Греческий философ Платон (427 – 347 г.до н.э.). Считается, что Платон – это псеыдоним, кот дал ему Сократ. Платон с греч. – широкий.
Основал собственную школу – Академия Платона. Полагал, что мир, в кот мы живем явл неподлинным, ненастоящим – мир вещей, в нем господствует материя, она отличается подвижностью, изменчивостью, является проявлением настоящей сущности. Наст.сущности находятся в мире идей: в нашем мире обитают идеи всех будущих предметов. Идеи отличаются от вещей тем, что они настоящи, неподвижны, неизменны. Мир идей – мир благ. Мир вещей – мир зла. Идеи предшествуют вещам – идеализм (учение). Платон стал первым идеалистом.
В гносеологии Платон создал учение о припоминании: думал, что душа ч-ка до его рождения существовала в мире идей, в том месте она виделась с идеями всех будущих вещей. Поселяясь в тело, душа забывает все. Имеется 2 способа, что окажет помощь отыскать в памяти: столкновение противоположных точек зрения. Платон думал, что в душе ч-ка существуют 3 части: воля, разум, эмоции. Этим трем вещам соответствуют качества: воле – мужество, разуму – мудрость, эмоциям – умеренность. От рождения у каждого ч-ка преобладает одно из качеств – люди исходя из этого дел-ся на 3 группы.
«Менон» — один из диалогов Платона.
Участниками диалога являются: Менон, Сократ, раб Менона, Анит.
Композиция диалога
I. Что такое добродетель и возможно ли ей обучиться? Менон пробует перечислить добродетели, но Сократ останавливает его и заставляет заявить, что же такое добродетель сама по себе как мысль.
II. Знание как припоминание виденного в потусторонней судьбе. Посредством наводящих вопросов Сократ демонстрирует, что раб знает геометрию, не смотря на то, что и не изучал её. Так, он припоминает то, что знал в прошедшей судьбе.
III. Возвращение к вопросу о добродетели. Сократ делает вывод, что добродетели нельзя научиться, потому, что нет преподавателей добродетели. Очень доблестные мужи афинян Фемистокл и Фукидид не смогли преподать добродетель своим сыновям. Посему добродетель есть знаком божественного удела.
Аристотель – ученик Платона (384 – 322 г.до н.э.). Собственную философию начал с критики философии Платона. «Платон мне приятель, но истина дороже». Осуждал «Мир идей» Платона, в силу того, что тот не доказал существования его, как появляется зло, откуда берется изменение и движение.
Расхождения в метафизике. По Платону. Мир изначально двойственен, в нем различается мир идей и мир предметов. Аристотель не отрицал идей, но думал, что находятся они в отдельных вещей как метод и принцип. Мысль души. Трактуя идею души, Платон сказал, что душа чел. до его рож. пребывает в царстве чистой мысли и красоты. После этого она попадает на безнравственную почву где временно находится в чел теле. Душа по Платону – бессмертная сущность. Душа по Аристотелю в противовес Платону не существует без тела, но она имматериальная, не телесная. Благодаря душе мы живем, чувствуем и думаем. В соответствии с Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни. Теория познания Платон думал, что познание направлено на неизменную сущность вещей, а база свойства предметов раскрываются в понятиях о них. И сделал вывод, что понятия – не только отечественные мысли о бытии, но существуют сами по себе, независимо от чувственного мира. Познание у Аристотеля направлено на бытие. Опыт в ощущениях, в привычке и памяти. Формами действительно научного знания явл. понятия, постигающие сущность вещи. Этические взоры. По мысли Платона, высшее благо пребывает вне мира. Значит, и верховная цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Аристотель сформулировал главные положения этики как учение о добродетелях. Так, благо – это «то, к чему стремятся». Оппозиционно Платону Аристотель полагал, что высшее благо, имеется деятельность, сообразная с высшей добродетелью. У Платона добродетель основывается на начальных особенностях души, каковые появляются от отношения души к миру идей. Идеал добродетели мыслился Платоном в виде нормы, лежащей вне настоящего человека. Аристотель, исходя из материй и единства формы, разглядывал добродетель как купленную душой в ходе воспитания Аристотель выделял в моральных сокровищах добродетелей, мужество, уверенность, щедрость, любезность, дружелюбие, справедливость. Для Платона человек – несовершенный всевышний, для Аристотеля всевышний — это идеальный человек. Исходя из этого мера всех вещей и истины для Аристотеля – идеальный нравственный человек. Взор на государство и общество в соответствии с Платону «совершенное гос-во» явл. сообществом земледельцев, ремесленников, создающих все нужное для поддержания судьбы граждан, солдат, философов – правителей. «Совершенное гос-во» по Платону должно всемерно покровительствовать религия, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели обязана преследовать и образования и вся система воспитания. Наилучшее же гос-во по Аристотелю – это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет ввиду средний между рабами и рабовладельцами). И те гос-ва имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет громадное значение относительно с обоими крайними элементами. Он выделил три основных слоя граждан, весьма зажиточных, очень неимущих и средних. В отличии от собственного учителя, Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Проанализировав взор на общество и гос-ва, как Платона так и Аристотеля возможно сделать вывод. Государство Платона – это утопическое гос-во, гос-во совершенств, гос-во Аристотеля – это настоящее, земное гос-во. При рассмотрении философских Аристотеля и взглядов Платона видно, что они расходятся в определении того, что представляет собой окружающая нас реальность. У Платона вещи чувственно принимаемого мира рассматриваются только как видимость, как искаженное отражение действительно сущего. У Аристотеля чувственно принимаемая вещь рассматривается как реально материи и существующее единство формы. Оба стоят на позициях объективного идеализма, поскольку придают особенную, ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю пассивно), а совершенным субстанциям – идеям ( у Платона) либо форме (у Аристотеля). К тому же очень ключевая роль приписывается мировому разуму – всевышнему ( Платон), высшей форме (аристотель).