2. Ананьев Б. Г., Рыбалка Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964.
3. Веккер Л. М. Психологические процессы: В 3-х т. Т. 1. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
4. Ветер Л. А. обучение и Восприятие: Дошкольный возраст. — М.: Просвещение, 1969.
5. Величковский Б. М., Зитенко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1973.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2.: Неприятности неспециализированной психологии /Гл. ред. А. В. Запорожец. — М: Педагогика, 1982.
7. Гельфанд С. А. Слух. Введение в психотерапевтическую и физиологическую акустику. — М., 1984.
8. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Пер. с аш л. под общ. ред. А. Д. Логвиненко. — М.: Прогресс, 1988.
9. Грегори Р. Л. мозг и Глаз. Психология зрительного восприятия / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1970.
10. Запорожец А. В. Избранные психотерапевтические труды: В 2-х т. Т. 1: Психологическое развитие ребенка / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. 11. Крылова А. Л. Функциональная организация слуховой совокупности: Учебное пособие. — М: Изд-во МГУ, 1985.
12. Леонтьев А. //.Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат. 1977. 13. Лернер Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). — М.: Изд-во МГУ, 1980.
14. Логвиненко А. Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии национальных университетов. — М.: Изд-во МГУ, 1987. 15. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. — М.: Изд-во МГУ, 1981. 16. Логвиненко А. Д. Чувственные базы восприятия пространства. — М.: Изд-во МГУ. 985.
17. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. — М.: Изд-во МГУ, 1975.
18.Найссер У. реальность и Познание: принципы и Смысл когнитивной психологии /Пер. с англ. под общ. ред. Б. М. Величковского. — М.: Прогресс, 1981.
19.Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. иед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Неспециализированные базы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос 1998.
20.Неспециализированная психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. — М.: Владос, 1995.
21.Рок. И. Введение в зрительное восприятие. — М.: Педагогика, 1980.
22.Рубинштейн СЛ. Базы неспециализированной психологии. — СПб.: Питер, 1999.
23. Фресс. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр.:
№. 6. — М.: Прогресс, 1978.
Глава 9. Представление
Краткое содержание
Определение представления и его главные характеристики. Представление как психологический процесс отражения предметов либо явлений, не принимаемых сейчас. Типы представлений: представления памяти, представления воображения. Механизмы происхождения представлений. Главные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Представления как следствие обобщения образа. Неспециализированные и частные представления.
Виды представлений. Классификация представлений по модальности: зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные и др. Классификации представлений по содержанию и ПО степени обобщенности. Характеристики отдельных видов представлений.
Личные его развитие и особенности представления. Личные изюминки представления: зрительный тип, слуховой тип. двигательный тип. Этапы формирования представлений у людей. Условия развития представлений.
Первичные образы памяти и нерссверирующие образы. Неспециализированное понятие о первичных образах памяти. Неспециализированное понятие о пересверирующих образах. различие и Сходство между образами памяти и персевсрирующими образами.
9.1. Определение представления и его главные характеристики
Первичную данные об окружающем мире мы приобретаем посредством восприятия и ощущения. Возбуждение, появляющееся в отечественных органах эмоций, не исчезает бесследно в то самое мгновение, в то время, когда заканчивается воздействие на них раздражителей. Затем появляются и в течение некоего времени сохраняются так именуемые последовательные образы. Но роль этих образов для психологической судьбы человека относительно мала. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя долгое время по окончании того, как мы принимали какой-либо предмет, образ этого предмета возможно опять — случайно либо намеренно — позван нами. Это явление стало называться «представление».
Так, представление — это психологический процесс отражения предметов либо явлений, каковые сейчас не воспринимаются, но воссоздаются на базе отечественного прошлого опыта.
В базе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Возможно выделить пара типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, каковые появились на базе отечественного яркого восприятия в прошлом какого-либо предмета либо явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд данный тип представлений не соответствует определению понятия «представление», в силу того, что в воображении мы отображаем то, чего ни при каких обстоятельствах не видели, но это лишь на первый взгляд. Воображение не рождается на безлюдном месте, и в случае, если мы, к примеру, ни при каких обстоятельствах не были
в тундре, то это не означает, что мы ничего не знаем о ней. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, и знакомились с ее описанием в книжке географии либо природоведения и на базе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на базе взятой в прошлых восприятиях информации и ее более либо менее творческой переработки. Чем богаче прошедший опыт, тем бросче и полнее возможно соответствующее представление.
Представления появляются не сами по себе, а в следствии отечественной практической деятельности. Наряду с этим представления имеют огромное значение не только для процессов памяти либо воображения, — они очень серьёзны для всех психологических процессов, снабжающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи в любой момент связаны с представлениями, так же как и намять, которая хранит данные и благодаря которой формируются представления.
Представления имеют собственные характеристики. В первую очередь, представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом содержится их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, каковые воспринимаются сейчас, в то время как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, каковые воспринимались в прошлом. Исходя из этого представления ни при каких обстоятельствах не имеют той степени наглядности, которая свойственна образам восприятия, — они, в большинстве случаев, существенно бледнее.
Следующей чёртом представлений есть фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и показатели представлены ярко, другие — весьма смутно, а третьи по большому счету отсутствуют. К примеру, в то время, когда мы воображаем себе чье-то лицо, то светло и четко воспроизводим лишь отдельные черты, те. на которых, в большинстве случаев, мы фиксировали внимание. Остальные подробности только легко выступают на фоне смутного и неизвестного образа.
не меньше значимой чёртом представлений есть их непостоянство и неустойчивость. Так, любой приведённый к образу, будь то какой-либо предмет либо чей-нибудь образ, провалится сквозь землю из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам нужно будет делать очередное упрочнение, дабы снова его позвать. Помимо этого, представления весьма текучи и изменчивы. На передний замысел попеременно выступают то одни, то другие подробности воспроизведенного образа. Только у людей, имеющих высокоразвитую свойство к формированию представлений определенного вида (к примеру, у музыкантов — свойство к формированию слуховых представлений, у живописцев — зрительных), эти представления смогут быть достаточно устойчивыми и постоянными.
направляться подчернуть, что представления — это не просто наглядные образы действительности, а в любой момент в известной мере обобщенныеобразы. В этом содержится их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, каковые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула по большому счету, представление кошки по большому счету и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Любой привычный нам предмет мы видим несколько раз, и любой раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но в то время, когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то появившийся образ носит в любой момент обобщенный
темперамент. К примеру, представьте ваш стол либо чашку, которой вы в большинстве случаев пользуетесь. Эти предметы вы видели несколько раз и с различных сторон, но в то время, когда вам внесли предложение их представить, то они появились в вашем сознании не во множественном числе, а в каком-то обобщенном образе. Данный обобщенный образ характеризуется в первую очередь тем, что в нем выделены и даны с громаднейшей яркостью постоянные показатели данного объекта, а иначе, отсутствуют либо представлены весьма бледно показатели, характерные для отдельных, частных воспоминаний.
Отечественные представления всегда результат обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, возможно разна. Представления, характеризующиеся громадной степенью обобщения, именуются неспециализированными представлениями.
Нужно кроме этого выделить следующую крайне важную изюминку представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. Иначе, неспециализированные представления содержат в себе большую степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Так, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.
Представление, как и каждый познавательный процесс, осуществляет последовательность функций в психологической регуляции поведения человека. Большая часть исследователей выделяет три главные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.
Сущность сигнальной функции представлений пребывает в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее влиявшего на отечественные органы эмоций, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных действий преобразуется в совокупность сигналов, управляющих поведением.
И. П. Павлов думал, что представления являются первыми сигналами действительности, на базе которых человек осуществляет собственную сознательную деятельность. Он продемонстрировал, что представления часто формируются по механизму условного рефлекса. Именно поэтому каждые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. В то время, когда вы в ходе собственной жизни и деятельности сталкиваетесь с каким-то предметом либо каким-либо явлением, то у вас формируются представления не только о том, как это выглядит, но и о особенностях данного явления либо предмета. Эти знания потом и выступают для человека в качестве первичного ориентировочного сигнала. К примеру, при виде апельсина появляется представление о нем как о съедобном и достаточно сочном предмете. Следовательно, апельсин в силах удовлетворить голод либо жажду.
Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и пребывает в отборе нужной информации о предмете либо явлении, ранее влиявшем на отечественные органы эмоций. Причем данный выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом настоящих условий грядущей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются конкретно те стороны, к примеру, двигательных представлений, на базе которых с громаднейшим успехом решается поставленная задача.
Возможно ли изучать
Представление занимает особенное место среди психологических познавательных процессов. Л. М. Веккер предлагает вычислять представления вторичными образами.
«Представления имеется нужное посредствующее звено, смыкающее первосигнальные психологические процессы, организованные в форму образов разных видов, и второсигналь-ные мыслительные, либо рече-мыслительные психологические процессы, составляющие уже намерено человеческий уровень психологической информации.
Уже рассмотрение для того чтобы наиболее значимого свойства первичных образов, как обобщенность, которая не просто так завершает список эмпирических черт перцепта и есть сквозным параметром всех психологических процессов, стало причиной вопросу о памяти и необходимой взаимосвязи восприятия. Потому, что обобщенность образа высказывает отнесенность отображаемого в нем объекта к определенному классу, а класс не может быть содержанием актуального, т. е. сейчас совершающегося отражения, необходимым посредствующим звеном тут есть включенность апперцепции, т. е. образов, организованных в прошлом опыте и воплощенных в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается любой актуальный перцепт.
Такие эталоны и имеется вторичные образы, либо представления, накапливающие в себе показатели разных единичных образов. На базе этих показателей строится портрет класса объектов и тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности собственных показателей».
представления
Так, представление может рассматриваться как звено между памятью и восприятием, оно соединяет восприятие с мышлением. Но направляться подчернуть, что на данный момент ведется мало изучений этого ответственного психологического процесса. По какой причине?
«Изучение вторичных образов сталкивается с значительными трудностями как в исходном пункте анализа — при описании их главных эмпирических черт, так и на этапе теоретического поиска закономерностей, определяющих организацию данной категории первых сигналов. Эти методические трудности позваны первым делом отсутствием наличного, конкретно действующего объекта-раздражителя, с которым возможно прямо соотнесено актуальное содержание представления. Кроме того, из-за отсутствия яркого действия воображаемого объекта само представление есть тяжело поддающейся фиксированию летучей структурой.
Поэтому экспериментально-психотерапевтическое изучение вторичных образов, вопреки его теоретической и прикладной актуальности, несоизмеримо отстает от изучения первичных, сенсорно-перцептивных образов. Тут мало устоявшегося эмпирического материала, а имеющиеся эти очень фрагментарны и разрозненны».
Следовательно, возможно сделать вывод о том, что изучения представлений являются актуальной и вместе с тем полностью не решенной проблемой. К примеру, очень значимой проблемой есть изучение процессов формирования представлений о самом себе.
По: Веккер Л. М. Психологические процессы: В 3-х т.Т.1.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
Следующая функция представлений — настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера действий экологии. Так, изучая физиологические механизмы произвольных перемещений, И. П. Павлов продемонстрировал, что показавшийся двигательный образ снабжает настройку двигательного аппарата на исполнение соответствующих перемещений. Настроечная функция представлений снабжает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что содействует формированию метода отечественной деятельности.
Так, представления играются очень значительную роль в психологической регуляции деятельности человека.
9.2. Виды представлений
На данный момент существует пара подходов к построению классификации представлений (рис. 9.1). Потому, что в базе представлений лежит прошедший перцептивный опыт, то главная классификация представлений строится на базе восприятия видов и классификации ощущения. Исходя из этого принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.
направляться подчернуть, что этот подход к классификации представлений не имеет возможности рассматриваться как единственный. Так, Б. М. Теплов сказал, что классификацию представлений возможно осуществить по следующим показателям: 1) по их
содержанию; с данной точки зрения возможно сказать о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с данной точки зрения возможно сказать о частных и неспециализированных представлениях. Также, классификацию представлений возможно осуществить по степени проявления волевых упрочнений.
В данной главе мы в первую очередь разглядим классификацию представлений, в базу которой положены ощущения.
Зрительные представления. Большая часть имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной изюминкой зрительных представлений есть то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, количество. Но значительно чаще в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие либо весьма неясны либо отсутствуют вовсе. К примеру, довольно часто отечественные зрительные образы лишены объемности и воспроизводятся в виде картины, а не объемного предмета. Причем эти картины в одном случае смогут быть красочными, а в других случаях — бесцветными.
От чего зависит темперамент, либо «уровень качества», отечественных представлений? Темперамент отечественных зрительных представлений в большинстве случаев зависит от содержания и той практической деятельности, в ходе которой они появляются. Так, зрительные представления играются центральную роль при занятиях изобразительными искусствами, в силу того, что не только рисование по памяти, но и рисование с натуры нереально без отлично развитых зрительных представлений. Важную роль играются зрительные представления и в педагогическом ходе. Кроме того изучение для того чтобы предмета, как литература, требует для успешного овладения материалом «включения» воображения, что, со своей стороны, в значительной степени опирается на зрительные представления.
В области слуховых представлений наиболее значимое значение имеют речевые и музыкальные представления. Со своей стороны, речевые представления также будут подразделяться на пара подтипов: фонетические представления и тембро-во-интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, в то время, когда мы воображаем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом. Для того чтобы рода представления имеют большое значение при изучении зарубежных языков.
Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, в то время, когда мы воображаем себе характерные особенности и тембр голоса интонации какого-нибудь человека. Для того чтобы рода представления имеют громадное значение в работе актера и в школьной практике при обучении ребенка ясному чтению.
Сущность музыкальных представлений в большинстве случаев содержится в представлении о соотношении звуков по длительности и высоте, поскольку музыкальная мелодия определяется конкретно звуковысотными и ритмическими соотношениями. У многих людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсутствует, в силу того, что привычный мотив, в большинстве случаев, представляется не сыгранным на каком-либо инструменте либо спетым каким-либо голосом, а как бы звучащим «по большому счету», в каких-то «абстрактных звуках». Но у высококлассных музыкантов-специалистов тембровая окраска может проявляться в музыкальных представлениях с полной ясностью.
Теплов Борис Михайлович (1896-1965) — узнаваемый отечественный психолог. В ранний период творчества совершил цикл изучений в области представления и восприятия, и мышления. В будущем проводил изучения личных различий. Б. М. Теплов явился основателем научной школы дифференциальной психологии. Создал концепцию свойств. Опираясь на учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, создал исследовательскую программу по изучению физиологических баз лично-психотерапевтических различий человека, в следствии реализации которой внес предложение теорию личных различий. В собственных изучениях уделял серьёзное внимание изучению неприятностей психологии мастерства.
Второй класс представлений — двигательные представления. По характеру происхождения они отличаются от зрительных и слуховых, поскольку никогда не являются несложным воспроизведением прошлых ощущений, а в любой момент связаны с актуальными ощущениями. Любой раз, в то время, когда мы воображаем себе перемещение какой-нибудь части отечественного тела, происходит не сильный сокращение соответствующих мышц. К примеру, если вы представите себе, что сгибаете в локте правую руку, то в бицепсах правой руки у вас случатся сокращения, каковые возможно регистрировать чувствительными электрофизиологическими устройствами. В случае, если исключить возможность этого сокращения, то и представления становятся неосуществимыми. Экспериментально доказано, что всегда, в то время, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, устройства отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли имели возможность бы пользоваться речью и общение между собой было бы неосуществимым.
Так, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные перемещения, каковые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, приобретаемые от этих зачаточных перемещений, постоянно образуют неразрывное целое с теми либо иными зрительными либо слуховыми образами. Наряду с этим двигательные представления возможно поделить на две группы: представления о перемещении всего тела либо отдельных его частей и речевые двигательные представления. Первые в большинстве случаев результат слияния двигательных ощущений со зрительными образами (к примеру, воображая себе сгибание правой руки в локте, мы, в большинстве случаев, имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц данной руки). Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают либо зрительно-двигательными (представления перемещения тела), либо слухо-двигательпыми (речевые представления).
направляться обратить внимание на то, что слуховые представления кроме этого весьма редко бывают чисто слуховыми. Как правило они связаны с двигательными ощущениями зачаточных перемещений речевого аппарата. Следовательно, слу-
ховые и двигательные речевые представления — как следует сходные процессы: и те и другие результат слияния слуховых двигательных ощущений и образов. Но в этом случае мы с полным основанием можем сказать о том, что двигательные представления в равной степени связаны как со слуховыми образами, так и с двигательными ощущениями. Так, воображая какой-либо предмет, мы сопровождаем зрительное воспроизведение мысленным произнесением слова, обозначающего данный предмет, исходя из этого мы совместно со зрительным образом воспроизводим слуховой образ, что, со своей стороны, связан с двигательными ощущениями. В полной мере правомочен вопрос о том, возможно ли воспроизвести зрительные представления, не сопровождая их слуховыми образами. Возможно, возможно, но в этом случае зрительный образ будет очень смутным и неизвестным. Довольно ясное зрительное представление допустимо лишь при совместном воспроизведении со слуховым образом.
Так, все главные типы отечественных представлений в той либо другой мере выясняются связанными между собой, а деление на классы либо типы очень условно. Мы говорим об определенном классе (типе) представлений в том случае, в то время, когда зрительные, слуховые либо двигательные представления выступают па первый замысел.
Завершая рассмотрение классификации представлений, нам нужно остановиться еще на одном, очень серьёзном, типе представлений — пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» используется к тем случаям, в то время, когда светло представляются размещение и пространственная форма объектов, но сами объекты наряду с этим смогут представляться весьма неизвестно. В большинстве случаев, эти представления так схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Но они все же остаются образами — образами пространства, поскольку одну сторону действительности — пространственное размещение вещей — они передают с полной наглядностью.
Пространственные представления по большей части являются зрительно-двигательными представлениями, причем время от времени на первый замысел выдвигается зрительный, время от времени — двигательный компонент. Очень деятельно представлениями данного типа оперируют шахматисты, играющие вслепую. В повседневной жизни мы также пользуемся данным типом представлений, к примеру в то время, когда нужно добраться из одной точки населенного пункта в другую. В этом случае мы воображаем себе маршрут и движемся по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в отечественном сознании. Когда мы отвлекаемся, т. е. это представление уходит из отечественного сознания, мы можем совершить неточность в передвижении, к примеру проехать собственную остановку. Исходя из этого при передвижении по конкретному маршруту пространственные представления так же ответственны, как и информация, содержащаяся в отечественной памяти.
Пространственные представления крайне важны и в освоении последовательности научных дисциплин. Так, для успешного овладения учебным материалом по физике, геометрии, географии ученик обязан мочь оперировать пространственными представлениями. Наряду с этим нужно различать плоские и трехмерные (стереометрические) пространственные представления. Многие люди достаточно отлично оперируют плоскими пространственными представлениями, но не в состоянии так же легко оперировать трехмерными представлениями.
Помимо этого, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и неспециализированные. направляться подчернуть, что одно из главных отличий представлений от образов восприятия содержится в том, что образы восприятия постоянно бывают лишь единичными, т. е. содержат данные лишь о конкретном предмете, а представления часто обобщён . Единичные представления — это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Неспециализированные представления — это представления, обобщенно отражающие особенности последовательности сходных предметов.
направляться также подчернуть, что все представления различаются по степени проявления волевых упрочнений. Наряду с этим принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления — это представления, появляющиеся спонтанно, без памяти человека и активизации воли. Произвольные представления — это представления, появляющиеся у человека в следствии волевого упрочнения, в интересах поставленной цели.
9.3. Личные его развитие и особенности представления
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играются в их жизни представления того либо иного вида. У одних преобладают зрительные, у других — слуховые, а у третьих — двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений отыскало собственный отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с данной теорией все люди смогут быть поделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, и лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадлежат люди, каковые приблизительно в однообразной степени пользуются представлениями любого вида.
Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, воображает себе страницу книги, где данный текст напечатан, как бы в мыслях его просматривает. В случае, если ему необходимо запомнить какие-то цифры, к примеру номер телефона, он воображает себе его написанным либо напечатанным.
Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются кроме этого в виде слухового образа.
Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст либо стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.
направляться подчернуть, что люди с сильно выраженными типами представлений видятся очень редко. У многих людей в той либо другой мере присутствуют представления всех указанных типов, и не редкость достаточно не легко выяснить, какие конкретно из них играются у данного человека ведущую роль. Причем личные различия в этом случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в изюминках представлений. Так, у одних людей пред-
ставления всех типов владеют громадной яркостью, полнотой и живостью, в то время как у других они более либо менее бледны и схематичны. Людей, у которых преобладают броские и живые представления, принято относить к так именуемому образному типу. Такие люди характеризуются не только громадной наглядностью собственных представлений, но и тем, что в их психологической жизни представления играются очень ключевую роль. К примеру, вспоминая какие-либо события, они в мыслях «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; думая либо говоря о чем-нибудь, они обширно пользуются наглядными образами и т. д. Так, талант русского композитора Римского- Корсакова пребывал в том, что у него музыкальное, т. е. слуховое, воображение сочеталось с необыкновенным достатком зрительных образов. Придумывая музыку, он в мыслях видел картины природы со всем достатком красок и со всеми узкими оттенками света. Исходя из этого его произведения отличаются необычайной музыкальной живописностью и «выразительностью».