Часть i. введение в общую психологию 24 глава

В последние 30 лет были совершены изучения, каковые продемонстрировали, что за-печатление, воспроизведение и сохранение следов связаны с глубокими химическими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти возможно переносить гуморальным, химическим методом. Начались интенсивные изучения так называемых процессов «реверберации возбуждения», каковые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Показалась целая совокупность изучений, в которой пристально изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов. Помимо этого, показались изучения, в которых была предпринята попытка выделить области мозга, нужные для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в базе забывания и запоминания.

Не обращая внимания на то что в изучении памяти многие вопросы остаются нерешенными, психология располагает на данный момент широким материалом по данной проблеме. Сейчас существует довольно много подходов к изучению процессов памяти. В целом их можно считать разноуровневыми, потому что существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую совокупность психологической деятельности на психотерапевтическом, физиологическом, нейронном и химическом уровнях. И чем сложнее изучаемая совокупность памяти, тем, конечно, сложнее теория, пробующая отыскать механизм, лежащий в ее основе.

В данной главе мы уже познакомились с отдельными психотерапевтическими теориями памяти. Сейчас давайте попытаемся осознать суть нейронных и химических теорий памяти.

На данный момент существует практически полное единодушие относительно того, что постоянное хранение информации связано с химическими либо изменениями структуры в мозгу. Фактически все согласны с тем, что запоминание осуществляется при помощи электрической активности, т. е. химические либо структурные

трансформации в мозге должны оказывать влияние на электрическую активность и напротив. Вы имеете возможность задать вопрос: какова связь мозга и электричества? Как вы не забывайте, в прошлых главах отмечалось, что нервный импульс по собственной природе есть электрическим. В случае, если высказать предположение, что совокупности памяти результат электрической активности, то, следовательно, мы имеем дело с нервными цепями, реализующими следы памяти. Представим, что электрический импульс от активированного нейрона проходит от тела клетки через аксон к телу следующей клетки. Место, где аксон соприкасается со следующей клеткой, именуется синапсом. На отдельном клеточном теле смогут пребывать тысячи синапсов, и все они делятся на два главных вида: возбудительные я тормозные.

На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, а на уровне тормозного — она блокируется. Чтобы случился разряд нейрона, может потребоваться большое число импульсов,— одного импульса, в большинстве случаев, слишком мало. Исходя из этого передача возбуждения возбуждения и механизм нейрона второй клетке сам по себе достаточно сложен. Представим, что нервный импульс, поступающий на возбудительный синапс, в конечном счете привёл к ответу клетки. Куда отправится импульс от снова возбужденной клетки? В полной мере логично высказать предположение, что ему легче всего возвратиться к тому нейрону, импульсом которого была активирована новая клетка. Тогда несложная цепь, снабжающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит целый круг и начинает новый. Таковой процесс именуется реверберацией.

Следовательно, поступающий сенсорный сигнал (сигнал от рецепторов) приводит к последовательности электрических импульсов, которая сохраняется неизвестно продолжительное время по окончании того, как сигнал закончится. Но вы должны отдавать себе отчет в том, что на практике нервная цепь, содержащая следы памяти, значительно сложнее. Это подтверждает то, что определенную данные мы забываем. По всей видимости, реверберирующая активность, позванная знаком, в действительности не имеет возможности длиться вечно. Что же ведет к прекращению реверберации?

Во-первых, настоящая реверберирующая цепь должна быть значительно сложнее; Группы клеток организованы более сложным образом, чем связь между двумя нервными клетками. Фоновая активность этих нейронов, и действия со стороны бессчётных, внешних по отношению к данной петле входов в конечном счете нарушают темперамент циркуляции импульсов. Во-вторых, еще один вероятный механизм прекращения реверберации — это появление новых сигналов, каковые смогут деятельно затормозить предшествующую реверберирующую активность. В-третьих, есть вероятность некоей ненадежности самих нейронных цепей: импульс, поступающий в одно звено цепи, не всегда способен привести к активности в следующем звене, и в итоге поток импульсов угасает. В-четвертых, реверберация может закончиться благодаря какого-либо «химического» утомления в синапсах и нейронах.

Иначе, мы владеем информацией, которая сохраняется в течении всей нашей жизни. Следовательно, должны существовать механизмы, снабжающие сохранение данной информации. В соответствии с одной из популярных теорий многократная электрическая активность в нейронных цепях вызывает хими-

Глава 10. Память ¦ 255

ческие либо изменения структуры в самих нейронах, что ведет к происхождению новых нейронных цепей. Это изменение цепи именуется консолидацией. Консолидация следа происходит в течение долгого времени. Так, в базе долгосрочной памяти лежит постоянство структуры нейронных цепей.

Но направляться подчернуть, что, не обращая внимания на долгие изучения, полной картины о физиологических механизмах памяти мы пока не имеем. Неприятность физиологии памяти — это независимая неприятность, которую пробуют решить физиологи, занимающиеся изучением мозга. Мы же остановимся на той части неприятности, которую исследуют психологи.

10.2.Главные виды памяти

Часть i. введение в общую психологию 24 глава

Рис. 10.1. Классификация главных видов памяти

Существует пара главных подходов в классификации памяти. На данный момент в качестве самоё общего основания для выделения разных видов памяти принято разглядывать связь характеристик между особенностей и памяти деятельности но воспроизведению и запоминанию. Наряду с этим отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя главными параметрами: 1) по характеру психологической активности, преобладающей в деятельности, память дробят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; 3) по длительности сохранения и закрепления материала (в связи с его местом и ролью в деятельности) — на краткосрочную, долгосрочную и своевременную (рис. 10.1).

Как происходит сохранение и кодирование информации в памяти

В современной психологии существуют три главные классификации памяти. Первая из них связана с тремя стадиями памяти: кодированием, воспроизведением и хранением. Во второй выделяются виды памяти для краткосрочного либо долгого хранения информации. В соответствии с третьей классификации, существуют разные виды памяти в зависимости от содержания хранимой информации (к примеру, одна совокупность памяти — для фактов, вторая — для навыков). Для каждой из этих классификаций существуют эти, показывающие, что различаемые сущности — скажем, краткосрочная и долгосрочная память — опосредуются разными структурами мозга.

Очень увлекательные эти взяты в изучениях со сканированием мозга, в которых изучались нейроанатомические различия между стадиями воспроизведения и кодирования. Опыты складывались из двух частей. В первой части, посвященной кодированию, испытуемые заучивали комплект вербальных элементов, к примеру пар, складывающихся из ее частного и названия категории экземпляра (мебель— сервант). Во второй части, посвященной воспроизведению, испытуемые должны были выявить либо отыскать в памяти эти элементы по предъявленному заглавию категории. В обеих частях опыта мозговая активность измерялась при помощи ПЭТ-сканирования на протяжении исполнения задачи испытуемыми. Самым примечательным результатом было то, что на протяжении кодирования большинство активированных участков мозга пребывала в левом полушарии, а на протяжении воспроизведения большинство таких участков пребывала в правом полушарии. Так, воспроизведения и различение кодирования имеет четкую биологическую базу.

Протекание мнемического процесса имеет разную специфику в зависимости от того, на какое время необходимо запомнить материал, — на пара секунд либо на более продолжительный срок. Говорят, что в обстановках первого рода трудится краткосрочная память, а в обстановках второго рода — долгосрочная память.

Уже давно как мы знаем, что краткосрочная и долгосрочная память реализуются различными мозговыми структурами. В частности, гип-покамп — подкорковая структура, относящаяся к промежуточному мозгу, — имеет важное значение дня долгосрочной памяти, но не для краткосрочной, Многие относящиеся ко мне эти

Классификация видов памяти по характеру психологической активности была в первый раз предложена П. П. Блонским. Не смотря на то, что все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном сотрудничестве, Блонскому удалось выяснить различия между отдельными видами памяти.

Разглядим характеристики этих четырех видов памяти.

Двигательная (либо моторная) память — это запоминание, воспроизведение и сохранение разных перемещений. Двигательная память есть базой Для создания разных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на перемещения мы должны были бы любой раз обучаться осуществлять соответствующие действия. Действительно, при воспроизведении перемещений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некая изменчивость их, отклонение от начальных перемещений, без сомнений, имеется. Но характер перемещений все же сохраняется. К примеру, такая устойчивость перемещений Не смотря ни на что характерна для перемещений письма (почерк) либо отечественных некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя собственного приятеля, как мы пользуемся столовыми устройствами и т. д.

Самый совершенно верно перемещения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совсем новых, непривычных условиях мы довольно часто восиро-

взяты в опытах с крысам и другими видами животных. В некоторых опытах одной группе крыс повреждали гиппокамп и окружающую его кору, а второй группе повреждали совсем другой участок в передней коре. После этого обе группы крыс должны были делать задачу с задержанной реакцией: в каждой пробе сперва предъявлялся один стимул (скажем, квадрат), а после этого, через некое время, — второй стимул (к примеру, треугольник); животное должно было реагировать лишь в том случае, если второй стимул отличался от первого. Как отлично животное справлялось с данной задачей, зависело от характера перенесенного им длительности интервала и повреждения мозга задержки между стимулами. При долгой задержке (15 с и более) животные с поврежденным гиппокампом не хорошо справлялись с задачей, а с повреждением передней части коры — довольно нормально. Потому, что при громадной задержке между стимулами для хранения первого стимула требуется долгосрочная память, эти результаты согласуются с понятием о решающей роли гиппокампа в долгосрочной памяти.

При малой задержке между двумя стимулами (всего пара секунд) происходит обратное: сейчас животные с поврежденной корой не хорошо справляются с задачей, а животные с повреждением гиппокампа — довольно отлично. Потому, что при малой задержке между стимулами первый из них обязан храниться в краткосрочной памяти, эти результаты говорят о том, что участки фронтальной коры участвуют в краткосрочной памяти. Значит, краткосрочная и долгосрочная память реализуются различными участками мозга.

Продолжительное время психологи не разделяли долгосрочную память на отдельные ее виды. Предполагалось, к примеру, что одинаковая долгосрочная память употребляется и для хранения информации о том, кто на данный момент командует страной, и для хранения навыков езды на велосипеде. Новые эти продемонстрировали, что это неверно.

Сейчас исследователи памяти выделяют три вида памяти. Память, в которой человек сознательно вспоминает прошлое событие, причем это воспоминание переживается как происходящее в определенном месте и времени, принято именовать эксплицитной. Следующий вид долгосрочной памяти связан с навыками. Такая память именуется имплицитной. Третий вид памяти — краткосрочная память.

По: Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С. Смит Э. Е. и др. Введение в психологию: Учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. — М.: Тривола, 1999.

изводим перемещения с громадным несовершенством. Нетрудно повторить перемещения, в случае, если мы привыкли делать их, пользуясь определенным инструментом либо посредством каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы были лишены данной возможности. Кроме этого весьма сложно повторить перемещения, если они раньше были частью какого-либо сложного действия, а на данный момент их нужно воспроизвести раздельно. Все это разъясняется тем, что перемещения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а лишь на базе уже появившихся ранее связей.

Двигательная память у ребенка появляется весьма рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу судьбы. Первоначально она выражается лишь в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже сейчас. В будущем воспроизведение и запоминание перемещений начинают принимать сознательный темперамент, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Очень направляться подчернуть, что к концу первого года судьбы двигательная память достигает у ребенка для того чтобы уровня развития, что нужен для усвоения речи.

направляться подчернуть, что развитие двигательной памяти не исчерпывается периодом младенческого возраста либо первых лет судьбе. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, разрешающего уже делать тонко координированные

действия, которые связаны с овладением письменной речью. Исходя из этого на различных ступенях развития проявления двигательной памяти как следует неоднородны.

Эмоциональная память — это память на эмоции. Этот вид памяти содержится в отечественной способности запоминать и воспроизводить эмоции. Эмоции постоянно сигнализируют о том, как удовлетворяются интересы и наши потребности, как осуществляются отечественные отношения с окружающим миром. Исходя из этого эмоциональная память имеет крайне важное значение в деятельности и жизни каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти эмоции выступают в виде сигналов, или побуждающих к действию, или удерживающих от действий, позвавших в прошлом отрицательные переживания.

направляться подчернуть, что воспроизведенные, либо вторичные, эмоции смогут существенно различаться от начальных. Это может выражаться как в трансформации силы эмоций, так и в трансформации их характера и содержания.

По силе воспроизведенное чувство возможно не сильный либо посильнее первичного. К примеру, горе сменяется печалью, а восхищение либо сильная эйфория — спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а бешенство — улучшается.

Значительные перемены смогут случиться и в содержании отечественного эмоции. К примеру, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, либо то событие, которое было сломано небольшими проблемами, со временем начинает вспоминаться как очень приятное.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода судьбы. Сейчас ребенок может радоваться либо плакать при одном только виде того, что раньше доставляло ему наслаждение либо страдание. Но начальные проявления эмоциональной памяти значительно отличаются от более поздних. Это отличие содержится в том, что в случае, если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный темперамент, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память есть сознательной.

Образная память — это память на представления, жизни и картины природы, и на звуки, запахи, вкусы и др. Сущность образной памяти содержится в том, что воспринятое раньше воспроизводится после этого в форме представлений. Характеризуя образную память, направляться иметь в виду все те особенности, каковые свойственны для представлений, и в первую очередь их бледность, неустойчивость и фрагментарность. Эти характеристики свойственны и для данного вида памяти, исходя из этого воспроизведение воспринятого раньше часто расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия смогут значительно углубляться.

Отклонение представлений от начального образа восприятия может идти по двум дорогам: смешение образов либо разделение образов. В первом случае образ восприятия теряет собственные своеобразные черты и на первый замысел выступает то общее, что имеется у объекта с другими похожими предметами либо явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета либо явления.

Очень направляться остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Отвечая на него, возможно выделить два главных фактора. Во-первых, на темперамент воспроизведения воздействуют содержательные изюминки обра

за, эмоциональная общее состояние и окраска образа человека в момент восприятия. Так, сильное эмоциональное потрясение может позвать кроме того галлюцинаторное воспроизведение виденного. Во-вторых, легкость воспроизведения сильно зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного отмечается в яркой образной форме значительно чаще на протяжении спокойного отдыха по окончании сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.

Точность воспроизведения в значительной степени определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, обрисовано словом, воспроизводится более совершенно верно.

направляться подчернуть, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того либо иного типа воспроизводимых представлений.

Образная память начинает проявляться у детей приблизительно одновременно с этим, что и представления, т. е. в полтора-два года. В случае, если зрительная и слуховая память в большинстве случаев отлично развиты и играются ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле возможно назвать опытными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со своеобразными условиями деятельности, достигая поразительно большого уровня в условиях компенсации либо замещения недостающих видов памяти, к примеру, у слепых, глухих и т. д.

Словесно-логическая память выражается в воспроизведении и запоминании отечественных мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, появившиеся у нас в ходе обдумывания, размышления, не забываем содержание прочтённой книги, беседы с приятелями.

Изюминкой данного вида памяти есть то, что мысли не существуют без языка, исходя из этого память на них и именуется не просто логической, а словесно-логической. Наряду с этим словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится лишь суть данного материала, а правильное сохранение настоящих выражений не нужно; б) запоминается не только суть, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). В случае, если в последнем случае материал по большому счету не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Оба этих вида памяти смогут не совпадать между собой. К примеру, имеется люди, каковые отлично запоминают суть прочтённого, но не всегда могут совершенно верно и прочно заучить материал наизусть, и люди, каковые легко заучивают наизусть, но не смогут воспроизвести текст «собственными словами».

Развитие обоих видов словесно-логической памяти кроме этого происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает время от времени с большей легкостью, чем у взрослых. Одновременно с этим в запоминании смысла взрослые, напротив, имеют большие преимущества перед детьми. Это разъясняется тем, что при запоминании смысла в первую очередь запоминается то, что есть самый существенным, важнейшим. В этом случае разумеется, что выделение значительного в материале зависит от понимания материала, исходя из этого взрослые легче, чем дети, запоминают суть. И напротив, дети легко смогут запомнить подробности, но значительно хуже запоминают суть.

В словесно-логической памяти ключевая роль отводится второй сигнальной совокупности, потому, что словесно-логическая память — своеобразны людская память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, каковые в несложных формах характерны и животным. Опираясь па развитие вторых видов памяти, словесно-логическая память делается ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной мере зависит развитие всех других видов памяти.

Мы уже говорили, что все виды памяти тесно связаны между собой и не существуют независимо друг от друга. К примеру, в то время, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, потому, что в ходе овладения деятельностью мы запоминаем не только перемещения, но и эти нам объяснения, впечатления и наши переживания. Исходя из этого в каждом конкретном ходе все виды памяти взаимосвязаны.

Существует, но, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с изюминками самой делаемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память дробят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду воспроизведение и запоминание, которое осуществляется машинально, без волевых упрочнений человека, без контроля со стороны сознания. Наряду с этим отсутствует особая цель что-то запомнить либо припомнить, т. е. не ставится особая мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого упрочнения.

Непроизвольное запоминание не обязательно есть более не сильный, чем произвольное. Наоборот, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, что намерено запоминался. К примеру, непроизвольно услышанная фраза либо воспринятая зрительная информация довольно часто запоминается более надежно, чем если бы мы пробовали запомнить ее намерено. Непроизвольно запоминается материал, что оказывается в центре внимания, и особенно тогда, в то время, когда с ним связана определенная умственная работа.

Существует кроме этого деление памяти на краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочная память — это вид памяти, характеризующийся весьма кратким сохранением принимаемой информации. С одной точки зрения краткосрочная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и при с непроизвольной памятью, при краткосрочной памяти не употребляются особые мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при краткосрочной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые упрочнения.

Проявлением краткосрочной памяти есть тот случай, в то время, когда испытуемого просят прочесть слова либо предоставляют для их запоминания мало времени (около одной 60 секунд), а позже просят сходу воспроизвести то, что он запомнил. Конечно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит по причине того, что они владеют разным количеством краткосрочной памяти.

Количество краткосрочной памяти личен. Он характеризует природную память человека и сохраняется, в большинстве случаев, в течение всей жизни. Количество краткосрочной памяти характеризует свойство механически, т. е. без применения особых приемов, запоминать принимаемую данные.

Краткосрочная память играется весьма громадную роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается большой количество информации, сразу же отсеивается ненужная и остается возможно нужная. Благодаря этого не происходит перегрузки долгосрочной памяти. В целом же краткосрочная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она весьма похожа на оперативную память.

Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие конкретно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В то время, когда мы делаем какое-либо сложное воздействие, к примеру арифметическое, то осуществляем его по частям. Наряду с этим мы удерживаем «в уме» кое-какие промежуточные результаты , пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Подобное явление мы замечаем при исполнении любого более либо менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, смогут быть разными (к примеру, ребенок начинает просматривать со складывания букв). Количество этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, значительно влияет на успешность исполнения той либо другой деятельности. Исходя из этого для запоминания материала имеет громадное значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Без хорошей краткосрочной памяти нереально обычное функционирование долгосрочной памяти. В последнюю может пробраться и на долгое время отложиться только то, что когда-то было в краткосрочной памяти, исходя из этого краткосрочная память выступает в виде необычного буфера, что пропускает только нужную, уже отобранную данные в долгосрочную память. Наряду с этим переход информации из краткосрочной в долгосрочную намять связан с рядом изюминок. Так, в краткосрочную память по большей части попадают последние пять-шесть единиц информации, взятой через органы эмоций. Перевод из краткосрочной памяти в долгосрочную осуществляется благодаря волевому упрочнению. Причем в долгосрочную память возможно перевести информации значительно больше, чем разрешает личный количество краткосрочной памяти. Это достигается методом повторения материала, что нужно запомнить. В следствии происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

Как происходит запоминание материала и функционируют главные процессы памяти, мы с вамп разглядим в следующем разделе.

10.3. механизмы памяти и Основные процессы

Запоминание. Память, как и каждый познавательный психологический процесс, владеет определенными чертями. Главными чертями памяти являются: количество, быстрота запечатления, точность воспроизведения, продолжительность сохранения, готовность к применению сохраненной информации.

Количество памяти — это наиболее значимая интегральная черта памяти, которая характеризует возможности сохранения и запоминания информации. Говоря

Часть i. введение в общую психологию 24 глава
Часть i. введение в общую психологию 24 глава

об количестве памяти, в качестве показателя применяют количество запомненных единиц информации.

Таковой параметр, как быстрота воспроизведения, характеризует свойство человека применять в практической деятельности имеющуюся у него данные. В большинстве случаев, видясь с необходимостью решить какую-либо задачу либо проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. Наряду с этим одни люди достаточно легко применяют собственные «информационные запасы», а другие, напротив, испытывают важные затруднения при попытке воспроизвести данные, нужную для ответа кроме того привычной задачи.

Вторая черта памяти — точность воспроизведения. Эта черта отражает свойство человека совершенно верно сохранять, а самое основное, совершенно верно воспроизводить запечатленную в памяти данные. В ходе сохранения в памяти часть информации теряется, а часть — искажается, и при воспроизведении данной информации человек может допускать неточности. Исходя из этого точность воспроизведения есть очень значимой чёртом памяти.

Ответственной чёртом памяти есть продолжительность, она отражает свойство человека удерживать определенное время нужную информацию. Часто на практике мы сталкиваемся с тем, что человек запомнил нужную информацию, но не имеет возможности ее сохранить в течение нужного времени. К примеру, человек подготавливается к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а в то время, когда начинает учить следующую, то внезапно обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Время от времени не редкость по-второму. Человек запомнил все данные, но в то время, когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать. Но спустя некое время он с удивлением отмечает, что не забывает все, что сумел выучить. В этом случае мы сталкиваемся с другой чёртом памяти — готовностью воспроизвести запечатленную в памяти данные.

Как мы уже отмечали, память — это сложный психологический процесс, что объединяет множество психологических процессов. Перечисленные характеристики памяти в той либо другой степени свойственны всем процессам, каковые объединяет понятие «память». Знакомство с процессами памяти и основными механизмами мы начнем с запоминания.

Основы общей психологии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: