К ак б ыл о с ка за но в ыш е, и де я М ос кв ы к ак т ре ть ег о Р им а в с во ем первонача ль но м в ар иа нт е и ме ла п ре жд е в се го т ео ло ги че ск ий с мы сл, с вя за нн ый г ла вн ым о бр аз ом с о пр ед ел ен ие м н ов ой р ол и р ус ск ой ц ер кв и в х ри ст иа нс ко м м ир е, е е м еж ду на ро дн ог о с та ту са и п ол ож ен ия в с во ей с тр ан е п о о тн ош ен ию к ц ар ск ой в ла ст и. П ер во на ча ль но и де я п ре вр ащ ен ия М ос кв ы в т ре ти й Р им о тн ос ил ас ь н е с то ль ко к е е п ол ит ич ес ко му м ог ущ ес тв у, с ко ль ко к п ре дн аз на че ни ю р ус ск ог о г ос уд ар ст ва б ыт ь у бе жи ще м и ст ин но го х ри ст иа нс тв а. О дн ак о о че нь с ко ро у н ее п оя ви лс я и н ов ый с мы сл, п ро из ош ло с во ео бр аз но е с ме ще ни е а кц ен то в — с р ел иг ио зн ог о п ро ви де нц иа ли зм а в с то ро ну и де йн о-п ол ит ич ес ко го о бо сн ов ан ия в оз вы ше ни я М ос кв ы к ак д ер жа вы.
Р ук ов од ящ ей и де ей у Ф ил оф ея я вл яе тс я и де я п ро ви де нц иа ли зм а: в се, ч то с ов ер ша ет ся в и ст ор ии, в се с ов ер ша ет ся п о м уд ро му н ач ер та ни ю П ро мы сл а. З ат ем э та т оч ка з ре ни я у Ф ил оф ея п ер ех од ит в т ео кр ат ич ес ку ю с ис те му у пр ав ле ни я з ем ны ми ц ар ст ва ми; в о сн ов е ж е е го п ол ит ич ес ко й и де ол ог ии л еж ит п он ят ие б ог ои зб ра нн ос ти ц ар ст ва, к от ор ое н ап ра вл яе т ж из нь ч ел овечеств а к к он еч но й ц ел и б ыт ия л юд ей н а з ем ле; б ог ои зб ра нн ый н ар од х ра ни т и ст ин ну ю б ог оо тк ро ве нн ую р ел иг ию. Ф ил оф ей н е р ас кр ыв ае т п ол но го ч ер ед ов ан ия м ир ов ых ц ар ст в, а н еп ос ре дс тв ен но о ст ан ав ли ва ет ся н а с та ро м Р им е, у ка зы ва ет е го п ре ем ст во К он ст ан ти но по ле м — в то ры м Р им ом, и, н ак он ец, п ер ех од ит к Р ус и, с б ог ос па си те ль но й М ос кв ою, э ти м т ре ть им Р им ом — и п ос ле дн им.4
С о дн ой с то ро ны, Р ос си и п ре дп ис ыв ал ас ь р ол ь х ра ни те ль ни цы е ди нс тв ен но и ст ин но й х ри ст иа нс ко й п ра во сл ав но й в ер ы, с д ру го й — п ра во сл ав ие о бъ яв ля ло сь р ус ск им, а р ус ск ое г ос уд ар ст во — е ди нс тв ен ны м и п од ли нн о х ри ст иа нс ким и в э то м с мы сл е в се ле нс ки м ц ар ст во м. М ос ко вс ки е г ос уд ар и д ов ол ьн о б ыс тр о у ло ви ли э то т в то ро й с мы сл и у ви де ли в и де е т о, ч то б ыл о с оз ву чн о и х с об ст ве нн ым у ст ре мл ен ия м, с вя за нн ым и с у кр еп ле ни ем п ол ит ич ес ки х п оз иц ий М ос кв ы, и с у кр еп ле ни ем с ам од ер жа ви я. Н ов ый р ел иг ио зн ый с та ту с М ос кв ы, н а к от ор ую п ер еш ла б ла го да ть Б ож ия, д ел ал е е ц ен тр ом в се го х ри ст иа нс ко го м ир а и, с оо тв ет ст ве нн о, ц ар я М ос ко вс ко го п ре вр ащ ал в о в се де рж ит ел я, о тв ет ст ве нн ог о л иш ь п ер ед Б ог ом и п от ом у н и с к ем н е д ел ящ ег о в ве ре нн ую е му в ла ст ь, в т ом ч ис ле и с ц ер ко вь ю. П ра вд а, н е в се п ри де рж ив ал ис ь п од об ны х в зг ля до в. Т ак, М ак си м Г ре к н е п ри зн ав ал н ез ав ис им ос ти р ус ск ой ц ер кв и о т г ре че ск ой. И д аж е п ле не ни е В из ан ти и т ур ка ми, п о е го м не ни ю, н е л иш ал о е е б ла го че ст ия и, в оп ре ки п ре те нз ия м М ос кв ы, н е д ав ал е й о сн ов ан ия с чи та ть с еб я е е н ас ле дн иц ей — Т ре ть им Р им ом. П оз же э та и де я б ыл а п од хв ач ен а п ат ри ар хо м Н ик он ом.
