Вы включаете радиоприемник и слышите:
«Внимание! Говорит Москва». Это начинается радиопередача.
Стадион. На гаревой дорожке — пара бегунов. Раздается команда: «На старт!» «Внимание!» Через пара мгновений раздастся выстрел стартового пистолета и спортсмены начнут бег.
Класс. Идет контрольная. «Внимательнее, Петя, внимательнее! Не отвлекайся», — говорит преподаватель.
Посмотрев на этих двух мальчиков, вы сходу сможете сообщить, кто из них внимательный, а кто нет и каковы результаты занятий каждого.
Мы привели три появившихся в памяти примера. Вы сами имеете возможность припомнить довольно много случаев из собственной жизни, в то время, когда от вас потребовали внимания (либо в то время, когда вы потребовали его от кого-нибудь).
Что же такое внимание? Легко понять эго из следующего примера. Вот вы просматриваете на данный момент эти строки. Но вместе с тем чувствуете прикосновение стола, на котором лежат ваши руки, переворачивающие страницы книги, «перефирийным зрением» вы видите окно, а со двора доносятся голоса товарищей, гоняющих футбольный мяч. Но вспомните, одинаково ли вы сознавали прикосновение стола и текст книги пара секунд назад, в то время, когда еще не прочли об этом прикосновении? Ну само собой разумеется неодинаково. Вы были заняты чтением и сознавали текст светло и четко. Возможно сообщить в противном случае: ваше сознание было направлено на текст книги, сосредоточено на нем. Такая сосредоточенность и направленность сознания и именуется вниманием.
Сейчас уже и роль внимания. Мир действует на нас всеми собственными красками, звуками, запахами. Но непременно ли мы в любую секунду должны одинаково светло и четко сознавать все, что нас окружает? Разумеется, нет; так как не все имеет для нас однообразное значение: что-то для нас принципиально важно, что-то менее важно, а что-то совсем не имеет значения. Роль внимания в нашей жизни в том и содержится, что с его помощью мы легче можем совладать с любым делом: мы отвлекаемся от вещей, для нас сейчас неважных, и все собственные силы сосредоточиваем на главном.
Ученые стараются вскрыть физиологические базы каждого психологического явления. Как же физиологически растолковать явление внимания? И. П. Павлов установил закон индукции, что говорит, что каждый появляющийся в коре головного мозга очаг возбуждения приводит к торможению окружающих участков. С возбужденным участком и связана самая яркая работа сознания. Второй русский физиолог А. А. Ухтомский именовал таковой очаг возбуждения «доминантой» (от латинского слова «доминари» — господствовать, преобладать).
Не хорошо быть невнимательным! Невнимательному человеку время от времени не удаются самые простые вещи. Вот, казалось бы, чего несложнее: услышать серьёзное сообщение, которое передают по радио. Так нет же! Невнимательного человека что-то отвлекло: то ли броская обложка издания, лежащего на столе, то ли чьи-то далекие голоса. Отвлекся от передачи в самом ответственном месте и не выяснил, что же случилось в отечественном громадном, сложном, ежедневно изменяющемся мире.
…Раздалась команда: «Внимание!» на данный момент раздастся выстрел и начнется бег, а ты стал внезапно думать о чем-то втором (возможно, ты уже воображаешь себе, как тебя поздравляют с победой). Зазевался, «засиделся» на старте, на десятую долю секунды позднее вторых начал победа — и бег, для которой израсходовано на тренировках столько сил и времени, потеряна!
…Все сосредоточенно обдумывали ответ задачи, а Петя то и дело посматривал в окно. Задачу он не решил и взял двойку.
Не хорошо быть невнимательным, правда? Все получается не так. В тех случаях, о которых мы на данный момент говорили, дело поправимо. Про серьёзное событие возможно определить от товарищей либо прочесть в газете, победить возможно в следующем соревновании, двойку возможно исправить. Но представьте себе, что бы произошло, если бы невнимателен был водитель либо летчик! И его жизнь, и жизнь многих вторых людей всегда была бы в опасности.
Посмотрите, как скоро и умело идет работа у умелого мастера. И дело тут не только в том, что он отлично освоил необходимые перемещения: он пристально смотрит за изготовлением подробности.
А как оказывает помощь внимание ученому! Чарлз Дарвин писал: «Я превосхожу обычных людей свойством подмечать вещи, легко ускользающие от внимания, и свойством шепетильно замечать их».
Возможно, вы сами подмечали, как легко усваивается урок, в то время, когда вы внимательны. И осознать все легко, и запоминается все скоро.
Папа Ленина Илья Николаевич Ульянов довольно часто удивлялся, с какой быстротой Володя учит заданные на дом уроки. Раскроет книжку, пробежит глазами кроме того весьма тяжёлые страницы, и уже все отлично знает. «Неужто у него такая необычная свойство к запоминанию?» — думал Илья Николаевич. Память у Владимира Ильича вправду была превосходная. Но оказалось, что дело не только в памяти. Побеседовав с преподавателями школы, где обучался его сын, Илья Николаевич выяснил, что Володя был весьма внимателен на уроках. Ни одно сообщённое преподавателем слово для него не пропадало бесплатно. Володя практически все запоминал тут же, на уроке, а дома ему оставалось лишь вернуть в памяти то, что разъяснялось в классе.
Все вы, само собой разумеется, согласитесь, что невнимательным быть не хорошо, а внимательным — отлично. Но, сообщите вы, время от времени и хочется быть внимательным, а не получается. Как же стать внимательным? Как развить внимание? Постараемся разобраться в этих вопросах. Для этого нужно познакомиться с вниманием поближе, поскольку мы до тех пор пока дали лишь самое неспециализированное понятие о нем. В это же время психологи в далеком прошлом уже заинтересовались тем, что же такое внимание, и определили про него довольно много занимательного.