В этом возрасте перестраиваются вся психологическая его отношение и жизнь ребёнка к окружающему миру. Сущность данной перестройки содержится в том, что в дошкольном возрасте появляется внутренняя регуляция поведения. И в случае, если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым либо принимаемой обстановкой, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О. 2003).
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста формирует предпосылки для новой социальной обстановке развития.
Л. С. Выготский (2006) выделяет, что социальная обстановка «определяет целиком и полностью тот путь и те формы, следуя по которому ребенок получает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из главного источника развития, тот путь, по которому социальное делается личным».
В соответствии с Д. Б. Эльконину (Эльконин Д. Б. 1998), дошкольный возраст вращается около собственного центра, около взрослого человека, его его задач и функций. Взрослый тут выступает в обобщенной форме, как носитель публичных функций в совокупности публичных взаимоотношений (взрослый – отец, врач, водитель и т.п.). Несоответствие данной социальной ситуации развития создатель видит в том, что ребенок имеется член общества, вне общества он жить не имеет возможности, главная его потребность жить вместе с окружающими людьми.
В ходе развития взаимоотношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: развитие и возникновение соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.
Главными новообразованиями дошкольного возраста являются:
1. Происхождение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пробует привести в порядок, заметить закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир.
Ж. Пиаже продемонстрировал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, среди них и явления природы – итог деятельности людей.
Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, сооружает мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин подмечает парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и большим уровнем познавательных потребностей.
2. Происхождение первичных этических инстанций и на их базе – моральных оценок, каковые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к вторым людям.
3. Появляются новые мотивы действий и поступков, публичные по собственному содержанию, которые связаны с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в разные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе яркие жажды ребенка.
В этом возрасте уже возможно замечать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление ярких жажд определяется не только ожиданием приза либо наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Именно поэтому формируются такие качества личности, как умение и настойчивость преодолевать трудности; появляется кроме этого чувство долга по отношению к вторым людям.
4. Отмечается новое и произвольное поведение отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным понятием (Обухова Л. Ф. 1999).
Д. Б. Эльконин отмечал (1998), что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сперва существует в конкретной наглядной форме, но после этого он делается все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, либо нормы. На базе формирования произвольного поведения у ребенка появляется рвение руководить собой и собственными поступками. Овладение умением руководить собой, поступками и своим поведением выделяется как особенная задача.
5. Происхождение личного сознания – происхождение сознания собственного ограниченного места в совокупности взаимоотношений со взрослыми. Рвение к осуществлению публично значимой и публично оцениваемой деятельности. У дошкольника появляется осознание возможностей собственных действий, он начинает осознавать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, довольно часто имеют в виду осознание собственных личных качеств (хороший, хороший, не добрый и т.п.). «В этом случае, — подчеркивает Л. Ф. Обухова, — речь заходит об осознании собственного места в совокупности публичных взаимоотношений. Три года – снаружи «Я сам», шесть лет – личное самосознание. И тут внешнее преобразовывается во внутреннее» (Обухова Л. Ф. 1999).
И с учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психологическая его отношение и жизнь ребёнка к окружающему миру, то нельзя исключать Психологическое развитие детей при переходе от дошкольного к школьному возрасту
Традиционно в отечественной психологии, ребенок, достигший 7-летнего возраста, считался младшим школьником. Исходя из периодизации психологического развития Д.Б.Эльконина у ребенка 7 лет, организованы все психотерапевтические новообразования характерные младшему школьному возрасту (утрата непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, которые связаны с оценкой, определенный уровень самоконтоля и т.д.). Наряду с этим отмечается, что переход от одного психотерапевтического возраста к второму знаменуется трансформацией ведущего типа деятельности, к примеру, в дошкольном возрасте – это сюжетно-ролевая игра, а в младшем школьном – это систематическое учение. Обсуждая проблему готовности к школьному обучению, Д.Б.Эльконин, на первое место ставил сформированность психотерапевтических предпосылок овладения учебной деятельностью, к каким относил: умение ребенка сознательно подчинять собственные действия правилу, обобщенно определяющему метод действия; умение ориентироваться на совокупность правил в работе; умение слушать и делать инструкции взрослого; умение трудиться по примеру. Согласно точки зрения автора, эти предпосылки формируются в рамках дошкольных видов деятельности, среди которых особенное место занимает игра.и психотерапевтические неприятности, появляющиеся в это время.