Д во йс тв ен но ст ь и де ол ог ем ы М ос кв а — Т ре ти й Р им и с вя за нн ог о с н ей р ус ск ог о м ес си ан из ма в ес ьм а т оч но у ло ви л Н.А. Б ер дя ев. Р ус ск ое р ел иг ио зн ое п ри зв ан ие, п ри зв ан ие и ск лю чи те ль но е, с вя зы ва ет ся с с ил ой и в ел ич ие м р ус ск ог о г ос уд ар ст ва, с и ск лю чи те ль ны м з на че ни ем р ус ск ог о ц ар я, — п ис ал о н. Т ак и мп ер иа ли ст ич ес ки й с об ла зн в хо ди т в м ес си ан ск ое с оз на ни е”. О тк ры ва ла сь в оз мо жн ос ть п ре вр ащ ен ия п ро ви де нц иа ли ст ск ой и де и в а рг ум ен т и мп ер ск ой и де ол ог ии и п ол ит ик и. Н о п ол но е о со зн ан ие э то го п ро ти во ре чи я в ме ст е с п ра кт ич ес ки ми в ыв од ам и п ри шл о п оз же, с и ст ор ич ес ки м о пы то м. А в X VI в. с ов па де ни е р ел иг ио зн ой и п ол ит ич ес ко й и де и п ре дс та вл ял ос ь е ще в по лн е е ст ес тв ен ны м и н е г ро зи ло д ал ек о и ду щи ми п ос ле дс тв ия ми.
К X VI I в ек у, к о в ре ме ни ц ар ст во ва ни я А ле кс ея М их ай ло ви ча р ел иг ио зно -и ст ор ио со фс ка я к он це пц ия «М ос кв а — т ре ти й Р им» о ко нч ат ел ьн о п ри об ре ла с об ст ве нн ое п ол ит ич ес ко е з ву ча ни е и п ре вр ат ил ас ь в о фи ци ал ьн ую г ео по ли ти че ск ую д ок тр ин у К ре мл я. Р ус ск ое г ос уд ар ст во с та ло р ас см ат ри ва ть ся е го р ук ов од ит ел ям и н е т ол ьк о к ак х ра ни те ль «д ре вн ег о б ла го че ст ия», н о и к ак з ак он ны й п ок ро ви те ль и з ащ ит ни к в се х п ра во сл ав ны на данный момент х ри ст иа н.
П ос те пе нн о, п о м ер е у кр еп ле ни я о сн ов р ус ск ог о с ам од ер жа ви я и е го и де ол ог ии у че ни е о М ос кв е к ак Т ре ть ем Р им е и з ф ак та к он со ли да ци и н ац ии п ре вр ащ ал ос ь в о хр ан ит ел ьн о-к он се рв ат ив ну ю с ил у, и н ес лу ча йн о и ме нн о о но с ыг ра ло р ок ов ую р ол ь в ц ер ко вн ом р ас ко ле X YI I в ек а, п ер ер ос ше м в т ра ги че ск ий р ас ко л о бщ ес тв а. В э по ху р ус ск ог о р ас ко ла и де я М ос кв ы к ак Т ре ть ег о Р им а п ос ле дн ий р аз в ыр аж ал ас ь н еп ос ре дс тв ен но н ар од ом в с во ем п ер во на ча ль но м в ид е, п ос ле ч ег о п ос ла ни я с та рц а Ф ил оф ея и ме ли х ож де ни е г ла вн ым о бр аз ом в с та ро об ря дч ес ко й л ит ер ат ур е.
К ак и зв ес тн о, г ос уд ар ст во и о фи ци ал ьн ая ц ер ко вь в ыс ту пи ли в к ач ес тв е п об ор ни ко в в кл юч ен ия Р ос си и в м ир ов ой ц ер ко вн ый и п ол ит ич ес ки й п ро це сс, направляться ог да к ак н ар од в з на чи те ль но й ч ас ти с во ей о ст ал ся н а п оз иц ия х в ер но ст и с та ри не. В о сн ов у р ас ко ла л ег ло с ом не ни е в т ом, ч то р ус ск ое ц ар ст во, Т ре ти й Р им, е ст ь и ст ин но е п ра во сл ав но е ц ар ст во. Р ас ко ль ни ки п оч уя ли и зм ен у в не ер кв и и г ос уд ар ст ве, о ни п ер ес та ли в ер ит ь в с вя то ст ь и ер ар хи че ск ой в ла ст и в р ус ск ом ц ар ст ве. С оз на ни е б ог оо ст ав ле нн ос ти ц ар ст ва б ыл о г ла вн ым д ви жу щи м м от ив ом р ас ко ла. В да и то ге м еч ты о С вя то й Р ус и б ыл и п ре да ны а на фе ме к ак е ре сь, д ви же ни е с та ро об ря дц ев п ре вр ат ил ос ь в з ап ре ще нн ую с ек ту, а в ме ст о о жи да ем ог о п ри ше ст ви я Х ри ст а в о бл ик е Б ел ог о Ц ар я я ви лс я а нт их ри ст. Е тв и ди ен ны м с па се ни ем п ре дс та вл ял ся у хо д и з м ир а в н ев ид им ую Ц ер ко вь. С та ро об ря дч ес ка я Р ус ь в о жи да ни и а нт их ри ст а у тв ер ди ла на данный момент в с во ем с ам об ыт ни че ст ве и к се но фо би и, а о фи ци ал ьн ая ц ер ко вь п од па ла п од п ол ит ич ес ко е в ер хо ве нс тв о с ве тс ко й в ла ст и м ос ко вс ки х г ос уд ар ей. Н а н ек от ор ое в ре мя и де ол ог ем а “М ос кв а — Т ре ти й Р им” б ыл а к ак б ы з ак он се рв и р ов ан а.
Н ес ко ль ко п оз же и де я р ус ск ог о м ес си ан из ма п ри об ре те т н ов ую ф ор му и с та не т р аз ви ва ть ся в и но й п ар преисподняя иг ме — в с ис те ме ф ил ос оф ск их п ос тр ое ни й, с кв оз ны м в оп ро со м к от ор ых б уд ет в оп ро с о б о тн ош ен ии Р ос си и к З ап преисподняя у в с вя зи с п ои ск ам и е е с об ст ве нн ых п ут ей в м ир ов ой и ст ор ии. Р аз ви ва яс ь в э то й п ар преисподняя иг ме, и де я и но ка Ф ил оф ея б уд ет о бр ас та ть н ов ым и с юж ет ам и, с ме ща ть а кц ен ты в о бо сн ов ан ии и сх од ны х у ст ан ов ок, п ри об ре те т д оп ол ни те ль ну ю а рг ум ен та ци ю и н ов ую и нт ер пр ет ац ию с вя за нн ых с н ей п ро ви де нц иа ли ст ск их и де й. Н о и в н ов ой ф ор ме м ес си ан из м н е у тр ат ит с во их п оз иц ий в р ус ск ом о бщ ес тв ен но м с оз на ни и. Е го и де и с та ну т с кв оз ны ми, а в и зв ес тн ом с мы сл е с ис те мо об ра зу ющ им и д ля ф ил ос оф ск ой и о бщ ес тв ен но й м ыс ли в ц ел ом, с та ну т ц ен тр ал ьн ым з ве но м б ол ьш ой ч ас ти и ст ор ио со фс ки х п ос тр ое ни й.5
В о тл ич ие о т п ра во сл ав но го п он им ан ия и де и М ос кв а — Т ре ти й Р им, г ос уд ар ст ве нн о-о фи ци ал ьн ое л иш ал ос ь с во ег о э сх ат ол ог ич ес ко го а кц ен та, п ри об ре та ло з на чи те ль но б ол ее я рк о в ыр аж ен ну ю п ри вя зк у к и ме вш им ся г ос уд ар ст ве нн ым ф ор ма м и н еи зб еж но р аз во ра чи ва ло сь в п ол ит ич ес ку ю п ро гр ам му, г ен ет ич ес ки с вя за нн ую с и мп ер ск ой п ро гр ам мо й В то ро какое количество Р им а — В из ан ти и — и п од ра зу ме ва ющ ую р ас ши ре ни е п ре де ло в Т ре ть ег о Р им а, с ак ра ли за ци ю п ро цес с а т ер ри то ри ал ьн ой э кс па нс ии. Д ок тр ин а м ы е ст ь Т ре ти й Р им», с фо рм ул и р ован на я в к ач ес тв е г ен ер ал ьн ой и де и М ос ко вс ко го г ос уд ар ст ва, е ст ес тв ен ны м о бр аз ом п ре дп ол аг ал а и р ас ши ре ни е с об ст ве нн ог о к ул ьт ур но го п ро ст ра нс тв а, в кл юч ен ие в с во ю о рб ит у в се х т ех с фе р п от ен ци ал ьн ог о П ра во сл ав ия, к от ор ые л еж ал и н а п ер иф ер ии с об ст ве нн ог о с оц иу ма, а з ав ое ва ни е ч уж их з ем ел ь п ре дс та вл яе тс я к ак с ан кц ио ни ро ва нн ый с вы ше и, с ле до ва те ль но, в по лн е з ак он ом ер ны й с т оч ки з ре ни я б ож ес тв ен но го п ра ва а кт.
В р ам ка х и де ол ог ии С вя то й Р ус и и Т ре ть ег о Р им а, с ос ущ ес тв ов ан ия и х р аз ны х т ол ко ва ни й, о св ое ни е н ов ых з ем ел ь м ог ло р аз ыг ры ва ть ся к ак д ра ма. С ко ль зя ща я л ок ал из ац ия С вя то й Р ус и н ар од ны х л ег ен д д ав ал а в оз мо жн ос ть р ус ск ом у н ар од у б еж ат ь о т г ос уд ар ст ва. Р ос си ю б ег ле цы н ес ли с с об ой. С д ру го й с то ро ны, о фи ци ал ьн ая и де ол ог ия Т ре ть ег о Р им а и с вя за нн ая с н ей и мп ер ск ая п ро гр ам ма, п од ра зу ме ва ющ ая т ер ри то ри ал ьн ую э кс па нс ию, п оз во ля ла н е т ол ьк о з ак ры ва ть г ла за н а с ам ов ол ьн ые п ер ес ел ен ия, н о и п оо щр ят ь и х с ц ел ью р ас ши ре ни я г ра ни ц Р ос си йс ко го г ос уд ар ст ва. Е сл и б ег лы х н е у ст ра ив ал оо т о, ч то о ни в но вь о ка зы ва ли сь п од г ос уд ар ст ве нн ой ю ри сд ик ци ей, о ни п ер ес ел ял ис ь д ал ьш е, а г ос уд ар ст во в но вь и х н ас ти га ло.
В с во ю о че ре дь э сх ат ол ог ич ес ка я о кр аш ен но ст ь п ра во сл ав но-ц ер ко вн ог о п он им ан ия и де и М ос кв ы — Т ре ть ег о Р им а в с оч ет ан ии с е го с пе ци фи че ск ой к ор ре ля ци ей с г ос уд ар ст ве нн о-а кц ен ти ро ва нн ым п он им ан ие м о бе сп еч ив ал о о со бу ю с ил у к ул ьт ур но й э кс па нс ии. М он ас ты ри, с ки ты, ц ер кв и б ыл и о пл от ом к ол он из ац ии. Ц ер кв и и м он ас ты ри, к от ор ым и т от ча с о ка зы ва ла сь п ок ры та н ов ая о бл ас ть, п ре дн аз на ча ли сь г ла вн ым о бр аз ом, е сл и н е и ск лю чи те ль но, д ля р ус ск ог о н ас ел ен ия. М ас сы с ил ьн о ж ел ал и р ас пр ос тр ан ен ия ц ер кв ей, н о э то б ыл и р ус ск ие м ас сы, о ни х от ел и у до вл ет во ри ть с во и с об ст ве нн ые д ух ов ны е п от ре бн ос ти. Э то н е о бр аз в ои нс тв ую ще й ц ер кв и, к от ор ая с оп ро во жд ал ас ь б ы м ис си ей: п ро по ве дь ю и к ат ех из ац ие й.6
И та к, к ра й, г де ж ив ут р ус ск ие, в ос пр ин им ал ся у же к ак в по лн е р ус ск ий, н о о ко нч ат ел ьн о о н п ре вр ащ ал ся в Р ос си ю, к ог да в н ем с тр ои ли сь ц ер кв и.
О сн ов на я м од ел ь р ас пр ос тр ан ен ия П ра во сл ав ия с ре ди и но ро дц ев б ыл а в ос пр ин ят а Р ос си ей о т В из ан ти и. В из ан ти я т ож е п ра кт ич ес ки н е з на ла п ро по ве ди к ак ц ел ен ап ра вл ен но го г ос уд ар ст ве нн ог о д ел а. М ис си я о су ще ст вл ял ас ь с по нт ан ны м о бр аз ом у да ля вш им ис я з а п ре де лы В из ан ти йс ко й и мп ер ии м он а х ам и; и мп ер ск ое ж е п ра ви те ль ст во б ыл о г от ов о л иш ь п ри у сп ех е м ис си и о ка за ть е й н ео бх од им ую п од де рж ку, ч то п од ра зу ме ва ло о пр ед ел ен ны й к он тр ол ь и о пр ед ел ен ну ю ц ен тр ал из ац ию. И мп ер ат ор ы о со зн ав ал и р ол ь д об ро во ль ны х п ро по ве дн ик ов д ля с ох ра не ни я Х ри ст иа нс ко го — Р им ск ог о — е ди нс тв а.
А на ло ги чн ым о бр аз ом и в Р ос си и п ро по ве дь б ыл а п оч ти в се це ло д ел ом м он ах ов, п ри че м з ач ас ту ю у да ля вш их ся з а п ре де лы р ос си йс ко й г ос уд ар ст ве нн ой т ер ри то ри и в ов се н е с ц ел ью м ис си и, а н ап ро ти в, ж ел ая п ор ва ть с вя зи с м ир ом, н о о сн ов ыв ав ши х в к он це к он цо в с ки ты и м он ас ты ри, с та но ви вш ие ся ц ен тр ам и ц ер ко вн ос ти. Т ак им о бр аз ом, у св ои в в из ан ти йс ки е г ос уд ар ст ве нн ые у ст ан ов ки, Р ос си йс ка я и мп ер ия в ос пр ин ял а в ид им ое р ав но ду ши е к д ел у м ис си и. З преисподняя ач ей г ос уд ар ст ва б ыл о у ст ан ав ли ва ть г ра ни цы П ра во сл ав но го ц ар ст ва, а о бр ащ ат ь т уз ем но е н ас ел ен ие в П ра во сл ав ие — э то д ел о П ро мы сл а Б ож ье го. О дн ак о с лу же ни е м он ах а в Р ос си и в ос пр ин им ал ос ь т ож е к ак с во ег о р од а г ос уд ар ст ве нн ое с лу же ни е, н о н е в т ом с мы сл е, ч то г ос уд ар ст во с пе ци а л ьн о н ап ра вл ял о д ея те ль но ст ь м он ах а (н ап ро ти в, о но п ри зн ав ал о з а н им з на чи те ль но б ол ьш ую с во бо ду, ч ем з а д ру ги ми г ра жд ан ам и и мп ер ии, о т с ам ог о в ыс ок ог о з ва ни я д о с ам ог о н из ко го), н о в т ом, ч то е го п ут ь и ме л о со бу ю г ос у д ар ст ве нн ую с ан кц ию: г ос уд ар ст во з на ло, ч то м он ах, о со бе нн о п ос ел ив ши йс я н а н ов ых з ем ля х, я вл яе тс я т ам с то лп ом р ос си йс ко й г ос уд ар ст ве нн ос ти у же с ам им ф ак то м с во ег о с ущ ес тв ов ан ия, н ич ег о н е д ел ая д ля э то го с пе ци ал ьн о.
И та к, с ил у р ус ск ой э кс па нс ии о бе сп еч ив ал а и де ол ог ем а М ос кв а — Т ре ти й Р им . И ме нн о э та и де ол ог ем а о бы гр ыв ал ас ь х од е в за им од ей ст ви я в ну тр иэ тн ич ес ки х г ру пп (ф ун кц ио на ль но го в ну тр иэ тн ич ес ко го к он фл ик та). О на, с о дн ой с то ро ны, п ос лу жи ла о сн ов ой г ос уд ар ст ве нн ой и де ол ог ии, п ре дп ол аг аю ще й т ер ри то ри ал ьн ую э кс па нс ию; о на ж е с де ла ла д ля н ар од а п си хо ло ги че ск и л ег ки м п ро це сс п ер ес ел ен ия в р ег ио ны, г де е ще н е б ыл а у ст ан ов ле на и ли у пр оч ен а (к ак н а з ав ое ва нн ых т ер ри то ри ях) р ос си йс ка я г ос уд ар ст ве нн ая ю ри сд ик ци я. О на ж е о бе сп еч ив ал а с ил у р ел иг ио зн ой э кс па нс ии и с оз да ва ла п ре дп ос ыл ки д ля к ул ьт ур но й г ом ог ен из ац ии в се й г ос уд ар ст ве нн ой т ер ри то ри и. О сн ов ой э то й г ом ог ен из ац ии б ыл а, с о дн ой с то ро ны, г ос уд ар ст ве нн о-а дм ин ис тр ат ив на я с тр ук ту ра, к от ор ая ш ла в сл ед з а р ус ск им и п ер ес ел ен ца ми и п ра во сл ав ны ми м он ас ты ря ми, а с д ру го й — э сх ат ол ог ич ес ка я и де я П ра во сл ав но го ц ар ст ва, е ди нс тв ен но го в м ир е о пл от а и ст ин но го Б ла го че ст ия, к от ор ая р ас пр ос тр ан ял ас ь ч ер ез м он ас ты ри и к от ор ую с ле ду ет р ас см ат ри ва ть в к ач ес тв е ц ен но ст но й м ак си мы Р ос си йс ко й и мп ер ии — е е ц ен тр ал ьн ог о п ри нц и п а.
В с ве те э то го ц ен тр ал ьн ог о п ри нц ип а, в кл юч ен ие в г ос уд ар ст во н ов ых з ем ел ь о зн ач ал о р ас ши ре ни е п ре де ло в П ра во сл ав но го м ир а и у ве ли че ни е ч ис ле нн ос ти п ра во сл ав но го н ар од а. П ар преисподняя иг мы р ел иг ио зн ые и г ос уд ар ст ве нн ые с ли ва ли сь: г ос уд ар ст ве нн ая м ощ ь и мп ер ии с вя зы ва ла сь с м ог ущ ес тв ом П ра во сл ав ия, а п ос ле дн яя в д ан но м с лу ча е в ыр аж ал ас ь п ос ре дс тв ом г ос уд ар ст ве нн о г о м ог ущ ес тв а. П ро ис хо ди ла с ак ра ли за ци я г ос уд ар ст ва. Р ус ск ое п ер ес та ва ло б ыт ь э тн ич ес ко й х ар ак те ри ст ик ой и с та но ви ло сь г ос уд ар ст ве нн ой: в се, ч то с лу жи т п ро цв ет ан ию П ра во сл ав но го г ос уд ар ст ва, я вл яе тс я р ус ск им. Н е р ус ск ие — п ра во сл ав ны й н ар од, а в ес ь п ра во сл ав ны й н ар од — р ус ск ий, п о и ме ни п ра во сл ав но го г ос уд ар ст ва.
2.2 Теория Москва — Третий Рим в публичной и политике Руси XIX – начала XX столетий
В теории «Москва — Третий Рим», являвшейся прямой апологией византизма, русское государство предстает историческим и политическим субъектом, деятельно участвующим в мировом цивилизационном ходе и делающим важную религиозно-духовную, публично-историческую, социально-политическую миссию.
В XIX — XX вв. в русской религиозно-философской мысли понятиями византинизм и византизм обозначался широкий культурно-исторический комплекс религиозных, национально-политических, философско-нравственных, художественно-эстетических идей и соответствующих им форм социальной практики, генетически восходящих к византийским примерам и обусловливающих отличия русском цивилизации от европейского Запад.
Концепция византизма у Вл. Соловьева. В работе «Византизм и Российская Федерация» Вл. Соловьев изучил византизм как исторический и социокультурный феномен, характерный для православных стран и первым делом для самой Византии, и для России, воспринявшей от нее православие. Конкретно византизм как нежелание и неспособность делать главные жизненные требования христианства явился, в соответствии с Соловьеву, внутренней, духовной обстоятельством падения старой православной империи.
В понимании Соловьева византизму свойственны пара важных “публичных грехов”:
1) отсутствие высшей задачи перед государством и обществом, которая соответствовала бы христианским совершенствам;
2) отсутствие очевидно выраженного рвения к совершенствованию;
3) равнодушие страны к неформальной религиозно-гражданской, религиозно-нравственной жизни людей и к задачам ее развития. “Запрещено указать, — писал Соловьев, — ни на одно публичное воздействие, ни на одну неспециализированную меру правительства, которая имела бы в виду какое количество-нибудь значительное улучшение публичных взаимоотношений в смысле нравственном, какое-нибудь возвышение данного правового состояния сообразно требованиям абсолютной правды, какое-нибудь исправление собирательной судьбе в царства либо в его внешних отношениях”.7
В. В. Розанов: будущее России – быть пленницей византизма.
В. В. Розанов, думая о влиянии Византии на Русь, обратил внимание на то, что русские приняли христианство еще до разделения Церкви на Восточную и Западную. Но, в течении четырех с половиной столетий, с 988 г. по 1453 г., Русь была связана лишь с одной восточной Церковью. В следствии русские были уведены из старого неспециализированного христианского русла в обособленный поток византийского церковного перемещения. Либо, иными словами, русские вошли за Византией в негромкий исторический затон, недоступный оживлению и волнениям.
Так, Розанов четко проводит идея о том, что унаследованный византизм отделил Россию от Запада. Именно он стал главным препятствием на пути интеграции России в мировое цивилизованное сообщество.
А. Тойнби: византизм как «безжалостная отметина» на лике России. Во второй половине 1940-х гг. узнаваемый социальный философ и английский историк Арнольд Тойнби обращался к проблеме русского византизма в собственных публичных лекциях, журнальных публикациях, а также в книге «Civilization on Trial» (New York, 1948).
В соответствии с Тойнби, Российская Федерация в ее активном сотрудничестве с Западом всегда демонстрировала противоречивость собственных реакций. С одной стороны ею двигало упорное желание сохранять собственную независимость от Европы, а с другой ей хотелось ни в чем не отставать от нее.
Вызов Запада породил у России две противоположные социальные реакции, рассредоточенные во времени и пространстве. Первая реакция носила четко выраженный византистский темперамент социального изоляционизма и ортодоксального консерватизма. Ее самые страстными приверженцами были русские староверы. Вторая реакция имела вид западнической политики Петра I, пробовавшего поставить православную Русь в один последовательность с странами западного мира, приблизить ее гражданское и военное устройство к европейским стандартам и наряду с этим сохранить ее культурную автономию и политическую независимость.
Тойнби, всматриваясь в очертания феномена византизма из Европы, не скрывал собственного критического отношения к нему. Он писал: «Средневековое византийское тоталитарное государство, вызванное к судьбе успешным воскрешением римской империи в Константинополе, оказало разрушительное действие на Византийскую цивилизацию. Оно было злым духом, что затмил, сокрушил и остановил развитие общества, привёдшего к этому демону. Богатейший потенциал Византийской цивилизации, попавший в оковы тоталитарного страны, прорывается вспышками самобытности в регионах, лежащих за пределами действенной власти Восточной Римской империи, или в следующих поколениях, показавшихся уже по окончании смерти Империи… «Своеобразная организация» византийского общества не только подавляла все предпосылки к творчеству, она, как уже упоминалось, привела самое цивилизацию средневековой Византии к преждевременному провалу, лишив Византийский мир возможности расширяться, не ввергая себя в борьбу не на судьбу, а на смерть между греческими апостолами византийской культуры и их главными негреческими приверженцами».8
Понемногу, по мере упрочнения его русского идеологии и основ самодержавия, учение о Москве как третьем Риме из факта консолидации нации преобразовывалось в охранительно-консервативную силу. Поэтому не просто так конкретно оно сыграло роковую роль в церковном расколе XVII века, переросшем в ужасный раскол общества. Как мы знаем, официальная церковь и государство выступили в качестве поборников включения России во всемирной церковный и политический процесс, в то время как народ в большой части собственной остался на позициях верности старине. «В базу раскола легло сомнение в том, что русское царство, Третий Рим, имеется подлинное православное царство. Раскольники почуяли измену в государстве и церкви, они прекратили верить в святость иерархической власти в русском царстве. Сознание богооставленности царства было главным движущим мотивом раскола». В итоге грезы о «Святой Руси» были преданы анафеме как ересь, перемещение старообрядцев превратилось в запрещенную секту, и вместо ожидаемого пришествия Христа в виде «Белого Царя» старообрядцам явился антихрист в виде царя Всея Руси. Единственным спасением представлялся уход из мира в «невидимую Церковь». Старообрядческая Русь в ожидании антихриста утвердилась в собственном самобытничестве и ксенофобии, а официальная церковь подпала под политическое главенство светской власти столичных правителей. На некое время идеологема «Москва — третий Рим» была, как бы законсервирована.
Мысль мессианизма была возвращена в историософию Вл. Соловьевым в его учении о теократии. Но к концу судьбы его постигло ожесточённое разочарование в мессианском призвании России. «И Третий Рим лежит во прахе, а уж четвертому не быть», — сообщит он в собственном известном стихотворении.
Заключение
Теория Москва — Третий Рим стала в Киевской Руси известной и общепризнанной при сыне Василия III Иване IV Суровом, в то время, когда по окончании 1547 г. Столичное великое княжество стало царством. Она сыграла огромную роль в развитии русского имперского самосознания, возвышении русского централизованного страны.
Сформировавшись сначала как мысль о богоизбранности Руси – преемницы Византии, после этого она стала идеологической теорией ее государства возвышения и образования Руси. Она обосновывала статус Столичного царства, как единственно подлинного христианского страны, в жизни которого полностью должны были воплотиться каноны православной веры. В данной идее четко проявились все компоненты христианского религиозного мировоззрения: хилиазм — в виде образа последнего исторического и выходящего за пределы истории Столичного страны, олицетворявшего царство Христово, эсхатологизм — завершение исторического процесса в третьем Риме (а четвертому Риму не посещать), мессианизм, который связан с мыслью об избранном русском народе, объединенным Москвой.
Столичная Русь неимоверным напряжением сил в борьбе с ордынским нашествием создала устойчивую совокупность противостояния внешним силам. И по мере ослабления империи Чингизидов и ее порождений не только свергла ордынское иго, но и заняла ее место на широких пространствах Евразии. Она начала ощущать себя Третьим Римом, что не имеет возможности развиваться и процветать без сильной государственности. При ее ослаблении наступали смута, развал, хаос, угрожающие смертью стране.
Религиозные тенденции средневекового Русского страны выразились в обожествлении царской власти. Конкретно в это время в первый раз в Киевской Руси совершается обряд помазания царя на царство. Власть правителя получает религиозный характер. Политическое правление мыслится как служение высшим целям, как милость Всевышнего по отношению к не сильный людям, по преступлениям и своим грехам не могущим нести на себе безгосударственные формы судьбы . В подтверждение большого статуса власти князь меняет титул и делается царем. Это начинает означать, что он, имеющий божественное назначение, уже не первый среди равных, а единственный, самодержец. Производный темперамент слова царь от латинского цезарь (кесарь) придавал авторитет новому национальному строю, подчеркивал преемственность и однопорядковость царской власти власти императоров и Московского князя Рима и Византии. К этому же времени относятся легенды о якобы имевшем место в конечном итоге факте передачи императором Византии Владимиру Мономаху регалий и царского венца и о предстоящем их переходе в руки великих столичных князей. И это подчеркивало наследственность и непрерывность самодержавной власти в Киевской Руси.
Мысль «Третьего Рима» отыскала собственный отражение не только в политике Руси, но и в градостроительстве. Столичные строители XVI-XVII столетий деятельно внедряли в структуру Москвы элементы архитектуры, свойственные Риму и Константинополю. В Москву деятельно привлекались иконописцы специалисты – и иностранные строители.
Так, возможно сделать вывод, что внедрение и появление публично-политической теории «Москва — Третий Рим» сильно повлияло на власти Руси и становление государственности. Но было бы неправильно утверждать, что на данный момент узнаваемая теория абсолютно забыта. Идеи старца Филофея до сих пор воздействуют на публичную, церковную и политическую судьбу России.
Перечень использованной литературы
1. Карпец В.И. Кое-какие государственной идеологии и черты государственности Столичной Руси. Мысль центральной власти / Развитие права и политико-правовой мысли в Столичном стране: Сборник научных трудов. — М., 1985. С.5.
2. Кожинов В.В. История русского и Руси слова/ В.В. Кожинов. – М.: Эксмо, 2013. – 512 с.
3. Лурье С.В. Историческая этнология/С.В. Лурье. – М.: Нюанс Пресс, 2014. – 448 с.
4. Новикова Л.И. Русская философия истории/Л.И.Новикова,
И.Н. Сиземская. – М.:Нюанс Пресс, 2015. – 398 с.
5. Панарин И.Н. Теория Руси: “Москва — Третий Рим”. — http://www.panarin.com/doc/40
6. Панарин И.Н. От Единороссов к Евразийской Руси. — http://www.panarin.com/doc/106#1_2
7. Розанов В.В. В чёрных религиозных лучах/В.В. Розанов. – М.: Республика, 2014. – 476 с.
8. Скрынников Р.Г. Борис Годунов/Р.Г. Скрынников. – М.: Аст-Пресс, 2012. – 416 с.
9. Соловьев В.С. Византизм и Российская Федерация/В.С. Соловьев//Византизм и славянство. Великий спор. – М.: Эксмо –Пресс, 2011. – 736 с.
10. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед лицом истории/А.Дж. Тойнби. – М.: Айри Пресс, 2013. – 592 с.
1 Кожинов В.В. История русского и Руси слова/ В.В. Кожинов. – М.: Эксмо, 2013. – 512 с.
2 Скрынников Р.Г. Борис Годунов/Р.Г. Скрынников. – М.: Аст-Пресс, 2012. – 416 с.
3 Панарин И.Н. Теория Руси: “Москва — Третий Рим”. — http://www.panarin.com/doc/40
4 Панарин И.Н. От Единороссов к Евразийской Руси. — http://www.panarin.com/doc/106#1_2
5 Новикова Л.И. Русская философия истории/Л.И.Новикова, И.Н. Сиземская. – М.:Нюанс Пресс, 2015. – 398 с.
6 Лурье С.В. Историческая этнология/С.В. Лурье. – М.: Нюанс Пресс, 2014. – 448 с.
7 Соловьев В.С. Византизм и Российская Федерация/В.С. Соловьев//Византизм и славянство. Великий спор. – М.: Эксмо –Пресс, 2011. – 736 с.
8 Тойнби А.Дж. Цивилизация перед лицом истории/А.Дж. Тойнби. – М.: Айри Пресс, 2013. – 592 с.