Формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности

При подготовке детей к рисованию, конструированию, аппликации учить выкладыванию узоров из фигур , составлению отдельных предметов (забор, елочка, неваляшка, снеговик, домик и т.семь дней.) и композиций из них.

Конструирование. Знакомство с подробностями разных конструкторов и их назначением; подбор подробностей по форме, размеру посредством приложения и наложения; обучение скреплению подробностей конструкторов, сборка отдельных предметов (лесенок, башен, стен без проемов и с проемами); построение домика, предметов мебели и др.; составление композиций из сконструированных предметов (жилая помещение, гараж и др.).

Занятия лепкой. Обучение приемам разминания глины, лепка колбасок и палочек при раскатывании глины между пальцами и ладонями рук, лепка колечек и шариков, составление орнаментов из палочек, колечек и шариков; лепка предметов из колбасок (огурец, морковь, яйцо и т.п.) и шариков (плоды овощей, фруктов и др.), лепка отдельных предметов и составление композиций из них.

Занятия с применением мозаики. Знакомство с рабочим полем, видами фишек; заполнение фишками рабочего поля, выкладывание горизонтальных и вертикальных линий, орнаментов, композиций и отдельных предметов из них (по примеру и по памяти).

Занятия аппликационной лепкой (заполнение рельефного рисунка пластилином). Подбор подробностей-заготовок из пластилина для наложения их на определенные части рисунка, размазывание пластилина до контуров рельефного рисунка (огурец, морковь, репка, грибы, веточка вишни, машина, цветок и т.п.).

Работа с бумагой. Ознакомление с разными сортами бумаги (промокательная, салфеточная, газетная, туалетная, тетрадная, перфокарточная, оберточная и др.), сгибание листа бумаги по разным направлениям, обрывание страницы по сгибу, обрывание бумаги по контуру рельефных картинок предметов, составление из них композиций накладыванием на контрастный фон; поделки из бумаги приемом сгибания (лодка, кошелек и др.).

Работа с фольгой. Разглаживание смятой фольги (ладонями, отдельными пальцами); формовка из фольги разных поделок (человечки, зверушки и т.п.).

Занятия с нитями. Наматывание клубков, связывание нитей, распутывание узлов, исполнение разных плетений типа макраме.

Работа с палочками. Вынимание палочек из коробочки (по одной, две, три и т.д.) попеременно правой и левой руками, перекладывание палочек из одной коробки в другую, составление из палочек по примеру и по памяти фигур , контуров печатных цифр и букв плоскопечатного шрифта, выкладывание колодца и т.п.

Работа с книгой. Перелистывание страниц книги, нахождение на странице начала текста, абзацев и конца, по Брайлю, перелистывание страниц плоскопечатной книги приемом отпускания каждого страницы от начала книги и от ее финиша.

Разработка узкой координации перемещений для плоского письма; проведение линии сверху вниз, слева направо, справа налево, наклонно, по кругу; дидактические игры типа «Дорога к дому», в то время, когда нужно идти посредине дороги, не выходя за ее пределы; обведение трафаретов букв, соединение точек в заданном порядке, раскрашивание и штриховка контурных картинок, не выходя за границы контуров, и т.п.

Обучение элементам рисования. Освоение различных видов перемещения как приемов рисования (перемещение по прямой, в разных направлениях, по кругу, волнистые, отрывочные), воспроизводимых сначала в воздухе, а после этого для слепых на пленке прибора для черчения и рельефного рисования «Школьник» либо на пласткомпе прибора Н.А. Семевского, а для слабовидящих на бумаге (дорожка, дождик, травка, волны, море, яйцо, колобок и т.п.); работа с линейкой (фиксация линейки пальцами левой руки, размещение у края линейки с легким упором на нее кончика стержня шариковой ручки, рейсфедера либо карандаша при работе соответственно на пленке прибора «Школьник», приборе Н.А. Семевского, бумаге; проведение линии четко на протяжении края линейки); обводка по трафаретам, раскрашивание и штриховка.

Чтение рельефных картинок. Приемы обследования рельефного рисунка в соотнесении его с настоящим предметом либо его моделью (грифель, расческа, замок, машина и т.п.); восприятие сюжетных рельефных картин по книге О.И. Егоровой «Приключения сказочного человечка», воспроизведение обучающимися разных поз человечка по его рельефному изображению.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нарушение зрения, появляющееся в раннем возрасте, отрицательно воздействует на процесс формирования пространственной ориентации у детей.

Для дошкольников с нарушением зрения свойственны недочёты развития перемещений и малая двигательная активность; у них, если сравнивать с нормально видящими сверстниками, существенно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных взаимоотношений. Нарушение глазодвигательных функций приводит к выделения детьми формы, величины, пространственного размещения предметов.

Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной базе требует особого обучения детей активному применению нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т.д.).

Лишь в этом случае допустимо создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

Самый удачно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в упражнениях и дидактических играх.

На решение данной задачи направлены упражнения и дидактические игры, в которых дети обучаются выделять и разбирать разные отношения и пространственные признаки, приобретать данные об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.

1-й год обучения

Учить детей различать и верно именовать части собственного тела, части тел вторых детей, кукол; соотносить со своим телом.

Дать представление о пространственном размещении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а вторая левая; грудь в первых рядах, а поясницы позади, и т.д.

Учить детей верным приемам ходьбы, перемещениям ног и рук при ходьбе. Подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила.

Ориентироваться в групповой помещении (дать представление о размещении игрушек, кукольной мебели в игровом уголке; учить обнаружить собственный место за столом); в спальне (обнаружить собственную кровать); в раздевалке (обнаружить собственный шкафчик для одежды); в туалетной помещении (обнаружить собственный шкафчик с туалетными принадлежностями и полотенцем).

Развивать способности детей различать пространственные показатели окружающих предметов посредством зрения.

Ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания слуха, обоняния (обращать внимание детей на окружающие звуки, запахи, трансформации покрытия пола в помещениях, на различную поверхность игрушек, предметов).

Учить методам зрительно-предметов и осязательного обследования игрушек.

Различать посредством осязания и зрения контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами (мелкий, большой).

упражнения и Дидактические игры: «Продемонстрируй, где у тебя (голова, ноги и т.д.)», «Продемонстрируй, где у куклы (голова, ноги, руки, грудь, поясницы)», «Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы», «Погуляем с куклой по группе», «Продемонстрируй кукле игровой уголок», «Кто скорее отыщет собственный шкафчик (кровать, место за столом и т.д.)», «Громадные и мелкие», «Отыщи такую же игрушку (по величине, форме)», «Отыщи однообразные фигуры (круги, квадраты)», «Иди в ту сторону, откуда позвали», «Иди на звук погремушки (колокольчика, бубна и т.д.)», «Определи игрушку на ощупь», «Определи на ощупь круг, квадрат».

2-й год обучения

Закреплять знания детьми частей собственного тела, учить различать их и верно именовать, соотносить с частями тела вторых детей, куклы.

Развивать представления детей о пространственном размещении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т.д.).

Дать представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела (к примеру: все, что находится на теле со стороны, где правая рука, — правое, т.е. правый глаз, правая рука, правое ухо и т.д.; где левая рука — левое).

Учить обозначать размещение частей собственного тела соответствующими пространственными терминами: правая, левая, вверху, внизу, спереди, позади и т.д.

Обнаружить на собственной одежде и верно именовать разные подробности (воротник, рукава, карманы и т.д.); обозначать их размещение соответствующими пространственными терминами (рукава, карманы — правый, левый, в первых рядах либо позади, пуговицы — верхняя либо нижняя и т.д.).

Показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета от себя: направо — налево, вверх — вниз, вперед — назад.

Обнаружить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве около себя (справа — слева, вверху — снизу, в первых рядах — позади).

Обозначать размещение окружающих и игрушек предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя соответствующими пространственными терминами: справа (направо), слева (налево), вверху (вверх), внизу (вниз), в первых рядах (вперед), позади (назад).

Познакомить детей с понятиями: на большом растоянии, близко. Учить определять размещение игрушек, предметов, вторых детей (на большом растоянии и близко по отношению от себя). Использовать в речи слова на большом растоянии, близко.

Развивать умение верно подниматься и спускаться по лестнице (держаться за перила, ставить одну ногу на одну ступень, а другую ногу — на следующую, наблюдать под ноги).

Учить обозначать действия в речи: «Я иду по лестнице вверх», «Я иду по лестнице вниз».

Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя (направо и налево, вперед и назад); обозначать в речи направления собственного перемещения: «Я иду направо», «Я иду налево», — и т.д.

Учить ориентироваться в групповых помещениях (групповая, спальная, туалетная помещения и т.д.); применять при ориентировке данные, приобретаемую посредством всех анализаторов

Учить самостоятельно обнаружить в двери группы и помещении окна; верно открывать и закрывать двери; самостоятельно обнаружить собственный место за столом, кровать в спальне, шкафчик для одежды, знать метку, по которой возможно их отыскать.

Дать детям представление о назначении окружающих предметов (мебели, оборудования групповых помещений).

Учить обнаружить и располагать игрушки в групповой помещении по словесным руководствам педагога (к примеру: «Забери пирамидку из шкафа», «Посади куклу на диван», «Поставь матрешку на верхнюю полку» и т.д.).

Развивать пространственную ориентировку с привлечением сохранных анализаторов и зрения (слуха, осязания, обоняния).

Учить различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки, голоса детей, воспитателей и т.д.

Выяснять посредством осязания и зрения привычные игрушки (до 3-х), фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Соотносить посредством осязания и зрения окружающих предметов и форму игрушек с геометрическими эталонами (к примеру, тарелку с кругом, носовой платок с квадратом и т.д.).

Сравнивать посредством осязания и зрения контрастные по величине предметы (мячи — громадной и мелкий, ленты — долгая и маленькая, елочки — высокая и низкая, столбики — толстый и узкий, полосы — широкая и узкая); учить обнаружить однообразные и различные по величине предметы.

Выделять посредством осязания показатели предметов по характеру поверхности (ровная, шероховатая, ворсистая и т.д.).

Обращать внимание детей на запахи, свойственные разным предметам (к примеру, комнатным растениям, овощам, фруктам), помещениям (кабинет доктора, кухня и т.д.).

Дать начальные навыки микроориентировки (на поверхности листа бумаги).

Учить определять, показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны страницы.

Брать предметы правой рукой и располагать их на странице справа и слева, вверху и внизу, посредине.

Познакомить детей с пространственными обозначениями сторон листа бумаги; учить применять эти обозначения в речи.

Дать представление о несложном схематичном, условном изображении предметов и игрушек (применяя для этого четкие контурные изображения).

Учить соотношению натуральных предметов и игрушек с их условными изображениями.

упражнения и Дидактические игры: «Забери игрушку в правую (левую) руку», «Топни правой (левой) ногой», «Поздоровайся с куклой», «Подними вверх правую (левую) руку», «Попрыгай на правой (левой) ноге», «Помаши ребятам правой (левой) рукой», «В какой руке у тебя игрушка?», «У куклы эта рука правая (левая)», «Продемонстрируй собственную правую (левую) руку», «У куклы в первых рядах грудь. Продемонстрируй собственную грудь. Где она расположена?», «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Продемонстрируй на своем платье переднюю (заднюю) часть», «Продемонстрируй на своем платье правый (левый) рукав», «Продемонстрируй на своем платье правый (левый) карман», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу», «Продемонстрируй флажком направо (налево), вверх (вниз), вперед (назад)», «Куда покатился мяч?», «Кукла делает зарядку», «На большом растоянии — близко», «Сделай пара шагов направо (налево), вперед (назад)», «Поставь игрушку справа (слева), в первых рядах (позади) от себя», «Что звучало?», «Определи, чей голос», «Определи игрушку на ощупь», «Определи фигуру на ощупь», «Подбери предмет к фигуре », «Отыщи предметы громадные и мелкие (высокие и низкие, долгие и маленькие, широкие и узкие)», «Расположи игрушки на странице справа и слева, вверху и внизу, посредине», «Подбери игрушки к их изображению».

3-й год обучения

Учить детей обозначать в речи пространственное размещение частей собственного тела, деятельно применять в речи пространственные термины (руки: правая, левая; грудь — в первых рядах, поясницы — позади и т.д.).

Определять пространственное размещение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета от себя: справа — слева, вверху — внизу, в первых рядах — позади).

Словесно обозначать размещение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя (к примеру: «Дверь позади (сзади) меня», «Ира стоит сзади (позади) меня», «Саша стоит впереди меня (передо мной)», «Шкаф слева от меня», «Стол справа от меня» и т.д.).

Обнаружить и располагать игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства.

Определять стороны предметов, наполняющих пространство (к примеру, у шкафа стороны — передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и левая).

Закрепить умение показывать рукой, флажком и т.д. направления пространства с точкой отсчета от себя: направо — налево, вверх — вниз, вперед — назад.

Учить передвигаться в названном направлении. Сохранять направление перемещения; обозначать направления перемещения соответствующими пространственными терминами (направо, налево, вперед, назад).

Учить ориентироваться в ходе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры.

Осознавать и делать практические действия в соответствии со словесными руководствами педагога: «Иди скоро (медлительно)», «Подбрось мяч высоко (низко)», «Поставь игрушку на большом растоянии от стенки» и т.п.

Осуществлять контроль собственные действия посредством осязания и зрения.

Учить ориентироваться в помещениях детского сада и группы.

Учить обнаружить дорогу к вторым группам, кабинетам доктора, ортоптистки, тифлопедагога, логопеда, заведующей, к музыкальному залу, к выходу на участок детского сада.

Запоминать и говорить, как состояться в то либо иное помещение детского сада.

Определять помещения по звукам и характерным запахам, покрытию пола (к примеру, из музыкального зала раздаются звуки музыки, пение; из кухни слышны звуки трудящегося холодильника, электромясорубки, чувствуются запахи готовящейся пищи; в группе пол покрыт ковром, а в раздевалке — линолеумом, и т.д.).

Закрепить и уточнить знание детьми значения слов (на большом растоянии, близко, дальше, ближе).

Знакомить с формой окружающих предметов (к примеру: тарелка круглая, зеркало круглое, поверхность стола прямоугольная и т.д.).

Развивать умение соотносить форму предметов с соответствующими геометрическими эталонами, применяя осязание и зрение.

Расширять представления детей о величине предметов (громадной — мелкий, больше — меньше, самый большой — самый мелкий, дольше — меньше, самый долгий — самый маленький и т.д.).

Учить сравнивать посредством осязания и зрения игрушки, предметы по величине; обнаружить предметы названной величины; словесно обозначать величину предметов.

Ориентироваться на участке; определять и словесно обозначать пространственное размещение оборудования (веранда справа от меня, качели в первых рядах, горка слева от меня… и т.д.).

Ориентироваться посредством слуха, осязания, обоняния, температурной чувствительности (различать шум листвы, дождя, ветра, проезжающих автомобилей, крики птиц; выяснять на ощупь игрушки, окружающие предметы, оборудование участка; учить выяснять предметы по характерным запахам).

Развивать навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола). Учить располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола слева направо и в названных направлениях (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

Определять и словесно обозначать пространственное размещение предметов и игрушек в микропространстве.

Развивать умение детей соотносить настоящие предметы с их условными изображениями. Познакомить с несложной схемой пространства (кукольная помещение). Учить соотносить размещение предметов в настоящем пространстве со схемой.

Учить располагать предметы в настоящем пространстве по схеме; словесно обозначать размещение предметов в настоящем пространстве соответствующими терминами: справа, слева, в первых рядах, посередине, позади, вверху, внизу.

Моделировать несложные пространственные отношения из кубиков, стройматериала.

упражнения и Дидактические игры: «Где сидит кукла?», «Кто стоит справа (слева) от тебя?», «С какой стороны от тебя игрушка?», «Предугадай, что где находится», «Какой игрушки не стало?», «Поведай, где стояла игрушка», «Поведай, как стоят игрушки», «Поведай, где отыскал игрушку», «Чей мяч покатился дальше?»,

«Какая машина проехала дальше?», «Кто дальше кинет снежок?», «Иди скоро (медлительно)», «Подбрось мяч высоко (низко)», «Поведай, как идти в спальню», «Отыщи предметы названной формы», «Назови, что звучало», «Отыщи несколько», «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Положи кубы», «Расположи круги от самого громадного к самому мелкому», «Отыщи по картине такой же предмет в игровом уголке», «Что от тебя справа (слева), в первых рядах (позади), вверху (внизу)?», «Поставь игрушку на верхнюю (нижнюю) полку в шкафу».

4-й год обучения

Закреплять умения детей ориентироваться на своем теле, обозначать в речи пространственное размещение частей собственного тела.

Сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего наоборот ребенка.

Развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве; учить четко дифференцировать главные направления пространства: словесно обозначать их соответствующими терминами (справа — направо, слева — налево… и т.д.).

Учить детей определять направление расположения предметов, находящихся на большом расстоянии от них (в 2, 3, 4-х, 5-ти метрах), в зависимости от диагноза остроты зрения и зрительного заболевания каждого ребенка.

Определять и сравнивать размещение предметов в пространстве по отношению друг к другу.

Словесно обозначать пространственное размещение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке (стол стоит у окна, картина висит на стене, игрушка стоит в шкафу на верхней полке и т.д).

Развивать умение детей определять стороны (части) окружающих и игрушек предметов (к примеру, автомобили, шкафа для игрушек и т.д.), применять в речи термины (передняя — задняя, верхняя — нижняя, правая — левая).

Закреплять и совершенствовать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направление перемещения.

Учить осознавать и деятельно применять в речи обозначения направления перемещения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, наоборот, за, перед, в, на, до… и др.).

Познакомить детей со схемой пути передвижения в помещениях детского сада.

Учить составлять несложные схемы пути в направлениях из группы в раздевалку, до кабинета доктора, до музыкального зала и т.д.

Передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути.

Словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.

Составлять несложные схемы пространства (размещения игрушек на поверхности стола, в шкафу, в кукольном уголке).

Располагать и обнаружить предметы в настоящем пространстве, ориентируясь по схеме.

Словесно обозначать размещение предметов в настоящем пространстве и на схеме.

Моделировать пространственные отношения (кукольная помещение, шкаф с игрушками и т.д.).

Развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа, стола, грифельной доски.

Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (сверху вниз и снизу вверх, справа налево и слева направо, в правом верхнем углу и в левом нижнем углу… и т.д.).

Последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить обоюдное размещение игрушек, фигур , предметов в микропространстве по отношению друг к другу.

Развивать умение детей определять форму окружающих предметов, соотносить ее с геометрическими эталонами; сравнивать предметы по форме.

Развивать пространственные представления детей на базе практической ориентировки в помещениях детского сада и на участке; совершенствовать ориентировку посредством всей сенсорной сферы ребенка (нарушенного зрения, слуха, осязания, обоняния).

Закреплять и развивать умение различать пространственные пространственное отношение и признаки предметов между ними посредством осязания и зрения.

Учить различать запахи и звуки в окружающем пространстве; цветовые, световые, звуковые ориентиры.

Развивать активное применение детьми пространственной терминологии при обозначении размещения предметов в помещениях детского сада и на участке.

Дать представление об относительности пространственных взаимоотношений: в ходе соотнесения детьми парно-противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего в первых рядах и наоборот человека; в ходе сравнения настоящих пространственных взаимоотношений с их отображениями в зеркале: при повороте на 90° и 180°. Дать детям представление о правилах поведения пешеходов на улице: познакомить с понятиями: улица, мостовая, тротуар, пешеходный переход, проезжая часть, светофор.

упражнения и Дидактические игры: «Предугадай, кто тут стоит», «Поведай, что где находится», «Поднимись так, дабы слева от тебя был стол», «Поднимись так, дабы справа от тебя было окно», «Отыщи предмет по указанным ориентирам», «Путешествие по группе», «Путешествие по детскому саду», «Отыщи запрятанную игрушку», «Верно отправишься — игрушку отыщешь», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда кликали?», «Сделай два шага назад, разверни направо и т.д.», «Что изменилось?», «Отыщи предметы названной формы», «Сравни два предмета», «Куда села бабочка?», «Отыщи по схеме», «Расположи предметы по схеме», «Нарисуй, что где находится», «Нарисуй схему по словесному описанию», «Составь изображения на фланелеграфе», «Составь узор из фигур », «Поведай, какой предмет звучит», «Что слышишь около?».

5-й год обучения

Закреплять умение детей выделять парно-противоположные направления окружающего пространства (направо — налево, вперед — назад, вверх — вниз, с точкой отсчета от себя).

Развивать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами, и между предметами.

Учить определять направления перемещения в пространстве (в ходе собственного передвижения, передвижения вторых детей и разных объектов, к примеру, заводной игрушки).

Совершенствовать умение детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление перемещения в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентиров.

Развивать пространственное воображение детей: учить их в мыслях воображать себя на месте, которое занимает в пространстве тот либо другой предмет.

Закреплять представление детей об относительности пространственных взаимоотношений.

Развивать умение детей определять стороны стоящего в первых рядах и наоборот человека, соотносить со сторонами собственного тела; при их словесном обозначении деятельно применять соответствующие пространственные термины (правая — левая… и т.д.).

Развивать умение сравнивать размещение предметов в настоящем пространстве с их отображением в зеркале.

Учить словесно обозначать сравниваемые настоящие и отображенные в зеркале пространственные отношения.

Закреплять умение детей определять парно-противоположные направления собственного тела по окончании поворота на 90° и 180°.

Учить определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами по окончании поворота на 90° и 180°.

Развивать активное применение детьми пространственных терминов и обозначающих пространственные отношения наречий и предлогов (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, приятель за втором, между, наоборот, посередине).

Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве (на поверхности страницы, фланелеграфа, стола, доски).

Учить самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропространства; поменять расположение предметов в микропространстве, определять отличие в размещении предметов в микропространстве; словесно обозначать размещение предметов в микропространстве.

Развивать умение детей самостоятельно ориентироваться в помещениях детского сада, обнаружить дорогу к кабинетам ортоптистки, доктора, тифлопедагога, логопеда, заведующей, методиста детского сада, в музыкальный и физкультурный залы, на кухню, в прачечную; словесно обозначать собственный путь до разных помещений детского сада.

Самостоятельно ориентироваться на территории детского сада; учить, как пройти до участка собственной группы, соседних групп, спортивной площадки, до ворот детского сада, около детского сада; словесно обрисовывать собственный путь.

Учить детей ориентироваться на ближайшей к детскому саду улице: как пройти к метро (либо остановке где останавливаются автобусы), до ближайшего магазина, школы, почты и т.д.

Учить детей выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами; определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к второму.

Знакомить детей с правилами поведения на улице (ходить возможно лишь по пешеходному переходу; переходить улицу лишь на зеленый сигнал светофора; нельзя ходить, бегать, играть на проезжей части улицы); закреплять эти знания в подвижных и дидактических играх.

Вырабатывать у детей обобщенное представление об окружающем пространстве.

Развивать умение приобретать, разбирать и словесно обрисовывать данные об окружающем пространстве и расположенных в нем предметах, взятую посредством всех анализаторов.

Учить деятельно применять взятую посредством разных анализаторов данные о пространстве в практической ориентировке.

Развивать умение составлять схемы пути передвижения на территории и около детского сада.

Учить передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме, словесно обозначая направление собственного перемещения.

Составлять схемы помещений группы (групповой, туалетной комнат и спальной), детского сада (музыкального зала, кабинета доктора, кухни, прачечной), участка группы; соотносить их с настоящим пространством.

Отмечать на схеме места размещения предметов в настоящем пространстве; словесно обозначать размещение предметов в настоящем пространстве.

Учить просматривать окружающего пространства и схемы пути.

Развивать умение детей моделировать настоящие пространственные отношения по словесной инструкции и по предложенной схеме пространства (кукольная, групповая, спальная помещения, кабинет доктора, кухня, прачечная и т.д.).

упражнения и Дидактические игры: «Повернись направо — налево, вперед — назад», «Согнись направо — налево, вперед — назад», «Иди вперед, повернись направо и т.д.», «Правой рукой дотронься до левого уха», «Левой рукой дотронься до правой коленки», «Иди в том направлении, которое я назову», «Отыщи дорогу до собственного домика по ориентирам», «Дойди до флажка»,

«Что по ориентирам», «Дойди до флажка», «Что изменилось?», «Поведай, как пройти к музыкальному залу (кабинету тифлопедагога и т.д.)», «Поведай, как пройти на участок», «Дорога на почту (в школу, магазин и т.д.)», «Где что находится?», «Расставь мебель в кукольной помещении», «Поведай, как расставлена мебель в кукольной помещении», «Нарисуй кукольную помещение», «Нарисуй путь из группы в кабинет логопеда и т.п.», «Нарисуй путь от выхода из детского сада до ворот», «Отыщи запрятанную игрушку по схеме», «Расставь игрушки (на столе, скамье, в шкафу, в кукольной помещении, в группе)», «Расположи фигуры на фланелеграфе в местах, каковые я назову (помести кружок в правый верхний угол)» и т.д.

Многофункциональная #ШИРМА «Трансформер» для сюжетно ролевых игр, своими руками.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: