Давайте сейчас разглядим с той же позиции второй яд — людскую склонность к агрессии. масштабы и Природу людской агрессивности нереально растолковать, легко ссылаясь на отечественное животное происхождение. Взор на людей как на мартышек без шерсти, агрессивность которых исходит из тех же факторов, что и агрессивность животных, т.е. из главных инстинктов, стратегии генов-эгоистов либо сигналов из мозга рептилий, не принимает к сведенью степень и природу людской насилия. Животные агрессивны, в то время, когда голодны, защищают собственный территорию либо борются за обладание половым партнером. Принуждение же, проявляемое людьми, — Эрих Фромм назвал его злостной агрессией (Fromm 1973), — не имеет себе равных в животном мире.
психиатры и Традиционные психологи уверены в том, что людская агрессивность результат расстройств, недостатка и оскорблений любви в детстве и младенчестве. Но подобные объяснения упускают из виду крайние формы насилия, к примеру серийные убийства, идеальные бостонским душителем либо типом наподобие Джефри Дэгмера, и массовые социальные явления, такие, как коммунизм и нацизм. Трудности в ранней истории индивидов слишком мало растолковывают психотерапевтические мотивы кровопролитных войн, революций, концлагерей и геноцида — явлений, которыми охвачено много людей. Самоисследование с применением холотропных состояний проливает совсем новый свет на эти формы людской насилия. Исследуя глубины отечественной психики, мы обнаруживаем, что корни данной страшной стороны людской природы находятся значительно глубже и более труднодоступны, чем полагают ученые-психологи.
без сомнений, расстройства и травмы, относящиеся к младенчеству и детству, сущность серьёзные источники агрессии. Но эта сообщение затрагивает данную проблему только поверхностно. Систематическая и углубленная внутренняя работа непременно раскрывает перед нами тот факт, что человеческое принуждение во многом коренится в травме биологического рождения. Угроза судьбы, удушье и боль, переживаемые при рождении в течение многих часов, порождают чудовищную агрессию и огромную тревогу, каковые сохраняются в памяти тела и психики. Это хранилище враждебности и врождённого недоверия к миру образовывает большую часть чёрной стороны людской личности, которую Юнг назвал Тенью.
Как мы уже видели ранее, повторное переживание рождения в холотропных состояниях в большинстве случаев сопровождается образами немыслимого насилия, как личного, так и коллективного. Ко мне входят переживания увечий, убийств, изнасилований, и сцен кровопролитных войн, революций, концлагерей и мятежей. Ллойд де Моз (Mause 1975), пионер психоистории, дисциплины, использующей способы глубинной психологии к социально-политическим явлениям, изучал речи политических и военных фаворитов, и плакаты и революций времен и карикатуры войн. Он был поражен обилием изречений, образов и метафор, относящихся к биологическому рождению, найденных в этом материале.
Армейские политики и лидеры всех времен, говоря о критической ситуации либо объявляя войну, в большинстве случаев применяли понятия, обрисовывающие разные моменты перинатальных страданий. Они обвиняли неприятеля в том, что он душит и подавляет нас, выжимает из отечественных легких последний воздушное пространство либо держит нас взаперти и отнимает жизненное пространство (Hitlers Lebensraum). Довольно часто видятся и упоминания о зыбучих песках, чёрных пещерах, туннелях,-ла6иринтах, об страшных пропастях, куда нас смогут столкнуть, и об угрозе смерти в пучине либо потопе.
Подобным образом и армейские фавориты облекают собственные обещания победы в форму перинатальных образов. Они заявляют, что спасут нас из предательского лабиринта и поведут к свету, что брезжит в конце туннеля. Клянутся, что, когда угнетатель будет побежден, все снова смогут вольно набраться воздуха. Я уже продемонстрировал в другом контексте глубокое сходство между зарисовками и картинами, изображающими перинатальные переживания, и символизмом плакатов и революций времен и карикатур войн (Grof 1996).
Но кроме того объяснения, учитывающие перинатальные истоки агрессии, не смогут абсолютно раскрыть природу, масштабы и глубину людской насилия. Его глубочайшие корни выходят далеко за пределы индивида — в трансперсональную сферу. В холотропных состояниях эти источники агрессии являются нам в форме гневных божеств, дьяволов и демонов, присутствующих во многих мифологических темах, таких, как Апокалипсис либо Рагпарек (смерть всевышних). В данной книге я уже приводил примеры этих архетипических сил, действующих в глубинах отечественной психики. Дополнительными потенциальными хранилищами агрессии на трансперсональном уровне являются воспоминания прошлых судеб и филогенетические матрицы, отражающие отечественное животное прошлое.
Как мы видели, образ людской природы, что раскрывается при изучении холотропных состояний, и глубина и масштабы людской агрессивности, унаследованной пашей плотью, очень обескураживают. Но, выявляя колоссальность неприятности, изучение холотропных состояний снабжает и совсем надежды и новые перспективы. Оно говорит о том, что для решения проблемы людской насилия существуют замечательные и действенные методы. В углубленной эмпирической работе, достигающей перинатального и трансперсонального уровней, за довольно маленькое время возможно безопасно выразить огромные количества агрессивности, проработать их и преобразовать. Эта работа проливает новый свет па ее отношение и природу агрессии к людской психике. В соответствии с холотропным прозрениям, агрессия не отражает отечественную подлинную природу, а скорее является экраном, отделяющим пас от нее.
Пробравшись через эту чёрную завесу стихийных инстинктивных сил, мы обнаруживаем, что отечественная внутренняя сущность не животна, но божественна. Это откровение абсолютно согласуется со известным пассажем из индийских упанишад, что я уже цитировал выше. Сущность этих древних писаний предельно ясна: Тат твам аси (ты имеется то) — в глубочайшей собственной природе ты тождествен Всевышнему. Я на своем опыте убедился, что важная работа с холотропными состояниями может дать очень обнадеживающие практические результаты. Углубленное внутреннее самоисследование систематично ведет к уменьшению саморазрушительных тенденций и агрессии, и к повышению сострадания и терпимости. Оно кроме этого воспитывает уважение к судьбе, сострадание к вторым живым существам и экологическую чуткость.