Диагностика проводилась методикой определения уровня тревожности Р. Темпла, В. Амена, М. Дорки; проективной методикой развития социальных чувств О.А. Ореховой «Домики».
Методика определения уровня тревожности Р. Темпла, В. Амена, М. Дорки.
Цель: определение уровня тревожности детей младшщего школьного возраста.
С целью проведения обследования нужно иметь 14 картинок: любой складывается из главного и дополнительного, находящегося под главным. Картинки предъявляются ребенку в строго указанном порядке. Обследование выполняют лично с каждым ребенком, в отдельном помещении.
направляться обратить внимание на то, что при предъявлении картинок экспериментатор старается не давать никаких пояснений к содержанию обстановок. На протяжении обследования ребенку не задают никаких дополнительных вопросов. Все высказывания ребенка, его интерпретацию обстановок на картинках заносят в особый протокол, куда записывают кроме этого выбор, сделанный ребенком.
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ воображает процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к неспециализированному количеству предъявленных картинок.
ИТ = количество эмоционально-негативных выборов / 14 * 100.
Качественный анализ разрешённых позволяет определить особенности эмоционального опыта ребенка в разных обстановках, каковые смогут быть поделены на ситуации с хорошей, отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом [18].
Таблица 1
Сводная таблица результатов диагностики уровня тревожности испытуемых по методике Р. Темпла, В. Амена, М. Дорки
В следствии расчета среднегруппового уровня тревожности (37,7) можно подчернуть, что, в целом, несколько испытуемых есть умеренно тревожной, наряду с этим величина стандартного отклонения (18,1) говорит о громадной разнице между результатами личного тестирования испытуемых.
7 испытуемых показали средний уровень тревожности. 3 испытуемых продемонстрировали склонность к высокой тревожности. Лишь 2 испытуемых имеют низкий уровень тревожности.
В ходе проведения проективной методики определенное внимание нужно уделять не только выбранному испытуемым «лицу», но и его комментариям.
При анализе первой картины парни, выбравшие радостное лицо так комментировали собственный выбор: «Они радостные», «Играться с мелкими весьма интересно»; выбравшие грустное лицо говорили: «Я не знаю», «Скучно с мелкими играться».
На вторую картину при выборе радостного лица испытуемые говорили: «Возможно, отлично гулять с мелкими», а при отрицательном выборе – «Я не буду гулять с мелкими, я уже взрослый».
При комментировании объекта агрессии, изображенного на третьей картине, парни подмечали: «Запрещено драться, это не хорошо» (выбор радостного лица), «Я буду плакать» (при выборе грустного).
На просьбу прокомментировать независимое одевание парни отмечали: «Я сам наряжаюсь, я уже большой», «Громадные дети сами наряжаются» (при выборе радостного лица), «Девочка сама наряжается и ей скучно» (при выборе грустного).
Игра со старшими детьми чаще вызывала у испытуемых хорошие чувства. Они отмечали: «Играться со старшими весьма интересно», «Радостная игра» (выбор лица – радостный). Те парни, что выбрали грустное лицо, отвечали: «не желаю играться так».
На шестую картину при выборе радостного лица комментарии были для того чтобы рода: «Обожаю дремать один», а при выборе печального лица: «Одному дремать страшно!».
На картину с умыванием парни говорили: «В случае, если вода теплая» (при выборе радостного лица), «Вода, возможно, тёплая» (при выборе грустного).
Комментируя картину «Выговор», парни говорили: «Запрещено детей одних оставлять» (при выборе радостного лица), «Меня наказывают» (при выборе грустного)
Картина «Игнорирование» взяла такие комментарии: «Мелкого ребеночка нужно больше обожать» (при выборе радостного лица), «Меня никто не обожает» (при выборе грустного).
На изображение агрессии парни отмечали: «нужно играться дружно» (при выборе радостного лица), «Нехороший мальчик – дерется» (при выборе печального).
Изображение собирания игрушек породило такие отклики: «нужно все самому убирать» (при выборе радостного лица), «Убирать сама не буду» (при выборе грустного).
Картина «Изоляция» позвала у испытуемых лишь негативные отклики: «Они нехорошие», «А по какой причине меня не берут играться» и т.д.
Картина «Ребенок с родителями», наоборот, сопровождалась лишь хорошей реакцией типа «Желаю, дабы у меня были родители, я буду их обожать», «Желаю, дабы были папа и мама, дабы они обожали меня ».
Последняя картина сопровождалась такими комментариями: Кушать нужно не торопясь» (при выборе радостного лица), «Не обожаю молоко» (при выборе грустного).
Так, в следствии проведения методики Р. Темпла, В. Амена, М. Дорки можно подчернуть, что, не обращая внимания на то, что средний уровень тревожности испытуемых соответствует умеренному проявлению черты, многие дети продемонстрировали высокую тревожность.
Проективная методика развития социальных чувств О.А. Ореховой «Домики».
Цель: диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших чувств социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно полезным с позиций анализа эмоционального отношения ученика к школе.
Стимульный оборудование и материал: лист ответов; восемь цветных карандашей: светло синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, тёмный. Карандаши должны быть однообразными, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.
Процедура обследования: Процедура изучения складывается из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 мин..
Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в возможных проблемах адаптации.
Задание №2 характеризует сферу социальных чувств. Тут нужно оценить степень разделения чувств – в норме хорошие эмоции ребенок раскрашивает главными цветами, негативные – коричневым и тёмным.
При наличии инверсии цветового термометра (главные цвета занимают последние места) у детей довольно часто отмечается недостаточная разделение социальных чувств – к примеру, и ссора и счастье смогут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае нужно обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и как на большом растоянии отстоят пары в цветовом выборе.
Актуальность переживания ребенком того либо иного эмоции показывает его место в цветовом термометре (задание №1).
В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школе. Ясно, что при наличии неприятностей в какой-то сфере, ребенок раскрашивает эти домики коричневым либо черным цветом
направляться подчернуть, что при очень низких либо очень высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте изучения эта методика возможно продублирована по аналогичной схеме, но лично, со стандартными карточками из теста Люшера.
Таблица 2
Сводная таблица результатов диагностики уровня адаптации испытуемых по методике развития социальных чувств
О.А. Ореховой «Домики»
№ п/п | Имя испытуемого | возраст | Уровень успешности адаптации | |
Вегетативный коэффициент (балл) | Суммарное отклонение (балл) | |||
Алена | 8 лет | 0,5 | ||
Настя | 8 лет | 1,5 | ||
Володя | 9 лет | 0,8 | ||
Саша | 9 лет | 1,9 | ||
Игорь | 9 лет | 0,3 | ||
Кристина | 9 лет | |||
Маша | 8 лет | 0,4 | ||
Андрей | 8 лет | 0,7 | ||
Костя | 8 лет | |||
Вика | 9 лет | 0,93 | ||
Алина | 8 лет | 1,6 | ||
Дима | 9 лет | 1,9 | ||
Средний показатель Хср | 1,21 | 14,9 | ||
Стандартное отклонение ? | 0,66 | 5,82 |
В следствии расчета среднегруппового вегетативного коэффициента (1,21), можно подчернуть, что испытуемые, в целом, находятся в оптимальном режиме работоспособности. Наряду с этим величина стандартного отклонения (0,66) достаточна громадна, что говорит о разном вегетативном коэффициенте отдельных испытуемых.
Среднегрупповой показатель суммарного отклонения (14,9) соответствует адекватному настроению участников изучения. Наряду с этим, как и в первом случае, величина стандартного отклонения велика (5,82).
В состоянии оптимальной работоспособности находится 5 детей. Двое детей будут в компенсирующем состоянии. Трое детей будет в состоянии перевозбуждения и хронического переутомления. Два ребенка будут в состоянии перевозбуждения.
Так, по результатам проведения методики О.А. Орловой нужно подчернуть, что настроение и состояние работоспособности испытуемых не приводят к, к тому же, кое-какие дети будут в состоянии преобладания и хронического переутомления негативных чувств.
По итогам психодиагностической работы возможно составить интегральную таблицу результатов успешности уровня адаптации и диагностики тревожности к школе испытуемых (см. Таблицу 3)
Таблица 3
Интегральная таблица результатов успешности уровня адаптации и диагностики тревожности к школе испытуемых
№ п/п | Имя испытуемого | Возраст | Уровень тревож- ности (-) | Уровень успешности адаптации | |
Вегетатив- ный коэффици ент (+) | Суммарное отклонение (-) | ||||
Алена | 8 лет | I | III | I | |
Настя | 8 лет | III | I | III | |
Володя | 9 лет | II | II | II | |
Саша | 9 лет | II | I | II | |
Игорь | 9 лет | I | III | I | |
Кристина | 9 лет | II | I+ | II | |
Маша | 8 лет | II | I | II | |
Андрей | 8 лет | I | II | III | |
Костя | 8 лет | III | I+ | I | |
Вика | 9 лет | II | III | I | |
Алина | 8 лет | II | III | III | |
Дима | 9 лет | II | III | II |
*Примечание: в таблице использованы следующие обозначения: высокий уровень – I+, большой уровень – I, средний уровень – II, низкий уровень – III.
Результаты диагностики продемонстрировали, что воспитанники детского дома показали большой низкий уровень и уровень тревожности адаптированности, исходя из этого возникла реальная необходимость в разработке дополнительных способов адаптации воспитанников детского дома к новым социальным условиям.
С целью достижения цели нужно решить последовательность воспитательных задач:
1. Содействовать овладению младшими школьниками вербальными практическими формами и видами коммуникации сотрудничества;
2. Расширять представления об окружающем мире, вырабатывать умение соотносить себя с окружающей действительностью;
3. Содействовать формированию норм выполнения и потребности правил, утвержденных обществом;
4. Создавать условия для присвоения и осознания нравственных сокровищ.
2.3. Организация работы преподавателя начальных классов по социальной адаптации с обучающимися, воспитывающимися в детских зданиях
Деятельность преподавателя начальных классов по социальной адаптации детей, воспитывающихся в детских зданиях, обязана заключаться в помощи получающих образование освоении новых для них ролей – ученика, одноклассника, дежурного по классу.
Разглядывая адаптацию ребёнка к школе, исследователи говорят о школьной адаптации в трёх сферах:
1. Отвлечённая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной судьбе: принятие ритма и требований учителя учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.;
2. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные неприятности и т.д.;
3. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя как представителя новой социальной общности («Я – школьник») и выражается в виде соответствующих уровня и самооценки притязаний в школьной сфере, рвения к самоизменению и др [33].
В соответствии с тремя данными направлениями адаптации выделены критерии и содержание каждого из направлений (см. Таблицу 4).
Таблица 4
Наименование критерия | Содержание критерия |
Отвлечённая адаптация | |
Наличие учебной мотивации | Желание обучаться, позновательная и социальная мотивация учения |
Произвольность психологических процессов | Совершение учебных действий по примеру, поддержание внимания на учебной задаче, наличие собственных усилий для преодоления трудностей в ответе учебной задачи |
Сформированность учебных действий | Умение выделить учебную задачу и перевоплотить ее в цель деятельности, сформированность внутреннего замысла учебных действий |
Разитие речи | Познание простых понятий и смысла текста, применение речи как инструмента мышления |
Развитие узкой моторики | Свойство к сложной двигательной активности при обучении рисованию и письму |
Темп умственной деятельности | Сохранение работоспособности в течение учебного дня, свойство трудиться в едином темпе со всем классом |
Социальная адаптация | |
Устойчивое эмоциональное состояние в школе | Отсутствие выраженных противоречий между требованиями взрослых и возможностями ребенка |
Сотрудничество со сверстниками | Владение навыками и приёмами действенного межличностного общения: установление дружеских взаимоотношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение конструктивно разрешать конфликты |
Сотрудничество с педагогом | Установление адекватных ролевых взаимоотношений с педагогом в учебной и внеучебной деятельности, проявление уважения |
Соблюдение этических и социальных норм | выполнение и Принятие школьных и общепринятых норм поведения |
Поведенческая саморегуляция | Сдерживание непроизвольных желаний и эмоций, свойство к важному поведению, в соответствии с возрастом |
Личностная адаптация | |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-хорошее восприятие совокупности собственных взаимоотношений со сверстниками |
Отношения с педагогами | Эмоционально-хорошее восприятие совокупности собственных взаимоотношений с педагогом |
Отношения к значимой деятельности | Эмоционально-учения и положительное восприятие школы |
Отношение к себе | Устойчиво хорошая самооценка |
В соответствии с данными направлениями по адаптации обучающихся и с учетом следующих изюминок учеников, воспитывающихся в детском доме: отсутствие у обучающихся возможности обсуждать варианты исполнения заданий преподавателя вне школы; отсутствие представлений о методах участия в возможности и трудовой деятельности взять эти знания вне школы; отсутствие возможности отрефлексировать собственный познание новых социальных ролей; отсутствие возможности приобрести опыт коммуникации в менее регламентированном и более широком пространстве, чем детский дом, работу преподавателя нужно выстроить по предлагаемой схеме.
Освоение роли «ученик».
