Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов), один из зачинателей советской литературы, рано поднялся на путь революционного служения народу. Еще до Октябрьской революции он начал сотрудничать в большевистских газетах «Звезда» и «Правда» и в 1912 г. вступил в большевистскую партию. Басни, статьи и эпиграммы Д. Бедного призывали народ к борьбе с самодержавием. Басня «топор и Шпага» заканчивалась, к примеру, такими словами о топоре:
Ему крестьянский люд обязан всем добром,
И, коль на то пошло, сообщу: только топором
Себе добудет он и счастье и свободу.
По окончании Великой Октябрьской социалистической революции боевое слово Д. Бедного с честью служило делу пролетариата.
Он деятельно сотрудничает в центральных газетах, пишет фельетоны в стихах.
На смертный бой с неприятелем кликала красноармейская песня «Проводы» («Как родная меня мать провожала…»), написанная в 1918 г. Стихи «На защиту Красного Питера» просматривали перед красноармейцами, идущими в бой. «Манифест барона фон Врангеля» создавался в штабном вагоне командарма М. В. Фрунзе.
В 1923 г. Общероссийский Центральный Исполком наградил Демьяна Бедного орденом Боевого Красного Знамени. В его обращении к поэту говорилось: «Страдания, борьба, достижения и подвиги восставшего пролетариата обнаружили в Вас хорошего певца. В Вашем лице поэзия, возможно, в первый раз в истории, так ярко связала собственные судьбы с судьбами человечества, борющегося за собственный освобождение, и из творчества для немногих избранных стала творчеством для весов».
Храбрецы поэзии Демьяна Бедного — красноармейцы, рабочие, крестьяне, строители социализма, чьими руками создаются все ценности мира.
К пятой годовщине Октябрьской революции Д. Бедный создал поэму «Основная улица» — смелое произведение о рабочем классе, новом хозяине судьбы:
Из закоулков,
Из переулков,
Чёрных, размытых, разрытых, извилистых,
Гневно взметнув собственные тысячи жилистых,
Тёмных, корявых, мозолистых рук…
Из закоптелых фабричных окраин
Вышел на улицу Новый Хозяин.
Последние строчки поэмы о «резервах закаленных», каковые «поступью гулкою грозно идут» «на последний глобальный редут», говорят о интернациональном значении Октябрьской революции.
Образ В. И. Ленина Д. Бедный раскрывает в стихотворениях «Вождю», «Рабочий привет», «Любимому», «Не было человека, кто знал», «Клянемся!», «Ленин с нами», «Снежинки».
Забуду ли народный плач у Горок,
И проводы вождя, и скорбь, и жуть,
И тысячи лаптишек и опорок,
За Лениным утаптывавших путь!
Д. Бедный возродил один из сильнейших видов сатиры — басню. До революции поэт боролся с самодержавием, сейчас он громил пережитки и пороки, оставшиеся от прошлого в поведении и сознании людей, обличал капиталистический мир, готовивший наступление на нашу страну. В стихотворении «В защиту басни» Д. Бедный так выразил принципиальное отличие собственных басен от басен Крылова:
Крылов… Не мне снижать его талант громадный:
Я — ученик его почтительный и скромный,
Но не восторженно слепой.
Я шел другой, чем он, тропой.
Хороший от него по родовому корню,
Скотов, которых он гонял на водопой,
Я отправлял на живодерню.
Ясность мыслей, точность и простота языка, искренность и естественность тона сделали басни Бедного обширно популярными в народе.
С самого начала ВОВ стихи Д. Бедного зазвучали по радио, показались во фронтовых и центральных газетах, в листовках и на плакатах, воспитывая неприязнь к неприятелю, приближая победу.
Поэт дожил до нее. «Праздник Победы» — его последнее стих.