Способы удержания внимания слушателей

Слушатели с напряженным вниманием смотрят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. В случае, если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей чувство скуки. Как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления? Разглядим коротко главные факторы: паузы и темп, диалог с аудиторией, драматизацию речи и логическую организацию, убеждённость оратора и эмоциональные приёмы, и пр.

В первую очередь сохранению внимания содействует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей завлекает такое построение изложения, по ходу которого появляются вопросы, а ответы на них рождаются в ходе совместного поиска либо последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории содействует проблемная обстановка в речи, подача фактов либо идей в противопоставлении.

Слушатели с напряженным вниманием смотрят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. В случае, если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей чувство скуки, досады либо кроме того раздражения. Исходя из этого наиболее значимое условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, т. е. новая, малоизвестная слушателям информация либо уникальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ неприятности.

Изложение должно быть дешёвым, что во многом обусловлено культурой речи оратора. Включение терминов, методы определения понятий продумываются заблаговременно. Сделать выступление понятным и доходчивым оказывает помощь применение наглядных пособий и примеров, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.

Способна заворожить слушателей ясность речи оратора — изменяющаяся интонация, красочные словесные образы, уникальные сравнения, меткие выражения.

Помимо этого, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный движение, обращение к слушателям так действенны, что способны спасти положение кроме того в том случае, в то время, когда аудитория начинает скучать. Тут возможно кроме этого дать совет использовать и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.

Умелые ораторы, замечательно обладающие темой, время от времени прибегают к провокации: заявляют что-то, что приводит к несогласию аудитории (а следовательно, завлекает ее внимание), а после этого вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

Поддерживает внимание сопереживание, появляющееся, в то время, когда оратор увлеченно обрисовывает события, затрагивающие интересы и чувства аудитории. В зале наряду с этим появляется заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, в то время, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Разговорная обращение в большинстве случаев сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая отлично действует на слушателей, приглашает к разговору и совместному размышлению. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса.

Экспрессия завлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое наслаждение. Очевидно, жесты хороши лишь тогда, в то время, когда они естественны.

Наконец, крайне важны эмоциональность и убеждённость оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и разрешают ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, в то время, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».

Нужен умеренный темп речи, таковой, дабы слушатели успевали смотреть за ходом мыслей оратора, усваивать сообщённое, записывать, в случае, если имеется необходимость.

В речи необходимы паузы. Конкретно на протяжении пауз идет осмысление сообщённого, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.

Оратору, владеющему эмоцией юмора, не приходится прибегать к особым приемам для поддержания внимания.

Постоянный зрительный контакт разрешает смотреть за реакцией слушателей и руководить их вниманием. В случае, если вместо этого оратор наблюдает куда-то вдаль, рассматривает носки собственных ботинок либо уткнулся в записи, он и не увидит, что слушатели «отключились» и его выступлению угрожает провал.

На протяжении выступления часто наступает момент, в то время, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием [7]. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов.

При первых показателях утомления аудитории направляться воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Несложнее всего поменять звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Данной же цели помогает пауза.

Возможно привести пример, затрагивающий яркие интересы слушателей, либо поведать маленькую забавную историю (анекдот). Так именуемые отступления звучат нежданно и потому разрешают слушателям отдохнуть.

Рекомендуем иногда переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы приобретает толчок. Переключение внимания происходит, к примеру, в то время, когда оратор умело, завершает один вопрос либо тему, а после этого именует следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, каждая работа слушателей.

Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях оказывает помощь прямое указание на то, что разглядываемый вопрос крайне важен, понадобится в будущем и т. п. Данный прием стимулирует волевое внимание, но злоупотреблять им, само собой разумеется, не следует.

Ораторским жестом именуют любое телодвижение с целью выделить значение произносимых слов, сделать более ясным их суть, влиять на аудиторию.

В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается применять иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают лишь чтобы сделать иллюстрацию бросче. Очень направляться сообщить о жестах, помогающих выразить суть слов. Иногда без них просто не обойтись.

Умелые лекторы уверены в том, что лучше закончить выступление на 60 секунд раньше, чем позднее.

Публичные выступления: приемы удержания внимания!


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: