Основные категориальные группы и категории диалектики

Категории являются главным средством выражения философского знания. В прошлых разделах при характеристике его структуры и предмета, изложении онтологической проблематики, содержания философских законов и принципов уже употреблялся последовательность философских категорий: бытие, субстанция, материя, перемещение, развитие, пространство, время, диалектические противоположности, несоответствие, уровень качества’, количество, мера, отрицание, снятие’ и др. Они очень схожи с понятиями — вторым серьёзным средством выражения философского знания. И те, и другие отражают предмет мысли в его неспециализированных значительных показателях (особенностях, отношениях), фиксируют его устойчивое содержание, отличающее этот предмет от вторых предметов. Но категории по последовательности показателей отличаются от понятий, наиболее значимым из которых есть их универсальность, предельная общность. Пара упрощая вопрос, возможно заявить, что категория — это то же понятие, лишь имеющее предельный количество, охватывающий все предметы (явления, процессы) действительности в целом либо, как минимум, все, что относится к одной из главных форм бытия (бытию вещей, человека, духовному и социальному бытию).

Философские категории различаются по степени общности. К примеру, категории перемещение, пространство’, время, уровень качества, количество, развитие и другие характеризуют все предметы (явления, процессы) неживой и живой природы, и мира социального; категории общество, человек, сознание, труд, свобода, справедливость, долг, добро, зло, красота и другие — человека, его отношение к вторым людям, и к целям и ценностям общества и соответственно применимы лишь в сфере социального и духовного бытия, бытия человека. Но и тут они являются универсальными, т.е. мыслительными образованиями предельно характера, охватывающими всю совокупность предметов (явлений, процессов) выделенных форм бытия. Наровне с универсальностью к показателям категориальное™ относят парность категорий (связь и определяемость некоторых из них одна через другую): к примеру, перемещение — покой, обстоятельство — следствие, часть — целое’, возможность — реальность и др. направляться кроме этого указать на сообщение категорий с главным вопросом философии. С учетом вышеизложенного их возможно выяснить следующим образом:категории — это главное средство выражения философского знания, отражающее наиболее отношения реальности и общие свойства и задающее фундаментальные методы ее синтеза и фрагментации.

Попытки создания для того чтобы рода средств мышления делались в рамках мифологии и религии. Но они были недостаточными чтобы их результаты как следует отличались от имеющихся средств духовного освоения действительности и имели возможность обеспечить адекватную мировоззренческую ориентацию человека в новых условиях, часто кардинально хороших от тех, в которых появились религия и мифология. Пригодилась особенная форма публичного сознания с четко обозначенной в отличие от мифологии ориентацией, во-первых, на разделение природного и человеческого миров методом выделения субъект-объектного отношения и, во-вторых, на ограничение сферы действия сверхъестественных сил, главных и в мифологии, и в религии. Таковой формой стала зарождающаяся философия, и солиднейший вклад в разработку философских категорий внесли, конечно, сами философы. Не остались в стороне и представители вторых сфер духовной деятельности — богословы, ученые, деятели мастерства. Совместными усилиями в любой конкретный период развития философии при помощи осмысления материальной и духовной культуры прошлого и собственного времени создавалась определенная категориальная совокупность, которая после этого фиксировалась в философских учениях и в языке интеллектуального общения.

Выработка философских категорий всегда была связана с формами практической и духовной деятельности, свойственными конкретному историческому периоду развития общества. Исходя из этого основным источником их содержания были в первую очередь те связи объективной действительности, каковые в этот период самый деятельно осваивались человеком. Помимо этого, была громадна часть мысленного содержания, которое генетически не соотносилось конкретно с какой-нибудь определенной сферой деятельности человека и носило абстрактно-умозрительный темперамент. Так, мир в целом, бытие во всех его формах в один момент не были даны ни в одном виде людской деятельности, но их характеристики входили в содержание многочисленной группы философских категорий. Подобного рода априорное философское содержание именуют метафизикой (это главный суть термина метафизика, не сводимый к метафизике как методу мышления и миропонимания, ориентирующему на рассмотрение явлений действительности разрозненно, в отрыве друг от друга).

Философские категории, объединяя метафизику, и опыт духовного и практического освоения человеком объективного мира, накапливают в себе содержание, самый глубоко отражающее действительность. Степень его глубины возрастает по мере развития философского знания, а сами категории являются ступеньками познания, духовного и практического освоения человеком внешнего и внутреннего (собственного) мира. Показательно, что аналогия со ступенями необычно воспроизводится на языке повседневно-обыденного общения при характеристике уровня мышления отдельного человека. Так, говоря: данный человек мыслит национальными категориями, подчеркивают большой уровень его фактически ориентированного интеллекта, национальную мудрость как одну из высших ступеней умственного развития человека. Либо: он мыслит философскими категориями — констатация широты теоретических глубины и знаний мировоззрения данного индивида (а время от времени и неопределенности); он мыслит примитивными категориями — уничижительная черта метода мышления конкретного человека. Эти языковые явления — подтверждение фундаментального значения категорий как одной из форм людской мышления.

В данной связи нужно остановиться на скептическом отношении к роли философских категорий. Я лично не верю, — писал в свое время известный философ и английский математик Б. Рассел, — что термин категория может в какой-либо мере быть нужным в философии как воображающий ясную идею[18].

Такое мнение обусловлено неспециализированной позитивистской установкой ученого на неприятие метафизических суждений и понятий и отражает одно из тупиковых направлений философской эволюции, не выдержавших испытания временем. Термин категория не только сохранился в философии, но и вошел в совокупность математического знания для обозначения его фундаментальных компонентов. Отрицание значимости категорий как форм философского мышления в большинстве случаев говорит о нетрадиционном понимании сущности самой философии как одной из форм публичного сознания, а следовательно, и метода философствования.

Родственные по содержанию первичные группы категорий возможно выделить кроме того на лингвистическом уровне. Наровне с парными категориями (целое — часть, обстоятельство — следствие, необходимость — случайность и др.) языковая практика фиксирует близость таких категорий, как единичное, общее, особое, совокупность, структура, элемент и др. Более широкие группы категорий образуются на базе философских правил. Так, принцип структурности объединяет группу категорий, высказывающих целостность и структурную организованность бытия, — единичное, общее, особое, часть, целое, совокупность, структура, элемент, содержание, форма. Принцип универсальной связи объединяет категории отношение, сообщение, связь, сотрудничество; принцип развития — перемещение, развитие, несоответствие, отрицание и др. На базе принципа детерминизма образуется несколько категорий, высказывающих главные типы детерминации — следствие и причина, необходимость и случайность, сущность и явление, действительность и возможность.

Степень строгости совокупностей философских категорий намного ниже, чем, к примеру, совокупностей понятий естественных наук. В отдельные периоды предпринимались попытки повысить уровень их организации. Это дало определенные результаты, но создать совокупность, талантливую корректировать совокупности научных понятий, не удалось. На данный момент работа по предстоящей систематизации философских категорий длится как в классических направлениях (на базе философских правил), так и в плане их содержания систем и адаптации категорий к возможностям компьютерного общения.

В соответствии с принципом универсальной связи выделяют группу категорий, без применения которых нельзя раскрыть содержание категорий вторых групп, и категориально-понятийное содержание научных совокупностей. В учебной литературе категории данной группы (отношение, сообщение, связь, воздействие, сотрудничество) часто остаются на периферии и не всегда достаточно четко определяются.

Отношение — философская категория, высказывающая метод бытия объектов, как взаимообусловленных и взаимосвязанных. Выделяют два связи отношений: и типа изолированности. Их содержание высказывают две философские категории — связь и изолированность.Изолированность свидетельствует отсутствие (достаточно условное) взаимосвязи и взаимообусловленности объектов. Ситуации, родные к данной, существуют в Громадной Вселенной, некоторых теоретических построениях и технических системах наук.Сообщение высказывает отношение, при котором наличие, отсутствие либо изменение одних объектов являются условием наличия, отсутствия либо трансформации вторых.

В настоящей действительности отношения связи являются частью, стороной связи.Связь — это отношение, при котором не только наличие, отсутствие либо изменение одних объектов являются условием наличия, отсутствия либо трансформации вторых, но и напротив, трансформации во второй группе объектов приводят к в первой группе. Их соотношение в разных сферах действительности изучают конкретные науки. Философия же фиксирует содержание этих типов отношения в категориальной форме на базе понятия условие и конкретизирует на базе категорий взаимодействие и действие. Воздействие — философская категория, высказывающая формы связи объектов, при которых трансформации одних объектов направлены на трансформацию вторых.Сотрудничество — философская категория, высказывающая общую форму связи объектов, пребывающую в их взаимообусловленном трансформации. В рамках сотрудничества результаты направленного действия и обратного (ответного) действия несимметричны, благодаря чего вероятны развитие и движение. Это связывает данную группу с группой категорий, объединенных на базе принципа развития. Несколько философских категорий, образованных на базе принципа структурности, как уже отмечалось, включает в себя категории единичное, общее, особое, часть, целое, совокупность, структура, элемент, содержание, форма.

Единичное — философская категория, высказывающая связи и свойства, свойственные отдельным предметам (явлениям, процессам) и отсутствующие у других предметов (явлений, процессов). Главное значение для чёрта содержания данной категории имеет негативный показатель отсутствия определенных связей и свойств у других предметов, их неповторимость. У самого же данного предмета количество отношений и связей, образующих единичное, может составлять целую группу. Единичное — значит не в одном экземпляре, а у одного предмета. Неповторимы, к примеру, подробности механизма наследственности, степень и набор выраженности свойств у каждого человека, настоящие высокохудожественные произведения искусства, история стран, цивилизаций и культур. Единичное возможно выделить, подробно проанализировав отношения и свойства отдельных предметов. У большинства из них найдется что-то личное (уникальное и неповторимое). Носитель их известен — конкретный предмет.

Общее — философская категория, высказывающая связи и свойства, свойственные определенному множеству предметов (явлений, процессов). Окружающие нас предметы, в большинстве случаев, очень схожи: конечные пространственные размеры, сходные структуры, однообразный субстрат, подобные функции и т.д. Исконно существовавшие региональные культуры выявляют довольно много неспециализированного в нравственно-нормах и этических правилах, каковые наряду с другими факторами снабжают стабильность и выживание развития многочисленных групп людей. Любой экономический уклад предполагает наличие определенных системы и технологий организации производства. Люди имеют однообразные физиологические и психологические качества, на основании чего их вычисляют здоровыми в правовом отношении, талантливыми освоить широкий круг специальностей и профессий. Найденное в предметах (явлениях, процессах) сходство составляло исходный мыслительный материал для создания неспециализированных категорий и понятий, отражающих не отдельные предметы, а их свойства и определённые группы, свойственные всем объектам, входящим в группы.

Это создавало удобство в общении, но одновременно с этим затрудняло и осмысление способа и природы существования неспециализированного. В конечном итоге зримо существуют лишь отдельные предметы. Нет растения по большому счету — имеется березы, липы, сосны и т.д.; нет животного по большому счету — существуют олени, медведи, зайцы; нет мебели по большому счету — имеется столы, стулья, шкафы и т.д. Тем тяжелее представить раздельно от конкретных предметов, имеющих, например, белый, светло синий, красный цвета поверхности, белизну, синеву, красноту. По инерции мышления общее также начали воображать в виде чего-то отдельного, лишь более совершенного и в любом случае существующего самостоятельно от конкретных единичных предметов (явлений, процессов), владеющих не смотря на то, что и неповторимыми, но во многом ненадежными, преходящими особенностями, исчезающими вместе с конкретными предметами, тогда как общее, стабильно повторяющееся в любой момент являлось отправной точкой в познании и практических делах.

Самый деятельно неприятность существования неспециализированного обсуждалась на протяжении полемики между представителями номинализма и реализма в Средние века. Но удовлетворительное ответ было обнаружено существенно позднее. В соответствии с современным представлениям, общее не существует независимо от отдельных конкретных предметов (явлений, процессов). Оно есть их частью, стороной, моментом, не исчерпывая всего их содержания, потому, что тут имеет место еще и единичное. Совершенно верно так же единичное не исчерпывает всего содержания отдельного образования (предмета, явления, процесса), наровне с единичным, неповторимым в нем присутствует общее. И единичное, и общее существуют в отдельном предмете (явлении, ходе) одновременно и в неразрывной связи. Вместе с тем они связаны с особым, содержание которого высказывает одноименная категория.

Особое — философская категория, обозначающая отношения и связи, каковые отличают отдельные предметы либо классы предметов друг от друга. Единичное — в любой момент что-то особое, что отличает отдельные предметы друг от друга. Общее может выступать как в собственной роли, так и в роли особого. В первом случае оно показывает лишь на сходство отдельных предметов (явлений, процессов) и по мере расширения их совокупности обнаруживает тенденцию к превращению во общее. К примеру, указание на то, что люди, как и все другие материальные образования, включены в одну либо пара форм перемещения, говорит о том, что перемещение (изменение) есть общим свойством, свойственным всем материальным образованиям без исключения. Во втором случае общее показывает не только на сходство предметов, но и на их отличия. Это происходит, в то время, когда при помощи фиксации особенностей, неспециализированных для определенной группы предметов, выявляются отличия, специфика,особенности данной группы предметов по отношению к вторым. К примеру, такое неспециализированное свойство всех товаров, как произведенность для обмена, характеризует их как особое по отношению к более широкой совокупности всех произведенных предметов. Часть из них, как мы знаем, возможно произведена не для обмена, а для яркого потребления. Фиксация для того чтобы свойства многих об-щностей людей, как свойство изменять формы собственной организации, показывает только на то, что это свойство есть особым, т.е. свойственным определенному виду живых существ и отсутствующим у других видов живого.

Воображая обстановку более наглядно, возможно заявить, что категория общее соотносится с множеством либо классом предметов; категория особое — с их подмножеством (подклассом), т.е. группой предметов, составляющих определенную часть данного множества либо класса; категория единичное — с отдельным конкретным предметом. Но прямого совпадения тут нет, потому, что общее имеет два измерения, а единичное не исчерпывает всего содержания отдельного конкретного предмета, что также единичный, но в другом отношении — количественном. В качественном отношении — это сочетание единичного и неспециализированного; возможно добавить — и особого, поскольку этот предмет входит в определенный подкласс либо подмножество предметов, а общее может выступать в роли особого.

С категориями единичное и неспециализированное близко соотносятся понятия неповторимое и типовое, различение которых и сознательное культивирование имеют ответственное значение в мастерстве, науке, технике, производстве. Одинаково ответственны приемы выделения неспециализированного, создания типового, обусловливающего устойчивость и воспроизводимость предметов (явлений, процессов), и принципиально нового, неповторимого, снабжающего прорыв в научно-технической сфере, производстве, экономике и в других областях людской деятельности. Недооценка неспециализированного ведет к поверхностному мышлению; игнорирование единичного — к отрыву от конкретных условий, догматизму, утрата верной ориентации в тенденциях развития предметов, упускается из вида то, что со временем может оказаться главным.

Часть — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), образующие другие, более сложные предметы (явления, процессы). Функционально упорядоченная совокупность отдельных узлов и деталей образует техническое изделие, в состав которого они входят в качестве его частей; нетрудно выделить части архитектурных сооружений, привычным есть представление о части выполненной работы и т.д.

Целое — философская категория, обозначающая предметы (явления, процессы), включающие в себя в качестве составных частей другие предметы (явления, процессы). Архитектурные сооружения складываются из несущих конструкций, совокупностей функционального обеспечения, декоративных частей. Производственная инфраструктура включает в себя пути сообщения, средства коммуникации, управленческие структуры общегосударственного уровня; инфраструктура рынка — снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие компании больших промышленных организаций, складское и тарное хозяйство, средства связи и др.

целое и Часть — соотносительные категории. Это значит, что вне связи между собой они не имеют смысла, т.е. в случае, если предмет квалифицируется как часть, то с необходимостью нужно иметь в виду целое, в которое он включается в качестве составной части. Наровне с соотносительностью эти категории владеют относительным смыслом — то, что в одном отношении проявляется как целое, в другом может выступать как часть. Почва по отношению к ее тектоническим слоям выступает как целое и в один момент есть частью Нашей системы, Наша система по отношению к Почва является целым , а по отношению к нашей Галактике — часть.

В собственном единстве категории целое и часть высказывают взаимообусловленность между совокупностью предметов, с одной стороны, и характером связи, которая их объединяет и ведет к появлению у закономерностей и новых этой совокупности свойств, с другой (каков темперамент составных частей, таковы и связи). Примитивная структура первых сопряжена с низкой степенью интенсивности их связей, с ограниченным диапазоном динамики этих связей, в рамках которого сохраняется целое. И напротив, с усложнением структуры частей усложняются и усиливаются связи, расширяется диапазон их модификаций.

Соответственно характеру связей, объединяющих части, выделяют три главных типа целого:

неорганизованное — тип целого, части которого объединены лишь пространственными связями (нагромождение валунов на местности, куча песка либо щебня, случайное скопление людей в определенном месте и др.);

организованное — тип целого, части которого объединены композиционными и функциональными связями (физические тела, сплавы металлов, механические устройства, комплекс производственных сооружений и др.);

органическое — тип целого, части которого сохраняют собственный уровень качества лишь в его рамках и развиваются в один момент с развитием целого (живые организмы, и в первую очередь человек, социальные и экономические совокупности и др.).

Категории части и целого наровне с мировоззренческой функцией имеют непреходящее методологическое значение, причем оно часто проявляется как бы в конкурентном варианте, в зависимости от того, какой из данных категорий придается превалирующее значение. Акцентирование более несложного отмечается в подходах, взявших наименование механицизм (познание сложного только как суммы частей), элементаризм (установка на разделение сложного на простые составляющие), редукционизм (сведение сложного, более большого по уровню развития к несложному). Доминирование целого свойственно таким подходам, как холлизм (утверждение ведущей роли целого по отношению к невозможности и частям раскрыть природу целого) и витализм (признание принципиальной неосуществимости сведения жизненных процессов к законам и силам неорганической природы). Эти крайности во многом преодолены в системном подходе, где категории целое и часть купили более широкий суть в сочетании с категориями совокупность, структура,элемент.

Совокупность — философская категория, обозначающая совокупность элементов, находящихся в устойчивых связях между собой и образующих определенную целостность. Совокупностью являются литературный и научный языки, несложные механические устройства типа регуляторов уровня жидкости и сверхсложные совокупности наведения космических летательных аппаратов, и экономика в целом и ее составляющие — совокупность финансов, финансовая система, совокупность регулирования занятости, рынок как базисный компонент рыночно-конкурентной экономической совокупности и другие; очень сложной совокупностью есть человеческий мозг.

Элемент — философская категория, обозначающая составную часть совокупности. В совокупностях выделяют субстратные и процессуальные элементы, а в совокупностях управления — элементы управляемого и управляющего уровней. Субстратными элементами являются материальные носители определенных особенностей совокупности и протекающих в ней процессов, процессуальные элементы — это группы своеобразных, свойственных данной совокупности сотрудничеств, снабжающих ее функционирование и целостность.

Структура — философская категория, обозначающая совокупность устойчивых связей элементов, снабжающих сохранение и целостность системы ее фундаментальных особенностей при внешних и внутренних трансформациях. Структурные связи включают разные по собственному характеру типы связей — пространственные, генетические, функциональные.

В зависимости от метода существования субстрата, масштаба, степени сложности, характера взаимоотношений со средой, степени интенсивности происходящих в них трансформаций совокупности делятся на материальные и абстрактные, совокупности неорганической природы, живые и социальные совокупности, громадные и малые, простые и сложные, открытые и закрытые (замкнутые), довольно стабильные и динамические. К примеру, общество — это материальная, социальная, громадная, сложная, открытая, динамическая совокупность. Макроэкономика — материальная, социальная, громадная, сложная, открытая, динамическая совокупность. Наровне с отмеченными типами совокупностей выделяют кроме этого (очевидно, по вторым, более детализированным параметрам) саморазвивающиеся, самовоспроизводящиеся и самообучающиеся совокупности.

Не в каждом объекте черты системности выражены четко. Объекты, в которых они обнаруживаются достаточно определенно (в первую очередь совокупность устойчивых связей между элементами), именуют системными объектами. Благодаря наличию устойчивых взаимодействий и связей между элементами системные объекты покупают свойства, которых не было у отдельных элементов. Объекты, у которых черты системности выражены слабо (в частности внешний, случайный темперамент имеют связи элементов), не выявляют каких-либо четко выраженных новых особенностей если сравнивать с теми, каковые наблюдались у элементов. По крайней мере, они выражены весьма слабо и не имеют определяющего теоретического и практического значения (случайному скоплению людей, в большинстве случаев, не сопутствуют неспециализированная цель и какой-то другой, объединяющий их метод поведения — любой преследует личные цели и действует по собственному плану и усмотрению).

На данный момент методологическая значимость категорий совокупность’, структура’, элемент существенно возросла как в сфере теоретических научных изучений, так и в прикладных разработках. Содержание данных категорий упорядочивает движение мыслей, ориентирует на восприятие предмета мысли в его целостности и познание, за счет чего обеспечивается его целостность. Тем самым оно содействует выработке навыков системного мышления у отдельных людей и превращению системного мышления в эталон интеллектуальной деятельности для всего людской сообщества, необходимость чего диктуется реалиями самой жизни.

Категории совокупность, структура, элемент имеют довольно много точек соприкосновения с категориями форма и содержание, в смысловых рамках которых протекал процесс их выделения и исторического формирования в независимую группу. Содержание — философская категория, обозначающая совокупность элементов, образующих вещь (явление, процесс), результатов взаимодействий и взаимодействий элементов. Так, категория содержание охватывает всю совокупность субстратных и процессуальных составляющих предмета, и его трансформаций.Форма — философская категория, обозначающая совокупность довольно связей элементов и устойчивых отношений, образующих предмет (явление, процесс). Содержание определяет главное уровень качества предмета (явления, процесса), его тип. Форма фиксирует, закрепляет достигнутое уровень качества, появившийся тип объекта.

форма и Содержание неразрывны — в действительности они не существуют приятель без приятеля (всякое содержание оформлено, любая форма содержательна). Исходя из этого и отражающие их категории соотносительны. Вместе с тем в этом единстве наблюдаются серьёзные различия в характере их динамики. Содержание более интенсивно проявляет тенденцию к трансформации. Форма также изменяется, но менее интенсивно, исходя из этого по отношению к содержанию она проявляет тенденцию к устойчивости.

формы взаимодействия и Динамика содержания имеет пара главных вариантов.Во-первых, накопление трансформаций в содержании и последующее изменение формы. Так, содержательное накопление громадного разнообразия трудовых операций привело в ходе развития человека к трансформации формы руки;

изменение содержания производственных разработок и производимой продукции ведет к трансформации формы организации производства; эволюция содержания философских течений обусловливает изменение формы философствования и т.д. Изменение формы длится до тех пор, пока не будет достигнуто стабильное состояние объекта (совокупности).Во-вторых, направленное изменение формы с целью обеспечения и обновления содержания более высоких и стабильных параметров всей совокупности. Этот вариант осуществляется в рамках людской деятельности, одним из направлений которой являются совершенствование и разработка новых имеющихся форм изделий, форм организации труда, формирование среды обитания человека. Это направление исследуют в первую очередь такие комплексные науки, как эргономика, дизайн, социальное проектирование. Новые формы целенаправленно внедряются в производственную и социальную сферы, в повседневный быт и культуру, в охрану и природопользование экологии, стимулируя тем самым трансформации в содержании этих сфер людской деятельности (освоение новых видов изделий, одолжений и т.д.).В-третьих, формы и одновременные изменения содержания. Этот вариант кроме этого осуществляется в сфере людской деятельности с целью ее оптимизации. Наровне с отмеченными ранее эргономикой, дизайном, социальным проектированием это направление представлено практически всеми видами прогностических наук, и социальной экологией и глобалистикой.

Довольно независимое значение формы колеблется в разных сферах людской деятельности в достаточно широких пределах. Наровне с отмеченными вариантами ее сотрудничества с содержанием, где они изменялись как бы во взаимно корректируемых направлениях, существует возможность более полного отвлечения формы от содержания. Оно проявляется в неестественных языках, логике, математических науках, в ряде пра-ксиологических предписаний и установок. На возможности отвлечения в мышлении формы от содержания основан один из способов научного познания — формализация.

Философские категории форма и содержание являются ответственным средством выработки навыков продуктивного мышления, свободного от деформирующих действий эмоциональных факторов, например, навыка видеть за несовершенной формой выражения мысли нетривиальное содержание (значительную проблему, верное направление поиска, оптимальное ответ и т.д.), и напротив, за красивой идеальной формой — настоящее содержание.

Категории форма и содержание имеют переходный темперамент. Принадлежа к группе охарактеризованных выше категорий, они в один момент высказывают кое-какие особенности процессов развития, и механизмы детерминации, каковые более подробно раскрывает содержание очередной группы категорий (следствие и причина, случайность и необходимость, сущность и явление, действительность и возможность).

Обстоятельство — философская категория, обозначающая явление, воздействие которого порождает либо изменяет второе явление, именуемое следствием. Обстоятельство нагревания проводника — прохождение по нему электрического тока, обстоятельство морфологических трансформаций организмов в пределах данного вида — трансформации среды их обитания, одна из обстоятельств низкой конкурентной свойстве товаров — их большая цена и т.д. Следствие — философская категория, обозначающая явление, порождаемое либо изменяемое действием другого явления, именуемого обстоятельством. В приведенных примерах, каковые возможно продолжить, второй элемент суждения выступает в качестве следствия.

Это самый распространенные определения данных категорий, в которых утверждается, во-первых, что обстоятельство постоянно предшествует следствию по времени (следствие не имеет возможности наступить раньше обстоятельства либо в один момент с ней). Во-вторых, следствие и причина связаны сотрудничеством, но в рамках причинно-следственной связи учитываются в основном результаты действия обстоятельства. Объективные основания для того чтобы приема лежат в самой действительности, где не отмечается равнозначных последствий для каждого из взаимодействующих предметов, явлений, процессов. Какой-то из них изменится больше. Наряду с этим в роли обстоятельства выступит явление, позвавшее в другом явлении громадные трансформации. Отсчет обстоятельства возможно создавать и по меньшему трансформации, в случае, если требуется установить обстоятельства стабильности совокупности. В-третьих, следствие и причина связаны нужным образом, т.е. в случае, если отмечается определенное явление, именуемое обстоятельством, то следствие наступит неизбежно.

Упрощение объективной действительности при установлении причинно-следственных связей в какой-то мере преодолевается обнаружением не одной единственной, а совокупности обстоятельств, привёдших к следствию, и напротив, установлением множества следствий, вызванных одной обстоятельством, и понятием о наличии цепей причинения, где определенное следствие со своей стороны делается обстоятельством нового следствия и т.д., показывающим следствия и относительность причины. Для наглядности это возможно представить в виде схем причинности (рис. 2.3, ).

. . .А —• В — С — D. . .

Рис. 2.3. Цепь причинения

Более детальное представление о настоящих связях действительности дает кроме этого выделение двух типов обстоятельств — внутренних и внешних. Внутренние обстоятельства — это сотрудничества между элементами одного и того же предмета (явления, процесса), следствием которых есть изменение предмета в целом. Внешние обстоятельства — это сотрудничества между разными предметами (явлениями, процессами), следствием которых являются трансформации, происходящие в одном из них.

Изложение правил более полного, чем одно-однозначное, понимания характера причинно-следственных связей в тенденции ведет к представлению одетерминизме как общей связи предметов (явлений, процессов), их взаимовлиянии и взаимоопределенности, которое имеет фундаментальное методологическое значение для научного познания. Прямо противоположным детерминизму понятием являетсяиндетерминизм, отрицающий взаимовлияние и взаимоопределенность предметов, их общую сообщение. Будучи порождением трудностей детерминистского объяснения некоторых процессов и явлений, в особенности в микромире, он стимулировал разработку новых предположений детерминистского объяснения, но сам не стал главным.

Для выяснения специфики причинно-следственных связей слишком мало иметь представление об их неспециализированной структуре, нужно еще знание определенной совокупности событий, сопутствующих их установлению. Она фиксируется в понятии причинного основания.Причинное основание — это совокупность всех событий, при которых наступает следствие. Оно включает следующие элементы:

фактически обстоятельства как явления, порождающие либо изменяющие другие явления;

условия — ситуация, в которой осуществляются причинно-следственные связи;

предлог — событие, приближающее начало причинно-следственного сотрудничества;

стимулы — события, ускоряющие порождение следствия.

Основные категории диалектики. Диалектика как концепция развития. Лекции по философии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: