В 24 культура речи. серия «учебники, учебные пособия». ростов н/д: феникс, 2001.- 448 с. 15 глава

ПОДГИБАТЬ,подвертывать, подворачивать.

Значения синонимов в словаре не разъясняются. В случае, если многозначное слово образует пара последовательностей синонимов либо входит в различные последовательности, то это продемонстрировано ссылками и цифрами на доминанту:

ВЫДЕРЖАТЬ 1. выстоять, устоять; выдюжить, сдюжить (несложен.)

2. об экзамене: сдать

3. см, вытерпеть 4. см. соблюсти.

Из словарной статьи делается как мы знаем, что глагол выдержать в двух синонимических последовательностях есть стержневым словом (1 и 2). Остальные последовательности озаглавливают другие доминанты, а слово выдержать лишь входит в их состав. Вот каков состав 3-го и 4-го последовательностей:

ВЫТЕРПЕТЬ 1. стерпеть, вынести, снести, перенести / муки, опробования: выдержать…

СОБЛЮСТИ, сохранить, не нарушить, выдержать.

Словарь показывает на стилистическую окраску синонимов, степень их распространенности:

Данный словарь много раз переиздавался. В 10-м издании (1999) в нем насчитывается около 11 тысяч синонимических последовательностей.

Самое полное описание синонимов находим в двухтомном «Словаре синонимов русского» под ред. А.П. Евгеньевой (Л., 1970-1971), содержащем около 4000 словарных статей.

Словарь раскрывает значение каждого синонима, показывает его стилистическую окраску, сферу потребления. Словарные статьи содержат богатый иллюстративный материал. В первый раз в историй русской лексикографии данный словарь приводит антонимы. Во 2-м томе словаря имеется словоуказатель.

Со словарной статьей из названного словаря синонимов вы уже знакомились, в то время, когда определяли построение статей синонимических последовательностей: препятствие, препятствие и преграда, преграда, препона, помеха, тормоз и др. Возвратитесь к этому заданию и перечитайте словарные статьи.

Для обучающихся средних учебных заведений издан «Учебный словарь синонимов русского» (Ростов н/Д; Москва, 1997), составленный группой авторов. Задача словаря — представить учебный материал, нужный для овладения синонимическим достатком языка. Потому, что словарь — учебный, то в нем имеется раздел «Повторительные задания», а во введении даются теоретические знания о синонимии.

Вторая несколько слов — антонимы — частично представлена в толковых словарях. Они употребляются наровне с синонимами для разъяснения значения стержневого слова. Так, в «Толковом словаре русского» под ред. Д.Н. Ушакова (М., 1935-1940) в некоторых словарных статьях указываются слова с противоположным значением. К примеру: ВЕРХ 1. Верхняя оконечность, самая высокая часть чего-н.; противоп. низ.

Антонимы употребляются как дополнительное средство раскрытия смыслового значения слов. К примеру, в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» (М., 1950-1965) указаны антонимы слов: безотносительный (противополагается относительному), вперед (противополагается назад), вниз (противополагается вверх), внешний (противополагается внутреннему) и др.

Антонимы представлены и в двухтомном «Словаре синонимов русского» под ред. А.П. Евгеньевой. В первом томе этого словаря около двухсот словарных статей содержат антонимы. К примеру, к синонимам: гигант, великан, гигант, богатырь, колосс, титан в конце словарной статьи дается второй последовательность синонимов, имеющих противоположное значение: карлик, лилипут, пигмей,

Само собой разумеется, словари, в которых антонимы употребляются лишь как дополнительное средство раскрытия смысла слов, не смогут дать полного представления об антонимах. Выполнить эту задачу может лишь особый словарь антонимов русского,

В русской лексикографии, сделавшей большие удачи в создании разных лингвистических словарей, до недавнего времени не было попыток составить словарь антонимов русского,

В 1971 г. практически в один момент вышли «Словарь антонимов русского», составленный JLA, Введенской (Ростов н/Д), и «Словарь антонимов русского» Н.П. Колесникова (Тбилиси).

«Словарь антонимов» с течением времени был существенно переработан: введены новые антонимические пары, последовательно дано толкование антонимов, расширен иллюстративный материал. В обновленном варианте он был издан в Ростове-на-Дону в 1995 г.

В «Словаре антонимов», составленном Н.П. Колесниковым, собрано более 1300 пар слов. Антонимы находятся в нем по алфавиту первого слова. Словарная статья озаглавливается антонимами. После этого повторяется первое слово антонимической пары и толкуется его значение. Так же дается второй антоним.

«Словарь антонимов русского» Н.П. Колесникова был опубликован вторично в Ростове-на-Дону в 1995 г.

Имеется еще «Словарь антонимов русского» М.Р. Львова (М., 1978). В нем представлено 710 словарных статей. Любая словарная статья может складываться из одной пары антонимов (неспециализированный — личный, яд — противоядие) и группы антонимов (радостный -грустный, радостный — печальный, радостный — невеселый, радостный — тоскливый, радостный — безрадостный, радостный -хмурый, радостный — пасмурный).

К каждой паре приводятся словосочетания, а после этого иллюстрации, забранные из произведений художественной, публицистической, научной литературы, из периодики. По окончании иллюстраций даются однокоренные антонимические пары.

М.Р. Львов составил «Школьный словарь антонимов», второе издание которого в переработанном виде вышло в Москве в 1987 г.

Омонимы фиксируются в толковых словарях русского. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной словарной статье, омонимы характеризуются в различных словарных статьях.

В «Словаре омонимов русского», составленном О.С. Ахмановой (М., 1974), представлено более 2000 словарных статей, содержащих пары либо группы омонимов. Любой омоним переводится на английский, французский, германский языки. В случае, если слово зарубежное, то указывается источник.

самый полным словарем омонимов есть «Словарь омонимов» Н.П. Колесникова, изданный в Ростове-на-Дону в 1995 г. Это уникальный лексикографический труд, в котором собраны и систематизированы слова-омографы и омонимы русского, Эти лексические единицы составили 3500 словарных гнезд. Все слова, входящие в словарную статью (гнездо омонимов), имеют объяснение их значения.

9.5. Фразеологические словари

Первый по времени выхода — «Фразеологический словарь русского» под ред. А.И. Молотова (М., 1967). В нем обрисовано более 4 тысяч фразеологизмов. Все они разъясняются, приводятся их вероятные варианты, потребление в речи фразеологизмов иллюстрируется примерами из художественной, публицистической литературы. В случае, если фразеологизм имеет синонимы, антонимы, то они приводятся. В отдельных случаях сообщаются сведения о происхождении фразеологической единицы. Приведем для наглядности словарные статьи.

Из словарей, изданных в последнее десятилетие, назовем «Фразеологизмы в русской речи» (М., 1997). Его авторы — A.M. Мелерович, В.М. Мокиенко. Это первый во всемирной лексикографической практике опыт описания идиом и пословиц в их вариантном многообразии. В конце словарной статьи имеется историко-этимологический комментарий. В словаре — 500 самые частотных фразеологизмов. Большинство иллюстраций забрана из текстов последних десятилетий, не отображенных вторыми русскими словарями.

Довольно много познавательного содержат словари: «Энциклопедия мысли: Сборник изречений и афоризмов от древности до наших дней». (СПб, 1997); «Энциклопедия афоризмов (Идея в слове)», составитель — Э. Ворохов (М., 1998). В книгах представлены афоризмы, изречения, высказывания отечественных и зарубежных авторов, пословицы, отрывки из народного эпоса, литературных прозаических и поэтических произведений от античности до наших дней. Всего более 1600 словарных статей,

В библиотеке каждого школьника должны быть «Школьный фразеологический словарь русского» В.П. Жукова, А.В. Жукова (М., 1994); поговорки словарь «и Учебный Русский пословицы», составленный: В.И. Зиминым, С.Д. Амуровой, В.Н. Шанским, З.И. Шаталовой (М., 1994).

9.6. Словари трудностей русского

В отечественной лексикографии имеется пара словарей, каковые именуются словарями трудностей.Знакомство с ними разрешает не только уяснить, в чем сложность русского, что приводит к затруднению при словесном оформлении мысли, но и осознать, как не допустить неточность, не нарушить ту либо иную норму литературного языка. Такие словари должны быть настольными книгами для каждого, кто ответственно относится к собственной речи.

Один из них — Словарь-справочник «Трудности русского».Составители: В.Н. Вакуров, Л.И. Рахманова, Н.В. Толстой, Н.И. Формановская (М., 1993-1994). Статьи словаря растолковывают тяжёлые случаи различения слов с родными значениями; новым словоупотреблением, довольно часто видящимся в газете, и трудности, обусловленные наличием вариантных грамматических форм и синтаксической сочетаемостью. Иллюстративный материал забран из газет, публично-политических и научно-популярных изданий, радио- и телепередач по большей части за период с 1963 по 1992 г., и текстов художественной литературы. В словаре содержится 858 словарных единиц.

Увлекателен словарь-справочник «Лексические трудности русского» (М., 1994). Составители — А.А. Семенюк, И.Л. Городецкая, М.А. Матюшина и др. В словаре собраны слова, лексические значения которых смогут воображать трудности для читателя. По большей части это книжная лексика.

Словарная статья содержит толкование слова, грамматическую и стилистическую характеристики, данные о происхождении слова, иллюстрации из художественной литературы. К заглавному слову приводятся фразеологические сочетания, антонимы и синонимы. Часть производных слов помещается в словообразовательном гнезде.

Самый ответственный и нужный словарь для каждого обучающегося — это орфографический словарь.

Новый отвлечённый «Русский орфографический словарь» (М., 1999) содержит около 160 000 словосочетаний и слов. Это самый полный словарь. Каждое слово имеет ударение и нужную информацию о грамматических изюминках. Новшеством, отличающим этот словарь от прошлого, что издавался с 1950 по 1998 г. (последнее, 33-е издание), есть включение слов, пишущихся с прописной буквы, и сочетаний с этими словами, а также слов, пишущихся в различных собственных употреблениях и значениях как с прописной, так и со строчной буквы. Это нормативное общеобязательное справочное пособие.

Сейчас стали издавать словари-«библиотеки». Один словарь включает в себя пара словарей. К такому типу словарей относится «Небольшой словарь русского» (М., 1999). В него вошли «Орфографический словарь», «Словарь и» Этимологический «словарь зарубежных слов». Помимо этого, «Орфографический словарь» дополнен маленькими словарями-справочниками о слитном либо раздельном написании слов, о написании прописной либо строчной буквы, -н либо -нн, слов с непроверяемыми либо тяжело контролируемыми согласными и гласными буквами и др.

Комплексный подход разрешил поместить в словари материалы, взаимодополняющие друг друга. В следствии читатель может взять о слове исчерпывающую данные.

Рекомендуемая литература

Гвоздарев Ю.Л. Рассказы о русской фразеологии. — М., 1988.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. — М., 1995.

Рождественский Ю.В. Техника, культура, язык. — М., 1993.

Розенталь Д.Э., светло синий И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988.

Скворцов Л.И. Экономия слова, либо Поболтаем о культуре русской речи. — М., 1996.

Речевая гимнастика

Вместо предисловия

Один обучающийся колледжа систематично занимался речевой гимнастикой и сочинил ей такую рекламу:

«Если вы желаете, дабы о вас говорили: «Вот молодец! Как выступает! Какая обращение! Нам бы так!»;

если вы желаете, дабы по окончании первого собеседования, первого экзамена, первого знакомства вас пригласили на работу в самую респектабельную компанию, приняли в высшее учебное заведение;

если вы желаете, дабы самая прекрасная женщина либо самый интересный парень с восторгом наблюдали на вас, в то время, когда вы что-либо говорите, — систематично занимайтесь речевой гимнастикой!

Комплексы упражнений

Первый комплексупражнений по формированию речемыслительных свойств выполняется каждый день в течение месяца. После этого направляться второй комплекс. Отдельные упражнения первого комплекса возможно делать и дальше.

Упражнение 1

Прочтите первое предложение текста и повторите его на память. В случае, если воспроизвели совершенно верно, то же самое сделайте со вторым и третьим предложениями. После этого прочтите все три и повторите их, не обращаясь к тексту. Делать упражнение направляться до тех пор, пока не запомнится текст.

На следующий сутки текст повторяете по памяти. Последующие дни начинаете с повторения ранее отработанного текста, после этого обращаетесь к следующим трем-четырем (не больше!) предложениям. Действия те же самые. Громадные предложения возможно разбивать на пара частей.

Не старайтесь ускорить запоминание, стремительнее выучить. Не забывайте: это гимнастика. Нагрузку не увеличивайте!

1. Ты говоришь: «Покидаем шарик?» Твой друг слышит и осознаёт: ты желаешь сыграть в волейбол. Слова — как ниточка между вами.

Возможно, само собой разумеется, позвать друга сыграть в волейбол и не раскрывая рта. Легко сделать вид, что подаешь и отбиваешь мяч, а уж он осознает. Лишь символы, жесты, вслух не сообщено ни слова — и все равно это язык. И если ты написал приятелю записку, это также язык.

Спору нет, возможно играться в футбол и за все время не сказать ни слова. Но таковой игрой в молчанку ты лишь и докажешь, что выдержки у тебя хватает. А без языка все равно не обойдешься. Так как нельзя играть, не зная правил. Футбол потому и футбол, что у него собственные правила, а правила складываются из слов.

Слова — это орудия: без них никакой игре не научишь, не соберешь игроков в команду, а зрителей на стадион.

Кроме того, без этих орудий никаких вторых не сделаешь. У тебя не было бы ни клюшки — закинуть шайбу, ни молотка — забить гвоздь, ни ложки — покушать супу, если бы люди уже давным-давно не пользовались языком, не советовались, как и что делать.

Слова необходимы ученым и конструкторам — и много! — дабы совместно создавать космические суда. Люди на зтих судах, исследуя космос, говорят между собой. Астронавты отправляют ответственные сведения на Землю.

В учёных и обиходе космонавтов имеется множество новых слов, по большому счету же язык весьма стар: он существует ео времен пещерных людей. Но было время, в то время, когда все слова были новыми. Самая идея, что возможно говорить, была тогда людям в диковинку. Древние люди не сначала умели сказать. Им было нужно придумать язык.

Возможно, не так-то легко поверить, что язык нужно было придумывать, Казалось бы, человеку так же характерно сказать, как собаке — лаять, а птице — петь.

2. В то время, когда люди обучились говорить словами, они вовсе не закинули собственный прошлый язык жестов. Новый метод общения — сказать и слушать — уживался со ветхим методом — показывать и наблюдать.

А много лет спустя по окончании того, как люди изобрели слова, на язык жестов легла совсем особенная нагрузка. К примеру, язык жестов весьма понадобился некоторым племенам в Австралии: у них была примета, что слова, сообщённые вслух, вредят охоте. Всегда, в то время, когда приятели уходили на поиски дичи, дамы, оставшиеся дома, должны были молчать. Но охоте не было финиша, и дамы от тоски. Им так хотелось хоть мало поболтать между собой — тут-то и пришел на помощь язык жестов.

И сейчас возможно набрести в Австралии на селение племени аруба, где застанешь одних только безмолвных дам, и, но, в том месте не прерываются оживленные беседы.

А вот второй случай, в то время, когда коренные обитатели Австралии пользуются языком жестов. Встретились люди из двух племен, каковые говорят на различных языках. Приходится разъясняться символами. И вот что страно: говорить они будут в большинстве случаев о собственных предках. Любой попытается разузнать, нет ли у него с иноплеменником неспециализированной родни.

В юный африканской республике Камерун говорят на нескольких различных языках. Так что язык жестов довольно часто выручает тамошних обитателей. Так бывало когда-то и в высокогорных труднодоступных районах Кавказа, где бок о бок уживается очень много самых различных языков.

Язык жестов был кроме этого в обиходе у некоторых племен американских индейцев. На протяжении раскопок на Юкатане историки обнаружили древесные изделия — резьба на них изображала, как индейцы майя разъясняются символами.

Индейцы, каковые жили в прериях либо по соседству с ними, изобрели еще один язык жестов. В том месте кочевало с места на место множество племен, и единый, понятный всем язык весьма помогал им общаться между собой. Белые солдаты и торговцы, проезжая через индейские поселения, также довольно часто прибегали к этому языку.

3. Уильям Джонс увлекался спортом, в особенности фехтованием. Он обожал потанцевать, обожал радостно совершить время. Он был таковой живой, умный, общительный, что ему дали не совсем простое прозвище — Джонс Гармоническая Личность.

Эта Гармоническая Личность не только превосходно ладила с людьми, но и относилась к ним с живейшим интересом. Джонсу хотелось знать как возможно больше о самых различных людях, где бы они ни жили, чем бы ни занимались. А для этого ему нужно было знать языки, на которых они говорят. Его завлекали языки сами по себе. Он с удовольствием их изучал. В школе он учил латынь и греческий, а позже, в свободное время, французский и итальянский — просто так, для собственного наслаждения. От этих языков он перешел к немецкому, испанскому, португальскому, древнееврейскому, арабскому. А позже он поступил домашним преподавателем в одно богатое семейство, которое путешествовало по Европе, и за это время кроме того выучился мало по-китайски.

Возвратясь в Англию, юный Джонс решил наконец стать юристом. Право он знал превосходно, но получал мало, в силу того, что через чур довольно часто становился на сторону бедняков. Он ненавидел рабство и без того прямо и сказал. Это бесило людей, каковые наживались на торговле рабами. Еще больше пострадал карман Джонса Гармонической Личности, по окончании того как он заявил во всеуслышание, что, на его взор, король Георг III жестоко притесняет собственные колонии в Америке. Сейчас тяжело было ожидать, дабы правительство короля Георга предоставило Джонсу работу в Индии — в второй британской колонии, которая его весьма завлекала. Но Джонс горячо этого желал и в итоге добился собственного. Его прописали судьей в городе Калькутте. И сразу же тамошние европейцы стали им возмущаться, в силу того, что он относился к индийцам, как к равным. Он полюбил их и потому определил о них больше, чем знал кто-либо до него. Он говорил с ними на их родном языке и к тому же выучился санскриту, священному языку индийских жрецов.

(Из «Книги о языке» Франклина Фол сома)

Упражнение 2

Закончите четыре предложения (три варианта к каждому):

1. Настя захлопала в ладоши и закричала… Анатолий покачал головой, повторяя… Вика сообщила, подняв указательный палец… Почесав в затылке, он сказал…

2. На последнем уроке истории…

Весной любой человек…

Если вы понимаете…

Не нужно вычислять…

Выполняйте упражнение (количество предложений возможно увеличивать), применяя текст газет, художественной литературы, книжек.

! Помните делать это каждый день в течение месяца.

Упражнение 3

Нужно развить идея, которая начинается словами, нижеприведенными. Дано десять вариантов, по одному на ежедневно. В то время, когда все они будут исчерпаны, направляться возвратиться к первому и придумывать новые версии. Старайтесь, дабы текст, что вы придумываете, с каждым разом был дольше. Делать каждый день весь месяц!

1. Предполагают, что в двухтысячном году…

2. Сейчас тяжело поверить, что было время, в то время, когда…

3. Известно ли вам, что…

4. в один раз, в зимний холодный вечер…

5. При перелете из России в Англию…

6. В случае, если ежедневно, не обращая внимания на погоду…

7. Вы, само собой разумеется, не забывайте, что случилось…

8. Книга — источник знаний, но…

9. Нет человека, который знает, в то время, когда…

10. Сейчас я поведаю, что произошло…

Упражнение 4

Прочтите текст и собственными словами, но близко к оригиналу перескажите его содержание. На следующий сутки просматриваете и пересказываете второй текст. В то время, когда прочтёте последний текст, возвратитесь к первому и продолжайте упражнение в том же порядке.

1. Известно ли вам, по какой причине прекрасный осенний цветок, имеющий разнообразную окраску, от снежно-белой до иссиня-тёмной, назвали гладиолусом? Слово гладиолус греческое, и для нас оно не мотивировано, т. е. неясно, по какой причине цветок так назван. Имеется у цветка и народное наименование — шпажник. Сейчас догадываетесь, по какой причине он взял такое имя? Да, листья у него долгие, узкие, торчат, как острые шпаги. Мы легко предугадали происхождение этого заглавия, в силу того, что оно русское, производное. И не имеет значение в этом случае, что корень зарубежный. Слово шпага было заимствовано в семнадцатом веке через посредство польского языка из итальянского, а восходит к греческому spathe в значении «бедро», «клинок».

2. Через лесное оконце открылась поляна в лесу, посередине ее две березы, под березами — пень, и рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка, такая огромная, каких в жизни собственной я еще ни при каких обстоятельствах не видел. Она была такая ветхая, что края ее, как это не редкость лишь у сыроежек, завернулись вверх.

И от этого вся сыроежка была в точности как громадная глубокая тарелка, притом наполненная водой.

Внезапно вижу — слетает с березы серая птичка, садится на край сыроежки и носиком — тюк! — в воду, И головку вверх, дабы капля в горло прошла.

(М. Пришвин)

3. какое количество разнообразных звуков слышим мы ежеминутно! Каждое звучание имеет собственный наименование и состоит оно из звуков речи, каковые как бы отражают само звучание. Такие слова именуются звукоподражательными.

От них образуются производные, сохраняющие в себе звуковой показатель: тикать, капать, мяукать, тявкать, чирикать и др. Случайно ли, к примеру, домашние ботинки без задников назвали шлепанцами? Само собой разумеется, нет. В то время, когда в них ходят, они шлепают, ударяются задниками о пол и слышится характерный звук, названный шлеп. Кстати, гнездо слов, озаглавленное звукоподражательным шлеп, большое, насчитывает 43 слова. Среди них глаголы шлепать, шлепнуть, зашлепать, нашлепать, отшлепать, обшлепать, пошлепать, расшлепать; существительные шлепанье, шлепка, шлепок, шлепанец, нашлепка а также образное слово губошлеп.

4.Жизненная обстановка, психологическое состояние человека, его культурность, уважительное отношение к окружающим определяют, каким тоном он будет вести обращение. Так, на митинге, параде, на вокзале, в то время, когда говорящие находятся один в вагоне, а второй на перроне; в случае, если собеседники поделены расстоянием либо их окружает постоянный шум, а нужно сообщить что-то ответственное, — в таких обстановках позволительно сказать звучно. В то время, когда же человек находится в семье либо в кругу друзей, на приеме у доктора, в кабинете главы, в трамвае, магазине либо в другом публичном месте, то громкая обращение будет свидетельствовать о невоспитанности либо чрезмерной нервозности, возбужденном состоянии либо, наконец, о рвении говорящего обратить на себя внимание окружающих.

5. Нет сомнений, что у каждого писателя, поэта собственная манера чтения, собственная интонация, неповторимая, единственная.

Восторженно принимали слушатели рассказы Ивана Алексеевича Бунина в его выполнении. У него был прекрасный голос. Он с необычным мастерством, применяя все богатство и разнообразие русской интонации, передавал узкие нюансы мысли, создавая звуковые портреты собственных храбрецов; то замедляя, то убыстряя обращение, повышая и понижая голос, рисовал картины природы. Он завораживал всех собственными непередаваемыми интонациями,

А вот Константин Георгиевич Паустовский имел негромкий, хрипловатый, время от времени кроме того скрипучий голос. И не смотря на то, что просматривал он собственные произведения «невыразительно», неторопливо, ровным голосом, без ослабления и усиления его звучания, слушатели сидели, затаив дыхание, старались не пропустить ни одного слова.

Кому довелось слышать выступление Корнея Ивановича Чуковского, тот ни при каких обстоятельствах не забудет его юный, большой, страно звонкий голос.

Чуковский имел собственную манеру сказать — живую, полную юмора и какого-либо юношеского задора. Создавалось чувство, что он не просматривает произведение, а ведет доверительную беседу. Большой, стройный, страно обаятельный, он умел с первых слов очаровать, покорить всех.

6. Ученые-лингвисты в далеком прошлом обратили внимание на то, что невежды люди часто говорят «спинжак» вместо пиджак, «киноскоп» вместо кинескоп, невроз изменяют на «нервоз», а високосный на «высокосный».

Случайна такая замена либо нет? Возможно ли растолковать, чем она позвана? Наверное это разъясняется тем, что говорящий пытается немотивированное для него слово сделать мотивированным и формирует близкое по звучанию слово, которое ему ясно. По какой причине пиджак так назвали — неясно, но в случае, если сообщить «спинжак», то делается яснее ясного: эта одежда надевается на пояснице, закрывает ее. Слово «киноскоп» сближается с кино, «нервоз» с нервом, «высокосный» с большой. Слова становятся понятными, объяснимыми. Такое явление ученые назвали народной этимологией.

7. Одним из семи чудес света есть Александрийский маяк, выстроенный в 280 году до н. э. на восточной оконечности острова Фарос недалеко от Александрии. На последнем этаже трехэтажной башни (высотой около 120 метров) горел пламя маяка, его свет усиливался методом отражения его в совокупности железных зеркал и был издали виден мореплавателям. Горючее на третий этаж доставлялось на ослах по винтовой лестнице в двух первых этажей. К XIV веку маяк был существенно уничтожен, но и в таком виде высота его достигала 30 метров, Скоро он упал от землетрясения.

Современная Александрия имеет второй маяк, что находится в западной части Фароса и ничем не напоминает собственного известного предшественника. Благодаря Александрийскому маяку от ничем не примечательного заглавия острова Фа-рос было образовано слово фара.

Упражнения 2 и 3 возможно делать на уроке с целью проверки. Любой ученик на карточке пишет начало фразы. Карточки кладут на стол учителя. Затем вызываются попеременно ученики, каковые берут карточку и делают задание.

Второй комплекс упражнений по формированию ре-чемыслительных свойств и упрочнению памяти выполняется кроме этого каждый день в течение месяца. Нужно повторять отдельные упражнения первого комплекса.

Упражнение 1

Прочтите текст вслух. Старайтесь просматривать ясно, не спеша. В таком же темпе прочтите его еще раз, иногда переводя взор на мнимого слушателя, т. е. части предложений произносите, не глядя на текст.

На следующий сутки упражнение повторите.

То же самое проделайте с каждым из нижеприведенных текстов. После этого продолжайте упражнение, применяя любой текст.

Задача: овладеть навыком чтения с отрывом от текста.

1, Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным Знаком. Познакомились, разговорились.

— У меня громадные проблемы, — сообщил Ноль. — Я утратил собственную палочку. Воображаете положение: Ноль — и без палочки.

— Ах! — вскрикнул Восклицательный Символ. — Это плохо!

— Мне весьма тяжело, — продолжал Ноль. — У меня такая умственная работа… При моем научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.

— Ох! — вскрикнул Восклицательный Символ. — Это вправду плохо!

— И как я покажусь в обществе? Со мною просто не начнут считаться…

— Эх! — вскрикнул Восклицательный Символ и больше не отыскал, что вскрикнуть.

— Вы меня осознаёте, — сообщил Ноль. — Вы первый, кто отнесся ко мне с настоящим эмоцией. И понимаете, что я поразмыслил? Позволяйте работать совместно. У вас и палочка внушительнее, чем моя прошлая, да и точка имеется — про всякий случай.

— Ах! — вскрикнул Восклицательный Символ. — Это чудесно!

— Мы с вами замечательно сработаемся, — продолжал Ноль. — У меня содержание, у вас — чувство. Что возможно лучше?

— Эх! — еще больше был рад Восклицательный Символ. — Это вправду чудесно!

И они стали работать совместно. Оказалась необычная пара, и сейчас кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным Знаком, непременно вскрикнет:

— О!

А больше — ничего не сообщит.

Очевидно, в случае, если на бумаге больше ничего не написано.

(Ф. Кривин. Восклицание)

2. Слово ГОВОРЯТ как-то выделяется в предложении о Другие слова не имеют ни одной запятой, а ему положены целых две. И каждому ясно, что это — в полной мере заслуженно.

Слово ГОВОРЯТ с покон веков славится собственными познаниями. О чем его ни спроси — все ему известно, оно с радостью отвечает на все вопросы.

Вас интересует, какая на следующий день погода? Спросите у слова ГОВОРЯТ, оно вам ответит совершенно верно и определенно:

— Говорят, будет ливень.

Желаете узнать, хороша ли вышедшая на экран кинокартина? И тут к вашим услугам это превосходное слово:

— Ничего, говорят, наблюдать возможно.

Все знает слово ГОВОРЯТ, не смотря на то, что само не есть кроме того участником предложения. Неизвестно, по какой причине его до сих пор не принимают. Возможно, по причине того, что главные места заняты Сказуемым и Подлежащим, а предлагать такому слову какое-нибудь второстепенное место легко некомфортно.

Вебинар №9: Детские пособия в Ростовской области и городе Ростов-на-Дону


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: