Хронометр — правильные переносные часы, используемые при астрономических наблюдениях, в экспедиционных условиях, и при ответе навигационных задач.
Необходимость в переносных устройствах правильного времени появилась в XVI—XVII вв. в связи с развитием мореплавания.
Первые морские хронометры показались в середине уверенный в. В хронометрах маятник, стабильность колебаний которого в условиях морской качки нарушалась, был заменен балансовым регулятором. Балансовый регулятор представляет собой маленькое маховое колесико, снабженное собственной спиральной пружиной, совершающее периодические колебания относительно среднего положения. Эти колебания поддерживаются анкерным устройством, которое приводится в перемещение главной пружиной.
Чтобы период колебаний баланса не зависел от трансформаций температуры, его снабжают особым биметаллическим регулятором. Обод баланса делается разрезным, а любая из дуг спаивается из полос двух разных металлов, владеющих разными коэффициентами теплового расширения.
При увеличении температуры протяженность пружины баланса возрастает и период его колебаний возрастает. Но эти нежелательные отклонения компенсируются одновременным трансформацией длины биметаллических дуг обода баланса.
Благодаря применению компенсирующих устройств точность хода современных хронометров мало зависит от температуры и образовывает от нескольких секунд до долей секунд за день. Такими хронометрами пользуются летчики, моряки, машинисты, другие специалисты и инженеры, работа которых связана с необходимостью правильного измерения времени.
В 70-х гг. XX в. благодаря формированию электронной техники широкое распространение взяли электронные хронометры с кварцевыми стабилизаторами частоты (см. Кварцевые часы). Такие хронометры приводятся в воздействие электричеством от миниатюрного гальванического элемента. Время в электронных хронометрах отмечается не стрелками, а цифрами на особом табло.