I. основные концепции философии науки. позитивистская традиция в философии науки, её исторические этапы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО Профобразования

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НПИ) ИМЕНИ М.И. ПЛАТОВА»

философия и История науки

Методические материалы по философии науки

Для соискателей и аспирантов ЮРГПУ(НПИ)

Составители

В.О.Голубинцев, В.С.Любченко

Новочеркасск 2014

УДК 001.3: [101.1+930 (0.91)]

Критик:

Л.С.Николаева, профессор философии , доктор наук Новочеркасской национальной мелиоративной академии

Составители:

В.О.Голубинцев, В.С.Любченко

философия и История науки. Методические материалы по философии науки для соискателей и аспирантов ЮРГПУ (НПИ)/Сост.: В.О.Голубинцев, В.С.Любченко. науки и Минобразование РФ, Юж.-Рос.гос.политехн.ун-т (НПИ) имени М.И.Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ, 2014г.- 35с.

Пособие содержит методические материалы по философии науки для соискателей и аспирантов ЮРГПУ (НПИ), изучающих философию науки в рамках программы-минимум кандидатского экзамена по курсу «философия и История науки».

© Южно-Российский национальный

политехнический университет (НПИ) имени М.И.Платова, 2014

© Голубинцев В.О., Любченко В.С., 2014

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 4

Часть I. 5

ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО.. 5

МИНИМУМА ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ.. 5

Часть II. ФИЛОСОФСКИЕ Неприятности ОТРАСЛЕЙ НАУКИ.. 11

1. Философские неприятности техники и технических наук. 11

3. Философские неприятности математики. 17

4. Философские неприятности физики. 21

5. Философские неприятности химии. 24

6. Философские неприятности геологии. 27

7. Современные философские неприятности социально-гуманитарных наук (СГН) 29

ВВЕДЕНИЕ

Этап изучения неспециализированного курса философии, пройденный в студенческие годы (а после этого и при сдаче вступительного экзамена в аспирантуру), сменяется с началом обучения в аспирантуре изучением философии и истории науки. Последняя получила статус учебной дисциплины и, наровне с историей науки, вошла – с 2005/2006 учебного года – в список дисциплин, изучаемых соискателями и аспирантами.

В данном методическом пособии изложено содержание дисциплины, нужное для сдачи и изучения экзамена в количестве кандидатского минимума по философии науки.

Целый материал этого пособия разделен на две части: 1) перечень экзаменационных вопросов по дисциплине «Философия науки» (в любой экзаменационный билет включаются два вопроса из этого перечня); 2) программы по философским и методологическим вопросам конкретных научных направлений – научного, математического, естественнонаучного и социально-гуманитарного (из которых аспирант выбирает собственный третий вопрос в соответствии со своей профессией).

Пособие снабжено кроме этого перечнями литературы, ориентированными на любой раздел изучаемого курса.

В базу построения данного методического пособия положены программы-минимум по философским философии проблемам и курсам науки отраслей наук, созданные Университетом философии РАН с участием ведущих экспертов последовательности институтов страны и рекомендованные Министерством науки и образования РФ для работы с соискателями и аспирантами. При составлении данного пособия были использованы кроме этого учебно-методические разработки кафедры философии ЮРГПУ (НПИ).

Часть I.

ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ КАНДИДАТСКОГО

МИНИМУМА ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Введение. Предметная область философии науки.

1. Понятие науки, трудности выработки этого понятия. Главные нюансы бытия науки: наука как знание, как особенный вид деятельности, как социальный университет, как особенная сфера культуры.

2. Философия науки как направление философской мысли ХIХ-ХХвв. и как современная учебная дисциплина.

I. Главные концепции философии науки. Позитивистская традиция в философии науки, её исторические этапы.

3. Становление разных подходов в изучениях развития науки. Интернализм и экстернализм, главные изюминки этих подходов. Неприятность социокультурной детерминации научного знания.

4. Логико-эпистемологический подход к изучению науки. Позитивизм ХIХ века как философское направление. О.Конт и концепция «хорошей науки». Вклад Дж.Милля и Г.Спенсера в философию науки периода «первого позитивизма».

5. Философия науки периода «второго позитивизма». Эмпириокритицизм Э.Маха и Р.Авенариуса. А.Пуанкаре как философ и учёный науки. Конвенционализм Пуанкаре, его обоснование в рамках «второго позитивизма».

6. Неопозитивизм первой половины ХХ века как третий этап эволюции позитивистской философии науки. Логический вариант позитивизма («третий позитивизм»). Дж.Мур и Б.Рассел. Л. Витгенштейн и его «Логико-философский трактат». Венский кружок неопозитивистов.

7. Постпозитивизм второй половины ХХ века, его отличия от неопозитивизма. К.Поппер как родоначальник постпозитивистского этапа в философии науки. Критический рационализм К.Поппера. Неприятность демаркации науки. Фальсификация как альтернатива верификации. Связь социальной философии и эпистемологии в творчестве К.Поппера.

8. Имре Лакатос: логико-нормативная модель роста знания. Мысль борьбы научно-исследовательских программ. Структура исследовательской программы. Две стадии в развитии исследовательской программы: прогрессивная и вырожденческая (регрессивная).

9. Томас Кун: историко-эволюционистское направление в философии науки. Понятие научного сообщества. «научная революция» и Нормальная наука. Парадигма и её структура. Прогресс «обычной науки». Симптомы научной революции.

10. Майкл Полани: релятивность норм познавательной деятельности. Концепция личностного знания. Преодоление фальшивого идеала деперсонифицированного научного знания. Антропологические ориентации эпистемологии.

11. Пол в один раз: плюрализм в эпистемологии. Мысль теоретического реализма. Принцип пролиферации. Работа «Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания» и её релятивистская направленность.

Видео 01 2 Формирование философии науки и основные этапы ее развития


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: