Генез представлений о восприятии целого

Как было продемонстрировано выше, отражение объективной действительности как целого есть одной из главных задач современной науки. В ответе данной задачи принимают участие разные психологические функции. Среди них восприятию в собственности особенная роль, потому что конкретно оно снабжает яркий контакт человека с внешним миром как сложной совокупностью стимулов. Чувство, являясь предельным случаем восприятия, снабжает яркий, но «точечный», элементный контакт; мышление и представление снабжают системное, но не яркое отображение внешнего мира. Будучи промежуточным уровнем отражения, восприятие в определенной степени владеет особенностями мышления и ощущения. Восприятие, как и мышление, осуществляет определенные операции синтеза и анализа. Именно это и обусловливает особенное значение восприятия для понимания отображения целостной картины мира. Многие авторы, давая определение восприятия, отмечают как его значительные особенности — единство и целостность. Восприятие является процессом чувственно-явлений и образного отражения предметов в единстве их особенностей. Эти образы постоянно имеют целостный темперамент.

Восприятие делает разные функции, главными из которых являются: обеспечение самосознания, отображение объективного мира в субъективный образ и регуляция деятельности (узнавание, коррекция и др.). В зависимости от функции находится время акта восприятия — от долей секунды до часов, дней и лет. Роль восприятия как условия самосознания вытекает из необходимости постоянного информационного обмена организма со средой.

Восприятие снабжает серьёзный компонент самосознания — актуальную автоафферентацию, на фоне которой и происходит восприятие конкретных предметов и формирование образов, реализация конкретной деятельности. В простых условиях автоафферентация полимодальна и, в соответствии с современным представлениям, реализуется по кольцевой схеме. «Совокупность „я — второе я“, рецепторы органов эмоций („вход“ совокупности), каналы связи, проходящие через окружающую среду, наконец, окружающяя среда — все это звенья единой замкнутой цепи самоафферентации. Психологические состояния результат функционирования всей цепи в целом и в этом смысле не смогут быть локализованы позвенно, но по условиям собственного происхождения они смогут быть соотнесены с функционированием того либо другого звена в ходе отражения» [16].

Что же такое восприятие? Восприятие — сложное понятие, не имеющее сейчас общепринятого определения. В различное время психологи вкладывали в него различное содержание, раскрывая его разные стороны. Восприятие рассматривалось как процесс и как следствие. В восприятии-процессе выделялись его активные и пассивные осознаваемые и неосознаваемые компоненты, выделялись фазы и этапы процесса, производилась классификация, и изучался генез действий по формированию образа.

Главным (а время от времени и единственным) результатом восприятия считается формирование образов внешнего мира. Но любой акт восприятия всегда ведет к трансформации состояния здоровья, исходя из этого изменение состояния должно непременно рассматриваться как нужный компонент результата восприятия. Оба эти результата (компоненты целостной реакции организма) — сущность параметров и изменения структур внутренних систем организма — субъективны по собственной природе и труднодоступны для экспериментального объективного изучения. И как процесс, и как следствие восприятие есть функцией окружающей среды и ОА-генеза.

Восприятие может рассматриваться и в более узком смысле, это сокращение количества понятия возможно осуществить сечением по структурному либо функциональному показателю. Так, возможно разглядывать унимодальное- восприятие и поли, восприятие как процесс формирования образа, отделяя его от процесса узнавания и т. д. Значительно лишь, дабы в каждом контексте было указано, в каком смысле употреблено это понятие. В данном контексте восприятие будет рассматриваться в широком смысле как процесс яркого информационного сотрудничества организма с объектом (средой), из-за которого происходит целостное отображение объекта (среды) благодаря динамики и изменения структуры определенных систем организма. ограничения и Необходимые уточнения будут приведены в соответствующих разделах.

В психологии четко проявляются два главных подхода к проблемам восприятия — структурный и функциональный, любой из которых объединяет группу неприятностей.

