Психотерапевтические приемы организации дисциплины в группе детского сада
О.Н. Шабалина
педагог-психолог МБДОУ № 106, г. Ижевск, Удмуртская Республика
База современного дошкольного образования — личностно ориентированная модель сотрудничества ребенка и взрослого. Многие воспитатели уверены в том, что при таком подходе добиться порядка в группе нереально. А вдруг порядок будет нарушен, то ни о каком развитии детей не может быть и речи. Решение проблемы — формирование дисциплины.
Что такое дисциплина?
Слово «дисциплина» с латинского языка переводится как «строгость, выдержанность».
«Дисциплина — это необходимое для всех участников какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» (Толковый словарь русского С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).
«Дисциплина — определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали либо требованиям какой-либо организации» (Философский энциклопедический словарь).
В случае, если разглядывать дисциплину с позиций ее влияния на развитие ребенка, то возможно заявить, что это система правил, ритуалов, традиций, взаимоотношений в коллективе, формирующая у ребенка принадлежности и чувство безопасности к группе и содействующая его гармоничному формированию.
Наличие дисциплины в группе детского сада содействует:
- профилактике межличностных неприятностей, установлению хороших взаимоотношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
- формированию у детей умений решать либо предотвращать неприятности, принимать верные ответы и нести за них ответственность;
- формированию ребенка как личности — формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения надеяться на собственные правила и внутренний контроль.
Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и надёжной, соответственно, достигнуть целей дошкольного образования делается легче.
Во сколько лет направляться прививать дисциплину?
Эксперты уверены в том, что прививать дисциплину нужно уже с трех лет. И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте взрослыми обязан осуществляться постоянный внешний контроль. Средства для того чтобы контроля для детей различного возраста будут различными: для младших дошкольников они должны быть основаны трансформации обстановки около ребенка (перевести внимание, вывести из обстановки), организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста — включать обсуждение их поведения с объяснением его хороших и отрицательных сторон.
Применение игр — хороший вариант для дисциплины в младшей группе. С их помощью дошкольники смогут освоить довольно много правил — нужно лишь подобрать подходящие игры.
В будущем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, каковые разрешают им существовать по законам группы не по причине того, что они так должны делать, а в силу того, что это их потребность, желание. Существующие правила становятся серьёзной, неотъемлемым элементом существования и сознания.
Что нужно для создания дисциплины?
Для и поддержания дисциплины принципиально важно наличие правил судьбы группы детского сада, в создании которых должны учавствовать и сами дети. Правила смогут отражать нюансы поведения:
- организационные (по лестнице идем приятель за втором);
- коммуникативные (помогаем, в случае, если у кого-то что-то не получается);
- коммуникативно-организационные (в случае, если я тут играюсь, не убирайте).
Правила не смогут быть унифицированными, неспециализированными для всех — они рождаются из конкретных обстановок, событий, обстановки в группе. При их введении и формулировании нужно выполнять определенные требования.
Требования к правилам группы Четкость — правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка. Без «не» — в формулировках нужно избегать отрицательной частицы, доказано — мозг ее не принимает. Эффективность — правило будет трудиться в том случае, если оно маленькое по количеству и воспитатели кроме этого его придерживаются. Количество — в один момент в группе действует не более 3–5 правил. Согласованность — правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми. Тон обращения — требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном. Альтернатива — к запрету предлагаются другие методы поведения. Повторяемость — введенные правила нужно иногда повторять. Наглядность — для усвоения правил употребляются плакаты с изображением определенных обстановок. В то время, когда они надежно приживутся в группе, плакаты возможно убирать. |
Что делать, дабы правила не нарушались детьми и не забывались спустя время? Первым делом нужно заострять внимание на тех детях, каковые следуют им, и как возможно чаще хвалить их, а тем, кто провинился, делать замечания спокойным тоном, не оценивая личность — лишь поведение. При нарушении принципиально важно обсуждать с детьми, к чему это привело (к ссоре либо травме). Дабы дети не забывали о правилах, нужно напоминать о них заблаговременно, перед обстановкой, к которой они относятся.
Для создания и поддержания дисциплины стоит продумать, как будет оцениваться поведение детей. Для этого в группе возможно сделать импровизированный светофор, благодаря которому фиксировать факты нарушения правил: красный — правило нарушается в любой момент, желтый — иногда, зеленый — не нарушается.
Обычно дети ведут себя не хорошо не по причине того, что желают навредить взрослым либо сверстникам, а только по причине того, что не совсем знают, как их поведение воздействует на вторых людей.
Не считая введения правил нужно обращать внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и придерживаться следующих рекомендаций:
- систематически обсуждать последствия поступков ребенка для другого его чувства и человека, предлагать игры на развитие эмоциональной сферы;
- моделировать совместную деятельность детей, применяя игры на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать;
- заострять внимание на проявлении хороших качеств у дошкольников;
- обсуждать в группе межличностные конфликты, предлагать отыскать другой выход, разбирая его последствия.