Читаемый во вторник первой седмицы великого поста

Песнь 1

Ирмос: Покровитель и Помощник бысть мне во спасение, Этот мой Всевышний, и прославлю Его, Всевышний отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися.

[Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Всевышний мой, и прославлю Его, Всевышнего отца моего, и превознесу Его, потому что Он празднично прославился.]
(Исх. 15, 1-2)

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Каиново прешед убийство, произволением бых убийца совести душевней, оживив плоть и вести войну на ню лукавыми моими деяньми.

[Превзойдя Каиново убийство, сознательным призволением, через оживление безнравственной плоти, я сделался убийцею души, вооружившись против нее злыми моими делами.]
(Быт. 4, 8)

Авелеве, Иисусе, не уподобихся правде, дара Тебе приятна не принесох в то время, когда, ни деяния Божественна, ни жертвы чистыя, ни жития непорочнаго.

[Авелевой праведности, Иисусе, я не подражал, ни при каких обстоятельствах не приносил Тебе приятных даров, ни дел богоугодных, ни жертвы чистой, ни жизни непорочной.]
(Быт. 4, 4)

Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся.

[Как Каин, так и мы, несчастная душа, принесли Создателю всего жертву порочную — дела нечестивые и жизнь невоздержанную: исходя из этого мы и осуждены.]
(Быт. 4, 3-5)

Брение Здатель живосоздав, положил еси мне плоть и кости, и дыхание, и жизнь; но, о Творче мой, Избавителю мой и Судие, кающася приими мя.

[Оживотворивший земной прах, Скудельник, Ты даровал мне плоть и кости, жизнь и дыхание; но, Творец мой, Искупитель мой и Судия, приими меня кающегося!]
(Быт. 2, 7)

Извещаю Ти, Спасе, грехи, яже содеях, и тела и души моего язвы, яже вовнутрь убийственнии помыслы разбойнически на мя возложиша.

[Пред Тобою, Спаситель, открываю грехи, сделанные мною, и тела и раны души моего, каковые разбойнически нанесли мне внутренние убийственные помыслы.]
(Лк. 10, 30)

Аще и согреших, Спасе, но вем, яко Человеколюбец еси, наказуеши милостивно и милосердствуеши тепле, слезяща зриши и притекаеши, яко папа, призывая блуднаго.

[Хотя я и согрешил, Спаситель, но знаю, что Ты человеколюбив; наказываешь с состраданием и милуешь с любовью, взираешь на плачущего и торопишься, как Папа, призвать блудного.]
(Лк. 15, 20)

Слава, Троичен: Пресущная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжёлое безнравственное и, яко благоутробна, даждь ми слезы умиления.

[Пресущественная Троица, Которой мы поклоняемся как Единому существу, сними с меня тяжелое бремя безнравственное и, как Милосердная, даруй мне слезы умиления.]

И сейчас, Богородичен: Богородице, Надежде и Предстательство Тебе поющих, возми бремя от мене тяжёлое безнравственное и, яко Владычица Чистая, кающася приими мя.

[Богородице, Помощь и Надежда всем прославляющих Тебя, сними с меня тяжелое бремя безнравственное и, как Владычица Непорочная, прими меня кающегося.]

Песнь 2

Ирмос: Вонми, Небо, и возглаголю, и прославлю Христа, от Девы плотию пришедшаго.

[Внемли, небо, я буду возвещать и прославлять Христа, пришедшего во плоти от Девы.]

Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды.

[Кожаные ризы сшил мне грех, сняв с меня прошлую Всевышним сотканную одежду.]

Обложен есмь одеянием студа, якоже листвием смоковным, во обличение моих самовластных страстей.

[Облекся я одеянием стыда, как страницами смоковницы, во обличение самовольных страстей моих.]
(Быт. 3, 7)

Одеяхся в срамную ризу и окровавленную студно течением страстнаго и любосластнаго живота.

[Оделся я в одежду, постыдно запятнанную и окровавленную нечистотой страстной и сластолюбивой судьбе.]

Впадох в страстную пагубу и в вещественную тлю, и оттоле до сейчас неприятель мне досаждает.

[Подвергся я вещественному тлению и мучению страстей, и оттого сейчас неприятель угнетает меня.]

Любовещное и любоименное житие невоздержанием, Спасе, предпочет, сейчас тяжёлым бременем обложен есмь.

[Предпочтя нестяжательности жизнь, привязанную к земным вещам и любостяжательную, Спаситель, я сейчас нахожусь под тяжёлым бременем.]

Украсих плотский образ скверных помышлений разным обложением, и осуждаюся.

[Украсил я кумир плоти многоцветным одеянием гнусных помыслов и подвергаюсь осуждению.]

Внешним прилежно благоукрашением единем попекохся, внутреннюю презрев Богообразную скинию.

[Усердно заботясь об одном внешнем благолепии, я пренебрег внутренней скинией, устроенной по образу Божию.]

Погребох перваго образа доброту, Спасе, страстьми, юже яко время от времени драхму взяв, обрящи.

[Засыпал страстями красоту первобытного образа, Спаситель; ее, как некогда драхму, Ты возьми и отыщи.]
(Лк. 15, 8)

Согреших, якоже блудница вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы.

[Согрешил, и, как блудница, взываю к Тебе: один я согрешил пред Тобою, приими, Спаситель, и от меня слезы вместо мира.]
(Лк. 7, 37-38)

Очисти, якоже мытарь вопию Ти, Спасе, очисти мя: никтоже бо сущих из Адама, якоже аз, согреших Тебе.

[Умилостивись, как мытарь, взываю к Тебе, Спаситель, смилуйся нужно мною: потому что как никто из потомков Адамовых я согрешил пред Тобою.]
(Лк. 18, 13)

Слава, Троичен: Единаго Тя в Триех Лицех, Всевышнего всех пою, Отца и Духа и Сына Святаго.

[Воспеваю Тебя, Одного в трех Лицах Всевышнего всех, Отца, Святого и Сына Духа.]

И сейчас, Богородичен: Пречистая Богородице Дево, Едина Всепетая, моли прилежно, во еже спастися нам.

[Пречистая Богородице Дево, Ты Одна всеми прославляемая, усердно проси о отечественном спасении.]

Песнь 3

Ирмос: Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое, яко Един Свят еси и Господь.

[Утверди, Господи, на камне Твоих заповедей поколебавшееся сердце мое, потому что Ты один свят и Господь.]

Источник живота стяжах Тебе, смерти Низложителя, и вопию Ти от сердца моего прежде финиша: согреших, очисти и спаси мя.

[Источник жизни отыскал я в Тебе, Разрушитель смерти, и прежде смерти взываю к Тебе от сердца моего: согрешил я, умилостивись, спаси меня.]

Согреших, Господи, согреших Тебе, очисти мя: несть бо иже кто согреши в человецех, егоже не превзыдох прегрешеньми.

[Согрешил я, Господи, согрешил пред Тобою, смилуйся нужно мною, потому что нет безбожника между людьми, которого я не превзошел бы прегрешениями.]

При Нои, Спасе, блудствовавшыя подражах, онех наследовах осуждение в потопе погружения.

[Я подражал, Спаситель, развращенным современникам Ноя и наследовал осуждение их на потопление в потопе.]
(Быт. 6, 1-17)

Хама онаго душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять напрасно возвратившися.

[Подражая отцеубийце Хаму, ты, душа, не прикрыла срамоты ближнего с лицом, обращенным назад.]
(Быт. 9, 22-23)

Запаления, якоже Лот, бегай, душе моя, греха бегай Содомы и Гоморры, бегай пламене всякаго безсловеснаго жажды.

[Беги, душа моя, от пламени греха; как Лот; беги от Содома и Гоморры; беги от огня всякого безумного пожелания.]
(Быт. 19, 15-17)

Помилуй, Господи, помилуй мя, вопию Ти, егда приидеши со Ангелы Твоими воздати всем по достоянию деяний.

[Помилуй, Господи, взываю к Тебе, помилуй меня, в то время, когда придешь с Ангелами Собственными воздать всем по преимуществу их дел.]

Слава, Троичен: Троице Несложная, Несозданная, Безначальное Естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны верою покланяющыяся державе Твоей.

[Троица несоставная, несозданная, Существо Безначальная, в троичности лиц прославляемая, спаси нас, с верою поклоняющихся силе Твоей.]

И сейчас, Богородичен: От Отца безлетна Сына в лето, Богородительнице, неискусомужно родила еси, необычное чудо, пребывши Дева доящи.

[Ты, Богородительница, не испытавши мужа, во времени родила Сына от Отца вне времени и — дивное чудо: питая молоком, пребыла Девою.]

Песнь 4

Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи.

[ Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно появиться от Девы и явиться людям, и сообщил: услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи.]

Бди, о душе моя, изрядствуй якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Всевышнего, и достигнеши незаходящий мрак в видении, и будеши великий торговец.

[Бодрствуй, душа моя, будь мужественна, как великий из патриархов, дабы купить себе дело по разуму, дабы обогатиться умом, видящим Всевышнего, и пробраться в неприступный мрак в созерцании и взять великое сокровище.]
(Быт. 32, 28)

Дванадесять патриархов великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени яко восхождения, премудренно подложив.

[Великий из патриархов, родив двенадцать патриархов, таинственно представил тебе, душа моя, лестницу деятельного восхождения, премудро расположив детей как ступени, а собственные шаги, как восхождения вверх.]

Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, дала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство и отеческия молитвы отпала еси, и два раза поползнулася еси, окаянная, разумом и деянием: темже сейчас покайся.

как следует ненавиденному Исаву, душа, ты дала соблазнителю собственному первенство начальной красоты и лишилась отеческого благословения и, несчастная, пала два раза, разумением и деятельностью, исходя из этого сейчас покайся.]
(Быт. 25, 32; 27, 37. Мелок. 1, 2-3)

Едом Исав наречеся, крайняго для женонеистовнаго смешения: невоздержанием бо присно разжигаемь и сластьми оскверняемь, Едом именовася, еже глаголется разжжение души любогреховныя.

[Исав был назван Едомом за крайнее пристрастие к женолюбию; он без конца разжигаясь невоздержанием и оскверняясь любострастием, назван Едомом, что означает — распаление души грехолюбивой.]
(Быт. 25, 30)

Иова на гноищи слышавши, о душе моя, оправдавшагося, того мужеству не поревновала еси, твердаго не имела еси предложения во всех, яже веси, и имиже искусилася еси, но явилася еси нетерпелива.

[Слышав об Иове, сидевшем на гноище, ты, душа моя, не подражала ему в мужестве, не имела жёсткой воли во всем, что выяснила, что видела, что испытала, но была нетерпеливою.]
(Иов. 1, 1-22)

Иже первее на престоле, наг сейчас на гноище гноен, многий в чадех и славный, безчаден и бездомок зря: палату убо гноище и бисерие струпы вменяше.

[Бывший прежде на престоле, сейчас — на гноище, обнаженный и изъязвленный; имевший многих детей и известный, неожиданно стал бездетным и бесприютным; гноище вычислял он своим чертогом и язвы — драгоценными камнями.]
(Иов. 2, 11-13)

Слава, Троичен: Нераздельное существом, неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую.

[Нераздельным по существу, неслиянным в Лицах богословски исповедую Тебя, Троичное Единое Божество, Соцарственное и Сопрестольное; возглашаю Тебе великую песнь, в небесных обителях троекратно прославляемую.]
(Ис. 6, 1-3)

И сейчас, Богородичен: И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Всевышний идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет.

[И рождаешь Ты, и остаешься Девою, и в том и другом случае сохраняя по естеству девство. Рожденный Тобою обновляет законы природы, а невинное чрево рождает; в то время, когда желает Всевышний, то нарушается порядок природы, потому что Он творит, что желает.]

Песнь 5

Ирмос: От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся, и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою.

[От ночи бодрствующего, просвети меня, молю, Человеколюбец, путеводи меня в повелениях Твоих и научи меня, Спаситель, выполнять Твою волю.]
(Пс. 62, 2; 118, 35)

Моисеов слышала еси ковчежец, душе, водами, волнами носимь речными, яко в чертозе древле бегающий дела, горькаго совета фараонитска.

[Ты слышала, душа, о корзинке с Моисеем, в древности носимом водами в волнах реки, как в чертоге, избегшем горестного последствия плана фараонова.]
(Исх. 2, 3)

Аще бабы слышала еси, убивающыя время от времени безвозрастное мужеское, душе окаянная, целомудрия деяние, сейчас, яко великий Моисей, сси премудрость.

[Если ты слышала, несчастная душа, о повивальных бабках, некогда умерщвлявших новорожденных младенцев мужского пола, то сейчас, подобно Моисею, млекопитайся мудростью.]
(Иск. 1, 8-22)

Яко Моисей великий египтянина, ума уязвивши окаянная, не убила еси, душе; и како вселишися, глаголи, в пустыню страстей покаянием?

[Подобно великому Моисею, поразившему египтянина, ты, не умертвила, несчастная душа, гордого ума; как же, сообщи, вселишься ты в пустыню от страстей через покаяние?]
(Исх. 2, 11-12)

В пустыню вселися великий Моисей; гряди убо, подражай того житие, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши.

[Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его жизни, дабы и тебе заметить в терновом кусте явление Всевышнего.]
(Исх. 3, 2-3)

Моисеов жезл мни, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити.

[Изобрази, душа, Моисеев жезл, поражающий море и огустевающий глубину, в знамение Божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое.]
(Исх. 14, 21-22)

Аарон приношаше огнь Всевышнему непорочный, нелестный; но Офни и Финеес, яко ты душе, приношаху чуждее Всевышнему, оскверненное житие.

[Аарон приносил Всевышнему пламя чистый, беспримесный, но Офни и Финеес принесли, как ты, душа, отчужденную от Всевышнего нечистую судьбу.]
(1 Цар. 2, 12-13)

Слава, Троичен: Тя, Троице, славим, Единаго Всевышнего: Свят, Свят, Свят еси, Отче, Душе и Сыне, Простое Существо, Единице присно покланяемая.

[Тебя, Пресвятая Троица, прославляем за Единого Всевышнего: Свят, Свят, Свят Папа, Дух и Сын, Простое Существо, Единица всегда поклоняемая.]

И сейчас, Богородичен: Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Всевышний, создавый веки, и соедини Себе человеческое естество.

[В Тебе, Нетленная, не познавшая мужа Матерь-Дево, облекся в мой состав сотворивший мир Всевышний и соединил с Собою людскую природу.]

Песнь 6

Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Всевышнему, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли пузо мой.

[От всего сердца моего я воззвал к милосердному Всевышнему, и Он услышал меня из ада преисподнего и воззвал жизнь мою от погибели.]

Волны, Спасе, прегрешений моих, яко в мори Чермнем возвращающеся, покрыша мя внезапу, яко египтяны время от времени и тристаты.

[Волны грехов моих, Спаситель, обратившись, как в Чермном море, неожиданно покрыли меня, как некогда их всадников и египтян.]
(Иск. 14, 26-28; 15, 4-5)

Неразумное, душе, произволение имела еси, яко прежде Израиль: Божественныя бо манны предсудила еси безсловесно любосластное страстей объядение.

[Нерассудителен твой выбор, душа, как у старого Израиля, потому что ты легкомысленно предпочла Божественной манне сластолюбивое пресыщение страстями.]
(Чис. 21, 5)

Кладенцы, душе, предпочла еси хананейских мыслей паче жилы камене, из негоже премудрости река, яко чаша проливает токи богословия.

[Колодцы хананейских помыслов ты, душа, предпочла камню с источником, из которого река премудрости, как чаша, изливает струи богословия,.]
(Быт. 21, 25. Исх. 17,6)

Свиная мяса и котлы и египетскую пищу, паче Небесныя, предсудила еси, душе моя, якоже древле неразумнии людие в пустыни.

[Свиное мясо, котлы и египетскую пищу ты предпочла пище небесной, душа моя, как старый безрассудный народ в пустыне.]
(Исх. 16, 3)

Яко удари Моисей, раб Твой, жезлом камень, образно животворивая ребра Твоя прообразоваше, из нихже вси питие судьбы, Спасе, почерпаем.

[Как Моисей, раб Твой, ударив жезлом о камень, таинственно предызобразил животворное ребро Твое, Спаситель, из которого все мы почерпаем питие судьбы.]

Испытай, душе, и смотряй, якоже Иисус Навин, обетования почву, какова имеется, и вселися в ню благозаконием.

[Исследуй, душа, подобно Иисусу Навину, и обозри обещанную почву, какова она, и поселись в ней методом выполнения закона.]

Слава, Троичен: Троица есмь Несложна, Нераздельна, раздельна Личне и Единица есмь естеством соединена, Папа глаголет, и Сын, и Божественный Дух.

[Я — Троица Несложная, Нераздельная, раздельная в Лицах и Единица, соединенная по существу; свидетельствует Папа, Божественный Дух и Сын.]

И сейчас, Богородичен: Утроба Твоя Всевышнего нам роди, воображена по нам: Егоже, яко Создателя всех, моли, Богородице, да молитвами Твоими оправдимся.

[Чрево Твое родило нам Всевышнего, принявшего отечественный образ; Его, как Создателя всей земли, моли, Божия матерь, дабы по молитвам Твоим нам оправдаться.]

Господи, помилуй (Трижды). Слава, и сейчас:

Кондак, глас 6:

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Финиш приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Всевышний, везде сый и вся исполняяй.

[Душа моя, душа моя, восстань, что ты дремлешь? Финиш приближается, и ты смутишься; пробудись же, дабы пощадил тебя Христос Всевышний, Вездесущий и все наполняющий.]

Песнь7

Ирмос: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам; но не предаждь нас до конца, отцев Боже.

[Мы согрешили, жили преступно, неправо поступали пред Тобою, не сохранили, не выполнили, что Ты заповедал нам; но не покинь нас до конца, Боже отцов.]
(Дан. 9, 5-6)

Кивот яко ношашеся на колеснице, Зан оный, егда превращшуся тельцу, точию коснуся, Божиим искусися бешенством; но того дерзновения убежавши, душе, почитай Божественная честне.

[Когда ковчег везли на колеснице, то Оза, в то время, когда вол свернул в сторону, только лишь прикоснулся, испытал на себе бешенство Божий, но, душа, избегая его наглости, благоговейно почитай Божественное.]
(2 Цар. 6, 6-7)

Слышала еси Авессалома, како на естество воста, познала еси того скверная деяния, имиже оскверни ложе Давида отца; но ты подражала еси того страстная и любосластная рвения.

[Ты слышала об Авессаломе, как он восстал на самую природу, знаешь гнусные его деяния, которыми он обесчестил ложе отца — Давида; но ты сама подражала его страстным и сластолюбивым порывам.]
(2 Цар. 15, 1-37; 16, 21)

Покорила еси неработное твое преимущество телу твоему, иного бо Ахитофела обретше неприятеля, душе, снизшла еси этого советом; но сия разсыпа Сам Христос, да ты всяко спасешися.

[Свободное собственный преимущество ты, душа, подчинила собственному телу, потому что, отыскав другого Ахитофела-неприятеля, ты склонилась на его рекомендации, но их рассеял Сам Христос, дабы ты спасена была.]
(2 Цар. 16, 20-21)

Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, этот лукавое время от времени пред Всевышним сотворив, отойди от Него; емуже ты проклятым твоим житием, душе, уподобилася еси.

[Чудный Соломон, будучи преисполнен дара премудрости, некогда, сотворив злое пред Всевышним, отошёл от Него; ему ты уподобилась, душа, собственной судьбой, хорошей проклятия.]
(3 Цар. 3, 12; 11, 4-6)

Сластьми влеком страстей собственных, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и необычен от Всевышнего; егоже ты подражала еси умом, о душе, сладострастьми скверными.

[Увлекшись сластолюбивыми страстями, осквернился, увы, ревнитель премудрости, возлюбив нечестивых дам и отчуждившись от Всевышнего; ему, душа, ты сама подражала в уме постыдным сладострастием.]
(3 Цар. 11, 6-8)

Ровоаму поревновала еси, не послушавшему совета отча, купно же и злейшему рабу Иеровоаму, прошлому отступнику, душе, но бегай подражания и кличь Всевышнему: согреших, ущедри мя.

[Ты поревновала, душа, Ровоаму, не послушавшему совета отеческого, и совместно злейшему рабу Иеровоаму, старому мятежнику; избегай подражание им и взывай к Всевышнему: согрешила я, умилосердись нужно мною.]
(З Цар. 12, 13-14, 20)

Слава, Троичен: Троице Несложная, Нераздельная, Единосущная и Естество Едино, Светове и Свет, и Свята Три, и Едино Свято поется Всевышний Троица; но прославь, прослави Животы и Живот, душе, всех Всевышнего.

