Восприятие величины предмета определяется не только величиной изображения предмета на сетчатке, но и восприятием расстояния, на котором мы находимся от предмета. Данную закономерность возможно выразить так:
Принимаемый размер = Зрительный угол х Расстояние.
Учет удаления предметов по большей части осуществляется за счет отечественного опыта восприятия предметов при изменяющемся расстоянии до них. Значительной помощью восприятия размеров предметов помогает знание о приблизительной величине предметов. Когда мы определим предмет, мы сходу принимаем его величину таковой, какая она имеется в действительности. По большому счету направляться подчернуть, что константность величины существенно увеличивается, в то время, когда мы видим привычные предметы, и существенно значительно уменьшается при восприятии отвлеченных геометрических форм. Кроме этого направляться выделить, что константность восприятия сохраняется лишь в известных пределах. В случае, если мы находимся весьма на большом растоянии от предмета, то он нам думается меньше, чем в действительности. К примеру, в то время, когда мы летим на самолете, то все предметы, находящиеся внизу, кажутся нам весьма мелкими.
Второй изюминкой восприятия предмета в пространстве есть контраст предметов. Окружение, в котором находится принимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие. К примеру, человек среднего роста в окружении высоких людей думается намного меньше собственного настоящего роста. Второй пример — восприятие фигур . Круг среди громадных кругов думается намного меньше, чем круг для того чтобы
же диаметра, находящийся среди кругов намного меньшего размера (рис. 8.9). Подобное искажение восприятия, вызванное условиями восприятия, принято именовать иллюзией.
На восприятие величины предмета может оказывать влияние да и то целое, в котором находится предмет. Так, к примеру, две совсем равные диагонали двух параллелепипедов воспринимаются различными по длине, в случае, если одна из них находится в меньшем, а вторая — в большем параллелепипеде (рис. 8.9). Тут имеет место иллюзия, позванная перенесением свойства целого на его отдельные части. На восприятие предмета в пространстве воздействуют и другие факторы. К примеру, верхние части фигуры кажутся больше нижних, так же как вертикальные линии кажутся дольше горизонтальных. Помимо этого, на восприятие величины предмета влияет цвет предмета. Яркие предметы кажутся пара громадными, чем чёрные. Объемные формы, к примеру шар либо цилиндр, кажутся меньше соответствующих плоских изображений.
Столь же сложным, как восприятие величины, есть восприятие формы предмета. В первую очередь, направляться подчернуть, что при восприятии формы явление константности кроме этого сохраняется. К примеру, в то время, когда мы наблюдаем на квадратный либо круглый предмет, находящийся сбоку от нас, его проекция на сетчатке будет смотреться как эллине либо как трапеция. Однако мы постоянно видим одинаковый предмет однообразным, имеющим одну и ту же форму. Так, восприятие формы выясняется постоянным и устойчивым, т. е. константным. Базой этого постоянства есть то, что учитывается поворот предмета к нам. Причем, как и при с восприятием величины, восприятие формы в значительной мере зависит от отечественного опыта (рис. 8.10).
Восприятие формы предмета, находящегося на большом удалении, может изменяться. Так, небольшие подробности контура по мере удаления предмета исчезают, и его форма получает упрощенный вид. Может изменяться и форма в целом. К примеру, прямоугольные предметы кажутся округлыми. Это разъясняется тем, что расстояние между сторонами прямоугольника около его вершин мы видим в этих обстоятельствах под столь малым углом зрения, что перестаем его принимать, и вершины прямоугольника как бы втягиваются вглубь, т. е. углы закругляются.
Весьма сложен процесс восприятия объемной формы. Мы принимаем количество формы по причине того, что человеческие глаза владеют свойством бинокулярного зре
ния. Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек наблюдает двумя глазами. Сущность бинокулярного результата содержится в том, что в то время, когда глаза наблюдают на одинаковый предмет, изображение этого предмета на сетчатке правого и левого глаза будет различно. Чтобы в этом убедиться, заберите полураскрытую книгу, разверните к себе корешком и поставьте прямо перед собой. После этого смотрите на нее поочередно, то левым, то правым глазом. Вы увидите, что выглядит она ‘неодинаково, что разъясняется смещением изображения книги на сетчатке в различные стороны, наряду с этим одинаковые точки книги попадают не на координирующие точки сетчатки, т. е. не па такие, каковые находятся на одном и том же расстоянии и в одном и том же направлении от центра сетчатки, а на диспарантные точки, расположенные в каждом глазу на разном расстоянии от центра. При бинокулярном зрении смещение изображений на сетчатке глаз приводит к впечатлению одного, но объемного, рельефного предмета.
Но бинокулярное зрение не есть единственным условием объемного восприятия предмета. В случае, если мы взглянуть на предмет одним глазом, то все равно воспримем его рельеф. Громадную роль в восприятии объемной формы предмета играется знание объемных показателей данного предмета, и распределение света и тени на объемном предмете.
Восприятие человеком пространства имеет множество изюминок. Это обусловлено тем, что пространство трехмерно, и исходя из этого для его восприятия нужно задействовать множество совместно трудящихся анализаторов. Наряду с этим восприятие пространства может протекать на различных уровнях.
В восприятии трехмерного пространства в первую очередь задействованы функции особого вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Данный аппарат имеет форму трех заполненных жидкостью изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях. В то время, когда человек меняет положение головы, заполняющая каналы жидкость перетекает, зля волосковые клетки, и их возбуждение приводит к в ощущении устойчивости тела (статические ощущения).
Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательными мышцами, и каждое изменение в нем приводит к рефлекторным изменениям в положении глаз. К примеру, при стремительных трансформациях положения тела в пространстве наблюдаются пульсирующие перемещения глаз, именуемые нистагмом. Существует и обратная сообщение. К примеру, при продолжительной ритмической смене зрительных раздражений (к примеру, при долгом взоре на поворачивающийся барабан с нередкими поперечными полосами) появляется состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой. Связь вестибулярного и глазодвигательного аппаратов, проявляющаяся в оптико-вестибулярных рефлексах, входит в качестве одного из самых значительных компонентов в систему восприятия трехмерного пространства.
Вторым аппаратом, снабжающим восприятие пространства, и в первую очередь его глубины, есть аппарат бинокулярного зрения. Восприятие глубины в большинстве случаев связано с расположением удаленности и восприятием предметов их относительно друг друга. Бинокулярное зрение — это одно из условий восприятия удаленности предметов. К примеру, в случае, если в 3-4 метрах от человека натянуть нить и после этого сверху бросать мячик либо шарик, то благодаря бинокулярному зрению мы легко заметим, где падает шарик, — за ниткой либо перед ней. Но
Что разрешает человеку адекватно
При изучении изюминок восприятия разных предметов нечайно появляется вопрос о том, что облегчает и что усложняет возможность адекватного восприятия? Одним из факторов, снабжающих адекватность восприятия, есть наличие обратной связи. В случае, если ее нет, то связь между сигналами анализаторов не устанавливается. Иллюстрируя данный факт, Р. М. Грановская в собственной книге «Элементы практической психологии» приводит как пример чувство человека, что принимает окружающий мир через особые искажающие очки.
«Такие очки смогут поменять местами правую и левую либо верхнюю и нижнюю части сетчаточ-ного образа. Наряду с этим одна из частей может сжиматься, а вторая расширяться. У человека, что наденет такие очки, соответственно принимать окружающий мир!
исказится и замечаемая им картина окружающего мира. В случае, если испытуемому на протяжении ношения аналогичных очков не представлялась возможность практического сотрудничества с окружающей средой, то его восприятие или не перестраивалось по большому счету (оставалось неадекватным), или перестройка была только незначительной. В то время, когда испытуемые в искажающих очках лишались возможности выполнять привычные действия по самообслуживанию, помещались в кресло, где не могли ни манипулировать предметами, ни писать, ни просматривать, а при передвижении их постоянно сопровождал экспериментатор, они видели мир искривленным, к примеру перевернутым. Но в случае, если человек деятельно взаимодействовал с окружающими объектами, то, как продемонстрировали опыты Стрэттона и дру-
при монокулярном зрении человек не различит, где но отношению к натянутой нити падает предмет.
Значительную роль в восприятии удаления предметов, либо пространственной глубины, играется дивергенция и конвергенция глаз, в силу того, что для отчетливого восприятия предметов необходимо, дабы их изображение падало на соответствующие (корреспондирующие) правого сетчатки глаза и точки левого, а это нереально без конвергенции либо дивергенции обоих глаз. Под конвергенцией понимается сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу. К примеру, это происходит при переходе взгляда с далекого предмета па близкий. При обратном переходе — с близкого на далекий предмет — отмечается ди-
гих исследователей, кроме того при ношении таких очков неискаженное восприятие мира у него может восстановиться.
В то время, когда испытуемые, носившие такие очки, не обращая внимания на трудности, вынуждены были и дпльше заниматься простой деятельностью — ходили по улицам, писали и т. п., то сначала их действия были очень неудачны. Но понемногу они приспосабливались к искаженному восприятию, и за тем наступал момент, в то время, когда восприятие перестраивалось и они начинали верно видеть мир. К примеру, узнаваемый психолог Келер поставил себя в положение испытуемого — четыре месяца носил очки с клиновидными линзами, и уже через шесть дней у него так восстановилась верная координация перемещений, что он был способен кататься на лыжах.
Причиной, облегчающим переход к верному видению, в любых ситуациях являлось очевидное присутствие силы тяжести. В случае, если испытуемому давали груз, подвешенный на нити, он адекватно принимал положение этого груза относительно нити, не обращая внимания на то что остальные предметы имели возможность еще оставаться перевернутыми. Знакомство с объектом в прошлом кроме этого ускоряло переход к разумному видению. К примеру, свеча, которая смотрелась перевернутой, пока не горела, воспринималась верно, когда ее зажигали. Легко видеть, что эти факторы говорят об огромном значении обратной связи в формировании адекватного образа.
Роль обратной связи в перестройке восприятия убедительно раскрывается и в опытах Кил-патрика по восприятию пространственных взаимоотношений в деформированных помещениях (рис. 1).Эти испытания заключались в демонстрации деформированных помещений, сконструированных так, что при определенном положении наблюдателя они воспринимались как обычные: появившаяся от них на сетчатке конфигурация была тождественна приобретаемой от простых помещений. Значительно чаще показывались помещения, стенки которых образуют острые и тупые углы. Наблюдатель, сидевший у смотрового отверстия, однако принимал такую помещение как обычную. На задней ее стенке он видел мелкое и громадное окна. В конечном итоге же окна имели равные размеры, но потому, что одна стенки была расположена существенно ближе к наблюдателю, чем вторая, ближнее окно казалось ему больше, чем дальнее. В случае, если после этого в обоих окнах оказались привычные лица, то наблюдатель бывал удивлен необъяснимым для него различием в размерах лиц, ужасной величиной лица в «дальнем» окне.
Человек может, но, понемногу обучиться адекватно принимать такую искаженную помещение, если она является объектом его практической деятельности. Так, в случае, если ему предлагают бросать мяч в различные участки помещения либо вручают палку с разрешением прикасаться ею к углам и стенам помещения, то сперва он не имеет возможности совершенно верно выполнить указанные действия: его палка то нежданно наталкивается на, казалось бы, на большом растоянии расположенную стенке, то никак не имеет возможности коснуться ближней стенки, которая необычным образом отступает. Понемногу действия становятся все более успешными, и одновременно с этим человек обретает свойство адекватно видеть настоящую форму помещения».
По: Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.
вергенция глаз, т. е. поворот их в стороны, разведение зрительных осей. Как конвергенция, так и дивергенция вызываются расслаблением и сокращением глазных мышц. Исходя из этого они сопровождаются определенными двигательными ощущениями. Не смотря на то, что мы в большинстве случаев не подмечаем эти ощущения, в восприятии пространства они играются очень значительную роль. Так, при конвергенции глаз появляется малый диспарантность изображений, появляется чувство удаленности предмета либо стереоскопический эффект. При большей диспарантности точек сетчатки обоих глаз, на каковые падает изображение, появляется двоение предмета. Так, импульсы благодаря относительного напряжения мышц глаз, снабжающих смещение и конвергенцию изображения на сетчатке, являются
серьёзным источником информации для сенсорных и перцептивных зон коры головного мозга и вторым компонентом механизма восприятия пространства.
Наровне с ощущениями от дивергенции и конвергенции глаз (при переводе взгляда с далекого предмета на близкий и обратно) мы приобретаем ощущения от аккомодации глаза. Явление аккомодации содержится в том, что форма хрусталика при приближении и удалении предметов изменяется. Это достигается сокращением либо расслаблением мышц глаза, что влечет за собой определенные ощущения напряжения либо расслабления, которых мы не подмечаем, но каковые воспринимаются соответствующими проекционными нолями коры головного мозга.
Восприятие пространства не исчерпывается восприятием глубины. В восприятии пространства ключевую роль играется восприятие размещения предметов по отношению друг к другу. Дело в том, что при большом удалении предмета дивергенция и конвергенция прекращаются, но принимаемое нами пространство ни при каких обстоятельствах не носит симметричного характера; оно в любой момент в большей либо меньшей степени асимметрично, т. е. предметы расположены от нас вверху либо внизу, справа либо слева, и дальше от нас либо ближе к нам. Исходя из этого часто бывает, что об удаленности мы судим но косвенным показателям: один предмет закрывает второй, либо контуры одного предмета заметны более, чем контуры другого.
Помимо этого, направляться подчернуть, что разное положение предметов в пространстве довольно часто имеет первостепенное значение для человека, кроме того большее, чем восприятие удаленности предмета либо глубины пространства, потому, что человек не просто воспринимает пространство либо оценивает положение предметов, он ориентируется в пространстве, а для этого он обязан приобретать определенную данные о размещении предметов. К примеру, в то время, когда нам необходимо ориентироваться в размещении помещений, сохранить замысел пути и т.д. Но бывают обстановке, в то время, когда человеку слишком мало информации о размещении вещей. К примеру, на станции метро имеется два выхода. Вам необходимо выйти на определенную улицу. Как вы станете ориентироваться, если не будет запасных табличек? Для обеспечения ориентации в пространстве необходимы добавочные механизмы. Таким добавочным механизмом для человека выступают понятия «правое» и «левое». Посредством этих абстрактных понятий человек осуществляет сложный анализ внешнего пространства. Формирование этих понятий связано с выделением ведущей руки; для большинства людей это правая рука. Совсем конечно, что на определенном этапе онтогенеза, в то время, когда ведущая правая рука еще не выделена и совокупность пространственных понятий не усвоена, стороны пространства продолжительное время путаются . Эти явления, характерные для определенных стадий обычного развития, проявляются в так именуемом «зеркальном письме», которое отмечается у большинства детей трех-четырех лет и затягивается, в случае, если ведущая (правая) рука почему-то не выделяется.
Таковой сложный комплекс механизмов, снабжающих восприятие пространства, требует, конечно, столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральную регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являются третичные территории коры головного мозга, либо «территории перекрытия», каковые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.
8.8. Восприятие перемещения и времени
Восприятие перемещения осуществляется благодаря сверхсложному механизму, природа которого еще не в полной мере узнана. В чем сложность данного вопроса? Так как возможно высказать предположение, что восприятие перемещения предметов обусловлено перемещением изображения по сетчатке глаза. Но это не совсем так. Представьте себе, что вы идете по улице. Конечно, изображения предметов перемещаются по вашей сетчатке, но вы не принимаете предметы как движущиеся, — они находятся на месте (это явление именуется константностью положения).
Отчего же мы принимаем перемещение материальных объектов? В случае, если предмет движется в пространстве, то мы принимаем его перемещение потому, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза либо голову, дабы снова фиксировать на нем взор. Наряду с этим происходят два явления. Во-первых, смещение объекта по отношению к положению отечественного тела показывает нам на его передвижение в пространстве. Во-вторых, мозг фиксирует перемещение глаз, смотрящих за предметом. Второе особенно принципиально важно для восприятия перемещения, но механизм обработки информации о перемещении глаз очень сложен и противоречив. Будет ли человек в состоянии принимать перемещение, в случае, если ему зафиксировать голову и обездвижить глаза? Эрнст Мах обездвижил глаза испытуемых посредством особой замазки, не разрешающей поворачивать глаза. Но у испытуемого появлялось чувство перемещения предметов (иллюзия перемещения предметов) любой раз, в то время, когда он пробовал развернуть глаза. Следовательно, в мозгу фиксировалось не перемещение глаз, а попытка двигать глазами, т. е. для восприятия перемещения серьёзна не афферентная информация о перемещения глаз (сигнал о перемещении глаз), а копия эфферентной информации (команды на перемещение глаз).
Но восприятие перемещения не может быть растолковано лишь перемещением глаз, — мы принимаем в один момент перемещение в двух противоположных
Вундт Вильгельм (1832-1920) — германский психолог, физиолог, языковед и философ. Выдвинул замысел разработки физиологической психологии как особенной науки, применяющей способ лабораторного опыта для расчленения сознания на выяснения и элементы закономерной связи между ними. В 1879 г. Вундт основал в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, которая стала интернациональным центром изучений в данной области. В данной лаборатории изучались ощущения, ассоциации, внимание, время реакции на разные раздражители. Вундт предпринял попытку изучения высших психологических процессов, но оно, согласно его точке зрения, должно осуществляться при помощи вторых способов (анализ мифов, обрядов, религиозных представпений, языка), что отыскало отражение в его десятитомном труде «Психология народов» (1900-1920). Вундт внес значительный вклад в становление всемирный психологии. У него обучались многие потом узнаваемые психологи, а также Э. Титченер, Ф. Крюгер, Г. Мюнстерберг, Ст. Холл, а также В. М. Бехтерев и Н.Н. Ланге.
направлениях, не смотря на то, что глаз, разумеется, не имеет возможности двигаться в один момент в противоположные стороны. Одновременно с этим чувство перемещения может появиться при отсутствии его в действительности, к примеру в случае, если через маленькие временные паузы менять на экране последовательность изображений, воспроизводящих фазы перемещения объекта (рис. 8.11). Это так называемый стробоскопический эффект, для происхождения которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Пауза между смежными раздражителями должна быть не меньше 0,06 с. В том случае, в то время, когда пауза в два раза меньше, изображения сливаются; в том случае, в то время, когда пауза весьма громадна (к примеру, 1 с), изображения осознаются как раздельные; большая пауза, при которой имеет место стробоскопический эффект, равна 0,45 с. направляться подчернуть, что на стробоскопическом эффекте выстроено восприятие перемещения в кинематографе.
В восприятии перемещения большую роль, без сомнений, играются косвенные показатели, создающие опосредованное чувство перемещения. Механизм применения косвенных показателей пребывает в том, что при обнаружении неких показателей перемещения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение том, что предмет движется. Так, чувство перемещения может позвать необыкновенное для неподвижного предмета положение его частей. К числу «кинетических положений», вызывающих представление о перемещении, принадлежат наклонное положение, множество и очертаний меньшая отчётливость предмета вторых косвенных показателей. Но запрещено все же толковать восприятие перемещения как лежащий за пределами фактически восприятия интеллектуальный процесс: чувство перемещения может появиться и тогда, в то время, когда мы знаем, что перемещения в действительности нет.
Все теории восприятия перемещения смогут быть разбиты на две группы. Первая несколько теорий выводит восприятие перемещения из элементарных, следующих приятель за втором зрительных ощущений отдельных точек, через каковые проходит перемещение, и говорит, что восприятие перемещения появляется благодаря слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).
Теории второй группы утверждают, что восприятие перемещения имеет своеобразное уровень качества, несводимое к таким элементарным ощущениям. Представители данной теории говорят, что подобно тому, как, к примеру, мелодия не есть несложной суммой звуков, а как следует хорошим от них целым, так и восприятие перемещения несводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит, к примеру теория гештальтпсихоло-П1и, известным представителем которой есть М. Вертгеймер.
Восприятие перемещения есть, по Вертгеймеру, своеобразным переживанием, хорошим от восприятия самих движущихся предметов. В случае, если имеются два последовательных восприятия объекта в разных положениях (а) и (б), то переживание перемещения не складывается из этих двух ощущений, а соединяет их, пребывав между ними. Это переживание перемещения Вертгеймер именует фи-феноменом.
направляться подчернуть, что проводилось достаточно довольно много особых работ по изучению неприятности восприятия перемещения с позиции гештальтпсихологии. К примеру, представители данного направления поставили перед собой вопрос: в силу каких условий при трансформации пространственных взаимоотношений в поле отечественного зрения одни из принимаемых объектов кажутся движущимися, а другие — неподвижными? В частности, по какой причине нам думается, что движется луна, а не облака? С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, каковые очевидно локализуются на некоем втором объекте; двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. Так, при фиксации луны на фоне туч она воспринимается движущейся. Ими было продемонстрировано, что из двух предметов в большинстве случаев движущимся думается меньший. Движущимся кроме этого думается тот предмет, что в течение опыта претерпевает громаднейшие количественные либо качественные трансформации. Но изучения представителей гештальтпсихологии не вскрыли сущности восприятия перемещения. Фундаментальным принципом, регулирующим восприятие перемещения, есть осмысление обстановки в объективной действительности на базе всего прошлого опыта человека.
Восприятие времени, не обращая внимания на важность данной неприятности, изучено значительно меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса содержится в том, что время не воспринимается нами как явление материального мира. О его течении мы судим только но определенным показателям.
самые элементарными формами являются последовательности восприятия и процессы длительности, в базе которых лежат элементарные ритмические явления, узнаваемые иод заглавием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах подкорковых образований и коры. К примеру, отдыха и чередования сна. Иначе, мы принимаем время при исполнении какой-либо работы, т. е. в то время, когда происходят определенные нервные процессы, снабжающие отечественную работу. В зависимости от длительности этих процессов, торможения и чередования возбуждения, мы приобретаем определенную данные о времени. Из этого возможно сделать вывод о том, что в изучении восприятия времени нужно учитывать два главных нюанса: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.
Оценка длительности временного отрезка сильно зависит от того, какими событиями он был заполнен. В случае, если событий было довольно много и они были занимательны для нас, то время шло скоро. И напротив, в случае, если событий было мало либо они были не занимательны для нас, то время тянулось медлительно. Но в случае, если приходится оценивать
прошедшие события, то оценка длительности носит обратный темперамент. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок думается нам более продолжительным. И напротив, не увлекательное для нас время мы недооцениваем, временной отрезок думается нам малым.
Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. В случае, если события приводят к положительному отношению к себе, то время думается скоро идущим. И напротив, негативные переживания удлиняют временной отрезок.
Характерной изюминкой времени есть его необратимость. Мы можем возвратиться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Именно поэтому мы принимаем течение времени, устанавливая, в сбою очередь, для этого объективный порядок необратимой последовательности событий. Причем данный порядок мы устанавливаем на базе причинных зависимостей следования одних событий за вторыми.
Кроме установления порядка либо последовательности предшествующего и последующего событий мы с вами пользуемся временной локализаций, т. е. мы знаем, что такое-то событие должно случиться в данное время. Локализация времени вероятна по причине того, что мы с вами пользуемся определенными размерами временных промежутков. Такими интерватами смогут быть сутки, семь дней, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих промежутков допустимо по причине того, что в них чередуется определенная смена событий, к примеру заход и рассвет . Так, по количеству восходов мы можем делать выводы, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.
Потому, что время — направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только совокупность единиц измерений (секунда, 60 секунд, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. Естественной отирав-ной точкой во времени есть настоящее, которое разделяет время на предшествующее ему последующее будущее и прошлое. Оно одно как словно бы конкретно дано как что-то наличное; от него взгляд направляется в будущее и прошлое.
Но и настоящее имеет собственный положение в череде опосредованных событий, т. е. существуют точки, от которых ведется исчисление времени. Таковой точкой для конкретного человека есть его рождение, для человечества — определенная общепринятая точка, к примеру рождение Иисуса Христа.
Так, в восприятии времени человеком нужно выделить два нюанса: субъективный и объективно-условный. Субъективный нюанс связан с отечественной личной оценкой проходящих событий, что, со своей стороны, зависит от заполненности данного временного периода событиями, и их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный нюанс связан с чередой и объективным течением событий условно-договорных точек отсчета, либо промежутков времени. В случае, если первый нюанс отражает отечественное чувство времени, то второй нюанс оказывает помощь нам ориентироваться во времени.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте восприятие как познавательный психологический процесс.
2. В чем содержится восприятия и взаимосвязь ощущения?
3. Что вы понимаете о теориях распознавания образов?
4. Поведайте о физиологических базах восприятия. В чем содержится рефлекторная сущность восприятия?
5. Охарактеризуйте фундаментальные особенности восприятия.
6. Что вы понимаете об иллюзиях восприятия?
7. Какие конкретно вы понимаете классификации форм восприятия?
8. В чем проявляются личные различия в восприятии?
9. Раскройте главные закономерности развития восприятия у детей.
Рекомендуемая литература
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекоэнания / АН СССР, Ин-т психологии. — М.: Наука, 1977.