Джемс Уатт
На монументе Джемсу Уатту написано: «Увеличил власть человека над природой». Так оценили современники деятельность известного британского изобретателя.
Дж. Уатт появился в Шотландии, недалеко от большого индустриального города Глазго. Папа его был механиком, и мальчика с детства окружали машины и разнообразные инструменты. Он довольно много времени проводил в мастерской отца, присматривался к его работе и сам с увлечением мастерил модели автомобилей. без сомнений, это и выяснило в будущем жизненный путь Уатта.
Окончив начальную школу, мальчик пара лет обучался ремеслу механика в Глазго, а позже год совершенствовал собственный мастерство в Лондоне. Возвратившись опять в родной город, Дж. Уатт открыл мастерскую при местном университете. Он принимал заказы на изготовление и починку музыкальных инструментов и всевозможных правильных устройств.
В 1763 г. Дж. Уатту было нужно заняться усовершенствованием пароатмосферной автомобили Т. Ньюкомена, принадлежавшей университету. Принцип ее работы был таковой: пар поднимал поршень в цилиндре до самого верха. После этого в цилиндр под поршень впрыскивали воду. Большинство пара, охладившись, конденсировалась, т. е. преобразовывалась в воду. Под поршнем образовывался вакуум, и давление гнало поршень вниз.
Машина действовала медлительно, неравномерно, была громоздкой, «пожирала» массу горючего. Ее возможно было применять лишь на шахтах. В том месте она приводила в воздействие насосы. Вдалеке от угольных месторождений «прокормить» эту махину было весьма тяжело.
Усовершенствовать пароатмосферную машину Т. Ньюкомена пробовали многие изобретатели, но неудачно.
Уатт решил в первую очередь узнать, по какой причине машина Ньюкомена, поглощая так много топлива, создаёт такую малого работу. Он совершил множество опытов, изучая свойства пара. Эти зависимости температуры насыщенного пара от давления, выведенные Уаттом, весьма близки к современным.
упорство и Настойчивость «мастера математических инструментов» — так именовалась должность Уатта — стали причиной желанной цели. Ему стали ясны главные недочёты пароатмосферной автомобили.
«Я пришел к жёсткому заключению,— писал Уатт,— что, чтобы сделать идеальную паровую машину, нужно, дабы цилиндр был в любой момент так же тепёл, как и входящий в него пар; но, иначе, конденсация пара для образования вакуума обязана происходить при температуре не выше 30°».
Так явилась идея поделить цилиндр на две части: тёплую, куда будет впускаться пар и где будет совершаться рабочий движение, и холодную, конденсирующую пар.
Конденсатор быстро увеличил экономичность автомобили. Уатт сделал еще пара усовершенствований, совсем перевоплотивших пароатмосферную машину в паровую, и в 1768 г. подал прошение о патенте на собственный изобретение.
Патент он взял, но выстроить паровую машину ему продолжительно не получалось. То не хватало денег, то не было механизмов для достаточно цилиндра и тонкой обработки поршня, то не получалось правильной пригонки подробностей.
Довольно много мытарств претерпел Уатт. И лишь в то время, когда его компаньоном стал большой британский промышленник Болтон, инвестировавший в постройку автомобили, дело сдвинулось с места. В 1774 г. паровая машина Уатта была, наконец, выстроена и удачно прошла опробование. Она была в два раза действеннее автомобили Ньюкомена и скоро распространилась на шахтах.
С этого времени материальные дела Уатта совсем поправились. Переложив всю денежную часть на Болтона, сам он занялся лишь любимым делом — изобретательством.
Но помогать только технике Уатту не всегда удавалось. Его всегда втягивали в судебные процессы с изобретателями, совершенствовавшими его машину, довольно много времени отнимали клиенты. Но Уатт продолжал работу.
В 1784 г. Уатт создал первую универсальную паровую машину двойного действия. В ней пар поступал в цилиндр попеременно, то с одной стороны поршня, то с другой. Исходя из этого поршень совершал и рабочий, и обратный движение посредством пара, чего не было в прошлых автомобилях. Помимо этого, Уатт сконструировал центробежный регулятор, что включил в конструкцию данной автомобили. Маркс писал: «Великий гений Уатта обнаруживается в том, что патент, забранный им в апреле 1784 г., давая описание паровой машины, изображает ее не как изобретение только для особенных целей, но как универсальный двигатель большой индустрии». И вправду, двигатель Уатта годился для любой автомобили.
За эти годы Уатт изобрел кроме этого пять способов превращения возвратно-поступательного перемещения во вращательное, Один из них — замена кривошипно-шатунного механизма зубчатой передачей — был крайне важным изобретением. Второй до сих пор именуют параллелограммом Уатта.
Но Уатт занимался не только усовершенствованием собственной автомобили. Ему принадлежали и такие ответственные изобретения, как первый в мире паровой паровое отопление и молот. Сконструировал он и пара счетных автомобилей, копировальных прессов и т. п.
Глубочайший знаток техники, Уатт обожал и осознавал литературу, знал несколько языков. разносторонними знаниями и Своим умом он постоянно привлекал к себе не только молодежь, но и людей с громадным жизненным опытом, образованных и ученых.
Перед смертью Уатт был близок с видным писателем Вальтером Скоттом, что честно восхищался разнообразием познаний приятеля.
Дж. Уатту довелось еще при жизни заметить победное шествие собственного изобретения по всем государствам. Окруженный славой и уважением, он прожил последние годы собственной жизни в достатке и спокойствии.