Цель деятельностипедагога-психолога, реализующаяся в данной рабочей программе, — укрепление и охрана психологического здоровья детей на базе создания психотерапевтических условий успехи ими личностных образовательных результатов в ходе освоения образовательных областей.
Задачи деятельности педагога-психолога:
— определение личных образовательных потребностей детей;
— преодоление и предотвращение трудностей развития дошкольников;
— создание соответствующих психотерапевтических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.
Ключевые принципы формирования программы
Ключевые принципы формирования программы педагога-психолога возможно выяснить следующим образом:
1. Интеграция, снабжающая целостность и полноту отражения разнородных элементов действительности в сознании ребенка, что разрешает ему создавать новое знание, а не просто продуцировать готовые знания, полученные от взрослого. В рабочей программе принцип интеграции реализуется через взаимопроникновение различных видов деятельности на базе как следует нового проектирования педагогической деятельности, снабжающей связь развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах детской деятельности. Принцип интеграции основывается на положении об общности психологических процессов, развитие которых нужно для успешного осуществления любой деятельности, и на идеях о специфике развития ребенка-дошкольника (А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин). Интегрирование различного содержания, форм организации деятельности и разных видов детей образовательного процесса соответствует характеру восприятия, понимания, преобразования и воспроизведения действительности, характерному дошкольникам.
2. Вариативность в отношении образовательных программ и свобода выбора образовательного маршрута, снабжающие индивидуализацию образовательного процесса, что формирует психолого-педагогические основания для личностно-ориентированного сотрудничества взрослого и ребенка в образовательном ходе.
3. Открытость совокупности дошкольного образования для обогащения культурообразующими составляющими, что придает итогам образования культуросозидающий суть. Обогащение содержания детского развития за счет освоения ребенком культурных практик, получающих для него культуросозидающий суть и приводящих, согласно точки зрения Н.А. Коротковой, к «разламыванию» диффузной инициативы ребенка на различные ее направления (сферы), то есть: игра и родственные ей виды деятельности (продуктивная, познавательно-коммуникативная практика и исследовательская деятельность), что противостоит классическому разделению «игра – учебные занятия». Освоение детьми культурных практик ведет к разделению сфер инициативы ребенка: как созидающего волевого субъекта, творческого субъекта, исследователя, партнера по сотрудничеству и собеседника. Таковой подход разрешает организовать ответственное психотерапевтическое новообразование дошкольного возраста – субъектную позицию. Ответственным моментом есть сохранение субкультуры детства.
Поле реализациипринципов рабочей программы выстраивается в триаде: образовательная программа – образовательный маршрут – мониторинг качества образования (целевые ориентиры).
Главные подходы к формированию программы
Главным подходом при создании рабочей программы с позиции психологизации стало положение А.В. Запорожца об амплификации детского развития. Амплификация в интерпретации В.Т. Кудрявцева свидетельствует содействие в превращении деятельности ребенка, заданной взрослым через совокупность культурных образцов, в детскую самостоятельность, направленную на творческое переосмысление этих образцов. «И в следствии сама деятельность из «инструмента педагогического действия» трансформируется в самореализации и средство саморазвития собственного субъекта-ребенка». Образование, следовательно, выступает средством не только развития, но и саморазвития ребенка-дошкольника.
Возрастные изюминки детей дошкольного возраста
Возраст от 2 до 3 лет
Развивается предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, обращение, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. На протяжении совместной с взрослыми предметной деятельности развивается познание речи. Интенсивно начинается активная обращение детей. К концу третьего года судьбы обращение делается средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный темперамент, в середине третьего года судьбы появляются действия с предметами помощниками.
Обычным есть изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от неё линий.
Дети смогут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
К трём годам дети принимают все звуки родного языка, но произносят их с громадными искажениями.
Главной формой мышления делается наглядно-действенная.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, зависимость и импульсивность желаний и чувств от обстановки. У детей появляются стыда и чувства гордости, начинают формироваться элементы самосознания, которые связаны с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, хорошего от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис довольно часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может длиться от нескольких месяцев до двух лет.
Возраст от 3 до 4 лет
Общение делается внеситуативным.
Игра делается ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Основной изюминкой игры есть её условность: исполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к вторым действиям с другими предметами. Главным содержанием игры младших дошкольников являются действия с предметами и игрушками-помощниками.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети смогут принимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети смогут запомнить 3 – 4 названий и 5 – 6 слова предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить большие отрывки из любимых произведений.
Развивается наглядно-действенное мышление. Наряду с этим преобразования обстановок во многих случаях осуществляются на базе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить кое-какие отношения и скрытые связи между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играются рядом, чем деятельно вступают во сотрудничество. Но уже в этом возрасте смогут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми появляются в основном по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, развивается кроме этого их половая идентификация.
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые сотрудничества. Происходит разделение игровых и настоящих сотрудничеств детей.
Дети смогут рисовать главные фигуры , вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному показателю – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, ширина и длина.
Начинает складываться произвольное внимание.
Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники смогут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Возрастает устойчивость внимания. Ребёнку выясняется дешёвой сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 мин.. Он способен удерживать в памяти при исполнении каких-либо действий несложное условие.
Обращение делается предметом активности детей. Обращение детей при сотрудничестве между собой носит ситуативный темперамент, а при общении с взрослыми делается вне ситуативной.
В общении ребёнка и взрослого ведущим делается познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться фавориты. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети смогут распределять роли до начала игры и строить собственное поведение, придерживаясь роли. Обращение, сопровождающая настоящие отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и осознавать подчинённость позиций в разных видах деятельности взрослых. При распределении ролей смогут появляться конфликты, которые связаны с субординацией ролевого поведения.
Это возраст самоё активного рисования. Картинки покупают сюжетный темперамент; по рисунку возможно делать выводы о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на базе схемы, по плану и по условиям. Появляется конструирование на протяжении совместной деятельности.
Совершенствуется восприятие их оттенки и цвета, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Принимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию либо убыванию – до 10 разных предметов.
Восприятие воображает для дошкольников узнаваемые сложности, в особенности если они должны в один момент учитывать пара разных и наряду с этим противоположных показателей.
В старшем дошкольном возрасте развивается образное мышление. Совершенствуются обобщения, что есть базой словесно логического мышления.
Воображение будет деятельно развиваться только при условии проведения особой работы по его активизации.
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Совершенствуется обращение, а также её звуковая сторона.
Начинается связная обращение. Дети смогут пересказывать, говорить по картине, передавая не только основное, но и подробности.
Успехи этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; предстоящим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого метода обследования примера; усвоением обобщённых способов изображения предметов однообразной формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности трансформаций); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, обращение, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные сотрудничества людей. Игровое пространство усложняется. Дети смогут комментировать выполнение роли тем либо иным участником игры.
Более явными становятся различия между картинками мальчиков и девочек. Изображение человека делается ещё более детализированным и пропорциональным.
При верном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие свойства в изобразительной деятельности.
Они вольно обладают обобщёнными методами анализа как изображений, так и построек; не только разбирают главные конструктивные изюминки разных подробностей, но и определяют их форму на базе сходства со привычными им объёмными предметами.
У детей развивается восприятие, но они не всегда могут в один момент учитывать пара разных показателей.
Начинается образное мышление, но воспроизведение метрических взаимоотношений затруднено. Развиваются рассуждения и навыки обобщения, но они в значительной мере ещё ограничиваются наглядными показателями обстановки.
Развивается внимание дошкольников, оно делается произвольным.
В следствии верно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и кое-какие виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его главные успехи связаны с освоением мира вещей как предметов людской культуры; освоением форм хорошего общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок владеет большим уровнем познавательного и личностного развития, что разрешает ему в будущем удачно получать образование школе.
Планируемые результаты освоения программы (Целевые ориентиры)
Физическое развитие:
Организованные правильные, четкие и координированные мелкомоторные перемещения, как друзья, так и новые, по инструкции и показу; умение последовательно делать сложные перемещения по примеру, словесной инструкции, замыслу, создавать творческое сочетание перемещений, осуществлять контроль и оценивать уровень качества исполнения перемещения с позиций точности, правильности. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние.
Социально-коммуникативное развитие:
Свойство к осознанию собственных эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, организованные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение. Чувство собственного преимущества. Организованная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, рвении быть аккуратным, старательным; свойство самостоятельно разрешать неприятности в деятельности, обращаясь за помощью в обстановках настоящих затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное состояние вторых людей, сопереживать; подчинять собственный поведение в основном не потребностям и сиюминутным желаниям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое отлично и что такое не хорошо»; самостоятельно ставить цели, а также публично значимые; проявлять инициативу в различных видах деятельности, подчинять собственную активность достаточно отдаленным целям, развернуто отражать цели в речи и планировать условия и этапы ее успехи; создавать условия, нужные для успешного успехи цели; проявлять элементы прогнозировать, волевое упрочнение, противостоять отвлечениям, кроме того при исполнении не через чур увлекательной деятельности; удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать помехи и трудности, не отказываясь от начальной цели.
Познавательное развитие:
Умение планировать различные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные эмоции, сделанные выводы; соотносить ответы и вопросы с совокупностью имеющихся знаний, суждений и представлений. Рвение ставить познавательные задачи, экспериментировать, а также самостоятельно, чтобы получить новое знания, решения проблемы; свойство в мыслях экспериментировать, рассуждать. Свойство осознавать эмоциональные состояния, последствия и мотивы поступков храбрецов произведений; развернуто высказывать в речи сопереживание храбрецам произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (прекрасный/некрасивый) и моральную (хороший/не добрый, хороший/нехороший) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; высказывать интерес к душевным переживаниям храбрецов, демонстрировать сопричастность к этому состоянию, обнаружить аналогии в реальности, улавливать эмоциональный подтекст произведения, попадать в авторский план, осознавать собственный собственное эмоциональное отношение к храбрецам; обращать внимание на язык произведения; уместно использовать в собственной речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.
Речевое развитие:
Навыки диалогического общения. Мочь отражать в речи сущность происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в различных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.
Художественно-эстетическое развитие:
Умение применять критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, высказывать собственные эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения.
Мочь определять жанр музыкального произведения; осознавать и растолковывать смену настроения в музыкальном произведении, динамику средства и музыкального образа его воплощения; делать перемещения, а также со сложным ритмическим рисунком, как следует, самостоятельно, технично, ритмично, ясно; осуществлять контроль, создавать ясные уникальные музыкальные образы, передавать настроение, импровизировать с применением своеобразного «языка музыки»; согласовывать собственные действия с действиями вторых детей в коллективных формах музыкальной деятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Психотерапевтическое сопровождение образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Несколько | Развивающие задачи |
Младшая несколько | Стимулировать хорошее самоощущение. Насыщать жизнь ребенка хорошими переживаниями. Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать осознание потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в собственных силах. Повышать чувство защищенности. Стимулировать рвения пожалеть, успокоить, порадовать, поделиться. Развивать представления ребенка о себе, собственной жизнедеятельности; свойство осознавать и высказывать предпочтения и свои потребности; умения осознавать хорошие и отрицательные последствия поступков, ставить и достигать предметно-практические и игровые цели, определять кое-какие средства и создавать отдельные условия для их успехи, достигать результата, проявляя целенаправленность, действенную самостоятельность. Поощрять рвение к совместным со сверстниками играм. Стимулировать привязанность ко взрослому, рвение принимать участие в совместной со взрослым практической и игровой деятельности, адекватно реагировать на оценку и указания взрослого, интерес к действиям ровесника, желание принимать в них участие, проявление хороших чувств в общении с другими детьми. |
Средняя несколько | Стимулировать хорошее самоощущение. Насыщать жизнь ребенка хорошими переживаниями. Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать у ребенка осознание потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в собственных силах. Повышать чувство защищенности. Приводить к стремлению помогать взрослому и сверстнику в преодолении трудностей, проявлять сострадание, желание помогать, успокоить, порадовать, оказать помощь, проявлять хорошее отношение к требованиям взрослого, готовность делать их. Развивать свойство подмечать разнообразные эмоциональные состояния вторых людей, и нюансы переживаний; чувствительность к педагогической оценке; рвение улучшать собственные успехи, гордиться ими, демонстрировать собственные удачи взрослому, давать себе оценку «хороший», пробуя ее мотивировать; развивать хорошую самооценку. Побуждать к независимому исполнению главных правил поведения и элементарных моральных норм в бытовых обстановках, на занятиях, в свободной деятельности. Стимулировать проявления целенаправленности; потребность улучшать уровень качества собственной деятельности; проявление в играх хороших чувств, доброжелательного отношения к сверстникам, хороших эмоций к игрушкам, бережного отношения к игровому материалу; стимулировать рвение исправлять неточности, проявлять социально одобряемое поведение в конкретной обстановке и избегать социально неодобряемых действий. Вырабатывать поведение в соответствии с гендерными различиями; умения самостоятельно либо с малым помощью взрослых преодолевать затруднения в деятельности, ставить предметно-практические, игровые, элементарные коммуникативные и познавательные цели и достигать их, определять средства и создавать условия для их успехи; достигать результата, проявляя действенную самостоятельность; развернуто отражать в речи цели, намерения, средства, условия и этапы их реализации, итог; именовать делаемые их последовательность и действия, предшествующие и последующие действия, отдельные эмоциональные состояния, как хорошие, так и отрицательные; выяснять эмоции людей, с которыми общается; трактовать эмоции персонажей литературных и фольклорных произведений, и людей, изображенных на картинах, эмоции, отраженные в музыкальных произведениях; именовать кое-какие средства эмоциональной ясности, подмечать норм и нарушения правил вторыми детьми, осознавать хорошие и отрицательные последствия собственных поступков; на пути успехи цели противостоять отвлечениям, помехам. Развивать ясность средств общения, диалогическое общение. Вырабатывать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослым, ситуативно-деловую форму общения со сверстниками. |
Старшая несколько | Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать свойство к осознанию собственных эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Повышать чувство защищенности, вырабатывать приемы преодоления психоэмоционального напряжения. Создавать условия для осознания ребенком собственных переживаний, понижения отчужденности. Помогать проявлению согласия, осовоению хороших средств самовыражения. Приводить к инициированию помощи, помощи, стремление и сопереживание помогать, осознать обстоятельства эмоциональных состояний, радовать вторых, быть нужным. Развивать познание важности нравственного поведения, осознание последствий правил/соблюдения и нарушения норм. Стимулировать независимое преодоление трудностей в деятельности, рвение делать правила и нормы, относить содержащиеся в них требования к себе, организовывать в соответствии с ними собственный поведение; стимулировать желание исправиться при нарушении правил и норм поведения. Вырабатывать умения устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со привычными, так и с незнакомыми, высказывая содержание общения разнообразными методами; вступать в диалогическое общение, осознавать разнообразные инициативные обращения и адекватно на них реагировать, передавать содержание диалога в инициативных репликах; вступать в речевое общение различными методами: информировать о собственных впечатлениях, переживаниях, задавать вопросы, побуждать партнера к совместной деятельности; дифференцированно, ясно применять вербальные и невербальные средства в различных обстановках, сказать тихо, с умеренной громкостью, доброжелательно; проявлять доброжелательность, неконфликтность; самостоятельно разрешать конфликтные обстановки, применяя конструктивные методы и прибегая к помощи взрослых крайне редко; договариваться, изменять стиль общения со взрослым либо сверстником в зависимости от обстановки, проявлять внимание и уважение к собеседнику, обосновывать собственный несогласие и согласие с действиями партнера, выполнять нормы речевого этикета, применять индивидуализированные формулы речевого этикета за счет приращения к ним мотивировок. Развивать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми и вырабатывать внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками. |
Подготови- тельная несколько | Стабилизировать эмоциональный фон. Развивать свойство к осознанию собственных эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Повышать чувство защищенности, вырабатывать приемы преодоления психоэмоционального напряжения. Развивать чувство собственного преимущества. Создавать условия для осознания собственных переживаний, понижения отчужденности. Стимулировать согласие, помогать освоению хороших средств самовыражения. Развивать потребность в проявлении ответственности, настойчивость, рвение быть аккуратным, старательным; свойство самостоятельно разрешать неприятности в деятельности, обращаясь за помощью в обстановках настоящих затруднений; адекватно реагировать на эмоциональные состояния вторых людей, сопереживать. Вырабатывать четкие, обобщенные, информативные представления об чувствах и эмоциях; умения разбирать и оценивать поступки и свои поступки вторых людей, результаты собственной деятельности; подмечать и исправлять неточности для увеличения качества результата; подмечать и именовать эмоциональные состояния людей, нюансы их выражения и переживания, отражая в развернутой речи; осознавать и растолковывать обстоятельства их происхождения и приемы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на собственный опыт, опыт литературных персонажей, рассказы и мнение взрослого; самостоятельно различать состояния людей и эмоциональные особенности по фотографии, описанию в тексте, наблюдению; осознавать важность эмпатии, использовать приемы поддержания родственных связей, совершенно верно направляться примеру, обследовать его перед деятельностью , задавать взрослому уточняющие вопросы, получать соответствия результата примеру, ориентироваться на метод действия в соответствии с требованиями взрослого («как нужно делать»), оценивать итог на базе соответствия с примером, подмечать и исправлять неточности; проявлять самоконтроль везде как в практической, так и в умственной деятельности; растолковывать необходимость самоконтроля, применять разнообразные приемы самоконтроля в зависимости от задач либо содержания, условий деятельности; мотивировать собственную самооценку, ориентируясь на представления о себе. Развивать адекватную дифференцированную устойчивую самооценку, тождественный уровень притязаний. |
2.2. Психотерапевтическое сопровождение образовательной области
«Познавательное развитие»
2.3. Психотерапевтическое сопровождение образовательной области
«Речевое развитие»
Несколько | Развивающие задачи |
Вторая младшая | Развивать навыки диалогического общения. |
Средняя несколько | Развивать навыки диалогического общения. Учить отражать в речи жизненные обстановки, целостные сюжетные, изображенные на картинах, происходящие в повседневной судьбе, обрисованные в тексте, причинно-зависимости и следственные связи между явлениями и объектами, несоответствия в повседневной практике, в мире физических явлений, эмоциональное отношение к храбрецам; давать эмоциональную оценку храбрецам литературных произведений и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи обрисованных событий, высказывать в речи сопереживание и сочувствие хорошим храбрецам. |
Старшая несколько | Развивать навыки диалогического общения. Учить растолковывать кое-какие зависимости, задавать вопросы причинно-следственного характера, формулировать выводы, отражать в речи эмоциональные состояния, моральные и этические оценки. Вырабатывать умение совершенно верно высказывать собственные мысли. |
Подготови-тельная несколько | Развивать навыки диалогического общения. Учить отражать в речи сущность происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в различных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки; вырабатывать в речи познавательные задачи. |
2.4. Психотерапевтическое сопровождение образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»