В наше время семья — только один из университетов, не смотря на то, что и важнейший, социализации личности. В один момент существуют и другие, не меньше замечательные национальные и публичные университеты, оказывающие воспитательное действие на детей. Нужно оптимально скоординировать их упрочнения, дабы не допускать рассогласованности и негативных последствий в действиях.
При всех трансформациях, случившихся в жизни отечественного общества, повлекших нарушения воспитательных связей в совокупности школа-семья-общественность-производство, направляться максимально применять те маленькие возможности, каковые сохранились от разрушившейся совокупности. Во многих случаях бывшие Дома пионеров и школьников, детские и юношеские спортивные школы, станции юных юннатов и техников преобразованы в разные центры. Центр технического творчества, Центр художественного творчества и другие. Эти учреждения дополнительного образования в большинстве собственном подчиняются органам управления образования и все еще трудятся на гос бюджете, а следовательно,
остаются бесплатными и дешёвыми для визита детей. Они не только содействуют формированию личности детей, развивают их творческие свойства, оказывают помощь содержательно организовать досуг, но и оказывают помощь родителеям в домашнем воспитании, организуя для них лекции, семинары, совместные с детьми занятия по типу посиделки. Учреждения дополнительного образования, видя потребность в организации детей и содержательного общения родителей, создают кружки, студии, спортивные секции, в которых занимаются в один момент их родители и дети: кружки вязания, вышивания, выпиливания, изготовления мягкой игрушки, хорового и сольного пения, драматические и т.д.
Неоценимую помощь оказывают учреждения дополнительного образования в домашнем воспитании, организуя совместные с родителями визита детьми музеев, галерей , концертных комнат, театров. По окончании таких походов и совместных поездок проводится обсуждение виданного и слышанного. В обмен мнениями включаются впечатления, полученные в пути. В этих дискуссиях родители обучаются давать квалифицированную оценку произведениям мастерства, осознавать содержательную хорошую ее влияние и музыку на гармоничное развитие личности в отличие от разрушающего влияния так называемой попсы, оглушающей, бьющей по нервам, но любимой детьми…
Существенно видоизменили собственную работу школы и музыкальные школы изобразительного мастерства. Они часто территориально объединились с общеобразовательными школами и составили как бы единый комплекс художественнс-зстетического образования. На базе для того чтобы комплекса для родителей и детей проводятся концерты, выставки, музыкально-художественные вечера, читаются лекции о жизни и творчестве живописцев, композиторов, музыкантов-исполнителей.
Сейчас чаще приходится слышать о том, что ее культуры и возрождение России начнется в провинции. Великв роль районных и городских детских библиотек, музеев, театров-студий в духовном развитии школьников.
Детский музей, единственный в стране, находится в молодом городе Ноябрьске Тюменской облести. Сам город появился всего двадцеть лет назад, но сходу нашлись энтузиасты, каковые поразмыслили о детях, о детстве, чему и посвящены экспонаты музея. Для своих родителей данный музей стал школой домашнего воспитания, собственного культурного развития, без чего не имеет возможности состояться культурная семья, интеллигентные дети и интеллигентные родители как следствие домашнего воспитания, совместного духовного роста.
В городах и районах все чаще появляются местные театры-студии, в которых совместно игрвют родители и дети. Зрителями кроме этого делается вся семья. Репертуар театра, трактовка-игра самодеятельных актеров избранного сценария смогут стать большим подспорьем в домашнем воспитании детей.
Большая роль в домашнем воспитании школьников в собственности юношеским библиотекам и детским. Неспециализированная тенденция к понижению читательского интереса возможно преодолена общими усилиями библиотечных родителей и работников. Принципиально важно, чшобы родители не потеряли время, в то время, когда направляться
ребенка познакомить с библиотекой, ее содержанием и сотрудниками книг. Вместе с библиотечными работниками рекомендуется выяснить круг развивающего и занимательного чтения, дешёвого по возрасту, соответствующего запросам ребенка. Многие библиотеки практикуют обсуждение прочтённых книг, выполняют читательские конференции, встречи с писателями. Самый весьма интересно проходят музыкально-литературные вечера. Отлично, в случае, если их родители и дети станут постоянными их участниками и посетителями.
В условиях, в то время, когда практически прекратили собственную просветительскую и воспитательную деятельность такие публичные организации, как опорные пункты при ЖЭКах, районные комитеты ДОСААФ, Красного Креста, шефствующие и базисные фирмы, направляться применять любую, кроме того самую малую возможность, которая окажет помощь воспитанию детей в семье. К таковой возможности направляться отнести непрекращающуюся просветительно-разъяснительную деятельность работников ГИБДД. Они учат их родителей и детей выполнять правила надёжного дорожного перемещения, не создавать обстановок для дорожно-транспортных происшествий. Со своей стороны соблюдение правил дорожного перемещения воспитывает организованность, дисциплинированность, оказывает помощь вырабатывать правопослушную личность. Воспитательная работа с детьми обязывает и своих родителей выполнять правила дорожного перемещения, демонстрируя тем самым хороший пример для собственных детей. Данное направление в совокупности домашнего воспитания посредством работников ГИБДД призвано обеспечить здоровья детей и сохранение жизни, что есть одной из основных забот своих родителей.
Просветительно-оздоровительную работу ведут медицинские работники образовательных учреждений, взрослых поликлиник и детских. Воспользоваться их помощью по предупреждению инфекционных болезней (дифтерия, туберкулез), простудных (ОРЗ), наследственных (психологические расстройства, кожные болезни) — значит предохранить детей от многих заболеваний, сделать их жизнь здоровой, а следовательно, радостной, полноценной, нужной себе и вторым.
Не смотря на то, что спонсорство в стране начинается весьма необычно, а благотворительность все еще подчас звучит жалко, запрещено их исключать из совокупности домашнего воспитания. По-различному ‘1 проявляются благотворительность и спонсорство применитель-‘) но к воспитанию детей в семье: авторские концерты, бесплатный I вход на выставки, в театр и цирк, подарки и интересные экскурсии к праздникам, приобретение нужной обуви и одежды. На помощь и такую заботу семье в обеспечении материальных потребностей и духовных детей нужно отвечать эмоцией признательности, бережным отношением к взятому.
Сейчас очень многое в помощь домашнему воспитанию предпринимают отделы соцзащиты при местной администрации: бесплатные либо с льгот-
ной оплатой путевки в дома отдыха, санатории, летние лагери, единовременная материальная помощь и т.д.
Громадная надежда возлагается на попечительские рекомендации, каковые занимаются одновременно образовательными учреждениями и семьей, оказывая и вторым содержательную и материальную помощь. Но создание этих советов находится более в области теоретической, в области разработки, чем в практической деятельности образовательных учреждений.
Так, сложившаяся в прошлые годы совокупность взаимосвязанных общественных организаций и учреждений претерпевает большие трансформации. Приходящую ей на смену совокупность нельзя считать уже сформировавшейся. В этом сложность домашнего воспитания Сейчас, и школа остается советчиком родителей и наиглавнейшим помощником.
20.4. Педагогические лектории, родительские
собрания в помощь домашнему воспитанию
Осуждая неестественный школоцентризм, господствовавший долгое время в воспитании, нужно искать и обнаружить такую сферу деятельности школы, где ее влияние на детей проявлялось бы наиболее. Таковой сферой возможно признать взаимодействие и взаимосвязь с семьей при условии оптимально организованной работы школы в области педагогического просвещения своих родителей.
Классическая работа с родителями проводилась школой конкретно по месту жительства: в районе, в домоуправлении, в семье. Эта работа включала: формирование родительского актива; проведение родительских лекториев и собраний в школе и вне ее, по месту жительства и на производстве; создание микрокружков конкретно в зданиях; организацию совместных дел детей и родителей. Такая совместная деятельность включала природоохранительные мероприятия, художественно-эстетическое просвещение, спортивно-состязания и туристические походы. Все это разрешало более деятельно включать своих родителей в детские интересы, в детскую жизнь, наполняло содержанием домашнее воспитание. школы взаимодействия и Результативность семьи в воспитании детей в значительной степени зависит от самих своих родителей и от вторых взрослых участников семьи, за уровень культурности которых школа, очевидно, не имеет возможности нести ответственность. Но
знать, из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказывает на них влияние, каково это влияние (со знаком плюс либо минус), учителя и школа должны. Лишь тогда педагогический коллектив может верно строить собственные отношения с ребенком в школе, с его родителями и в один момент проводить работу по нейтрализации плохого влияния, отрицательного действия на ребенка.
Изучив уровень педагогической подготовленности своих родителей к домашнему воспитанию детей, школа сооружает собственную работу по их педагогическому просвещению. В недалеком прошлом такая работа проводилась конкретно на фирмах в так именуемые единые педагогические дни. Учителя, родительский актив, лекторы общества Знание выходили на фирмы, где в обеденный паузу просматривали лекции о домашнем воспитании, о психолого-физиологических изюминках детей, об учете их возрастных и личных изюминок и т.д.
Публичное бытие в большинстве случаев воздействует на сознание опосредованно, через окружающие человека и взаимодействующие с ним события, совокупность которых принято именовать социальной средой. Применительно к школьнику она включает такие сферы его деятельности, как учение, труд, социальные общности и отдых — школа, семья, спортивный коллектив, сверстники и т.д. На формирование социально активной личности воздействует любой из названных факторов. Принципиально важно, дабы семьи и влияние школы были самый действенны: системно целенаправ-лены и педагогически целесообразны. В наше время быстро сократились контакты с фирмами, т.к. происходит понижение уровня производства, многие предприятия временно закрываются, а рабочие приобретают долгие неоплаченные отпуска. По данной причине школа утрачивает возможность оказывать влияние на домашнее воспитание через трудовые производственные коллективы. Педагогическое просвещение все больше перемещается в область школьных родительских лекториев либо тематических родительских собраний.
самые эффективными сейчас становятся родительские собрания, каковые смогут проходить организационно в форме лектория. Успех проведения собраний-лекториев обеспечивается соблюдением таких условий: тематика их составляется по возможности нестандартная, завлекающая внимание, вызывающая интерес и
кроме того время от времени интригующая. К примеру: что необходимо знать родителям, в случае, если их ребенок отправился в первоначальный (четвертый, девятый, одиннадцатый и т.д.) класс. Так возможно назвать первое собрание, на котором должно состояться знакомство с первым преподавателем либо снова назначенным классным начальником. На такое собрание родители, в большинстве случаев, приходят, т.к. тема названа конкретно, она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и в случае, если эти ожидания оправдаются, то сходу снимается неприятность визита последующих собраний; заинтересованные родители придут на очередное собрание-лекцию.
направляться пояснить понятие нестандартная тематика родительских собраний. Каждая уникальная тематика со временем делается стандартной. Когда-то такие темы, как Нравственное воспитание детей в семье и другие также были нестандартными, актуальными и вызывали живой интерес своих родителей. Но со временем, с ростом образовательного уровня своих родителей от полной неграмотности либо начального образования до среднего и высшего, с расширением коммуникативных связей, каковые обеспечиваются теле- и радиопередачами, эта тематика для своих родителей прекратила быть занимательной, прекратила «их обогащать. События изменяющейся судьбе заставляют выходить на новые темы, каковые еще не освоены родителями, а время от времени не увидены и не осмыслены. Так, к примеру, приходится в лекторий включать такие темы, как Можете ли Вы обожать собственного ребенка?, Понимаете ли (осознаёте ли) Вы собственного ребенка?, Один сутки судьбы ребенка в семье, Праздничные дни в семье и домашний досуг, его организация, О пользе и вреде музыки в семье и др. На первом же родительском собрании тематику последующих встреч нужно заявить на долгий период, как минимум на учебный год. При таких условиях родители смогут заблаговременно представить, какой количество психолого-педагогических, социально-экономических, медико-экологических и других знаний они возьмут, какие конкретно вопросы возможно включить дополнительно по их просьбе, каких лекторов-специвлистов нужно послушать (учителя, директора школы либо его помощника, психолога, медика и т.д.).
Серьёзным условием успеха родительских собраний-лекториев есть определение четкого графика их проведения. Данный график на первом собрании сообщается родителям чтобы они заблаговременно имели возможность спланировать собственный служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами. В зависимости от режима работы и возможностей школы своих родителей эти встречи смогут проходить каждый месяц либо раз в четверть, в одинаковые дни семь дней и в одинаковые часы.
Но кроме того при заблаговременно заявленном времени тематических собраний-лекций кто-то из своих родителей не сможет прийти по суть болезни либо неожиданных служебных событий. И тогда весьма нужно для этих своих родителей продублировать лекцию, хотя бы в тезисном изложении. Так как учителя и сама школа заинтересованы в том, дабы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, что нужен для действенного домашнего воспитания.
Домашнее воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: мама и папа. Исходя из этого необходимо стремиться к тому, дабы названные тематические родительские собрания они посещали совместно, в один момент. Прослушанная совместно лекция непременно приведёт к обмену мнениями, быть может, дискуссионное обсуждение с согласием либо несогласием. В том случае, в то время, когда знания по домашнему воспитанию приобретает лишь один из своих родителей, присутствующий на лекции, второй не сможет проникнуться их важностью и значимостью, даже в том случае, если содержание лекции ему после этого перескажут дома. Обычно же и пересказа в семье не состоится из-за отсутствия времени либо интереса к такому пересказу.
Закон РФ Об образовании поставил на первое место такую двуединую задачу перед школой и семьёй, как развитие личности ребенка, укрепление и сохранение его физического и нравственного здоровья. Решать эту задачу направляться каждый день, ежечасно, ежеминутно. Исходя из этого крайне важно убедить своих родителей, что домашнее воспитание — это не нотации и морали, а целый образ мыслей и образ жизни своих родителей, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, общения и правил поведения. Вот по какой причине одной из первых тем родительского лектория будет тема Один сутки судьбы ребенка в семье, которая окажет помощь осознать родителям несложную истину: Ребенок обучается тому, что видит у себя в дому: родители пример тому. Конкретно жизнь в семье снабжает навыки здорового образа судьбы, организации разумного досуга, добросовестного труда, умелого расходования честно заработанных денег.
В случае, если вместе с родителями проследить один сутки судьбы ребенка в семье, то начать его необходимо с пробуждения. Во многих семьях оно проходит по будильнику. Вот тут и последует первая педаго-
гически целесообразная и медицински обоснованная совет: исключить будильник из ежедневного пользования. Как утверждают ученые, любой звонок будильника — это определенный стресс для организма. Для чего же осознанно создавать для себя стрессовые обстановки? А как же быть, дабы не проспать? Тут начинает действовать обыденная логика: в большинстве случаев, мы каждый день поднимаемся в одинаковые часы, т.е. живем по постоянному режиму. Следовательно, пускай делают собственные функции биологические часы, пускай организм привыкает сам просыпаться в одно да и то же время. Но таковое допустимо только в том случае, если человек выспался, а выспится он при условии нужного количества часов, отведенного на сон. Другими словами, дабы утром легко проснуться по биологическим часам, необходимо вечером одновременно с лечь дремать. Это одновременно с для каждого будет сугубо лично, потому что, как свидетельствуют эксперты, каждому человеку для ночного отдыха нужна собственная длительность сна, сугубо личная. Коснувшись лишь начала дня, пробуждения, направляться раскрыть родителям последовательность взаимосвязанных неприятностей: организованность, рациональная организация судьбы, знания баз медицины. Конкретно медики утверждают, что недосыпание ведет к нежелательными химическим трансформациям в организме. У детей эти трансформации проявляются снаружи в вялости, сонливости, раздражительности, плаксивости, в памяти и ослаблении внимания, в замедленной реакции. Меньше, на уроке в школе ребенок, выучив домашние задания на пять, ответит лишь на четыре, будет не хорошо осваивать новый материал, неадекватно реагировать на поведение одноклассников и замечания учителя. Это наглядное проявление больного состояния невыспавшегося ребенка. Но нарушение химических процессов имеет более глубокие последствия: неизменно невысыпающийся ребенок растет более ослабленным, он чаще болеет. Вот какое количество направляться выдать информации родителям лишь в связи с тем, как и в то время, когда они и их дети просыпаются, как и в то время, когда ложатся дремать. Это вопросы не столько педагогические, сколько медицинские. Исходя из этого своих родителей направляться предотвратить, что мочь воспитывать собственных детей, мочь организовывать один сутки судьбы ребенка в семье — это обладать, следовательно, знаниями по базам медицины, гигиены, психологии, педагогики. На вторых примерах одного дня судьбы ребенка в семье возможно показать необходимость владения знаниями по базам этики и эстетики, социологии, экономики и т.д. По сути, родителям нужно для действенного воспитания детей в семье владеть всеми знаниями, которыми обладает педагогический работник, окончивший вуз, не считая методики и теории преподаваемого им предмета.
Итак, первая мотивированная совет по организации воспитания ребенка в семье — исключить из повседневной судьбы будильник. Он вреден как детям, так и взрослым. Вторая совет связана с тем, кто первый в семье поднимается. На данный вопрос дети, в большинстве случаев, отвечают: Мама, время от времени Бабушка. Для нравственного здоровья de-
SOS
тей в семье, для обеспечения ее жизнедеятельности поочередно должны подниматься томима, то отец.
Такая традиция будет наглядно демонстрировать детям, что отец обожает маму и бережет ее. Наступает время будить детей. Необходимо порекомендовать родителям отыскать в памяти все нежные слова, каковые они когда-то говорили своим мелким детям: солнышко, деточка, рыбка и т.д. К нежным словам непременно необходимо добавить поцелуй. От того, как родители разбудят ребенка и с каким настроением он проснется, зависит его психотерапевтический настрой на целый сутки. А сутки данный возможно ярким, весёлым, успешным либо хмурым, тяжелым, невезучим. Не осознавая сам по какой причине, ребенок придет в школу раздражительным, задиристым, нагрубит учителям и одноклассникам. Все же дело в том, что его грубо разбудили, обругав за то, что день назад поздно лег, т.к. продолжительно наблюдал телевизор. Словно бы в этом лишь его вина: так как очередной фильм из многосериала наблюдала вся семья, и вся семья легла поздно. Потом, что входит в заботу своих родителей, — утренняя гигиена детей: умыться, почистить зубы. Как довольно часто дети из так называемых успешных семей приходят в школу неумытыми!
Весьма ответствен для здоровья детей утренний ланч. Время от времени кроме того взрослые с легкостью о себе говорят: Сейчас позавтракать опоздала. В народе раньше зкали, что натощак выходить из дома вредно. Современным родителям возможно растолковать с опорой на медицину и физиологию, что по окончании подъема утром начинают функционировать все органы, в т.ч. поджелудочная железа выделяет сок. В случае, если же данный сок поступает в безлюдный желудок, он злит стены желудка, вызывая либо провоцируя разные желудочные болезни. Дети непременно должны перед выходом в школу позавтракать. Но имеется еще одно условие: по окончании завтрака возможно выйти на улицу лишь через десять мин., дабы не остудить горло, разгоряченное на протяжении приема пищи. В противном случае нельзя исключать те ангины, ОРЗ и другие простудные болезни, которыми так довольно часто страдают дети. И снова приходится констатировать, что в образе судьбы семьи заложено и обеспечивается физическое и нравственное здоровье детей.
Родителям необходимо проконтролировать себя, а следовательно, и детей, как прощаются члены семьи, уходя в школу и на работу. Часто о том, что кто-то ушел, мож-
но додуматься по захлопнувшейся двери. Нужно ввести в традицию каждой семьи слова до свидания, я ухожу, всего хорошего, счастливо оставаться и т.д. Помимо этого, желателен прощальный поцелуй. Так как расстаются родные люди на весь день. По большому счету отмечено, что поцелуй — явление физиологическое, содействующее созданию хороших чувств. Поцелуй принципиально важно вернуть в семью. Это станет выражением любви, уважения, привязанности на всегда. Тогда не придется старым родителям сетовать на собственных детей, что сын либо дочь не обожают их, кроме того не поцелуют.
В случае, если у своих родителей имеется хотя бы маленькая возможность выйти из дома с ребенком и дойти до школы вместе с ним, такую возможность упускать запрещено ни за что. Совместная дорога — это общение, разговор по душам, ненавязчивые рекомендации, родительские оценки поведения собственного его друзей и ребёнка. К примеру, по какой причине к сыну обращаются не по имени Сережа, а по кличке Серый?
Родителям необходимо обучиться встречать детей по окончании уроков либо по окончании собственной работы. Не следует первым задавать вопрос: Какие конкретно оценки взял? Ученые отмечают, что в значительной мере детская неправда появляется из страха наказания либо нежелания огорчать своих родителей не теми оценками, каковые они ожидают. Это не только двойки, но и четверки, вместо ожидаемых пятерок. Лучше задать более нейтральные вопросы, на каковые ребенок может ответить избирательно, вариативно: Как дела в школе?, Чем сейчас занимались?, Что было занимательного в школе? Весьма емкий вопрос: Довольны ли тобой учителя? Он включает все: как ты себя вел, как отвечал уроки, прилежно ли обучался. Этот вопрос предполагает умение ребенка общаться со взрослыми, быть к ним и почтительным и уважительным, т.е. быть вежливым и культурным, снисходительным и великодушным, в случае, если кроме того преподаватель не сумел по заслугам оценить знания либо был слишком мало честен, поскольку у него не хватило времени вникнуть в подробности.
В вечерние часы полезно приобщить детей к домашнему труду. Но самое основное — уложить ребенка одновременно с дремать, дабы утром он проснулся сам выспавшимся и бодрым. на данный момент нет строгих установок, во какое количество и с какого возраста необходимо детей укладывать дремать. Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо лично. До тех пор пока-
затель один — дабы ребенок выспался и проснулся сам либо легко проснулся, в то время, когда его будят родители. Организация вечерних часов оказывается тяжёлой для самих своих родителей, т.к. отключить телевизор и создать в квартире тем самым условия для отдыха детей оказывается более родительских сил. Приходится снова для них повторять, что недосыпание ведет к нарушению химических процессов в организме, а в следствии — к постоянным болезням и общей ослабленности. Ребенок делается таким, о котором говорят: К нему все болячки пристают. Нечайно появляются вопросы к родителям: Так кого же вы любите: ребенка либо себя?, Можете ли вы обожать собственного ребенка? Кстати, эти вопросы смогут стать темами последующих родительских собраний. А сутки ребенка в семье обязан закончиться снова нежными словами, пожеланием и поцелуем ему хорошего сна.
Так на примере одного дня родителям возможно продемонстрировать, что домашнее воспитание не требует нотаций и чтения моралей. Необходимо верно организовать жизнь всей семьи, создать условия для общения, исключить из общения окрик, неотёсанные интонации, попытаться создать в семье воздух эйфории, взаимного уважения и любви. Ребенок обязан ощущать, что он любим, что любовь своих родителей к нему и его к родителям имеет определенные проявления: желание оказать помощь, уменьшить работу, создать хорошее настроение, не огорчать. На примере одного дня судьбы ребенка в семье возможно проследить, что при верном образе судьбы в семье обеспечивается в комплексе физическое и нравственное воспитание, расширяется эмоциональная сфера, создается устойчивое психологическое состояние.
задания и Вопросы для самоконтроля
1. Выясните концептуальные базы домашнего воспитания: функции и признаки семьи.
2. В чем состоит цель и каковы задачи домашнего воспитания?
3. Задумались ли Вы над сложностью педагогической профессии родитель? Что нужно знать, чему обучиться, дабы ею овладеть?
4. Каковы правовые базы домашнего воспитания?
5. Как осуществляется связь школы, семьи, общества по воспитанию детей во время отказа от школоцентризма в формировании личности?
6. Каким должно быть сотрудничество семьи, общества и школы для становления личности и полноценного развития ре-
бенка? Выясните собственную педагогическую роль в ответе данной глобальной задачи.
7. Типология современной семьи.
8. формы и Содержание оказания помощи родителям по домашнему’ воспитанию в ходе их педагогического просвещения.
Литература для независимой работы
1. Конституция РФ. М., 1993.
2. Закон РФ Об образовании. М. 1992, 1996.
3. Домашний Кодекс Российской Федерации. М., 1995.
4. Конвенция о правах ребенка. М., 1989.
5. Азаров Ю.П. Мастерство воспитывать. М., 1985.
6. Гребенников И.В. семья и Школа. М., 1985.
7. Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к супружеской жизни: Тесты, опросники, ролевые игры. М., 1991.
8. Лесгафт П. Ф. Домашнее его значение и воспитание ребёнка. М., 1991.
9. Мир детства: дошкольник. М., 1979.
10. Мир детства: младший школьник. М., 1981.
11. Мир детства: ребёнок. М., 1990.
12. Максимов В.В. Домашняя книга. Спб, 1996.
13. Базы педагогического мастерства/Под ред. И.А.Зя-зюна. М., 1989.
14. Психолого-педагогические знания родителям обучающихся общеобразовательных школ. Л., 1985.
15. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.
16. Соколова В.Н. дети и Отцы в изменяющемся мире. Книга для родителей и учителей. М., 1991.
П.Шнекендорф З.К Путеводитель по конвенции о правах ребенка. М., 1997.
Дополнительная литература:
1. Азаров Ю.П. свободы педагогика: и Семейная Педагогика любви. М., 1993.
2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 1988.
3. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1989.
4. Мудрость воспитания. Книга для своих родителей. М., 1989.
5. Русский педагогическая энциклопедия. М., 1993.
6. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в наше время. М., 1989.
7. Фромм А. Азбука для своих родителей. Л., 1991.
РАЗДЕЛ IV БАЗЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ
Глава 21
Черта НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
О ШКОЛЕ