Фома Аквинский
(в противном случае Фома Аквинат либо Томас Аквинат)
(1224-1274, Италия)
— философ и средневековый теолог, один из наибольших представителей зрелой схоластики,
( Схола?стика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная около университетов и воображающая собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля),
монах доминиканского ордена, ученик известного средневекового теолога, естествоиспытателя и философа Альберта Великого (1193-1280).
Главные произведения
«Философская сумма (об истинности католической веры против язычников)» (1261-1264)
«Сумма теологии» (1265-1273)
В вопросе об отношении разума и веры, философии и религии Фома исходил из того, что философия и религия различными методами достигают истину. Религия обретает собственные истины в откровении, философия же приходит к истине при помощи разума и опыта. Источником истин разума и истин откровения есть Всевышний, исходя из этого нет противоречий между разумом и религией. религия и Вера возвышаются над знанием, философией. философия и Религия совсем независимы, но христианство обращается к философии для того, чтобы с ее помощью сделать собственный учение более дешёвым и понятным для верующих.
Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
• разум и вера – не одно да и то же (как вычислял Августин Блаженный), а разные понятия;
• разум и вера в один момент участвуют в ходе познания;
• разум и вера дают подлинное знание;
• в случае, если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
• все в мире делится на то, что возможно познать рационально (разумом), да и то, что разумом непознаваемо;
• разумом возможно познать факт существования Всевышнего, единство Всевышнего, бессмертие людской души и др.;
• не поддаются рациональному (разумному) познанию неприятности сотворения мира, первородного греха, троичность Всевышнего, а следовательно, смогут быть познаны через Божественное откровение;
• теология и философия — различные науки;
• философия может растолковать лишь то, что познаваемо разумом;
• все другое (божественное откровение) может познать лишь теология.
• истины веры и Истины науки не смогут противоречить ?друг другу; между ними существует гармония.
Главные идеи
• Фома Аквинский первым постарался светло обрисовать отличие между теологией и философской рефлексией. Имеется две разновидности знания — естественное (философское, научное) и сверхъестественное (знание через веру — благодать). По Аквинскому, философия как школа естественного созерцания есть ответственным элементом, нужным для полного развития людской природы.
• Сердцем философии св. Фомы есть метафизика, философия бытия. В каждом бытии он разграничивает существования и сущность. Для него любая вещь через существование соприкасается Всевышнего. Но для существования всех вещей нужно что-то такое, что само по собственной природе существованием. В нем нет отличия между существованием и сущностью, в силу того, что сущность этого имеется кое-что существования. Это ядро любого существования, существования по сути, св. Фома именует Всевышним.
• Бытие, сущностью которого есть существование, есть обстоятельством всей действительности. Всевышний находится у источника всякой вещи и все пронизывает: Всевышний имеется существование всего не по существу, но как обстоятельство. Сама философия открывает нам присутствие Всевышнего полностью в каждой вещи в качестве источника существования. Всевышний имеется то, чем мы живем, движемся, существуем. Всевышний, что находится в глубине вещей, одновременно с этим вечно превышает каждую вещь. Это тайна, которая не может быть постигнута.
• Всевышний как путь, жизнь и истина отождествляется Фомой Аквинским со счастьем: Всевышний по собственной сути есть счастьем, которое не в собственности ничему второму. Никто по собственной сути не может быть радостен, но возможно радостен в той мере, которой он приближается к Всевышнему, другими словами до Того, Кто есть самым счастьем.
•Человек имеет рациональную природу: Ум имеется замечательная природа человека. Назначение человека — осознавать и функционировать с пониманием. Человеку естественным образом свойственно постигать цель, к которой тяготеет каждая вещь, естественный порядок вещей, завершением которого есть высшее благо — Всевышний.
•В земном измерении разум знает добро и зло в действиях и вещах, ниже Всевышнего, а потому отечественная воля свободна желать либо не желать что-то из земных сокровищ. Это и имеется сущность свободной разумной воли: разум — обстоятельство свободы. Человек свободен в том смысле, что, идя к цели, она ведет себя сама. Человек грешит конкретно по причине того, что свободная — свободная удаляться от цели и забывать универсальные законы, каковые раскрываются Откровением и умом божества.
• Истоки физического и морального зла — возможность конечного бытия, в рамках которого нам привычны мутации и смерть, свобода рациональных существ, каковые не признают собственного родства с Всевышним. Зло — в памяти и утрате связи о фундаментальной зависимости от Всевышнего. Корень зла в порче свободы и духа.
• Фома Аквинский определяет человека как микрокосм, как целостность. Оформляя началом данной целостности есть душа. Душа содержит всю природу человека — от низких до наивысших ее проявлений. Чем посильнее в человеке душа, чем больше душа господствует над материей, телесным началом, тем больше в человеке свойство к познанию. Те либо иные типы чувственного либо умственного познания не существуют в чистом виде. На каждое чувство откликается бы целый человек. Наряду с этим познание постоянно обогащает познающего.
• Страсти не относятся к сфере разума. Для него существует лишь две мыслительные, две духовные свойства — воля и интеллект.
• Любовь в базе собственной в любой момент страстью и делается подлинной любовью в той мере, в которой она преобразовывается актом воли, и с страстной любви переходит в любовь духовную. Фома разграничивает любовь на два рода. Первый ниже, — это любовь-жажда, в которой в любой момент имеется рвение к нашей пользе, рвения к возмещению отечественных недочётов. Подлинная любовь основывается на рвении установить единство между любимым и любящим без размышлений о том, принесет ли это какой-либо пользу либо нет. Данный поиск подлинного хороша в приязни Фома именует дружеской любовью.