Цезура

Цезура — внутристиховая пауза, не связанная с синтаксическим членением фразы. Она не всегда означает паузу в произнесении стиха, значительно чаще отмечена только словоразделом, — для её ощущения достаточно, дабы в соответствующем месте оканчивалось слово:

И мысли в голове ? нервничают в отваге,
И рифмы легкие ? навстречу им бегут,
И пальцы просятся ? к перу, перо к бумаге,
стихи — и Минута ? вольно потекут.
(А. С. Пушкин)

Цезура предназначена для более отчетливого ритмического членения стиха, в то время, когда «долгие», многостопные размеры с её помощью делятся на более маленькие отрезки, лучше разрешающие уловить ритм, в один момент разнообразя его.

В русском хорошем стихе имеется размеры с цезурой необходимой и необязательной. К первым относятся 6?стопный ямб, пентаметр и гекзаметр. Ко вторым — 5?хорей и стопный ямб, 6?стопный хорей. Чередование стиха цезурованного и бесцезурного давало возможность заметных ритмических вариаций. Так, в 5?стопном ямбе для А. С. Пушкина наличие либо отсутствие цезуры было весьма значимым. В одной эпиграмме он спорит с В. А. Жуковским (первые две строки — цитата из стихотворения Жуковского «Тленность»):

Послушай, дед, мне любой раз,
В то время, когда посмотрю на данный замок Ретлер,
Приходит в идея: что, в случае, если это проза,
Да и плохая?..

На идея о «плохой прозе» Пушкина навело отсутствие по окончании четвертого слога в первом стихе цезуры, которая для него самого была необходимой. До 1830 г. сам Пушкин писал лишь цезурованным 5?стопником («Борис Годунов»). Но В первую очередь 30?х гг. он переходит к ямбу бесцезурному, и стихи «Домика в Коломне»: «Согласиться вам, я в 5?стопной строке / Обожаю цезуру на второй стопе» — обманывают читателя: второй стих тут бесцезурен.

Стопный хорей по большому счету похож на два различных размера, в силу того, что строки с цезурой и без цезуры через чур не похожи. Сравните: «Ах, метель такая, ? легко линия забери» (С. А. Есенин) и «И за это меня матушка бранила» (А. А. Дельвиг).

В 6?стопном ямбе ритмическое разнообразие достигается за счет перемены цезуры, которая возможно мужской (1?й и 4?й стихи в первом примере) и дактилической (2?й и 3?й стихи в том месте же). В XX в. появляется и бесцезурный 6?стопник, что воспринимается либо как силлабический стих («Нежить» В. И. Нарбута), либо как какой?нибудь неклассический стих (кое-какие строки В. В. Маяковского, «Не нужно…» Е. А. Евтушенко).

В более редких долгих размерах цезура необходима, причем в одном стихе она возможно не одна («В глухой колодец, И в далеком прошлом забытый, И в далеком прошлом без судьбы ? и без воды…» — К. Д. Бальмонт).

Особенный случай являются цезурные наращения либо усечения, в то время, когда поэт, пользуясь ритмической паузой, «додаёт» к полустишию лишний безударный слог либо, напротив, «убирает» его:

Я мечтою ловил ? уходящие тени,
Уходящие тени ? погасавшего дня,
Я на башню всходил, ? и дрожали ступени,
И дрожали ступени ? под ногой у меня.
(К. Д. Бальмонт)

Это 4?стопный анапест с цезурой по окончании шестого слога. Но во втором и четвертом стихе затем слога, в паузе, добавлен еще один безударный слог.

Сложнее пример из Г. Р. Державина:

Что ты заводишь ? песню военну
Флейте подобно, ? дорогой снигирь?
С кем мы отправимся ? войной на Гиену?
Кто сейчас вождь отечественный? ? Кто богатырь?

Правильный размер стихотворения дает стих: «Полно петь песню ? военну, снигирь!» Это 4?стопный дактиль с цезурой по окончании седьмого слога. Она рассекает пополам группу из двух безударных слогов, и поэт вольно «укорачивает» то одно, то второе полустишие.

29 Цезура


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: