Виктор борисович шкловский (1893—1984)

В 1914 г. В. Б. Шкловский, не окончивший университета петербургский студент, написал брошюру «Воскрешение слова». В ней, а кроме этого статьях 1916–1919 гг., изданных Обществом изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), одним из основателей и бессменным главой которого он был, Шкловский выдвинул последовательность идей, сыгравших ключевую роль в современной науке о литературе.

Литературоведение предела XIX и XX вв. разглядывало литературу как историю публичной мысли либо как «психологию творчества». Шкловский значительно сильнее, чем кто?или до него, сформулировал положение о том, что художественную форму нужно изучать самостоятельно, что она имеет личные законы. Один из первых — ощутимость слова. В простом (практическом) языке мы не обращаем внимания на то, как выражена идея, в поэтическом языке обращаем внимание в первую очередь именно на это. Для того дабы читатель обратил внимание на обрисовываемое, автор изображает его как в первый раз замеченное, необыкновенное, необычное. Шкловский назвал данный художественный принцип остранением. Но понемногу слова, приемы становятся привычными, стираются, перестают восприниматься свежо. Тогда — по контрасту — появляются новые приемы. Так как это происходит и с языком, и с сюжетом, и с храбрецом, то появляется идея о «связи приемов сюжетосложения с неспециализированными приемами стиля». Это первенствовал подход к весьма плодотворной научной идее изоморфизма: однообразный художественный эффект появляется на самых различных уровнях произведения.

Столь же плодотворным выяснилось предложенное Шкловским разделение сюжета и фабулы. В случае, если события произведения пересказать «по порядку», это фабула. Но создатель довольно часто для собственных целей располагает их в противном случае, начиная «с конца», «с середины», — это уже сюжет. Сюжет — метод, способ анализа действительности. Об этом Шкловский писал в собственных книгах «Художественная проза. Размышления и разборы» (1959), «Тетива. О несходстве сходного» (1970), «Энергия заблуждения. Книга о сюжете» (1981).

Собственные идеи Шкловский формулировал быстро и категорично. Это вызывало споры. Но время продемонстрировало сокровище конкретно таких резких и отчетливых формулировок.

Виктор Шкловский и Роман Якобсон. Жизнь как роман


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: