И. о. дунаевский (1900-1955)

Уже практически четверть века люди на различных языках мира поют «Песню о Отчизне», музыка которой создана композитором Исааком Осиповичем Дунаевским, а слова — поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом. Эту песню пели алтайские колхозники и строители Магнитки, докеры и партизаны Китая Франции. Она воодушевляла советских бойцов в годы ВОВ. Эту песню поет во имя радостного будущего человечества негритянский певец Поль Робсон, покрывая своим могучим голосом злобный вой неприятелей мира.

Мелодия «Песни о Отчизне» ежедневно звенит хрустальными переливами колокольчиков в позывных столичного радио. И если бы кроме того она была единственным творением Дунаевского, то и тогда композитор заслужил бы всеобщую признательность. Но он создал еще довольно много превосходных произведений, весёлых, красочных, любимых миллионами советских людей. Ему в собственности пара оперетт, музыка к двадцати пяти фильмам и трем десяткам театральных постановок, довольно много эстрадных танцевальных пьес, примерно сто самых разнообразных песен — от патриотического гимна до радостного пионерского марша.

…История о том, как сын скромного банковского служащего из захолустного украинского города Лохвицы стал известным композитором, образовывает одну из увлекательнейших «музыкальных историй» современности. Еще в годы учения в харьковской гимназии юный Исаак Дунаевский самозабвенно полюбил музыку. Он обучался игре на скрипке, занимался теорией композиции, знакомился с музыкальной классикой. В домашних квартетах он вел партию первой скрипки. Потом Дунаевский писал собственному ветхому гимназическому преподавателю: «Имели возможность ли Вы тридцать пять лет назад думать, глядя на меня, что мелкий музыкант, поклонник Бетховена и Чайковского, Брамса и Бородина, сможет стать мастером легкого жанра?» Глубокое знакомство с важной музыкой — как вычислял сам Дунаевский — помогло ему удачно трудиться в области легкой музыки, создавать песни и радостные танцы.

Окончив Харьковскую консерваторию в самый разгар гражданской войны (1919), Дунаевский начал работать дирижёром и скрипачом в театральных оркестрах Харькова, а после этого Москвы. Театр был для молодого музыканта школой мастерства; уже в первых произведениях Дунаевского—музыке к комедийным пьесам «Тартюф», «Женитьба Фигаро», «Принцесса Турандот», «Слуга двух господ» — проявилось его обаятельный дар и блестящее остроумие мелодиста.

Всеобщая слава Дунаевского неразрывно связана с его музыкой к фильмам. В декабре 1934 г., в то время, когда в первый раз вышла на экран кинокомедия «Радостные парни», имя Дунаевского облетело всю страну. Молодежь с увлечением запела юношески-задорный «Марш радостных ребят» (на слова В. Лебедева-Кумача), сходу захвативший ее собственной звонкой жизнерадостностью:

Шагай вперед, комсомольское племя,
Шути и пой, чтобы ухмылки цвели,
Мы покоряем время и пространство
Мы — юные хозяева почвы.

Год спустя стахановцы пели эту песню на своем Всесоюзном заседании в парадном зале Громадного Кремлевского дворца. Скоро ее подхватила и передовая молодежь зарубежных государств.

Фильм «Радостные парни» открыл целую серию популярных советских кинокомедий с музыкой Дунаевского: «Три товарища» — с песне?! «Каховка», задушевным воспоминанием о гражданской войне; «Цирк» — с «Песней о Отчизне»; «Вратарь» — с широко известным «Спортивным маршем» («Ну-ка, солнце, бросче брызни»); «Яркий путь» — с «Маршем энтузиастов»; «Дети капитана Гранта» — с песенками о капитане и о радостном ветре; «Волга-Волга». Песни Дунаевского покоряли собственной искрящейся праздничностью, легкостью, изяществом мелодий, бодрящими, упругими ритмами. Слушатели принимали эти песни как живое, гениальное воплощение отечественной современности, кипучей и весёлой юности нашей страны.

В годы Отечественной войны Дунаевский довольно много ездил по стране, выступая в концертах вместе с руководимым им ансамблем песни Центрального дома железнодорожников. Он продолжал и в эти жёсткие годы создавать новые патриотические песни, такие, как «Мод Москва» («Дорогая моя столица»).

По окончании войны на экранах опять показались и радостные, и лирические фильмы с музыкой Дунаевского: «Весна» — «Весенний марш»; «Кубанские казаки» — песни «Ой, цветет калина»,

«Каким ты был». Многим полюбились новые лирические песни композитора — «Летите, голуби», «Пути-дороги», «Школьный вальс».

Дунаевский увлеченно трудился над созданием советской оперетты. В его остроумных, романтически немного поднятых музыкальных комедиях основное место кроме этого в собственности песне. Самый известны оперетты Дунаевского «Золотая равнина», «Свободный ветер», «Белая акация». Последняя оперетта, поставленная уже по окончании смерти композитора, говорит о черноморских моряках, участниках дальних китобойных экспедиций.

Дунаевский по праву вычислял себя певцом советской молодежи. Он обожал выступать перед школьниками и студентами, довольно часто приезжал в пионерские лагеря. Сохранились много писем композитора к его приятелям — юным любителям музыки. «Я вместе с вами восклицаю: «Какое счастье наслаждаться музыкой!» — писал Дунаевский в одном из собственных писем. — …Наполняясь красотой мастерства, я сам желаю быть лучше, чем я имеется… и желаю, дабы друзья и мои товарищи думали равно как и я, и дабы дружно мы трудились и жили для этого «лучше».

ISAAC DUNAYEVSKY (1900-1955) — SONGS


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: