Бытие и его основные формы. движение и развитие. пространство и время.

При всей ограниченности взоров на сущность материи философов-материалистов старого мира, они были правы в том, что признавали движения и неразрывность материи. У Фалеса трансформации первичной субстанции — воды — вели к образованию разных вещей; у Гераклита диалектична мысль о вечных трансформациях огня; Демокрит и другие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в пустоте.

Позднее, в условиях господства метафизических и механических воззрений в философии, не смотря на то, что и поверхностно, но признавалась движения и неразрывность материи. Конкретно британский философ Д. Толанд в XIII в. высказал убеждение, что перемещение имеется метод существования материи. Эта идея была подхвачена и развита французскими материалистами.

Само понятие перемещение, как и понятие материя, имеется абстракция. Нет перемещения как такового. а имеется перемещение конкретных материальных предметов.

На базе развития частных наук, анализа философских идей собственных предшественников создатели диалектико-материалистической философии углубили познание сущности перемещения, его постоянной связи с материей, временем и пространством. Диалектический материализм говорит, что материя без перемещения так же немыслима, как и перемещение без материи.

Философы, мыслящие метафизически, если они осознавали перемещение когда механическое, видели обстоятельство перемещения во внешних событиях. На данной базе появилась мысль первотолчка (Ньютон), которая в полной мере имела возможность совмещаться с признанием какой-то таинственной силы а также с существованием всевышнего.

С позиций диалектического материализма обстоятельства перемещения материи существуют в нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как устойчивость и изменчивость, отталкивание и притяжение, несоответствием между ветхим и новым, несложным и сложным и т. д. Так, перемещение имеется итог внутренней активности материи, единство противоречий, имеется ее самодвижение. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

Концепция самодвижения материи имеется логический вывод из самой сущности диалектики, ключевыми принципами которой являются правила общей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция перемещения преодолевает механистическое и метафизическое познание перемещения когда несложного перемещения предметов относительно друг друга, как перемещение по замкнутому кругу с возвратом в исходное положение, когда чисто количественные либо лишь качественные трансформации. С диалектико-материалистической точки зрения любой предмет, находящийся в состоянии спокойствия довольно одних тел, находится в движении по отношению к вторым телам. Более того, в каждого предмета происходят процессы и непрерывные изменения, сотрудничества их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход частиц в поля и напротив, что и есть внутренней обстоятельством их трансформаций, обстоятельством того, что каждая вещь в любой момент времени есть той же и одновременно с этим уже второй. Из сообщённого направляться, что перемещением именуются процессы и всякие изменения во Вселенной, начиная от несложного перемещения и заканчивая мышлением. И это нескончаемый процесс, в этом сущность, в этом причина и основа существования нескончаемого многообразия вещей, объединяемых неспециализированным понятием материя. Как видим, в случае, если предположить неосуществимым отсутствие перемещения, то материя воображала бы собой лишенную всякой определенности, мертвую, мёртвую, абсолютно лишенную активности массу. Конкретно благодаря перемещению материя дифференцируется, происходит уничтожение и непрерывное возникновение всего явлений и многообразия предметов. Перемещение — метод существования материи, и, следовательно, быть, существовать значит быть вовлеченным в процесс трансформации, в перемещение. А это значит, что перемещение полностью, как и материя. Но это не исключает признания относительности перемещения в разных конкретных случаях. К примеру, механическое перемещение одного предмета довольно другого либо взаимопревращение конкретных элементарных частиц данного состояния по отношению к второму их состоянию. Так, аннигиляция позитрона и электрона ведет к появлению двух протонов. Тут мы видим различие конечного результата по отношению к начальному состоянию элементарных частиц.

Признавая абсолютность перемещения, диалектический материализм не отрицает его противоположности — спокойствия. Под покоем понимается неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. В случае, если перемещение есть обстоятельством происхождения конкретных, как следует разных вещей, то покой есть обстоятельством сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования. В случае, если представить себе, что состояние спокойствия не существует, то всю материю нужно будет представить как что-то хаотичное, лишенное всякой определенности, , как следует неразличимое. Так, благодаря перемещению образуются конкретные как следует разные предметы, а благодаря состоянию спокойствия они существуют какое-то время в определенном состоянии и в известном месте. К примеру, Пи-мезон живет всего О, 2 5. 01О 5-6 0 с. Это малое время, но в течение этого времени он остается самим собой. Так, состояние спокойствия, состояние временного равновесия есть, как и перемещение, нужным условием разделения материи.

Вместе с тем принципиально важно подчернуть, что сама возможность спокойствия, относительной устойчивости вещей определяется перемещением материи. Не было бы перемещения, не было бы и как следует разных предметов, не было бы и равновесия, стабильности и т. д. , т. е. не было бы и спокойствия. Это еще раз ведет к мысли, что перемещение полностью, а покой относителен. И в случае, если возможно в какой-то мере сказать об абсолютности спокойствия, то лишь в плане необходимости общего временного существования конкретных вещей.

В отличие от механистического материализма, абсолютизирующего механистическую форму перемещения, распространяющего ее на каждые материальные образования, диалектический материализм, исходя из достижений всей совокупности наук, разглядывает перемещение во всем многообразии его форм и во взаимопереходах последних. Наряду с этим серьёзным есть утверждение, что любая форма перемещения имеет определенного материального носителя.

В первый раз четкую классификацию главных форм перемещения, а через нее и классификацию наук дал Ф. Энгельс. Он выделил пять главных форм перемещения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

Критерием выделения этих форм перемещения есть сообщение каждой из них с определенными материальными носителями. Вместе с тем любая главная форма характеризуется соответствующими законами, действующими на том либо другом структурном уровне материи.

Потом. Более сложные формы перемещения включают в себя более простые. Более сложная форма перемещения не есть легко арифметическая сумма более несложных, а как следует новая, синтетичная форма перемещения.

Энгельс выделил 5 главных форм перемещения:

1. Механическая

2. Физическая

3. Химическая

4. Биологическая

5. Социальная

Все эти формы перемещения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя как следует иную форму перемещения. Любая из этих форм включает в себя нескончаемое множество видов перемещения. Кроме того, по Энгельсу, несложная механическая включает в себя такие виды перемещения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др.

самая сложной формой перемещения есть социальная, т. к. материальный носитель имеется самый сложный вид материи — социальный. Эта форма перемещения включает и трансформации, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека — это механическая двигатель, снабжающий перемещение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организма — условие участия человека в труде, в публичной судьбе. Ко мне входят трансформации социальных групп, слоев, классов, этнические трансформации, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных другие изменения и отношений, определяемые законами перемещения на социальном уровне материи.

направляться выделить, что разные формы перемещения способны переходить приятель в приятеля в соответствии с законами движения и сохранения материи. Это имеется проявление свойства неуничтожимости и несотворимости движения и материи.

Мерой перемещения материи есть энергия, мерой спокойствия, инертности — масса.

Классификация главных форм перемещения материи, созданная Энгельсом, опиралась на успехи наук XIX в. Оставаясь верной в принципиальном замысле, она однако должна быть уточнена и развита в связи с развитием естественных и публичных наук.

Развитие квантовой механики поставило вопрос об анализе новой главной формы перемещения — квантово-механической, которая, по всей видимости, на сегодня есть несложной. В развитие представлений об главных формах перемещения обращение на данный момент идет о геологической, космической формах перемещения, имеющих своеобразных материальных носителей, изучаемых современными науками — физикой, астрофизикой, геологией. Так, развитие современной науки ведет к обогащению отечественных знаний об главных формах перемещения. К тому же на данный момент появляется неприятность уяснения природы особенных биополей, читаемых экстрасенсами, ясновидцами, и, следовательно, делается насущной неприятность предстоящего развития учения о формах перемещения, считающихся до тех пор пока таинственными и необъяснимыми. Так, подтверждаются предположения, сформулированные еще в начале ХХ в. , что в природе будет открыто еще довольно много диковинного. Все сообщённое выше говорит о том, что мир принципиально познаваем, не смотря на то, что любая ступень в развитии отечественного познания расширяет область незнаемого, ставит новые неприятности.

С попытками оторвать перемещение от материи выступали философы и естественники, начиная с середины XIX в.

Так, Освальд, пробуя создать новое философское направление, сделал вывод, что первичной субстанцией, первоначалом всех веществ есть энергия. Это направление в философии стало называться энергетизма. Против него выступили философы и виднейшие физики того времени, например, Планк, Лебедев и др.

Гносеологические корни энергетизма- в абсолютизации перемещения, энергии как меры перемещения, в их отрыве от материи.

Вторая крайность в философии пребывает в попытке абсолютизации состояния спокойствия. В середине XIX в. узнаваемые ученые Томпсон и Клаузиус открыли второй закон (второе начало) термодинамики, сущность которого пребывает в том, что процесс теплопередачи от одного тела к второму необратим и в любой момент направлен от более теплого тела к более холодному.

Исходя из этого закона, Клаузиус сделал вывод, что все виды энергии со временем превратятся в тепловую, а тепловая энергия, в силу указанного закона, равномерно рассеется во Вселенной, которую он воображал как замкнутую совокупность, и наступит неспециализированное энергетическое равновесие, закончится перемещение и наступит тепловая смерть и абсолютный покой Вселенной.

Против данной теории выступили Энгельс, физики Смолуховский, Больцман, Циолковский и др. Энгельс, рассуждая диалектически, думал, что во Вселенной происходит постоянный и энергии и вечный круговорот материи. Основываясь на качественной стороне превращения энергии и закона сохранения, он верил, что излученная в пространстве теплота должна иметь возможность преобразовываться в другие формы перемещения. И это подтвердили работы советского академика В. Амбарцумяна, каковые продемонстрировали, что звезды не только остывают и меркнут, но и появляются снова.

Солидный вклад в опровержение теории тепловой смерти Вселенной внес австрийский физик Больцман, установивший статистический темперамент второго закона термодинамики. Были открыты флуктуации, обратные процессам затухания во Вселенной. Циолковский высказал уверенность в вечной молодости Вселенной. Развивая указанную теорию, советские физики И. П. Плоткин, К. П. Станюкович, Я. П. Терлецкий на базе статистической физики обосновывают, что отечественная Вселенная не есть замкнутой совокупностью и, следовательно, выводы Клаузиуса к ней неприменимы. Помимо этого, Вселенная имеется не только термодинамическая совокупность, но и гравитационная, мезонная, электронная и др. И данный ее многообразный статус снабжает взаимопереходы энергии, ликвидируя возможность одностороннего превращения всех видов энергии лишь в тепловую. К примеру, германский физик Нернст, допуская процесс, противоположный радиоактивному распаду, выразил уверенность, что Вселенная ни при каких обстоятельствах не имеет возможности стать мертвым кладбищем.

И последний серьёзный философский довод. Потому, что материя вечна и нескончаема, то в данной вечности нескончаемое множество раз имело возможность бы наступить состояние безотносительного спокойствия. А этого не случилось. Так, диалектико-материалистические воззрения не допускают возможности тепловой смерти Вселенной.

В мире нет ничего, не считая движущейся материи, писал Ленин, и эта последняя движется в пространстве и времени.

О том, что время и такое пространство, люди вспоминали еще в глубокой древности. В самая отчётливой форме представления о пространстве и времени сложились в виде двух противоположных концепций, названных потом концепциями Аристотеля-Лейбница и Демокрита-Ньютона либо субстанциональной и реляционной.

Первая концепция допускала существование пространства как некоей пустоты, не связанной с материальными предметами. Наряду с этим считалось кроме этого, что время представляет собой независимую сущность, не связанную с пространством и материей.

Напротив, с позиций второй концепции, не мыслились время и пространство, оторванные от вещей. В науке до конца XIX и начала ХХ в. господствовала первая концепция.

Древнегреческие философы Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др. пришли к пониманию пространства как пустоты исходя из собственного атомистического учения. Они считали, что для движения и существования атомов требуется пустота — некое вместилище, где атомы, сочетаясь разным образом в движении, образуют многообразие тел.

С развитием классической физики идеи Демокрита о сущности пространства и времени были развиты в трудах Бруно, Галилея, Декарта и др. Особенно солидный вклад в этом отношении был сделан Ньютоном, искавшим при создании классической механики универсальную совокупность отсчета, довольно которой происходит механическое перемещение тел. В качестве таковой универсальной совокупности Ньютон и выбрал пространство.

По Ньютону, пространство сущность безлюдное полное вместилище, в котором находятся все тела как что-то внешнее по отношению к нему. Все тела владеют протяженностью независимо от существования вторых тел. Ньютон полагал, что пространство трехмерно, непрерывно, однородно и изотропно. Его разные части ничем не отличаются друг от друга, и, значит, пространственные отношения были везде одними и теми же и описывались единой геометрией — геометрией Евклида.

Время сущность чистая продолжительность, свойственная любому единичному явлению самому по себе. Оно кроме этого полностью.

Абсолютность пространства и времени Ньютоном понималась в двух разных, не смотря на то, что и взаимосвязанных, качествах. Во-первых, безотносительным пространством Ньютон именовал безлюдное и неподвижное по отношению к материи пространство (некое вместилище тел), с которым связывалась привилегированная совокупность координат. Во-вторых, термин абсолютности употребляется для чёрта инвариантности, т. е. неизменности длин отрезков в произвольных совокупностях отсчета.

Подобно понятие безотносительное время характеризовало его, с одной стороны, как чистую продолжительность, иначе, как неизменность (инвариантность) временных промежутков в произвольных совокупностях отсчета. Это означало, что везде в пространстве существует единое мировое время, не зависящее от взаимного системы движения и выбора координат тел.

Ньютоновские представления о пространстве и времени в полной мере удовлетворяли потребностям классической физики, поскольку нашлась универсальная совокупность отсчета, довольно которой совершалось любое механическое перемещение, — полное пространство.

Потом разглядим коротко сущность второй концепции пространства и времени. Аристотель, выступая против идеи атомистического строения мира, отбросил вместе с ней и идею безлюдного пространства. С позиций Аристотеля, пространство является совокупностью мест, занимаемых телами. Иными словами, пространство это порядок обоюдного размещения множества разных тел, а время — порядок сменяющих друг друга явлений и состояний тел, т. е. время связывалось с перемещением, трансформацией тел.

Предстоящее развитие вторая концепция взяла в трудах Лейбница, Гюйгенса, Дидро и др. В соответствии с Лейбницу, время и пространство не смогут существовать вне процессов и материи, происходящих в ней. Лейбниц выступал против Ньютоновского понимания чистой длительности и чистой протяжённости. Характеризуя в целом догадку Аристотеля-Лейбница, направляться признать, что в идейном отношении, если сравнивать с ньютоновской, она значительно ближе к диалектико-материалистическому пониманию сущности пространства и времени. Конкретно вторая концепция послужила в будущем базой создания пространственно-временных представлений современной физики.

С позиций диалектического материализма время и пространство неразрывно связаны между собой и с движущейся материей, формами существования которой они являются. По данной концепции бытие вне времени имеется такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства, время и пространство без материи — безлюдные представления, абстракции, существующие лишь в отечественной голове.

Само собой разумеется, в диалектико-материалистической концепции раскрыта сущность пространства и времени по большей части с общефилософских позиций. Но с развитием современной науки ее выводы взяли естественно-научное подтверждение.

Научное определение пространства и времени, и кроме этого более либо менее полное раскрытие их особенностей связано с развитием современной науки, в первую очередь философии и физики.

На данный момент, как нам думается, достаточно совершенно верно выражается сущность пространства и времени в следующих определениях.

Пространство — это совокупность взаимоотношений, высказывающих координацию материальных объектов, их размещение относительно друг друга и относительную величину (расстояние и ориентацию). Пространство высказывает порядок размещения одновременно существующих объектов, их протяженность.

Время — совокупность взаимоотношений, высказывающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их длительность и последовательность. (См. :Физический энциклопедический словарь. Т. 4. М. , 1965. С. 227).

Приведенные определения носят диалектико-материалистический темперамент. Они показывают невозможность дать понятия пространства и времени в их отрыве от материи, невозможность их рассмотрения как некоторых полностью независимых сущностей. Тут время и пространство не мыслятся в противном случае, как определенные особенности нескончаемой совокупности материальных объектов. Лишь через существование последних, потому, что они владеют протяженностью, размерами, обоюдным размещением относительно друг друга, длительностью смены и последовательностью состояний их бытия, мы можем осознать, что время и такое пространство.

Зависимость пространства и времени от материи определяет и все их фундаментальные особенности. Наряду с этим направляться выделить, что не смотря на то, что они в равной степени имеется формы существования материи, но между ними имеется и различия. А исходя из этого они имеют последовательность особенностей, как неспециализированных, так и отличающих их друг от друга.

Неспециализированным свойством, во-первых, есть их объективность. Потому, что материя не зависит от сознания людей, постольку время и пространство кроме этого свободны от него. Наряду с этим нельзя не отметить ту путаницу, которую внесли в данный вопрос идеалисты. Так, Беркли думал, что пространство имеется не что иное, как сосуществование ощущений в духе, субъекте; время — последовательность ощущений. По Канту, время и пространство имеется априорные (доопытные) формы чувственности. Накладываясь на хаос ощущений, эти априорные формы упорядочивают их в пространстве и времени.

Во-вторых, в силу вечности существования материи, вечны время и пространство. Не может быть для того чтобы положения, в то время, когда материя существовала бы либо перед тем, как показались время и пространство, как по окончании того, как они уже провалились сквозь землю.

С попытками мыслить время и пространство как имеющими начало либо финиш мы видимся у Гегеля, Дюринга и др. У Гегеля природа развертывается сперва в пространстве, а после этого уже во времени. А следуя Дюрингу, нужно по большому счету признать, что было время, в то время, когда времени не было. Это явная нелепость.

Третьим свойством пространства и времени есть их безграничность и бесконечность. В применении к пространству безграничность свидетельствует, что в какую бы сторону и на какое бы расстояние ни двигаться, нигде и ни при каких обстоятельствах мы не достигнем таковой границы, которую можно считать пределом. Бесконечность пространства проявляется в том, что как бы громадны не были размеры совокупности, постоянно найдётся такая совокупность большего порядка, которая будет включать в себя первую совокупность в качестве одного из собственных элементов.

Довольно времени бесконечность и безграничность проявляются в отсутствии событий, по окончании которых уже не будет никакой длительности, не будет неисчислимого количества процессов, следующих друг за другом.

В-четвертых, время и пространство владеют особенностями относительности и абсолютности. Причем абсолютность тут мыслится не в ньютоновском смысле. Она проявляется в том, что, независимо от смены явлений, от любых трансформаций в материальных телах, время и пространство объективно существуют. В противном случае говоря, ни один материальный объект, какими бы он особенностями ни владел, не может оказаться вне времени и пространства.

Вместе с тем свойства пространства и времени смогут изменяться с трансформацией особенностей материи. К примеру, в зависимости от материальных условий может изменяться кривизна пространства, что отыскало собственный отражение в создании Н. И. Лобачевским, В. Риманом и др. неевклидовых геометрий. Эйнштейн продемонстрировал, что в различных инерциальных совокупностях отсчета длины отрезков и промежутки времени разны. Эти примеры говорят об относительности пространства и времени.

Серьёзным свойством есть то, что время и пространство постоянны и вместе с тем прерывны /дискретны/. Непрерывность пространства и времени выражается в том, что между любыми двумя элементами пространственной протяженности постоянно существует таковой элемент протяженности, что соединяет оба первых в единую пространственную протяженность. Совершенно верно так же между двумя любыми временными промежутками постоянно найдётся третий, соединяющий их в единую временную продолжительность. Прерывность пространства и времени содержится в том, что они включают элементы, различающиеся по своим внутренним особенностям, по структуре, т. е. по своим качественным чертям.

Подводя итог отметим еще одно неспециализированное свойство пространства и времени. Этим свойством есть их внутренняя противоречивость. Прошлые два особенности являются примерами ее проявления. Бесконечность пространства и времени складывается соответственно из конечных длительностей отдельных материальных процессов.

Какие конкретно же особенности отличают время и пространство друг от друга? Частным свойством пространства есть его трехмерность. Она выражается, во-первых, в том, что тело в пространстве сможет перемещаться в любом направлении: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад. Во-вторых, все материальные тела владеют трехмерной пространственной формой — протяженностью в длину, ширину и глубину.

Математически трехмерность пространства выражается во взаимооднозначном соответствии между его тройками и точками чисел — их координатами в заданной произвольной совокупности координат.

Время, в отличие от пространства, одномерно. Это указывает, что в случае, если задано начало отсчета во времени, то начало либо финиш какого-либо процесса, протяженность временного промежутка будут обрисованы одним числом. Помимо этого, время владеет свойством необратимости. Во времени нереально перемещение вспять. Оно течет в любой момент и везде в одном и том же направлении: от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Из этого, увидим попутно, направляться необратимость во времени причинно-следственных связей.

Из указанных выше особенностей пространства и времени вытекает то, что пространство владеет особенностями симметрии, а время — ассимметрично. Симметричность пространства выражается в том, что объекты, расположенные в одной части пространства, смогут являться точной копией материальных объектов в второй части пространства довольно определенной линии. Имеет симметрия и место пространства относительно оси вращения его около произвольной точки. Симметрия пространства проявляется в симметричной конфигурации разных материальных тел. К примеру, в форме кристаллов, строения бабочек и т. д.

В специальной теории и классической физике относительности господствующее значение имеют постулаты об однородности и однородности и изотропии пространства времени, вытекающие из их особенностей. Однородность пространства пребывает в равноправии всех его точек, а изотропия — в равноправии всех его направлений. Однородность времени предполагает равноправие всех моментов времени. Это значит, что в каждой точке пространства, в любом направлении и в любую секунду времени законы физики действуют одинаково.

Изменение представлений о пространстве и времени, которое связано с созданием неевклидовых геометрий, открытием особой теории относительности, позвало громадной резонанс и в области философии. Последовательность физиков и философов заключили : потому, что отечественные представления о пространстве и времени изменяются, следовательно, они субъективны. Особое место в отстаивании этого положения заняла разновидность физического идеализма — махизм. По Маху время и пространство являются только упорядоченные совокупности последовательностей ощущений. Последователь Маха Пирсон утверждал, что время и пространство находятся не в вещах, а в отечественном методе принимать вещи. Известный математик Пуанкаре сказал, что изменчивость понятий пространства и времени есть свидетельством навязывания их нами природе в целях удобства.

В это же время в конечном итоге абстрактные понятия пространства и времени являются относительными, они смогут изменяться, уточняться с разитием науки, но из этого не нужно, что изменяются в зависимости от этого, приспосабливаясь к нашему опыту, объективные время и пространство.

Изменчивость представлений о пространстве и времени свидетельствует только, что наше познание и наш опыт все более приспосабливаются к объективному пространству и времени, Все вернее и глубже их отражая. Обоснование объективности пространства и времени имеет актуальное значение для современной физики, встретившейся с их новыми особенностями в области микромира.

Открытие неевклидовых геометрий, наровне с доказательством материальности электромагнитного поля, создали предпосылки для коренного трансформации представлений о пространстве и времени. С открытием поля, по словам Эйнштейна, стала вероятной победа над ньютоновским полным пространством, потому, что не стало отграниченных друг от друга предметов. Все выяснилось заполненным материей и не стало пустоты.

Следующим серьёзным моментом в развитии физики было установление в 1881 г. американским физиком Майкельсоном независимости скорости света довольно движущихся тел.

В физике появилось несоответствие между законами классической физики и новыми открытиями. Разрешение этого несоответствия было осуществлено А. Эйнштейном в 19О5 г. разработкой особой теории относительности. Принципиально новым в теории Эйнштейна есть пространства и утверждение относительности и времени, разглядываемых в отдельности. Значительно иным стало познание смысла одновременности двух событий. С позиций особой теории относительности /СТО/, два события, одновременные в одной инерциальной совокупности отсчета, будут неодновременными в второй совокупности, движущейся довольно первой. Мы можем с уверенностью сказать об одновременности двух событий только в том случае, если они случились в одном и том же месте. Потеря абсолютности одновременности свидетельствует, что не может быть единого времени в разных совокупностях отсчета (в любой момент потом имеются в виду инерциальные совокупности). В каждой таковой совокупности имеется собственное время.

Протяженность кроме этого стала относительной. В действительности, что такое измерить длину какого-либо отрезка? Это значит в один момент зафиксировать его конец и начало. Но потому, что понятие одновременности потеряло собственный безотносительный суть, в разных совокупностях отсчета протяженность отрезка будет разной. Причем установление, что протяженность отрезка будет уменьшаться в направлении перемещения, а промежутки времени возрастать, т. е. течение времени должно замедляться.

Появляется вопрос: настоящи ли подобные релятивистские эффекты? Теория утверждает их действительность. Причем дело не в том, что любой отрезок в различных совокупностях вправду меньше другого. Легко наблюдатели в каждой совокупности отсчета при измерении отыщут, что отрезок в второй совокупности меньше отрезка в их совокупности. Так, каждому из двух одного роста людей, стоящих по различные стороны двояковогнутой линзы второй будет казаться меньше. Не смотря на то, что это не означает, что любой из них меньше другого. Настоящей же обстоятельством трансформаций будет обоюдное относительное перемещение тел. Так, о длине тела, в отличие от классической физики, возможно сказать только в отношении его к той либо другой совокупности отсчета. То же самое относится и к временным промежуткам.

Аналогией этому есть то, что мы не можем сказать о скорости тела по большому счету, безотносительно к какой-либо совокупности, потому что не существует скорости тела самой по себе. Кроме этого лишены смысла понятия верх и низ, право и лево, если не указано, довольно чего устанавливается ориентировка в пространстве.

Развитие представлений о пространстве и времени продемонстрировало, что как таковые время и пространство раздельно не существуют. Они являются сторонами единой сущности — четырехмерного пространства-времени. Окружающий мир — это мир событий, каковые характеризуются место и временем.

СТО, продемонстрировав относительность пространства и времени, ввела новый абсолют. Таким абсолютом есть четырехмерное пространство-время, где три координаты пространственные, а четвертая временная. В целом философское значение особой теории относительности пребывает в том, что открыла неразрывную сообщение, органическое единство пространства и времени. Выводы СТО на данный момент находят собственный подтверждение на практике.

Предстоящее развитие представлений о пространстве и времени и их связи с материей связано с происхождением неспециализированной теории относительности (ОТО)

Одним из главных постулатов ОТО являются гравитационные уравнения Эйнштейна, в которых правая часть имеется физическая величина, высказывающая материю — энергию — импульс. А левая часть высказывает геометрические особенности 4-х мерного пространства-времени. Так, уравнения Эйнштейна обрисовывают одновременно и гравитационное поле, и геометрию пространства-времени.

Установление зависимости гравитационного поля, а через него о пространства-времени от распределения в нем материальных весов есть наиболее значимым причиной не только в физическом, но и в общефилософском замысле. В этом смысле уравнения Эйнштейна направляться разглядывать как математическое выражение диалектического принципа, утверждавшего, что время и пространство как формы существования материи должны быть неразрывно связаны с ее свойствами и материей. Это значит, что ОТО в ответе неприятности пространства и времени коренным образом отличается от классической физики.

Так, неспециализированная теория относительности есть новым и более глубоким, чем особая теория относительности, подтверждением диалектико-материалистического учения о неразрывной связи пространства и времени с движущейся материей.

Необычно в ОТО и проявление релятивистских эффектов. В соответствии с ей замедление и сокращение длин времени наблюдаются кроме того в рамках одной и той же совокупности отсчета, при переходе от одних точек совокупности к вторым. К примеру, во всех точках, расположенных ближе к центру материальных весов, гравитационное поле будет интенсивнее и, следовательно, время будет течь медленнее, а длины отрезков меньше, чем в точках, более удаленных от центра гравитации.

Как мы знаем, справедливость всякой теории подтверждается лишь только практикой, например, опытом. На данный момент идеи неспециализированной теории относительности находят все громадные и громадные доказательства.

Во второй половине 50-ых годов двадцатого века германский физик Мисбауер открыл метод изготовления ядерных часов, измеряющих время с огромной точностью. Испытания с применением результата Мисбауера продемонстрировали, что у поверхности почвы время течет медленнее, чем, допустим, на крыше какого-либо строения.

Создание СТО и ОТО содействовало предстоящему формированию представлений о пространстве и времени и тем самым более глубокому пониманию характера связи пространства, времени и движущейся материи. Но вычислять, что неприятность пространства и времени в физике решена абсолютно, было бы преждевременным. Развитие квантовой физики, космологии и т. д. ставит перед наукой все новые и новые вопросы, ответ которых во многом связано с предстоящим развитием учения о материи и ее особенностях.

Существующие проблемы с решением проблемы пространства и времени для некоторых областей знания разрешают высказать предположение, что их ответ , быть может, связано с разработкой физической теории, более общей, чем квантовая теория и теория относительности поля. Наряду с этим есть вероятность открытия какой-либо более неспециализированной формы существования материи. по отношению к которой пространственно-временная форма явится одной из ее разновидностей.

Подводя итог возможно с уверенностью заявить, что развитие современной физики абсолютно подтвердило правильность диалектико-материалистической концепции пространства и времени.

3.3 Пространство и время в структуре бытия — Философия для бакалавров


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: