ах, какой громадный!
Он прошел — дорога внезапно
Стала ровной, ровной.

(Каток)

Запылал у чудища
Изумрудный глаз —
Значит, возможно улицу
Перейти на данный момент.

(Светофор)

15 ПУГАЮЩИХ ЗВУКОВ в играх / Пасхалки


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: