Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ВЗРОСЛОМУ, НАЧИНАЮЩЕМУ ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКА БАЗАМ ГРАМОТЫ

Письменная обращение есть продолжением устной речи, соответственно, формированию устной речи нужно уделять достаточное внимание. В случае, если у вашего малыша имеется трудности в развитии устной речи (к примеру, со стороны звукопроизношения, грамматической либо лексической сторон речи), это может потом вызвать нежелательные результаты и в развитии письменной речи — дислексию (нарушения чтения) и дисграфию (нарушения письма). Позаботьтесь заблаговременно о логопедической помощи такому ребенку. Последовательность заданий и игр предлагаемого пособия запланирован на предупреждение у дошкольников разных видов дислексии и дисграфии.

Для активизации и обогащения словаря ребенка в пособии предлагаются игры по разным лексическим темам (список тем вы отыщете в пособии). Уточнить, какие конкретно знания обязан взять шестилетний ребенок по этим лексическим темам, возможно в Программе детского сада (раздел «Родной ознакомление и язык с окружающим»).

Обучать чтению направляться звуковым способом. Это значит, что ребенок обязан сперва усвоить не заглавия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не «эн»; Л, ЛЬ, а не «эль» и т.д. Звуки, а не буквы окажут помощь ребенку в синтезе слов и слогов. Лишь по окончании освоения послогового чтения ребенка возможно познакомить с заглавиями букв, с алфавитом.

Звуки речи делятся на согласные и гласные.

Гласным именуется звук, произносимый свободно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не есть преградой в его произношении. Гласные звуки возможно произносить длительно, кроме того петь: а-а-а.., у-у-у… и т.д. При произношении гласных рот в разной степени (но непременно!) открыт. Эта закономерность употребляется при изучении с ребенком темы «Деление слова на слоги». Определяя количество слогов, ребенок медлительно произносит слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети отлично усваивают правило: какое количество в слове гласных, столько и слогов. Сперва, обучась на слух выделять в слове гласные, ребенок именует количество слогов. После этого он контролирует себя предложенным методом с ладонью. Данный же метод возможно применять и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребенок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. После этого он просматривает слово и определяет количество слогов, применяя метод с ладонью.

Гласных звуков 6: А, О, У, И, Ы, Э.

Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, — их 10. Дело в том, что в русском алфавите имеется йотированные гласные буквы. Любая такая буква может обозначать как один, так и два звука:

Я обозначает звуки [а] и [йа],

Ю — [у] и [йу],

Е — [э] и [йэ],

Ё — [о] и [йо].

Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:

— в начале слова (яблоко, юрта…),

— по окончании мягкого символа (мартышка, льют…),

— по окончании жёсткого символа (объявление, разъединять..,),

— по окончании гласной буквы (громадная, моё…).

В остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий согласный звук (мясо, лёд, семя, портфель…).

Согласным именуется звук, при произнесении которого появляется какое-либо препятствие в артикуляционном аппарате. К примеру: П — звук образуется в следствии размыкания сомкнутых губ; Ф — в образовании звука участвуют нижняя губа и верхние зубы, и т.д. Кое-какие согласные звуки возможно произносить длительно (м-м-м.., р-р-р…), но пропеть их запрещено.

Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это свойство согласных зависит от участия в их произнесении голосовых связок. Звонкость либо глухость согласных ребенок может проверить самостоятельно (само собой разумеется, посредством взрослого). При произнесении звонких согласных появляется сильная вибрация голосовых связок. Произнося звук, необходимо ладонью прикоснуться к горлу. В случае, если звук звонкий, «горлышко дрожит» (к примеру, ж-ж-ж…); в случае, если для того чтобы дрожания нет — значит, звук глухой (к примеру, ш-ш-ш…).

Кое-какие согласные звуки являются парными, т.е. звонкому звуку соответствует глухой, произносимый без участия голосовых связок. Другие согласные не имеют пар.

КАК ТРУДИТЬСЯ С ПОСОБИЕМ

Две тетради, составляющие пособие, предусматривают разные виды работ с применением цветных карандашей (раскрашивание предложенных картин и рисование собственных), многоцветных ручек («печатание» букв, слогов, слов, предложений, рисование схем, исполнение вторых графических упражнений), неразлинованных листов и листов в клетку.

заданиям и Играм, посвященным яркому знакомству детей со буквами и звуками, предшествуют подготовительные игры (I—VI в тетради №1). Они содействуют:

— формированию слухового и зрительного внимания,

— формированию разных видов памяти,

— ознакомлению с функциями разных анализаторов, умению сосредотачиваться на них,

— умению руководить перемещениями кисти рук (небольшая моторика),

— умению пользоваться ручкой и карандашом,

— тренировке в восприятии устной речи,

— умению ориентироваться на листе бумаги,

— умению различать и применять их оттенки и цвета.

По окончании подготовительных игр следуют задания и игры, применяемые при первом знакомстве со буквой и звуком (в обеих тетрадях).

Знакомить ребенка с буквой возможно лишь по окончании того, как он уже познакомился со звуком: обучился выделять изучаемый звук из последовательности предложенных слогов и звуков, обнаружить данный звук в слове, определять его место (начало, середина либо финиш слова), посредством звукового анализа определять чёрта звука (гласный либо согласный; в случае, если согласный, то какой: жёсткий либо мягкий, звонкий либо глухой). Таковой глубочайший анализ чёрта звука в будущем окажет помощь ребенку верно прочитывать и писать букву, обозначающую данный звук, и все слово в целом.

В рабочих тетрадях при знакомстве с каждой буквой (звуком) под цифрой 1 ребенку предлагаются следующие задания:

— Назови предмет, изображенный на картине;

— Выясни место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);

— Закрась соответствующую клетку в схеме под картиной тем цветом, которым мы обозначаем данный звук (гласный — красная клетка, жёсткий согласный — светло синий, мягкий согласный — зеленая);

— Растолкуй, по какой причине ты закрасил клетку конкретно этим цветом;

— Сам нарисуй предметы с заданным звуком (в безлюдных клетках справа);

— Продемонстрируй на схеме под каждой картиной место звука в слове и его чёрта (начало, середина либо финиш слова; звук гласный, жёсткий либо мягкий согласный).

В некоторых случаях эта схема употребляется с написанием в ней (посредством воспитателя) букв, к примеру: Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты

Лишь по окончании того как ребенок усвоил звук, рекомендуется переходить к изучению инаписанию буквы. Тут возможно предложить такие задания:

— Выясни, на какие конкретно окружающие предметы похожа буква;

— Выясни форму и количеств элементов в букве;

— Отыщи, чем эта буква похожа на уже знакомые тебе и чем от них отличается;

— Изобрази букву посредством палацев руки, спичек, проволоки, вылепи ее из пластилина, выложи из мозаики;

— «Напиши» букву в воздухе, растолкуй собственные перемещения;

— Обведи букву по контуру,

— Напиши букву по точкам;

— Самостоятельно напиши букву.

Под цифрой 2 в рабочих тетрадях даютсяследующие задания:

— Обведи букву по контуру;

— Напиши букву по точкам;

— Сам напиши строке данной буквы.

Под цифрой 3 дается задание Продолжи орнамент. Данный вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить разные линии, ориентируясь на пример. Такие задания подготавливают ребенка к написанию разных схем и элементов букв, развивают внимание, аккуратность, симметрии и чувство ритма.

Задания под цифрой 4 имеют общее названиеЗакончи рисунок. Тут ребенок может:

— дорисовать картину по точкам;

— обнаружить картине «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква);

— раскрасить картину;

— обнаружить картине предметы, в заглавиях которых имеется изучаемый звук (пишется эта буква).

Игры с наглядными пособиями (обе тетради).Закреплению знаний о новом новой букве и звуке содействуют задания и игры под неспециализированным заглавием Посели букву в домик.

Два вида домиков — для согласных идля гласных — изображены вверху страницы. Знакомясь с очередной буквой, ребенок вписывает ее в соответствующую клетку домика — «поселяет в домик». К концу занятий оба домика выясняются заселенными буквами в определенном порядке: в одном подъезде первого домика «живут» гласные первого ряда (А, У, О, Э, Ы), в другом — гласные второго последовательности (Я, Ю, Ё, Е, И); во втором домике один подъезд отведен для звонких согласных, второй — для глухих и т.д.

Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты

Примечание. Потому, что предполагается определенная совокупность размещения букв в домиках (соседство парных согласных и т.д.), взрослый обязан сориентировать ребенка при вписывании первых букв.

В этих играх употребляются три неваляшки — «хозяйки домиков». Они оказывают помощь ребенку запомнить, что согласные бывают жёсткими и мягкими, что йотированные гласные смягчают согласные, и усвоить звуковые схемы, делать синтез слов и фонематический анализ. Отлично, если вы изготовите плоскостные фигурки для этих игр.

Любая неваляшка имеет определенный цвет, соответствующий характеру звуков: красная обозначает гласные, зеленая — мягкие согласные, светло синий — жёсткие согласные. Неваляшки имеют передний и задний карманы. В них находятся карточки с многоцветными буквами — «ключики». Цвет букв на карточках соответствует цвету неваляшки, в кармане которой они лежат.

В карманах красной неваляшки находятся гласные буквы. В переднем кармане — гласные первого ряда (А, У, О, Э, Ы), в заднем кармане со звездочкой (*) — гласные второго последовательности (Я, Ю, Ё, Е, И). Гласные второго последовательности воображаем ребенку как буквы-волшебницы. Это связано с тем, что они смягчают предшествующие согласные (МЮ, ПЯ и т.д.).

В карманах синей и зеленой неваляшек находятся согласные буквы. На переднем кармане этих неваляшек нарисован колокольчик. Он обозначает звонкость согласных. В заднем кармане (без колокольчика) — глухие согласные. С этими пособиями проводятся следующие игры.

Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты

Красная светло синий Зеленая

(гласные) (жёсткие согласные) (мягкие согласные)

III. «Назови соседей буквы»

Цели.Закрепляем знания о букве и звуке. Учим ребенка осознавать и верно использовать словосочетания и слова, обозначающие расположение: над, под, слева от, справа от, между. Учим осознавать различие и сходство парных согласных (они однообразны по артикуляции, но звонкие произносятся с участием голоса, а глухие — без голоса).

Движение игры. Ребенок обязан назвать соседей заданной буквы и растолковать, по какой причине конкретно они будут ее соседями. Варианты заданий смогут быть различные, к примеру:

Назови букву, над которой живет буква Я, а слева от которой — буква У. (Ответ: буква Ю);

Какая буква живет между буквой Л и буквой Ж? (Ответ: буква Н).

IV. «Многоцветные слова»

Цели. Тренируем ребенка в звуко-синтезе слогов и буквенном анализе и слов. Закрепляем знания о звонких и глухих, жёстких и мягких согласных, о смягчении согласных гласными- « волшебницами ».

Движение игры. В игре употребляются карточки и разноцветные неваляшки с буквами из их кармашков. Ребенок выкладывает предложенные слова из букв-ключиков, растолковывая наряду с этим, по какой причине забрана буква для того чтобы цвета, по какой причине он искал букву конкретно в этом кармашке. Затевать эту игру направляться с более несложного варианта — звуко-синтеза слогов и буквенного анализа.

Усложненным вариантом игры будет написание («печатание») ребенком слов многоцветными ручками о объяснением выбора цвета букв.

II. «Многоцветные колпачки»

Цели. Знакомим ребенка с заглавиями пальцев. Учим определять и именовать их как на самой руке, так и на ее изображении. Развиваем слуховое и зрительное внимание, точность и координированность небольшой моторики. Учим ориентироваться на листе бумаги, закрепляем правильное употребление и понимание словосочетаний, над которыми трудились в игре «Радуга», и словосочетаний: слева направо, справа налево; в середине (в центре) страницы; в левом верхнем (в правом верхнем» в левом нижнем, в правом нижнем) углу страницы.

Движение игры. 1. Эту игру лучше начать не с графических работ в тетради, а с игры в многоцветные колпачки (их цвета выбираются на ваше усмотрение), сделанные в виде фунтиков — так, дабы они имели возможность надеваться на пальчики ребенка.

Знакомим ребенка с заглавиями пальцев. Предлагаем «нарядить» пальчики в колпачки и поведать, какой колпачок на каждом пальчике. Даем задание: надеть на определенный палец колпачок определенного цвета. Задания смогут варьироваться. К примеру, отлично делать наклоны пальчиков так, дабы не уронить колпачок; это тренирует координацию перемещений. Лишь по окончании того как вы убедились, что ребенок усвоил заглавия пальцев, правила игры и цвета колпачков, возможно переходить к рабочей тетради.

2. В рабочей тетради (с. II-1) ребенок сам обязан обвести кисть собственной левой руки с разомкнутыми пальцами. На с. II-2 необходимо обвести правую руку так, дабы центральный колпачок был на ладони. Затем ребенок раскрашивает колпачки, изображенные на странице. Тут возможно применять разные задания:

— ребенок раскрашивает колпачки на собственный усмотрение, именуя их цвета, либо по заданию взрослого;

— именует цвета колпачков, как это делалось с цветами радуги и с карандашами;

— именует колпачки с определенной ориентировкой на странице (в определении координат употребляются словосочетания, заданные в игре: внизу, вверху, под, над, между);

— ребенок сам либо по заданию взрослого рисует на пальчиках руки, обведенной на странице, многоцветные колпачки и говорит, какого именно цвета колпачки на каждом пальчике.

III. «Многоцветные кружки»

Цели. Повторяем заглавия цветов радуги. Учим рисовать круг постоянной линией, ориентироваться на листе бумаги и обрисовывать размещение картины. Учим верно подбирать относительные прилагательные, согласовывать их с существительными.

Движение игры. Ребенок обводит кружки многоцветными карандашами (употребляются цвета радуги); в каждого кружка рисует и раскрашивает разные предметы. Цвет предмета должен быть таким же, как и цвет кружка. Затем ребенок говорит, где находится любой предмет. К примеру: В верхнем правом углу в красном Кружке нарисован красный помидор. В центре (посередине) в зеленом кружке нарисована зеленая трава. Слева от зеленого кружка в светло синий кружке — светло синий чашка… Взрослый пристально следит, дабы предмета и описания координат были выполнены правильно. При неправильном ответе необходимо исправить ребенка и попросить повторить верный ответ.

IV. «Радостные человечки.

Цели. Развиваем зрительное и слуховое внимание ребенка. Закрепляем верное называние частей лица человека: ухо — уши, глаз — глаза, щека — щеки и т.д. и знание их назначения. Учим ориентироваться на листе бумаги. Закрепляем их оттенков и знания цветов.

Движение игры. 1. Ребенок разглядывает первый рисунок, именует его подробности: говорит, что у человечка имеется глаза, брови, уши и т.д., на голове — волосы; у человечка имеется воротник, пуговицы. Разглядывая остальные картинки, ребенок именует, что недорисовано, растолковывает, для чего человечку необходимы глаза, уши и т.д. Заканчивает рисунок. Последний рисунок ребенок делает самостоятельно.

2. Ребенок раскрашивает человечков по словесной инструкции взрослого: В левом верхнем углу — человечек с тёмными волосами и с голубым воротником и т.д. Игру возможно завершить объяснением ребенка, где какой человечек находится (употребляются заглавия координат: в верхнем правом углу, в середине и т.д.).

V. «Отечественная обращение»

Цели. Учим осознавать, что такое устная и письменная обращение. Учим говорить, что ребенок заметил (нарисовал) на картине. Развиваем зрительное внимание.

Движение игры. Растолковываем ребенку, что такое устная и письменная обращение, какие конкретно части тела участвуют в каждом виде речи. Рассматриваются значки-знаки, обозначающие устную (ухо и рот) и письменную (ручка и глаз) обращение. Ребенок разглядывает картины в левом столбике (письменная обращение); говорит, что на них нарисовано, к какому виду речи относится изображение; среди этих картин находит лишнюю (радиоприемник), растолковывает собственный выбор; зачеркивает эту картину и раскрашивает лишь относящиеся к письменной речи. Такие же задания выполняются с картинами правого столбика (устная обращение). На картинках среднего столбика ребенок сам определяет вид речи. Он показывает знаки этого вида речи, раскрашивает картину и соединяет ее стрелками с соответствующими знаками. После этого растолковывает, по какой причине он выполнил задание конкретно так. В конце игры предлагаем ребенку самому привести примеры письменной и устной речи.

Задания и ИГРЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ По окончании ПЕРВОГО ЗНАКОМСТВА СО БУКВОЙ и ЗВУКОМ

Задания 1—4 (см. с. 9, 10)

А а

Отыщи лишнюю ягоду»

Цели. Учим ребенка по нецветным изображениям выяснять привычные ягоды. Закрепляем заглавия ягод:брусника, клубника, малина. Закрепляем понятия лесные ягодыисадовые ягоды. Тренируем ребенка в определения звукаАи его места в слове (начало, середина, финиш).

Движение игры. Ребенок именует нарисованные ягоды,раскрашивает их, именует лишнюю ягоду в ЭТОМ последовательности и растолковывает, по какой причине она лишняя (лишняя брусника,так какона лесная ягода, а две другие — садовые). Ребенок определяет, имеется ли в заглавии ягоды звук Аив какой части слова он находится. По окончании устного ответа необходимо отметить звук А в словах на схеме под картиной — раскрасить красным цветом соответствующую клетку.

Банки с вареньем и соком»

Цели. Учим ребенка верно образовывать от заданных существительных относительные прилагательные (малина— малиновый, черника — черничный и т. и.), согласовывать прилагательное с существительным (сок малиновый, варенье черничное и т.п.). Закрепляем знания о том, какие конкретно заготовки делают из ягод. Активизируем и обогащаем словарный запас детей.

Движение игры.Предлагаем ребенку отыскать в памяти, что возможно приготовить из ягод, спрашиваем, как будет именоваться та либо другая заготовка (клубничное варенье, брусничный сок, малиновый компот и т.д.). Ребенок решает, что должно пребывать в каждой из банок на рисунке, и «заполняет» безлюдные банки, нарисовав в их контурах привычные ягоды. Он именует «оказавшийся» варенье и сок.

Буква рассыпалась»

Цели.Закрепляем образ буквы, количество элементов, входящих в нее, ее верное написание.

Движение игры.Ребенок вспоминает, какие конкретно элементы составляют букву Ааи какое количество их; находит эти элементы на рисунке и закрашивает их красным карандашом (остаются нераскрашенными неправильно нарисованные элементы). После этого ребенок самостоятельно «печатает» Аав безлюдных клетках внизу страницы.

У у

Собери грибы в корзинку»

Цели. Закрепляем заглавия грибов: подосиновик (красный гриб), сыроежка, боровик (боровик ), мухомор. Учим выяснять эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы.Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове.

Движение игры.Ребенок именует грибы, нарисованные на картине; находит иназывает лишний гриб; растолковывает, по какой причине он лишний (мухомор — несъедобный гриб). Стрелками от грибов к корзинке ребенок показывает, какие конкретно грибы возможно собирать; раскрашивает грибы и корзину. Возможно предложить ребенку нарисовать в корзине и назвать другие съедобные грибы.

Ребенок показывает и именует гриб, в заглавии которого имеется звук [у]; определяет место этого звука в слове (мухомор — [у] в середине слова). Предлагаем ребенку отыскать в памяти, в заглавиях еще каких грибов имеется [у]; выяснить место этого звука в каждом заглавии (горькушка, груздь, волнушка); сообщить, какие конкретно это грибы (съедобные).

Кто как кричит?»

Цели. Учим ребенка синтезу слов и звуковому анализу Ау и Уа.Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему.

Движение игры.Ребенок разглядывает картины, определяет, что кричит любой из нарисованных детей.

Производим звуковой анализ слова Ау.

Выкладываем слово из разрезной азбуки (в случае, если занятие проходит в группе — выкладываем, после этого пишем на доске). Под словом выкладываем его звуковую схему (рядом два красных квадрата, обозначающих гласные звуки). Подобно выполняются задания со словом Уа.

Ребенок обводит по точкам буквы под картинами; произносит слова, каковые должны быть написаны под каждой картиной (Ау, Уа); дописывает их самостоятельно; под словами рисует их звуковые схемы; раскрашивает картины.

О о

Осенняя картина»

Цели. Закрепляем знание показателей «золотой осени». Учим ребенка видеть их на черно-белой картине. Учим выделять звук О и определять его место в слове. Учим подбирать слова к заданной звуковой схеме.

Движение игры. Ребенок именует время года, воображенное на картине; растолковывает, по каким приметам он осознал, что это «золотая осень».

По заданию взрослого ребенок раскрашивает красной ручной схемы под картиной: в первой схеме — первую клеточку, во второй — вторую, в третьей — третью. После этого он находит на картине слова со звуком О, подбирает для каждого слова нужную схему и показывает это стрелочкой (первая схема — облако; вторая — дом, забор, ливень, солнце, дорожка; третья — окно, крыльцо). Можем предложить ребенку сообщить, к какой схеме подобрано больше слов.

Грустный и радостный»

Цели. Учим ребенка определять по выражению лица настроение изображенного человека. Закрепляем употребление и понимание слов: удивленный(ая), сердитый(ая), радостный(ая), грустный(ая). Знакомим с правилом о написании большой буквы в начале имени. Тренируем в подборе имен с О в середине и начале слова.

Движение игры. 1. Ребенок разглядывает лица детей на картине, определяет, что высказывает каждое лицо. В соответствии с выражением лица он именует состояние каждого из детей (удивленный, грустный, радостная, сердитый).

Предлагаем отгадать имя каждого ребенка. Во всех именах должна быть буква О. Необходимо додуматься, в какой части имени находится эта буква. (Всё зависит от размера написанной рядом с портретом буквы: О заглавная пишется в начале имени, о маленькая — в середине. Варианты имен: Оля, Олег, Осип, Тоня, Соня, Коля, Толя, Поля.)

2. Как продолжение и усложнение игры вероятен таковой вариант. Ребенок раскрашивает любой портрет по-различному — не повторяя цвет воротничков и волос, — а после этого говорит, как кличут каждого, какой он по настроению (удивленная Оля, грустный Коля, радостная Соня, сердитый Олег).

Буквы сломались»

Цели. Закрепляем написание и образ больших букв А, О, У. Учим не путать верхние и нижние элементы букв.

Движение игры. Ребенок вспоминает, какие конкретно буквы он уже выяснил, как эти буквы возможно назвать одним словом (гласные); «пишет» в воздухе эти буквы, комментируя написание; разглядывает элементы букв в рабочей тетради; угадывает и дописывает незаконченные буквы, написанные слева, после этого справа; сам пишет эти буквы в безлюдных клетках.

И и

Помоги повару»

Цели.Закрепляем обобщающие понятия фрукты и овощи. Учим выяснять привычные предметы, изображенные контуром. Закрепляем окраски овощей и знание названий и фруктов. Учим выделять звук И и определять его место в слове. Учим угадывать задуманное слово по его первой и последней букве. На примере слова ОВОЩИ показываем, что кое-какие слова звучат и пишутся по-различному (говорим [оващи], а пишем овощи).

Движение игры. Ребенок разглядывает и именует изображенные на картине плоды. Растолковываем, что повар решил приготовить обед, но забыл, какие конкретно из этих предметов необходимо забрать для первого, а какие конкретно для второго блюда. Ребенок «оказывает помощь» повару: стрелками от предмета к кастрюле показывает, из чего возможно приготовить второе и первое. После этого он растолковывает, по какой причине так выполнено задание; дает неспециализированное наименование выбранным плодам (овощи); обобщает остальные плоды (фрукты).

Предлагаем ребенку перечислить заглавия первых блюд и сообщить, какие конкретно овощи необходимы для их изготовление, а затем «сварить» первое блюдо: нарисовать в кастрюли те овощи, каковые необходимы для додуманного блюда. Взрослый старается предугадать, какое блюдо было задумано. Игру возможно продолжить устно, меняя загадки ребенка и взрослого. После этого ребенок обязан напомнить повару, что возможно приготовить из фруктов. В завершение игры ребенок раскрашивает овощи и фрукты около кастрюли.

Ослик»

Цели. Учим ребенка звуко-синтезу слов и буквенному анализу на примере слова Иа. Учим писать слово и зарисовывать его звуковую схему. Закрепляем верное написание букв И и, А а. Учим выяснять их среди вторых букв и знаков.

Движение игры. Ребенок разглядывает картину и именует нарисованное животное (ослик). Необходимо раскрасить ослика, поведать, какой он; отыскать в памяти, как кричит ослик. Проводим звуко-буквенный анализ словаИа.

Ребенок разглядывает буквы, написанные около ослика, выбирает верные начертания, именует буквы, неправильно написанные зачеркивает; обводит по точкам буквы внизу страницы и дописывает нехватающую букву (Иа! Иа!), именуя ее. Под словами зарисовывает звуковые схемы (закрашивает красным цветом две клетки — гласные звуки).

М м

корова и Собачка»

Цели. Знакомим ребенка со слогом-слогом и слиянием неслиянием. Учим разбирать, синтезировать и сравнивать эти типы слогов на примере слогов АМ, МУ. Знакомим с жёстким слиянием. Учим зарисовывать схемы слогов.

Движение игры.Разглядев картины, ребенок растолковывает, что делает каждое из животных. (Собака желает съесть печенье, а корова мычит.) Предлагаем поразмыслить, какие конкретно звуки может издавать наряду с этим собака (АМ!). Проводится звуко-буквенный анализ этого слова. Ребенок дописывает нехватающую букву в слове, зарисовывает звуковую схему (первая клетка красная, вторая светло синий — жёсткий согласный).

А как мычит корова? (МУ! — слог произносится длительно.) Подводим ребенка к тому, что подобный слог будет слиянием, причем жёстким, поскольку звук М в нем жёсткий.

Проводим звуко-буквенный анализ этого слога-слияния. Ребенок дописывает под картиной нехватающую букву в слоге (М) и рисует схему жёсткого слога-слияния (светло синий и красный цвет). Игру заканчиваем сравнительным анализом записанных слогов-слов.

Собери слоги в мешки»

Цели. Учим составлять и записывать слоги: АМ, УМ, ОМ, МА, МУ, МО, сравнивать слоги-слияния и неслияния, составленные из одних и тех же букв. Закрепляем умение зарисовывать схемы слогов. Учим подбирать слова, начинающиеся с заданного слога: МА — малина, МУ — муха, МО — море (предлагаются слоги-слияния).

Движение игры. Ребенок образовывает слоги из данных букв и записывает их в клеточках «мешков». Он проводит ручкой от буквы к букве по направлению стрелки. (Необходимо следить, дабы первый и второй звуки слога произносились слитно, без перерыва.) В левый мешок записываются слоги, начинающиеся с гласной буквы; в правый мешок — начинающиеся с буквы М. Анализируются слоги в левом столбике, под ними записывается схема слога. То же делается с правым столбиком слогов. Игра завершается придумыванием слов, начинающихся со слогов из правого «мешка».

Урожай»

Цели. Учим ребенка подбирать слова с заданным звуком, определять место звука в слове, мягкость и твёрдость согласного. Закрепляем умение придумывать слова на заданный слог (МУ — мука, МА — машина). Закрепляем верное написание буквы М. Учим разбирать изображение привычного предмета, составленное из букв и геометрических фигур.

Движение игры. Ребенок вспоминает, чем занимаются сельские обитатели в осеннюю пору, какая техника оказывает помощь им в уборке урожая и как данный урожай готовят для хранения зимний период. Разглядываем картину. Предлагаем ребенку поразмыслить, что может храниться в мешках (из предложенного выбирается мука). Ребенок разглядывает нарисованную машину; определяет, из каких фигур состоит изображение, сколько фигур он заметил, каких фигур больше. Он обязан подметить, что в изображении автомобили имеется буквы М, растолковать, где он заметил буквы, какая буква написана правильно; какие конкретно части автомобили складываются из фигур и в каких частях он заметил буквы.

Ребенку дается задание поразмыслить, какой урожай пезет эта машина: в заглавии должен быть звук М (морковь, помидоры). Ребенок именует место М в слове, дает чёрта звуку — жёсткий он либо мягкий; просматривает слоги под картинами, определяет, к какому из нарисованных предметов относится любой слог, соединяет их стрелками с этими предметами.

П п

Листопад»

Цели. Учим ребенка выяснять привычные их листья и деревья по контурному изображению. Закрепляем знания о лиственных и хвойных деревьях и учим их различать. Учим образовывать прилагательные от существительных (дуб — дубовый, ива — ивовый). Учим обнаружить на картине предметы, в заглавиях которых имеется заданный звук П, определять его место в слове. Закрепляем умение выделять в данных словах привычные гласные и определять их место в слове.

Движение игры. Ребенку необходимо определить изображенные деревья, раскрасить их в осенний костюм, выяснить, какое дерево в этом последовательности лишнее и по какой причине (лишняя сосна, поскольку это хвойное дерево, а все остальные — лиственные).

Ребенок соединяет стрелкой дерево и опавший с него лист, именует данный лист (с дуба — дубовый,с березы — березовыйи т.д.); перечисляет деревья, в заглавиях которых имеется звук [п]; определяет место звука в слове, дает его чёрта (жёсткий либо мягкий согласный). Завершая игру, ребенок обводит по точкам буквы, написанные в прямоугольниках под картинами, именует их, определяет, какое слово тут зашифровано. Крайне важно, дабы ребенок растолковал собственную предположение. Если он затрудняется, взрослый приходит на помощь, проводя звуко-буквенный анализ слов.

Прочти и напиши слоги»

Игра проводится подобно игре «Собери слоги в мешки».

Мышка»

Цели. Знакомим ребенка с мягким слиянием на примере синтеза и анализа слога ПИ. Учим записывать схему этого слияния. Учим образовывать от междометия глагол (ПИ! — пищит). Закрепляем верное написание букв П, И. Учим обнаружить их среди вторых букв, выделять верно и неправильно написанные буквы.

Движение игры. Ребенок вспоминает, какие конкретно звуки издает мышь. (Пи, пи, пи…)

— Что же делает мышь, в то время, когда издает эти звуки? (Пищит.)

Возможно продолжить последовательность: кошка мяукает, корова мычит, кукушка кукует и т.д.

Проводим анализ слога ПИ. Растолковываем ребенку понятие «мягкое слияние». В рабочей тетради он зачеркивает неправильно написанные буквы и обводит в кружок те, каковые необходимы для записи слога ПИ; слог и его звуковую схему (мягкое слияние) записывает под изображением мышки.

Т т

Тапки»

Цели. Закрепляем умение выделять в слова первый звук и сопоставлять его с буквой. Учим определять количество слогов в написанном слове, не прочитывая его (выделять гласные буквы и из этого делать вывод о количестве слогов в данном слове). Закрепляем умение обводить изображение предмета по точкам.

Движение игры. Ребенок пробует определить предметы, выполненные в точечном изображении (тапки); контролирует собственную предположение, обведя картину по точкам и раскрасив ее.

Ребенок выделяет первый звук в слове тапки и вспоминает, какой буквой данный звук обозначается. Взрослый растолковывает, что рядом с картиной написано слово тапки, но одна буква в нем не написана. «Какой буквы не достаточно в слове?» Ребенок обязан додуматься, растолковать, по какой причине конкретно Т, и дописать слово.

Разглядев написанное слово, ребенок именует в нем гласные по порядку слева направо и определяет количество слогов, опираясь на правило: какое количество в слове гласных, столько и слогов. Количество слогов возможно проверить посредством руки, произнося слово медлительно (см. стр. 5). Игра «оканчивается зарисовкой слоговой схемы под словом тапки и написанием над ней гласных.

Отыщи спрятавшуюся букву Т»

Цели. Закрепляем образ буквы Т, учим выделять ее из последовательности похожих фигур. Тренируем ребенка в независимом написании данной буквы.

Движение игры. Ребенок разглядывает предложенные фигуры на рисунке, определит среди них Т т и обводит буквы кружками, по окончании чего сам записывает Т т в безлюдных клетках, комментируя собственные перемещения.

К к

Разгадай ребус»

Цели.Учим разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа слов на примере слов КИТ, КОТ. Учим сравнивать слова.

Движение игры. Ребенок разглядывает картину и именует изображенное животное (кит) проводит звуко-буквенный анализ этого слова. Под картиной ребенок дописывает в словах недостающие буквы, раскрашивает звуковую схему, рядом рисует слоговую схему этого слова.

Предлагаем ребенку устно заменить в слове КИТ букву И на О. Он произносит оказавшееся слово — КОТ. Растолковываем принцип зарисовки ребуса. Ребенок в безлюдном квадрате рисует отгадку к ребусу (КОТ), под своим рисунком в словах дописывает недостающие буквы, закрашивает звуковую схему, рисует слоговую схему слова. Закончить игру необходимо анализом слов КОТ и КИТ: отыскать различия и сходства в написании самих слов и в их схемах.

Какая птица лишняя?»

Цели. Закрепляем обобщающее понятие перелетные птицы. Учим обнаружить главное отличие у объектов, входящих в родные обобщающие понятия: птицы перелетные и птицы которые зимуют. Закрепляем навыки звуко-буквенного и слогового анализа с выделением последнего слога в слове (утка, сорока, ласточка. Учим подбирать слова, заканчивающиеся на заданный слог ка. Составляем слоговые схемы слов.

С чего начать учиться рисовать, часть 1


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: