Стадии цикла профессионализации

Кто таковой? Неприятности стадии Неприятности психологов труда
Оптанат Выбирающий профессию, потенциальный субъект труда. Принятие ответа в ситуации неопределенности, выбор профессии, учебного заведения, образа судьбы. Профориентация, карьерное консультирование
Приверженец Обучающийся в опытном учебном заведении, осваивающий проф умения и навыки, присваивающий систему ценностей, характерную этому кругу специалистов Оптимальное усвоение программы, выбор специализации, накопление начального опыта, ориентация в возможности трудоустройства Совершенствование методов и программы воспитания и профессионального обучения
Адаптпнт Самое начало трудового пути, юный эксперт. включение и Приспособление в трудовой процесс, в трудовой коллектив. Принятие собственной социальной и опытной роли, собственной системы ценностей. Помощь в социальной, опытной и личностной адаптации. Создание программ, облегчающих и уменьшающих данный процесс.
Интернал Человек, освоивший опытные задачи среднего уровня сложности. Несоответствия, конфликты, кризисы развития. Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов.
Мастер Человек, овладевший вершинами опытного мастерства, могущий делать непростые опытные задачи. Кризисы, несоответствия, вероятны проявления опытной дезадаптации Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов.
Авторитет Мастер, владеющий неформальными лидерскими качествами, могущий убеждать и оказывать влияние на сотрудников по труду. Кризисы, несоответствия, вероятны проявления опытной дезадаптации Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов.
Наставник Мастер, могущий передавать собственный опыт вторым людям, преподаватель. Кризисы, несоответствия, вероятны проявления опытной дезадаптации Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов. Помощь в освоении преподавательских навыков

Продолжительность прохождения каждой стадии может варьировать в зависимости от сложности профессии, мотивации, случайных событий. При смене профессии человек возвращается на стадию оптации. На каждой стадии профессионализации человек обязан обучаться, развиваться=систематически возвращаться на стадию адепта.

Акмеология — раздел возрастной психологии, изучающая период зрелости, в котором человек в большинстве случаев достигает вершин собственного развития (физического, психологического, духовного, социально-опытного).

Психотерапевтический возраст = реализованность планов*возраст, до которого чел-к сохраняет надежду дожить.

Коэффициент взрослости=Псих. Возр./Хронологич. Возр. * 100%

Врослость:

  • биологическая – определяется свойством к деторождению
  • социальная – экономическая независимость, статус, образ судьбы, их соответствие нормам общества.
  • Психотерапевтическая – личностная идентичность, уровень развития ВПФ.

Видгородчик. Процесс опытной судьбе как колебания уровня возможностей его организма, всей личности по отношению к требованиям труда.

— компенсация: адекватное соотношение требований и возможностей.

— Декомпенсация: понижение возможностей, их несоответствие требованиям.

— Вторичная компенсаци: чел-к находит метод оставаться трудоспособным, мобилизует ресурсы. Эта компенсация также возможно утеряна.

Между декомпенсацие и вторичной компенсацией – процесс приспособления – этап преодоления человеком появляющихся недостатков работоспособности.

Несоответствия в развитиии человека как субъекта труда (Климов, Маркова)

  1. разногласия между опытом, обязанностями и компетентностью, характером вакансий на рынке труда
  2. внутренние несоответствия: между мотивами, содержанием и ценностями труда
  3. между ориентацией «на себя» и «на дело»
  4. между понижением функциональных возможностей и характером делаемых задач

Зеер. Кризис личности – состояние внутренней напряженности, обусловленное несоответствиями личностного либо опытного развития.

Ненормативные кризисы вызываются или ужасными событиями, имеющими смысложизненное значение (смерть близкого), или больным невротическим состоянием.

Нормативные кризисы – кризисы, обычные для большинства людей, обусловленные организацией социальной и трудовой судьбе. Нормативные кризисы:

— кризис периода выбора профессии

— кризис, обусловленный коррекцией опытного выбора во время опытного обучения (пример: смена кафедры)

— кризис периода начальной опытной адаптации, вызванный коррекцией опытных ожиданий

— кризис, который связан с нарушением возможностей опытного продвижения

— кризис периода мастерства, который связан с вероятным падением интереса к профессии

— кризис утраты возможностей карьеры во второй половине периода зрелости

— кризис потери професчсиональной деятельности в связи с выходом на пенсию

Обстоятельства нормативных кризисов:

  • объективные социально-экономические условия
  • возрастные психофизиологические трансформации
  • понемногу накапливающиеся трансформации метода исполнения трудовой деятельности
  • неудовлетворенность социальным статусом
  • чрезмерная поглощенность проф деятельностью при ущербности вторых сфер судьбы личности.

Ахмеров. Биографические кризисы личности во время середины судьбы (на базе психолого-биографического способа – построение каузограммы – схематическое изображение наличия/отсутствия причинно-целевых связей между событиями, реализованными, актуальными и будущими):

1) кризис нереализованности: обесценивание достижений прошлого, собственного опыта.

2) Кризис бесперспективности: «у меня нет будущего! L»

3) Кризис опустошенности: нет причинно-целевых связей настоящего с прошлым и будущим. Растерянность. Часто бывает на начальных этапах адаптации. Проявляется безразличием, агрессией, утратой интереса к работе. Это возможно формой переутомления.

О патологическом аффекте


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: