Фритьоф Нансен.
В течение нескольких столетии ученые стремились пробраться в тайны полярных государств. Одним из таких ученых был известный норвежец Фритьоф Нансен.
Появился Нансен в усадьбе Стуре-Фрён, недалеко от Христиании (сейчас Осло), в 1861 г.
Детство Нансена прошло в окрестностях столицы Норвегии — Христиании в страно красивой местности. Не обращая внимания на достаток и материальное благополучие, его родители придерживались спартанской совокупности воспитания: пища подготавливалась самая несложная, но питательная, одежда шилась добротная, но не нарядная, игрушки приобретались только недорогие. Нет ничего, что изнеживало детей. Родители поощряли занятия детей спортом. Особенно обожал Нансен лыжи; на них он спускался с самых высоких гор. Нансен был лучшим лыжником среди собственных сверстников. В теплое время года он посещал городскую школу плавания.
С группой товарищей Нансен совершал далекие походы по горам Скандинавии, пробираясь через дремучие леса, по горным ущельям, переправляясь через стремительные, бурные реки. Время от времени такие экскурсии продолжались две и более семи дней.
Нансен поражал собственных спутников отчаянной смелостью. В случае, если перед ним была практически отвесная гор, то он предпочитал взбираться напрямик, не обходя страшного места; исходя из этого неоднократно его жизнь подвергалась опасности.
Возвращаясь из дальних экскурсий, он с еще громадным рвением принимался за учебу, садился за книги и просматривал не зная устали с таким же увлечением, как и путешествовал.
По окончании университета Нансену появилась возможность отправиться в первое арктическое плавание на промысловом судне. Любовь к морю и жажда открытий малоизвестных земель решили судьбу будущего исследователя Арктики. Взяв степень врача зоологии, Нансен не стал кабинетным ученым. Он грезил о путешествии через ледяное плато Гренландии от восточного до западного ее побережья. Многие вычисляли такую экспедицию сумасшествием, поскольку центральная часть Гренландии считалась непроходимой.
17 июля 1888 г. Нансен со спутниками — тремя норвежцами, а также с прославившимся потом капитаном Отто Свердрупом, и двумя лапландцами,— высадился с корабля в лодки и начал пробиваться через плавучие льды к восточному побережью Гренландии. 12 дней они плыли на протяжении берега и отдалились практически на 400 км от места, намеченного для высадки на остров. После этого им было нужно возвращаться на лодке и частью пешком по берегу. Наконец 16 августа трое смельчаков добрались до исходного пункта собственного путешествия через Гренландию и двинулись на лыжах через самый громадный остров на Земле.
Морозы достигали 45°. Сани с инструментами и провизией приходилось тащить на себе. Питались все время впроголодь холодной пищей. Больше, чем от холода и голода, путешественники страдали от жажды. Нансен говорил, как больше месяца они теплотой собственного тела растапливали снег для питья. Приходилось набивать в бутылки снег и носить их за пазухой.
В первых числах Октября путешественники вышли на западный берег Гренландии и в селении Готхоб остались зимовать, дабы с первым весенним пароходом возвратиться в Европу. В последних числах Мая 1889 г. они прибыли в Норвегию, где им был оказан праздничный прием. Об данной экспедиции Нансен увлекательно поведал в двух книгах: «На лыжах через Жизнь» и «Гренландию эскимосов».
Тяжелые опробования, перенесенные Нансеном, не испугали его, а были хорошей школой тренировки для осуществления еще более храбрых замыслов ученого — пробраться в центр Арктики, к полюсу.
«Я уверен,— писал Нансен,— что в случае, если мы обратим внимание на силы, характерные самой природе, и попытаемся трудиться заодно с ними, а не против них, то отыщем вернейший и легчайший метод достижения полюса». Ученый изучил течения в Северном Ледовитом океане и заключил, что они направляются от берегов Сибири к полюсу. Исходя из этого Нансен решил на судне «Фрам» («Вперед») дрейфовать со льдами к полюсу.
Так он и сделал. В 1893 г. «Фрам» отплыл от Норвегии, благополучно прошел через Карское море, обогнул мыс Челюскин и вмерз в лед к северу от Новосибирских островов. Дрейф начался. Сразу же приступили к научным наблюдениям над земным магнетизмом, растительной и животной судьбой океана, неизменно вели метеорологические наблюдения, измеряли через проруби либо в полыньях глубину океана, в особенности смотрели за направлением и скоростью дрейфа льда и силой ледовых сжатий.
Дабы «Фрам» имел возможность выдержать ледовые сжатия, от которых уже погибло много полярных судов, Нансен сделал дно корабля так округленным, что при давлении льдин на борта всё судно как бы выжималось на поверхность льда. Стены корабля имели около 1 м толщины. Тройная обшивка корпуса была сделана из дуба. В длину корабль имел 39 м, в ширину — 11 м.
Ледовые сжатия не причиняли кораблю никакого вреда. Первое опробование Нансен обрисовал так: «Раздался оглушительный грохот, и «Фрам» целый задрожал. Это было первое сжатие льдов. Все выскочили на палубу взглянуть. «Фрам», как я и ожидал, держался превосходно. Лед наступал непрерывно, но уходил вниз, под киль судна, а оно медлительно выжималось кверху».
Полярная ночь проходила в напряженной научной работе, чтении книг, прогулках, охоте и товарищеских беседах. «Фрам» дрейфовал весьма медлительно, обрисовывая сложные петли. Но неспециализированное перемещение было направлено на север.
Летом Нансен начал подготовиться к санной экспедиции на полюс. Но рассчитывать на успех похода он имел возможность лишь в том случае, если судно близко продвинется к полюсу.
Судно Нансена «Фрам» на зимовке в Арктике.
Прошла вторая зимовка. С наступлением ярких дней, 14 марта 1895 г., Нансен в сопровождении Иогансена покинул «Фрам», что был тогда на 84° с.ш. и направился к полюсу. Путь был существенно тяжелее, чем предполагал Нансен. Путешественникам было нужно преодолевать полыньи и нагромождения льдов. Шли они в замерзшей одежде, которую негде было высушить. В то время, когда путешественники залезали в спальные мешки, одежда оттаивала, но утром снова мёрзла. Нансен натер рукавом на руке рану практически до кости. Видя бесполезность упрочнений, достигнув 86°41? с.ш., ученый решил развернуть на юг и отправился к Почва Франца-Иосифа.
По окончании трех с половиной месяцев тяжелого пути по ледяной пустыне наконец показалась открытая вода; тогда спустили каяки и под парусами добрались до Почвы Франца-Иосифа. Из камней, почвы и меха соорудили хижину-нору и зазимовали.
Весной по чистой воде, время от времени перетаскивая каяки через лед, путешественники двинулись на юг. Им было нужно пережить много злоключений. в один раз морж собственными бивнями пробил каяк Нансена, и нужно было высаживаться на берег, дабы заделать пробоину. Случалось неоднократно, что к ним незаметно подкрадывались голодные медведи, а один раз ветром унесло каяки, и Нансену было нужно ринуться в ледяную воду и вплавь догонять их. Словом, опасности подстерегали путников на каждом шагу.
В июле 1896 г. Нансен и Иогансен вышли к южной оконечности Почвы Франца-Иосифа. Тут Нансен неожиданно услышал лай собаки. Сперва он не поверил своим ушам. Через чур нелепой показалась ему эта идея. Но лай повторился. Нансен отправился на лай собаки и скоро услышал человеческий голос. А вот и человек идет навстречу. Данный необыкновенный момент Нансен обрисовывает так:
«Мы понемногу приближались друг к другу. Я замахал шляпой, человек сделал то же. Позже мы протянули друг другу руки. С одной стороны — цивилизованный европеец в клетчатом британском костюме, высоких резиновых сапогах, шепетильно выбритый и причесанный, благоухающий душистым мылом, запах которого издали доносился до острого обоняния дикаря. Иначе — дикарь, одетый в нечистые лохмотья, с долгими всклокоченными щетинистой бородой и волосами, с лицом так почерневшим, что естественного белого цвета не было возможности различить под толстым слоем ворвани и сажи. Ни один из них не знал, кто был второй и откуда он пришел». Незнакомец первый начал разговор:
— Здравствуйте!
— Здравствуйте,— ответил Нансен.
— Я очень рад вас видеть.
— Благодарю. Я также.
— Вы тут с кораблем?
— Нет, его тут нет.
— какое количество вас всего тут?
— Со мной один товарищ у кромки льда.
Внезапно незнакомец остановился, внимательно взглянул Нансену в лицо и скоро сказал:
— Не Нансен ли вы?
— Да, я Нансен.
— Клянусь, я страшно рад вас видеть!
И опять начались тёплые рукопожатия…
Незнакомец был Джексоном. Поблизости был домик, где под его управлением зимовала британская экспедиция для изучения Почвы Франца-Иосифа. Зимовщики оказали Нансену и Иогансену самый теплый прием.
Через месяц британский пароход доставил путешественников на родину, а через 7 дней благополучно возвратился и «Фрам».
По окончании ухода Нансена судно дрейфовало в северо-западном направлении. В районе Шпицбергена капитану Свердрупу удалось вывести корабль на открытую воду и летом возвратиться в Норвегию.
Экспедиция Нансена имела громадное научное значение. Она установила, что в Центральной Арктике находится море с глубинами более 3000 м. Изучение изюминок погоды создало представление о климате высоких широт. Довольно много полезных материалов дали наблюдения за дрейфом льдов, животной и растительной судьбой моря. Удалось установить, что на глубине 200-800 м проходит слой более горячей воды, поступающей в Северный Ледовитый океан из Атлантического океана.
Нансен был не только учёным и крупным путешественником, но и передовым публичным деятелем, втором юный Советской республики. Он был одним из организаторов помощи голодающим Поволжья в 1921 г.
Погиб Фритьоф Нансен в 1930 г.