Цель: оказать помощь школьнику в освоении роли «ученик»
Задачи:
1. создать условия для понимания обучающимся задания, выданного преподавателем, в качестве домашнего
2. организовать навык независимого исполнения задания
3. организовать навык независимого поиска неточностей, допущенных в работе
4. организовать навык независимого исправления, отысканных неточностей
Этапы работы с обучающимся:
1 этап – на данном этапе преподаватель ведет личную работу с получающим образование послеурочное время, в рамках, которой дополнительно растолковывает ребенку сущность домашнего задания и делает его вместе с учеником.
2 этап — на данном этапе преподаватель может вести как личную, так и групповую работу с обучающимися, в зависимости от количества детей данной категории в классе. В рамках лично (групповой) работы преподаватель дополнительно растолковывает сущность домашнего задания, оказывает помощь в исполнении задания.
Методы работы с обучающимся:
1 этап. На протяжении урока преподаватель растолковывает домашнее задание для всех учеников, по окончании урока уточняет у обучающегося как тот осознал домашнее задание, выясняет у ученика, как он будет делать задание, обсуждает с ним верный метод исполнения задания и следит за ходом работы ученика.
2 этап. На протяжении урока преподаватель растолковывает домашнее задание для всех учеников, по окончании урока уточняет у обучающегося как тот осознал домашнее задание, контролирует промежуточные этапы исполнения задания, присутствует рядом, дабы ответить на появляющиеся у ученика вопросы.
Освоение роли «одноклассник».
Цель: оказать помощь школьнику в освоении роли «одноклассник»
Задачи:
1. содействовать формированию умения взаимодействовать в коллективной игре
2. содействовать формированию умения слушать вторых детей, слышать их мнение
3. содействовать формированию умения принимать правила игры
4. содействовать формированию умения конструктивно разрешать конфликтные обстановки
Этапы работы с обучающимся:
1 этап – на данном этапе преподаватель осуществляет два вида деятельности: следит за поведением получающего образование детском коллективе, с целью распознать коммуникативные сложности ребенка и ведет личную работу с получающим образование послеурочное время. На протяжении личной работы оказывает помощь разобраться с коммуникативными проблемами ребенку. При происхождения непростых конфликтных обстановок, с которыми дети не смогут действенно совладать, включается в процесс и показывает конструктивные методы разрешения конфликта.
2 этап — на данном этапе преподаватель ведёт наблюдение, а на протяжении личной работы корректирует поведение ученика, ведет рефлексию.
Методы работы с обучающимся:
1 этап. Преподаватель в личной работе с учащимя растолковывает правила поведения в школьном коллективе, обсуждает с ребенком распознанные сложности во взаимоотношениях с одноклассниками, оказывает помощь ему отыскать более приемлемые методы поведения.
2 этап. Преподаватель в личной работе с обучающимся обсуждает события прошедшего дня, неудачи и успехи в общении с одноклассниками, мотивирует ученика сделать выводы по результату ситуаций , отыскать метод ответа этих обстановок.
Освоение роли «дежурный по классу».
Цель: оказать помощь школьнику в освоении роли «дежурный по классу»
Задачи:
1. дать знания об обязанностях дежурного по классу
2. содействовать закреплению знаний об обязанностях дежурного по классу
3. научить делать обязанности дежурного по классу
4. организовать навык исполнения обязанностей дежурного по классу
Этапы работы с обучающимся:
1 этап – на данном этапе преподаватель ведет личную работу с ребенком, и присутствует на протяжении дежурства обучающегося, оказывает помощь в исполнении отдельных видов работ.
2 этап — на данном этапе преподаватель присутствует на протяжении дежурства обучающегося, корректирует действия ученика.
Методы работы с обучающимся:
1 этап. Преподаватель в личной работе с обучающимся дополнительно разъясняет обязанности дежурного по классу, выясняет какие конкретно виды работ ученик не знает и не может делать, поясняет и показывает как это делается.
2 этап. Преподаватель на протяжении дежурства наблюдает за работой, корректирует действия ученика.
Помимо этого, в рамках работы по социальной адаптации обучающихся начальной школы преподавателями в классах в течение учебного года проводились неспециализированные для класса мероприятия, каковые включают четыре главных раздела:
1. «Я – человек. Я – гражданин»
2. «Взрослые и Я»
3. «Человек – история – культура»
4. «Отечественный дом – планета Земля».
Любой раздел имеет пара подразделов, каковые конкретизируют его содержание.
«Я – Человек. Я – Гражданин»
Цель разрешённого раздела – формировать у ребенка представления о принадлежности к людской роду. Воспитывать уверенность в себе, умение разбирать поступки, эмоции, мысли. Осторожно относиться к собственной семье, приятелям, вторым людям, животным. Оказать помощь ребенку понять собственные предпочтения и характерные особенности и осознать, что он, как и любой человек, уникален и неповторим.
Подразделы:
1. «Что Я знаю о себе»:
2. «Уверенность в себе – становление будущего гражданина».
3. «Эмоции, жажды, взоры, поступки – уроки нравственности».
Темы первого подраздела:
— окажут помощь каждому ребенку в преодолении неуверенности в себе, окажут помощь в формировании его хорошей самооценке, осознать вторых людей и самого себя, дополнят знания о строении организма человека, расширят представления о здоровом его формировании и образе жизни;
— содействуют формированию у них толерантности по отношению к вторым людям независимо от внешних качеств, физических недочётов, расовой и национальной принадлежности. Любой ребенок начнет лучше осознавать, как принципиально важно самому быть хорошим втором и что для этого необходимо.
«Взрослые и Я»
Цель разрешённого раздела – поддерживать и развивать у детей интерес к миру взрослых, пробуждать желание направляться тому, что достойно подражания и объективно оценивать плохие поступки. Познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей. Воспитывать доброжелательное отношение к людям. Вырабатывать гармоничную личность, умение достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.
Подразделы:
1. «Взрослые и дети»;
2. «Права и обязанности взрослых»;
3. «культура и Этикет общения».
Темы второго раздела окажут помощь через занятия и ролевые игры ввести детей в «мир взрослых, мир культуры», создать условия для становления у них поведения и осознанного отношения, конкретно в осознанности собственной позиции, собственной оценки, собственного поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, действия.
«Человек – история – культура»
Цель данного раздела: привлечь интерес детей к значимости творческого начала в личности человека. Воспитывать у ребят стремление и познавательные интересы к преобразующей деятельности.
Имеется такие люди, каковые могут придумывать, создавать что-то новое, такое, чего ни при каких обстоятельствах не было, но весьма необходимо. Это творцы, изобретатели, ученые, музыканты, живописцы, композиторы, писатели. К ним мы относимся с громадным уважением. Воспитывать уважение и интерес к людям, их деятельности, культуре, быту.
Подразделы:
1. «Человек – творец»;
2. «Человек – живописец»;
3. «Краеведение – твоя страна, твой народ».
Темы данного раздела дополнят знания детей о развитии нашей страны, страны. Через сказки, игры, песни, народную мудрость, участие в народных праздниках дети соприкоснутся с традициями и народным искусством собственной малой Отчизны, собственной страны. Зажгут искорку любви к судьбе народа в различное историческое время, к его культуре, к природе России, оказать помощь нам взрослым, воспитать патриотов.
«Отечественный дом – планета Земля»
Цель разрешённого раздела: формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле, о собственной стране. Воспитывать эмоции гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к обитателям Земли. Научить детей высказывать собственную любовь к природе, к ее красоте. Содействовать формированию у детей хорошего, бережного созидательного отношения к миру, к собственной стране.
Подразделы:
1. «Что такое Почва?»
2. «ее жители и Земля»
3. «Я и природа. Я и экология».
Предлагаемый материал в занимательной форме будет знакомить обучающихся со строением Нашей системы, с природными явлениями, их сотрудничеством, с проблемами влияния человека на природу, в очередной раз напомнит, что к окружающему миру нужно относиться осторожно.
Каждое занятие содержит: конкретные игры, проблемные поисковые обстановки; цель которых обеспечение грамотного психотерапевтического сопровождения естественного развития детей их коммуникативных качеств, психотерапевтических познавательных процессов, творческих свойств; чтение художественной литературы, рассматривание картин, изобразительную деятельность, что содействует эмоциональному формированию личности ребенка, воспитанию творческого восприятия природы, окружающей действительности, искусства через независимую, практическую изобразительную деятельность.
Так, схема работы преподавателя по социальной адаптации обучающегося начальной школы, воспитывающегося в детском доме включает в себя освоение трех ролей – ученик, одноклассник, дежурный по классу, цели, задачи, способы и этапы работы по осовению этих ролей. Успешное овладение данными ролями разрешит ученику перейти в школу адаптированным к требованиям образовательной среды и осваивать более большие уровни данных ролей, и новые социальные роли.
Но, не считая отдельной работы, дети из детских домов включены в мероприятия по социальной адаптации на равнее со всеми учениками класса в рамках программы по адаптации обучающихся к новых условиям и социальным ролям.