Философский смысл категории «бытие»

Учение о бытии стало называться «онтология» (от греч. ontos — сущее и logos — учение). Данный термин ввел в XVII в. германский философ Г. Гоклениус. Под онтологией знают отдельную отрасль философского знания, сущность которой обнаруживается при анализе взаимоотношений, взаимодействий и связей между понятиями и такими категориями, как «человек», «мир», «бытие», «материя», «сознание», «пространство», «время», «перемещение» и др. А начнем с категории «бытие».

Глагол «быть» в прошедшем, настоящем, будущем времени, и связка «имеется» принадлежат к числу самые употребительных слов во многих языках («имеется» — в русском, «ist» — немецком, «is» — британском, «est» — французском). Философия применяет термин «быть», «бытие» для определения не просто существования, а того, что гарантирует существование. Исходя из этого слово «бытие» приобретает в философии особенное содержание, осознать которое быть может, лишь обратившись к философской проблеме бытия.

Философский смысл категории «бытие» Схема 8.1.Философский суть категории «бытие»

Неприятность бытия принадлежит к так называемым «вечным вопросам» философии, потому, что она касается самые существенных параметров людской судьбе, а, следовательно, и мировоззрения человека. Вопрос о сущности бытия, формах и способах его существования рассматривался уже философами Старого мира. Так, древнегреческий философ Парменид думал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и полностью без движений. Ничего другого, не считая бытия, нет. Все эти идеи находятся в его утверждении: «направляться сказать и думать, что сущее имеется, потому что бытие имеется, тогда как ничего другого нет».

Платон обосновал другую, прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие — это мир идей, являющихся подлинными, неизменными, всегда существующими. Подлинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеются в виду дешёвые людским эмоциям вещи и явления. Иную идея высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет по большому счету, сущность бытия в вечном становлении, в единстве небытия и бытия. Космический пламя Гераклита (база мира) в наглядно-образной форме высказывает бытие как вечное становление.

В современной философской мысли кроме этого существуют противоположные взоры относительно сущности бытия. Так, экзистенциализм, что получил большое влияние в 20—60-е годы XX в., объектом философии признает внутреннее бытие человека, которое имеет наименование экзистенция. Экзистенция — это иррациональное в мире человека, составляющее его неповторимость и противостоящее «предметному бытию». Неотомисты высшей действительностью признают «чистое бытие», понимая его как божественное первоначало, имеющее духовное содержание. Представители неопозитивизма уверены в том, что отношение мышления к бытию есть псевдопроблемным, потому, что философский анализ не распространяется на объективную действительность, а ограничивается только ярким опытом либо языком.

Современная материалистическая философия осознаёт бытие как такую категорию, которая охватывает все сущее — как материальные, так и духовные феномены. Бытие не отождествляется и не сводится только к материальным образованиям, а включает в себя и мир человеческого духа, все духовные явления, каковые по собственной сути являются совершенными. Вместе с тем направляться не забывать, что бытие не есть чем-то аморфным, а постоянно имеет определенную структуру, оно структурировано. Благодаря этого возможно выделить следующие, довольно независимые, формы:

1) бытие природы, которое детализируется и со своей стороны разделяется на бытие невинной природы (т. е. бытие вещей и процессов, каковые существуют независимо от его деятельности и человека) и на бытие рукотворной природы (либо бытие вещей и процессов, созданных людьми). Природа бесконечна в пространстве, времени и вечна. Вторая, либо очеловеченная природа зависима от первой. С одной стороны, во второй природе воплощен материал первой, иными словами объективная, первичная действительность, с другой — в ней воплощены труд, знания и воля человека, его душа. Вторая природа — это условия и орудия работы, средства связи, потребности человеческого духа — все то, что образовывает цивилизованное бытие, материальную и духовную культуру;

2) бытие человека, в котором для удобства анализа направляться выделить телесное существование человека как части природы и своеобразное человеческое бытие. Человек есть частью природы и в этом отношении подчиняется действию ее законов. Наличие тела предопределяет смертность человека, он втянут в диалектику бытия — небытия и, как все тела природы, проходит состояния происхождения, гибели и становления. Человеческое тело, как и все тела природы, подвержено действию энергии сохранения и закона вещества, т. е. его составляющие переходят в другие состояния естественной природы. Для существования людской тела нужно повседневное его воспроизведение (питание, защита от других опасностей и холода). Материализм уделяет этим фактам первостепенное внимание, считая, что материя первична, а дух, сознание — вторично. Чтобы мыслить, нужно обеспечить жизнь людской телу. Из этого — необходимость сохранения судьбы, выживания человечества и самосохранения человека, а это выражается в потребности иметь питание, одежду, жилье, чистую внешнюю среду;

3) бытие духовного, которое существует как индивидуализированное духовное и объективное (вне личное) духовное. Бытие индивидуализированное духовное — это внутренний мир человека. Он охватывает сознательное и бессознательное. При таком подходе (что, кстати, не есть единственным) дух — понятие, тождественное личному сознанию, а в узком понимании — это мышление. Сознание — это свойство головного мозга человека целенаправленно отражать бытие мира, преобразовывать его в понятия и образы. Оно существует как невидимый процесс впечатлений, ощущений, переживаний, мыслей, и идей, убеждений, сокровищ, установок, стереотипов. Сознание имеет необратимый темперамент, быстротечный и неоднородный. По форме данный процесс хаотичен, но вместе с тем у него имеется определенный порядок, устойчивость, структура, та либо воли и иная степень дисциплины. Сознание человека есть одновременно и его самосознанием, т. е. осознанием собственного тела, чувств и мыслей, собственного отношения к вторым людям и собственного положения в обществе, т. е. самопознания. Самосознание — это необычный центр отечественного сознания. Специфика личного сознания — в его смертности, но кое-какие его части преобразуются во вне личную духовную форму, и становятся достоянием вторых людей. В поступках объективируются фрагменты людской сознания, по ним делают выводы о планах, мотивах, целях, идеях людей. Специфика вне личного духовного бытия пребывает в том, что его элементы сохраняются, совершенствуются и вольно перемещаются в социальном пространстве и времени;

4) бытие социального, которое делится на бытие отдельного человека в обществе и бытие самого общества. Любой человек непрерывно вступает в контакт с другими людьми, есть членом различных социальных групп: семьи, производственной общности (коллектива), нации. Так, он существует в тесной связи с другими индивидами. Вся деятельность людей осуществляется в рамках, свойственных данному социуму публичных взаимоотношений: политических, правовых, экономических, моральных и др. Диалектика социального бытия более подробно будет рассмотрена в теме «Философский анализ общества».

Итак, категория «бытие» — это предельно неспециализированная философская абстракция, которая объединяет по показателю существования процессы природы и разнообразнейшие явления, человеческие общности и отдельных людей, социальные университеты, уровни, состояния и формы людской сознания. И не смотря на то, что процессы и эти явления относятся к разным сферам бытия, все они объединены определенной неспециализированной базой. Но возможно ли сказать о единстве беспредельно разнообразного мира? Отвечая утвердительно на данный вопрос, мы приходим к представлению об неспециализированной базе всего сущего.

Философский смысл категории «бытие»

Попытки решить вопрос об неспециализированной базе всего сущего исторически стали причиной происхождению понятия субстанции (от лат. substantia — сущность). Под субстанцией осознавали некую неспециализированную первичную базу всех вещей, которая есть их последней сущностью. В случае, если явления и разные предметы смогут появляться и исчезать, то субстанция несотворима и неуничтожима, она лишь изменяет форму собственного бытия, переходит из одного состояния в второе. Она — обстоятельство самой себя и база всех трансформаций, самый фундаментальный и устойчивый пласт действительности. Философы старались решить и вопрос о количестве субстанций. Появились учения, каковые взяли заглавия монизм и дуализм. Дуализм (от лат. tlualis — двойственный) — это принцип философского объяснения сущности мира, что исходит из наличия в нем двух материи (субстанций) — и первооснов духа, совершенного и материального. Учения, каковые растолковывают мир через одну субстанцию, именуются монистическими. В совокупности монизма допустимо построение идеалистической либо материалистической картины мира, в зависимости от того, что считается первоосновой — дух либо материя.

Что же такое материя? Этимология слова «материя» происходит от латинского materia — вещество. Однако, содержание понятия «материя» в истории философии много раз изменялось, развивалось в соответствии с развитием самой философии и естествознания. Выделяют следующие этапы формирования представления о материи.

Философский смысл категории «бытие» Схема 8.3.Эволюция понятия материи

Первый этап охватывает эру древней философии. В базе древних взоров лежит представление о материи как о начальном материале, из которого состоят тела и предметы. Так, к примеру, отмечая, что вода нужна растениям, животным и людям, древнегреческий философ Фалес провозгласил базой всех вещей воду. Гераклит видел базу в огне, порождающем Солнце, другие тела и звезды. Позднее Демокрит выдвинул идею о том, что все вещи складываются из несложных неделимых частиц — атомов. Итак, с позиций древних философов, материя — это то, из чего состоят все вещи. В большинстве случаев это были только предположения древних мудрецов и их материализм носил простой темперамент, потому, что теоретические выводы были результатом созерцательного отношения к действительности, следствием отсутствия экспериментального изучения природы.

Второй этап развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI—XVII вв.). Понятие материи в то время отождествлялось с физическим понятием «вещество» как сумма определенных неизменных особенностей. К примеру, британские материалисты Ф. Бэкон, Т. Гоббс к их числу относили протяжность, непроницаемость, вес, форму и т. п. Время от времени понятие материи по большому счету отождествлялось с одним, неким «первичным» свойством, к примеру с протяжностью либо массой (Р. Декарт, И. Ньютон). Такое определение не противоречило научной картине мира до конца XIX в. Сама форма материализма на данной базе стала называться метафизического, либо механистического, потому, что не только основывалась на теоретических данных физики, но и выступала мировоззренческой и методологической базой научных поисков.

Метафизическое мировоззрение поколебали великие открытия, идеальные на рубеже XIX—XX вв. Открытие радиоактивности опровергло учение о непроницаемости атома, открытие электрона сняло тезис о его неделимости, открытием рентгеновского излучения была доказана возможность превращения вещества в поле. Была установлена изменчивость массы тел в зависимости от скорости. Все это так расходилось с простыми представлениями о особенностях физических тел, что кое-какие естествоиспытатели растерялись. Они стали объяснять, к примеру, радиоактивный распад атомов как «исчезновение» материи, превращение материи в энергию. В конечном итоге материя не исчезала, устаревали представления о ней. Перед лицом новых научных открытий обнаружилась ошибочность попыток приписать материи в целом качества, каковые свойственны отдельным ее видам.

Третий этап развития представлений о материи характерен для философии XX в. Тут на первое место в понимании материи был поставлен не естественнонаучный, а философский нюанс. Это взор на материю как сущность — субстанцию, лежащую в базе внутреннего единства всего предметов и разнообразия явлений. Материю стали рассматривать как объективную действительность.

Современное понятие «материя» имеет конкретное содержание и охватывает более узкий класс объектов если сравнивать с категорией «бытие». Общепринятым ее определением есть следующее. Материя — это философская категория для обозначения объективной действительности, которая дается человеку в его ощущениях и которую он может и пробует познать, но наряду с этим материя существует независимо от самого человека. Из этого направляться, что:

1) материи в чистом виде, в форме некой «праматерии» не существует. Она охватывает очень много разных объектов и совокупностей природы, имеющих неисчерпаемое разнообразие особенностей;

2) в категории «материя» очень много образований объективной действительности сведено к одному неспециализированному свойству — существовать независимо от людских ощущений и отражаться в людской сознании;

3) философское толкование материи охватывает не только объекты, ранее познанные наукой, но и те, каковые смогут быть открыты в будущем. И не смотря на то, что потенциальные объекты, быть может, будут иметь принципиально новые свойства, они все же останутся материальными, потому, что будут существовать реально, вне людских ощущений;

4) все явления и материальные процессы познаются человеком либо отражаются в его сознании на базе чувственного восприятия. Наряду с этим речь заходит не только о явлениях и вещах, каковые смогут быть восприняты конкретно ощущениями, но и о тех, для восприятия которых употребляются сложные современные устройства, усиливающие возможности людских органов восприятия.

Материя как объективная действительность имеет очень много особенностей, свойственных ее состояниям и разнообразным видам. К таким особенностям относятся: активность, перемещение (самодвижение), пространственно-временная форма существования, объективность, проницаемость, бесконечность, отражение, неисчерпаемость, познаваемость, структурность (расчлененность на как следует различные уровни организации), абсолютность (неуничтожимость).

Структурность в организации материи пребывает в том, что она в любой момент и везде в некотором роде организована в материальные совокупности, т. е. такие целостные образования, связь между элементами которых есть более либо менее устойчивой и продолжительной, чем связь между любым из элементов экологии. Выделяют такие главные типы материальных совокупностей и соответствующие им структурные уровневые организации материи: неживая материя, живая общество и материя. Любой из этих уровней характеризуется со своей стороны собственным рядом уровней организации.

Совокупность неживой материи возможно представлена на таких уровнях:

а) микромир (микроэлементарный уровень), для которого характерно сотрудничество элементарных частиц и полей. Это мир очень малых объектов. Время существования этих частиц измеряется миллиардными долями секунды, а скорость перемещения приближается к скорости света;

б) макромир. Это мир объектов охватывает атомы, молекулы, макротела, звезды и планеты, планетарные совокупности. «Вверх» от макромира, вечно на большом растоянии, за пределы доступности человеку простирается мегамир. Главные объекты изучения данной области природы — межзвездное пространство, галактика, метагалактики.

Совокупность живой материи известна пока только на Земле. Ее происхождение, как вычисляет большая часть исследователей-материалистов, — итог естественного и закономерного саморазвития материи. К уровню живой материи принадлежат все живые существа, имеющие свойство к самоорганизации, формированию, сложным формам отражения, саморегуляции и размножению.

В живой материи возможно выделить доклеточный уровень (кислоты ДНК, РНК и белки), клеточные и многоклеточные организмы — растения, животные. Особенные уровни образуют сверхорганизмовые структуры, популяции, связанные между собой потомством. Сотрудничество биологических видов, окружающей среды и популяций формирует биогеоценоз, а сотрудничество биогеоценозов образует глобальную совокупность судьбы — биосферу.

В совокупности биосферы происходит сотрудничество литосферы, атмосферы и гидросферы, через последнюю осуществляется обмен между космосом и Землёй. Соблюдение равновесия между всеми этими составляющими — условие сохранения судьбы на отечественной планете.

На определенном этапе развития биосферы появился отдельный вид материальной совокупности — социально-организованная материя, либо общество. Это верховная форма развития судьбы, совокупность мыслящих и осознанно преобразующих реальность объединений и индивидуумов различного уровня. Со своей стороны общество образовывает довольно много типов взаимопересекающихся совокупностей: человек, социальные образования (семья, разные группы, объединения, партии, нации, страны), материальная культура, созданная человеком, которая включает орудия труда и технику.

Разглядывая структурность материи, направляться также подчернуть, что ее состояние возможно характеризовать с позиций прерывности и непрерывности. Материя прерывна, потому, что существует в виде множества отдельных структурных совокупностей. Вместе с тем она постоянна, потому, что пространство между материальными структурными совокупностями не есть безотносительной пустотой, а содержит в себе материальные поля: гравитационное, электромагнитное, ядерное и др. Поэтому различают два вида материи: поле и вещество. Эти как следует разные виды материи отличаются один от другого, в первую очередь, массой спокойствия.

Частички вещества имеют массу спокойствия, а электромагнитное и гравитационное поля ее не имеют. поле и Вещество различаются и по закономерностям перемещения. Изучение различных особенностей и свойств материи, ее видов и форм разрешает сказать о том, что в мире, не считая материи, которая всегда изменяется, нет более ничего. А вдруг это так, то возможно сделать вывод о материальном единстве мира.

Вопрос о единстве мира постоянно привлекал к себе внимание. В случае, если же учесть то, что рядом с материальными процессами существуют еще и духовные, то он приобретает особенную остроту. Так в чем же тогда состоит их единство? Ответ на данный вопрос дают современная естествознание и материалистическая философия. Они утверждают, что единство мира пребывает в его материальности. Таковой вывод основан на знаниях о общих, законах и универсальных свойствах материи ее перемещения. В пользу материального единства мира говорят такие ответственные эти естествознания, как:

а) преобразования энергии и закон сохранения;

б) периодический закон Менделеева;

в) эволюционное учение Дарвина;

г) учение о клетке;

д) современные научные успехи в области физики (квантовой механики, релятивистской физики и пр.), биологии (законы генетики, явления фотосинтеза, информацию о физиологии человека и т. п.), космической науки и др.

Материальное единство мира раскрывается кроме этого благодаря целостному подходу к изучению организма человека, общества и взаимосвязи природы, их развития в целом. Таковыми являются современные взоры на проблему материи, на ее виды и конкретные типы, на материальное единство мира. Но для научного миропонимания громадное значение имеет и верное решение вопроса о таких атрибутивных особенностях материи, как перемещение, время и пространство.

Неотъемлемым элементом учения о материи есть представление о перемещении. Его изучает множество наук. Задача любой из них пребывает в том, дабы узнать закономерности конкретных форм перемещения. Но перемещение изучает и философия. Поэтому появляется вопрос: каковы задачи философии в освещении неприятности перемещения? Таких задач пара:

1. Обобщая все, чего достигли отдельные науки, философия пытается узнать природу перемещения. Вопрос о природе перемещения постоянно интересовал мыслителей различных времен. К примеру, известное выражение Гераклита: «Все течет, все изменяется» было не чем иным, как попыткой представить все, что имеется в мире, находящимся в постоянном перемещении, трансформации. Но в истории философии были случаи, в то время, когда философы не признавали перемещения. Это, к примеру, Парменид, Зенон и др. Известна легенда о том, что один из учеников Зенона, хотя опровергнуть собственного учителя, начинал ходить перед ним и этим как бы призывал: «Наблюдай, преподаватель, я двигаюсь; перемещение допустимо!» Подобное опровержение не имело возможности убедить Зенона, он считал, что мы принимаем перемещение отечественными эмоциями, эмоции постоянно вводят в заблуждение. А. С. Пушкин так обрисовал эпизод «опровержения» в собственном стихотворении «Перемещение»:

Перемещения нет, сообщил мудрец брадатый.

Второй смолчал и стал пред ним ходить.

Посильнее бы не имел возможности он возразить;

Восхваляли все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай этот

Второй пример на память мне приводит:

Так как ежедневно пред нами солнце ходит,

Но ж прав упрямый Галилей.

Во время развития таковой науки, как механика, большинство философов склонялось к мысли, что перемещение — это простое перемещение в пространстве. Развитие естествознания в конце XVIII — начале XIX в. разрешило возможность сформировать новые представления о перемещении, раскрыть его сложный темперамент, выяснить само понятие перемещения. Особенное значение для понимания сути перемещения имели преобразования закона энергии и открытие сохранения, создание эволюционной теории, и теории клеточного строения организма. Благодаря философскому осмыслению данных естествознания был сделан вывод, что перемещение — это любое изменение явления либо предмета; оно охватывает все процессы, происходящие во Вселенной, начиная от несложного перемещения тел и заканчивая мышлением.

2. Философия ставит задачу раскрыть источник перемещения.

Это весьма старая неприятность. Ответы на нее довольно часто были далеки от истины. К примеру, метафизики источник перемещения видели в механических сотрудничествах внешнего порядка. Современный материализм говорит, что источником всех конкретных форм перемещения являются внутренние несоответствия, характерные всем объектам, и внешнее сотрудничество между ними. Перемещение материи, так, не обусловлено чем-то сверхъестественным, а есть самодвижением. Самодвижение — это следствие разногласия между устойчивостью и изменчивостью, сложным и несложным, ветхим и новым, прогрессивным и регрессивным. Так, механическому перемещению свойственно несоответствие между изменчивым состоянием тела в пространстве и времени и связью разных состояний. В развитии живых организмов устойчивость обнаруживается в сохранении наследственных показателей, а изменяемость — в приспособлении организма к новым условиям среды.

Самодвижение свойственно всем уровням строения материи — от механического, физического и химического к биологическому и социальному. На химическом, биологическом и более больших уровнях спонтанность самодвижения находит собственный выражение, в первую очередь, в открытых и целостных совокупностях, в которых происходит не просто самодвижение, а саморазвитие, т. е. самодвижение, которое сопровождается переходом к более высокой степени организации.

3. Философия раскрывает движения и соотношение материи, покоя и движения. Философский материализм говорит, что материя и движение неразрывны. Мы ни при каких обстоятельствах не замечали материальной совокупности, которая не пребывала бы хоть в каком-то перемещении, а была бы в состоянии полного спокойствия. Такая неподвижная совокупность не взаимодействовала бы с окружающими явлениями и предметами, не имела возможности бы найти никаких собственных особенностей, т. е. она должна быть полностью незаметной. Исходя из этого абсолютно обоснованным есть вывод о том, что перемещение — это неотъемлемая, атрибутивная черта материи, ее общее и нужное свойство. Материя не существует в противном случае, чем в движении, исходя из этого перемещение есть методом существования материи. Оно, равно как и материя, не появляется и не исчезает бесследно, а только преобразовывается из одной формы в другую. Еще Декарт (XVIII в.) высказал идея о том, что количество перемещения в мире неизменно, потому, что перемещение не появляется из ничего и ни во что не преобразовывается. А Ф. Энгельс развил эту идея: перемещение неизменно не только в собственном количестве, но и в собственном качестве. Более позднее естествознание подтвердило высказанные утверждения научными данными, к примеру, открытием преобразования энергии и закона сохранения. Но не свидетельствует ли это, что философский материализм отвергает покой? Нет, не свидетельствует! Он признает существование спокойствия, но вычисляет его относительным. Покой имеет место довольно тех либо иных материальных объектов, а не всей материи. К тому же состояние спокойствия для любого тела есть временным, быстротечным; оно — только один из моментов существования объекта. Перемещение же неотделимо от всего существования тела в целом. Помимо этого, равновесие, покой касается только отдельного вида, а не всех видов перемещения, свойственных объекту. Любое тело находится в покое только в каком-то определенном отношении, а в других отношениях оно изменяется. К примеру, тело, лежащее на земле, находится в покое только довольно земной поверхности; в самом же теле сейчас происходят разнообразные физические, химические и другие преобразования.

4. Философия разглядывает проблему диалектического единства и качественного своеобразия разных форм перемещения материи. Перемещение по большому счету — это абстракция, которой в конечном итоге реально не существует; настоящее существование имеют конкретные формы перемещения, каковые находятся в определенном соподчинении, а потому их возможно классифицировать. В базу классификации перемещения положен тезис о том, что как следует различным видам материи соответствуют собственные особенные формы перемещения. Исходя из этого тезиса, выделяют следующие формы перемещения материи:

— механическое — это пространственное перемещение разных тел: перемещение небольших частиц, перемещение громадных тел, включая и космические объекты;

— физическое — охватывает электромагнетизм, гравитацию, теплоту, свет, звук, изменение агрегатного состояния веществ;

— химическое — включает различные химические реакции, процессы химического синтеза в неорганической и органической природе;

— биологическое — это разнообразные биологические процессы в живых организмах;

— социальное — охватывает публичные трансформации, и процессы мышления.

Не смотря на то, что любая форма перемещения есть довольно независимой, все они связаны между собой. Более сложная форма перемещения появляется на базе предшествующих, более несложных, есть их синтезом, но не сводится к ним как к несложной сумме. К примеру, биологическая форма перемещения появляется на базе более несложных физико-химических форм перемещения, включает их в себя как собственный условие и есть как следует новой формой перемещения в сравнении с предшествующими. Подобно этому и социальная форма перемещения — развитие и возникновение людской общества — включает в себя биологическую и все предшествующие формы перемещения как собственный условие, но не сводится к их сумме, а есть как следует новой формой перемещения. Верное познание взаимоотношения между формами перемещения имеет громадное значение для научного познания сложных объектов и процессов, которое характеризуется сотрудничеством разных форм перемещения материи.

На современном этапе развития науки вышеприведенная классификация форм перемещения требует уточнений и дополнений. Развитие химии, физики, биологии, появление комплексных наук не разрешают сказать о едином понимании многообразия форм перемещения материи. Исходя из этого появляются новые классификации. К примеру, именуются информационно-кибернетическое перемещение, астрономическое, в галактическое перемещение, межгалактическое перемещение и т. п. Такими являются главные задачи философии в освещении неприятности перемещения материи. Следующей неотъемлемым элементом учения о материи есть учение о пространстве и времени. Что же время и такое пространство. В каком соотношении они находятся с материей?

В истории философии возможно выделить два подхода к ответу этих вопросов. Первый принято именовать субстанциональной концепцией: тут время и пространство понимаются как особенные субстанции, каковые существуют рядом с материальной и независимо от нее (Эпикур, Декарт, Ньютон). К примеру, Ньютон думал, что имеется полное пространство, свободное от небесных тел, т. е. пустота. Вместе с безотносительным пространством существует безотносительное время. Такое познание пространства и времени показалось в XVII в. и господствовало к XIX в.

Вторую концепцию именуют реляционной. Ее приверженцы (Аристотель, Лейбниц, Гегель) думали, что время и пространство — не особенные субстанционные сущности, а формы существования материальных объектов. Реляционная концепция в философском замысле была воспринята и развита диалектическим материализмом, а в естественно-научном замысле — релятивистской физикой и в наши дни самый полно отвечает уровню развития естествознания.

В соответствии с реляционной концепцией время и пространство являются неспециализированными правилами организации любого объекта действительности. Дополняя друг друга, время и пространство функционируют как универсальные формы организации всего разнообразия нескончаемого мира. Каждое материальное тело имеет объемные характеристики: длину, ширину, высоту. Оно сосуществует кроме этого с окружающими его вторыми телами, занимает собственный место в определенной, более глобальной совокупности. местонахождение предмета и Само сосуществование отображаются в понятии «пространство». Итак, пространство — это форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структурность, взаимодействие и сосуществование элементов во всех материальных совокупностях.

Но в конечном итоге каждое материальное образование есть процессом, в нем происходят определенные трансформации; помимо этого, одно явление приходит на смену второму для чёрта конкретно этого нюанса материи в философии выработано понятие времени. Время — это форма бытия материи, которая характеризует длительность существования, последовательность трансформации состояний в развитии всех материальных совокупностей. Итак, время отображает процессуальность бытия. время и Пространство имеют как неспециализированные, так и отличительные особенности. К неспециализированным принадлежат: объективность (независимость от сознания человека), всеобщность (нет и не может быть ни одного явления, которое существует либо существовало бы вне пространства и времени); вечность, относительность и бесконечность (зависимость от скорости). Однако, при всей собственной общности время и пространство имеют и отличительные особенности. К примеру, пространство характеризуется трехмерностью, время есть одномерным; пространство обратимо, а время проявляет себя как необратимое; пространство равнозначно во всех направлениях, а время однонаправлено, т. е направлено от прошлого к будущему через настоящее.

пространство и Время неотделимы от материи и одно от другого. Это отлично иллюстрируется на примере теории относительности в современной физике. Пространственно-временные характеристики материальных объектов имеют четыре измерения: три из них — пространственные, одно — временное. В математических абстракциях существует и многомерное пространство. Однако, Вселенная складывается из громадного количества миров, и в них смогут быть как следует хорошие формы перемещения материи, пространства и времени. Вместе с тем в этих мирах смогут отсутствовать условия для существования известных нам форм перемещения материи и связанных с ними пространственно-временных показателей. время и Пространство как объективные формы существования материи, подобно материи, не смогут быть созданы либо стёрты с лица земли. И потому мы говорим о том, что движущаяся материя вечна в пространстве и во времени, а мир, в котором мы живем, имеется не что иное, как материя, которая движется, вечна во времени и пространстве.

В самом широком смысле бытие есть самоё общим понятием обо всем, что существует, т. е. обо всем, что имеется. Оно охватывает все существующее в нескончаемом достатке конкретных проявлений, в противном случае говоря, есть онтологическим понятием. Бытие в этом понимании имеет собственную настоящую структуру. В самоё широком проявлении оно подразделяется на объективную действительность, которая отражается категорией «материя», и субъективную действительность — которая отражается категорией «сознание».

В истории философии и естествознании развивались два нюанса, две точки зрения на познание материи: философский и естественно-научный. Естественно-научный нюанс включает знания о физическом, структурном строении материи. Философский нюанс — это взор на материю как сущность — субстанцию, лежащую в базе внутреннего единства всего предметов и разнообразия явлений.

В базу современного материалистического понимания перемещения положены три главных положения. В соответствии с первым перемещение есть неотъемлемым, нужным и значительным свойством, методом существования материи. В соответствии со вторым положением перемещение определяется как любое изменение, «изменение по большому счету». В соответствии с третьим — подчеркивается, что перемещение представляет собой противоречия, а его источником, внутренним импульсом есть сотрудничество противоположностей.

время и Пространство — это философские категории, отображающие главные формы существования материи. Пространственно-временные характеристики имеет любое явление бытия мира. В случае, если пространство есть самая общей формой постоянства, сохранения содержания объективной действительности, то время — это форма его развития, внутренняя мера его самоуничтожения и существования.

3.3 Пространство и время в структуре бытия — Философия для бакалавров


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: