От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (?) сообщил: Тот, кто будет содержать двух либо троих дочерей, либо же двух либо троих сестер, пока одна из них не будет нуждаться в его заботе, либо же до тех пор пока он не оставит их по обстоятельству собственной смерти, то я и он будем в Раю вот так, — и указал на собственный средний и указательный пальцы. (Ахмад,12498 и Ибн Хибан в Сахихе, 447).
Ибн Батталь (да смилуется над ним Аллах) сказал: Обязанностью каждого, кто услышит данный хадис, есть совершение дел в соответствии с ним, чтобы быть спутником Пророка (?) в Раю. И нет наилучшей степени в будущей судьбе, чем это (См. Фатхуль-Бари 10/536, 6005).
6 — Чтение азана в ухо ребенка
Еще одной сунной, в соответствии с которой нужно поступать мусульманину, есть чтение азана в ухо ребенка.
Передал Абу Рафи’ (да будет доволен ими обоими Аллах) от собственного отца, что говорил: “Я видел, как Посланник Аллаха (?) просматривал азан в ухо Хасану ибн ‘Али, в то время, когда его родила Фатима” (Абу Дауд 5105. Шейх Альбани назвал хадис не сильный в “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1/491. Данный хадис назвали не сильный кроме этого хафиз Ибн Хаджар и имам аль-Мунауи в “Тальхысуль-хабир” 4/149, “Файдуль-Къадир” 5/217 – прим.пер).
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сообщил: «Сообщила группа исследователей из отечественных соратников, что азан нужно произносить в правое ухо младенца, а икъама – в левое его ухо».
Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) сообщил: “Обстоятельство произношения азана, а Аллаху об этом лучше известно, пребывает в том, дабы первое, что раздалось в ухо младенца, были слова, которые содержат в себе свидетельство и величие Аллаха, которое есть первым, при помощи чего входят в Ислам. Таковой поступок будет подобен внушению ему девиза Ислама перед вхождением в мирскую судьбу, так же как напоминают слово единобожия на протяжении его ухода из мимолетной судьбы. И наряду с этим не отрицается, что след азана повлияет на сердце ребенка, даже если он не почувствует этого. Кроме этого в чтении азана в ухо младенца имеется и вторая польза — обращение в бегство шайтана от слов азана» (См. “Тухфатуль-маулюд” 25 – прим. ред)
Ат-Тахник
Одной из сунн, в соответствии с которой нужно функционировать мусульманину, есть ат-тахник.
Ат-Тахник—это протирание и разжевывание финика появившейся кашицей нёба новорожденного.
Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сообщил: «В то время, когда у меня появился сын, я принес его к Пророку (?) , что назвал его Ибрахимом, сделал ему тахник из одного финика, призвал на него баракат и дал его мне» (аль-Бухари 6198 и Муслим2145).
Передается от Асмы бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах), что она говорила о том, в то время, когда родила ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра, следующее: «Принесла я новорожденного Пророку (?) и положила его ему на колени. Затем он приказал принести ему финик, разжевал его и положил появившуюся кашицу из собственного рта в рот ребенку. Так, первым, что попало в его желудок, была слюна Посланника Аллаха (?) . А после этого Пророк (?) помазал данной кашицей его небо, обратился к Аллаху с мольбой за него и призвал на него баракат» (аль-Бухари 3909 и Муслим 2146).
Ат-Тахник совершают по окончании рождения, а суть для того чтобы поступка содержится в том, дабы младенец приучился к еде и укрепился для этого. Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) писал: «Первое, что применяют для ат-тахника – это сушеный финик, но в случае, если нет возможности отыскать сушеный финик, то возможно применять свежий финик, в другом случае возможно применять что-либо сладкое, и пчелиный мед предпочтительнее, нежели другие сладости» (См. “Фатхуль-Бари” 9/728).
Кроме этого одним из аргументов законности совершения ат-тахника по окончании желательности и рождения ребёнка для того чтобы поступка помогает хадис, передаваемым Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах), что говорил: «в один раз в то время, когда Абу Талхи не было дома, у него заболел и погиб сын. Возвратившись, Абу Тальха задал вопрос: «Как мальчик?» Умму Сулейма ответила: «Он спокоен, чем был прежде». По окончании чего она подала ему ужин, после этого он, поужинав, лег спать с женой. А по окончании того, как они совершили (близость), она сказала ему о том, что их сын погиб. Затем Абу Тальха утром отправился к Посланнику Аллаха (?) и сказал ему о том, что у них случилось. После этого Посланник Аллаха (?) задал вопрос его: «Вы имели близость в эту ночь?». Он ответил: «Да». По окончании чего Пророк (?) сказал: «О Аллах дай им бакарат вих прошедшей ночи». Затем Умму Сулейма родила сына и послала его к Пророку (?) , передав вместе с ним пара фиников. По окончании чего Пророк (?) забрал его и сообщил: «Имеется ли с ним что-нибудь (для тахника)?». Ему ответили: «Да, пара фиников». После этого Пророк (?) забрал их, разжевал и положил появившуюся кашицу из собственного рта в рот ребенку. После этого Пророк (?) помазал данной кашицей его небо и назвал его ‘АбдуЛлах» (Аль-Бухари 5470 и Муслим 2144).
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Ученые сошлись в желательности тахника для ребенка, по окончании его рождения».[1]
8 — Дать ребенку хорошее имя и кунью
Воистину, одна из обязанностей отца перед сыном — дать ему прекрасное имя, поскольку в хадисе, которое передал Абу Дауд, было сообщено: «Воистину, в Сутки воскрешения вы станете призваны по именам и вашим именам ваших отцов. Так выбирайте же хорошие имена!» (Абу Дауд, 4948).
От ‘Айши (да будет доволен ею Аллах) было передано, что Пророк (?) менял имена, каковые несли под собой плохие значения (Ат-Тирмизи 2839).
Кроме этого Пророк (?) поменял имя Абу Бакра ибн ‘Абдуль-Ка’ба на ‘Абдул-Ллах (См. «Сейру А’ляму ан-Нубаля» стр.7.).
Кроме этого первоначально ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа кликали — ‘Абдуль-Ка’б (раб Ка’бы), по окончании чего Посланник Аллаха (?) назвал его Абдур-Рахманом (См. «Тахзиб аль-Камаль» 17/324).
И он (?) заменил имя ‘Асыйи (Непокорная) бинту Сабит ибн Абу аль-Акълях, назвав ее Джамиля (Прекрасная). (Муслим 2139).
Пророк (?) сообщил: «Самые любимые имена для Аллаха – это ‘АбдуЛлах и ‘АбдурРахман» (Муслим 2132).
Кроме этого он (?) сообщил: «Нарекайте детей собственных именами пророков, а самые любимые имена для Аллаха – это ‘Абдуллах и ‘Абдуррахман» (Абу Дауд 4950).
Са’ид ибн Ал-Мусаийб (да смилуется над ним Аллах) передавал от собственного отца, что в один раз Пророк (?) задал вопрос его: «Как тебя кличут?». Он сообщил: «Хазн (Тяжёлый)». Пророк (?) сообщил ему: «Наоборот, ты Сахль (Легкий)». Затем папа Са’ида ибн аль-Мусаийба сообщил: «И я не поменял собственный имя, которое дал мне мой папа» (аль-Бухари 6190). По окончании чего Са’ид ибн Ал-Мусаийб сообщил: «И не прекращали мы затем пребывать в тяжёлом положении».
Ибн Батталь (да смилуется над ним Аллах) сообщил: «Тут указание на то, что веление давать прекрасное имя и изменять имя на лучшее не являться необходимым, а являться желательным» (Фатхуль-Бари 10/705).
Кроме этого Посланник Аллаха (?) менял кроме того те имена, каковые содержат в себе восхваление его обладателя. Передают со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что первоначально Зейнаб кликали Барра (Благочестивая). После этого (люди) начали сказать: «Она как бы восхваляет себя», — по окончании чего Посланник Аллаха (?) назвал ее Зейнаб (аль-Бухари 6192 и Муслим 2141).
Кроме этого и Джувайрийю в начале кликали Барра, по окончании чего Посланник Аллаха (?) поменял ее имя на Джувайрийа. И ему (?) не нравилось, дабы говорили: «Пророк вышел из дома Барры» (Муслим 2140).
Ибн Каийм (да смилуется над ним Аллах) упоминал, что имена имеют влияние на их обладателей, так же как и их обладатели воздействуют на собственные имена относительно красоты и невзрачности, тяжести и лёгкости. Как говорят: «Редко обратит внимание твой взгляд на носителя прозвища, в случае, если лишь ты не поразмышляешь над значением его прозвища» (См. «Заду аль-Ми’преисподняя» 2/307).
Кроме этого Пророк (?) в сутки Худайбийи (в год заключения перемирия), в то время, когда подошел к ним Сухайль, имя которого свидетельствует «легкий», истолковал его прибытие тем, что дело их облегчится, что вправду так и случилось (аль-Бухари 2731).
Кунья
Что же касается куньи, в случае, если эта хорошая кунья, то она влияет на человеческие сердца и оказывает почтение тому, кому дали кунью. Сообщил один из поэтов: «Я даю ему кунью, в то время, когда кличу его, дабы этим самым оказать ему уважение, и я не даю ему прозвище, потому что плохим поступком есть — давать кому-то прозвище».
Кунья — это все, что начинается с Абу (папа) для того чтобы(ой)-то либо Умму (мать) для того чтобы(ой)-то. А лакъаб — это прозвище, из которого понимается определенное описание, и по большей части ее используют для порицания, в отличие куньи, потому, что кунья считается оказанием почтения, кроме того по отношению к детям.
Пророк (?) кроме того дал кунью Абу ‘Умайру тогда, в то время, когда он был еще мелким. Пророк (?) , подшучивая над ним, сказал ему: «О, Абу Умайр, что делает птичка?» (аль-Бухари 6203).
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах сообщил: «Торопитесь давать вашим детям куньи, чтобы не поспешили к ним плохие прозвища» (См. Ибн Муфлих «Аль-Адаб аш-Шари’а», 1/480).
9 — Акъикъа (совершение жертвоприношения, с целью приближения этим к Всевышнему Аллаху, проявляя признательность Аллаху за рождение ребенка)
После этого затем направляться мусульманину совершить ‘акъикъу за собственного ребенка. Кое-какие ученые вычисляют это — сунной, другие же ученые вычисляют это необходимым (уаджибом).[2] За мальчика приносят в жертву две овцы, а за девочку — одну. ‘Акъикъасовершается на седьмой сутки по окончании рождения ребенка, либо на четырнадцатый, либо на двадцать первый сутки либо же в любой сутки затем.
Аргументом на правомерность совершения ‘акъикиъи помогают слова Пророка (?) : «Любой новорожденный удерживается по обстоятельству (не совершения за него )‘акъикиъи. (Посему) за каждого новорожденного приносят жертву (‘акъикъа) на седьмой сутки по окончании его рождения, и бреют ему голову и дают ему имя» (Абу Дауд 2838, ибн Маджа 3165, ат-Тирмизи 1522 и ан-Насаи 4220).
Но ученые разошлись во мнениях относительно слов Пророка (?) «Любой новорожденный удерживается по обстоятельству (не совершения за него )‘акъикиъи..
Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) заявил, что имеется в виду, что в случае, если ребенок погиб, в раннем детском возрасте, и за него не совершали ‘акъикъа, то он не будет защищать за собственных своих родителей (в Судный Сутки). Это же мнение передают от Къатады, что младенец лишается прав заступничества за собственных своих родителей.
Другие же ученые заявили, что ребенок удерживается от полноценной защиты и правильного развития. Имам ибн Къаийм (да смилуется над ним Аллах) сообщил: «’Акъикъа будет для ребенка как спасением и избавлением от заложничества его темницы и шайтана».
Аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) сообщил: «Разошлись ученые во мнениях довольно этого вопроса, но самым хорошим высказыванием среди этих точек зрения есть то мнение, которое предпочел имам Ахмад ибн Ханбаль, что заявил, что младенец удерживается от заступничества. (Другими словами он) желает заявить, что в случае, если за ребенка не совершат ‘акъикъу, и он покинет жизнь в раннем детском возрасте, то не будет защищать за собственных своих родителей» (См. «Задуль-ма’преисподняя» 2\297).[3]
Мы желаем обратить внимание (читателя) на кое-какие вопросы:
Первый: Воистину, относительно обязанности ‘акъикъа, ученые разошлись во мнениях, но более верное мнение в этом вопросе пребывает в том, что совершение ‘акъикъи есть необходимым, исходя из хадисов, в которых Пророк (?) повелевает выполнять его. И не пришел контекст, что говорит о необязательности ‘акъикъа.
Второй:Воистину, ‘акъикъавлияет на развитие ребенка.
Третий: Воистину, совершение ‘акъикъа есть проявлением признательности Аллаху за Его милость, которую он оказал человеку, наделяя его детьми.
Четвертый:Воистину, ‘акъикъа совершается как за мальчика, так и за девочку. Как пришло в хадисе Умму Курз, которая задала вопрос Пророка (?) об ‘акъикъе, на что Он (?) ответил: «За мальчика направляться приносить в жертву две равные овцы, а за девочку – одну» (Абу Дауд 2835, ат-Тирмизи 1516 и ан-Насаи 4217-4218).
Воистину, у ученых ‘акыкъа по положению подобна торжественному Жертвоприношению (Удхия). Исходя из этого не разрешено для этого применять хромое животное, слепое, одноглазое либо больное животное, либо животное с увечьями каких-либо частей собственного тела. Кроме этого не разрешено реализовывать что-либо из его мяса и его шкуру. Но из его мяса едят сами, раздают садакъа и кормят людей.
Кроме этого из сунны, к которому побуждал Пророк (?) есть — бритье головы младенца.
Имам ибн Къаийм (да смилуется над ним Аллах) сообщил: «Абу ‘Умар ибн ‘Абдуль-Барр сообщил: «Что касается бритья головы младенца в сутки совершения ‘акыкъи, то ученые вычисляют это желательным действием».
‘Али (да будет доволен им Аллах) говорил о том, что Пророк (?) в то время, когда принес в жертву одну овцу (‘акыкъа) за собственного внука аль-Хасана, сообщил собственной дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах): «Побрей его голову и дай в качестве садакъа серебро, вес которого равен весу его волос». Фатима сообщила: «И я взвесила его волосы, и их вес был равен одному дирхаму либо его части» (ат-Тирмизи 1519).
Грудное кормление
После этого нужно матери уделять (особенное) внимание грудному кормлению, пока не завершится установленный срок для отнятия младенца от груди, потому что материнское молоко оказывает огромное действие на его здоровье и развитие ребёнка. Всевышний Аллах поведал матерям о том, дабы они кормили собственных детей грудью два полных года, если они желают довести кормление грудью до конца.
Всевышний Аллах сообщил: «Матери должны кормить собственных детей грудью два полных года, если они желают довести кормление грудью до конца» (аль-Бакара 233).
Потому, что дитя чувствует материнское милосердие на протяжении ее кормления грудным молоком, в то время как он (очень) испытывает недостаток в этом.
Современная медицина подтвердила, что смертности детских и число заболеваний у детей, которых кормят неестественным вскармливанием, растет. Грудное естественное кормление приносит пользу матери по окончании родов, в отношении здоровья ее органов пищеварения и репродуктивной системы. Помимо этого, Ислам, уделяя этому внимание, разрешил кормящей матери не поститься в месяц рамадан, в случае, если пост очень плохо воздействует на грудное вскармливание. Возможно, одной из обстоятельств отсутствия благосклонности многих детей к своим матерям и их непослушания в нынешние времена есть отсутствие грудного вскармливания и постоянное неестественное кормление.
По причине того, что грудное кормление воздействует на ребенка, Пророк (?) запретил просить безумную даму, дабы она кормила собственной грудью (ребенка). (Абу Дауд «аль-Марасиль» 207 и аль-Байхаки «Сунан аль-кубра» 15686. Шейх Альбани назвал хадис не сильный в “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 5602– прим.пер).
Ибн Къасим (да смилуется над ним Аллах) в комментарии к этому хадису сообщил: «Потому, что грудное кормление воздействует на врожденную изюминку». После этого сообщил: «Аль-Кади говорил о том, какой бы ребенок, в случае, если кормится грудным молоком безумной дамы, то он в итоге делается безумным. В случае, если же его вскармливает дама с плохими нравами, то потом это отражается на ребенке. А вдруг ребенок кормится молоком животного, то он делается глупым, подобно животному» (См. «Хашийа ар-Рауд» том.7, стр.106).
Ибн Къудама (да смилуется над ним Аллах) в «аль-Мугъни» сообщил: «Воистину, было сообщено о том, что грудное кормление изменяет врожденную изюминку».
А что возможно сообщить про неестественное молоко, о котором малоизвестны ни его источник, ни его производство?!
Мольба (за детей)
какое количество бы ни старались родители в воспитании собственных детей, в случае, если Аллах им не окажет помощь и не облегчит, то никаких плодов они не пожмут.
Исходя из этого нужно тебе обращаться к Аллаху с мольбами (ду’а) и унижаться перед Ним, дабы Аллах повел твое потомство по прямому пути!
Мольба есть одна из броских обстоятельств, которая содействует воспитанию детей. Всевышний Аллах сообщил: «В случае, если мои рабы спросят тебя обо Мне, то так как Я близок и отвечаю на зов молящегося, в то время, когда он взывает ко Мне» (аль-Бакара, 186).
Одна из мольбы рабов Всемилостивого (ар-Рахмана): «Они говорят: «Господь отечественный! Даруй нам отраду глаз в отечественных потомках и супругах и сделай нас примером для богобоязненных» (аль-Фуркъан, 74).
Любимый (аль-Халил), папа всех пророков Ибрахим (мир ему и благословения) обращается с мольбой к Аллаху за собственных сыновей: «… (Господи!) убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам»(Ибрахим, 35).
Так же Всевышний Аллах сказал о мольбе Ибрахима: «Господи! Сделай меня и мое потомство в числе тех, кто совершает намаз. Господь отечественный! Прими мою мольбу» (Ибрахим, 40).
Пророк Закария (мир ему) обращается с мольбой к собственному Господу: «Тогда Закария воззвал к собственному Господу, сообщив: «Господи! Одари меня красивым потомством от Себя, поскольку Ты внимаешь мольбе» (Али-‘Имран, 38).
Кроме этого Всевышний Аллах сказал о мольбе жены ‘Имрана: «… прошу Тебя обезопасисть ее и потомство ее от изгнанного и побиваемого шайтана» (Али-‘Имран, 36).
В точных сборниках хадисов передано, что Пророк (?) просил Аллаха защиты для ал-Хасана и аль-Хусейна (т.е. для собственных внуков – прим. пер), говоря: «У’ийзукума би-кялимаатиль-Ляhит-тааммати мин кули шайтъонин уа hаамматин, уа мин кули ‘айнин-ляаммаh!» («Прибегаю к идеальным словам Аллаха от вредителя и всякого шайтана, и от всякого плохого глаза!»). И сказал: «Вот так пророк Ибрахим просил Аллаха защиты для Исма’Исхака и ила» (аль-Бухари 3371, Абу Дауд 4737 и др.)
К огромному сожалению, многие матери и кое-какие отцы, вместо того, дабы обращаться к Аллаху за собственных детей, напротив, взывают против них в порыве бешенства. Исходя из этого есть необходимым сторониться взывать против детей, поскольку Посланник Аллаха (?) сказал: «Не взывайте ни против себя, ни против ваших детей и ни против вашего имущества. Чтобы ваши просьбы не совпали со временем от Аллаха, в то время, когда мольба о чем-либо не остается без ответа» (Муслим, 3009).
какое количество людей обращались к Аллаху со собственными мольбами за собственных детей, унижались перед собственным Господом в предрассветном времени, молили и просили Его, Что слышит зов молящегося и отвечает на мольбу нуждающегося. В следствии Аллах отвечал на их мольбы, приводил к праведности их детей и потомство. Исходя из этого есть необходимым искать подходящее время для мольбы.
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передано, что в один раз Посланник Аллаха (?) был спрошен: «О, Посланник Аллаха! Какая часть времени, в которой взывают к Аллаху, есть ближе к ответу?» Пророк (?) ответил: «В последней части поздней ночи и перед произнесением приветствия предписанных молитв» (ат-Тирмизи 3499).
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передано, что Посланник Аллаха (?) сообщил: «Ближе всего к собственному Господу раб оказывается на протяжении совершения земного поклона, посему умножайте ваши мольбы (в этом положении)» (Муслим 482, Абу Ахмад 875 и Дауд «Муснад» 9461).
Ищи и другие (кроме приведенных хадисов) подходящие времена для ответа мольбы, как в сутки Пятницы (в той ее части, в то время, когда Аллах непременно дарует Собственному рабу-мусульманину то, о чем он попросит – прим. пер). Кроме этого на протяжении нахождения в пути (сафар), на протяжении соблюдения поста и ниспослания дождя. И сторонись того, что мешает ответу, как, к примеру, питаться запретной едой и носить запретные одежды (либо питаться едой и носить одежду, которая куплена запретным методом – прим. пер).
12 — Обучение ребенка произношению формулы единобожия (таухида)
Родителям нужно обучать собственных детей произношению формулы единобожия, потому, что они являются первыми словами, с чего обязан начать ребенок, в то время, когда уже начинает выговаривать обращение.
Умму Сулейма (да будет доволен ею Аллах) учила собственного сына Анаса (да будет доволен ею Аллах) формуле единобожия, говоря ему: «Сообщи: «Ля иляха илля Ллах (нет никого хорошего поклонения, не считая Аллаха). Сообщи: «Ашхаду анна Мухаммадан РасулюЛлах (я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха)». И это было до отнятия его от груди» (См. «Сейру а’ламу ан-Нубаля» 2/305).
Нужно повторять эти слова перед ним, в особенности матери, в то время, когда она его развлекает… и если он начал уже соображать, то ему направляться пояснять легкое толкование этого свидетельства и разъяснять его суть.
направляться обучать (ребенка) тому, что один только Аллах есть Создателем, и что нет у Него сотоварищей. Он над небесами, возвысился над Собственным Троном, следит за нами, знает о отечественном положении, слышит и видит все и что Он способен на всякую вещь.
направляться кроме этого приучать детей к упованию на Аллаха и к тому, что (лишь) Аллах есть Исцеляющим от всякой болезни, что необходимым для нас есть обожать Его и поклоняться лишь Ему одному. Так же обучают их и к любви Пророку (?) и подчинению ему. Говорят им о его описании и благонравии, конечно о том, что он обожал детей, шутил с ними и тому подобное из того, что может охватить их разум.
направляться повторять перед ними, задавая вопросы их: «Кто твой Господь? Кто твой Пророк? Какая твоя религия? И где Аллах?».
Необходимо кроме этого восптывать в них любовь к сподвижникам Пророка (?) и праведникам.
направляться их обучать заучиванию сур «аль-Фатиха» и «аль-Му’аууизатайн» ( т.е сур «аль-Фаляк» и «ан-Нас» – прим.пер).
13 — Приучение ребенка к некоторым адабам и благонравию
По окончании отнятия от груди, ребенок на данной стадии (собственного развития) отличается чистым врожденным естеством (аль-фитра), склонностью к имитации и подражанию. Он на данной стадии подобен мягкому тесту, посему не пренебрегай данной стадией, говоря: «Он еще мелкий и ничего еще не осознаёт».
Возможно так, что воспитание может приносить пользу детям только в юные годы
и быть ненужным им затем.
Воистину, если ты выпрямишь ветку (саженца), то он станет стройным,
а если ты постараешься согнуть ствол (дерева), то оно не поддастся.
Исходя из этого приучай ребенка собственного к адабам еды, сна[4], исламского приветствия[5],принятия и давания правой рукой[6], восхваления Аллаха при чихании и обращения мольбой за того, кто возда хвалу Аллаху по окончании чихания[7]. Конечно приучай ребенка к надёжности и правдивости (аль-амана).
Умар ибн Абу Саляма (да будет доволен им Аллах) говорил: «В юные годы я был на попечении Пророка (?) . В большинстве случаев я протягивал руки к различным финишам неспециализированного блюда, но в один раз Посланник Аллаха (?) сообщил мне: «О, мальчик, сообщи: «БисмиЛлях», — ешь правой рукой, бери то, что находится рядом с тобой!», — и с того времени я ем лишь так» (аль-Бухари, 5376 и Муслим 2022).
Так же направляться прививать ребенку неприязнь к таким плохим проявлениям нрава, как неправда, зависть и эгоизм по отношению к своим братьям.
Так же одним из того, что есть необходимым для своих родителей, это предостережение собственного ребенка от запретных вещей. Как Пророк (?) предостерегал аль-Хасана от принятия в пищу того, что предназначено для садаки (милостыня), потому, что он был из ахлиль-бейт (из семьи пророка Мухаммада (?) ), а принятие садаки для них было недозволенным.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «в один раз аль-Хасан ибн ‘Али (да будет доволен ими обоими Аллах) забрал финик, что был рекомендован в качестве садаки, и положил его в рот. Тогда Пророк (?) сообщил: «Ких! Ких![8] Выкинь его, выкинь! Разве ты не знал, что, воистину, мы не принимаем в пищу то, что предназначено для садаки» (аль-Бухари 1491 и Муслим 1069).
‘АбдуЛлах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) в один раз заметил сына, на котором была шелковая рубашка (къамис). Порвав ее, он сообщил: «Воистину, шелк рекомендован лишь для женщин[9]» (Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф» 24655).
Исходя из этого для своих родителей есть необходимым удерживать ребенка от запретного, даже в том случае, если от него поднято перо[10]. Потому, что если он с детства приучается к запретному, то привыкает к этому и повзрослев, и по окончании чего ему станет весьма тяжело избавиться от данной вредной привычки.
Матери же надлежит приучать собственную дочь к тому, дабы она была стыдливой, отдалялась от чужих мужчин, носила покрывающие одежды и сторонилась одевать короткое[11], при помощи чего многие мусульмане впадают в искушение.
14- Мягкое обхождение с ребенком, шутки и игра с ним
Нет сомнения, что мягкое обхождение с ребенком и игра с ним оставляют громадный след в его здоровье и развитии ребёнка, потому, что игра есть неотделимой частью его жизни.
Не пренебрегай игрой с детьми, противореча их фитре (врожденному естественному качеству), на котором создал их Аллах. Наоборот, участвуй вместе с детьми в их игре. Играйся с ними и обходись с ними мягко, чтобы они тебя полюбили, почувствовали влечение к тебе и прислушивались к твоей насыхе и твоему указанию.
Всевышний Аллах сообщил Собственному Пророку (?) : «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был неотёсанным и жестокосердным, то они обязательно покинули бы тебя» (Аль-Имран, 159)[12].
Пророк (?) лучше всех обходился со своей семьей, как он (?) сообщил: «Лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к собственной семье. А я лучше чем кто или из вас обхожусь со своей семьей» (ат-Тирмизи 3895).
Пророк (?) обходился любезно с детьми и шутил с ними.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: «Посланник Аллаха (?) показывал язык Хусейну ибн ‘Али, а в то время, когда он видел его язык, то весело шел к нему навстречу (либо радовался ему)» (Ибн Хибан «ас-Сахих» 5596).
Пророк (?) шутил с малолетним братом Анаса ибн Малика (да будет доволен ими обоими Аллах), говоря: «О, Абу Умайр, что делает птичка?» (аль-Бухари 6129,6203 и Муслим 2150).[13]
в один раз Пророк (?) , проходив мимо (подростков) племени Аслям, каковые состязались между собой в стрельбе, сообщил: «Стреляйте, о сыны Исма’иля, воистину, ваши отцы были стрельцами. Метайте же, а я буду на стороне таких-то!». По окончании чего кое-какие из них прекратили стрелять. После этого Пророк (?) сообщил им: «Что с вами, по какой причине вы не стреляете?» Те ответили: «Как мы будем стрелять, если ты на их стороне?» На что Пророк (?) ответил: «Метайте, а я на стороне всех вас» (аль-Бухари 2899).
Айша (да будет доволен ею Аллах) игралась с девочками, а Пророк (?) сам же впускал (приглашал) их к ней, чтобы она поиграла с ними (аль-Бухари 6130 и Муслим 2440).
Играясь с детьми, ты обязан вселять детям такие благие нравственные качества, как правдивость, надежность (амана) и другое. Конечно предостерегать их от таких осуждаемых качеств, как неправда, предательство, обман, непристойность и тому подобное.
15 – Очищение жилища от разных музыкальных инструментов
Один из ответственных вопросов, что оказывает помощь в воспитании детей – это очищение жилища от разных средств и музыкальных инструментов, приводящих к нечестью, лжи и грехам. Потому, что в этом существует опасность того, что шайтаны поселятся в этих жилищах.
Салим говорил от собственного отца: «в один раз ангел Джибриль давал слово Пророку (?) явиться, но задержался. По окончании чего Пророку (?) стало тяжко от этого, после этого Джибриль встретил его, в то время, когда он выходил из дома. Затем Пророк (?) начал ему жаловаться на то, что он не явился к нему. Тогда Джибриль сообщил: «Воистину, мы не входим в дома, в которых имеется изображения и собаки живых существ» (аль-Бухари 5960).
А каково сейчас положение тех домов мусульман, в которых имеются изображения, конечно телевизор, по которому показывают соблазнительных женщин и мужчин, разные развлекательные (программы), пение и музыку?!
Разве это не показывает, что шайтаны поселяются в этих жилищах, а ангелы сторонятся их?!
А также в дом Пророка (?) не вошел ангел Джибриль по обстоятельству того, что в том месте пребывала собака и имелись изображения живых существ. И Пророк (?) повелел прогнать собаку и вынести изображения. По окончании чего разрезали подушки (на которых имелись изображении живых существ) (аль-Бухари 5954 и Муслим 2105).
А ведь в то время, когда ангелы входят в дома, то с ними нисходит благодать, покой и спокойствие. В то время, когда же в жилище входят шайтаны, то с ними приходит беспокойство, (душевные) болезни и суетные переживания. И неудивительно, что мы видим, как те, кто живет в таких зданиях, жалуются на эти болезни!
16 – Оберегание жилища при помощи чтения Корана, совершения и поминания Аллаха необязательного намаза в нем
Одно из деяний, которое содействует (верному) воспитанию детей – это оберегание жилища при помощи чтения Корана, совершения намаза и поминания Аллаха в нем, потому что воистину, чтение Корана оказывает великое влияние на оберегание домов от шайтанов и на вхождение ангелов в дом. Оно кроме этого содействует нисхождению милости, самообладания, покоя и счастья к его домочадцам. Таким же образом и поминание Аллаха оставляет такие великие следы[14].
Одним из аргументов на это есть хадис Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что передавал, что Посланник Аллаха (?) сообщил: «Не превращайте ваши дома в могилы[15]!Воистину, шайтан не входит в дом, в котором просматривают суру “аль-Бакъара”» (Муслим 780).
Передают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как Посланник Аллаха (?) сказал: «В то время, когда человек входит в собственный дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе и на протяжении еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (тут) ни приюта, ни ужина!». В случае, если же он вошел в дом, не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы взяли приют», — а если он не поминает Аллаха Всевышнего и на протяжении еды, то шайтан говорит: «Вы взяли и приют, и ужин» (Муслим 2018).