МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.Г. РОДЦЕВИЧ, А.Ф. ГУЛЯКЕВИЧ, О.М. РАДЮК
депрессия и Тревога в детско-подростковой соматической практике
(лечения и алгоритмы диагностики)
Минск БелМАПО 2006
УДК
ББК
Рекомендовано в качестве учебно- методического пособия УМС национального учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»
(протокол № от 2006г.)
Родцевич О.Г., Гулякевич А.Ф., Радюк О.М. депрессия и Тревога в детско-подростковой соматической практике(лечения и алгоритмы диагностики): Учебно- методическое пособие. – Мн.: БелМАПО, 2006. –с.
Критики:
В учебно-методическом пособии изложены главные диагностические параметры, дифференциальная диагностика, психо- и фармакотерапия депрессии и тревоги, и коррекционные методики.
Учебно-методическое пособие предназначено для докторов педиатров, психотерапевтов, психиатров и неврологов.
УДК
ББК
Психосоматические расстройства у детей и подростков, являются ответственной проблемой практического здравоохранения. Неумение выявить эту патологию довольно часто ведет к тому, что подлинный диагноз устанавливается спустя многие годы по окончании происхождения первых проявлений заболевания. дальнейшее развитие и Возникновение психосоматических нарушений ведет к становлению большинства патологических состояний, в особенности в ранние возрастные периоды, что требует максимально лечения и ранней диагностики этих расстройств, каковые часто как бы взаимно дополняются и усиливаются, а во многих случаях и утяжеляют проявления главного заболевания (соматического либо психологического). Это мешает адекватному лечению и в значительной степени ухудшает прогноз.
До недавнего времени неприятность психосоматических расстройств в детской практике не рассматривалась и не анализировались, не смотря на то, что эта несколько нарушений представляет собой большую часть соматической патологии у детей. Главная масса больных с подобными расстройствами первично обращаются, к доктору-интернисту, а после этого наблюдаются в стационарах и поликлиниках неспециализированного профиля. Довольно часто они информируют доктору лишь о тех симптомах, каковые имеют значительное значение только, согласно их точке зрения, а психопатологическую симптоматику стараются скрыть. Последняя может расцениваться интернистами как психологически подобная реакция личности на соматическую патологию и поэтому игнорироваться как в диагностическом, так и в лечебном замысле. Исходя из этого лечения и проблема диагностики психосоматических нарушений в детско-подростковом возрасте есть своевременной, актуальной и малоизученной.
Термин психосоматика включает в себя 2 понятия: с одной стороны, ко мне относится несколько расстройств, в динамике и клинической картине которых серьёзное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические проявления. Иначе, под психосоматикойпонимается не столько несколько больных состояний, сколько определенный методологический подход либо образ научного мышления в медицине. Базу указанного подхода образовывает изучение характера связи меду психологическими и соматическими сдвигами.
В современном понимании психосоматическая медицинарассматривается как наука и метод лечения о взаимоотношениях психологических и соматических процессов, каковые тесно связывают человека с окружающей средой. Таковой принцип, опирающийся на единство телесного и душевного, есть базой медицины. Он снабжает верный подход к больному, что нужно не только в одной медицинской профессии, но и во всех сферах доклинического и лечения и клинического обследования.
Психосоматические расстройства — это систем функций и расстройства органов, обусловленные психологическими, например, аффективными, нарушениями, каковые появляются в функционально перегруженных, конституционально-неполноценных либо поврежденных висцеральных совокупностях.
Факторы риска происхождения психосоматических расстройств у детей иподростков:
Генетические
1.Наследственная отягощенность психологическими болезнями;
u психотического характера;
u непсихотического характера.
2.Наследственная отягощенность психосоматическими расстройствами
3.Личностные изюминки своих родителей.
4.Личностные изюминки больных.
Церебрально-органические
1.Патология родов и беременности.
2.Нарушение вскармливания.
3.Нарушения психомоторного развития
4.Травмы, операции, интоксикации.
5.Остаточные явления раннего органического поражения ЦНС.
6. Вредные привычки (патологически привычные действия — ППД — сосание пальца, грызение ногтей, раскачивание туловищем, выдергивание волос и др.).
Микросоциальные
1.Нехорошие материально-конфликты и бытовые условия в семье.
2.Нарушение совокупности мать-дитя.
3.Недостатки воспитания.
4.Посещение детских учреждений.
5.Наличие братьев и сестёр.
6.Неполная семья.
7.алкоголизм и Курение у своих родителей.
8.Утрата (заболевание) своих родителей либо родных родственников.
9.Изменение стереотипа общения.
10.Психоэмоциональные перегрузки.
самые частыми обстоятельствами происхождения отрицательных эмоцийу детей дошкольного возраста являются:
u срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки либо крута общения);
u неправильное построение режима для ребенка;
u неправильные воспитательные приемы;
u отсутствие нужных условий для самостоятельной деятельности и игры;
u создание односторонней аффективной привязанности;
u отсутствие единого подхода к ребенку.
К школьным стрессовым обстановкам возможно отнести:
• отсутствие дружеских взаимоотношений либо неприятие детским коллективом;
• неспособность ребенка соответствовать настроениям, деятельности и желаниям; сверстников;
• смена школьного коллектива;
• негативное отношение преподавателя;
• нахождение в закрытых детских учреждениях (интернатах, детских зданиях, поликлиниках, санаториях и т.д.);
• неспособность совладать с учебной нагрузкой.