Что такое графика? Это изображение, полученное на бумаге либо картоне при помощи карандаша, акварельной кисточки либо печатной автомобили. Рисунок, акварель, иллюстрация к книжке, картина, висящая на стене, — все это графика.
Живописцы относительно редко пользуются цветными карандашами. Чаще они рисуют углем, тушью, несложным карандашом, многоцветными мелками, каковые именуются пастелью. Черно-белый либо подкрашенный рисунок владеет громадной красотой, и картинки известных мастеров довольно часто ценятся не меньше их картин, написанных маслом.
Картина — значительно более сложный вид графики, чем рисунок. Существует множество разных разновидностей картины. Главные — это картина на линолеуме и дереве, офорт, литография. Гравирование по дереву — весьма непростая и усердная работа, требующая внимания и большой усидчивости.
Перед тем как приступить к гравированию, бережно отпиленную, отполированную и отлично просушенную дощечку покрывают узким слоем белой краски. После этого по высохшей краске несложным карандашом наносят рисунок. Без этого рисовать по чёрной дощечке тяжело, а резать без рисунка — еще тяжелее. Вырезают рисунок на досках особыми инструментами, каковые именуются штихелями.
После этого мастер берет в руки штихель и начинает гравировать. Он оставляет линии рисунка нетронутыми и удаляет штихелем те места, каковые на бумаге должны оказаться безлюдными. В то время, когда все свободные от линий и штрихов места «выбраны» и остались лишь штрихи в виде узких перегородок, — доска готова для печати. Картину печатают при помощи печатной автомобили, напоминающей огромные щипцы для раскалывания орехов.
Для отпечатывания картины пользуются такой же типографской краской, какой печатаются книги, издания, газеты.
Краску «накатывают» на гравированную древесную дощечку каучуковым валиком. Совершат этим валиком по каменной плите с краской, позже по дощечке — и без того пара раз.
Бумагу для печатания картин намерено мочат, поскольку сухая бумага прилипает к дощечке с краской. Сырую, либо, как говорят, «волглую», бумагу кладут на ровную чугунную плиту печатного пресса. Сверху на нее опрокидывают дощечку вырезанной стороной, промазанной краской. Нажимают рычаг, и сверху спускается вторая чугунная плита и очень сильно придавливает дощечку к бумаге. На бумаге получается оттиск. Так с одной древесной доски возможно напечатать довольно много оттисков. Действительно, изображение получается зеркальное. Но для рисунка это не имеет значения.
Картина на линолеуме делается совершенно верно так же, но вместо дерева употребляют линолеум.
Имеется еще один метод гравирования — офорт, картина на цинке. Цинк, но, не режут штихелем. Офортисты применяют свойство цинка бурно реагировать с кислотами. В случае, если положить кусочек цинка в банку с соляной кислотой, то через некое время от него ничего не останется: цинк растворится в кислоте.
Для офорта берут ровную цинковую доску и покрывают ее слоем непроницаемого для кислоты лака. По этому лаку особой, офортной иглой процарапывают рисунок так, дабы в тех местах, где прошла игла, с цинка сошел лак. Сейчас остается лишь на 60 секунд положить цинковую доску в ванночку с соляной кислотой. Попадая на цинк в тех местах, где лак процарапан, кислота проедает в доске желобки в соответствии с нанесенным иглой рисунком. Затем лак смывают с доски спиртом. Офорт готов. Печатается офорт приблизительно равно как и картина на дереве. С той лишь отличием, что в том месте на бумаге отпечатывалась краска, приставшая к выпуклостям доски, а тут, напротив, краска, застрявшая в желобках. Данный метод картины именуется глубокой печатью.
Офортом занимались многие узнаваемые живописцы. Превосходным офортистом был великий график и голландский живописец Рембрандт.
Литография во многом отличается и от фактически картины, и от офорта, а материалом для литографии помогает не металл и не дерево, а особый литографский камень — род весьма плотного известняка.
На особенным образом отшлифованном литографском камне (в большинстве случаев он практически белый) рисуют, как на бумаге, жирными тёмными карандашами. Жирные карандашные следы и ходе травления мешают кислоте реагировать с камнем. В тех же местах, где камень остался незачерненным, в следствии сотрудничества с кислотой он делается пористым и, как губка, впитывает воду. В то время, когда на литографский камень наносят краску, она пристает к нему в жирных местах, а к пропитанным водой участкам — нет. Эти участки оставляют бумагу неокрашенной.
Литография печатается равно как и офорт, и фактически картина.
В литографии возможно пользоваться и пером, и кистью, и карандашом, возможно соскребать и переделывать одну из частей рисунка, получая большей ясности.
Великим мастером литографии был французский живописец Оноре Домье, живший в XIX в.
Сатирические картинки, в которых Домье высмеивал короля, чиновников и буржуазию, печатались литографским методом. Вы, быть может, видели хорошие картинки живописца Е. А. Кибрика к повести Ромена Роллана «Кола Брюньон» — они выполнены в литографской технике.
Графика занимает важное место в отечественной повседневной жизни. скульптуры и Картины помещены на выставках и в музеях, а произведения графического мастерства видятся нам везде. Иллюстрации в журналах и книгах, плакаты на стенах домов, этикетки на пищевых продуктах — все это создано живописцами-графиками.
У нас в советской стране уважают и ценят мастерство графики. Так как мы издаем множество журналов и книг, печатаем много тысяч плакатов, производим разнообразнейшие товары, требующие прекрасных этикеток и сделанных со вкусом надписей.
Настоящим живописцем-графиком может стать лишь тот, кто отлично рисует к тому же владеет настойчивостью и трудолюбием.