Имеется произведения искусства, каковые как бы сопровождают человека всю его жизнь. С детских лет мы не забываем Лермонтова и стихи Пушкина, любим, как отлично привычных и родных людей, храбрецов произведений Тургенева и Толстого. Картины превосходного русского живописца Ильи Ефимовича Репина неразрывно сливаются с нашим понятием об историческом прошлом страны, ее народе и героях, становясь неотъемлемым элементом отечественного мировоззрения.
И. Е. Репин появился 24 июля 1844 г. в мелком городе Чугуеве, недалеко от Харькова, в семье армейского поселенца. Мелкого Репина от его сверстников, бедных Чугуевских ребятишек, отличала только рано проснувшаяся страсть к рисованию.
Видя непреодолимое рвение сына, родители отдали его обучаться к местным художникам. Но заветнейшая мечта парня — получать образование Петербургской академии художеств, стать настоящим живописцем — осуществилась еще весьма нескоро.
Лишь сделав большой заказ — роспись одной из церквей в окрестностях Чугуева, Репин получил хватает денег на поездку. 1 ноября 1863 г. он стоял на набережной Невы.
Через год, по окончании усиленных занятий в Рисовальной школе, Репин был принят в академию. В Рисовальной школе случилась первая встреча Репина с И. Н. Крамским. Известный живописец, публичный деятель, глава передвижников, Крамской сильно повлиял на формирование передовых реалистического мастерства и идеалов молодого живописца.
За годы учебы в академии Репин пишет первые собственные уникальные полотна, сразу же принесшие ему широкую популярность, и среди них картину «Бурлаки на Волге». Она создавалась Репиным под сильным впечатлением замеченной им сцены. Живописец не только продемонстрировал всю тяжесть подневольного труда бурлацкой артели, но сумел глубоко и многогранно раскрыть темперамент каждого бурлака, донести до зрителя могучую духовную силу, поддерживающую этих измученных людей. О картине восторженно отзывались известный художественный и музыкальный критик В. В. Стасов, автор Ф. М. Достоевский, «Бурлаков» определили и полюбили самые широкие круги зрителей тогдашней России.
«Бурлаки на Волге» — первая картина Репина на тему народной судьбе, жизни крестьянства в РФ второй половины XIX в., на тему, которая стала для него самой ответственной.
Все размышления и наблюдения живописца о современной ему действительности воплощены в картине «Крестный движение в Курской губернии».
…По пыльной широкой дороге под броскими лучами летнего солнца движется огромная масса людей — церковные певчие, бедные странники, местная «знать» во главе с помещицей. Над головами плывут многоцветные хоругви, в первых рядах пара богатых мужиков принципиально важно и чинно несут сверкающую позолотой мелкую выносную часовню.
В «Крестном ходе» Репин продемонстрировал широкую панораму судьбы современной ему русской деревни, правдиво изобразил жалкое прозябание и нищету деревенской бедноты, грубость и наглость милицейских, спесивую важность богатеев.
80-е годы—время наивысшего расцвета репинского таланта. Конкретно в это десятилетие живописец создал самые большие многочисленные портреты и свои картины.
Среди позировавших живописцу — его родные, крестьяне из Чугуева, известные писатели, живописцы, артисты, музыканты.
Цель Репина-портретиста ни при каких обстоятельствах не сводилась лишь к передаче внешнего сходства. Лучшие из его портретов как будто бы раскрывают настоящую биографию человека.
Строгая величавость позы, добропорядочное сочетание серого и тёмного цвета отличают портрет Л. Н. Толстого; с необычной мягкостью, как-то весьма нежно написаны ласковые оттенки смуглого лица, розового платьица, белой подушки в портрете маленькой Нади — дочери живописца; ужасный, страстный темперамент актрисы П. А. Стрепетовой выражен в ее взоре, в нервной линии рисунка, в сочетании темнокрасного чёрной одежды и фона.
Репин был настоящим сыном собственной эры, он чутко улавливал пульс времени, быстро откликался на мысли, чаяния, надежды и чувства собственного народа. Творческой личности живописца-демократа было свойственно броское чувство современности, в особенности остро проявившееся в целой серии картин о храбрецах революционной борьбы.
самоё драматическое, художественно ясное произведение Репина из данной серии — «Отказ от исповеди».
В чёрной сырой камере на тюремной койке сидит арестант. Наступила последняя ночь в его жизни. Наутро — казнь. В камеру вошел священник, дабы исповедать осуждённого, вынудить его раскаяться. Но революционер безмолвно отвечает священнику взором, в котором возможно прочесть только презрение к служителю церкви, освящающей убийство, и гордую уверенность в собственной правоте.
Эта картина была задумана Репиным по окончании того, как он прочел вместе с В. В. Стасовым стих поэта Минского «Исповедь», напечатанное в издании «Народная воля». «Я не забываю, — писал Репину Стасов, заметив картину, — как мы с Вами совместно, лет дюжина тому назад, просматривали «Исповедь» и как мы метались, как будто бы ужаленные и чуть не смертельно пораненные. Ну, вот у для того чтобы лишь эмоции и бывают такие художественные всходы позже… Какой взор, какая глубина у Вашего осужденного!!»
Живое дыхание современности ощущается и в исторических полотнах Репина.
самая знаменитая из них картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» навеяна ожесточённым террором, казнями революционеров по окончании убийства 1 марта 1881 г. царя Александра II.
…Пустынная царская палата с узеньким оконцем на дальней стенке, опрокинутое на пол кресло, потемневшие пятна крови на ковре. Ужасное, обезображенное кошмаром свершившегося лицо Ивана Грозного, прижимающего к себе царевича, создаёт незабываемое чувство.
В картине выражен страстный протест против жестокости, против жестокости всякого убийства, против смертных решений суда, установленных самодержавием для революционеров.
Правящие круги царской России были обеспокоены невиданным успехом произведения. На некое время картину убрали с выставки, запретили показывать публике.
Репинская картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — это гимн храбрым, сильным, свободным людям, это прославление весёлого радости, мужества и доблести народа.
В 1901 — 1903 гг. живописец трудился над грандиозным полотном «Праздничное совещание Госсовета 7 мая 1901 года». В картине, и особенно в прекрасных этюдах к ней, Репин ярко и остро, с превосходным мастерством охарактеризовал бездушие, бюрократизм и косность царских сановников.
Работа над огромным полотном подточила силы живописца. Отказалась помогать кисть правой руки, ослабло зрение. Но живописец продолжал неустанно трудиться. «Иногда мне казалось, — пишет К. И. Чуковский, отлично знавший в те годы Репина, — что не только старость, но и самую смерть он побеждает собственной страстью к мастерству».
Последние годы судьбы Репин совершил на станции Куоккала под Петербургом, на даче «Пенаты».
События первой мировой, а после этого Октябрьской революции отрезали Репина от Советской республики. «Пенаты» были на территории Финляндии. Ветхий, больной живописец так и не смог возвратиться на родину, не смотря на то, что не прекращал жадно интересоваться событиями в РФ.
30 сентября 1930 г. 86 лет от роду Репин скончался.
Довольно много времени прошло с того времени, в то время, когда были написаны превосходные картины Репина. Но любой раз, проходя по залам музеев, визитёры опять и опять вспоминают над судьбами храбрецов его картин, восхищаются совершенством репинской живописи.