Структурный подход включает в себя анализ объектов восприятия, изучение функции, свойств и структуры образа, объекта и соотношения образа, структуры отражающей совокупности. Выше была дана краткая черта двух подходов к изучению целостных совокупностей. Оба подхода нашли собственный отражение и в психотерапевтической науке. Механистическое направление было представлено ассоцианизмом и бихевиоризмом. Философской базой этих направлений было учение Декарта. В качестве элементов ассоцианисты разглядывали ощущения, идеи, в качестве объединяющего начала — ассоциацию (правила объединения) по сходству и смежности с фундаментальным ее принципом — повторением, подчеркивая хорошее значение новизны. Результатом ассоциации есть сложный психологический акт. Считалось, что функция периферии пребывает в анализе, разложении стимула на сенсорные элементы, синтез же этих элементов и восприятие создаёт мозг на базе ассоциаций. Главным способом изучения был способ интроспекции.

Бихевиористы в качестве элементов применяют сенсомоторные отношения либо акты поведения, условные рефлексы, пары «стимул-реакция». Предполагается, что в случае, если известно большая часть таких взаимоотношений, то возможно угадать поведение субъекта. Увлекательное замечание по этому поводу имеется в работе М. Тода и Э. Х. Шуфорда (мл.): «Возможно сконструировать поведение из элементарных взаимоотношений, в случае, если лишь знать, как его конструировать» [17].

Если сравнивать с этими направлениями психоанализ Фрейда возможно назвать «крупноблочным постройкой» психики, правильнее ее мотивационной базы. Но главные «блоки» («я», «оно», «сверх-я») были достаточно аморфными, исходя из этого неоднократные попытки сложить из них прочное строение не увенчались успехом, не смотря на то, что рациональные зерна в данной совокупности, непременно, имелись.

Организмический подход в психологии был осуществлен в теории гештальта. «Гештальтистская психология была реакцией против атомизма всех разновидностей ассоциативной психологии» [18]. Первичным считается целое (образ, идея, личность) — гештальт. Гештальт, по Вертгеймеру, — это «целостности, чье поведение не детерминируется поведением личных элементов, из которых оно состоит, но где сами частные процессы детерминируются внутренней природой целого» [19]. Кёлер пробовал разглядывать неспециализированные законы организации, применимые как к физическим и биологическим, так и к психотерапевтическим явлениям. С этих позиций рассматривалось не только восприятие, но и обучение, воздействие, эмоции и другие психологические феномены.

Особенно солидный вклад внесли гештальтисты в теорию восприятия и экспериментальные исследования. Эренфельс ввел понятие о geschtaltqualitaten (гештальткачествах) формы. Шуман установил кое-какие правила образования единства в зрительном поле. Бенусси продемонстрировал важность центральных факторов в восприятии формы и особенно установок на целостное и разбирающее восприятие. Бюлер применил количественные способы к изучению восприятия формы. Рубин создал вопрос о соотношении фона и фигуры. Вертгеймер установил последовательность правил выделения формы из зашумленного зрительного поля.

Ученые этого направления внесли кроме этого большой вклад в практику и теорию изучения восприятия целостных объектов. Само собой разумеется, сейчас видны недочёты, ошибки и ограничения гештальттеории, но, без сомнений, да и то, что многие их идеи и результаты вошли в главный фонд психотерапевтического знания. Последовательность понятий гештальттеории не хорошо выяснен, довольно часто не распознана специфика неспециализированных понятий применительно к психологии, не фиксированы границы применимости установленных закономерностей. При изучении целого были нарушены пропорции между целым и частью (в сторону целого) и между функцией и структурой (в пользу структуры), игнорировалась эволюция структур.

Неточность физической интерпретации психологических явлений заключалась не в обращении к физическим понятиям, а в игнорировании данных биологии, с одной стороны, и публичной природы человека — с другой. К тому же имел место только психофизический параллелизм, причинные отношения не рассматривались. Отметим кроме этого, что в гештальттеории не учитывалось влияние на восприятие факторов мотивации.

Сводку результатов работ гештальтистов дал Хелсон [20]. Главными понятиями гештальта являются понятия конфигурации, формы, фигуры, фона, структуры. Конфигурация имеется любое отделенное, неоднородное, члененное целое, все члены которого взаимосвязаны и обусловливают свойства друг друга. Конфигурация не есть сумма частей либо отношений и частей. Восприятие конфигураций не есть восприятие отношений и частей. Конфигурация содержит свойства сверх особенностей их отношений и частей.

Форма — самоё важное свойство конфигурации. Свойства формы: простота, гомогенность, целостность, замкнутость, хорошая форма. Все конфигурации владеют фигурой (оформленной частью) и фоном, имеющими разные особенности. Конфигурации смогут владеть разной структурой, которая, со своей стороны определяет их ясность, ясность, устойчивость. Любая конфигурация имеет тенденцию к упорядочению (пытается к «хорошей» фигуре). Конфигурации смогут владеть одним либо несколькими «центрами притяжения», на базе которых строится целое. Более значащая из двух структур пытается превалировать. Любая конфигурация владеет неспециализированными и личными (неповторимыми) особенностями.

Конфигурации видятся на всех уровнях организации. На различных уровнях конфигурации владеют спецификой. Динамические процессы лежат в базе всех конфигураций. Возможно введен критерий качества конфигурации. направляться различать гомогенные и неоднородные конфигурации, и неконфигурации (хаос), открытые и закрытые, завершенные и незавершенные, более либо менее сложные. Критерии качества по различным показателям смогут не совпадать. Быть может, обособить сенсорные, моторные, сенсомоторные, мнемические и другие конфигурации. Любой процесс, проявляющий направленность в смене состояний, возможно назвать конфигурацией. Восприятие кроме того неизменяющихся объектов (картина) имеется процесс.

Трансформации конфигураций происходят с разной скоростью под действием внутренних и внешних сил. Конфигурации стремятся стать столь «хорошими», правильными и ясными, сколь допустимо (закон прегнантности). Но они смогут измениться в направлении более однородного сглаженного состояния, в направлении уменьшения различий либо в направлении большой простоты (закон простоты). Конфигурации стремятся стать завершенными во времени (закон полноты). Конфигурации владеют устойчивостью, подчиняются закону мельчайшего действия. Изменение в одной части конфигурации возможно сделано лишь за счет второй (закон компенсации). Довольно нечлененные, нечеткие конфигурации стремятся стать члененными, причем при членении конфигурации стремятся к симметрии, пропорции и равновесию. Конфигурации стремятся проявиться в собственном обычном, основном либо среднем виде. Конфигурации смогут объединяться в новые конфигурации, причем простые объединяются легче, чем сложные. Конфигурационные трансформации смогут быть постоянными либо дискретными.

Конфигурация предшествует своим отношениям и частям. Конфигурации смогут быть разбираемы в отношениях и частях, и с позиций нужных и достаточных условий их появления. Части и отношения имеется итог распада конфигурацией в другие, каковые смогут быть и сложнее исходных. Конфигурации обусловливают собственные части (закон детерминации). Степень целостности возможно разной. Максимум связности ведет к гомогенным целостностям. Свойства частей в конфигурации зависят от: 1) положения в структуры, 2) членства в фигуре, 3) связи с центром притяжения целого, 4) роли в схеме целого, 5) степени открытости.

Отношение частей к своим конфигурациям сводится, в большинстве случаев, к следующим закономерностям. Изменение частей изменяет целое. Лучшие конфигурации более «чувствительны» к трансформациям частей. реакция и Восприятие на части и отношения отличаются от реакций и восприятия на конфигурации. Вероятна реакция на части в отношении, которая кроме этого не сходится с реакцией на конфигурацию. Восприятие части мешает восприятию целого, и напротив. Одинаковая часть в различных конфигурациях владеет различными особенностями. Вероятна оптимальная по заданному критерию упорядоченность частей в конфигурации. Одинаковый комплект частей дает возможность приобрести не единственную конфигурацию. Подобные и родные части стремятся к объединению посильнее, чем неподобные (закон подобия) и далекие. При нескольких возможностях достройки части до целого эта достройка производится по самоё простому и естественному пути (закон продолжения). Любое изменение в части, противоположное неспециализированной тенденции целого, будет подавляться (закон неспециализированной судьбы). Тенденция создавать порядок из хаоса, связывать несвязанное, вырабатывать структуры из групп есть естественной. Эта тенденция сопровождается эмоцией целостности, что есть громадным, чем приятное, есть частью динамики полного процесса. Существуют личные различия в отношении целого и восприятия частей (аналитический и тотальный типы). Существует тенденция к обычному распределению реакций, на особенности конфигураций.

Потом Хелсон перечисляет объективные и субъективные факторы, воздействующие на восприятие конфигураций. К объективным он относит силу конфигурации, которая определяется степенью доминирования внутренних сил над внешними (сильные конфигурации более устойчивы, чем не сильный); к субъективным — внимание, установку, интерес, привычки.

Неспециализированные факторы, воздействующие на физические, биологические и другие системы, действуют и на соответствующие конфигурации. В случае, если вычислять, что психотерапевтические феномены в некоей степени связаны и зависят от биологических, химических и физических процессов, то они должны быть активны в формировании конфигураций. Конфигурации ограничены в пространстве и времени. Это особенно правильно для психотерапевтических конфигураций. не сильный конфигурации не смогут быть «усилены» за счет субъективных факторов какое количество-нибудь существенно. Одновременно с этим сильная конфигурация требует от организма меньших упрочнений для реакции и своего проявления.

Кроме результатов, приведенных в обзоре Хелсона, психологи этого направления организовали следующие законы: закон изоморфизма физических и физиологических форм, принцип переноса и относительности (транспозиция), принцип динамизма перцептивного поля, закон константности. Данный обзор показывает, какой широкий круг вопросов был в поле внимания гештальтпсихологов. Во многих случаях их положения оказываются противоречивыми. Так, явление фигурного последействия в несоответствии с законом прегнантности. Но особенно громадные трудности виделись у гештальтистов в связи с интерпретацией замечаемых феноменов. Недочёт физиологических знаний побуждал заполнять данный пробел разного рода догадками, каковые были опровергнуты предстоящим развитием науки.

В случае, если еще раз обратиться к изложенному обзору, то возможно подметить, что практически для всех положений создатель не показывает границ их применимости, вследствие этого кое-какие положения выясняются противоречивыми. Сами авторы несоразмерно преувеличили значение целого по отношению к составляющим его частям. Верно отмечая первичность целого, они мало уделили внимания его структуре и только подошли к его синтезу на базе предшествующего анализа структуры.

Объективной базой целостности восприятия есть целостность процессов и предметов настоящего мира. К таким процессам и объектам относятся как структурные элементы окружающей среды, так и целостность процессов и самого объекта с его участием. Гештальтпсихологи отрицали объективную базу целостности во внешнем по отношению к человеку мире. Но они исходили из его частей и целостности организма. Конкретно нервная совокупность владеет таким причиной целостности — «сенсорным полем» (Келер). «Обособление целого происходит только в нервной совокупности» [21]. Вертгеймер пробовал представить себе модель механизма целостного восприятия. Он предполагал, что на сетчатке глаза образуется сложный рельеф электрического поля, что характеризуется некоторым усредненным потенциалом, что и есть носителем целостности (гештальта). Главное внимание школа гештальта, уделяла структуре и намного меньше — процессу. Гештальттеория недооценивала научение восприятию.

Всякое изучение и каждая теория неизбежно ограничены. Исходя из этого так принципиально важно указание границ применимости теории, потому что в любой момент имеется опасность неточности, в то время, когда из теории делаются выводы, выходящие за пределы ограничений, при которых теория верна.

Психологический образ объекта — это отображение объекта с той либо другой степенью соответствия. Как мы знаем, в психологическом образе находят собственный отражение модальные, пространственно-временные, информационно-энергетические, и вещественные (для телерецепторов опосредованные базальными рецепторами) чёрта объекта. Как следствие восприятия психологический образ имеется функция особенностей объекта, свойств субъекта и условий восприятия. Исходя из этого главный прием экспериментального изучения образа пребывает в изучении различий между образом и объектом в зависимости от вариаций особенностей объекта, характеристик субъекта и условий восприятия. Характеристики образа устанавливаются на основании рисунка, словесного отчета либо по способу узнавания.

Что такое образ с позиций его материального субстрата? С одной стороны, это энграмма, т. е. хранящаяся в памяти информация, которая возможно воспроизведена. Исчерпывается ли этим образ? По-видимому, нет. Возможно, к материальным компонентам образа направляться отнести кроме этого действия, совершаемые при воспроизведении энграммы. В зависимости от сенсорных и перцептивных алфавитов, которыми владеет человек, энграмма образа памяти, по-видимому, имеет разную структуру: она возможно синтетической, дополнительной либо коррективной. Энграмма образа содержит больше чем копию объекта, кроме информации об объекте в ней находятся кроме этого информация об операциях, ассоциативные связи образа нового объекта с ранее накопленным содержанием памяти.

Образ владеет определенной функцией, свойствами и структурой. В зависимости от функции образа (образ как эталон класса при опознании, образ как регулятор состояния, образ как регулятор действия) одинаковый объект может служить источником разных образов. Вместе с тем независимо от функции образа его свойства детерминируются в значительной мере объектом. Так, одно из наиболее значимых особенностей образа — целостность детерминируется единством, целостностью, связностью объекта независимо от того, воспринимается ли объект поли- либо унимодально. По Дж. Брунеру, представления о мире смогут формироваться тремя методами. «Любой из трех способов представления — действенный, образный и символический — отражает события своим особенным образом. Любой из них накладывает сильный отпечаток на психологическую судьбу ребенка в различных возрастах; в интеллектуальной судьбе взрослого человека сотрудничество всех трех линий сохраняется, составляя одну из основных ее линия» [22]. И потом: «… три совокупности презентации параллельны друг другу и любая имеет собственные неповторимые изюминки, наряду с этим вероятен частичный перевод с одного „языка“ на другой» [23]. Соответственно возможно классифицировать образы ла двигательные, чувственные и умственные.

Чувственные образы принято дробить на первичные (образы восприятия) и вторичные (образы представления). Образы восприятия появляются в следствии яркого сотрудничества субъекта с объектом, образы представлений — без для того чтобы сотрудничества, на базе следов, имеющихся в памяти субъекта. Но «яркое сотрудничество» часто имеет локальный темперамент, не захватывает объекта в целом. Это имеет место в любой момент, в то время, когда объект велик либо сложен, в то время, когда происходит его сукцессивное восприятие. В этом случае целостный образ появляется уже в памяти субъекта. есть ли таковой образ образом восприятия либо образом представления? По-видимому, это какая-то промежуточная форма. Еще одной формой вторичных образов являются образы воображения.

Восприятие сложного объекта (либо громадного во времени и пространстве) не разрешает согласовать объект с количеством входа и рецептора по большому счету. Исходя из этого кроме того при ярком восприятии образ формируется методом синтеза последовательных локальных (по времени и пространству) слепков. Исходя из этого данный синтез происходит уже в пространстве субъекта. Отличие от представлений тут только в давности восприятия этих отдельных слепков и в возможности (при зрительном и осязательном восприятии) произвольного повторного обращения к тем либо вторым частям объекта.

В психологии установлены следующие особенности образа восприятия: константность, целостность, структурность, свойства и предметность образа представления: обобщенность, фрагментарность, избирательность, бледность, схематичность и другие. Подробную чёрта этих особенностей возможно отыскать в монографии Л. М. Веккера [24].

образа и Соотношение объекта зависит, по крайней мере, от трех групп факторов: особенностей объектов восприятия, индивидуальных особенностей и условий восприятия субъекта. Влияние особенностей объекта на образ изучали гештальтпсихологи, влияние условий восприятия на образ изучалось школой японских психологов под управлением Акишиге и многими советскими психологами, информации о влиянии на формирование образа личных различий (не считая влияния установки) до тех пор пока еще мало.

Говоря о соответствии образа и свойств объекта, мы имеем в виду конкретно отображающее соответствие, а не тождественность их особенностей, подобно тому, как объективному свойству интенсивности света соответствует яркость — субъективное отражение интенсивности света. В простой практике задача восприятия сводится к опознанию, определению размеров, локализации в пространстве отдельных синдромов и признаков показателей. Трудность — в восприятии личных черт объекта. «Отечественная память часто подравнивает разные, но родные формы к некоему стандарту. Это легко растолковать. Восприятие личных различий формы редко образовывает прямую задачу отечественного восприятия» [25]. Лишь «…в ходе изобразительной деятельности зрительное восприятие определенных сторон предмета: формы, цвета, положения — поднимается на более высокую ступень, развивая и обнаруживая все собственные возможности, показывая открыто и расчлененно то, что в других задачах, выдвигаемых судьбой перед зрением, решается суммарно и неточно» [26].

Опознавательный образ объекта вариативен. Он зависит от условий наблюдения (пространственных и временных), от алфавита знаков и т. д. Исходя из этого не может быть конкретно решен вопрос о алгоритме создания и наборе элементов из них опознавательного образа. Напротив, образ объекта (для запоминания с целью воспроизведения) более постоянен, не зависит от алфавита и условий наблюдения. Но образ может варьировать не только при опознании. Хорошо как мы знаем, что одинаковый объект, к примеру произведение искусства, воспринимается нами по-различному. Это происходит благодаря трансформаций, каковые совершаются в нас — трансформаций установки, параметров оценки, сенсорно-перцептивной тренированности, трансформации свойств к синтезу и анализу. Это положение тем более правильно, чем сложнее объект восприятия. Эффективность восприятия обусловливается соответствием совокупности и свойств объекта всех особенностей субъекта восприятия, от сенсорных до личностных.

образа и Конгруэнтность объекта либо метрическая инвариантность образа по отношению к объекту — предельный случай объекта и соотношения образа. От этого крайнего случая отношение между образом и объектом может варьировать по различным правилам: в направлении трансформации степени общности (образ класса); по линии трансформации уровня обобщенности (от метрики к топологии); по линии трансформации степени абстрактности; по линии селективных преобразований, методом привнесения в образ дополнительных подробностей и т. д. Образ имеется итог активного процесса, из-за которого одни части стимула подчеркиваются а также видоизменяются, а другие, напротив, подавляются.

В отношении неспециализированной структуры механизма восприятия имеются две главные концепции — линейная и кольцевая. На данный момент можно считать общепринятым положение о том, что базу механизма формирования образа образовывает сеченовское рефлекторное кольцо. Утверждению данной концепции содействовали, в сильной степени, развитие кибернетики, и, теоретические работы психологов и физиологов (Н. Бернштейн, Дж. Миллер, Е. Галантер, К. Прибрам, П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев, Л. М. Веккер).

Функциональный подход к процессам восприятия включает в себя анализ активного характера восприятия, изучение генетического становления процесса восприятия, соотношения сукцессивности и симультанности в восприятии, процесса формирования образа, формирования сенсорных и перцептивных алфавитов, обучения восприятию, трансформации состояния при восприятии. В современной психологии прочно установилось представление о многоуровневости и многофазности психологических процессов. «При изучении психологической деятельности и психологических процессов принципиально важно учитывать, что они в большинстве случаев протекают на различных уровнях и что вместе с тем всякое внешнее противопоставление „высших“ психологических процессов „низшим“ неправомерно по причине того, что каждый верховный психологический процесс предполагает низшие и совершается на их базе. …Психологические процессы протекают сходу на нескольких уровнях, и верховный уровень реально постоянно существует только неотрывно от низших. Они в любой момент взаимосвязаны и образуют единое целое» [27]. По отношению к процессам отражения общепринятым есть их деление на процессы ощущения, мышления и восприятия. Этим уровням соответствуют процессы, механизмы, алфавиты, уровни и образы организации сигналов.

Восприятие имеется процесс сотрудничества субъекта с объектом, в этом сотрудничестве направляться различать активные и пассивные, произвольные и непроизвольные, осознаваемые и неосознаваемые компоненты. «Орудиями» активного сотрудничества с объектом помогают сенсомоторные, перцептивные и умственные действия субъекта: как и каждые другие действия, они смогут быть произвольными и непроизвольными. В онтогенезе непроизвольные действия предшествуют произвольным, причем произвольные действия имеют тенденцию переходить в непроизвольные. Как и каждые другие действия, они владеют вариативностью при ответе одной и той же задачи кроме того у одного и того же субъекта.

Активность субъекта при восприятии, проявляющаяся в его произвольных действиях, имеет в полной мере определенные границы. Не смотря на то, что при определенных условиях восприятия и отсутствует твёрдое соответствие между образом и объектом (смена «фигура — фон», переструктурирование зрительного образа и т. д.), но и в этих условиях образ в значительной мере детерминирован объектом. Помимо этого, активность субъекта может проявляться только на уровне структуры, на уровне же элементов имеет место пассивный процесс (Л. М. Веккер). Между активными и пассивными компонентами восприятия существуют определенные пропорции. Нарушение этих пропорций при интерпретации восприятия неизбежно даст неверное представление. Активные перемещения не вносят произвола в восприятие, напротив, «конкретно с их (активных перемещений — В. Г.) помощью постоянно проверяются, исправляются, видоизменяются и т. д. рабочие «догадки „внутреннего видения“ восприятия» [28].

Уже К. Бюлер разглядывал восприятие как процесс построения образа при помощи активных действий, развивающихся в онтогенезе. Основополагающие теоретические и экспериментальные изучения активных действий при восприятии были выполнены Ж. Пиаже с сотрудниками. Ж. Пиаже исходил из представлений гештальтпсихологии о примате целого, перцептивных структурах, эффектах поля и т. д. Он вводит понятие о перцептивных действиях, каковые объединяют результаты одномоментных восприятий. Он изучил кроме этого моторные компоненты перцептивных действий и установил, что с возрастом увеличиваются их степень и точность автоматизированности. Было кроме этого установлено, что с развитием моторного аппарата глаза расширяется и пространственно-временная область перцептивных действий.

В перцептивных действиях Ж. Пиаже выделяет изучение, перенос, транспозицию, помещение в перцептивные координаты, антиципацию. Он применяет кроме этого понятие перцептивных обобщений, вводит понятие совокупности перцептивных действий и ставит проблему генезиса перцептивных структур как результата сотрудничества «эффектов поля» и перцептивных действий. Совершенствующиеся в онтогенезе действия порождают новые перцептивные структуры. Движущими силами для того чтобы совершенствования являются, с одной стороны, тенденция к уравновешиванию, а с другой — влияние сенсомоторных и интеллектуальных схем действия. Мысль действий и генезиса структур неизбежно ставит вопрос об исходных, действиях и начальных структурах и о первичности структур либо действий. По этому вопросу исследователи придерживаются разных мнений.

Д. Гибсон исходит из того, что носителем информации есть распределение стимульной энергии. Зрительная совокупность в целом владеет сенситивностью к переменным «высшего порядка», к числу которых относятся создаваемые распределением стимуляции границы между отдельными частями «зрительного множества», формы их связи (прямолинейность, кривизна и др.), отношения интенсивностей, трансформации плотности, перемещение одних границ довольно вторых и т. д. Гибсон разглядывает восприятие как деятельный процесс добывания информации, нужной организму. Восприятие фиксирует инварианты, соответствующие отношениям и устойчивым свойствам настоящего мира. Расчленение информации производится перцептивными действиями. Восприятие временных и пространственных стимулов имеет, по Гибсону, довольно много неспециализированного. С развитием восприятия возрастает количество предметов, для которых образованы опознавательные показатели, а сами эти показатели укрупняются.

Д. Гибсон исходит из того, что движущей силой выделения инвариантов являются врожденные потребности к уменьшению и дифференциации неопределенности и, следовательно, восприятие не зависит от внешнего подкрепления и практических потребностей. Данный процесс выделения укрупняющихся уточнения и единиц подробностей длится всю жизнь человека.

Очень плодотворной для механизмов формирования и понимания процесса образа была догадка А. Н. Леонтьева об уподоблении состояний отражающей совокупности человека особенностям принимаемого объекта. Она разрешила осознать роль эффекторных механизмов рефлекторного кольца при зрительном, слуховом и осязательном восприятии. Детальное изучение гностических действий при восприятии осуществлено А. В. Запорожцем, Б. Г. Ананьевым, Б. Ф. Ломовым, В. П. Зинченко и их сотрудниками. Была осуществлена классификация перцептивных действий, выяснены их функции, установлены этапы перцептивных действий, узнана роль моторных компонентов этих действий.

Бессчётные экспериментальные изучения генеза восприятия, выполненные в последние десятилетия (Пиаже, Хейн, Хелд, Прибрам, В. Зинченко, Венгер и др.), разрешили отыскать ответы на многие вопросы обучения восприятию. Несостоятельными были как теория нативистов о врожденности главной, пространственно-временной организации сенсорного материала, так и положение гештальтистов о первичности и простоте неспециализированной, независимости и формы ее от научения.

Изменение состояния как следствие восприятия изучено очень слабо, не смотря на то, что во многих случаях конкретно изменение состояния, а не передача информации либо формирование образа есть основной результатом и целью восприятия. Одной из обстоятельств для того чтобы положения есть недостаточная создание теории состояний в психологии по большому счету. Кое-какие нюансы трансформации состояний при восприятии обсуждаются в главе IV.

Fallout 4 — Всё о восприятии | Максимум восприятия


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: