Французский романист Гюстав Флобер — наибольший представитель реализма в западноевропейской литературе второй половины XIX в.
Флобер появился в г. Руане, где его папа был видным доктором-врачом. Взяв в Париже юридическое образование, зрелые годы судьбы автор провел в собственном маленьком имении Круассе, расположенном в окрестностях Руана. Флобер совершил пара путешествий по родной стране, побывал в некоторых государствах на Востоке и в Африке в связи с работой над историческим романом «Саламбо» (1862). Автор поведал в нем о восстании наемных солдат, дикарей, против Карфагена в III в. до н. э.
Современность воспринималась Флобером трагически. Ему была ужасна буржуазная Франция периода правления императора Наполеона III, так называемая Вторая империя. Всю жизнь постоянно возмущало его убожество буржуазного человека, согласившегося «зажать собственный сердце между собственным пищеварением и собственной лавочкой».
Современное общество Флобер изобразил в романах «Госпожа Бовари» (1857), «Воспитание эмоций» (1869). «Непримиримый неприятель мещанства» (Неприятный), Флобер всеми силами желал оказать помощь современникам уберечься от влияния буржуазной среды с ее своекорыстием и бессодержательностью. Вот по какой причине с жёсткой настойчивостью он показывал примеры измельчания личности.
Эмма Бовари — героиня превосходного романа Флобера «Госпожа Бовари» — по своим душевным порывам была выше, чище окружавшей ее мещанской провинциальной среды. Но
Эмма не знала судьбе, ни при каких обстоятельствах не желала посмотреть правде в глаза. Супруг ее, Шарль Бовари, был ограниченным, посредственным человеком. Идеализируя собственных поклонников — неотёсанного и циничного Рудольфа Буланже и пошло — сентиментального Леона Дюпюи, Эмма зря рассчитывала на них в собственном рвении вырваться нз затхлой воздуха серой, бесцветной жизни.
Сочувствуя Эмме, Флобер одновременно с этим иронически показывает ее неумение отличить похабные фразы от подлинно высоких эмоций, которых она искала. Автор строго прослеживает путь нравственного оскудения Эммы, павшей жертвой собственных беспочвенных иллюзий. Она погибает среди людей ожесточённых, невежественных и похабных.
Олицетворением данной торжествующей пошлости, погубившей Эмму, выступает в романе образ самодовольного буржуа — аптекаря Омэ. Всем своим нечистоплотным поведением, невежеством, лицемерием, пошлостью он напоминает людей, находившихся в то время у власти в буржуазной Франции.
В 1877 г. Флобер написал собственный узнаваемый рассказ «Несложная душа».
Это ужасная история несложной дамы, служанки Фелисите. Ее доброта, ее свойство к глубокой привязанности и самоотверженности остались непонятыми и никому не нужными. Хозяева, которым она была беспредельно предана, ни при каких обстоятельствах не видели в ней Человека.
Знаком этих попусту растраченных душевных сил есть слепая привязанность Фелисите к чучелу попугая — единственному спутнику последних лет ее жизни.
Работа Флобера над собственными произведениями есть примером высокой писательской самокритичности.
Стремясь к предельной правдивости, Флобер настойчиво трудился над композицией и словом. Он упорно получал, дабы они самый совершенно верно и ясно передавали правду судьбы.
Трудясь медлительно, помногу раз переделывая собственные произведения, Флобер достиг большого писательского мастерства.
В статье «О том, как я обучался писать» Неприятный говорил, что уже в молодости его изумляло «мастерство изображения людей словами, мастерство делать их обращение живой и слышной», которое он обнаруживал у Стендаля, Флобера и Бальзака. «Это вправду блестящие живописцы, величайшие мастера формы…» — писал Неприятный.