С буквами Я, Е, Ю, Е, И дети знакомятся по окончании отработки в игровой форме мягких и жёстких согласных звуков, и их дифференциации на слух и в произношении. После этого они определят, что пять гласных в первом ряду ставятся по окончании жёстких согласных, а пять гласных во втором — по окончании мягких согласных. Я — стоя перед детьми, изобразить букву Я: поставить правую руку в бок, а правую ногу — в сторону — окажется буква Я. «Изобразим дружно» (дети делают то же самое).
-Кто так сделал? — Я…Я…
-Правильно, это буква Я.
Ё — ёлка, точки над буквой — как игрушки на новогодней ёлке; это буква Ё. В начале слова ёлка также буква Ё.
Ю — юла, у юлы громадной животик, как и у буквы Ю, и начинается слово юла с буквы Ю.
Е — ем что-то вкусное, нижняя челюсть опущена, виден во рту язык; в слове ем первая буква — Е.
И — с данной буквой знакомились раньше.
Игры со всеми гласными буквами
Обозначь мягкость».
Я буду именовать буквы, стоящие по окончании жёстких согласных, а вы — по окончании мягких: А—Я, У—Ю, О—Ё, Э—Е, Ы—И.
Назови парный звук».
Я назову букву, а вы — её несколько: О—Ё, Я—А, Е—Э, У— Ю, И—Ы, Ё—О и др.
Додумайся и назови несколько».
По немой артикуляции губ дети догадываются и произносят пары гласных: губы овалом — О, Ё; в ухмылке — Ы, И. Находят буквы на наборном полотне.
Назови слог с парным звуком».
а) МА-МЯ; ТО-ТЁ, ПЫ-ПИ и т. д.;
б) чередование слогов с мягкими и жёсткими согласными нарушается: СА-СЯ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СЫ-СИ, СЕ-СЭ.
Что напишем?»
Я назову слог, а вы — звуки. Отыщите соответствующие буквы:
MA — М, А (ребёнок находит буквы, все просматривают);
МЯ — М, Я (пишут и просматривают).
-Почему написали букву Я?
В силу того, что согласный звук в слоге МЯ произносится мягко — Мь, а мягкость обозначает буква Я.
Что окажется?»
-Я назову две буквы, а ты — слог: Л, А — Л А; Л, Я — др и Ля.
Выводы:
а) в случае, если согласные звуки произносятся мягко, то по окончании них пишутся гласные буквы Я, Ё, Ю, Е, И;
б) в случае, если же при чтении эти буквы стоят по окончании согласных, то последние читаются мягко;
в) по окончании жёстких согласных ставятся буквы первого ряда (гласные А, О, У, Э, Ы ), мы слышим жёсткие звуки и произносим их так же.
Прочти верно».
Берётся каждая согласная буква на наборном полотне и подставляется попеременно к гласным первого и второго последовательностей, а дети просматривают: ЗА — ЗЯ, ЗО — ЗЁ, ЗУ — ЗЮ, ЗЭ — ЗЕ, ЗЫ — ЗИ.
Буквы возможно подставлять, не выполняя порядка.
Подставь и прочти».
Игра подобна предыдущей, но сейчас всё делает ребёнок.
Напиши слог».
Вызываются двое детей, один пишет слог с жёстким согласным, второй — с парным мягким.
Просматривай верно».
Детям показывают подготовленные из печатных букв слоги, а они просматривают.
Какую букву напишешь?»
Я назову слово, а вы — букву: воз — О, вёз— Ё, последовательность — Я, рад — А, лоб — О, клюв — Ю и т. д.
Замени букву».
Ребёнок образовывает из букв слово, к примеру лук, позже заменяет гласную букву парной и просматривает — люк (см. слова в разделе «Мягкие и жёсткие согласные»).
Последними детям дают буквы Й и Ь.
И — в отличие от И при чтении нельзя петь, поскольку данный звук не образует слога, потому и именуется И краткий, т. е. маленький, непоющий звук.
Ь — это не звук, лишь буква, она пишется только для обозначения мягкости согласных в конце слогов и слов: соль, маль-чик.
В школе дети часто путают буквы И—Й, исходя из этого направляться обратить особенное внимание на сравнение этих букв и звуков.
Сперва дети отвечают на вопрос, на что похож символ над буквой Й; по окончании многих вариантов приходят к выводу, что он напоминает перевёрнутую трубку на телефонном аппарате.
-А будет ли тогда трудиться телефон?
-Нет.
-Вот и звук Й нельзя петь, поскольку в букве Й имеется таковой символ; в случае, если же он отсутствует, то это И, а звук И образует слог, его возможно петь.
После этого обучающий подходит к ребёнку и задаёт вопросы:
-Чьи это буквы? — Мои кожный покров.
-какое количество слогов в этом слове?
-кожный покров-И, два слога.
-Какие гласные мы слышим? -А, И.
-А сейчас отыщем в памяти последний месяц весны.
-Май.
-какое количество слогов в этом слове?
-Один слог, гласный А.
-Чем различаются слова на слух: мои [маи] и май ? (Сравниваются их слоговой, звуковой и буквенный составы.)
Приблизительный ответ: «В слове мои — два слога, в слове май — один; в слове мои — два гласных звука, один согласный — М, в слове май — один гласный, два согласных — М, Й; в конце слова стоит Й (краткий), данный звук не образует слога».
Игры на закрепление И и Ь
Один — довольно много».
Мой стол — мои столы; урожай — урожаи. Сарай, храбрец, бой.
Определи звук И в словах».
Мой, доить, дойка, мойка, лей, храбрецы, майка, просматривай, битвы, рисуй…
Что окажется?»
В случае, если соединить буквы: А, Й — АЙ; О, Й — ОЙ; Э, Й — ЭЙ. Возможно проанализировать эти слова (слоги, звуки, буквы).
Напиши и сравни».
Дети составляют из букв слова: бой — битвы, храбрец — храбрецы и другие, после этого слова сравниваются, анализируются.
Где мягкий символ?»
Дети показывают зелёную фишку либо мягкую игрушку, когда услышат мягкий согласный в конце слова: шнобель, лось, мать, кот, дом, семь и др. (Мягкость согласного звука в конце слова обозначается буквой Ь.)
Отыщи отличие».
Дети составляют слова из букв, после этого сравнивают их по написанию и по значению. Слова: кон — конь, дескать — моль, угол — уголь, дал — даль, был — быль, жал — жаль, цел — цель и др.
Отбери и напиши».
Дети отбирают картины, заглавия которых пишутся с b на финише, и «пишут» их из букв.
8.«Подели „соседей».
Цель: верно дробить на слоги слова, в которых первый слог заканчивается на Ь: галъ-ка, конь-ки, мальчик, пальчик, больно…
Ь потерялся».
— Напишем галька без мягкого символа, что окажется?
— Галка.
— Чем различаются эти слова? По какой причине?
Что в конце слова?»
Различение на правильное написание и слух в конце слов букв Й, И, Ь.
Примерные слова: моль, мел, бой, мои, сараи, сутки, лань, дай…
Придумай слово».
Подобрать слова с Ь в конце слова; с Ь в середине слова; Й (кратким) в конце либо середине слова; со звуком И в конце слова.