[Троица Несложная, Нераздельная, Единосущная, Единая Естеством, Светы и Свет и Три Святы и Едино (Лицо) Свято, Всевышний-Троица, прославляемая в песнопениях; прославь же и ты, душа, прославь Жизни и Жизнь — Всевышнего всех.]

И сейчас, Богородичен: Поем Тя, благословим Тя, покланяемся Ти, Богородительнице, яко Неразлучныя Троицы породила еси Единаго Христа Всевышнего и Сама отверзла еси нам, сущим на почвы, небесная.

[Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, потому что Ты родила Единого из Нераздельной Троицы Христа Всевышнего и Сама открыла для нас, живущих на земле, небесные обители.]

Песнь 8

Ирмос: Егоже воинства небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко тварь и дыхание, пойте, благословите и превозносите во вся веки.

[Кого прославляют воинства небесные и пред Кем трепещут Серафимы и Херувимы, Того, все творения и существа, прославляйте, благословляйте и превозносите во все века.]

Ты Озии, душе, поревновавши, этого прокажение в себе стяжала еси сугубо: безместная бо мыслиши, преступная же дееши; остави, яже имаши, и притецы к покаянию.

[Соревновав Озии, душа, ты взяла себе вдвойне его проказу, потому что помышляешь недолжное и делаешь преступное; покинь, что у тебя имеется и приступи к покаянию.]
(4 Цар. 15, 5. 2 Парал. 26, 19)

Ниневитяны, душе, слышала еси кающыяся Всевышнему, вретищем и пепелом, сих не подражала еси, но явилася еси злейшая всех, прежде закона и по законе прегрешивших.

[Ты слышала, душа, о ниневитянах, в рубище и пепле каявшихся Всевышнему; им ты не подражала, но была упорнейшею всех, согрешивших до закона и по окончании закона.]
(Иона 3, 5)

В рове блата слышала еси Иеремию, душе, града Сионя рыданьми возмутительна и слез ищуща: подражай этого плачевное житие и спасешися.

быстро слышала, душа, как Иеремия, в нечистом рве с рыданиями взывал к городу Сиону и искал слез; подражай плачевной его жизни и спасешься.]
(Иер. 38, 6)

Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов, разуме бо, яко пророк, Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгатися.

[Иона побежал в Фарсис, предвидя обращение ниневитян, потому что он, как пророк, знал милосердие Божие и совместно ревновал, дабы пророчество не выяснилось фальшивым.]
(Иона 1, 3)

Даниила в рове слышала еси, како загради уста, о душе, зверей; уведела еси, како отроцы, иже о Азарии, погасиша верою пещи пламень горящий.

[Ты слышала,, душа, как Даниил во рве заградил уста зверей; ты выяснила, как юноши, бывшие с Азариею, верою угасили разожженный пламень печи.]
(Дан. 14, 31; 3, 24)

Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию; подражай праведных боголюбивая деяния, избегни же паки лукавых грехов.

[Из Ветхого Завета всех я привел тебе в пример, душа; подражай богоугодным деяниям праведных, и избегай грехов людей порочных.]

Слава, Троичен: Безначальне Отче, Сыне Собезначальне, Утешителю Благий, Душе Правый, Слова Божия Родителю, Отца Безначальна Слове, Душе Живый и Зиждяй, Троице Единице, помилуй мя.

[Безначальный Отче, Собезначальный Сын, Утешитель благий, Дух правды, Родитель Всевышнего Слова, Слово Безначальное Отца, Дух Животворящий и Созидающий, Троица Единая, помилуй меня.]

И сейчас, Богородичен: Яко от обращения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева вовнутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богоматерь воистинну Тя почитаем.

[Мысленная порфира — плоть Еммануила соткалась в Твоего чрева, Пречистая, как бы из вещества пурпурного; потому мы почитаем Тебя, Подлинную Божию матерь.]

Песнь 9

Ирмос: Безсеменнаго зачатия рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем.

[Рождество от бессеменного зачатия неизъяснимо, безмужной Матери нетленен Плод, потому что рождение Всевышнего обновляет природу. Исходя из этого Тебя, как Богоневесту-Матерь мы, все роды, православно величаем.]

Христос искушашеся, диавол искушаше, показуя камение, да хлеби будут, на гору возведе видети вся царствия мира во мгновении; убойся, о душе, ловления, трезвися, молися на каждый час Всевышнему.

[Христос был соблазняем; диавол соблазнял, показывая камни, дабы они обратились в хлебы; возвел Его на гору, дабы видеть все царства мира в один миг; опасайся, душа, этого обольщения, бодрствуй и ежечасно молись Всевышнему.]
(Мф. 4, 1-9. Мк. 1; 12-13. Лк. 4, 1-12)

Горлица пустыннолюбная, глас вопиющаго возгласи, Христов светильник, проповедуяй покаяние, Ирод беззаконнова со Иродиадою. Зри, душе моя, да не увязнеши в беззаконныя сети, но облобызай покаяние.

[Пустыннолюбивая горлица, голос возмутительного, Христов светильник взывал, проповедуя покаяние, а Ирод беззаконствовал с Иродиадою; наблюдай, душа моя, дабы не впасть тебе в сети преступных, но возлюби покаяние.]
(Песн. 2, 12. Ис. 40, 3. Мф. 3, 8; 14, 3. Мк. 6, 17. Лк. 3, 19 -20)

В пустыню вселися благодати Предтеча, и Иудея вся и Самария, слышавше, течаху и исповедаху грехи собственная, крещающеся усердно: ихже ты не подражала еси, душе.

[Предтеча благодати обитал в пустыне и все иудеи и самаряне стекались слушать его и исповедовали грехи собственные, с усердием принимая крещение. Но ты, душа, не подражала им.]
(Мф. 3, 1-6. Мк. 1, 3-6)

Брак убо честный и ложе нескверно, обоя бо Христос прежде благослови, плотию ядый, и в Кане же на браце воду в вино совершая, и показуя первое чудо, да ты изменишися, о душе.

[Брак честен и ложе непорочно, потому что Христос благословил их некогда, в Кане на браке вкушая пищу плотию и претворяя воду в вино, совершая первое чудо, дабы ты, душа, изменилась.]
(Евр. 13, 4. Ин. 2, 1-11)

Разслабленнаго стягну Христос, одр вземша, и парня умерша воздвиже, вдовиче рождение, и сотнича отрока, и самаряныне явися, в дусе работу тебе, душе, предживописа.

[Христос укрепил расслабленного, забравшего постель собственную; воскресил погибшего юного сына вдовы, исцелил слугу сотника и, открыв Себя самарянке, предначертал тебе, душа, служение Всевышнему духом.]
(Мф. 9, 6; 8, 13. Лк. 7, 14. Ин. 4, 7-24)

Кровоточивую исцели прикосновением края ризна Господь, прокаженныя очисти, слепыя и хромыя просветив исправи, глухия же, и немыя, и ничащия низу исцели словом: да ты спасешися, окаянная душе.

[Господь исцелил кровоточивую через прикосновение к одежде Его, очистил прокаженных, дал прозрение слепым, исправил хромых, глухих, немых и уврачевал словом скорченную, дабы ты спаслась, несчастная душа.]
(Мф. 9, 20; 11, 5. Лк. 13, 11-13)

Слава, Троичен: Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу правильно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету и Светом, и Животу и Животом, животворящему и просвещающему финиши.

[Прославим Отца, превознесем Сына, с верою поклонимся Божественному Духу, Нераздельной Троице, Единой по существу, как Свету и Светам, Жизни и Судьбам, животворящему и просвещающему пределы вселенной.]

И сейчас, Богородичен: Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо этот правильно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание.

[Сохраняй град Собственный, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя приобретает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен неприятелей и держит их в подчинении.]

Припев: Преподобне отче Андрее, моли Всевышнего о нас.

Андрее честный и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о прославляющих тя, да избавимся вси скорби и гнева, и тления, и прегрешений безграничных, чтущии твою память правильно.

[Андрей досточтимый, папа преблаженный, пастырь Критский, постоянно молись за прославляющих тебя, дабы избавиться от бешенства, скорби, бесчисленных прегрешений и погибели нам всем, искренно почитающим память твою.]

Проповедь во вторник первой седмицы Великого поста


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: