Игры с бытовыми предметами-орудиями

Организуя игры с бытовыми предметами-орудиями, преподаватель-воспитатели и дефектолог объединяют детей в маленькие группы по два-три человека, и выполняют их лично. По мере овладения действиями с предметами-орудиями состав групп возрастает до пяти человек.

Игры с бытовыми предметами-орудиями моделируются взрослыми в соответствии с психофизическими изюминками детей. Взрослые реализуют педагогический план в ходе совместной с детьми игровой деятельности, направленной на развитие самостоятельности, воспитание интереса детей к элементарной трудовой деятельности, решая в ходе таких задачи и игр формирования элементарных математических представлений. В играх данного вида употребляются настоящие предметы ближайшего окружения, каковые дети смогут видеть дома либо в дошкольном учреждении неизменно, поскольку они используются в быту. Эти игры смогут проводиться в качестве независимых игровых упражнений, предшествующих таким настоящим действиям, как сервировка стола, прием пищи и т.п.

Игры с бытовыми предметами-орудиями организуются в намерено оборудованной комнате (кухне) либо в отведенном для них месте групповой помещения. Готовясь к занятиям по формированию элементарных математических представлений детей, преподаватель-дефектолог приносит бытовые предметы-орудия в собственный кабинет. Это возможно посуда различного размера (кастрюли, тарелки, чашки, древесные и пластмассовые ложки, миски, банки для сыпучих продуктов и т. п.), приспособления для сушки белья (прищепки, веревки для развешивания белья), прихватки разной разных размеров и формы и т. п.

Кастрюли разного размера смогут употребляться в играх на соотнесение по величине, к примеру, в игре «Подбери крышки к кастрюлям». Современное многообразие посуды с крышками открывает много возможностей для творческого ее применения в ходе игр. Часто натуральные предметы соотносятся с игровыми аналогами, в следствии чего дети осваивают действия как с предметами-орудиями, так и с их игровыми аналогами. Кастрюли применяются и в играх с водой, и в ходе развития барического эмоции. К примеру, в игре «Несем полные и безлюдные кастрюли» дети обучаются переносить предметы не только различные по весу, но и по собственному физическому состоянию (полная, безлюдная). Перенос полной и безлюдной кастрюль требует от ребенка действий, различных по характеру.

Игры с посудой, к примеру подбор пар (чашка — блюдце, чашка — ложка, тарелка — ложка), разрешают в игровой форме вырабатывать у детей представления об однообразном количестве, дают настоящую возможность соотносить количество без пересчета, на базе пересчета и т. п.

Многообразны игры с прихватками, различными по форме (квадратные, круглые, круглые) и величине. Они смогут быть вязаными, сшитыми из ткани, однотонными (в этом случае формируются представления о цвете) и многоцветными, разрешающими детям играться с картинами, выполненными в стиле печворка, и т. п. К примеру, детям предлагается выбрать прихватки одной формы, дабы перенести кастрюли со стола на «плиту». Упражнение разрешает вырабатывать как количественные, так и пространственные представления. К примеру, ребенок обязан забрать прихватку квадратной формы в левую руку, а прихватку круглой формы в правую руку, а после этого забрать ими ручки кастрюли.

Такие игры-упражнения особенно значимы в коррекционной работе с детьми, воспитывающимися в детском доме, поскольку дети, воспитывающиеся в семье, овладевают подобными навыками дома, помогая родителям либо легко замечая за их действиями на кухне.

Среди игр с предметами-орудиями выделяются игры и игровые упражнения с бельевыми прищепками. Игры с древесными бельевыми прищепками в первый раз употреблялись М. Монтессори. Сейчас арсенал этих игр существенно расширен за счет применения разнообразных бельевых прищепок, отличающихся по величине, материалу, цвету. Игры с прищепками употребляются для развития небольшой моторики рук, в особенности они нужны детям младшего дошкольного возраста. Эти игры с успехом смогут использоваться в ходе формирования элементарных математических представлений. Прищепки прикрепляются к разнообразным древесным, пластмассовым, картонным полосам разной длины и ширины. Применение прищепок для счета в определенной мере есть аналогом абака, другими словами вычислительного прибора для определения количества, сравнения двух групп множеств, для ориентировки в количественных отношениях независимо от величины, протяженности и т. п. К играм с прищепками обращаются в следующих случаях: § для счета предметов, звуков и т. п. и соотнесения их с определенным числом прищепок, каковые прикрепляются в разных пространственных направлениях: прямо, по кругу, по сторонам квадрата, треугольника и т. п.;

§ для соотнесения количества прищепок с определенными цифрами. В таких играх детям выдаются однообразные по длине и ширине полосы, к каким прикрепляется заданное количество прищепок. Полосы смогут различаться друг от друга по длине, и к ним, соответственно, прикрепляется различное количество прищепок. К примеру, к самой маленькой — одна прищепка, к следующей по длине — две прищепки и т. д. Так, составляется числовая лесенка. Для аналогичных игр смогут употребляться круги различного диаметра, к каким прикрепляется различное количество прищепок: к самому мелкому — три прищепки, к следующему по величине — четыре л т. д. (вариант игры «Прикрепи лучики к солнцу»). К разным по величине треугольникам коричневого цвета («ствол елки»), с двух сторон прикрепляется равное количество прищепок зеленого цвета («ветки елок») — по две, по четыре и т.д.;

§ для определения независимости количества прищепок от величины и формы предметов к каким они прикрепляются. В этом случае однообразное количество прищепок разного цвета и различной величины прикрепляется к разнообразным поверхностям: к краям круглой либо круглой корзинки, плотной ткани любой формы, картона, вырезанного в форме звездочки;

§ для соотнесения по количеству и ориентировки в двухмерном пространстве. К примеру, из прищепок и плоскостных фигур возможно создать картину: желтый круг, к которому прикрепляются прищепки желтого цвета в заданном количестве — солнце; вытянутый треугольник, к которому прикрепляются прищепки зеленого цвета — елка; овал светло синий или серого цвета неправильной формы — туча, к которой с нижней стороны прикрепляются прищепки светло синий цвета — ливень и т. п.

Вариант игрового занятия

Каждому ребенку выдается по пять-шесть пластмассовых прищепок различного цвета (красных, зеленых, светло синий, белых) и древесных (они, конечно, имеют цвет натурального дерева). После этого дети приобретают плоские фигуры различного цвета больших размеров: зеленые треугольники, светло синий овалы, красные круги, полосы зеленого и коричневого цвета и т. п.

Педагог. «Сейчас любой из вас составит картину, которую вы имеете возможность замечать летом, но сперва послушайте мой рассказ. в один раз летом я вышла на полянку. Было красиво, светло, тепло. Я взглянула около: почву ровным ковром покрывала зеленая трава. Я дотронулась рукой до травы. Любая травинка была чуть-чуть колючая и торчала остренькими краями из самой почвы. Я взглянула около, подняла голову к небу и заметила солнце. Оно светило броскими красными лучами. Над цветами, над травой пролетали бабочки. Одна бабочка была с желтыми крыльями, вторая с красными, а у третьей бабочки крылья были многоцветные: светло синий и красные. Я заметила, что на небе показалась тучка. Эта тучка закрыла солнышко, и отправился ливень. Ливень капал, капал на траву, на землю. Бабочки спрятались от дождя. Они сели на ветки громадной зеленой елки. А рядом с ней росла маленькая елочка, на нее бабочки не стали садиться. Ее веточки не могли запрятать бабочек от дождя. Тучка прошла мимо, дождик закончился. Бабочки снова вылетели на полянку. Они так радостно летали: планировали в круг, разлетались в ряд, порхали приятель над втором. Бабочка с красными крыльями летала выше всех, под ней была бабочка с многоцветными крыльями, а в самом низу — с светло синий. Позже бабочки устали летать и опустились на траву. (Взрослый обращает внимание детей на то, что любой из них имел возможность замечать такую же картину, в то время, когда гулял летом на поляне).

А на данный момент пускай любой из вас пристально взглянуть на фигуры и разноцветные прищепки, каковые лежат перед вами, и составит какую-нибудь одну подробность из моего рассказа, а я еще раз повторю его. (Взрослый повторяет рассказ; проводится дидактическая игра «Составь фигуру»).

Чтобы оказалось солнышко, нужно забрать пять прищепок красного цвета и прикрепить их к красному кругу. Для тучки необходимо забрать четыре прищепки светло синий цвета и прикрепить их с одной стороны к тучке-овалу. Чтобы сделать елку, нужно к треугольнику зеленого цвета с двух сторон прикрепить зеленые прищепки, по три с каждой стороны на громадной елке и по одной — на маленькой. Чтобы составить травку, необходимо забрать довольно много зеленых прищепок и прикрепить их к зеленой полосе».

В то время, когда любой ребенок составит собственную подробность, взрослый предлагает разместить их на плоскости стола, покрытой цветным картоном либо ковролином либо выложить картину на полу. Дети начинают выкладывать собственные подробности. Взрослый предлагает наверху в середине поместить солнышко, внизу — полосу-травку, в правом нижнем углу — громадную елку, в левом нижнем углу — мелкую, в правом верхнем углу — тучку.

Педагог. «А ведь мы кое-кого забыли сделать для данной картины. Вспомните, кого? (Бабочек). Само собой разумеется, бабочек. на данный момент любой из вас сделает собственную бабочку. Сперва мы заберём туловище (удлиненные овалы либо прямоугольники), позже прикрепим к туловищу по два крылышка, каждое из которых складывается из двух прищепок. Крылышки смогут быть одного цвета либо многоцветные».

По окончании того как дети выполнят задание, педагог предлагает поведать, сколько прищепок пригодилось каждому чтобы сделать крылышки. Любой ребенок вычисляет количество прищепок, именует его, у всех оно должно быть однообразным — по четыре. После этого взрослый требует каждого ребенка сообщить, сколько прищепок и какого именно цвета он забрал для крылышек бабочки. Дети именуют, считают. В случае, если ребенок брал все прищепки различного цвета, то он именует их в соответствии с цветом и количеством по одной: одну красного цвета, вторую светло синий, третью зеленого и т. д. Обобщая, взрослый оказывает помощь ему заявить, что всего четыре прищепки, но каждого цвета по одной. В случае, если ребенок брал прищепки одного цвета, то именуется общее число прищепок — четыре и т.п.

Педагог предлагает детям расположить бабочек на поляне. Сперва он показывает, что все бабочки, летая, расположились в круг над поляной. После этого они выстроились в ряд, позже бабочки летали, как желали. Педагог вместе с детьми вспоминает о том, куда спрятались бабочки, в то время, когда отправился ливень, и предлагает детям закрыть солнышко тучей, открепить прищепки от контурного изображения облака и расположить их над травкой — идет ливень. Сейчас бабочки скрываются под елкой. Затем педагог убирает дождик и тучку, оставляя солнышко, и предлагает детям еще раз расположить собственных бабочек в том месте, где они захотят. Бабочки смогут летать, сидеть на травке. После этого взрослый требует каждого заявить, что делает его бабочка. Чтобы создать чувство законченности картины, если она выкладывается на полу (на ковре), она «помещается» в рамку из реек либо обводится прямоугольником из толстого шнура. Взрослый требует покинуть эту картину и продемонстрировать ее воспитателю, няне и вторым детям.

Сюжеты для игр с прищепками смогут быть самыми различными: «Ежи и зайцы на поляне» (иголки ежа, уши зайца, ветви елок и т. п. делаются из прищепок), «Корзина с репками и морковью» («ботва» из прищепок прикрепляется к плоскостным изображениям репок, морковок) и т. п.

Не считая обрисованных, смогут употребляться и другие варианты игр, к примеру игры, направленные на соотнесение количества прищепок с размером разных вещей. Игры по типу «Развесь платочки различной величины на веревке». Для этого изготавливаются штативы, между которыми натягивается веревка. Взрослый предлагает ребенку развесить платочки на веревке, применяя соответствующее количество прищепок: самый мелкий платочек прикрепляется одной прищепкой, платочек побольше — двумя, еще больший — тремя и т. д. В другом варианте игры красный платочек прикрепляется к веревке двумя красными прищепками, светло синий — двумя светло синий и т. д. После этого сравнивается количество прищепок с ориентацией на цвет. Количество прищепок одного цвета зависит от количества платочков того либо иного цвета, к примеру, дети повесили два платочка светло синий цвета, забрав по две прищепки, другими словами всего четыре, и т. д. После этого педагог требует ребенка сравнить количество прищепок различного цвета. Одинаково ли синего прищепок цвета и количество красного? Прищепок какого именно цвета больше?

Для игр с прищепками изготавливаются особые древесные стенды, к каким привинчиваются прищепки (винт проходит через один держатель). Посредством этих прищепок дети прикрепляют к стенду картины, на которых нарисованы фигуры , цифры, времена года, дни семь дней, части дней, разное количество предметов и т. п. Наряду с этим решаются задачи, направленные на развитие пространственной ориентировки детей, на формирование у них математических представлений (количественных, временных, величинных), на развитие небольшой моторики рук.

Как показывают отечественные наблюдения, оборудование для игр с бытовыми предметами-орудиями не всегда представлено в ассортименте игрового материала дошкольных образовательных учреждений, не смотря на то, что обширный практический опыт продемонстрировал нам, что именно эти игры становятся самый любимыми детьми, они вызывают у них громаднейший интерес и содействуют обогащению практического опыта детей и формированию их математических знаний.

Игры с водой

Игры с водой, как и игры с песком, предполагают исполнение детьми различных игровых действий в зависимости от изюминок их развития: совместных действий детей и взрослых, действий по подражанию взрослому, действий по примеру, предложенному взрослым. Эти игры смогут проводиться в игровой помещении, в умывальной помещении. Для игр с водой и песком возможно создана особая помещение.

Преподаватель-воспитатели и дефектолог в большинстве случаев организуют групповые игры-занятия. В группы включаются дети приблизительно одного уровня развития игровых действий либо с различным уровнем. При объединении в группы детей со схожими возможностями им предлагаются игры и игровые упражнения, однообразные по сложности. Детям с различным уровнем развития игровых навыков педагог дифференцированно предлагает разные по степени сложности игровые задания либо завлекает к играм пары детей, взаимодополняющие друг друга. Игры с водой смогут проводиться лично. В них преподаватель-дефектолог делается единственным партнером ребенка по игре и сам предлагает ему пример исполнения разнообразных игровых действий с водой и материалами и различными игрушками, употребляющимися в ходе таких игр.

Современная индустрия производит многообразные пластиковые игрушки (фигуры , цифры, картины и т. п.), каковые, намокнув в воде, легко прикрепляются к ровной поверхности (кафелю, зеркалу). Также, существует довольно много заводных игрушек, каковые смогут передвигаться по поверхности воды (дельфин, лягушка, кораблик), и плавать в воде (рыбки). Такие игрушки должны отыскать широкое использование в играх с водой.

Не обращая внимания на активное применение в играх с водой самых разнообразных игрушек, самый любимыми детьми остаются натуральные предметы, видящиеся в естественной среде: ракушки, камешки и т. п. В этих играх также будут применяеться украшения и различные приспособления, каковые употребляются для аквариумов: сачки, пластмассовые водоросли, гроты, камни и т. п.

В большинстве случаев, в дошкольных образовательных учреждениях для детей с интеллектуальной отсталостью употребляются следующие варианты игр с водой, каковые в числе других решают и задачи формирования элементарных математических представлений:

§ игры в объемном пространстве емкости для воды (ванночка, таз, игрушечный бассейн и т. п.);

§ игры в двух емкостях для воды однообразного либо различного размера (ванночки, тазы);

§ игры с водой и разными пластиковыми фигурами, каковые прикрепляются к кафельной либо зеркальной поверхности для композиций, разных плоскостных изображений: цифр, предметных картин и т. п.;

§ игры с разными сосудами, каковые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, чашки, кувшины и т. п.).

В ходе игр с водой дети осваивают:

Пространственные представления, осуществляя пространственную ориентировку в воде: на ее поверхности, на дне емкости для воды на протяжении игр с натуральными предметами и различными игрушками (ракушками, камешками, страницами, веточками, плодами растений и т. п.), каковые тонут и не тонут в воде. Ребенок, подражая действиям взрослого, и следуя примеру либо словесной инструкции педагога, погружает игрушки и предметы в воду. Наряду с этим он именует и показывает пространственные направления (на дне, на поверхности йоды, по всей поверхности воды, у одного края таза либо панночки и т. п.).

Количественные представления, погружая в воду заданное количество объектов, соотнося одно количество с другим и т. п. К примеру, педагог предлагает детям кинуть в воду определенное количество камешков, позже разложить их на дне емкости в ряд, в круг и т. п., мосле этого опустить в воду заданное количество натуральных листьев. Листья собирают летом либо в осеннюю пору, засушивают и применяют в различные сезоны. Потом взрослый требует детей назвать количество камешков и листьев в воде, сосчитать их и сообщить, чего больше, а чего меньше. Сравнение в трехмерном пространстве емкости, наполненной водой, не дает возможности ребенку пользоваться приемами проверки — приложением либо наложением. Это усложняет игровую задачу, содействует формированию наглядно-действенного мышления ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии. Педагог оказывает помощь детям решить эту игровую задачу, продемонстрировав, как возможно поместить листик под камешек (камешек удерживает листик на дне), так, дети сравнивают две группы множеств, определяют равенство либо неравенство.

Играясь с цифрами-рыбками, дети действуют по словесной инструкции взрослого. Они бросают в воду те либо иные пластиковые цифры, а после этого добывают из воды те, каковые требует взрослый. Вместо словесной инструкции возможно применять звуковые сигналы, к примеру удары по музыкальному треугольнику либо в барабан. Задание возможно усложнить, предложив детям выполнить его с закрытыми глазами: обнаружить поверхности стола, на краю ванночки названные цифры либо заданное количество одноименных игрушек, опустить их в воду, выловить необходимое количество объектов либо соответствующую цифру и т. п. В этом случае развиваются тактильные ощущения детей.

Цифры возможно прикреплять к кафельной либо зеркальной поверхности в соответствии с игровой обстановкой. К примеру, педагог требует ребенка «поймать» сачком цифру 2 и прикрепить ее к кафельной стенке, а после этого поймать цифру 3 и прикрепить ее, позже цифру 1 и отыскать ей место в последовательности. Игровое упражнение усложняется, в случае, если кое-какие цифры находятся в воде в перевернутом виде. В этом случае ребенку предлагается дотянуться из воды сперва те цифры, каковые перевернулись, и прикрепить их к кафелю, а после этого все остальные и отыскать им место в последовательности на кафельной стенке.

Представления о величине. В воду опускается разный природный материал, ткань, бумага, предметы, игрушки. Дети, играясь, к примеру в кораблики, определяют их отличия друг от друга по величине, именуют их. Они опускают на воду сперва громадный кораблик, позже мельче и т. д. Сравнивая камешки предметы (и натуральные листья) по весу, дети приходят к выводу, что тяжелый камешек тонет, а легкий листик не тонет, он плавает на поверхности воды.

Детям предлагается выловить посредством сачка либо удочки с магнитом разных по размеру рыбок. Наряду с этим и сачки выбираются различные по величине.

Игры, формирующие величинные представления, проводятся и на базе тактильного восприятия. К примеру, дети с закрытыми (завязанными) глазами должны сперва отыскать соответствующие пластиковые фигуры , кинуть их в воду, а после этого выловить из воды, осуществляя поиск на базе тактильного восприятия и др.

Представления о фигурах . Применение в играх с водой разных пластиковых фигур содействует закреплению представлений детей о форме. Дети по словесной инструкции взрослого бросают в воду те либо иные фигуры в позже кроме этого по инструкции педагога добывают их из воды и прикрепляют к кафельной стенке, составляя картины, орнаменты и т. п. Для развития тактильных ощущений детей игровые задания выполняются с забытыми (завязанными глазами). Дети находят на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие фигуры и опускают их в воду, а после этого им на вливают их из воды. Затем проверяется правильность выбора на базе зрительного восприятия и т.п.

В играх с фигурами , цифрами, предметами разной тяжести и величины ведется работа над развитием речи (слова-антонимы: тяжелый/легкий, тонет/не тонет, плавает/тонет), в ходе которой дети обучаются обрисовывать собственные действия, говорить о них, обращаться друг к другу со словесными просьбами по поводу игровой обстановке и т. п.

Театрализованные игры

Театрализованные игры содействуют раскрепощению детей, снимают физическое и психологическое напряжение, поддерживают ровное положительно эмоционально окрашенное хороший уровень и настроение работоспособности, что особенно принципиально важно для создания математических представлений — самые сложных для детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Конкретно исходя из этого занятия по элементарному математическому формированию детей на всем протяжении их нахождения в детском саду проводятся в форме игры — деятельности, самая понятной и привлекательной детям. Кроме того для старших дошкольников с задержкой психологического развития игровая мотивация ответа познавательных задач (к примеру, обобщение, вычисление, ответ арифметических задач и т. п.) есть самая доступной. В таком нюансе мы и предлагаем применять театрализованные игры-занятия с математическим содержанием в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Занятия по формированию элементарных математических представлений, выстроенные на театрализованной игре, тесно связаны с занятиями по вторым разделам программы, таким как развитие речи, формирование представлений о себе и окружающем мире, изобразительная деятельность, ручной труд.

Тематическое планирование занятий по формированию элементарных математических представлений, и разных видов совместной деятельности с математическим содержанием находит собственный выражение и в выборе театрализованных игр: режиссерских либо игр-драматизаций. Значительно чаще театрализованная игра разворачивается на материале тех математических представлений, каковые формируются у детей на данный момент: количественных, временных, пространственных. В содержание данной работы смогут быть включены литературные произведения, с которыми дети знакомятся на занятиях по формированию речи, и литературный материал, намерено подобранный для занятий по математическому формированию детей. Таковой материал представлен в третьем разделе пособия. В качестве содержания режиссерских игр и игр-драматизаций смогут выступать арифметические задачи, ситуации на пространственную ориентировку и т. п.

Умелое применение театрализованных игр в ходе формирования элементарных математических представлений содействует кроме этого воспитанию фактически навыков и игровых умений. Так, театрализованные игры оказывают помощь решать разнообразные коррекционно-развивающие задачи.

Особенная эмоциональная воздух театрализованных игр создается педагогом посредством всех дешёвых средств: мимики, пантомимики, тембра и силы голоса, ритма и темпа речи и т. п. Применяя четко выраженная хорошие эмоциональные проявления, педагог завлекает внимание детей к действиям и театральным куклам с ними. Все действия сопровождаются словесными пояснениями, каковые оказывают помощь детям не только заметить рисунок этих действий, но и осознать их ми тематический суть.

Форма проведения театрализованных игр с математическим содержанием может изменяться в зависимости oт задач. Исходя из этого такие игры целесообразно проводить с маленькими детскими группами, а в некоторых случаях и лично. Потому, что большая часть детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью страдают и нарушениями двигательных функций (не только при детском церебральном параличе), место для театральных игр должно пребывать вблизи от них (декорации, намерено оформленные помещения и т. д.).

В театрализованных играх с математическим содержанием направляться деятельно пользоваться приемом совместных действий, к примеру количественных либо пространственных. Его использование позволяет ребенку ощутить темп, траекторию, темперамент перемещения, почувствовать его, создать кинестетический образ, сосредоточить на нем внимание. Это, со своей стороны, кидает условия для постепенного усвоения ребенком метода исполнения действия и целенаправленного его применения в структуре более сложных произвольных перемещений, нужных для освоения количественных, пространственных, величинных и других математических представлений.

Жизненный опыт дошкольников с интеллектуальной недостаточностью весьма ограничен. Продолжительное время они самостоятельно не смогут подметить и осознать отношения между явлениями и объектами окружающей действительности, овладеть словами, их обозначающими. Познание этих взаимоотношений делается дешёвым им лишь в ходе долгого, целенаправленного обучения. Исходя из этого нужным условием успешности работы по обогащению игрового опыта делается соблюдение в игре определенной последовательности, приводящей к ответу математической задачи: арифметической, которая связана с пространственной ориентировкой, с определением транзитивности и относительности величины, с последовательностью временных представлений и т. п.

Отечественный опыт продемонстрировал, что самая эффективной при организации театрализованных игр с математическим содержанием есть следующая последовательность:

§ проигрывание действий педагогом на глазах у детей;

§ совместное исполнение игровых действий ребёнком и педагогом;

§ исполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога;

§ исполнение игровых действий ребенком по примеру, предлагаемому взрослым;

§ исполнение действий ребенком по словесной инструкции педагога;

§ речевое комментирование ребенком делаемых им действий.

Проигрывание разнообразных обстановок с однообразным, в после этого и с противоположным значением — база понимания многих арифметических действий. Это нужно в первую очередь для ответа арифметических задач, понимания пространственных взаимоотношений. К примеру, педагог предлагает детям выполнить игровые действия с противоположным значением: «Положи гриб в корзину» — «Забери гриб из корзины»; «Белка спрятались в дупло» — «Белка выпрыгнула из дупла» и т. п. В них элементарных отобразительных играх употребляются объемные игрушки, стендовый театр, театр на ковролинографе, и разный иллюстративный материал: картины с движущимися моделями (картина выполнена на листе бумаги форматом А4, A3, А2; к ней вольно прикреплена, к примеру на ниточке, объемная либо плоскостная фигурка, манипулируя которой ребенок делает действия и именует их). Для таких игр употребляются следующие белка картинки «и тематические Грибы» (белка и один гриб прикреплены на ниточке), «Лебеди плавают в озере» (один лебедь прикреплен на ниточке), «Рыбки плавают в аквариуме» (одна рыбка прикреплена на ниточке), «ёлка и Белка с шишками» ((белка и одна шишка прикреплены на ниточках) и т. п.

Особенно привлекательны для детей приемы драматизации обстановки, ее театрализации и импровизации, каковые содействуют пониманию детьми разных отношений и свойств математического характера. Посредством этих приемов дети погружаются в игровую синю, в естественной игровой обстановке усваивают разные вычитания и — математические отношения сложения. К примеру, в игре «На лесной полянке» педагог предлагает детям надеть маски зайчиков (белок, It и г. п.) и поселиться на «лесной полянке». Участие взрослого в таких играх непременно. Он берет на себя ведущего, организатора игры. По просьбе «мамы-зайчихи» либо «мамы-ежихи» (чью роль делает педагог) дети смогут прискакать либо подойти, поиграть с ней и т. п., а после этого ускакать либо отойти от нее, поиграть на полянке и пр. Наряду с этим дети посредством педагога поясняют собственные действия, пересчитывают количество «зайчиков» либо «ежей», по словесной инструкции педагога (записанной на аудиокассету), они делают соответствующее количество перемещений. Примеры аналогичных игр-занятий даны в третьем разделе пособия.

Для того чтобы типа игры смогут проводиться с применением настольного театра, кукол-бибабо, пальчикового театра и т. п. К примеру, традиционно употребляется в ходе игр с детьми раннего возраста потешка «Пальчики»:

«Данный пальчик — дед,

Данный пальчик— бабушка,

Данный пальчик — отец,

Данный пальчик — мама,

Данный пальчик — я.

Вот и вся моя семья».

В ходе перемещений пальчиками у ребенка начинается небольшая моторика. Одновременно с этим эти упражнения с успехом употребляются и для развития математических представлений. К примеру, взрослый говорит потешку и требует ребенка, продемонстрировав необходимое количество пальчиков, сосчитать их, сообщить, сколько всего человек живет в семье. Возможно предложить ребенку поиграть в пальчиковый театр (многоцветные пальчики, пальчики с мордочками). В этом случае количество персонажей возрастает если сравнивать с приведенной потешкой (по две-три однообразных игрушки-пальчика). Педагог требует сперва сосчитать, сколько нужно выбрать игрушек, чтобы продемонстрировать и поведать эту потешку. После этого предлагает ребенку надеть, а при необходимости оказывает помощь ему это сделать, пальчиковые игрушки на пальчики последовательно, начиная с громадного пальца, после этого сжать пальчики в кулачок и показывать, в то время, когда он услышит наименование того храбреца, о котором говорится в потешке. По окончании игры педагог задаёт вопросы, сколько всего персонажей участвует в потешке, и требует назвать общее число. В любых ситуациях действия детей, либо игровых персонажей, сопровождаются речью. Со своей стороны педагог всегда предлагает образцы речевых конструкций, выбирая для этого увлекательную форму подачи материала. По окончании исполнения каждого игрового действия ребенок именует его. Так, понемногу, благодаря бессчётным игровым упражнениям, посредством взрослого он обучается говорить о том, как разыгрывалась обстановка. Подобно проводится работа с разными глаголами-антонимами, познание смысла которых нужно для ответа арифметических задач (ушла/пришла, прилетели/улетели и т. п.).

Театрализованные игры-занятия обязательно направляться сопровождать музыкой. Музыка оказывает общеразвивающее влияние на детей и формирует благоприятный хороший эмоциональный фон для их деятельности, придает образность делаемым действиям. К примеру, педагог предлагает детям превратиться в лесных зверей. Дети надевают элементы костюмов, взрослый включает аудиозапись звучит инструкция: «На полянку выскочил зайчик. Попрыгаем вместе с ним (отстукивается один-два такта). А сейчас на полянку выходит лисичка. Отправимся вместе с ней (один-три такта). Вот на полянку выходит медведь (один-четыре такта). Сосчитайте, сколько раз прыгнул зайчик, и продемонстрируйте столько же пальчиков (один, два). Сосчитайте, сколько шагов сделала лисичка (один, два, три). Сосчитайте, сколько шагов сделал медведь (один, два, три, четыре). (Каждое задание повторяется пара раз). Додумайтесь, кто это и какое количество перемещений он сделает: зайчик (два), лисичка (три) и т. д.». Количество перемещений зависит от сформированности количественных представлений у детей.

Важнейшими для создания элементарных математических представлений являются, на отечественный взор, игры-драматизации. Они разрешают ребенку осознать и проиграть ситуации, которые связаны с временными, пространственными и количественными представлениями. К примеру, игры-драматизации смогут употребляться в ходе обучения ответу арифметических задач. Приведем пример игровой обстановке.

Астапенко В. В. Использование игр с предметами, пальчиковых игр с детьми раннего возраста


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: