Игры на формирование образного мышления и развитие эмоциональности (творческое восприятие).

Задачи:

  • развивать свойство к спонтанному творческому поведению;
  • создавать предпосылки к формированию творческого мышления;
  • устанавливать связи между независимыми высокой музыкой и умениями детей, выполнение которой пока не доступно;
  • вырабатывать самовыражения и индивидуальность восприятия;
  • вырабатывать умение детей верно оценивать темперамент музыкальных произведений и соотносить их со собственными творческими фантазиями;
  • учить детей передавать ритм, метр речевой игры звучащими жестами;
  • осмысленно относится к тексту, создавая художественный образ при помощи пальчиков, ладошек;
  • учить детей вольно ориентироваться в пространстве, передавать темперамент музыки;
  • развивать умение и эвритмию пластически изображать текст;
  • учить ребенка ощущать собственную сообщение со всем, что его окружает;
  • развивать эмоции детей, двигательную активность в передаче образов.

«А В ЛЕСУ ПОЛНО ЗВЕРЯТ»

Педагог просматривает текст, а дети двигаются в соответствии с образами:

А в лесу полно зверят,

Все под елками сидят. (Дети приседают.)

Лишь зайцу не сидится,

Он поет и радуется. (Скачут, как зайчики.)

А в лесу полно зверят,

Все под елками сидят. (Приседают.)

А олени-то не плачут,

Скоро по сугробам скачут

(Бегут, как олени, приставив пальцы — «рожки» к голове.)

А в лесу полно зверят,

Все под елками сидят. (Приседают.)

Лишь рыжие лисицы

Шествуют, ну как женщины! (Двигаются грациозно.)

А в лесу полно зверят,

Все под елками сидят. (Приседают.)

А громадные мишки

Собирают шишки. (Идут вперевалку, наклоняясь за «шишками».)

«ЗАЙКИ ИДУТ К себе домой»

В игре употребляется музыка А.Гедике «Колыбельная» (фрагмент), М.Красева

«Серый зайка умывается», русская народная песня «Заинька» Р.Френкель.

Дети, изображающие зайчиков, находятся в «домике», грамотном из 6-7 стульев, поставленных кругом на некоем расстоянии друг от друга. Под «Колыбельную» А Гедике «зайки» дремлют. На протяжении вступления к песне «Серый зайка умывается» «зайки» просыпаются, поднимаются. Под пение взрослого «зайки» делают перемещения в соответствие с текстом песни. При выполнении проигрыша песни «зайки» выглядывают из «домика» и наблюдают, не идет ли «волк». Под музыку рус.н.п. «зайки» выходят из «домика» и прыгают на двух ногах около него. На последние два такта музыки появляется «волк» (кто-то из взрослых либо ребенок, старший по возрасту). «Зайки» удирают в «домик».

«ЗАЙЦЫ и МЕДВЕДЬ»

Музыка, под которую будут двигаться «зайцы», — каждая полька либо вторая танцевальная мелодия. Возможно применять рус.н.п. «Заинька» в обработки Н.Римсского-Корсакого. Перемещения медведей смогут сопровождаться пьесой Е.Тиличеева «Медведь».

Все дети – «зайки», один – «медведь». «Зайки» сидят на стульях (в норках) у стенки, «медведь» помещается в одном из углов помещения (в пещере).

Под польку дети выпрыгивают из «норок» и двигаются по всей площадке, подражая различным перемещениям зайцев: бегают, прыгают на двух ногах. Когда музыка сменится, из «пещеры» выходит «медведь» и ходит по площадке, не легко переваливаясь. «Зайцы» при появлении «медведя» удирают в собственные «норки».

В игре возможно и второе распределение детей: 5-6 «медведей», остальные «зайки», а возможно поделить группу пополам — на «медведей» и «зайчиков». В последнем варианте выделите «мать-медведицу» и «зайчиху». «Зайцев» возможно расположить в «норках» группами (по 3-4 человека) в различных местах помещения. Время от времени направляться повторить музыку «зайцев» либо «медведей» 2 раза подряд, дабы дети пристально прислушивались к началу мелодии.

«У БАБУШКИ НЮРЫ»

На фланелеграфе под первое четверостишие выкладывают фигурки персонажей: бабушки, петушка, двух курочек, собачки, Антошки и кошки.

У бабушки Нюры

Петух имеется и куры,

кошка и Собачка,

И внучек Антошка.

Петух кукарекает

Звонко, протяжно:

Ку-ка-ре-ку-у!

Кудахчут две курочки

Звучно и принципиально важно:

Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах!

Собачка залаяла

Голосом низким: гав-гав-гав!

Позже замяукала

Жалобно киска: мяу-мяу-мяу!

А что же Антошка

Ребятам сообщил?

Антошка молчал,

Он баранку жевал. (Антошке дают баранку)

Дети подражают голосам животных, различая низкий и кошки и (высокий тембр собаки), протяжно кукарекают.

«МЫШИ и КОТ»

Правила игры — не трогать кота и не удирать раньше времени.

Музыка Т.Ломова» мыши и Кот».

«Кот» сидит на корточках — спит. Дети — «мыши» — у противоположной стенки, в «норе».Звучит музыка: такты с 1 по 12 исполняются негромко.«Мыши» тихо ходят на носках либо бегают, подражая тихому суетливому перемещению мышей.

Такты 13-16 «Кот» под громкую музыку ловит «мышей».

Пойманные «мыши» садятся в стороне. Игра повторяется. По окончании игры непойманные «мыши» идут выручать пойманных.

«ЧУДЕСНЫЙ СУНДУЧОК»

Правила игры. Звучит музыкальное произведение, дети должны самостоятельно именовать прилагательные, каковые будут соответствовать произведению. В случае, если названное слово неправильное – сундучок захлопнется.

Игровые действия. использование и Поиск «фишек» и волшебного сундучка. Ребенок приобретает одну цветную фишку за каждое отгаданное слово.

Движение игры. «Чудесный» сундучок стоит на столике и накрыт броским платком. Педагог обязан обратить детское внимание на звук механической музыкальной шкатулки и предложить детям отыскать место, из которого доносится звук. Дети находят это волшебный сундучок «и» место. Потом педагог растолковывает детям правила игры: «Послушайте музыку и положите в отечественный «чудесный» сундучок те слова, каковые говорят о её настроении. За каждое верное слово вы приобретаете одну цветную фишку. В случае, если звучит неправильное слово – сундучок закроется. Победителем станет тот, кто соберет громаднейшее количество фишек». Заканчивается игра повторением названных верных прилагательных.

«ПОДБЕРИ ИНСТРУМЕНТ»

Пропойте с ребенком «Песенку о весне» Фрида (либо любую привычную песню изобразительного характера).

Положите перед малышом пара музыкальных инструментов: треугольник, металлофон, дудочку, свистульку.

Предложите украсить песню, сопроводив любой из куплетов звучанием музыкального инструмента, подходящего по характеру к содержанию куплета.

«ПОЕЗДКА ЗА ГОРОД»

Музыка В.Герчика. «Поездка за город».

До начала музыки дети строятся колонной по одному. Ребенок, стоящий в первых рядах,- «паровоз».

«Гудок» — «машина» начинает трудиться. Дети стоят на месте. Такты 2-4 делают медленный ход на месте. Такты 5-41. В соответствие с указанием в нотах, перемещение ускоряется, переходит на бег, опять замедляется и, наконец, останавливается. Руками дети делают круговые вращения, имитируя перемещения колес. Такты 42-44. «Поезд» останавливается, раздается «гудок паровоза».

Вторая часть игры – «Прогулка на полянке» (такты 45-64)

Дети разбегаются по всей комнате. Гуляют по «зеленой полянке, ищут в траве землянику»: ходят осмотрительными шагами, воображая себе размер и кустики земляники срываемой ягоды, дабы перемещения их пальцев соответствовали содержанию образа. Взрослый обязан напомнить детям, как растет земляника, какая она красная, сочная, как с опаской ее нужно срывать, и так понемногу направляет и «будит» воображение и память ребенка.

После этого опять повторяется музыка поезда. «Паровоз» поднимается сейчас лицом в другую сторону. Дети отправляются к себе.

«ЛЕТЧИКИ, СЛЕДИТЕ ЗА ПОГОДОЙ»

Дети находятся у собственных стульев либо у стенку помещения, изображая «самолеты на аэропорте».

Такты 1-8. Дети – «летчики» — бегают по всей комнате («летают на самолетах») в любом направлении. Такты 9-10. «Летчики» возвращаются на собственные «аэропорты».

После этого игра повторяется с другим окончанием: Такты 6-10. Надвигается «буря». «Летчики совершают вынужденную посадку и «пережидают» ее.

«ЗАРИСОВКИ»

Начальник ставит разные отрывки из музыкальных произведений, к примеру из «Времен года» Чайковского, «Картин с выставки» Мусоргского, этюдов и ноктюрнов Шопена либо любых вторых произведений (не только хороших).

Участники игры, прослушав мелодию, пробуют выразить собственные мысли художественно, посредством карандаша, ручки, кисти, мела, угля, изобразить то, что они думают, как принимают прослушанную мелодию посредством «процарапывания» острым предметом на шероховатой либо на железной поверхности. Любой сам выбирает для себя метод, самый полно высказывающий то, что участники желают донести до окружающих. Рисовать возможно и на протяжении звучания музыки.

В то время, когда дети закончат рисовать (время, которое отводится на рисование, – 15—20 мин.), они обмениваются собственными «произведениями искусства» и говорят, как они осознали картинки вторых.

«НАРИСУЙ СЮЖЕТ»

Эта игра перекликается с предыдущей, но отличие ее пребывает в том, что игроки рисуют сюжеты на узнаваемые мелодии – популярные песни. Сюжеты смогут складываться из нескольких фрагментов, по которым воспроизводится песня. Основное – сочинить таковой рассказ, дабы главная идея не изменилась.

«ПАНТОМИМА»

Дети разделяются на две группы.

Начальник играется мелодию либо позволяет прослушать в записи. Музыка должна быть самой различной: хорошей, танцевальной, современной эстрадной, из детских песен, сказок, фильмов. Дети пристально слушают музыку.

После этого ведущий дает время (5-7 мин.) каждой команде, дабы участники обдумали и посоветовались, что они будут изображать. Придуманная пантомима, сценка, в которой участвующие лица не говорят, а высказывают все посредством жестов, мимики лица, должна быть понятна второй группе.

По окончании того как дети 5-7 мин. поразмышляют над заданием, начальник еще раз позволяет прослушать музыку. В придуманной сценке дети отражают темперамент музыки. В случае, если музыка грустная, участники должны изобразить это перемещениями, жестами, мимикой, (плачем, тоскливым выражением лица), обыграть это в сюжете.

В то время, когда одна группа показывает, вторая пристально наблюдает и пробует осознать сценку. Проигрывает та команда, которая не сумела достаточно светло отразить в собственной сценке мелодию, и воздействие данной группы не были осознаны второй командой.

«УСЛЫШ СИГНАЛ!»

Дети шагают под звучание любого марша бодрым энергичным шагом. После этого на слово «Зайчики!» дети должны прыжками изобразить зайчиков.

Команды смогут быть каждые: «Лошадки!» (ударять «копытцами» об пол), «Птицы!» (летать), «Аист!» (находиться на одной ноге) и т.п.

«ТАНЕЦ РОЗЫ»

Под прекрасную мелодию исполняется «танец розы». Ребенок сам придумывает к нему перемещения. Неожиданно музыка заканчивается. Это порыв северного ветра «заморозил» розу. Ребенок застывает в любой, придуманной им, позе. Чем богаче воображение, тем занимательнее перемещения танца и поза «розы».

«На протяжении ПО БЕРЕЖКУ»

Прочтите весьма ясно, нараспев стих. Попросите ребенка выразить его содержание в перемещениях.

На протяжении по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает.

Со крыла водичку стряхивает.

«АЙ, ДА Я»

Построение в круг. Водящий в центре круга демонстрирует танцевальные перемещения под музыку. Все дети рукоплещут. С окончанием музыки водящий говорит: «Ай, да я!» и, показывая на любого, задаёт вопросы: «А ты?» Следующий водящим может стать тот, на кого указал водящий, либо любой ребенок по желанию.

«СЛУШАЙ ЗВУКИ»

Дети должны создать два образа: «тополя», в то время, когда руки поднимаются вверх и «веточки» радостно колышутся на ветру, и « плакучей ивы», в то время, когда руки – веточки опускаются и безрадостно склоняется вниз головка детей.

Изображать «тополь» и «плакучую иву» направляться под музыку. Ребенок обязан реагировать на звучание большого и низкого регистров, тренируя слуховое восприятие. Образ «тополя» воплощается под музыку, более высокозвучащую, образ «плакучей ивы» — музыка более низкого звучания.

«АРБУЗ»

Дети передают мяч – «арбуз» по кругу под слова:

Он зеленый, круглый, ровный,

А в нутрии он – красный, сладкий

.

По окончании окончание слов ребенок, у которого был «арбуз», делает вид, что пробует его, и мимикой показывает, какой арбуз – кислый либо сладкий.

«ЛЯГУШКИ И МЕДВЕДИ»

Дети делятся на равные подгруппы. Под радостную музыку они двигаются по отдельности. Одни дети изображают лягушек, другие – медвежат. На более подвижную музыку дети встают в пары (мишки и лягушонок) и кружатся.

«КОШКИН ДОМ»

Дети жестом и мимикой передают содержание текста:

Бом – бом, бом – бом! (дети передают мимикой)

Загорелся кошкин дом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила,

Побежала к дубу,

Прикусила губу.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом.

А собачка – с помелом,

А лошадка — с фонарем,

Серый заинька – с страницей.

Раз – раз, раз – раз!

И пламя погас!

«МЫШИ и КОТ!»

Педагог: Мышки в норочках сидят,

Мышки в щелочки смотрят.

«Кот» сидит на стуле в углу зала, «мыши» закрывают ладонями лицо и подсматривают, выглядывая из-за них.

Ой, как много мышек тут,

Коготками пол скребут. («скребут» ноготками пол).

Тише, мыши, серый кот!

Он вас всех подстережет! (угрожают друг другу пальцем).

Серый кот гулять отправился,

И мышат он не отыскал. («кот» принципиально важно гуляет по залу).

Лишь котик засыпает,

Мышки сходу выбегают. («кот» садится на собственный место, «мыши» бегают на носочках по всему залу).

С окончанием музыки «кот» их старается поймать.

«ГНОМЫ»

Дети передают перемещениями содержание текста:

Динь – дон, дин – дон –

Гномы строят новый дом.

Красят стенки, крышу, пол,

Прибирают все кругом.

Мы к ним к себе домой придем

И подарки принесем.

На пол – мягкую дорожку,

Расстелив ее к порожку.

Две подушки на диван,

Меду липового жбан.

«ЦВЕТОК»

Педагог подбирает спокойную, нежную музыку.

Ребенок придумывает, каким цветком он будет, и для этого выбирает шапочку-маску цветка (розы, василька, колокольчика, ромашки, гвоздики), либо неестественные цветы, либо шифоновый цветной платочек. На протяжении звучания музыки ребенок показывает, как его цветок прорастает из мелкого зернышка, растет, делается громадным, как радуется солнышку, как засыпает, в то время, когда приходит ночь.

«КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ»

Педагог просматривает детям стих В. Викторова «Конкурс лентяев».

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят целый

Народ лесной.

Только барсук,

Лентяй изрядный,

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон:

Словно бы делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

Педагог подбирает спокойную и плавную музыку (колыбельную) и предлагает детям изобразить попеременно ленивого барсука из стихотворения. Они ложатся на мат либо коврик и стараются как возможно правильнее изобразить ленивого барсука.

«КОТ и ВОРОБЬИ»

Педагог: Воробей на веточке радостно качается. (дети сидят на стуле и качают головой, руками как бы держатся за веточку, в стороне спит кот.)

Воробей на веточке солнцу радуется.

Полетел отечественный воробей, крылышками машет (бегут по отдельности, помахивая руками – «крыльями.)

И предположительно, в воздухе полечку запляшет (кружатся)

Вот присел у лужицы, желает он напиться (приседают «выпивают воду»)

По воде крылом начал бить, желает он умыться. (Ладошками «зачерпывают воду» и умываются.)

Ну а умный Васька – кот к воробью подкрался.

Воробьишка, улетай! От кота спасайся! («воробьи» стоят на месте, легко взмахивая руками. «кот» ходит около них . С окончанием куплета дети разбегаются, «кот» их ловит.)

«В КОРОЛИ»

По считалке выбирают «короля», остальные будут «работниками».

«Король» занимает почетное место, а «работники» отходят в сторону и обсуждают, какую работу будут делать, нанявшись к «королю».

Сговорившись, они подходят к «королю» и говорят:

— Здравствуйте, король!

— Здравствуйте!

— Необходимы ли вам работники!

— Необходимы!

— Какие конкретно?

— Различные. А что вы имеете возможность?

«Работники» разными жестами символами изображают — кто плотника, кто пахаря. Кто землекопа. «Король» же обязан предугадать работу каждого. Если он сходу не назовет верно, то «работники» бегут к заблаговременно оговоренному месту, а «король» ловит их. Пойманный работник делается «королем», а остальные опять идут сговариваться. Ловить «работников» «король» может лишь в то время в то время, когда они удирают к условленному месту. В случае, если «король» не поймает, то он водит . «Королем» он остается и в том случае, если не отгадает ни одной из продемонстрированных ему работ.

«БУДЬ АРТИСТОМ»

Ведущая:

Пристально слушай, о чём мой рассказ…

Я думаю, выйдут артисты из вас.

О чём я сообщу, вы в тот же миг продемонстрируйте –

Без слова, только жестами изобразите.

(Не торопясь просматривает стихотворения, дабы дети осознали, о чём в них идёт обращение, и успели придумать соответствующие перемещения.)

Подул ветерок — задрожали листочки.

А ствол её белый, как отечественные чулочки.

Её не пугают ни ветры, ни грозы,

Так как эластичные ветви у отечественной берёзы.

У дороги, взгляни,

Вырос толстый боровик !

Ливень прошёл, гриб стал побольше,

Стал ещё белей и толще.

Эта ягодка вкусна,

И нужна, и красна.

А растёт на ветке долгой.

Ешь душистую малину!

Мы гурьбой идём по лесу,

На поляне много места!

Солнце светит, путь далёк.

Внезапно канавка, ручеёк.

Перейти бы нам ручей…

Ну-ка, прыгай, не робей!

На ветке сидела носатая птица.

Ворона… Нет, галка! Быть может, синица?

А возможно, филин на ветке сидел?

До тех пор пока мы гадали, он… порх! Улетел!

Идёт по чаще грозный зверь,

Разламывает сучья, ветки.

Медведь страшен, мне поверь!

Скорей спасайтесь, детки!

«СЛУШАЕМ ЗВУКИ»

Дети садятся спиной друг к другу. Один из них создаёт всевозможные звуки, шумы, стук. Второй ребенок слушает звуки, создавая в собственном воображении какую-нибудь картину, образ, связанный со звуками, создаваемым шумом, а позже говорит, что он придумал.

«ПРЕДУГАДАЙ»

Упражняются две подгруппы. Одна из них выбирает предложенный взрослым музыкальный отрывок, к примеру из сюиты «Карнавал .животных» К. Сен-Санса, и, прослушав, подражает животному, имитируя его перемещения, каковые подсказывает музыка. Вторая подгруппа, не зная, какая музыка выбрана, угадывает, что изображают сверстники. Позже подгруппы изменяются местами.

«ЗАСТЫВШАЯ ФИГУРА»

Музыкальный начальник подбирает музыку контрастного характера (динамичную, плавную) для двигательной активности детей, активизации их танцевального творчества и предлагает выбрать воспитанникам шифоновые шарфы, понравившиеся им по цвету.

Музыкальный начальник растолковывает детям, что на протяжении звучания музыки им необходимо двигаться в соответствии с ее звучанием, так, как им хочется. Партнером по танцу делается шарф, исходя из этого он также танцует вместе с ребенком: его возможно волнообразно подбрасывать вверх, он может извиваться как змейка, может стать продолжением детской руки и делать те же перемещения, что она и т.д. По сигналу педагога (хлопку, свистку, удару в бубен) детям нужно остановиться в какой-нибудь позе, так же применяя шарф. Разглядывая застывшие позы, музыкальный начальник пробует предугадать, что изображает любой ребенок, задает ему наводящие вопросы. Уникальные, занимательные варианты непременно поощряются.

При большом уровне развития танцевального творчества у детей игру возможно проводить следующим образом: для застывшей фигуры под музыку дошкольники объединяются в подгруппу (3—4 ребенка), и их действия связаны с неспециализированным планом.

«СНЕЖИНКИ»

Дети встают в кружки по 4-5 человек, держатся за руки.

Ведущий произносит слова:

Кружит, блещет снегопад (дети водят хороводы в кружках),

Под песню ледяную

Снежинки-звёздочки летят,

А я их заколдую.

Ведущий взмахивает «чудесной» палочкой, дети (не разнимая рук) образуют снежинки причудливой формы, поднимают руки вверх либо поднимают одну ногу («ласточка»), или приседают, поднимаются на колени и т.д. Ведущий отмечает оригинальность и красоту всех снежинок, «расколдовывает» их. Игра повторяется.

«ВЕТЕРОК и ЗАЙЦЫ»

Музыкальная игра

слова и Музыка И. Бодраченко

Игры на формирование образного мышления и развитие эмоциональности (творческое восприятие).

Игры на формирование образного мышления и развитие эмоциональности (творческое восприятие).

1-Посмотрите, на опушке.

Ля-ля-ля, ля-ляля.

Показались чьи-то ушки.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Скок-поскок, скок-иоскок.

Это заинька-друг.

2-Вот запрыгал по лужайке.

Прыг да прыг, прыг да прыг.

Отечественный радостный белый зайка.

Прыг да ирьи; прыг да прыг.

Скок-поскок, скок-поскок.

Зайка прыгает на лужок.

3. Налетел холодный ветер,

Ой-е-ей, ой-е-ей.

Зайку отечественного приметил,

Ой-ё-ёй, ой-ё-ёй.

Бедный зайка отечественный продрог.

Раз — и спрятался в сугроб!

1-й куплет. Дети сидят на корточках, руки-лапки перед грудью, покачивают головой в ритме музыки.

2-й куплет. Поднимаются на ноги и делают полуприседания влево -вправо. Руки-лапки перед грудью.

3-й куплет. Дети обнимают себя за плечи, -дрожат от холода», а между ними с султанчиком в руке бегает ребенок-«ветерок».

На слово «раз» зайки опять садятся на корточки, скрываются. «Ветерок» удирает. Игpa повторяется сперва. В конце игры дети-зайки бегут от «ветерка» на стульчики.

Педагог. Где же отечественные зайки,

Зайки-побегайки?

Так резвились и скакали,

А сейчас они пропали!

Тут лисичка пробегала

И зайчишек напугала?

Дети. Нет.

Педагог. Может,

это был медведь?
Обожает звучно он плакать.

Дети. Нет.

Педагог. Значит, волк

тут побывал

И зайчишек напугал?

Дети. Нет! Это ветер-ветерок
Запрятал зайчиков в сугроб.
Педагог. Зайки, успокойтесь.
Ветерка не опасайтесь.
Опять на лужайке
Веселитесь, лайки!

Дети снова пляшут, появляется ребенок-ветерок, все дети разбегаются.

Педагог сажает зайца на одну из ступеней лесенки, берет из коробки бычка.

Педагог. А вот мелкий бычок. Какой он грустный, все время вздыхает. Как вы думаете, по какой причине?

«ЧТО В КОРЗИНОЧКЕ МОЕЙ?»

Педагог поет, держит в руках корзинку с игрушками, накрытую платочком

Игры на формирование образного мышления и развитие эмоциональности (творческое восприятие).

1.Что в корзиночке моей’?

Отгадай-ка поскорей! (Воспитатель добывает лягушку.)

Как лягушка прыгает?

Верно, как мячик! (Дети прыгают.)

2.Что в корзиночке моей?

Отгадай-ка поскорей!

Толстый и мохнатый

Мишка косолапый! (Воспитатель добывает мишку. Дети идут вразвалку, как медведь.)

3.Что в корзиночке моей?

Отгадай-ка поскорей!

Крошечка-трусишка

Серенькая мышка!

(Дети бегают небольшими шажками. По окончании трех повторений музыкальный начальник может не петь первые две строки куплетов, сходу переходя к персонажам.)

4…

Умная самую малость Нежная кошка. (Дети ходят пружинящим мягким шагом, мяукают.}

5….

Беленький и чистый, Заинька пушистый. (Дети прыгают на двух ногах, руки согнуты в локтях.)

6…

Маленькая птичка,

Звонкая синичка. (Дети бегают, машут руками — крыльями, поют «вить-вить»)

7…

В шелковом жилете Петушок отечественный — Петя. (Дети принципиально важно ходят, высоко поднимая колени, кукарекают.)

8…

Драка-забияка,

Рыжая собака. (Дети ходят, лают)

Сначала музыкальный руководителъ может применять только кое-какие игрушки (три-четыре), с каждым занятием додавая новые, дабы дети понемногу усваивали перемещения игры и в корзине всегда было что-то новое. Все перемещения дети делают по показу воспитателя. Музыкальный начальник подбирает мелкие характерные фрагменты музыки для каждого персонажа.

«УТРОМ РАНО Я Поднимаюсь»

(Пальчиковая речевая по стихотворению И. Бодраченко)

Педагог просматривает текст, дети придумывают образные перемещения.

Утром рано я поднимаюсь,

Собственную песенку пою,

И со мною дружно в лад

Подпевают…

Дети….100 ребят! (Поднимают руки вверх, расставив пальцы.)

дети и Педагог.

Подпевают 100 ежей (складывают руки в «замок», громадные пальцы соединены, остальные выпрямлены — «ежик»),

Подпевают 100 ужей (соединяют ладони, делают волнообразные перемещения — «уж ползет», текст произносят громким шепотом),

И поют ее зайчата (приставляют ладони к голове — «ушки зайчика», текст произносят высоким голосам),

И поют ее лисята (сгибают руки в локтях перед собой — «лисьи лапки», текст произносят более низким голосом),

Под почвой ветхий крот

Эту песенку поет(прищуривают глаза, руки перед собой ц «мордочка крота»),

А в пещере — медвежата(разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом),

А в болоте — лягушата (сгибают руки в локтях, разводят руки в стороны, расставив пальцы — «лягушачьи лапки», текст произносят высоким голосом),

Очень важный бегемот

С наслаждением поет (выставляют вперед пузо, складывают руки на животе — «бегемотик», произносят текст низким голосом).

Кроме того ужасный крокодил

Эту песню разучил! (Расставив пальцы рук, соединяют ладони, правая рука сверху — «пасть крокодила», произносят текст громким шепотом.)

Промурлыкала нам кошка (сгибают руки в локтях перед собой — «кошачьи лапки », произносят текст высоким голосом)

Песню, сидя на окне (кладут голову на «лапки»)

Слышишь (поднимают указательный палец вверх)

как под отечественной крышей (поднимают руки над головой, соединив кончики пальцев рук, локти в сторону — «крыша домика»)

Эту песню поют мыши? (Сгибают руки в локтях перед собой — «мышиные лапки», произносят текст высоким голосом.)

Утром рано мы поднимаемся,

Хором песенку поем.

Педагог.А о чем же

в ней поется?

Дети.Как нам радостно живется! (Разводят руки в стороны)

«ПРИДУМАЙ ПЕСЕНКУ»

По окончании слушания музыки, к примеру, «Осенней песни» П.Чайковского, педагог показывает, что на музыкальных занятиях звучало довольно много различной музыки, посвящённой осени, и любая имела собственное неповторимое настроение. У одного композитора осень ласковая и печальная, у другого ветреная, резкая, у третьего яркая и задумчивая. Педагог задаёт вопросы у детей: «А какую музыку об осени сочинили бы вы, если бы были композиторами? Давайте скажем чудесные слова, каковые окажут помощь нам совершить прекрасное превращение. Помогите мне их отыскать в памяти». Дети именуют привычные им «чудесные слова». Слова произносятся хором. Затем дети выполняют творческие певческие импровизации.

«ПУЗЫРЬ»

Начальник собирает всех детей совместно и растолковывает правила игры «Пузырь», каковые заключаются в том, что нужно делать разные действия, пока играется музыка, но остановиться, в то время, когда она прекратит звучать. И наряду с этим необходимо удерживаться от хохота, в то время, когда мимо будет проходить водящий и смешить всех собственными действиями.

Затем парни выбирают себе водящего. Это возможно сделать как при помощи считалочки, так и по желанию ребят. В то время, когда музыка начинает играться, все дети стараются медлительно либо скоро (в зависимости от темпа мелодии) передвигаться по игровой помещению. Необходимо помнить о том, что щеки должны быть неизменно надутыми, поскольку они «пузырики».

Когда музыка заканчивается, все игроки должны замереть на месте в той позе, в которой находятся, и находиться так как возможно продолжительнее, не шевелясь и не смеясь, дабы щеки оставались надутыми.

Водящий подходит к каждому и заглядывает ему в глаза, сооружает рожицы, в общем, пробует рассмешить любым методом. Когда ребенок сдул щечки, т. е. «лопнул», он выходит из игры.

Побеждает тот кроха, что продержался продолжительнее всех. Он-то и делается водящим в следующем туре.

«ВОТ Какие конкретно ЧУДЕСА!»

Дети имитируют перемещения в соответствии со словами, самостоятельно придумывая действия. В случае, если ребенок затрудняется, то взрослый обязан продемонстрировать перемещения, каковые ребенок повторяет за ним (репродуктивное творчество):

Чудо, чудо, чудеса!

На пеньке стоит лиса,

Палочкою машет,

Два медведя пляшут.

Вот какие конкретно чудеса —

Два медведя пляшут.

Зайцы взялись за бока,

Заплясали трепака.

Прилетели утки,

Заиграли в дудки.

Вот какие конкретно чудеса —

Заиграли в дудки.

И березы в пляс пошли,

Хороводы завели.

Солнце заплясало,

Всем ярче стало.

Вот какие конкретно чудеса —

Всем ярче стало.

«Котята и ДЕВОЧКА»

В игре употребляется музыка В. Герчика «котята и Девочка».

Дети — «котята» сидят на ковре в середине помещения (либо на стульях). Девочка ( более старшего возраста) с лентой, на финише которой привязана бумажка, стоит перед ними на некоем расстоянии. Рука с лентой запрятана за пояснице.

Такты 1—4. Девочка медлительно приближается к «котятам», медлено вынимая из-за поясницы и поднимая ленту. Такты 5—20. Девочка на «раз» каждого такта взмахивает лентой над головой то одного, то другого «котенка». Они делают перемещение рукой, как бы хотя «схватить ленту лапкой». Такты 21—28. Девочка бежит по помещению с развевающейся лентой, «котята» за ней. На такте 28 девочка меняет направление перемещения.

На повторении тактов 21—28 котята и «девочка» бегут в другом направлении. С финишем музыки девочка поворачивается к «котятам» лицом и прячет ленту за спиной. «Котята» присаживаются. Дальше игра повторяется сперва.

«ПОВТОРИ ЗА МНОЙ »

Все играющие стоят в кругу лицом к центру. Выбирается водящий. Он показывает любое танцевальное перемещение. Все дети повторяют. Потом, ребенок, стоящий справа от него, показывает перемещения. И все дети повторяют за ним, и т.д. Сперва это задание выполняется под счет, а после этого под музыку.

«ГНОМИК»

Одному ребенку надеть шапочку гнома. Все дети встают в круг, гном — в круга.

Звучит радостная музыка (по выбору педагога), дети водят хоровод, гномик бежит по внутренней стороне круга около детей. Музыка заканчивается, дети хором говорят:

Гномик, гномик, не торопись!

Что нам делать, продемонстрируй!

Гномик под музыку делает или танцевальное перемещение, или прыжки, хлопки, т. е. то, что придумает. Дети ритмично, под музыку делают перемещение вместе с ним.

Музыка заканчивается, гномик передает шапочку второму ребёнку.

Игра повторяется.

«ЖИВАЯ КАРТИНА»

В данной игре дети осмысливают художественную идею и передают её в статичной пластике тела. По окончании прослушивания музыки, педагог вводит детей в игру. Он говорит о том, что в музеях выставляют на скульптуру зрителей и обозрение картины. Музеи бывают разнообразные, и в них смогут выставляться самые неординарные экспонаты. Предлагает детям устроить выставку «живых» картин. Натягивается лента-рамка, и дети, остановившись в ясной позе, изображают собственные музыкальные образы.

«ПОЮЩИЕ РУКИ»

По окончании слушания музыки педагог предлагает детям представить, что они обитатели сказочной страны, в которой люди не могут говорить. Он подводит дошкольников к «открытию», что передавать данные и общаться допустимо не только посредством речи, но и посредством языка перемещений, мимики. Дети приходят к выводу, что возможно «говорить» и «петь» руками. Педагог обсуждает с ними варианты образных перемещений. Волнообразные перемещения всей руки передают направление плавной мелодии вверх либо вниз; круговые перемещения кистей «изображают» стремительную, кружащуюся музыку; лёгкое встряхивание кистями — лёгкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони второй — осмотрительное, затаившееся перемещение и без того потом. динамики и Передача темпа достигается различной амплитудой, скоростью и силой перемещений.

« МОРЕ»

(пластическая игра-фантазия)

Материал: Музыкальные фрагменты, два полотнища синей, белой ткани, гимнастические ленты, зелёные лианы из ткани, рыбки из бумаги, игрушки: дельфины, рыбы, рак, трезубец и корона морского царя, короны для Русалочек, корабль и др.

Педагог предлагает послушать музыку Н. Римского-Корсакова «Океан-море светло синий» (из оперы «Сказка о царе Салтане») и распознать её эмоциональное состояние, темперамент, динамику развития музыкального произведения.

После этого он оказывает помощь детям досочинить предложенный сюжет сказки и продемонстрировать её в движении с музыкальным сопровождением, предложив применять имеющиеся атрибуты.

Сюжет к пластическому интонированию:

«… В светло синий море-океане жил царь морской. И были у него дочки Русалочки. И в один раз шёл по морю корабль…» и т.д.

«Развитие памяти и образного мышления у детей»


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: