Что такое философия техники?

На данный вопрос возможно ответить неоднозначным образом: во-первых, выяснив, что особого изучает философия техники по сравнению с другими дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, разглядев, что представляет собой сама техника.

Что такое техника?

Техника в ХХ столетии делается предметом изучения самых разных дисциплин как технических, так естественных и публичных, как неспециализированных, так и частных. Количество особых технических дисциплин возрастает в наши дни с поразительной быстротой, потому, что не только разные отрасли техники, но и различные нюансы этих отраслей становятся предметом их изучения. Все возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Но все они — и частные, и неспециализированные — концентрируют внимание на отдельных видах, либо на отдельных качествах, определенных срезах техники. Техника в целом не является предметом изучения технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (а также в глобальном масштабе) вынуждены принимать к сведенью технику а также делают ее предметом особого изучения, само собой разумеется, со своей особенной естественнонаучной (к примеру, физической) точки зрения. Помимо этого, без технических устройств нереально проведение современных естественнонаучных опытов. В силу проникновения техники фактически во все сферы судьбы современного общества многие публичные науки, в первую очередь психология и социология, обращаются к особому анализу технического развития. Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особенной гуманитарной дисциплины. В большинстве случаев, но, историко-технические изучения специализированы по отдельным отраслям либо стадиям развития и не захватывают в поле собственного анализа вопросы о перспективах и тенденциях развития современной техники.

Так, философия техники, во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее имманентное развитие, но и место в публичном развитии в целом, и, в-третьих, принимает к сведенью широкую историческую возможность. Но, в случае, если предметом философии техники есть техника, то появляется сразу же законный вопрос: что же такое сама техника?

Любой здравомыслящий человек укажет на те орудия и технические устройства, каковые окружают нас в повседневной судьбе — дома либо на работе. Эксперты назовут конкретные примеры для того чтобы рода устройств из изучаемых либо создаваемых ими видов техники. Но все это — только предметы технической деятельности человека, материальные результаты его размышлений и технических усилий. За всем этим лежит широкая сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Исходя из этого Фред Бон придает понятию техника предельно широкое значение: Любая деятельность и в первую очередь любая опытная деятельность испытывает недостаток в технических правилах. Он различает пара способов действия, придавая особенное значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это практически задает границы между техникой и не-техникой, потому, что к сфере техники возможно отнесен этот метод действия.

Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разнообразные технических устройствах, но и в статьях, книгах, книжках и т.д., потому, что без налаженного механизма продуцирования, передачи и накопления знаний никакое техническое развитие в отечественном современном обществе было бы нереально.

Это четко осознавал уже в конце XIX века германский инженер Франц Рело, выступивший в 1884 г. в Вене с лекцией Техника и культура: Не вещи либо изобретения, но сопровождающие их идеи воображают то, что должно привести к, новшестваѕ… У нас пробило себе дорогу сознание, что силы природы при собственных действиях подчиняются определенным неизменным законам, законам природы, и ни при каких обстоятельствах, никогда не бывает в противном случае. Приобщение к технической цивилизации не дается одной только приобретением идеальных технических устройств — оно должно прививаться воспитанием, обучением, передачей технических знаний. Это подтверждает, согласно точки зрения Рело, современный ему Китай, где целый хороший европейский материал, купленный приобретением, выясняется, по-видимому, ненужным перед верным нападением…ѕ западных государств. Но это же относится и к промышленной сфере. Когда Китай отошел от классической схемы закупки на Западе автомобилей и перешел к перестройке всей экономической, образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый технический и экономический рост.

Техника относится к сфере материальной культуры. Это — ситуация отечественной домашней и публичной жизни, средства общения, нападения и защиты, все орудия действия на самых разных поприщах. Так определяет технику на рубеже XIXXX столетий П. К. Энгельмейер: Собственными приспособлениями она усилила отечественный слух, зрение, силу и ловкость, она уменьшает время и расстояние и по большому счету увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым содействует нарождению новыхѕ… Техника покорила нам время и пространство, материю и силу и сама помогает той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса. Но, как известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. К примеру, археологи конкретно по остаткам материальной культуры стремятся детально вернуть культуру древних народов. В этом смысле философия техники есть в большой собственной части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно а старом мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методикой технических знаний, если она обращена в будущее и настоящее.

Итак,техника должна быть осознана

— как совокупность технических устройств, артефактов — от отдельных несложных орудий до сложнейших технических совокупностей;

— как совокупность разных видов технической деятельности по созданию этих устройств — от научного исследования и проектирования до их изготовления на эксплуатации и производстве, от разработки отдельных элементов технических совокупностей до проектирования и системного исследования;

— как совокупность технических знаний — от специальных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Сейчас к сфере техники относится не только применение, но и само производство научно-технических знаний. Помимо этого, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не есть таким несложным, как это довольно часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. Приложение состоит не в несложном приложении наук к особым целям, — писал ректор и немецкий инженер Берлинского политехникума А. Ридлер. — Раньше, чем делать такое приложение нужно учесть бессчётные условия данного случая. Трудность применения содержится в верном отыскании настоящих условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают по поводу настоящей действительности. Лишь использование ведет к полному пониманию; оно образовывает высшую ступень познания, а неспециализированное научное познание образовывает лишь предварительную ступень к нему…ѕ Знание имеется дочь применения. Для применения необходимо умение изучить и изобретательность.

Так, современная техника, и в первую очередь техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сейчас данный тезис никому не нужно обосновывать. Но в истории развития общества техники и соотношение науки понемногу изменялось.

Техника в исторической ретроспективе

Независимо от того, с какого именно момента отсчитывать начало науки, о технике возможно сообщить определенно, что она появилась вместе с происхождением Homo sapiens и продолжительное время развивалась независимо от всякой науки. Это, само собой разумеется, не свидетельствует, что ранее в технике не использовались научные знания. Но, во-первых, сама наука не имела продолжительное время особенной дисциплинарной организации, и, во-вторых, она не была ориентирована на сознательное использование создаваемых ею знаний в технической сфере. Рецептурно-техническое знание достаточно продолжительно противопоставлялось научному знанию, об особенном научно-техническом знании по большому счету вопрос не ставился. Научное и техническое принадлежали практически к разным культурным ареалам. В более ранний период развития людской цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и еще не отделялись от практической деятельности.

В старом мире техника, техническое действие и техническое знание были тесно связаны с мифологическим миропониманием и магическим действием. Один из первых философов техники Альфред Эспинас в собственной книге Происхождение разработки, опубликованной в конце XIX века, писал: Художник, скульптор и литейщик являются работниками, мастерство которых оценивается в первую очередь как нужная принадлежность культа. …Египтяне, к примеру, не намного отстали в механике от греков эры Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые автомобили, по-видимому, приносились в дар всевышним и посвящались культу, перед тем как стали употребляться для нужных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для возжигания священного огня — операция, производившаяся очень скоро, в силу того, что она и сейчас совершается в узнаваемые праздничные дни до 360 ежедневно. Колесо было великим изобретением; очень возможно, что оно было прежде посвящено всевышним. Гейгер считает, что нужно вычислять самыми древними молитвенные колеса, употребляемые и сейчас в буддийских храмах Тибета и японии, каковые частично являются ветряными, а частично гидравлическими колесамиѕ… Итак, вся техника данной эры, — заключает создатель, — имела одинаковый темперамент. Она была религиозной, классической и местной. Наука старого мира была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники. Наиболее значимым шагом на пути развития западной цивилизации была древняя революция в науке, которая выделила освоения мира и теоретическую форму познания в независимую сферу людской деятельности.

Древняя наука была комплексной по самому собственному рвению максимально полного охвата осмысляемого теоретически и обсуждаемого философски предмета научного изучения. Специализация еще лишь намечалась и по крайней мере не принимала организованных форм дисциплинарности. Понятие техники кроме этого было значительно превосходно от современного. В античном мире понятие тэхнэ обнимает и технику, и техническое знание, и мастерство. Но оно не включает теорию. Исходя из этого у древнегреческих философов, к примеру, Аристотеля, нет особых трудов о тэхнэ. Более того, в древней культуре наука и техника рассматривались как принципиально разные виды деятельности. В древнем мышлении существовало четкое различение эпистеме, на постижении которого основывается наука, и тэхнэ, практического знания, которое нужно для дела и связано с ним, — писал один узнаваемый исследователь. — Тэхнэ не имело никакого теоретического фундамента, древняя техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое различение практического ремесла и теоретического знания.

В средние века ремесленники и архитекторы надеялись по большей части на классическое знание, которое сохранялось в тайне и которое со временем изменялось только незначительно. Вопрос соотношения между практикой и теорией решался в моральном нюансе — к примеру, какой стиль в архитектуре есть более предпочтительным с божественной точки зрения. Конкретно инженеры, практические математики и художники ренесанса сыграли решающую роль в принятии нового типа фактически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, каковые в собственной деятельности достигли наибольших уровней ренессансной культуры. В эпоху ренесанса наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к изучению предмета и всеохватывающему рассмотрению выразилась, например, в формировании идеала энциклопедически инженера и развитой личности учёного, равным образом отлично опытного и могущего — в самых разных областях науки и техники.

В науке Нового времени возможно замечать иную тенденцию — рвение к вычленению и специализации отдельных сторон и аспектов предмета как подлежащих систематическому изучению экспериментальными и математическими средствами. В один момент выдвигается идеал новой науки, талантливой решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Этот идеал привел в конечном счете к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном замысле это было связано со становлением инженера и профессий учёного, увеличением их статуса в обществе. Сперва наука очень многое забрала у мастеров-инженеров ренесанса, после этого в XIXXX столетиях опытная организация инженерной деятельности начала строиться по примерам действия научного сообщества. Специализация и техники и профессионализация науки с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в XIXXX столетиях в более либо менее стройное строение дисциплинарно организованных науки и техники. Данный процесс был кроме этого тесно связан со развитием и становлением специально-научного и основанного на науке инженерного образования.

Итак, возможно видеть, что на протяжении исторического развития техническое знание и техническое действие понемногу отделяются от магического действия и мифа, но первоначально опираются еще не на научное, а только на обыденное сознание и практику. Это отлично видно из описания технической рецептуры в бессчётных пособиях по ремесленной технике, направленных на передачу и закрепление технических знаний новому поколению мастеров. В рецептах уже нет ничего мистически-мифологического, не смотря на то, что перед нами еще не научное описание, да и техническая терминология еще не устоялась.

В Новое время появляется настоятельная необходимость подготовки инженеров в особых школах. Это уже не просто передача накопленных прошлыми поколениями навыков от мастера к ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная совокупность передачи технических опыта и знаний через совокупность профобразования.

Как в технике формировалось рациональное обобщение?

Первая ступень рационального обобщения в ремесленной технике по отдельным ее отраслям была связана с необходимостью обучения в рамках каждого отдельного вида ремесленной разработке. Для того чтобы рода пособия и справочники для обучения еще не были строго научными, но уже вышли за пределы мифологической картины мира. В обществе осознавалась необходимость создания совокупности регулярного обучения ремеслу. К примеру, фундаментальный труд инженера и немецкого учёного Георгия Агриколы О горном металлургии и деле в двенадцати книгах (1556 г.) был, по сути дела, первой производственно-технической энциклопедией и включал в себя рецепты и практические сведения, почерпнутые у ремесленников, и из собственной многогранной инженерной практики, — сведения и рецепты, относящиеся к производству сплавов и металлов, к вопросам добычи и разведки нужных ископаемых и многому второму. К жанру техлитературы более позднего времени смогут быть отнесены театры театры и машин мельниц (к примеру, Неспециализированный театр автомобилей Якоба Лейпольда в девяти томах). Такие издания практически делали роль первых книжек.

Предстоящее развитие рационализации технической деятельности имело возможность идти уже лишь по пути научного обобщения. Инженеры ориентировались на научную картину мира, но в настоящей технической практике господствовал мир приблизительности. Образцы точного расчета демонстрировали ученые, разрабатывая все более идеальные приборы и научные инструменты, каковые только потом попадали в сферу производственной практики. Взаимоотношения науки и техники сейчас определялись еще во многом случайными факторами — к примеру, личными контактами практиков и учёных и т.п. Впредь до XIX века наука и техника развиваются как бы по свободным траекториям, являясь, по сути дела, обособленными социальными организмами — любой со собственными особенными системами ценностей.

Одним из учебных заведений для подготовки инженеров было Горное училище, созданное в 1773 г. в Санкт-Петербурге. В его программах уже четко прослеживается ориентация на научную подготовку будущих инженеров. Но все же подобные технические училища были более ориентированы на практическую подготовку, и научная подготовка в них существенно отставала от уровня развития науки. Методика преподавания в инженерных учебных заведениях того времени носила скорее темперамент ремесленного ученичества: инженеры-практики растолковывали отдельным студентам либо их маленьким группам, как необходимо возводить тот либо другой тип сооружений либо автомобилей. Новые теоретические сведения сообщались только по ходу таких объяснений. Кроме того лучшие книжки по инженерному делу, вышедшие в течение XVIII столетия, являются по большей части описательными: математические расчеты видятся в них очень редко. Понемногу положение изменяется, поскольку в связи с настоятельной необходимостью регулярной научной подготовки инженеров, появляется потребность научного описания систематизации и техники накопленных научно-технических знаний. В силу этих обстоятельств первой вправду научной технической литературой становятся книжки для высших технических школ.

Одной из первых для того чтобы рода попыток создания научной техлитературы стали книжки по прикладной механике. Но потребовалось практически столетие чтобы полутеоретическое описание всех существующих автомобилей с позиций начертательной геометрии, заложенное Гаспаром Монжем в программу обучения инженеров в Парижской политехнической школе, превратилось в настоящую теорию механизмов и автомобилей.

Вторая ступень рационального обобщения техники заключалась в обобщении всех существующих областей ремесленной техники. Это было осуществлено в так называемой Неспециализированной технологии (1777 г.) Иоганна Бекманна и его школы, которая была попыткой обобщения приемов технической деятельности разного рода, и во французской Энциклопедии — компендиуме всех существовавших к тому времени ремёсел и наук. В собственном труде Введение в разработку либо о знании цехов, мануфактур и фабрикѕ… Иоганн Бекманн пробовал представить обобщенное описание не столько самих автомобилей и орудий как продуктов технической деятельности, сколько самой данной деятельности, т.е. всех существовавших тогда разработок (ремесел, производств, устройство фабрик, и употребляемых в них автомобилей, орудий, материалов и т.д.). В случае, если личная разработка разглядывала каждое техническое ремесло раздельно, то формулируемая Бекманом неспециализированная разработка пробовала систематизировать разные производства в технических ремеслах, дабы уменьшить их изучение. Хорошим выражением рвения к для того чтобы рода синтетическому описанию есть французская Энциклопедия, которая представляла собой попытку, по плану создателей, собрать все знания, рассеянные по земле, ознакомить с ними всех живущих людей и передать их тем, кто придет на смену. Данный проект, по словам Дидро, обязан опрокинуть преграды между науками и ремёслами, дать им свободу.

Но, все перечисленные попытки, независимо от их претензий на научность, были, по сути дела, только рациональным обобщением накопленного технического опыта на уровне здравого смысла.

Следующая ступень рационального обобщения техники находит собственный выражение в появлении технических наук (технических теорий). Такое теоретическое обобщение отдельных областей технического знания в разных сферах техники происходит в первую очередь в целях научного образования инженеров при ориентации на естественнонаучную картину мира. Научная техника означала на первых порах только использование к технике естествознания. В десятнадцатом веке техническое знание было оторвано из вековых ремесленных традиций и привито к науке, — писал историк и американский философ Э. Лейтон. — Техническое сообщество, которое в 1800 г. было ремесленным и слабо отличается от средневекового, делается кривозеркальным двойником научного сообщества. На передних пределах технического прогресса ремесленники были заменены новыми фигурами — новым поколением ученых-практиков. Устные традиции, переходящие от мастера к ученику, новый техник заменил обучением в колледже, техническую литературу и профессиональную организацию создал по примеру научной. Итак, техника стала научной — но не в том смысле, что беспрекословно сейчас делает все предписания естественных наук, а в том, что производит особые — технические — науки.

Самый ярко эта линия развития выразилась в программе научной подготовки инженеров в Парижской политехнической школе. Это учебное заведение было основано в 1794 г. инженером и математиком Гаспаром Монжем, создателем начертательной геометрии. В программу была заложена ориентация на глубокую математическую и естественнонаучную подготовку будущих инженеров. Не страно, что Политехническая школа скоро стала центром развития математики и математического естествознания, и технической науки, в первую очередь прикладной механики. По примеру данной Школы создавались потом многие инженерные учебные заведения Германии, Испании, США, России.

Технические науки, каковые формировались в первую очередь в качестве приложения разных областей естествознания к определенным классам инженерных задач, в середине ХХ столетия образовали особенный класс научных дисциплин, отличающихся от естественных наук как по объекту, так и по внутренней структуре, вместе с тем владеющих дисциплинарной организацией.

Наконец, высшую на сегодня ступень рационального обобщения в технике представляет собой системотехника как попытка комплексного теоретического обобщения всех отраслей современной техники и технических наук при ориентации не только на естественнонаучное, но и гуманитарное образование инженеров, т.е. при ориентации на системную картину мира.

Системотехника представляет собой особенную деятельность по созданию сложных технических совокупностей и в этом смысле есть в первую очередь современным видом инженерной, технической деятельности, но одновременно с этим включает в себя особенную научную деятельность, потому, что есть не только сферой приложения научных знаний. В ней происходит кроме этого и выработка новых знаний. Так, в системотехнике научное знание проходит полный цикл функционирования — от его получения до применения в инженерной практике.

Инженер-системотехник обязан сочетать в себе талант ученого, менеджера и конструктора, мочь объединять экспертов разного профиля для совместной работы. Для этого ему нужно разбираться во многих особых вопросах. В силу сообщённого список изучаемых в вузах США будущим системотехником дисциплин создаёт чувство своим разнообразным и многоплановым содержанием: тут — неспециализированная теория совокупностей, матрицы и линейная алгебра, топология, теория комплексного переменного, интегральные преобразования, векторное исчисление дифференциальные уравнения, математическая логика, теория графов, теория цепей, теория надежности, математическая статистика, теория возможностей, линейное, нелинейное и динамическое программирование, теория регулирования, теория информации, кибернетика, оптимизации и методы моделирования, методика проектирования совокупностей, использование инженерных моделей, проектирование, синтез и анализ цепей, вычислительная техника, биологические и социально-экономические, экологические и информационно-вычислительные совокупности, прогнозирование, изучение операций и т.д..

Из этого списка видно, как широка подготовка современного инженера-системотехника. Но основное для него — обучиться использовать все полученные знания для ответа двух главных системотехнических задач: обеспечения интеграции частей сложной совокупности в управления и единое целое процессом создания данной совокупности. Исходя из этого в этом перечне внушительное место уделяется системным и кибернетическим дисциплинам, разрешающим будущему инженеру овладеть неспециализированными способами проектирования и исследования сложных технических совокупностей, независимо от их материальной формы и конкретной реализации. Конкретно в данной области он есть специалистом-экспертом.

Системотехника есть продуктом развития классической инженерной деятельности и проектирования, но как следует новым этапом, связанным с возрастанием сложности проектируемых технических совокупностей, возникновением новых прикладных дисциплин, выработкой системных проектирования и принципов исследования таких совокупностей. Особенное значение в ней получает деятельность, направленная на организацию, научно-руководство и техническую координацию всеми видами системотехнической деятельности (такими как, с одной стороны, проектирование компонентов, конструирование, отладка, разработка разработки, а с другой — радиоэлектроника, химическая разработка, инженерная экономика, разработка машины общения и средств человека и т.п.), и направленная на интеграцию и стыковку частей проектируемой совокупности в единое целое. Конкретно последнее образовывает ядро системотехники и определяет ее системный характер и специфику.

Две последние стадии научного обобщения техники интересны для философского анализа, потому, что именно на этих этапах прослеживается воистину глобальное влияние техники на развитие современного общества. Франц Рело, формулируя главные задачи собственной работы, подчеркивает в первую очередь то огромное влияние на теперешние культурные условия мира, которое в собственности Сейчас технике, опирающейся на научные базы. Она сделала нас талантливыми достигать в материальном отношении значительно большего, относительно с тем, что было допустимо для человечества пара столетий тому назадѕ… Везде в новейшей судьбе, около нас, и вместе с нами, научная техника есть нашею настоящей спутницей и слугою, ни при каких обстоятельствах не покладающей рук, и лишь тогда в полной мере убеждаемся в этом, в то время, когда мы, не смотря на то, что лишь ненадолго, лишаемся ее помощи. И не смотря на то, что до сих пор раздаются голоса против неуклонного развития технических устройств, те, кто их подает, разъезжают по железной дороге, звонить по телефону и т.д., пользоваться всеми благами победившей технической цивилизации и никак не задерживают главного перемещения. Итак, сущность научного способа в технике пребывает в следующем: В случае, если привести неодушевленные тела в такое положение, такие события, дабы их воздействие, сообразное с законами природы, соответствовало отечественным целям, то их возможно вынудить выполнять работу для одушевленных существ и вместо этих последних. В то время, когда эту задачу начали делать сознательно, и появилась новейшая научная техника.

Процесс сайентификации техники был бы немыслим без формирования и научного обучения инженеров дисциплинарной организации научного знания по примеру дисциплинарного естествознания. Но к середине ХХ века разделение в сфере научно-инженерной деятельности и технических дисциплин зашла так на большом растоянии, что предстоящее их развитие делается неосуществимым без междисциплинарных системной интеграции и технических исследований самой инженерной деятельности. Конечно, что эти системно-интегративные тенденции находят собственный отражение в сфере инженерного образования.

Формируется множество самых разных научно-технических дисциплин и соответствующих им сфер инженерной практики. Показались узкие эксперты, каковые знают все ни о чем и не знают, что происходит в смежной лаборатории. Появляющиеся так именуемые универсалисты, наоборот, знают ничего обо всем. И не смотря на то, что статус этих универсалистов в совокупности дисциплинарной организации науки и в структуре специальной инженерной деятельности до сих пор четко не выяснен, без них сейчас делается легко нереально не только ответ конкретных научных и инженерных задач, но и техники и дальнейшее развитие науки в целом. Сами инженерные задачи становятся комплексными, и при их ответе нужно учитывать самые разные нюансы, каковые раньше казались второстепенными, к примеру, экологические и социальные нюансы. Конкретно тогда, в то время, когда появляются междисциплинарные, системные неприятности в технике, значение философии техники значительно возрастает, потому, что они не смогут быть решены в рамках какой-либо одной уже установившейся научной парадигмы. Так, ставшая в ХХ веке классической техники и дисциплинарная организация науки должна быть дополнена междисциплинарными изучениями совсем нового уровня. А потому, что будущее техники и развитие науки закладывается в ходе воспитания и подготовки специалистов, появляется необходимость формирования нового стиля инженерно-научного мышления конкретно в ходе инженерного образования.

Помимо этого, в сфере техники и технических наук формируется слой поисковых, практически фундаментальных изучений, т.е. технической теории. Это ведет к специализации в отдельных областей технической инженерной деятельности и науки. Само по себе крайне важное и необходимое разделение труда кроме этого порождает стыковки и проблем целый ряд кооперации разных типов инженерных задач. Конечно, что и эта тенденция находит собственный выражение в сфере инженерного образования. Это ведет к тому, что проектная установка попадает в сферу науки, а познавательная — в область инженерной деятельности. Подобно тому, как это делает философия науки по отношению к научной теории и научному познанию, философия техники начинает делать рефлексивную функцию по отношению к технической теории и техническому познанию.

К сожалению, пока еще весьма и весьма медлительно, но все отчетливее в инженерное сознание попадает идея о необходимости обращения к истории науки и техники не только для изучения культурных познания и образцов прошлого, но и для поиска новых технологических ответов. Это относится, к примеру, к древним медицинским разработкам, где многовековая проверка традицией дополняется сейчас строгим научным анализом. История техники, осознаваемая не только как история отдельных технических средств, но и как история технических ответов, технических теорий и проектов (как успешных, так и нереализованных, казавшихся в свое время тупиковыми) может стать настоящей базой не только реализуемого настоящего, но и предвидимого будущего. Знать и предвидеть — задача не столько историческая, сколько философская. Исходя из этого философия и техники и история науки должны занять одно из серьёзных мест в современном инженерном образовании.

Философия техники имеет в этом случае сходные задачи по отношению к технике, что и философия науки по отношению к науке. Ее роль, конечно, возрастает при переходе от несложных совокупностей к сложным, и от специальных видов технической деятельности к системным и видам проектирования и теоретическим исследованиям. Процессы, происходящие именно на этих этапах развития технической, лучше сообщить — научно-технической деятельности, требуют в громаднейшей степени философского осмысления.

В сложной кооперации разных сфер и видов современной инженерной деятельности возможно выделить три главных направления, требующих разной подготовки соответствующих экспертов. Во-первых, это — инженеры-производственники, каковые призваны делать функции технолога, инженера и организатора производства по эксплуатации. Для того чтобы рода инженеров нужно готовить с учетом их преимущественной практической ориентации. Во-вторых, это — инженеры-исследователи-разработчики, каковые должны сочетать в себе проектировщика и функции изобретателя, тесно связанные с научно-исследовательской работой в области технической науки. Они становятся главным звеном в ходе соединения науки с производством. Им требуется основательная научная подготовка. Наконец, в-третьих, это — инженеры-системотехники либо, как их довольно часто именуют, системщики широкого профиля, задача которых — управление и организация сложной инженерной деятельностью, системное проектирование и комплексное исследование. Подготовка универсалиста и-такого инженера организатора требует самой широкой системной и методологической направленности и междисциплинарности. Для для того чтобы рода инженеров особенно принципиально важно междисциплинарное и общегуманитарное образование, в котором ведущую роль имела возможность бы сыграть техники и философия науки.

Так, конкретно две последние ступени рационального обобщения в технике воображают громаднейший интерес для философско-методологического анализа, то есть — методика технических наук, инженерного, а после этого и системного проектирования. Конкретно в данной сфере интересы философии философии и техники науки особенно тесно переплетаются. Философия науки предоставляет философии техники выработанные в ней на материале естественнонаучного, в первую очередь физического, познания средства методологического анализа; философия техники дает новый материал — технические науки — для дальнейшего развития и такого анализа самих методологических средств. Конкретно исходя из этого в будущем мы сделаем выговор на философии философии и пересечении науки техники.

Философия техники (рассказывают Владимир Железняк и Владимир Коротаев)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: